Маалыматтык саясат бөлүмү
Маалыматтык саясат бөлүмү
ПРЕИМУЩЕСТВА 12-ЛЕТНЕГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Көрүлдү: 418

Д. Кендирбаева: На сегодняшний день внедрение 12-летнего школьного образования вызывает беспокойство у некоторых людей. Однако на самом деле и сейчас мы учимся 12 лет — 98% детей в Кыргызстане проходят нулевой класс или годичную подготовку к школе, используя программу «Наристе» в детских садах и школах.

post.title

Основная цель перехода на 12-летнее образование — это повышение уровня школьного образования, поскольку его нынешнее состояние оставляет желать лучшего. Дальше так продолжаться не может. По результатам международного исследования PISA, в котором Кыргызстан участвовал в 2005 году, наши 15-летние школьники заняли последнее место среди стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показав, что они не готовы к современному рынку труда — у них отсутствуют базовые навыки понимания текста и решения задач. В 2009 году мы снова заняли последнее, 65-е место из 65 стран.

Это говорит о том, что наши подростки не умеют читать с пониманием и не соответствуют требованиям рынка труда. Переход на 12-летнее образование был начат в 2021 году, но из-за пандемии COVID-19 был приостановлен и возобновился в 2023 году. По данным исследования НОДУ ( Национальная оценка образовательных достижений учеников) 62% учеников 4-х классов не владеют математической грамотностью, а более 48% не умеют читать и понимать прочитанное. Это означает, что такие дети в будущем не смогут решать сложные задачи и будут вынуждены довольствоваться низкоквалифицированной работой.

12-летнее образование предполагает не просто добавление еще одного учебного года — это полноценная реформа содержания образования. Мы не будем делать акцент на инфраструктурные вопросы или на то, что дети «перерастут» школу. Речь идет о глубоком пересмотре учебного процесса. В первую очередь это подготовка новых учебников, которые будут развивать люознательность и критическое мышление у детей, а не просто заставлять их заучивать информацию.

Сегодня наша задача — готовить детей к реальной жизни, с учетом современных вызовов: климатические изменения, продовольственная и экологическая безопасность, глобальные конфликты. Важно не просто получить аттестат и поступить в вуз за границей — вопрос в том, смогут ли наши дети конкурировать на глобальном рынке труда и стать достойными гражданами своей страны.

Система образования будет опираться на национальные ценности, семейные традиции и честность. Вопрос в том, смогут ли дети без навыков понимания и решения задач качественно жить? Конечно, нет. Они окажутся в самом низу рынка труда. Поэтому по инициативе президента, несмотря на все трудности, мы ориентируемся на улучшение качества образования для всех детей Кыргызстана, а не только для отдельных привилегированных групп.

Что касается вопросов дисциплины: во время учебного процесса запрещено использовать телефоны без надобности. Мы даже рассматривали установку специальных ящиков для хранения телефонов. Проблема в том, что родители часто не следят за успехами детей — десятки тысяч детей остаются без надзора из-за миграции родителей. Кто их поддерживает? Кто их мотивирует? Это огромная проблема. Мы разрабатываем меры, чтобы усилить родительскую ответственность на законодательном уровне.

Мы также работаем над инклюзивным образованием — это приоритет нашего дня. Законодательство Кыргызстана не предусматривает никаких ограничений по возможностям детей. Даже если ребенок не может посещать школу, для него организуют обучение на дому.

Что касается 12-летнего обучения, мы не заставляем всех заканчивать именно 12-й класс. Наша цель — ранняя профессиональная ориентация. Уже с 10-го класса дети смогут углубленно изучать определенные предметы — математику, физику, химию, гуманитарные науки — в зависимости от своих планов: поступление в вуз или освоение профессии через колледжи и профлицеи. 

Мы также сократим дублирующие предметы, чтобы сделать программу более эффективной. Основной акцент будет на естественно-научных дисциплинах, ведь Кыргызстан — горная страна с огромными водными ресурсами, и нам нужны специалисты, которые смогут разрабатывать эти ресурсы и осваивать новые технологии.

Реформа идет поэтапно: мы разрабатываем новые учебники, обучаем учителей современным методикам, и этот процесс будет продолжаться. Важно, чтобы образование было направлено на практическое применение знаний, а не просто на заучивание теории.

Родители должны понять, что не все дети обязаны поступать в вузы — но все должны получить навыки, которые позволят им стать востребованными на рынке труда и обеспечить себе достойную жизнь. Мы делаем акцент на естественные науки, чтобы готовить инженеров, специалистов по водным ресурсам и другим важным профессиям для нашей страны.

Таким образом, 12-летнее образование — это не просто дополнительные годы в школе, а полная перезагрузка содержания учебного процесса с учетом современных требований и вызовов.

Из публичных выступлений министра образования и науки КР Догдуркуль Кендирбаевой

Бөлүшүңүз

Пайдалуу шилтемелер

Мамлекеттик сайттар жана порталдар