Маалыматтык саясат бөлүмү
Маалыматтык саясат бөлүмү
Информация по подготовке к исследованию PISA 2025

Көрүлдү: 0

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA является инструментом, позволяющим оценить функциональную грамотность 15-летних учащихся школ.

post.title

Исследование проводится один раз в три года (в соответствии с системой образования Кыргызской Республики школьники 15-летнего возраста, чаще всего обучаются на уровне 9 класса, но могут быть и учащиеся 8 и 10 классов). Основной вопрос, решаемый в исследовании, это – обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений? Для того, чтобы участвовать в данной программе, в течение последних трех лет велась работа, поддержанная партнерами по развитию. Проводились семинары, анализ инструментария исследования и его адаптация, разработан и утвержден план подготовки к участию в PISA 2025.

Исследовнание за 2006 и 2009 годы показало, что школы КР не достигают этого минимального порога (по результатам среди стран-участниц учащиеся Кыргызской Республики в обеих исследованиях заняли последнее место):

  • 86,4 % по естесвенно-научной грамотности;

  • 83,2 % по читательской грамотности;

  • 86,6 % по математической грамотности.

15-летние учащиеся Кыргызской Республики не умеют использовать знания для решения жизненных проблем, не умеют анализировать явления, выделить известное и неизвестное, не могут объяснить явления науки, делать выводы, опираясь на научные данные.

В 2025 году будут оценены следующие компетенции:

1. Читательская грамотность: умение работать с информацией, умение находить и извлекать, осмысливать и оценивать, интерпретировать информации.

2. Математическая грамотность: умение формулировать, применять, интерпретировать и оценивать результаты с позиций математики и реальной проблемы.

3. Естественнонаучная грамотность: умение давать научные объяснения, применять естественнонаучные методы исследования, интерпретировать данные, умение делать выводы.

 

 

 

 

В целях системной подготовки к участию в Международном исследовании PISA-2025 Министерством образования и науки Кыргызской Республики (далее - министерство) утвержден приказ Министерства «О создании оргкомитета и рабочих групп» № 612/1 от 23 апреля 2021г. Рабочей группой разработана Дорожная карта. Далее, приказом министерства «Об усилении мер в подготовке к участию в международном исследовании PISA - 2025» № 222/1 от 24 февраля 2022 года внесены дополнения в Дорожную карту и утвержден План действий по подготовке к исследованию, данным приказом утвержден организационный комитет, в связи с кадровыми перестановками, приказом Министерства № 132/1 от 26 января 2024 г внесены изменения в состав организационного комитета. С 2022 года идет реализация Плана действий по подготовке к Международному исследованию. Реализация Плана действий по подготовке к Международному исследованию PISA – 2025 осуществляется по 3-м разделам:

Раздел 1. Управленческие решения на уровне системы. Необходимо проанализировать данные о состоянии системы образования в соответствие с требованиями исследования, и определить приоритетные направления работы. Основной фокус делается на обеспечении условий для совершенствования системы образования: педагогические кадры, учебно-методические материалы и современное оборудование. Управленческие решения должны определить нормативную базу постепенного совершенствования системы при условии координации и контроля выполнения намеченных планов.

Направление 1.1. Координация (МОН КР)

Направление 1.2. Инвентаризация и восполнение ресурсов (рай/горОО, Учебно-методические кабинеты/центры, УО «Окуу китеби», доноры)

Направление 1.3. Подготовка педагогических кадров, повышение квалификации (вузы, РИПКиППР, областные иниституты образования и УМК)

Направление 1.4. Механизм сетевого методического сопровождения (оргкомитет PISA, региональные координационные советы)


 

Раздел 2. Подготовка системы образования к проведению PISA. Для обеспечения совершенствования системы образования должны быть внесены изменения в соответствие с требованиями исследования PISA и национальными стратегическими направлениями развития системы образования в учебно-методические материалы (должны быть переработаны или дополнены), систему повышения квалификации педагогических кадров. Должна быть усовершенствована система мониторинга образовательных результатов учащихся и компетенций учителей.

Направление 2.1. Подготовка учебно-методических материалов по формированию функциональной грамотности (КАО, Окуу китеби, НЦКОИТ)

Направление 2.2. Повышение квалификации учителей и администрации школ (РИПКиППР, вузы, доноры)

Направление 2.3. Мониторинг образовательных достижений учащихся 5-9 классов (НЦКОИТ, рай/горОО, областные УМК и ОИО)

Раздел 3. Подготовка и проведение самого исследования (проект ВБ «Образование для будущего»)

Официально назначенный Министерством образования и науки Кыргызской Республики (МОН КР) Национальный проектный менеджер - Уманкулова Онолкан и Национальный центр по PISA – НЦКОИТ, директор (Шамшидинова Б.С., будут полностью отвечать за реализацию проекта в стране, обеспечивая выполнение заданий по графику и в соответствие с установленными международными нормами в сотрудничестве с руководящим органом PISA.

Примечание: Данный раздел будет заполнен материалами проекта Всемирного Банка, который предусматривает финансирование всего исследования. Важно, чтобы временные рамки и планируемых мероприятий совпадали с ключевыми мероприятиями остальных разделов данной программы, а также необходимо обеспечить интенсивный информационный обмен с администрацией PISA для своевременной координации подготовительных мероприятий.

Выполнение Плана действий

по подготовке к исследованию PISA 2025 на 1 июля 2024 года, утвержденный приказом МОН КР № 222/1 от 24 февраля 2022 года

 

Раздел 1. Управленческие решения на уровне системы.

Управленческие решения определяют нормативную базу постепенного совершенствования системы при условии координации и контроля выполнения намеченных планов со стороны министерства:

приказом Министерства № 612/1 от 23 апреля 2021г. созданы оргкомитет и рабочая группа, которой разработана Дорожная карта;

приказом МОН КР №1495/1 от 1 сентября 2021 г. «О подготовке к участию в международном исследовании PISA–2025» определены задачи по подготовке Планов мероприятий по направлениям;

приказом министерства «Об усилении мер в подготовке к участию в международном исследовании PISA - 2025» № 222/1 от 24 февраля 2022 года внесены дополнения в Дорожную карту и утвержден План действий по подготовке к исследованию, данным приказом утвержден организационный комитет;

приказом МОН КР №282/1 от 4 марта 2022 назначены Национальный проектный менеджер по PISA - Уманкулова О., и Национальный центр по проведению PISA- НЦОКОИТ, Национальный центр по проведению PISA руководитель Национального центра PISA - директор НЦОКОИТ Б.С. Шамшидинова;

для координации действий по подготовке к исследованию Координатором проекта в КР по PISA О.Уманкуловой в составе представителей рабочих групп-PISA-2025 разработана и представлена в МОН КР структура взаимодействия и ответственности образовательных организаций в реализации мероприятий по подготовке к PISA 2025, а также разработана схема Функции по PISA и 100 наиболее часто встречающихся вопросов и ответов по PISA (приложение 1). Согласно данной структуре, осуществляется взаимодействие между структурными подразделениями во исполнении подготовке к исследованию;

приказом МОН КР от 06.04.2023 года № 1790/1 руководители региональных структурных подразделений назначены национальными координаторами PISA-2025 по каждому региону. В соответствии с утвержденными обязанностями руководители районных/городских отделов/управлений образования, Департамента образования несут персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию Плана действий по подготовке к исследованию PISA 2025;

приказом МОН КР № 4776/1 от 26.07.2023 года назначен ответственный секретарь секретариата и утверждено Положение о секретариате. На основании обработки ежеквартальных отчетов Секретариатом организационного комитета проводится анализ по реализации Плана действий от региональных координационных советов из числа руководителей учебно-методических кабинетов при районных/городских отделов образования, а также исполнение Плана структурными подразделениями МОН КР - отдела цифровой трансформации (ОЦТ), Отдела информационной политики (ОИП), Кыргызской академии образования (КАО), Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогичнеских работников (РИПКППР), Национального центра оценки качества образования и информационных технологий (НЦОКОИТ), редакции газеты Кут билим.

приказом МОН КР № 132/1 от 26 января 2024 г внесены дополнения в приказ МОН КР № 4776/1 от 26.07.2023 года по Техническому заданию ответственного секретаря организационного комитета по подготовке к исследованию

приказом МОН КР №306/1 от 28.02.2024 года «О подготовке к проведению пилотного исследования (field trial) PISA (март-май 2024 г)» утвержден список 66 общеобразовательных организаций республики по итогам которого НЦОКОИТ проведет оценку и предоставит результаты диагностики технического оснащения школы: количество компьютеров, скорость интернет-соединения, надежности, технической инфраструктуры, обеспечение электроэнергией (наличие/отсутствие перебоев. Издан приказ МОН КР № 725/1 от 10.05.2024 г «О мерах по подготовке к пилотному исследованию» с учетом внесенных изменений в приказе № 551/1 от 11.04.2024 года «О внесении изменения в приказ МОН КР «О подготовке к проведению пилотного исследования (field trial) PISA (март-май 2024 г)» № 306/1 от 28.02. 2024 года. Пилотное исследование PISA будет проведено с 15 сентября по 24 октября 2024 года. Приказом утверждены меры по подготовке технического оснащения 66 школ, утвержден алгоритм действий ответственных лиц за качественное и своевременное проведение пилотного исследования.

в целях координации по деятельности региональных координационных советов и структурных подразделений министерства созданы чаты в режиме он-лайн общения из числа специалистов вышеуказанных организаций – «PISA 2025», «Регкорсоветы».

Раздел 2. Инвентаризация и пополнение электронных ресурсов по подготовке к PISA 2025 и информированию всех заинтересованных сторон

НЦОКОИТ завершает разработку цифровой платформы pisa.gov.kg/pisa.kg (Интернет-ресурс), с возможностью использования практически на любых мобильных и стационарных устройствах с разным размером экрана: смартфонах, планшетах, компьютерах, работающих под управлением Android, iOS, Windows) для обеспечения комплексного мониторинга, контроля и анализа результатов процесса обучения и качества знаний.

Количество тестовых заданий, которые должны быть загружены на платформу, составит 1200 заданий по стандартизированным тестам и 1200 PISA-подобные тесты на русском,кыргызском и узбекском языках.

На сайте НЦОКОИТ МОН КР https://ncokoit.kg/ размещаются все разработанные тесты для использования на уроках с 5 по 8 класс (кырг. русс). Тесты разработаны на кыргызском и русском языках и переведены на узбекский язык. Всего: 2940 тестовых заданий. В стадии завершения на узбекском языке.

На 8 февраля 2024 года завершены расчеты по выборке для field trial - пилотного исследования, которое пройдет с 15 апреля по 24 мая 2024 года. По итогам расчетов в настоящее время выборка составила 178 школ, приказом МОН КР № 306/1 от 28.02.2024 года определены 66 школ для участия в пилотном тестировании. Проводится работа по адаптации мануалов и инструкций, подготовка к кодированию тестов и другая необходимая работа согласно техническим стандартам.

Команда из 15 экспертов проводит адаптацию, верификацию и пост-верификацию тестов на русском и кыргызском языках. Каждый тест должен пройти 15 этапов адаптации и перевода до финального утверждения со стороны Capstan (организация-контрактер от ОЭСР по переводу и адаптации тестов). По русскому и кыргызскому языках разные тесты на сегодняшний день находятся на этапах от 3 до 8.

Участие Кыргызской Республики в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в 2025 году осуществляется в рамках исполнения соглашения о финансировании (проект Всемирного Банка «Обучение для будущего») между Кыргызской Республикой и Международной Ассоциацией развития (Кредит №6563-KG и Грант №D573-KG), подписанного 7 мая 2020 года. Объем финансирования 500 тысяч долларов США.

Издан приказ МОН КР № 725/1 от 10.05.2024 г «О мерах по подготовке к пилотному исследованию» с учетом внесенных изменений в приказе № 551/1 от 11.04.2024 года «О внесении изменения в приказ МОН КР «О подготовке к проведению пилотного исследования (field trial) PISA (март-май 2024 г)» № 306/1 от 28.02. 2024 года. Пилотное исследование PISA будет проведено с 15 сентября по 24 октября 2024 года. Приказом утверждены меры по подготовке технического оснащения 66 школ, утвержден алгоритм действий ответственных лиц за качественное и своевременное проведение пилотного исследования.

Ссылки на информацию

на страницах КАО, РИПКиППР, НЦОКОИТ, МОН КР опубликованы ссылки в которых размещен материал по подготовке к исследованию:

руководство «Формирование и оценивание функциональной грамотности» по методике обучения применению и внедрению тестов методистов центров образования, заместителей директоров и руководителей ШМО

материалы учебного модуля для специалистов рай/горОО и руководителей ШМО по применению стандартизированных тестов (далее - СТ), протоколам и процедурам администрирования и выставления оценок, а также школьному анализу и применению результатов,

материалы учебного модуля для национальных экспертов по разработке PISA-ориентированных тестов;

краткие инструкции/руководства по подготовке к PISA для учителей;

краткие инструкции/руководства по подготовке к PISA для администрации школ;

краткие инструкции/руководства по подготовке к PISA для учащихся;

краткие инструкции/руководства по подготовке к PISA для родителей;

краткие инструкции/руководства для учителей по использованию PISA-ориентированных тестов.


 

Раздел 3. Инвентаризация и восполнение ИК ресурсов

На основании приказа МОН КР № 725/1 от 10.05.2024 г «О мерах по подготовке к пилотному исследованию» с учетом внесенных изменений в приказе № 551/1 от 11.04.2024 года «О внесении изменения в приказ МОН КР «О подготовке к проведению пилотного исследования (field trial) PISA (март-май 2024 г)» № 306/1 от 28.02. 2024 года. Пилотное исследование PISA будет проведено с 15 сентября по 24 октября 2024 года. Приказом утверждены меры по подготовке технического оснащения 66 школ, утвержден алгоритм действий ответственных лиц за качественное и своевременное проведение пилотного исследования.

По итогам проверки НЦОКОИТ практически во всех школах будет использоваться оф-лайн проведение тестирования, так как их интерентное обеспечение и скорость Интернета не соответствует требованиям онлайн формата. Цифры по обеспечению школ компьютерами к 2023 году не обнадеживают. В школах республики 27 учеников изучали информатику на 1 компьютере (предмет ведется с 5 го по 8 классы). Однако в 2023 году удалось достичь показателя «12 учеников на компьютер». Это позволяет использовать электронные материалы при преподавании всех основных предметов, уделяя особое внимание математике и предметам научно-естественного цикла. Охват школ Интернетом составляет 92% (1956 школ). Но как показывает проведенный анализ скорость интернета не соответствует требованиям. Для проведения тестирования PISA одновременно 45 учениками, рекомендуется обеспечить общую пропускную способность интернет-соединения в школе на уровне примерно 135 Мбит/с. Этот расчет учитывает необходимую скорость в 2 Мбит/с на одного учащегося и дополнительный запас в 50% для обеспечения стабильности соединения и компенсации возможных колебаний в сети. Персональные компьютеры (PC) должны иметь систему бесперебойного питания (UPS) не менее 20 мин работы в автономном режиме.

Была проведена диагностика технического обеспечения школ республики, в которых будет проводится пилотное тестирование PISA (по программной платформе TAO к пилотному исследованию PISA), проведена с января по февраль 2024 года по 5 направлениям: наличие компьютеров в школах, технические характеристики персональных компьютеров, наличие локальной сети/сети Wi-Fi, наличие интернета в кабинете информатики, скорость интернета, возможность проведения тестирования в онлайн или оффлайн формате.

Результаты диагностики

(1) Диагностика наличия локальной сети/сети Wi-Fi и компьютеров в школах показывает, что из 66 школ соответствует только 62. Все 66 школ были оформлены через интернет провайдеры КыргызТелеком (50), Акнет – 7, Fastnet – 1, Homeline -1, Megaline – 1, не оплачено – 1, нет интернета – 5. Кроме этого, в 3 школах недостаточно компьютеров или осуществляется ремонт здания (либо отсутствует), 7 школах нет локальной сети (нет Wi-fi) и 4 школах в наличии только Wi-Fi.

(2) Диагностика наличия скорости интернета в школах показывает, в СШ № 48 г. Бишкек нет компьютеров, в ШГ №4 имени Зайракан Исаевой города Балыкчы Иссык-Кульской области» технические характеристики компьютеров и скорость интернета не соответствуют требованиям (планируют работать на учительских ноутбуках 15-20 штук).

(3) Диагностика состояния технической характеристики персональных компьютеров показывает, что из проекта 1200 школ (мультимедийная библиотека) в 41 школе (вошедшие в выборку) установлены по 16 компьютеру с параметрами ПК - Intel (R) Core(TM) i3-10105 CPU@ 3.70 GHz, 3696 МГц, ядер:4, логических GB RAM, 64 разрядная, ОС Windows 10.

(4) Диагностика о возможности проведения тестирования в онлайн или оффлайн формате показывает, что в 13 школах - онлайн формате, в 28 - оффлайн формате, в остальных школах - в двух форматах.

Общие статистические данные общеобразовательных организаций и обучающихся 7 и 8 классов по всей республике (данные сведения школ получены из ИСУО-2023) составляют следующее: 2178 общеобразовательных организаций государственной и муниципальной форм собственности; 124555 обучающихся 7 класса; 121732 обучающихся 8 класса.

Проведена стратифицированная репрезентативная выборка на 500 школ, которые были запланированы для проведения тестирования. По результатам мониторинга на соответствие заявленным требованиям вошли в выборку только 367 школ, т.е. общий охват школ составил 16,8%. При этом 133 школы не смогли показать готовность к онлайн тестированию, а также в отдельных школах, вошедших в выборку, не было достаточно компьютеров, в этой связи количество обучающихся значительно снизился.

Мониторинг проводился по математике, чтению и пониманию и естествен научным предметам, в котором приняли участие 2573 учащихся из числа 7 и 8 классов (общее количество 246287 обучающихся), охват тестированием обучающихся составил 1%.

ПЛАНЫ НА АВГУСТ

1-6 августа обновление списки учеников 15 августа отправка в Вестат финальные списки учеников для выборки с 19 августа по 15 сентября формирование Логинов и Паролей для входа систему

Это по выборке и списку учеников

1. Проведена проверка школ на соответствие скорости интернета через Инструмент готовности школы, предоставленный компанией Acer. В ходе проверки только 7 школ соответствую требованиям и можно проводить тестирование онлайн. В 11 школах нет интернета совсем. Ещё в 5 школах интернет-провайдер и скорость интернета хорошие, но, ИГШ показал отрицательные результаты. Т.е. возможно проведение онлайн тестирования в 12 школах.

2. Для проведения тестирования были установлены характеристики компьютеров. Каждая школа провела проверку техники и заполнили форму по техническим характеристикам и наличию локальной сети. В 48 школах есть локальная сеть из них в 34 есть Wi-fi. В 9 школах нет никакой локальной сети. В сшг 12 компьютеры не соответствуют техническим характеристикам.

3. Для проведения тестирования в каждой школе в один или два дня, в школе должны быть оборудованы классы с 30 или 60 компьютерами. Директора провели работу по подготовке кабинетов. Подписали договора с другими школами о взятии компьютеров с других школ. Без должного количества компьютеров на данный момент 9 школ (есть, но, по 21 компьютеру). В трёх школах идёт капитальный ремонт. 9 школ договорились с другими учебными центрами или Вузами о проведении тестирования на их базе (если это возможно по условиям PISA).

1. Провести дополнительную работу со школами в которых выявлены технические проблемы.

2. Ходатайствовать о разрешении на проведение 9 школами тестирования на базе Вузов и других учебных заведениях.

3. Установить программное обеспечение на компьютеры -сервера для теста администраторов.

4. Провести обучение тест-администраторов (ТА) по обновлению баз и отправке ответов на сайт PISA

Также идет подготовка к тренингу тест администраторов, который пройдет за две недели перед пилотом. Будут наняты 14 ТА.

В части проведения PISA Национальный центр по подготовке к исследованию PISA (НЦКОИТ, Б.С. Шамшидинова) совместно с Национальным менеджером (О.Уманкулова) осуществляют следующий этап для участия в исследовании:

1. Идет перевод и реконслировкам тестов и инструкций. Реконсилировка должна завершиться к 16 февраля. Завершиться все работы по переводу (всего 15 шагов там) должны к 15 марта. К этому процессу привлечены дополнительно (помимо НЦКОИТ команды) еще 3 человека - переводчики и реконсилировщик. Адаптация и переводов проводится на кыргызский и русский языки.

2. Совместно с Отделом цифровых технологий МОН КР ведется работа по формированию выборки и заполнению соответствующих форм по учащимся. По итогам расчетов по выборке для field trial -пилотного исследования, которое пройдет с 15 сентября по 24 октября 2024 года из 178 школ определены 66 школ (приказ МОН КР № 725/1 от 10 мая 2024 года)

3. Помимо этого идет работа по адаптации мануалов и инструкций, подготовка к кодированию тестов и другая обширная работа согласно техническим стандартам.

4. В настоящее время проводится отбор и подготовка мониторщиков по PISA, как международных, так и национальных. Отбор проводится совместно с ACER.

С 30 января по 3 февраля 2024 года в Таиланде состоялась 2-ая NPM встреча, на которой проводится обучение по кодированию тестов и по работе с выборками согласно требованиям ОЭСР, а также индивидуальные консультации с каждой страной-участницей исследования.

1. Делегацией Кыргызской Республики предварительно проведено согласование, что исследование будет проводиться в онлайн и офлайн режимах. Но в любом случае для обоих форматов нужен хороший скоростной интернет. Для этих целей необходимо чтобы в школах, которые будут принимать участие в исследовании был обеспечен бесперебойный высокоскоростной интернет.

2. Наличие электроэнергии - другой большой риск. Как только будут определены школы, необходимо, чтобы в этих школах в дни проведения теста не было проблем с электричеством. Для этих целей также нужно определить ответственный орган и лицо, а также, чтобы был утвержден алгоритм действий и координации данного вопроса между всеми ведомственными органами.

Рекомендации

по организации мероприятий в школах для проведения тестирования PISA – 2025 в гибридном (офлайн и онлайн) режиме:

 

Для участия в PISA 2025 через CBA Online учащимся необходимо три инструмента:

1. Компьютер, ноутбук или нетбук, соответствующий техническим требованиям;

2. Подключение к Интернету (беспроводное [Wi-Fi] или проводное), прошедшее тест на готовность к школе;

3. Комбинация имени пользователя и пароля (данные для входа).

По инструкции PISA 2025 для онлайн оценки к техническим характеристикам компьютера, установленной на него операционной системе, версии браузеров, скорости Интернета и наличия внутренней сети предъявляются определенные требования. При несоблюдении данных требований онлайн оценка может не состояться или привести в итоге к некорректным результатам.

С помощью разработанной компанией Acer методологии «Инструмент проверки готовности школы», в декабре 2023 года НЦОКОИТ провел работу по оцениванию ИТ-возможности школ, чтобы определить, как PISA будет проводиться в нашей стране. По результатам проведенного анализа, в северном регионе проверка показала возможность онлайн тестирования в 20% школах, а в южном регионе – 0%. Несмотря на то, что технические характеристики самих компьютеров удовлетворяли требованиям PISA, характеристики сети Интернет были слабыми и проверку для онлайн тестирования не прошли (Download, Upload, Latency).

В результате проверки НЦОКОИТ, в настоящее время МОиН КР рассматривает подход, при котором большинство школ будет принимать участие в PISA 2025 в гибридном формате (онлайн и офлайн), так как их ИТ обеспечение и скорость Интернета не соответствует требованиям онлайн формата.

 

Для успешного проведения международного образовательного исследования PISA важно учесть следующие ключевые аспекты:

1) Скорость интернет-соединения и надежность инфраструктуры:

a) Подключение школ к провайдерам связи необходимо организовать посредством волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). При этом оптоволоконный коммутатор провайдера (Fiber Switch) и локальный коммутатор школы (LAN Switch) должны иметь систему бесперебойного питания (UPS) не менее 20 мин работы в автономном режиме;

b) Для проведения тестирования PISA одновременно 45 учениками, рекомендуется обеспечить общую пропускную способность интернет-соединения в школе на уровне примерно 135 Мбит/с. Этот расчет учитывает необходимую скорость в 2 Мбит/с на одного учащегося и дополнительный запас в 50% для обеспечения стабильности соединения и компенсации возможных колебаний в сети;

c) Персональные компьютеры (PC) должны иметь систему бесперебойного питания (UPS) не менее 20 мин работы в автономном режиме;

d) Необходимо провести организационные мероприятия с органами местного самоуправления, электрическими сетями и провайдерами связи во избежание плановых отключений и сокращения времени простоя в аварийных ситуациях. Введение моратория на проведение технических работ и плановых отключений электрической энергии и связи в период проведения тестирования по всей территории Кыргызской Республики.

 

2) Обучение персонала и техническая поддержка:

a) В каждой школе необходимо провести обучение и назначить ответственного IT специалиста для мониторинга и решения технических проблем в ходе проведения тестирования. На время тестирования необходимо наличие технической поддержки для решения любых проблем с компьютерным оборудованием или программным обеспечением на местах;

b) Персонал школы должен быть обучен проведению тестирования PISA, включая технические аспекты управления тестовым программным обеспечением и процедуры обеспечения тестирования;

c) Необходимо разработка плана действий и протокола взаимодействия для учителей и технического персонала на случай проблем с интернетом и электричеством.


 

Направление 1.3. Подготовка педагогических кадров, повышение квалификации (вузы, РИПКиППР, областные иниституты образования и УМК)

Повышение квалификации на базе Республиканского института повышенмия квалификации и переподготовки педагогических работников при Министертсве образования и науки Кыргызской Республики (далее РИПКиППР):

Во все курсы повышения квалификации РИПКиППР интегрирована функциональная грамотность и основные её направления”. Обученные и cертифицированные учителя в рамках выполнения плана мероприятий по подготовке к PISA-2025

 

Модули

Количество учителей

формат

1

Формирование и оценивание функциональной грамотности

2 044

смешанный

2

Электронный курс “Формирование и оценивание функциональной грамотности”

9 408

В сопровждении тьюторов

3

Формирование “зеленых навыков” и устойчивости к изменениям климата

1 173

смешанный

4

Формирование Медиа-грамотности

924

смешанный

5

Формирование ИКТ-комптентности

20 784

смешанный

6

Инновационные педагогические технологии и Стем-образование

3 153

смешанный

7

Инновационные педагогические технологии в начальной школе

2 552

смешанный

8

итого

40 038

 

 

Количество семинаров. Повышение квалификации осуществляется согласно плану графика на 2023-2024 учебный год в соответстии с утвержденными курсами.

  1. Количество участников, разбитое по предметам и регионам - 3400 слушателей;

  2. Формы обратной связи с участниками. Тест и разработка уроков

  3. План работы РИППКР по подготовке к PISA на ближайщие 5 месяцев.

Имеется отдельный курс «Формирование и оценивание компетенций функциональной грамотности» и за январь-июнь 2023 года обучены 435 учителей

С сентября 2023 года внедрен новый формат по командному обучению (курс проходят все учителя одной школы одновременно), где обучаются весь коллектив школы по данному курсу. На декабрь 2023 года по командному обучению обучены - 379 учителей.

С января по март по данному курсу прошли обучение: №5 Национальный компьютерный лицей-120 учителей; Школы г. Баткен - 60 учителей; №12 школа гимназия-42 учителей.Итого на 2024 года 601 учителей прошли данный курс. По электронному курсу (при поддержке ЮНИСЕФ, донор Япония) «Формирование и оценивание функциональной грамотности учащихся» для учителей старших классов прошли 4240 учителей по всей стране. На данный момент обучаются на платформе 2178 учителей. Все отчеты и движение по курсу отражены в гугл диске (https://drive.google.com/drive/folders/1hlZhcReOufbNLRlb_lqkUzNnJJ1F_AGw?usp=drive_link)

В феврале месяце была разработана новая программа при поддержке ЮНИСЕФ «Формирование навыков безопасной жизнедеятельности устойчивого развития» для замдиректоров по учебно-воспитательной работе в школах. Программа состоит из двух модулей, куда вошли темы «Жизненные навыки», «Технологии работы с информацией (читательская грамотность)», «Изменения климата» и технологии обучения. Была проведена ТОТ по программе: г.Ош , г. Бишкек 20 методистов по республике прошли и подготовлены для проведения данной программы. 25-26-27 марта 2024 года в четырех локациях г.Баткен, г. Ош, г. Джалал-Абад, г. Бишкек пройдут тренинги по данной теме с охвато 180 заместителей директоров

Подготовка тьюторов (методистов - наставников)

 

Учебные программы

Количество тренеров

Спонсоры

Формирование и оценивание компетенций функциональной грамотности”

55

ВБ, НЦКОИТ

Формирование и оценивание функциональной грамотности учащихся”

51

ЮНИСЕФ

Методические подходы и технологии формирования гражданской идентичности

30

Центризбирком

Формирование и оценивание компетенций медиаграмотности

29

 

ИКТ технологии

66

 

Программа по кыргызскому языку для учителей родного/государственного языков

22

Нацкомиссия по госязыку и яз.пол.

Формирование навыков безопасной жизнедеятельности устойчивого развития (март 2024)

50

ЮНИСЕФ

Всего:

303

 

 

В рамках реализации проекта Всемирного банка «Образование для будущего» на 1 июля обучено 45086 учителей, в том числе по направлениям:

«Цифровая грамотность» - обучено 30619/31831 (онлайн/оффлайн) учителей по всей стране (план 36000).

«Инновационные педагогические технологии» - обучено 6895/6350 учителей начальных классов по всей стране (план 7000).

«Инновационные педагогические технологии и основы STEM образования» - обучено 7572/7003 учителей (математика, химия, физика, биология и география) по всей стране (план 8000).

НЦОКОИТ разработан учебный модуль: «Формирование и оценивание функциональной грамотности» (24 часа).

Цель: обучение специалистов образования применению, внедрению, оцениванию тестов по функциональной грамотности и обеспечение их методической поддержкой. В офлайн режиме по республике обучены 74 специалистов РОО/ГОО с локацией в г. Бишкек и в г. Ош. В свою очередь эти специалисты обучили по каскадному методу 2953 специалистов РОО/ГОО, завучей и учителей школ по республике. Проведено обучение 65 методистов по применению PISA-тестов.


 

КАО (Кыргзская академия образования)

  1. Был проведен сравнительный анализ опыта участия в PISA таких стран как Германия, Чехия, Сингапур, Эстония.

КАО участвовали на встрече с представителями МОН Эстонии по вопросу проведения подготовки результатов анализов исследований PISA, начиная с 2000 по 2018 гг в стратегической сессии «Образовательное пространство России и Кыргызстана» сотрудники КАО приняли участие в обсуждении интегрированных предметных образовательных программ с внедрением функциональной грамотности. Посетили Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы и гимназию № 39 города Уфа.

  1. Опубликованы методические рекомендации в журнале «Вестник вузов Кыргызстана», газете «Кут билим» и на сайте КАО. «Использование школьных экспериментальных работ исследовательского характера в примерных задачах тестирования PISA».


 

  1. Открыта страничка в Фейсбуке и сайте КАО по подготовке к PISA.

Сотрудниками КАО проводятся вебинары и семинары по функциональной грамотности во всех направлениях исследования в 2025 г.

1. КАО ежегодно публикует в республиканской газете Кут Билим методические рекомендации для учителей, заврайОО/горОО, областных методических центров и институтов образования, в том числе и по PISA

2. Тесное сотрудничество с РИПКППР.

3. Создана база PISA- подобных заданий по математической и естественнонаучной грамотности для учителей республики. В настоящее время создаются такие же базы по читательской и финансовой грамотности

4. Разработана Программа компонента (школьного, гимназического и предмета по выбору) по функциональной грамотности в 5-6 классах, которая была роздана для апробации 300 школам для учителей

5. Разработанно методическое пособие по решению заданий по естественнонаучной грамотности PISA, которые размещено на сайте НЦОКОИТ

6. Разработана методическое пособие по функциональной грамотности (авт. Камчиева А.М.) одобрен на Ученом совет КАО в ноябре 2023 года и рекомендован к изданию.

7. Учебные программы с 1 по 11 класс обновлены в соответствие с предметными стандартами, одобрены Ученым советом КАО и размещены на сайте КАО


 

Предметные стандарты и учебные программы с 1 по 11 класс после прохождения всех процедур размещены на сайте КАО.

https://kao.kg/предметные-стандарты/

https://kao.kg/новые-программы/

https://kao.kg/учебные-программы-для-школ-с-русским-я/

https://kao.kg/окутуу-кыргыз-тилинде-жүргүзүлүүчү-м/

8. Проведена экспертиза методических пособий (авт. Марат уулу Нурсултан) по математической грамотности, естественнонаучной и читательской грамотности, где были даны рекомендацию автору по их доработке.

Разработаны Программы по воспитательной работе с 1 по 11 класс на 2-х языках и рукопись находится в МОН КР и готовится к изданию.


 

Вопросы проектной деятельности включены в календарно-тематическое планирование предметов общеобразовательных организаций, а также в предметные стандарты и учебные программы. Кроме того вопросы проектной деятельности были внесены во внеурочную деятельность (кружки, факультативы, элективные курсы и др.),

Сотрудники взаимодействуют на семинарах совместно с сотрудниками РИПКППР.

 

РИПКиППР

(Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических работников)

 

  1. Во все учебные программы курсов повышения квалификации РИПКиППР внедрены и интегрированы материалы функциональной грамотности.

 

  1. Проводятся курсы повышения квалификации:

  1. Разработаны: модуль по формированию естественно-научной грамотности для 5-11 классов, модуль “Инновационные технологии обучения” с ориентацией на курс “Я и окружающий мир” для 1-4 классов, модуль “Формирование “зеленых навыков” и устойчивости к изменению климата” https://ec.ripk.kg/course/view.php?id=91

  2. 2 квартал 2023 года. Разработаны: модуль по формированию естественно-научной грамотности для 5-11 классов, модуль “Инновационные технологии обучения” с ориентацией на курс “Я и окружающий мир” для 1-4 классов, (https://ec.ripk.kg/course/view.php?id=87)

  3. Курс “Формирование “зеленых навыков” и устойчивости к изменению климата”.

  4. Материалы электронных лабораторий по вышеуказанным модулям размещены на портале РИПКППР, даны ссылки и QR коды электронных материалов. Обучены более 3300 учителей по STEM образованию. Электронный курс размещен на портале РИПК, обучение проводится с сопровождением тренеров, каскадным методом.

 

Разработан курс “Формирование и оценивание компетенций функциональной грамотности” и за январь-июнь 2023 года обучены 435 учителей

 

С сентября 2023 года внедрен новый формат по командному обучению, где обучаются весь коллектив школы по данному курсу.

На данный момент по командному обучению обучены - 379 учителей.

 

По электронному курсу (при поддержке ЮНИСЕФ, донор Япония) “Формирование и оценивание функциональной грамотности учащихся” для учителей старших классов прошли 2336 учителей по всей стране.

На данный момент обучаются на платформе 1500 учителей.

 

Подготовка тьюторов

 

Учебные программы

Количество тренеров

Спонсоры

Формирование и оценивание компетенций функциональной грамотности”

55

ВБ, НЦКОИТ

Формирование и оценивание функциональной грамотности учащихся”

51

ЮНИСЕФ

Методические подходы и технологии формирования гражданской идентичности

30

Центризбирком

Формирование и оценивание компетенций медиаграмотности

29

 

ИКТ технологии

66

 

Программа по кыргызскому языку для учителей родного/государственного языков

22

Нацкомиссия по госязыку и яз.пол.

Всего:

253

 


 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МОН КР

По подготовке к международному исследованию к PISA 2025 проделаны следующие работы:

1. Разработка PISA - ориентированных тестов 5-8 класс

  • Тестовые задания, ориентированные на оценку способностей учащихся использовать свои знания и навыки в области чтения, математики и естественных наук для решения реальных задач (тест, подобный PISA), как система диагностики уровня функциональной грамотности разработаны по следующим учебным предметам и направлениям:

5 класс, математика, чтение, естествознание;

6 класс, математика, чтение, география, биология;

7 класс, математика, чтение, география, биология, физика;

8 класс, математика, чтение, география, биология, физика, химия.

  • Тесты разработаны на кыргызском и русском языках и переведены на узбекский язык. Всего: 2940 тестовых заданий.

  • Сайт НЦОКОИТ МОН КР https://ncokoit.kg/ (все разработанные тесты размещаются на сайте для использования на уроках с 5 по 8 класс (кырг и русс). С 1 февраля будут размещены еще на узбекском языке).

2. Разработан учебный модуль: «Формирование и оценивание функциональной грамотности» (24 часа).

Цель: обучение специалистов образования применению, внедрению, оцениванию тестов по функциональной грамотности и обеспечение их методической поддержкой.

В офлайн режиме по республике обучены 74 специалистов РОО/ГОО с локацией в г. Бишкек и в г. Ош. В свою очередь эти специалисты обучили по каскадному методу 2953 специалистов РОО/ГОО, завучей и учителей школ по республике.

3. Мониторинг состояния функциональной грамотности учащихся

Мониторинг учащихся прошел в 33 школах Сокулукского района Чуйской области и 22 школах города Бишкек.

На тестировании приняло участие всего 4307 учащихся, из них

- 2200 учащихся 5-х классов

- 2107 учащихся 6-х классов

На сайте центра презентация и отчет по анализу результатов мониторинга состояния функциональной грамотности учащихся в Кыргызской Республике.

 

4. Мониторинг состояния функциональной грамотности учащихся в цифровом формате

Вроведено компьютерное тестирование на платформе Eklavvya в течение 4-7 марта 2024 года.

В тестировании должны принять участие:

2500 учащихся 7 классов из 250 школ,

2500 учащихся 8 классов из 250 школ.

Тесты по трем направлениям:

- математическое

- чтение и понимание

- естественно-научное направление

Форматы тестовых заданий: закрытые, открытые.

Информация

об итогах мониторинга по организации и проведении тестирования среди обучающихся 7-8 классов общеобразовательных организаций

Кыргызской Республики (март 2024 года)

 

Национальным центром оценки качества образования и информационных технологий проведено тестирование среди учащихся 7-8 классов общеобразовательных организациях Кыргызской Республики

 

Наименование мероприятий

Результаты мониторинга по организации и проведении тестирования

  1. Организационная работа

  1.  

Цель исследования

Диагностирование уровня функциональной грамотности учащихся 7-8 классов:

  • Определение результатов процесса обучения с учетом способов их достижения, выявления его тенденций и динамики;

  • Получение объективного представления о состоянии подготовленности школ к участию в PISA по организационной части;

  • Разработка срочных мер и корректировка действий к подготовке PISA

  1.  

Дата проведения

4 - 7 марта 2024 года

  1.  

Предметы для исследования

Математика, чтение и понимание и естественно-научные предметы

  1.  

Форма проведения тестирования

Онлайн форма

  1.  

Инструменты исследования

  • Тесты в цифровом формате

  • Мониторинг наблюдения проведения тестирования

  1.  

Количество тестируемых

2500 учащихся

  1.  

Исследование проведено

На основании стратифицированной репрезентативной выборки учащихся по всей республике

  1. Организационная работа по инструктивной работе с ответственными специалистами районных и городских отделов образования и работниками школ

  1.  

Какими нормативными и локальными документами руководствовались школы, вошедшие в выборку

В целом, на этапе проведения тестирования, со стороны НЦОКО разработано 4 локальных актов, в том числе:

  • Приказ Министерства образования и образования КР о проведении тестирования и выборки школ по всей стране

  • Анкеты на заполнение школами для диагностики программы

  • Инструкция для школы (подготовка школы к проведению тестирования в онлайн режиме)

  • Инструкция для тест администратора (тест администратором в школе может быть завуч или классный руководитель этого класса).

Разработаны следующие виды тестовых заданий:

- закрытого типа (выбрать один правильный ответ);

- открытого типа (написать свой ответ, опираясь на данный текст).

  1.  

Какие документы заполнялись школами

Школы, вошедшие в выборку в онлайн режиме, заполняли анкету данных о школе.

После прохождения диагностики и отправки данных в НЦОКО, школа получила обратную связсь - списки учащихся, логин и пароль - индивидуально для каждого ученика для входа на тестирование

  1. Результаты мониторинга по вопросам организации подготовки и проведения тестирования

 

Сколько школ/учащихся было охвачено мониторингом наблюдения

11 школ и 110 учащихся охвачено мониторингом наблюдения за организацией и процессом проведения тестирования

 

Какие организационные требования соответствали установленной инструкции

Из 11 школ, охваченным наблюдением, только в 6 (55%) школах качество подготовки к тестированию в онлайн режиме соответстввовали требованиям:

  • Учащиеся, вошедшие в выборку, проинформированы о времени проведения тестирования, явка составила 100%;

  • Учащиеся обеспечены ручками, черновиками для математики и естественно-научного направления;

  • Организационные моменты для тестирования (компьютерный класс, подключенны к интернет - провайдерам, материалы хранились с соблюдением мер конфиденциальности, по мере необходимости обеспечены калькуляторами, сотовые телефоны не применялись).

  • Школы имели достаточное количество в наличии компьютеры и ноутбуки в рабочем состоянии.

 

 

Какие организационные требования не соответствали установленной инструкции

Из 11 школ, охваченным наблюдением, в 5 (45%) школах качество подготовки к тестированию в онлайн режиме не соответстввовали требованиям (частично) по следующим направлениям деятельности:

Первое: Руководители Сокулукского, Ысык-Атинского и Октябрьского районных отделов образования не обеспечили в надлежащем порядке бесперебойное оснащение школ, вошедших в выборку, электроснабжением и скоростным интернетом:

  • Срыв тестирования учащихся из-за отключения интернета во время тестирования (Ак-Кудукская СОШ Иссык-Атинский район);

  • Срыв тестирования учащихся из-за отключения электроснабжения (Ак-Кудукская СОШ Иссык-Атинский район);

  • Не приняты своевременные меры по обеспчению скоростным интернетом СОШ № 1 им. Жакшылыкова Сокулуского района, так как подключенный к интернет -провайдеру “Кыргыз телеком” давал сбои системы подачи интернета в процессе тестирования учащихся

 

Второе: Руководители Сокулукского и Октябрьского районных отделов образования в школах, вошедших в выборку, не обеспечили в надлежащем порядке своевремнное и организованное тестирование, так как тестирование 5 марта 2024 года начато с большой задержкой:

  1. Отсутствие организации подготовки к тестированию компьютерного класса, подключения к интернету провайдеру (выскоскоростному интернету) – СОШ № 91 Октябрьского РЦО г. Бишкек и Первомайская СОШ Сокулукского района;

  2. Не построена логистика подключения к скоростному интернету в СОШ им. М.Асанкановой Сокулукского района. В день проведения тестирования компьютерный класс был подключен к интернету только через мобильные телефоны учителей, что по требованиям проведения тестирования не допустимо и вызывал риск о срыве тестировании;

  3. После прохождения диагностики и отправки данных в НЦОКО, СОШ им. Шопоково и другие школы Сокулукского района за день до тестирования не организовали списки учащихся с логином и паролем - индивидуально для каждого ученика для входа на тестирование

 

  1. Предстоящая работа по проведенному исследованию

 

Характеристика результатов тестирования

По открытым заданиям предстоит кодировка открытых частей ответов учеников. После будет проведена обработка данных и статистический анализ, по итогам которых будет подготовлена исходная информация о степени готовности школ к предстоящей PISA – 2025 и достижениям учащихся 7 – 8 классов по трем направлениям

 

 

 

Пробное исследование PISA 2023 сентябрь-октябрь 2024 год:

1. Проводится перевод и реконслировка тестов и инструкций. Адаптация и переводов проводится на кыргызский, русский и узбекский языки.

2. Ведется работа по формированию выборки и заполнению соответствующих форм. Завершены расчеты по выборке для field trial -пилотного исследования, которое пройдет с 15 сентября по 24 октября 2024 года. По итогам расчетов в выборку попадает 178 школ, только 66 из них примут участие в пилотном исследовании (приказ МОН КР № 725/1 от 10 мая 2024 года)

3. На стадии завершения работа по адаптации мануалов и инструкций, подготовка к кодированию тестов и соответствующая работа согласно техническим стандартам

В ходе 2-ой NPM встречи в марте 2024 года на состоялось обучение по кодированию тестов и по работе с выборками согласно требованиям ОЭСР, а также индивидуальные консультации с каждой страной для решения проблемных вопросов, которые имеются в стране-участнице исследования.

1. Проведена проверка школ на соответствие скорости интернета через Инструмент готовности школы, предоставленный компанией Acer. В ходе проверки только 7 школ соответствую требованиям и можно проводить тестирование онлайн. В 11 школах нет интернета совсем. Ещё в 5 школах интернет провайдер и скорость интернета хорошие, но, ИГШ показал отрицательные результаты. Т.е. возможно проведение онлайн тестирования в 12 школах.

2. Для проведения тестирования были установлены характеристики компьютеров. Каждая школа провела проверку техники и заполнили форму по техническим характеристикам и наличию локальной сети. В 48 школах есть локальная сеть из них в 34 есть Wi-fi. В 9 школах нет никакой локальной сети. В сшг 12 компьютеры не соответствуют техническим характеристикам.

3. Для проведения тестирования в каждой школе в один или два дня, должны быть оборудованы классы с 30 или 60 компьютерами. Без необходимого количества компьютеров на данный момент 9 школ ( всего по 21 компьютеру в школе). В трёх школах идёт капитальный ремонт. 9 школ договорились с другими учебными центрами или вузами о проведении тестирования на их базе ( это возможно по условиям Pisa).

План на август.

1. Провести дополнительную работу со школами в которых выявлены технические проблемы.

2. Ходатайствовать о разрешении на проведение 9 школам тестирования на базе вузов и других учебных заведениях.

3. Установить программное обеспечение на компьютеры -сервера для тест администраторов.

4. Провести обучение тест-администраторов по обновлению баз и отправке ответов на сайт Pisa


 

Проблемы, требующие решения на уровне органов местного самоуправления и иных министерств и ведомств:

- Исследование будет проводиться в онлайн и офлайн режимах. Но в любом случае для обоих форматов нужен хороший скоростной интернет. Необходимо определить ответственный орган для обеспечения бесперебойного высокоскоростного интернета и постоянного наличия электричества в школах.

- Обеспеченность школ компьютерами с соответствующими параметрами и с нужной конфигурацией в каждой выбранной школе - будет сделана техническая диагностика, и в случае отсутствия нужного количества компьютеров с необходимой конфигурацией, будут задействованы компьютеры из 1200 оборудованных школ по проекту ВБ, либо как запасной вариант рассматриваем использовать компьютеры, которые закупались ЦИК для проведения выборов, в этом случае нужна готовность ЦИКа предоставить свои компьютеры.

Мероприятия по подготовке образовательных организаций к исследованию PISA 2025

Для координации действий по подготовке к исследованию Координатором проекта в КР по PISA О.Уманкуловой в составе представителей рабочих групп-PISA-2025 разработана и представлена в МОН КР структура взаимодействия и ответственности образовательных организаций в реализации мероприятий по подготовке к PISA 2025, а также разработана схема Функции по PISA и 100 наиболее часто встречающихся вопросов и ответов по PISA (приложение 1). Согласно данной структуре осуществляется взаимодействие между структурными подразделениями во исполнении подготовке к исследованию.

Проведена инвентаризация ресурсов образовательных организаций – обеспеченность ИКТ оборудованием, кадрами.

Донорскую поддержку в оснащении оборудованием осуществляет проект АБР - 1200 школ республики обеспечены компьютерными класс-комплектами.

Участие Кыргызской Республики в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в 2025 году осуществляется в рамках исполнения соглашения о финансировании (проект Всемирного Банка «Обучение для будущего») между Кыргызской Республикой и Международной Ассоциацией развития (Кредит №6563-KG и Грант №D573-KG), подписанного 7 мая 2020 года.

Еженедельно с 7 декабря 2022 года по 15 марта 2023 года проведены 12 онлайн тренингов в режиме (Zoom) по повышению квалификации педагогических кадров с участием специалистов КАО, РИПКППР, НЦКОИТ при поддержке проекта ЕС “Улучшение качества образования в Кыргызстане” и проекта ВБ “Образование для будущего с охватом более 500 участников (запись тренингов расположена на Telegram страничке «PISA 2025: Обучение и повышение грамотности») (во исполнение приказа МОН КР «О проведении тренингов «Обучение и повышение грамотности в цифровом мире» для подготовки специалистов системы образования к участию в международном тестировании» № 2703/1 от 12.12. 2022 года).

Разработаны, переведены в электронный формат и апробированы практические материалы для улучшения качества преподавания STEM-предметов (естественные науки, технология, инженерия, математика) за счет средств Всемирного Банка по естественно-математическим наукам (химия, физика, биология, для 6-7-8 классов).

 

Важно помнить: «натаскать» на тесты PISA нельзя. Они построены на применении знаний в различных жизненных ситуациях. Поэтому подготовка к PISA – это реальный переход всей системы образования на компетентностный подход, изменение деятельности каждого учителя и администрации школы.

Национальным центром оценки качества и информационных технологий (Б.С. Шамшидинова) завершена разработка PISA- ориентированных тестов для 5-8 классов и стандартизированных тестов для 4, 8 классов, которые размещены на сайте НЦКОИТ для использования тестов учителями в урочной и внеурочной детельности, а также для самостоятельной работы учащихся с тестами.

Разработана Национальная программа оценки под названием «Баалоо», в рамках которой было проведено исследование функциональной грамотности с участием более 7800 учащихся на цифровой платформе для учащихся 4 и 8 классов в 200 школах. Сборники заданий по функциональной грамотности (математическая, чтение, естественно-научная) были разработаны для подготовки к PISA.

По итогам изучения положительного опыта работы политехнического лицея при Акционерном обществе «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» Республики Татарстан Российской Федерации в вопросах преподавания STEM предметов, организации эффективного менеджмента в общеобразовательных организациях и основам предпринимательства (с использованием многопользовательской сетевой экономической стратегии «Business Cats») в 27 школах Кыргызской Республики запланировано проведение занятий по Программе во внеурочное время с 1 сентября 2023 года (ссылка hr.alabuga.ru). Подготовлен к подписанию Меморандум.

25 мая 2023 г. состоялась встреча сотрудников КАО с представителями системы образования Эстонии (Министерство образования, Центр тестирования, КАО Эстонии), которые поделились опытом участия в подготовке международного исследования PISA.

1 июня 2023 года проведена в онлайн конференция – прямая трансляция встречи профессора КФУ Шейхеисламовым Р.Ф. Республики Татарстан (свободная экономическая зона “Алабуга”) с директорами школ Кыргызской Республики по теме: “Управление развитием конкурентоспособности школьника в контексте международного исследования PISA».

8 июня 2023 года специалисты КАО приняли участие в онлайн конференции организации EPIC – профессиональное развитие учителей в Восточной Европе и Центральной Азии по вопросу инструментов оценивания в современном образовании.

С 24 по 31 апреля, 10-11 мая 2023 года, в соответствии с приказом МОН КР №420/1 от 10 02.2023 г., проведены семинары-тренинги для директоров школ Баткенской, Джалал-Абадской, Ошской, Иссык-Кульской, Нарынской и Таласской областям по естественнонаучной, математической и читательской грамотности. Директорам школ были розданы материалы, собранные для проведения PISA (открытые задания, ссылки, свои презентации и раздаточные материалы).

КАО разработан учебный модуль: «Формирование компетенции функциональной грамотности и оценивание». Проведен 3-х дневный семинар-тренинг для специалистов ШМО (кыргызском и русском языке) (приказ №1635/1 от 3 апреля 2023 года «О проведении обучения методистов районных/городских отделов и центров образования»):

- Для южного региона республики семинар состоялся в г. Ош 12-14 апреля 2023 года. Обучены 34 специалиста;

- Для северного региона семинар состоялся в г. Бишкек 16-18 мая 2023 года. Обучены 37 специалистов.

26-28 июня 2023 г. проведен семинар с участием международных консультантов (Москва) по анализу тестов PISA и СТ.

ОРП ВБ 31 мая 2023 г. проведена встреча с ACER, Westat и ОЭСР по вопросу участия города Бишкек как отдельного участника и знакомству с процедурами выборки по полевому исследованию PISA 2025.

КАО разработаны Методические рекомендации на августовские совещания педагогических коллективов КР с элементами функциональной грамотности. Подготовлено методическое пособие по функциональной грамотности (математическая грамотность) для учителей, работающих в 5-6 классах. Разрабатывается рабочая тетрадь по математической грамотности для учащихся 5-7 классов.

Проведена встреча (10 июля 2023 г.) с педагогами-новаторами г. Бишкек по внесению вопросов функциональной грамотности в программу предмета математики с 5-11 классы.

НЦКОИТ разработаны около 1000 PISA-подобных тестов, проведена внутренняя экспертиза, апробация заданий, проводится психометрический анализ. Проведено обучение 65 методистов по применению PISA-тестов.

Подготовлены 2 проекта программ по функциональной грамотности для 5 и 6 классов (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи). Апробация данных программ будет проведена в 300 школах по всей республике. С 24 июля 2023 года через программу OmegaT идет процесс перевод тестовых заданий на кыргызский язык естественно-научного цикла PISA 2025.

Составлена ссылка на наличие онлайн компьютерных тестов по отдельным предметам (РISA-тесты).

В августовских методических секциях г. Бишкека для 200 учителей математики, физики, информатики специалистами КАО проведено обсуждение вопросов функциональной грамотности. В Аламединском района с. Таш-Мойнок 24 августа 2023 г. для учителей русского языка в кыргызских классах (30 человек) была проведена августовская секция по функциональной грамотности. В учебные программы по математике, физике, биологии были внесены элементы функциональной грамотности через открытые задания PISA. Были внесены в календарно-тематические планы задания по математической грамотности в 5, 6, 7 классах.

В рамках проведения Августовских мероприятий, посвященных началу нового 2023/2024 учебного года с 14 по 25 августа проведены обучающие вебинары в режиме он-лайн согласно утвержденному Графику РИПКППР, КАО, специалистами внешкольных образовательных организаций дополнительного образования, проектов «Окуу Керемет», EdNet, Кампания Ханди Крафт. Ежедневно охват участников составлял более 1200 учителей государственных и негосударственных образовательных организаций, методистов учебно-методических кабинетов и специалистов районных/городских отделов образования.

Для учителей математики: Формирование математической грамотности учащихся в целях подготовки к международному исследованию PISA КАО Камчиева А.М. ;

Для учителей информатики: Совершенствование технологии практико-ориентированного обучения информатики в условиях цифровой трансформации образования. КАО Ибирайым кызы Айжан;

Роль учителя в формировании ключевых компетентностей \функциональной грамотности учащихся в условиях цифровизации. РИПКППР Артыкбаева Г.Э.;

Для учителей кыргызского языка и литературы: Окуп түшүнүүдѳгү PISAнын талаптары. РИПКППР Эсеналиева К.Э..;

Для учителей химии биологии: «Табигый-илимий предметтер эмнени үйрөтөт: PISA мисалдарында» РИПКППР Кособаева Б.М.

Кампания Ханди Крафт: Инновационные образовательные решения. О программе Мозаик.

28 августа на базе Образовательного учебно-воспитательного комплекса Маариф проведены секционные мастер-классы для педагогов дошкольного, школьного, внешкольного дополнительного, начального и среднего, высшего профессионального образования республики (500 участников). В том числе по подготовке к исследованию были проведены мастер-классы специалистами РИПКППР и КАО, которые обсуждены в рамках проведения вебинаров, на мастер-классах показано практическое применение материала.

Кроме этого проведены мастер –классы на темы:

Использование открытых электронных ресурсов в целях повышения качества преподавания школьных предметов. Орусбаева Д.Н. КАО

PISA 2025: процедурные требования ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития) к подготовке школ по участию в исследовании Уманкулова О.. национальный координатор PISA,

Мыкыева М.Р., координатор проекта по оценке проекта ВБ «Образование для будущего».

При финансовой поддержке Всемирного банка завершена работа по тиражированию сборников тестовых заданий на основании заявки Министерства образования и науки Кыргызской Республики, в целях реализации Плана действий (Дорожная карта) по подготовке к PISA -2025 и ориентации на результаты обучения согласно требованиям исследования PISA и национальными стратегическими направлениями развития системы образования. В рамках проведения Августовских мероприятий, посвященных началу 2023/2024 учебного года состоялась выдача сборников участникам конференции.

С 7 по 10 сентября в с. Чоктал Иссык-Кульской области в пансионате Дельфин сотрудники КАО (Чыныбаев Р.Р., Камчиева А.М. Музулманов М.У.) участвовали в экспертизе заданий ОРТ на 2-х языках по смысловому соответствию перевода, соответствию предметному стандарту и современной учебной программы общеобразовательных организаций.

На основании приказа МОН КР № 4906/1 от 21.08.2023 года на базе Профессионального лицея № 18 г.Бишкек с 1 по 9 августа 2023 года проведены курсы повышения квалификации для учителей инофрматики 27 школ Кыргызской Республики по программе основ предпринимательства (с использованием многопользовательской сетевой экономической стратегии «Business Cats»). Занятия по Программе начаты во внеурочное время с 1 сентября 2023 года (ссылка hr.alabuga.ru.)

С 23 октября 2023 года начата реализация проекта «Учимся для жизни, формируя функциональную грамотность» в формате проведения он-лайн семинаров. Цель и задача семинаров: представление и обсуждение содержания работы по планированию занятий по функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности. Разработка заданий по функциональной грамотности. Участники: представители Министерства образования и науки КР, представители проекта ЕС «Улучшение качества образования в Кыргызстане», представители национального центра исследования PISA 2025 в КР, представители КАО и РИПКиППР, представители 11 пилотных школ.

Алмамбетовой Г.И., ответственным секретарем секретариата по подготовке к исследованию PISA, проведено рабочее совещание с руководителями школ по исполнению Плана действий по подготовке к исследованию (приказ 222/1 от 24.02.2022 г) 20.10.2023 г. в городе Чолпон-Ата, 24.10.2023 г. в г.Нарын.

В рамках проведения пилотного проекта Европейского Союза при участии КАО и РИПКиППР «Учимся для жизни, формируя функциональную грамотность» по совершенствованию образовательного процесса, внедрению учебных материалов по функциональной грамотности и распространению опыта школ к участию в международном исследовании PISA-2025 во исполнение приказа Министерства образования и науки Кыргызской Республики «Об усилении мер в подготовке к участию в международном исследовании PISA-2025» от 24 февраля 2022 года № 221/1 идет реализация мероприятий в 11 пилотных школах республики с 1 сентября 2023 года по 31 мая 2024 года.

Основная цель проекта: Формирование функциональной грамотности к участию в международном исследовании PISA-2025».

Приоритетные области: естественно-научная грамотность, креативное и критическое мышление.

Основные направления деятельности:

1. Совершенствование образовательного процесса (подготовка серии уроков и модулей для внеурочной деятельности, организация проектной деятельности, участие во внешкольной деятельности);

2. Внедрение учебных материалов по функциональной грамотности, разработанных в рамках национальных проектов;

3. Распространение опыта школы и формирование точек роста для предоставление менторской поддержки другим школам.

Координаторы проекта: КАО, РИПКиППР и Европейский Союз.

 

Информация по итогам визита экспертов ОЭСР по подготовке к исследованию PISA -2025

С 3 по 7 октября в рамках подготовки Кыргызской Республики к участию в международном исследовании PISA в 2025 году был организован 5-дневный визит консультантов в составе старшего аналитика Организации Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)Туэ Холгрин, и Дженнифер Хонг, специалиста офиса по повышению потенциала и разработке планов действий австралийской компании ACER.

В рамках визита было организовано более 16 встреч с представителями Министерства образования и науки Кыргызской Республики, представителями Всемирного Банка, экспертами в области образования, учителями и директорами школ, а также были организованы визиты в школу № 53 г .Бишкек и школу им.Кычан Жакыпова в селе Жээк. Целью всех встреч являлось выявление уровня готовности страны к проведению международного исследования PISA согласно техническим требованиям ОЭСР, которые выдвигаются каждой стране и обязательны для исполнения. Помимо встреч пресс-службой МОН КР было проведено интервью с лайв стримом на официальной страничке на фейсбуке, во время которого консультанты рассказали о том, что такое PISA-2025, какие процедуры предстоит пройти Кыргызской Республике и что нужно сделать стране, чтобы лучше подготовиться к исследованию. На семинарах, которые были организованы для учителей, представителей районных и городских отделов образования и директоров, г-н Туэ Холгрин детально познакомил слушателей с предстоящей выборкой, которая будет сделана для исследования, с PISA-подобными заданиями и другой важной информацией, которая важна для подготовки к исследованию. Все участники интервью, встреч и семинаров отметили, что стране предстоит большая работа, где каждый должен нести ответственность за проводимую подготовку страны к предстоящему исследованию в 2025 году.

По итогам проведенного визита, а также другой работы, которая проводится международными консультантами совместно с национальной командой по подготовке страны к PISA 2025, будет подготовлен аналитический отчет по анализу потребностей страны для завершения подготовки к PISA 2025, а также разработан план действий для Министерства образования и науки Кыргызской Республики по исполнению технических требований ОЭСР.

Бөлүшүңүз

Пайдалуу шилтемелер

Мамлекеттик сайттар жана порталдар