Башталгыч кесиптик билим берүү башкармалыгы
Башталгыч кесиптик билим берүү башкармалыгы

Көрүлдү: 265

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации дуального обучения в образовательных организациях начального профессионального образования

Утверждено приказом

Министерства образования и науки

Кыргызской Республики

от «06» «04» 2022 г.  

№558/1                                     

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке организации дуального обучения в образовательных организациях начального профессионального образования

  1. Общие положения
    1. Настоящее положение разработано в соответствии с законами Кыргызской Республики «Об образовании», «О начальном профессиональном образовании», определяет порядок реализации элементов дуальной системы обучения в образовательной организации начального профессионального образования (далее – НПО) при обучении учащихся по профессиям, востребованным на рынке труда.
    2. Дуальная система обучения представляет собой форму реализации образовательных программ начального профессионального образования, основанную на взаимодействии образовательных учреждений, предприятий и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности.
    3. Настоящее положение является основанием для организации обучения  в условиях предприятий и формирования самостоятельного графика обучения по согласованию с социальными партнерами.
    4.  
  2. Цели и задачи дуальной системы обучения

 

  1. Целями дуальной системы обучения являются:
  • развитие профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки рабочих кадров;
  • внедрение в учебный процесс образовательных организаций начального профессионального образования новых форм обучения;
  • качественное освоение учащимися основных профессиональных программ согласно государственному стандарту начального профессионального образования, а также приобретение ими практических навыков работы в профессиональной среде.
  1. Задачами дуальной системы обучения являются:
  • подготовка квалифицированных рабочих, специалистов в соответствии с требованиями работодателей;
  • обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников организаций НПО;
  • выстраивание механизмов взаимодействия работодателей и образовательных организаций в рамках формирования образовательных программ и других вопросов обучения;
  • повышение качества подготовки кадров  за счет применения современных инновационных технологий в условиях производства.

 

  1. Организация учебного процесса с элементами

дуального обучения

 

  1. Образовательный процесс с применением элементов дуальной системы обучения проводится в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными  в установленном порядке, и разработанными на их основе учебными планами, утверждаемыми образовательной организацией, а также  иными нормативными документами, регламентирующими учебный процесс.
  2. Участниками дуальной системы обучения являются учащиеся и педагогические работники образовательной организации с одной стороны и работники предприятия – с другой.
  3. Дуальная система обучения предполагает:
  • разработку учебного плана, в соотношении: теории - 20-40%, практики – 60-80%;
  • составление графика учебного процесса с учетом производственной практики на предприятии, регулирование учебной нагрузки в соответствии с потребностями производственного процесса, согласно учебному плану;
  • дуальная система обучения предусматривает вовлечение предприятий в процесс разработки учебных планов, образовательных программ, увеличение их практико-ориентированности, обеспечение учащихся рабочими местами в период обучения и после окончания обучения.
  1. Продолжительность рабочего дня учащегося на предприятии не должна превышать нормативов, определяемых учебным планом на основании трудового законодательства.
  2. Общее руководство организацией обучения на производстве и  производственной практики осуществляет ответственное лицо, назначенное приказом руководителя образовательной организации начального профессионального образования.
  3. За каждой группой учащихся на период  обучения в условиях производства закрепляется мастер производственного обучения, который несет ответственность за:
  • правильность распределения учащихся по рабочим местам в соответствии с их специализацией по профессии;
  • выполнение учебного плана и программы профессионального обучения;
  • трудовую дисциплину учащихся,  соблюдение требований техники безопасности труда;
  • экономное расходование материалов и электрической энергии;
  • воспитание у учащихся производственной дисциплины;
  • выполнение установленных производственных норм;
  • безопасность  жизни и здоровья учащихся.
  1. При организации обучения в условиях производства образовательная организация заключает прямой договор с предприятием/организацией, а также ученические договоры между предприятием/организацией и учащимся, предусматривающие материальное стимулирование учащихся.
  2. Во время прохождения обучения в условиях производства на учащихся распространяются правила техники безопасности, охраны труда, действующие на предприятии/организации.
  3. Учащиеся в период обучения в условиях производства  ведут дневник, где отражается выполнение заданий и оценка работника предприятия о выполненных работах. По итогам прохождения обучения предприятие подготавливает на учащегося отзыв о прохождении обучения и дает производственную характеристику учащемуся.
  4. Образовательная организация совместно с предприятием/организацией организует процедуру оценки общих и профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся, освоенных ими в процессе обучения с элементами дуального обучения по профессии в соответствии с профессиональными стандартами.
  5. Министерство образования и науки Кыргызской Республики: осуществляет контроль за организацией дуального обучения в части:
  • получения обучающимися образования в полном объеме в соответствии с утвержденным стандартом;
  • выдачи документа об уровне квалификации обучающегося;
  • рассматривает ежегодный отчет образовательных организаций о проведении обучения с элементами дуального обучения.
  • ведёт мониторинг реализации настоящего Положения и при необходимости вносит коррективы.

Пайдалуу шилтемелер

Мамлекеттик сайттар жана порталдар