Башталгыч кесиптик билим берүү башкармалыгы
Башталгыч кесиптик билим берүү башкармалыгы

Көрүлдү: 11

ТИПОВОЙ УСТАВ образовательной организации начального профессионального образования

Приложение 2

 

 

 постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики
от 8 мая 2024 года № 220)

ТИПОВОЙ УСТАВ
образовательной организации начального профессионального образования

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Типовой устав образовательной организации начального профессионального образования (далее - Типовой устав) разработан в соответствии со статьями 181930 Закона Кыргызской Республики "Об образовании" и определяет порядок организации учебной, воспитательной, методической работы и производственной деятельности образовательных организаций начального профессионального образования.

2. Настоящий Типовой устав распространяется на все образовательные организации начального профессионального образования вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности.

3. Образовательной организацией начального профессионального образования осуществляет подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников квалифицированного труда по программам начального профессионального образования.

4. Образовательная организация начального профессионального образования осуществляет свою деятельность на основе Конституции Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики "Об образовании", а также настоящего Типового устава и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

5. Образовательная организация начального профессионального образования является самостоятельным юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и наименованием на государственном и официальном языках, самостоятельный баланс, оборотные средства.

6. Основанием для деятельности образовательной организации начального профессионального образования является наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности.

7. Деятельность образовательной организации начального профессионального образования, функции, взаимоотношения с другими организациями, учреждениями и предприятиями, особенности финансово-хозяйственной деятельности определяются уставом, утверждаемым ее учредителем.

8. Исправительные учреждения и профессиональные училища производят подготовку квалифицированных рабочих кадров на основании договора о профессиональном образовании осужденных.

Глава 2. Задачи образовательной организации начального профессионального образования

9. Основными задачами образовательной организации начального профессионального образования являются:

1) подготовка квалифицированных рабочих, служащих и предпринимателей в соответствии с требованиями рынка труда, а также потребностями и заявками предприятий, учреждений, органов местного самоуправления;

2) профессиональная подготовка и повышение производственной квалификации осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, по профессиям и специальностям в соответствии с требованиями рынка труда;

3) реализация государственных стандартов начального профессионального образования;

4) оказание образовательных услуг представителям групп, наименее защищенных в социальном плане (сироты, лица с ограниченными возможностями здоровья, лица из малообеспеченных и многодетных семей, беженцы, безработные);

5) создание условий для осуществления непрерывной профессиональной подготовки, включая обучения на рабочем месте;

6) создание оптимальных условий для организации профессионального обучения в соответствии с требованиями подготовки по той или иной профессии;

7) создание постоянных и дополнительных временных рабочих мест на базе учебно-производственных комплексов, учебно-производственных мастерских и учебных хозяйств образовательной организации;

8) повышение качества подготовки рабочих за счет внедрения новых технологий, достижений педагогической науки и передового опыта;

9) постоянное пополнение и обновление учебного и методического обеспечения профессионального образования, включая технические средства обучения;

10) участие в профессиональной ориентации, воспитании сознательного отношения к общественно полезному труду.

Глава 3. Организация учебной и воспитательной деятельности образовательной организации начального профессионального образования

10. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации учащихся в образовательной организации начального профессионального образования проводятся по профессиям (специальностям) в соответствии с Перечнем профессий и специальностей начального профессионального образования, утверждаемым Кабинетом Министров Кыргызской Республики. Образовательные организации начального профессионального образования имеют право организовывать обучение по новым профессиям (специальностям), в том числе непрофильным для образовательной организации, при условии прохождения институциональной и/или программной аккредитации по данной профессии (специальности).

11. Для организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям образовательная организация начального профессионального образования должна иметь комплект учебно-планирующей документации, включающий типовой учебный план, утвержденный уполномоченным государственным органом в области образования и науки, заверенный гербовой печатью, а также комплект программ по предметам. Образовательная организация начального профессионального образования с учетом особенностей своей деятельности разрабатывает на текущий учебный год рабочий учебный план и необходимые учебные программы, которые утверждаются областным (городским) методическим органом уполномоченного государственного органа в области образования и науки.

12. Учебный год в образовательных организациях начального профессионального образования начинается 1 сентября и заканчивается 30 июня. Отвлечение учащихся от занятий в учебное время на работы, не связанные с учебным процессом, запрещается.

13. Основными языками обучения в образовательных организациях начального профессионального образования являются государственный и официальный языки, при этом обучение может проводиться на любом другом языке. Система начального профессионального образования обеспечивает возможность для выбора обучающимися языка обучения. Во всех образовательных организациях изучение кыргызского, русского и одного из иностранных языков является обязательным и регламентируется образовательными стандартами.

14. Наполняемость в учебных группах дневного обучения должна быть не менее 25 человек. При изучении иностранных языков, русского языка в группах с кыргызским языком обучения, кыргызского языка в группах с русским языком обучения группы делятся на две подгруппы. Занятия по физическому воспитанию проводятся отдельно для мальчиков и девочек при наличии не менее 8 человек одного пола.

15. В группах, финансируемых за счет внебюджетных средств, наполняемость учащихся определяется согласно договору на обучение.

16. Требования к минимальной нагрузке, соотношению теоретического и производственного обучения, продолжительности практики, экзаменационных сессий, каникул, порядку завершения учебного года и проведению экзаменов устанавливаются уполномоченным государственным органом в области образования и науки в соответствии с рекомендациями уполномоченного органа в сфере здравоохранения.

17. Обучение в образовательных организациях начального профессионального образования завершается квалификационными экзаменами, для проведения которых создаются экзаменационные комиссии с участием представителя работодателя либо ассоциации по профилю обучения (председатель экзаменационной комиссии), преподавателей, мастеров производственного обучения. В необходимых случаях в состав экзаменационной комиссии включаются представители заинтересованных организаций.

18. Лицам, завершившим обучение по программам начального профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования.

19. Лицам, освоившим образовательную программу начального профессионального образования, выдается квалификационный сертификат. Выпускникам, показавшим по итогам обучения отличное знание теории по предметам профессионального цикла, сдавшим квалификационный экзамен на отлично и получившим повышенный разряд, выдается квалификационный сертификат с отличием.

20. Лицам, освоившим интегрированную программу среднего общего и начального профессионального образования, выдается также аттестат о среднем общем образовании.

21. Лицам, освоившим программы краткосрочной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, выдается сертификат.

22. Лицам, освоившим образовательные программы по профессиям, связанным с работой на объектах, поднадзорных специальным организациям и ведомствам, для допуска к работе на объектах или транспортных средствах выдается удостоверение. Удостоверение может выдаваться вместе с квалификационным сертификатом или отдельно.

23. Образовательные программы начального профессионального образования могут строиться по ступеням. По окончании каждой ступени должен быть предусмотрен выпускной экзамен, по итогам сдачи которого учащийся получает квалификацию, достигнутую за время обучения. В случае досрочного окончания образовательной организации учащийся имеет право на получение документа государственного образца.

Документ государственного образца выдается также и в тех случаях, когда учащийся по уважительной причине не окончил полный курс обучения, но проучился не менее 1 года и освоил учебные программы первой ступени. В противном случае выдается справка об обучении.

24. Образовательная организация начального профессионального образования организует работу по совершенствованию деятельности в области нравственного, эстетического, правового, физического, военно-патриотического воспитания учащейся молодежи, проводит совместную работу с правоохранительными органами по профилактике правонарушений среди учащихся и организациями здравоохранения по обеспечению здорового образа жизни учащихся.

25. Для развития творческих способностей учащихся, организации досуга в образовательной организации начального профессионального образования организуется работа клубов по интересам, спортивных секций, факультативов и т.д.

26. Образовательная организация начального профессионального образования в соответствии с нормативными документами организует обучение взрослого населения, а также безработных граждан по направлениям служб занятости профессиям, востребованным на рынке труда.

27. Образовательная организация начального профессионального образования участвует в реализации международных проектов, направленных на совершенствование ее деятельности.

28. Учащимся, освоившим в профессиональном лицее интегрированную программу среднего общего и начального профессионального образования, выдается аттестат о среднем общем образовании.

29. Учащимся, освоившим общеобразовательные программы за курс общего среднего образования на "отлично" (все итоговые оценки в течение трех лет обучения по всем общеобразовательным предметам должны быть "5") и сдавшим выпускные экзамены на "отлично", выдается аттестат с отличием в соответствии с действующими инструктивными документами уполномоченного государственного органа в области образования и науки Кыргызской Республики.

30. Учащимся, окончившим профессиональное училище и сдавшим квалификационные экзамены, присваивается производственная квалификация и выдается сертификат государственного образца.

Учащимся, не допущенным к выпускным квалификационным экзаменам или не сдавшим их, выдается справка государственного образца. Повторная сдача выпускных квалификационных экзаменов разрешается не ранее чем через 6 месяцев.

Документы учащихся об окончании профессионального училища сдаются в специальную часть исправительных учреждений, хранятся в личных делах осужденных и выдаются им на руки под расписку при освобождении или досрочном освобождении из мест лишения свободы.

В случае перевода учащихся в другие исправительные учреждения администрация исправительного учреждения, откуда выбыл осужденный, направляет документ об окончании в профессиональные училища по месту перевода.

Глава 4. Организация производственной деятельности в образовательной организации начального профессионального образования

31. Для совершенствования и расширения производственной деятельности и эффективного использования материально-технической базы образовательная организация начального профессионального образования:

1) обеспечивает расширение объемов производства, номенклатуры и ассортимента изделий, видов платных услуг;

2) обеспечивает исполнение планов-прогнозов производственной деятельности;

3) организует рациональное использование учебно-производственных площадей путем создания новых и расширения действующих учебно-производственных мастерских, участков, рабочих мест;

4) устанавливает связи с органами местного самоуправления и руководителями сельскохозяйственного сектора для оказания содействия в приобретении материалов, сырья, комплектующих материалов, в строительстве сооружений;

5) проводит работу по обновлению и пополнению материально-технической базы;

6) повышает качество выпускаемой продукции;

7) обеспечивает сохранность сельскохозяйственной техники, транспортных средств и оборудования;

8) проводит списание устаревших материально-технических средств в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о бухгалтерском учете.

32. Для прохождения производственного и теоретического обучения учащиеся объединяются в учебные группы по профессиям численностью 20-25 человек. Отдельные учебные группы в зависимости от наличия и состояния материально-технической базы комплектуются численностью 12-15 человек для производственного обучения, но не менее 6 человек. Учебные группы комплектуются из лиц, имеющих сравнительно одинаковый уровень образования, без ограничения возраста.

В филиалах профессиональных училищ при колониях-поселениях, воспитательных колониях срок обучения устанавливается 5 месяцев и наполняемость групп составляет 12-15 человек.

Глава 5. Организация методической работы в образовательной организации начального профессионального образования

33. Для оказания методической помощи инженерно-педагогическим работникам, повышения их профессионального уровня образовательная организация начального профессионального образования:

1) организует все формы методической работы: методическая (предметная) комиссия, семинар-практикум, школа передового опыта, педагогические чтения, а также индивидуальную методическую работу с инженерно-педагогическими работниками;

2) оказывает методическую помощь преподавателям и мастерам производственного обучения в улучшении качества обучения и воспитания учащихся, совершенствовании учебно-воспитательного процесса, повышении педагогического мастерства инженерно-педагогических работников и развитии педагогического творчества;

3) изучает состояние учебно-воспитательной и методической работы образовательной организации, анализирует качество знаний, умений и навыков учащихся, результаты проверочных и контрольных работ, экзаменов и оказывает помощь инженерно-педагогическим работникам в повышении эффективности и качества обучения, воспитания учащихся, научной организации педагогического труда;

4) изучает, обобщает и помогает внедрить в практику работы инженерно-педагогических работников образовательной организации передовой опыт по применению эффективных форм и методов обучения и воспитания учащихся, наглядных пособий и современных технических средств обучения;

5) организует работу по комплексному методическому обеспечению образовательных программ, совершенствованию оснащения учебных кабинетов, мастерских, лабораторий, а также разработке методических материалов, наглядных пособий, методических разработок;

6) разрабатывает рабочие учебные планы и программы, в том числе для обучения взрослого населения и безработных граждан по направлению служб занятости, а также актуальные учебные планы и программы по профессиям, не включенным в Перечень профессий, по которым ведется обучение в образовательных организациях начального профессионального образования, утвержденный Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Глава 6. Учащиеся образовательной организации начального профессионального образования

34. Ответственность за комплектование учащихся возлагается на директора образовательной организации начального профессионального образования.

35. Зачисление учащихся в образовательные организации начального профессионального образования производится приказом директора на основании личных заявлений абитуриентов и документов об окончании определенной ступени общего образования по итогам онлайн-поступления посредством автоматизированной информационной системы "Абитуриент Online" на сайте: https://2020.edu.gov.kg.

36. Прием и зачисление учащихся в профессиональное училище производится приказом директора профессионального училища на основании личных заявлений осужденных, согласованных с руководством исправительного учреждения.

Осужденные лица с ограниченными возможностями здоровья, мужчины и женщины, достигшие пенсионного возраста, могут по их желанию получить соответствующую профессиональную подготовку.

Профессиональное училище производит комплектование учебных групп по профессиям совместно с администрацией исправительных учреждений.

37. Абитуриенты, поступающие в образовательную организацию начального профессионального образования, должны пройти медицинское освидетельствование на предмет определения годности их по состоянию здоровья для работы по избранной профессии.

38. Учащиеся образовательной организации начального профессионального образования обеспечиваются в установленном порядке стипендией, общежитием, а учащиеся, обучающиеся 2-3 года, - питанием по нормативам, определенным для образовательной организации начального профессионального образования.

39. Учащиеся образовательной организации начального профессионального образования обязаны посещать занятия, прилежно и настойчиво овладевать знаниями и производственными навыками по изучаемой специальности, быть дисциплинированными, строго соблюдать правила поведения и техники безопасности, выполнять требования руководителей, мастеров и преподавателей, быть активными производственниками на предприятии.

40. Учащиеся не могут привлекаться к выполнению сверхурочных работ, отрывающих их от занятий, и переводиться в другие подразделения в течение всего учебного периода. В случае особой необходимости перевод учащихся в пределах республики может быть разрешен уполномоченным государственным органом в области образования и науки.

41. Учащиеся, систематически пропускающие учебные занятия без уважительных причин, уклоняющиеся от приобретения специальности, а также нарушающие правила внутреннего распорядка образовательной организации начального профессионального образования, после применения к ним всех мер общественного и дисциплинарного воздействия по решению педагогического совета отчисляются из образовательной организации начального профессионального образования.

42. Для улучшения эффективности учебного процесса, посещаемости занятий учащиеся профессионального училища не могут привлекаться администрациями исправительных учреждений к выполнению сверхурочных работ и переводиться в другие исправительные учреждения в течение учебного года, за исключением случаев, связанных с оперативными или медицинскими показаниями.

В случае перевода учащихся в другие исправительные учреждения, где функционируют аналогичное профессиональное училище, администрация профессионального училища, откуда выбыли учащиеся, производит их перевод для завершения обучения по данной профессии.

Глава 7. Руководство образовательной организации начального профессионального образования

43. Руководство деятельностью образовательной организации начального профессионального образования осуществляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности уполномоченным органом, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

44. Директор образовательной организации начального профессионального образования несет полную ответственность за качество подготовки, переподготовки учащихся всех категорий, сохранность и пополнение материально-технической базы, целевое расходование государственных средств, создает оптимальные условия для деятельности инженерно-педагогического коллектива, обеспечивает повышение квалификации инженерно-педагогических работников не реже чем один раз в 5 лет.

45. Для обеспечения выполнения требований к организации учебно-воспитательного и производственного процесса, повышения уровня квалификации инженерно-педагогических кадров в образовательной организации начального профессионального образования действуют педагогический совет, а также создаются методическая комиссия, попечительский совет, порядок работы которых определяется соответствующими нормативными документами.

46. Руководители и педагогические работники образовательной организации начального профессионального образования проходят аттестацию в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

47. Руководство деятельностью филиалов профессионального училища при исправительном учреждении осуществляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности директором профессионального училища.

Глава 8. Финансирование образовательной организации начального профессионального образования

48. Основным источником финансирования образовательной организации начального профессионального образования являются республиканский бюджет и специальные средства.

49. Дополнительными источниками финансирования могут быть:

1) средства от оказания платных государственных и муниципальных услуг;

2) средства спонсорской помощи и добровольные взносы;

3) попечительские взносы;

4) средства благотворительной или грантовой помощи;

5) средства международных институтов для проведения совместной научно-исследовательской работы;

6) средства от реализации товаров собственного производства;

7) средства, возвращаемые в республиканский бюджет в счет погашения бюджетных кредитов;

8) доходы от образовательной, учебно-производственной деятельности;

9) иные средства, определяемые Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

50. Размер платы за контрактное обучение определяется сметой расходов, утверждаемой на каждый учебный год руководителем образовательной организации по согласованию в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке с соответствующими государственными органами.

Сметная стоимость обучения должна включать расходы на проведение и информационное обеспечение учебного, воспитательного и научного процессов, текущее содержание образовательной организации, формирование средств на выплату заработной платы, развитие материально-технической базы и материальное стимулирование работников, социальную поддержку учащихся.

51. Образовательная организация начального профессионального образования обеспечивает экономное и целесообразное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, правильное применение действующих положений и условий оплаты труда и сохранность государственной собственности, выполняют планы-прогнозы приема и выпуска учащихся, сметы расходов на содержание образовательной организации, составляет и своевременно предоставляет бухгалтерские и статистические отчеты.

Глава 9. Реорганизация и ликвидация образовательной организации начального профессионального образования

52. Реорганизация и ликвидация образовательной организации начального профессионального образования осуществляется в соответствии со статьей 18 Закона Кыргызской Республики "Об образовании".

53. Учредителем государственных образовательных организаций начального профессионального образования является уполномоченный государственный орган в области образования и науки Кыргызской Республики.

54. Негосударственные образовательные организации начального профессионального образования реорганизуются и ликвидируются в порядке, установленном Гражданским кодексом Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики "Об образовании" и другими нормативными правовыми актами.

Учредителями негосударственных образовательных организаций начального профессионального образования могут быть юридические и/или физические лица, в том числе иностранные.

55. При ликвидации образовательной организации документы хранятся в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики".

 

Пайдалуу шилтемелер

Мамлекеттик сайттар жана порталдар