Көрүлдү: 0
В целях системной подготовки к участию в Международном исследовании PISA-2025 Министерством образования и науки Кыргызской Республики (далее - министерство) утвержден приказ Министерства «О создании оргкомитета и рабочих групп» № 612/1 от 23 апреля 2021г.
Рабочей группой разработана Дорожная карта. Далее, приказом министерства «Об усилении мер в подготовке к участию в международном исследовании PISA - 2025» № 222/1 от 24 февраля 2022 года внесены дополнения в Дорожную карту и утвержден План действий по подготовке к исследованию, данным приказом утвержден организационный комитет, в связи с кадровыми перестановками, приказом Министерства № 132/1 от 26 января 2024 г внесены изменения в состав организационного комитета. С 2022 года идет реализация Плана действий по подготовке к Международному исследованию. Реализация Плана действий по подготовке к Международному исследованию PISA – 2025 осуществляется по 5-м разделам:
Раздел 1. Управленческие решения на уровне системы.
Управленческие решения определяют нормативную базу постепенного совершенствования системы при условии координации и контроля выполнения намеченных планов со стороны министерства:
приказом Министерства № 612/1 от 23 апреля 2021г. созданы оргкомитет и рабочая группа, которой разработана Дорожная карта;
приказом МОН КР №1495/1 от 1 сентября 2021 г. «О подготовке к участию в международном исследовании PISA–2025» определены задачи по подготовке Планов мероприятий по направлениям;
приказом министерства «Об усилении мер в подготовке к участию в международном исследовании PISA - 2025» № 222/1 от 24 февраля 2022 года внесены дополнения в Дорожную карту и утвержден План действий по подготовке к исследованию, данным приказом утвержден организационный комитет;
приказом МОН КР №282/1 от 4 марта 2022 назначены Национальный проектный менеджер по PISA - Уманкулова О., и Национальный центр по проведению PISA- НЦОКОИТ, Национальный центр по проведению PISA руководитель Национального центра PISA - директор НЦОКОИТ Б.С. Шамшидинова;
- для координации действий по подготовке к исследованию Координатором проекта в КР по PISA О.Уманкуловой в составе представителей рабочих групп-PISA-2025 разработана и представлена в МОН КР структура взаимодействия и ответственности образовательных организаций в реализации мероприятий по подготовке к PISA 2025, а также разработана схема Функции по PISA и 100 наиболее часто встречающихся вопросов и ответов по PISA (приложение 1). Согласно данной структуре, осуществляется взаимодействие между структурными подразделениями во исполнении подготовке к исследованию;
приказом МОН КР от 06.04.2023 года № 1790/1 руководители региональных структурных подразделений назначены национальными координаторами PISA-2025 по каждому региону. В соответствии с утвержденными обязанностями руководители районных/городских отделов/управлений образования, Департамента образования несут персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию Плана действий по подготовке к исследованию PISA 2025 (приказ МОН КР № 222/1 от 24.02.2022 г);
приказом МОН КР № 4776/1 от 26.07.2023 года назначен ответственный секретарь секретариата и утверждено Положение о секретариате. На основании обработки ежеквартальных отчетов Секретариатом организационного комитета проводится анализ по реализации Плана действий от региональных координационных советов из числа руководителей учебно-методических кабинетов при районных/городских отделов образования, а также исполнение Плана структурными подразделениями МОН КР - отдела цифровой трансформации (ОЦТ), Отдела информационной политики (ОИП), Кыргызской академии образования (КАО), Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников (РИПКППР), Национального центра оценки качества образования и информационных технологий (НЦОКОИТ), редакции газеты Кут билим.
приказом МОН КР № 132/1 от 26 января 2024 г внесены дополнения в приказ МОН КР № 4776/1 от 26.07.2023 года по Техническому заданию ответственного секретаря организационного комитета по подготовке к исследованию
приказом МОН КР №306/1 от 28.02.2024 года «О подготовке к проведению пилотного исследования (field trial) PISA (март-май 2024 г)» утвержден список 66 общеобразовательных организаций республики по итогам которого НЦОКОИТ проведет оценку и предоставит результаты диагностики технического оснащения школы: количество компьютеров, скорость интернет-соединения, надежности, технической инфраструктуры, обеспечение электроэнергией (наличие/отсутствие перебоев
в целях координации по деятельности региональных координационных советов и структурных подразделений министерства созданы чаты в режиме онлайн общения из числа специалистов вышеуказанных организаций – «PISA 2025», «Регкорсоветы»;
Раздел 2. Инвентаризация и пополнение электронных ресурсов по подготовке к PISA 2025 и информированию всех заинтересованных сторон
В рамках проведения пилотного проекта Европейского Союза при участии КАО и РИПКиППР «Учимся для жизни, формируя функциональную грамотность» по совершенствованию образовательного процесса, внедрению учебных материалов по функциональной грамотности и распространению опыта школ к участию в международном исследовании PISA-2025 во исполнение приказа Министерства образования и науки Кыргызской Республики «Об усилении мер в подготовке к участию в международном исследовании PISA-2025» от 24 февраля 2022 года № 221/1 идет реализация мероприятий в 11 пилотных школах республики с 1 сентября 2023 года по 31 мая 2024 года.
Основная цель проекта: Формирование функциональной грамотности к участию в международном исследовании PISA-2025».
Приоритетные области: естественно-научная грамотность, креативное и критическое мышление.
Основные направления деятельности:
1. Совершенствование образовательного процесса (подготовка серии уроков и модулей для внеурочной деятельности, организация проектной деятельности, участие во внешкольной деятельности);
2. Внедрение учебных материалов по функциональной грамотности, разработанных в рамках национальных проектов;
3. Распространение опыта школы и формирование точек роста для предоставление менторской поддержки другим школам.
Координаторы проекта: КАО, РИПКиППР и Европейский Союз.
НЦОКОИТ завершает разработку цифровой платформы pisa.gov.kg/pisa.kg (Интернет-ресурс), с возможностью использования практически на любых мобильных и стационарных устройствах с разным размером экрана: смартфонах, планшетах, компьютерах, работающих под управлением Android, iOS, Windows) для обеспечения комплексного мониторинга, контроля и анализа результатов процесса обучения и качества знаний.
Количество тестовых заданий, которые должны быть загружены на платформу, составит 1200 заданий по стандартизированным тестам и 1200 PISA-подобные тесты на русском,кыргызском и узбекском языках.
На сайте НЦОКОИТ МОН КР https://ncokoit.kg/ размещаются все разработанные тесты для использования на уроках с 5 по 8 класс (кырг. русс). Тесты разработаны на кыргызском и русском языках и переведены на узбекский язык. Всего: 2940 тестовых заданий. В стадии завершения на узбекском языке.
На 8 февраля 2024 года завершены расчеты по выборке для field trial - пилотного исследования, которое пройдет с 15 апреля по 24 мая 2024 года. По итогам расчетов в настоящее время выборка составила 178 школ, приказом МОН КР № 306/1 от 28.02.2024 года определены 66 школ для участия в пилотном тестировании. Проводится работа по адаптации мануалов и инструкций, подготовка к кодированию тестов и другая необходимая работа согласно техническим стандартам.
Команда из 15 экспертов проводит адаптацию, верификацию и пост-верификацию тестов на русском и кыргызском языках. Каждый тест должен пройти 15 этапов адаптации и перевода до финального утверждения со стороны Capstan (организация-контрактер от ОЭСР по переводу и адаптации тестов). По русскому и кыргызскому языках разные тесты на сегодняшний день находятся на этапах от 3 до 8.
Участие Кыргызской Республики в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в 2025 году осуществляется в рамках исполнения соглашения о финансировании (проект Всемирного Банка «Обучение для будущего») между Кыргызской Республикой и Международной Ассоциацией развития (Кредит №6563-KG и Грант №D573-KG), подписанного 7 мая 2020 года. Объем финансирования 500 тысяч долларов США.
Издан приказ МОН КР № 725/1 от 10.05.2024 г «О мерах по подготовке к пилотному исследованию» с учетом внесенных изменений в приказе № 551/1 от 11.04.2024 года «О внесении изменения в приказ МОН КР «О подготовке к проведению пилотного исследования (field trial) PISA (март-май 2024 г)» № 306/1 от 28.02. 2024 года. Пилотное исследование PISA будет проведено с 15 сентября по 24 октября 2024 года. Приказом утверждены меры по подготовке технического оснащения 66 школ, утвержден алгоритм действий ответственных лиц за качественное и своевременное проведение пилотного исследования.
Ссылки на информацию
на страницах КАО, РИПКиППР, НЦОКОИТ, МОН КР опубликованы ссылки в которых размещен материал по подготовке к исследованию:
руководство «Формирование и оценивание функциональной грамотности» по методике обучения применению и внедрению тестов методистов центров образования, заместителей директоров и руководителей ШМО
материалы учебного модуля для специалистов рай/горОО и руководителей ШМО по применению стандартизированных тестов (далее - СТ), протоколам и процедурам администрирования и выставления оценок, а также школьному анализу и применению результатов,
материалы учебного модуля для национальных экспертов по разработке PISA-ориентированных тестов;
краткие инструкции/руководства по подготовке к PISA для учителей;
краткие инструкции/руководства по подготовке к PISA для администрации школ;
краткие инструкции/руководства по подготовке к PISA для учащихся;
краткие инструкции/руководства по подготовке к PISA для родителей;
краткие инструкции/руководства для учителей по использованию PISA-ориентированных тестов.
Раздел 3. Инвентаризация и восполнение ИК ресурсов
На основании приказа МОН КР № 725/1 от 10.05.2024 г «О мерах по подготовке к пилотному исследованию» с учетом внесенных изменений в приказе № 551/1 от 11.04.2024 года «О внесении изменения в приказ МОН КР «О подготовке к проведению пилотного исследования (field trial) PISA (март-май 2024 г)» № 306/1 от 28.02. 2024 года. Пилотное исследование PISA будет проведено с 15 сентября по 24 октября 2024 года. Приказом утверждены меры по подготовке технического оснащения 66 школ, утвержден алгоритм действий ответственных лиц за качественное и своевременное проведение пилотного исследования.
По итогам проверки НЦОКОИТ практически во всех школах будет использоваться оф-лайн проведение тестирования, так как их интернет обеспечение и скорость Интернета не соответствует требованиям онлайн формата. Цифры по обеспечению школ компьютерами к 2023 году не обнадеживают. В школах республики 27 учеников изучали информатику на 1 компьютере (предмет ведется с 5 го по 8 классы). Однако в 2023 году удалось достичь показателя «12 учеников на компьютер». Это позволяет использовать электронные материалы при преподавании всех основных предметов, уделяя особое внимание математике и предметам научно-естественного цикла. Охват школ Интернетом составляет 92% (1956 школ). Но как показывает проведенный анализ скорость интернета не соответствует требованиям. Для проведения тестирования PISA одновременно 45 учениками, рекомендуется обеспечить общую пропускную способность интернет-соединения в школе на уровне примерно 135 Мбит/с. Этот расчет учитывает необходимую скорость в 2 Мбит/с на одного учащегося и дополнительный запас в 50% для обеспечения стабильности соединения и компенсации возможных колебаний в сети. Персональные компьютеры (PC) должны иметь систему бесперебойного питания (UPS) не менее 20 мин работы в автономном режиме.
Была проведена диагностика технического обеспечения школ республики, в которых будет проводится пилотное тестирование PISA (по программной платформе TAO к пилотному исследованию PISA), проведена с января по февраль 2024 года по 5 направлениям: наличие компьютеров в школах, технические характеристики персональных компьютеров, наличие локальной сети/сети Wi-Fi, наличие интернета в кабинете информатики, скорость интернета, возможность проведения тестирования в онлайн или оффлайн формате.
Результаты диагностики
(1) Диагностика наличия локальной сети/сети Wi-Fi и компьютеров в школах показывает, что из 66 школ соответствует только 62. Все 66 школ были оформлены через интернет провайдеры КыргызТелеком (50), Акнет – 7, Fastnet – 1, Homeline -1, Megaline – 1, не оплачено – 1, нет интернета – 5. Кроме этого, в 3 школах недостаточно компьютеров или осуществляется ремонт здания (либо отсутствует), 7 школах нет локальной сети (нет Wi-fi) и 4 школах в наличии только Wi-Fi.
(2) Диагностика наличия скорости интернета в школах показывает, в СШ № 48 г. Бишкек нет компьютеров, в ШГ №4 имени Зайракан Исаевой города Балыкчы Иссык-Кульской области» технические характеристики компьютеров и скорость интернета не соответствуют требованиям (планируют работать на учительских ноутбуках 15-20 штук).
(3) Диагностика состояния технической характеристики персональных компьютеров показывает, что из проекта 1200 школ (мультимедийная библиотека) в 41 школе (вошедшие в выборку) установлены по 16 компьютеров с параметрами ПК - Intel (R) Core(TM) i3-10105 CPU@ 3.70 GHz, 3696 МГц, ядер:4, логических GB RAM, 64 разрядная, ОС Windows 10.
(4) Диагностика о возможности проведения тестирования в онлайн или оффлайн формате показывает, что в 13 школах - онлайн формате, в 28 - оффлайн формате, в остальных школах - в двух форматах.
Общие статистические данные общеобразовательных организаций и обучающихся 7 и 8 классов по всей республике (данные сведения школ получены из ИСУО-2023) составляют следующее: 2178 общеобразовательных организаций государственной и муниципальной форм собственности; 124555 обучающихся 7 класса; 121732 обучающихся 8 класса.
Проведена стратифицированная репрезентативная выборка на 500 школ, которые были запланированы для проведения тестирования. По результатам мониторинга на соответствие заявленным требованиям вошли в выборку только 367 школ, т.е. общий охват школ составил 16,8%. При этом 133 школы не смогли показать готовность к онлайн тестированию, а также в отдельных школах, вошедших в выборку, не было достаточно компьютеров, в связи с этим количество обучающихся значительно снизился.
Мониторинг проводился по математике, чтению и пониманию и естествен научным предметам, в котором приняли участие 2573 учащихся из числа 7 и 8 классов (общее количество 246287 обучающихся), охват тестированием обучающихся составил 1%.
ПЛАНЫ НА АВГУСТ
1-6 августа обновление списки учеников
15 августа отправка в Вестат финальные списки учеников для выборки
с 19 августа по 15 сентября формирование Логинов и Паролей для входа систему
Это по выборке и списку учеников
1. Проведена проверка школ на соответствие скорости интернета через Инструмент готовности школы, предоставленный компанией Acer. В ходе проверки только 7 школ соответствую требованиям и можно проводить тестирование онлайн. В 11 школах нет интернета совсем. Ещё в 5 школах интернет-провайдер и скорость интернета хорошие, но, ИГШ показал отрицательные результаты. Т.е. возможно проведение онлайн тестирования в 12 школах.
2. Для проведения тестирования были установлены характеристики компьютеров. Каждая школа провела проверку техники и заполнили форму по техническим характеристикам и наличию локальной сети. В 48 школах есть локальная сеть из них в 34 есть Wi-fi. В 9 школах нет никакой локальной сети. В сшг 12 компьютеры не соответствуют техническим характеристикам.
3. Для проведения тестирования в каждой школе в один или два дня, в школе должны быть оборудованы классы с 30 или 60 компьютерами. Директора провели работу по подготовке кабинетов. Подписали договора с другими школами о взятии компьютеров с других школ. Без должного количества компьютеров на данный момент 9 школ (есть, но, по 21 компьютеру). В трёх школах идёт капитальный ремонт. 9 школ договорились с другими учебными центрами или Вузами о проведении тестирования на их базе (если это возможно по условиям PISA).
1. Провести дополнительную работу со школами в которых выявлены технические проблемы.
2. Ходатайствовать о разрешении на проведение 9 школами тестирования на базе Вузов и других учебных заведениях.
3. Установить программное обеспечение на компьютеры -сервера для теста администраторов.
4. Провести обучение тест-администраторов по обновлению баз и отправке ответов на сайт PISA
Также идет подготовка к тренингу тест администраторов, который пройдет за две недели перед пилотом. Будут наняты 14 ТА.
Примерное распределение ТА по школам
Кыргызская академия образования в сотрудничестве с другими подразделениями Министерства образования и науки КР и международными организациями за период с января до июня 2024 года выполнила следующие мероприятия в соответствии с следующими разделами плана:
РАЗДЕЛ 1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ НА УРОВНЕ СИСТЕМЫ.
Направление 1.1. Координация
Мероприятия в КР учитывают опыт подготовки и участия в PISA других стран; выводы и рекомендации исследований в сфере школьного образования КР.
Задачи на 2024 г.
1.1.2.1. Реализация и мониторинг Плана действий.
Ход исполнения за 2024 года
Продолжается работа по реализации Плана действий по подготовке к PISА-2025. С 20 февраля по 1 марта 2024 г. в КАО проводится семинар по внедрению инновационных педагогических практик, включая вопрос подготовки к PISA-2025 через сравнение образовательных систем США (эксперт из Штата Южная Дакота Мелоди Шопп). По итогам семинара разработаны и внесены дополнения в планы действий КАО по методологии обучения функциональной грамотности. 1 марта сотрудники КАО завершили цикл семинар-тренингов по модернизации современного образования КР (встречи с экспертом из Штата Южная Дакота Мелоди Шопп). Очередная встреча рабочей группы МОН КР по обновлению государственного стандарта состоялась в актовом зале КАО 11 марта, где рассматривались плановые вопросы. Сотрудники КАО участвовали в очередном совещании Секретариата Координационного совета по вопросу пилотирования PISA-25. В его работе участвовали руководители образовательных организаций, отобранных рандомным способом (пилотирование будет проходить в период с апреля по май). 17 мая сотрудники КАО участвовали во встрече с депутатом Ошского городского совета по вопросу проведения пилотного этапа PISA-2025 в г. Оше. Основной вопрос был посвящен оснащению ИКТ школ-участников. С 3 по 7 июня была проведена экспертиза государственных экзаменов основного и среднего образования (ИГА – 9 и 11 классов). Особенность заданий этого года заключается в том, что были внесены изменения в заданиях по математике и русскому языку с внедрением элементов функциональной грамотности. В 9 классах в 3 части, а в 11 классах в 4-5 частях.
1.1.3. Создана структура взаимодействия и ответственности образовательных организаций в реализации мероприятий по подготовке к PISA 2025
Задачи на 2024 г.
1.1.3.1. Координация деятельности структурных подразделений МОН КР.
Ход исполнения за 2024 года
По приказу КАО за №02-5/16 от 14.02 2023 года, научный сотрудник Камчиева А.М. является членом координационного совета МОН КР и регулярно осуществляет взаимодействие КАО с МОН КР по подготовке к PISA-2025. В марте координатор от КАО Камчиева А.М. участвовала во онлайн-встрече с представителями образовательных организаций (СУЗов, лицеев, колледжей со всей республики с общим количеством около 100 человек), где она выступила с вопросами функциональной грамотности международного исследования PISA-2025. 4 апреля 2024 года сотрудники КАО приняли участие в протокольном мероприятии по обсуждению первоначального отчета “Разработка цифровой образовательной платформы дополнительных цифровых материалов по естественнонаучным предметам. Продолжена работа с региональными координаторами PISA-2025 по вопросу подготовки к проведению пилотного и основного тестирования учащихся. В июне был организован цикл видео встреч с учителями-предметниками на тему: “Затруднения в решении заданий с элементами функциональной грамотности на государственных экзаменах”, а также темы и направления элективных курсов по функциональной грамотности в 27 ватсап-группах.
Направление 1.4. Механизм сетевого методического сопровождения
Создана сеть методического сопровождения, включающая в себя различные организации системы образования: РИПКППР, КАО, РайОО, региональные метод. центры, областные институты образования, педвузы и т.д.
Задачи на 2024 г.
1.4.1. Разработаны и внесены дополнения в действующие инструктивные документы о методическом сопровождении учителей и педагогических коллективов школ по обучению функциональной грамотности
Ход исполнения за 2024 года
С 1 по 10 февраля сотрудниками КАО проведены видеоконференции с учителями физики, химии (60 человек) на предмет методического сопровождения заданий по естественнонаучной, математической грамотности исследования PISA-2022. В марте сотрудники КАО участвовали в обсуждении пилотного тестирования в 66 отобранных образовательных организаций из 6 областей. Обсуждались такие вопросы как форма проведения тестирования, формирование списков и условия проведения тестирования. Сотрудниками КАО для усиления методической подготовленности учителей естественнонаучного цикла был разработан индивидуальный план по подготовке к PISA. В социальной сети в предметных сферах сотрудники КАО тесно обсуждают задания НЦКОИТ и открытые задания PISA-2025. Лаборатория естественнонаучного и математического образования рассмотрела следующие рукописи: рабочая тетрадь по математической грамотности 5-6 класс, программное обеспечение диагностики функциональной грамотности, методические рекомендации по естественнонаучной грамотности и т.д.
Задачи на 2024 г.
1.4.2. Обучение преподавателей естественнонаучного цикла силами обученных тренеров по всей вертикали системы повышения квалификации
Ход исполнения за 2024 года
В феврале в МОН КР сотрудники КАО приняли участие в обсуждении плана мероприятий на 2024 год и внесли в свои медиа-планы изменения по распространению информации о предстоящем PISA-2025. Сотрудники КАО естественнонаучного, математического цикла обсудили вопросы изменения в учебные программы предметов химия, биология, география, математика, физика с элементами функциональной грамотности к 2024-2025 учебному году. Сотрудники 2-х лабораторий: социально-гуманитарных дисциплин и естественно-математического образования рассмотрели рукопись методического пособия по финансовой грамотности. По предметам История, ЧИО были подготовлены видео уроки “Как подготовиться к PISA?», которые были размещены в ЮТУБЕ @burulkozubaeva https://www.youtube.com/feed/you Рассмотрены 13 электронных образовательных ресурсов (ЮТУБ каналы, образовательные платформы, сайты КР), в которых представлены образовательные источники, для использования в развитии естественнонаучной и математической грамотности с 5 по 8 классы.
Задачи на 2024 г.
1.4.3.3. Пополнение информационной базы данных методического сопровождения педагогов.
Ход исполнения за 2024 года
28 февраля в МОН КР сотрудники КАО приняли участие в видео конференции с участием 97 руководителей профессиональных лицеев, где обсуждались условия тестирования, которое планируется в PISA-2025. В марте состоялась очередная онлайн-встреча с представителями образовательных организаций (СУЗов, лицеев, колледжей со всей республики с общим количеством более 100 человек), где представители онлайн-встречи получили электронные ссылки на источники информации международного исследования PISA-2025. Готовится методическое руководство (авт. Базаркулов Т.) по решению открытых заданий естественнонаучного цикла международного исследования PISA. Сотрудниками лаборатории ЕНМО КАО были разработаны проекты рабочих тетрадей для 5-6 классов с элементами цифровизации (программное обеспечение МГ), которые апробируются в ряде школ г. Бишкек. Был проведен анализ результатов апробации программного обеспечения, выявлены проблемные участки, которые требуют доработки к следующему учебному году.
Задачи на 2024 г.
1.4.3.4. Внедрение модели обучения учителей каскадным методом.
Ход исполнения за 2024 года
В феврале с участием сотрудников КАО и в соответствии с планами региональных отделов образования (к примеру: г. Ош, Лейлекский, Кадамжайский, Аламудунский, Кеминский, Сокулукский районы) на этапе тренинг для тренеров были проведены мероприятия (открытые уроки, семинары-тренинги, мастер-классы, диспуты) на предмет формирования функциональной грамотности После обучения на тренинге тренеров- руководителей методических объединений в Аламудунском районе каскадным методом прошли предметные семинары для учителей, на которых рассматривались вопросы о естественнонаучной, читательской и математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2025. Была организована международная конференция совместно с Орлеу Казахстан по внедрению СТЕМ подходов в обучении. Со стороны Кыргызстана участвовали Шаршембиева Д.Н., Камчиева А.М., Солошенко О.В. В соответствие с принципами каскадного метода обучения сотрудники КАО ежемесячно делятся новшествами сайта https://www.oecd.org/ с учителями школ города Бишкек. В социальных сетях (ватсап-группах) прошло обсуждение с группами педагогов заданий государственного экзамена 9-11 классов 2023-2024 учебного года, которые содержали элементы функциональной грамотности.
РАЗДЕЛ 2. ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ PISA.
Направление 2.1. Подготовка учебно-методических материалов по формированию функциональной грамотности
Ход исполнения за 2024 года
Подготовлено методическое руководство /сост. Камчиева А.М. по функциональной грамотности с разбором заданий математической грамотности 5-6 классов. Издано методическое руководство /сост. Камчиева А.М. по функциональной грамотности с разбором заданий математической грамотности 5-6 классов на кыргызском и русском языках. Готовится к публикации две статьи по математической грамотности в международном научном журнале “Ала-Тоо”. Начата разработка коллективом составителей из числа учителей-практиков методического пособия по функциональной грамотности (читательская грамотность) для 5-8 классов. Продолжается работа по составлению методического пособия по функциональной грамотности (читательская грамотность) для 5-8 классов.
Задачи на 2024 г.
2.1.3.1. Отбор и обучение авторских коллективов для разработки учебно-методических материалов. Подготовка концепции разработки данных материалов Подготовка первого варианта учебно-методических материалов для учащихся 5-6, 7-8 классов (два пакета), их апробация.
Ход исполнения за 2024 года
В процессе взаимодействия КАО и проектом АБР, а также ОФ “Таалим форум” и “Текайым” были рассмотрены темы уроков естественнонаучной грамотности (по математике, физике, химии, биологии, географии) на предмет соответствия стандартам образования. Сотрудник КАО Рыспаева Б.С. ежемесячно выступает экспертом рабочей группы по проведению уроков функциональной грамотности в 11 пилотируемых школах Чуйской и Ошской, Баткенской областей. В апреле сотрудники КАО в качестве экспертов посетили школу-гимназию №62 г. Бишкек по теме “Экологические проблемы бассейна реки Ала-Арча” с последующим посещением занятия. Подобран коллектив из числа ученых и практиков для написания методического пособия по функциональной грамотности (читательская грамотность) для 5-8 классов. Разрабатывается программа и методическое пособие по “Чтению и пониманию для 5-7 классов” для учащихся школ с кыргызским языком обучения.
Задачи на 2024 г.
2.1.4.1. Внедрение подготовленных материалов для 7-8 классов.
Ход исполнения за 2024 года
Сотрудники КАО по плану проводят экспертизу учебно-методических материалов для 7-8 классов на соответствие действующим предметным стандартам по физике, математике, биологии, географии, химии. Сотрудники КАО продолжают участвовать в обсуждении процедуры пилотного тестирования международного исследования PISA-2025 учащихся 9 классов (около 4 тыс. уч-ся) образовательных организаций КР. В дальнейшем по пилотному тестированию планируется сотрудниками КАО активно участвовать с выездом в регионы на период с апреля по май месяцы. Научные сотрудники лаборатории филологического образования и отдела многоязычного образования провели экспертизу учебно-методических материалов для 7-8 классов на соответствие действующим предметным стандартам по языковым предметам и литературе. Сотрудники лаборатории ЕНМО образования провели экспертизу учебно-методических материалов для 7-8 классов на соответствие действующим предметным стандартам по естественнонаучному и математическому циклу.
Задачи на 2024 г.
2.1.5.1. Разработаны методические рекомендации по формированию функциональной грамотности.
Ход исполнения за 2024 года
В плане реализации приказа МОН КР от 17.01 2024 г. за №71/1 “О государственном образовательном стандарте школьного общего образования КР” в КАО идет процесс доработки предметных стандартов в соответствие с изменениями и дополнениями, внесенными в Госстандарт школьного образования. Проводится ежемесячные встречи- обсуждения рабочей группы МОН КР (из них 13 сотрудников КАО) по изменению и дополнению в Госстандарт КР. Готовятся методические рекомендации по формированию функциональной грамотности к августовским конференциям учителей. Проводятся обсуждения и дополнения проектов методических рекомендаций по функциональной грамотности через СТЕМ-предметы для августовской конференции. После обсуждений внутри предметных лабораторий проекты Методических рекомендаций были дополнены, откорректированы и подготовлены для одобрения Ученого совета КАО.
Задачи на 2024 г.
2.1.5.2. Внедрение (включение) в перечень рекомендованных учебников) утвержденных УМК для 1-9 классов в школ республики.
Ход исполнения за 2024 года
В КАО поступил Перечень рекомендованных учебников год на предмет соответствия стандартам образования. Данная работа находится в процессе рассмотрения. Рассмотренный Перечень учебников был проанализирован сотрудниками КАО на соответствие содержания учебника действующим предметным стандартам и данный анализ был передан в марте в МОН КР.
Задачи на 2024 г.
2.1.6.1. Опубликована Программа с инструкциями внеклассных мероприятий для завучей по воспитательной работе и кл. руководителей специалистов внешкольного дополнительного образования на 2023-2024 год.
Ход исполнения за 2024 года
В 2023 году была утверждена и издана в КАО Программа по воспитательной работе для 1-11 классов, где были включены темы внеклассных мероприятий по формированию функциональной грамотности для использования в работе.
Программа по воспитательной работе размещена на сайте КАО, отправлена во все регионы республики, а также в учреждения внешкольного дополнительного образования для использования в работе. Сотрудники КАО посетили сш №35 г. Бишкека с целью мониторинга по реализации программы по воспитательной работы, связанных с функциональной грамотностью. Были посещены классные часы в 8, 9 классах, где была оказана помощь учителям в проведении данных занятий. Для проведения мониторинга реализации программы по воспитательной работе с учетом использования элементов функциональной грамотности были посещены школы №87, 32, и 35.Для оказания методической поддержки по реализации программы по воспитательной работе с учетом использования элементов функциональной грамотности были посещены школа-лицей №5 им. А. Молодокулова, школа №32.
Задачи на 2024 г.
2.1.7.1. Не менее 75% учреждений дополнительного внешкольного образования, школ включили исследовательскую и проектную деятельность в педагогический процесс.
Ход исполнения за 2024 года
На основе Программы по воспитательной работе в КАО в начале 2024 года были разработаны классные часы и методические рекомендации по проведению исследовательской и проектной деятельности в школах в рамках предметных декад и во внеучебной деятельности на межпредметной основе. Методические рекомендации по мере готовности будут размещаться в газете Кут билим. К примеру, подготовлено к публикации методическая рекомендация по вопросам экологии, где используется исследовательский и проектный метод. Сотрудник КАО Базаркулов Т. принял участие в составе комиссии в ежегодном конкурсе инновационых научсных проектов школьников г. Бишкек. Посещение в мае такие дополнительные учреждения как РУМЦЭВ «Балажан» и НЦДЮ «Сейтек» показал, что в системе дополнительного образования проводиться исследовательская и проектная деятельность с учетом функциональной грамотности. Подготовлены Методические рекомендации к августовской конференции учителей по вопросам воспитания учащихся во внеучебной время, а также деятельности учреждений дополнительного образования с учетом внедрения функциональной грамотности в рамках подготовки к PISA-25.
Направление 2.3. Повышение квалификации учителей и администрации школ
Задачи на 2024 г.
2.3.4.5. Методическая поддержка учителей и обучение по итогам оценки и обратной связи на уровне ПК
Ход исполнения за 2024 года
В сотрудничестве с РИПКППР на курсах повышения квалификации сотрудниками КАО ежемесячно проводится методическая поддержка учителей языковых предметов. С 4 по 6 марта сотрудники КАО (Аттокурова Ч.А., Таалантбек кызы Альбина, Камчиева А.М.) участвовали в рабочей сессии по внедрению финансовой грамотности в нормативные материалы МОН КР.
Разработано в плане методической поддержки учебно-методическое пособие для учителей биологии, химии, географии, преподающим на английском языке. (сост. Шаршембиева Д.Н., Цуканова Н.Э.), которое было апробировано с 18 по 20 апреля на базе ОГПУ. Разработаны занятия “Английский язык” уровень А2 для учителей биологии, химии, географии, преподающих на английском языке. Подготовленный курс “Английский язык” уровень А2 для учителей биологии, химии, географии, преподающих на английском языке проходит апробацию на базе ОГПУ.
Раздел 4. Повышение квалификации учителей и администрации школ.
Повышение квалификации на базе Республиканского института повышенмия квалификации и переподготовки педагогических работников при Министертсве образования и науки Кыргызской Республики (далее РИПКиППР):
Во все курсы повышения квалификации РИПКиППР интегрирована функциональная грамотность и основные её направления”. Обученные и cертифицированные учителя в рамках выполнения плана мероприятий по подготовке к PISA-2025
№ |
Модули |
Количество учителей |
формат |
1 |
Формирование и оценивание функциональной грамотности |
2 044 |
смешанный |
2 |
Электронный курс “Формирование и оценивание функциональной грамотности” |
9 408 |
В сопровждении тьюторов |
3 |
Формирование “зеленых навыков” и устойчивости к изменениям климата |
1 173 |
смешанный |
4 |
Формирование Медиа-грамотности |
924 |
смешанный |
5 |
Формирование ИКТ-комптентности |
20 784 |
смешанный |
6 |
Инновационные педагогические технологии и Стем-образование |
3 153 |
смешанный |
7 |
Инновационные педагогические технологии в начальной школе |
2 552 |
смешанный |
8 |
итого |
40 038 |
|
Количество семинаров. Повышение квалификации осуществляется согласно плану графика на 2023-2024 учебный год в соответстии с утвержденными курсами.
Количество участников, разбитое по предметам и регионам - 3400 слушателей;
Формы обратной связи с участниками. Тест и разработка уроков
План работы РИППКР по подготовке к PISA на ближайщие 5 месяцев.
Имеется отдельный курс «Формирование и оценивание компетенций функциональной грамотности» и за январь-июнь 2023 года обучены 435 учителей
С сентября 2023 года внедрен новый формат по командному обучению (курс проходят все учителя одной школы одновременно), где обучаются весь коллектив школы по данному курсу. На декабрь 2023 года по командному обучению обучены - 379 учителей.
С января по март по данному курсу прошли обучение: №5 Национальный компьютерный лицей-120 учителей; Школы г. Баткен - 60 учителей; №12 школа гимназия-42 учителей.Итого на 2024 года 601 учителей прошли данный курс. По электронному курсу (при поддержке ЮНИСЕФ, донор Япония) «Формирование и оценивание функциональной грамотности учащихся» для учителей старших классов прошли 4240 учителей по всей стране. На данный момент обучаются на платформе 2178 учителей. Все отчеты и движение по курсу отражены в гугл диске (https://drive.google.com/drive/folders/1hlZhcReOufbNLRlb_lqkUzNnJJ1F_AGw?usp=drive_link)
В феврале месяце была разработана новая программа при поддержке ЮНИСЕФ «Формирование навыков безопасной жизнедеятельности устойчивого развития» для замдиректоров по учебно-воспитательной работе в школах. Программа состоит из двух модулей, куда вошли темы «Жизненные навыки», «Технологии работы с информацией (читательская грамотность)», «Изменения климата» и технологии обучения. Была проведена ТОТ по программе: г.Ош , г. Бишкек 20 методистов по республике прошли и подготовлены для проведения данной программы. 25-26-27 марта 2024 года в четырех локациях г.Баткен, г. Ош, г. Джалал-Абад, г. Бишкек пройдут тренинги по данной теме с охвато 180 заместителей директоров
Подготовка тьюторов (методистов - наставников)
Учебные программы |
Количество тренеров |
Спонсоры |
“Формирование и оценивание компетенций функциональной грамотности” |
55 |
ВБ, НЦКОИТ |
“Формирование и оценивание функциональной грамотности учащихся” |
51 |
ЮНИСЕФ |
Методические подходы и технологии формирования гражданской идентичности |
30 |
Центризбирком |
Формирование и оценивание компетенций медиаграмотности |
29 |
|
ИКТ технологии |
66 |
|
Программа по кыргызскому языку для учителей родного/государственного языков |
22 |
Нацкомиссия по госязыку и яз.пол. |
Формирование навыков безопасной жизнедеятельности устойчивого развития (март 2024) |
50 |
ЮНИСЕФ |
Всего: |
303 |
|
В рамках реализации проекта Всемирного банка «Образование для будущего» на конец февраля обучено 39599 учителей, в том числе по направлениям:
Цифровая грамотность – 26539 учителей;
Инновационные педагогические технологии – 6330 учителей;
STEM – 6730 учителей.
НЦОКОИТ разработан учебный модуль: «Формирование и оценивание функциональной грамотности» (24 часа).
Цель: обучение специалистов образования применению, внедрению, оцениванию тестов по функциональной грамотности и обеспечение их методической поддержкой. В оффлайн режиме по республике обучены 74 специалистов РОО/ГОО с локацией в г. Бишкек и в г. Ош. В свою очередь эти специалисты обучили по каскадному методу 2953 специалистов РОО/ГОО, завучей и учителей школ по республике. Проведено обучение 65 методистов по применению PISA-тестов.
Раздел 5 Мониторинг образовательных достижений учащихся 5-9 классов
В сентябре 2023 года, были отобраны 11 пилотных школ по всей территории Кыргызской Республики, указанные в таблице №1. С сентября по ноябрь 2023 года проведены серии тренингов для экспертов КАО и РИПКиППР по подготовке к реализации данного проекта. По итогам определены 8 экспертов по физике, химии, географии и биологии от КАО и РИПКиППР которые сопровождают пилотные школы по подготовке новых учебных материалов и модулей по функциональной грамотности.
С октября по декабрь 2023 года проведены серии тренингов для 136 учителей 11 пилотных школ по 4 предметам. По итогам работы отобраны 2 приоритетные области для подготовки учебных материалов и модулей: «Альтернативные источники энергии» и «Загрязнение окружающей среды».
С января по март 2024 пилотные школы подготовили учебные материалы по указанным приоритетам и представили их для анализа экспертам КАО, РИПКиППР и Европейского Союза. По итогам эксперты предоставили предложения по совершенствованию подготовленных материалов. С апреля по май 2024 планируется завершение учебных материалов, апробация их и распространения опыта для других школ.
Таблица №1
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ ШКОЛ |
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС |
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА |
1. |
СШ №2 им. Р.Я. Рысаковой |
г. Талас, Таласская обл, ул Сарыгулова №10 |
|
2. |
Сшг им. С.М. Кирова |
Иссык-Кульская обл, Ак Суйский р/н, с. Теплоключенка, ул Ленина 103 |
|
3. |
ШГ№2 им. В.П. Чкалова |
Нарынская область, г. Нарын, ул. Ленина 46 |
|
4. |
Школа гимназия №7 им Н. Нариманова |
Ошская область г. Ош, ул.Ошская 75 |
|
5 |
СШ №17 им. А. Масалиева |
Баткенская обл, г. Кадамжай, ул А. Орозбекова 132. |
|
6 |
СШ № 66 имени В. И. Ленина |
Ошская область, Кара-Сууский район, г. Кара-Суу ул.Кушбакова 8 |
|
7 |
СШ №1 им. М. Бабкина |
Джалал-Абадская обл., г. Джалал-Абад, ул Жусупбека Бакиева17 |
|
8 |
СШ им. Ж Боконбаева |
Баткенская обл, г. Баткен, ул. Ж. Момунова 16 |
|
9 |
СШ 62 |
г. Бишкек, ул. Суеркулова 8 |
|
10 |
СШ №5 |
Чуйская обл, г. Кара-Балта |
|
11 |
Эколого-экономическая школа лицей |
Чуйская обл, г. Шопоков ул. Фрунзе 25 |
В марте 2024 года состоялось тестирование учащихся 8-х классов из 250 школ с кыргызским языком обучения и 250 школ с русским языком обучения учащихся 7-8 классов в режиме онлайн по PISA тестам. В настоящее время идет обработка выполненных тестов учащимися.
Проведена стратифицированная репрезентативная выборка на 500 школ, которые были запланированы для проведения тестирования. По результатам мониторинга на соответствие заявленным требованиям вошли в выборку только 367 школ, т.е. общий охват школ составил 16,8%. При этом 133 школы не смогли показать готовность к онлайн тестированию, а также в отдельных школах, вошедших в выборку, не было достаточно компьютеров, в этой связи количество обучающихся значительно снизился.
Мониторинг проводился по математике, чтению и пониманию и естествен научным предметам, в котором приняли участие 2573 учащихся из числа 7 и 8 классов (общее количество 246287 обучающихся), охват тестированием обучающихся составил 1%.