Көрүлдү: 265
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации дуального обучения в образовательных организациях начального профессионального образования
Утверждено приказом
Министерства образования и науки
Кыргызской Республики
от «06» «04» 2022 г.
№558/1
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации дуального обучения в образовательных организациях начального профессионального образования
- Общие положения
-
- Настоящее положение разработано в соответствии с законами Кыргызской Республики «Об образовании», «О начальном профессиональном образовании», определяет порядок реализации элементов дуальной системы обучения в образовательной организации начального профессионального образования (далее – НПО) при обучении учащихся по профессиям, востребованным на рынке труда.
- Дуальная система обучения представляет собой форму реализации образовательных программ начального профессионального образования, основанную на взаимодействии образовательных учреждений, предприятий и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности.
- Настоящее положение является основанием для организации обучения в условиях предприятий и формирования самостоятельного графика обучения по согласованию с социальными партнерами.
-
- Цели и задачи дуальной системы обучения
- Целями дуальной системы обучения являются:
- развитие профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки рабочих кадров;
- внедрение в учебный процесс образовательных организаций начального профессионального образования новых форм обучения;
- качественное освоение учащимися основных профессиональных программ согласно государственному стандарту начального профессионального образования, а также приобретение ими практических навыков работы в профессиональной среде.
- Задачами дуальной системы обучения являются:
- подготовка квалифицированных рабочих, специалистов в соответствии с требованиями работодателей;
- обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников организаций НПО;
- выстраивание механизмов взаимодействия работодателей и образовательных организаций в рамках формирования образовательных программ и других вопросов обучения;
- повышение качества подготовки кадров за счет применения современных инновационных технологий в условиях производства.
- Организация учебного процесса с элементами
дуального обучения
- Образовательный процесс с применением элементов дуальной системы обучения проводится в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными в установленном порядке, и разработанными на их основе учебными планами, утверждаемыми образовательной организацией, а также иными нормативными документами, регламентирующими учебный процесс.
- Участниками дуальной системы обучения являются учащиеся и педагогические работники образовательной организации с одной стороны и работники предприятия – с другой.
- Дуальная система обучения предполагает:
- разработку учебного плана, в соотношении: теории - 20-40%, практики – 60-80%;
- составление графика учебного процесса с учетом производственной практики на предприятии, регулирование учебной нагрузки в соответствии с потребностями производственного процесса, согласно учебному плану;
- дуальная система обучения предусматривает вовлечение предприятий в процесс разработки учебных планов, образовательных программ, увеличение их практико-ориентированности, обеспечение учащихся рабочими местами в период обучения и после окончания обучения.
- Продолжительность рабочего дня учащегося на предприятии не должна превышать нормативов, определяемых учебным планом на основании трудового законодательства.
- Общее руководство организацией обучения на производстве и производственной практики осуществляет ответственное лицо, назначенное приказом руководителя образовательной организации начального профессионального образования.
- За каждой группой учащихся на период обучения в условиях производства закрепляется мастер производственного обучения, который несет ответственность за:
- правильность распределения учащихся по рабочим местам в соответствии с их специализацией по профессии;
- выполнение учебного плана и программы профессионального обучения;
- трудовую дисциплину учащихся, соблюдение требований техники безопасности труда;
- экономное расходование материалов и электрической энергии;
- воспитание у учащихся производственной дисциплины;
- выполнение установленных производственных норм;
- безопасность жизни и здоровья учащихся.
- При организации обучения в условиях производства образовательная организация заключает прямой договор с предприятием/организацией, а также ученические договоры между предприятием/организацией и учащимся, предусматривающие материальное стимулирование учащихся.
- Во время прохождения обучения в условиях производства на учащихся распространяются правила техники безопасности, охраны труда, действующие на предприятии/организации.
- Учащиеся в период обучения в условиях производства ведут дневник, где отражается выполнение заданий и оценка работника предприятия о выполненных работах. По итогам прохождения обучения предприятие подготавливает на учащегося отзыв о прохождении обучения и дает производственную характеристику учащемуся.
- Образовательная организация совместно с предприятием/организацией организует процедуру оценки общих и профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся, освоенных ими в процессе обучения с элементами дуального обучения по профессии в соответствии с профессиональными стандартами.
- Министерство образования и науки Кыргызской Республики: осуществляет контроль за организацией дуального обучения в части:
- получения обучающимися образования в полном объеме в соответствии с утвержденным стандартом;
- выдачи документа об уровне квалификации обучающегося;
- рассматривает ежегодный отчет образовательных организаций о проведении обучения с элементами дуального обучения.
- ведёт мониторинг реализации настоящего Положения и при необходимости вносит коррективы.