Көрүлдү: 304
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 13 июля 2021 года № 72
О внесении изменения в постановление Правительства Кыргызской Республики "Об утверждении Макета государственного образовательного стандарта начального профессионального образования Кыргызской Республики" от 22 января 2018 года № 41
В целях реализации единого подхода в формировании образовательных программ начального профессионального образования, в соответствии со статьей 5 Закона Кыргызской Республики "Об образовании", статьей 6 Закона Кыргызской Республики "О начальном профессиональном образовании", статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Кабинет Министров Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики "Об утверждении Макета государственного образовательного стандарта начального профессионального образования Кыргызской Республики" от 22 января 2018 года № 41 следующее изменение:
- приложение к вышеуказанному постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 16 июля 2021 года № 80
Председатель |
У.А. Марипов |
|
|
|
|
МАКЕТ
государственного образовательного стандарта начального профессионального образования Кыргызской Республики
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Государственный образовательный стандарт по профессии начального профессионального образования
____________________________________________________________________________
(указывается код, полное наименование профессии)
разработан уполномоченным органом в области образования Кыргызской Республики.
2. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие понятия:
государственный образовательный стандарт - совокупность норм и правил, определяющих образовательный минимум содержания основных образовательных программ, базовые требования к качеству подготовки выпускников, предельно допустимую учебную нагрузку обучающихся;
интегрированная программа - программа, предусматривающая обучение с признанием предыдущих результатов обучения по ускоренным срокам;
компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика (обучаемого), необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;
кредит (кредит-часы) - условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;
национальная рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификаций в соответствии с набором критериев, направленное на интеграцию и координацию национальных квалификационных подсистем, обеспечение сопоставимости квалификаций и являющееся основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации;
области профессиональной деятельности - совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;
основная профессиональная образовательная программа - содержание образования конкретного уровня, направления или специальности;
общетехнический цикл - совокупность предметов, обеспечивающих изучение научных основ техники и технологии межотраслевого характера;
общепрофессиональный цикл - совокупность предметов, содержание которых ориентировано на определенный вид деятельности межотраслевого характера или на профессии определенной отрасли (вид производства);
профессиональный цикл - совокупность предметов, обеспечивающих подготовку непосредственно по профессии;
профессиональный стандарт - основополагающий документ, определяющий в рамках конкретного вида профессиональной деятельности требования к ее содержанию и качеству и описывающий качественный уровень квалификации сотрудника, которому он обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой организации вне зависимости от рода ее деятельности;
результаты обучения - утверждение относительно того, какие знания, понимание и способности к деятельности ожидаются от обучающегося после успешного завершения процесса обучения;
цикл дисциплин - часть основной профессиональной образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.
3. Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
4. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВЧ - вариативная часть;
ГИА - итоговая государственная аттестация;
ОК - общие компетенции;
ООЦД - общеобразовательный цикл дисциплин;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;
ОПЦД - общепрофессиональный цикл дисциплин;
ОТЦД - общетехнический цикл дисциплин;
ПО; ПП - производственное обучение и практика;
ПЦД - профессиональный цикл дисциплин;
ПМ - профессиональные модули;
ФК - физическая культура;
ЦД - цикл дисциплин.
Глава 2. Область применения
5. Настоящий Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы по профессии
____________________________________________________________________________
(указывается код по Перечню, полное наименование профессии)
и является основанием для разработки учебной, организационно-методической документации, оценки качества освоения основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования всеми образовательными организациями независимо от их организационно-правовых форм, имеющих лицензию и государственную или независимую аккредитацию на территории Кыргызской Республики.
6. Основными пользователями настоящего Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии
____________________________________________________________________________ являются:
(указывается код по Перечню, полное наименование профессии)
- администрация и педагогический состав образовательных организаций, имеющих право на реализацию основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования;
- обучающиеся, осваивающие основную образовательную программу по данной профессии;
- объединения работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
- учебно-методические объединения и организации, обеспечивающие разработку основных образовательных программ;
- уполномоченный государственный орган, обеспечивающий финансирование начального профессионального образования;
- уполномоченный государственный орган, обеспечивающий контроль за соблюдением законодательства в системе образования, осуществляющий аккредитацию и контроль качества в сфере начального профессионального образования.
Глава 3. Общая характеристика профессии начального профессионального образования
7. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии
____________________________________________________________________________
(указывается код по Перечню, полное наименование профессии)
____________________________________________________________________________
(указываются возможные формы обучения начального профессионального
образования по данной профессии:
очная;
очно-заочная (вечерняя);
экстернат).
8. Требования к уровню подготовленности абитуриентов.
Абитуриент при поступлении должен иметь один из следующих документов:
- аттестат о среднем общем образовании;
- свидетельство об основном общем образовании;
- иной документ, свидетельствующий о присуждении и признании квалификации, соотнесенный с национальной рамкой квалификаций Кыргызской Республики;
- в необходимых случаях на обучение по программам начального профессионального образования принимаются лица, не имеющие базового образования и какой-либо квалификации, без права обучения по программам среднего общего образования и перехода на другой уровень профессионального образования.
9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии
____________________________________________________________________________
(указывается код по Перечню, полное наименование профессии)
при очной форме обучения на базе среднего общего образования составляет не менее
____________________________________________________________________________.
(указываются сроки обучения)
Другие сроки обучения устанавливаются согласно Закону Кыргызской Республики "О начальном профессиональном образовании".
В образовательных организациях начального профессионального образования реализуются следующие основные образовательные программы:
- интегрированная программа среднего общего и начального профессионального образования на базе основного общего образования со сроком обучения не менее 2-3 лет;
- программа начального профессионального образования на базе основного общего образования без получения среднего общего образования со сроком обучения 1-2 года, включающая программу допризывной подготовки;
- программа начального профессионального образования на базе среднего общего образования со сроком обучения не менее 1 года;
- программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации со сроком обучения до 1 года.
Органы управления начальным профессиональным образованием могут по заявлению учащегося сократить срок обучения, если обучаемый в состоянии овладеть профессией за более короткий срок.
В исключительных случаях (болезнь, призыв на службу в Вооруженные Силы Кыргызской Республики) по заявлению учащегося, уполномоченный орган начальным профессиональным образованием может продлить срок обучения, чтобы обучаемый смог достигнуть цели обучения.
10. Трудоемкость основной профессиональной образовательной программы, согласно Структуре основной образовательной программы начального профессионального образования (приложение к Макету государственного образовательного стандарта начального профессионального образования Кыргызской Республики), за учебный год (10 месяцев при стандартном обучении) составляет не менее 48 кредитов (48 кр ⨯ 30 час. = 1440 час.), с учетом включения самостоятельной работы и всех видов аттестации, трудоемкость основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при 10-месячном сроке обучения должна составлять не более 60 кредитов. При этом один кредит равен 30 часам учебной работы обучающегося.
Объем учебной нагрузки при обучении 3 года на базе основного общего образования рассчитывается по часовой системе (минимально 36 академических часов в неделю, максимально - 39 часов.)
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 45 (1,5 кр) академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется Государственным образовательным стандартом начального профессионального образования с учетом специфики профессии не менее 80% общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины или профессионального модуля (например, на предмет выделяется 40 часов, из них 80% или 32 часа - это аудиторные занятия, остальные 8 часов распределяются по усмотрению преподавателя).
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования (в том числе для учебных заведений при исправительных учреждениях) составляет 16 академических часов в неделю.
Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
Производственное обучение и производственная практика составляют 50-60% учебного времени общего объема основной профессиональной образовательной программы.
Производственная практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
11. Цели основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии
____________________________________________________________________________
(указывается код по Перечню, полное наименование профессии)
- в области обучения является (формулируются цели основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования в области обучения):
- в области воспитания личности является (формулируются цели основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования в области воспитания личности):
12. Вид и подвид экономической деятельности:
____________________________________________________________________________
(указывается вид экономической деятельности, к которому относится данная
профессия, согласно Государственному классификатору Кыргызской Республики
"Виды экономической деятельности", утвержденному постановлением
Правительства Кыргызской Республики от 11 января 2011 года № 9 или
Общереспубликанскому классификатору занятий, введенному в действие
постановлением Национального статистического комитета Кыргызской Республики
от 6 мая 2019 года № 10-ОКЗ 009-2019).
13. Области профессиональной деятельности
____________________________________________________________________________
(перечисляются области профессиональной деятельности выпускников
в соответствии с национальной рамкой квалификаций,
отраслевыми/секторальными рамками квалификаций)
включает: __________________________________________________________________
(указываются виды профессиональной деятельности в соответствии
с профессиональным стандартом (при наличии)
14. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются
____________________________________________________________________________
(указываются классификатор видов и/или занятий)
15. Виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, должны определяться содержанием образовательной программы, разрабатываемой образовательными организациями, реализующими образовательные программы данного направления, совместно с работодателями и в соответствии с национальной рамкой квалификаций.
16. Перечень задач профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник, формируется из квалификационных требований в соответствующей области профессиональной деятельности и профессионального стандарта.
Если перечень задач профессиональной деятельности отсутствует, он должен быть сформирован разработчиками проекта Государственного образовательного стандарта при обязательном участии работодателей (указывается задача в соответствии с перечисленными в п.14 видами профессиональной деятельности).
17. Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования ______________________________, подготовлен:
- к профессиональной деятельности;
- к продолжению обучения по интегрированным программам начального профессионального образования и среднего профессионального образования.
Глава 4. Общие требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
18. Образовательные организации, реализующие образовательные программы начального профессионального образования, самостоятельно разрабатывают основную профессиональную образовательную программу по профессии. Основная профессиональная образовательная программа разрабатывается на основе соответствующего Государственного образовательного стандарта по профессии, национальной рамки квалификаций, отраслевых и секторальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов, с учетом потребностей рынка труда.
Образовательные организации периодически пересматривают и при необходимости обновляют основные профессиональные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, а также в соответствии с рекомендациями работодателей и других заинтересованных сторон, заключающимися в следующем:
- в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;
- в периодическом мониторинге основных профессиональных образовательных программ;
- в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;
- в обеспечении качества и компетентности педагогического состава;
- в обеспечении достаточными ресурсами реализуемой основной профессиональной образовательной программы, контроле эффективности их использования;
- в регулярном проведении самооценки по минимальным требованиям аккредитации, установленным Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
- в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
19. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации.
20. Текущая аттестация обучающихся проводится по итогам учебного полугодия на основании системы оценивания, установленной уполномоченным органом в сфере начального профессионального образования.
21. Квалификационный экзамен (итоговая аттестация) обучающихся проводится по завершению полного курса обучения, в форме независимого квалификационного экзамена в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом в сфере начального профессионального образования.
Другие виды государственных аттестационных испытаний определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах требований учебной программы.
22. Для текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, модульные тесты и др., позволяющие оценить уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу начального профессионального образования.
23. Основная профессиональная образовательная программа начального профессионального образования должна содержать дисциплины по выбору обучающегося вариативной части профессионального цикла дисциплин. Перечень дисциплин по выбору обучающихся устанавливается решением педагогического совета.
24. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения 3-2 года и не менее двух недель в зимний период при сроке обучения 1 год (10 месяцев).
25. При разработке основной профессиональной образовательной программы могут быть определены возможности образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального профессионального образования, в формировании общих компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера).
26. Образовательная организация, реализующая образовательные программы начального профессионального образования, обязана:
- сформировать социокультурную среду,
- создать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся,
- способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных обществ.
27. Образовательная организация обязана ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при освоении основных профессиональных образовательных программ, разъяснить, что включенные для обучения дисциплины являются для обучающихся обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
28. Образовательные организации при организации и реализации основных профессиональных образовательных программ обязаны учитывать политику гендерного равенства, обеспечить социальную инклюзию, а также развитие цифровизации.
29. В целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной образовательной программы в части развития общих компетенций, обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.
30. Обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной образовательной программой.
31. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
32. При формировании своей индивидуальной образовательной траектории учащийся имеет право получить консультацию в образовательной организации по выбору дисциплин и их влиянию на будущую профессию.
Глава 5. Требования к основной профессиональной образовательной программе
33. Выпускник по профессии ______________________ в соответствии с целями основной профессиональной образовательной программы, указанными в пунктах 9 и 15 настоящего Государственного образовательного стандарта, должен обладать следующими компетенциями:
- общими:
ОК-1. Способен использовать знания об охране окружающей среды и производственной экологии; организации безопасного и здорового образа жизни;
ОК-2. Способен логически строить свою устную и письменную речь на государственном (уровень В1) и официальном языках на уровне профессионального общения;
ОК-3. Способен использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК-4. Способен работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК-5. Способен планировать и организовать собственную деятельность;
ОК-6. Способен использовать базовые предпринимательские знания и навыки в профессиональной деятельности.
- профессиональными: _______________________________________________________
Профессиональные компетенции указываются в соответствии с перечисленными видами профессиональной деятельности. Перечень профессиональных компетенций составляется на основании национальной рамки квалификаций в соответствующей области профессиональной деятельности.
Основная образовательная программа начального профессионального образования предполагает изучение учебных циклов и разделов, предусмотренных в приложении к настоящему Макету государственного образовательного стандарта начального профессионального образования Кыргызской Республики.
34. Основная профессиональная образовательная программа начального профессионального образования разрабатывается в соответствии со структурой, прилагаемой к настоящему макету (Приложение к Макету государственного образовательного стандарта начального профессионального образования Кыргызской Республики).
35. Профессиональный цикл дисциплин имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую образовательными организациями. Вариативная часть составляет не менее 10 процентов и дает возможность углубления подготовки, определяемой содержанием базовой части, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
36. Требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ начального профессионального образования, к условиям их реализации, итоговой аттестации выпускников и уровню их подготовки по каждой профессии определяются образовательными организациями в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере начального профессионального образования.
Глава 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса
37. Реализация основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы.
Перечень обязательных учебников и методических пособий определяется учебно-методическим объединением согласно лицензионным требованиям.
38. Обеспеченность учащихся учебной литературой и/или электронной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать лицензионным требованиям. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям.
39. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально ориентированных периодических изданий.
40. Образовательная организация обязана обеспечить условия для организации профессионального обучения в различных формах, включая дистанционное обучение.
Глава 7. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
41. Образовательная организация, реализующая основную профессиональную образовательную программу начального профессионального образования, должна располагать соответствующей материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и практической работы учащихся
____________________________________________________________________________
(указывается материально-техническое обеспечение, включая полигоны,
производственные мастерские, технологические лаборатории, студии,
а также соотношение оборудования, учебного инвентаря, необходимых
расходных материалов на одного учащегося).
42. Оценка качества реализации основной профессиональной образовательной программы.
____________________________________________________________________________
(устанавливаются формы проверки результатов обучения и требования к ним)
Примечание:
(*) В статье 1 Закона Кыргызской Республики "О начальном профессиональном образовании", установлено, что в необходимых случаях создаются условия для получения профессии лицам, не имеющим основного общего образования.
|
|
Приложение |
СТРУКТУРА
основной образовательной программы начального профессионального образования
Код циклов дисциплин (ОД) |
Циклы дисциплин и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость** (кредит-часы) |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ |
Коды формируемых компетенций |
||
На базе среднего общего образования |
На базе основного общего образования |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
10 мес. |
2 г. |
3 г. |
|
|
ООЦЦ* |
Общеобразовательный цикл дисциплин |
64 ч. - |
**240 ч. |
*2006 ч. |
1. Профессиональный кырг./русск. язык 2. Безопасный здоровый образ жизни **3. Допризывная подготовка |
ОК 1-6 |
В результате изучения цикла обучаемый должен: |
2 кр/64 ч. |
(10-11 кл.) школьный компонент |
||||
- знать: - уметь: |
- |
|||||
ОТЦД** ОПЦД** |
Профессиональный компонент |
50 кр/1500 ч. |
2532 ч. |
2434 ч. |
1. Дисциплины общетехнического, общепрофессионального циклов согласно профилю подготовки профессий |
ОК 1-6 |
Базовая часть: - общетехнический; - общепрофессиональный. В результате изучения базовой части цикла дисциплин, обучаемый должен: |
|
|
|
ПК 01-0N |
||
- знать: - уметь: |
**** 4-5 уровень НРК |
4 уровень по НРК КР |
||||
ПЦД ПМ |
Профессиональный цикл дисциплин Базовая часть: Профессиональные модули. В результате изучения профессиональных модулей обучаемый должен: - знать: - уметь: |
20 кр/600 ч. |
|
|
|
ПМ 01-0N ПК 01-0N МДК-01-0N Профессиональные модули |
ВЧ |
Вариативная часть ОПОП (определяется образовательной организацией) |
10% от проф. компонента |
10% от проф. компонента |
10% от проф. компонента |
|
ОК 1-6 ПК 01-0N ВЧ 00-0N |
ПО; ПП |
Производственное обучение и практика (практические умения и навыки определяются ОПОП) |
50-60% от проф. компонента 28-30 кр/840-900 ч. |
50-60% от проф. компонента |
50-60% от проф. компонента |
|
ОК 1-6 ПК 01-0N |
ФК |
Физическая культура |
2 кр./60 ч. |
108 |
- |
|
|
ГИА*** |
Итоговая государственная аттестация, включая консультации (для 10 мес. обучения) |
1 кр/30 ч. |
|
|
|
|
|
Итоговая государственная аттестация (для обучения 2 и 3 года) |
|
6 ч. |
6 ч. |
|
|
ВСЕГО |
Общая трудоемкость ОПОП |
55 кр/1650 ч. |
2880 ч. |
4440 ч. |
|
|
|
Недельная нагрузка, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы |
45 час. |
36 ч. |
36 ч./39 ч. |
|
|
Примечание:
(*) - трудоемкость дисциплин, входящих в общеобразовательную подготовку, со сроком обучения 3 года определяется в соответствии с государственным образовательным стандартом школьного общего образования;
(**) трудоемкость отдельных дисциплин, входящих в циклы (общетехнический, общепрофессиональный, профессиональный), определяется в соответствии с профилем подготавливаемых рабочих профессий;
(***) часы на итоговую аттестацию, кроме квалификационного экзамена, учитываются в рамках предметных дисциплин;
(****) с учетом профиля и специфики профессий."