Көрүлдү: 1982
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 26 января 2009 года № 25
О внутреннем аудите
(В редакции Законов КР от 7 февраля 2014 года № 29, 16 декабря 2016 года № 207, 26 мая 2018 года N 55)
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением внутреннего аудита государственных органов и учреждений, и устанавливает принципы и основы его создания и функционирования.
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Законодательство Кыргызской Республики в области внутреннего аудита
Законодательство Кыргызской Республики в области внутреннего аудита основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов, а также вступивших в установленном порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.
2. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 7 февраля 2014 года № 29)
3. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 7 февраля 2014 года № 29)
(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)
Статья 2. Сфера действия и цели настоящего Закона
1. Настоящий Закон распространяет свое действие на министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные государственные органы, иные органы исполнительной власти, органы системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, органы местного самоуправления, их подведомственные организации, государственные предприятия.
Настоящий Закон не распространяет свое действие на Национальный банк Кыргызской Республики.
2. Целями настоящего Закона являются:
1) определение принципов внутреннего аудита государственных органов и учреждений;
2) определение компетенции государственных органов и учреждений в области внутреннего аудита;
3) установление ответственности и полномочий по разработке стандартов внутреннего аудита и методологии.
(В редакции Законов КР от 7 февраля 2014 года № 29, 16 декабря 2016 года № 207)
Статья 3. Понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
1) внутренний аудит - независимая и объективная функция, выполняемая внутри объекта внутреннего аудита, включающая в себя анализ, оценку и мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля; надежности и достоверности финансовой и управленческой информации; результативности, экономичности и эффективности деятельности и управления; сохранности активов и соблюдения законодательства Кыргызской Республики;
2) управленческая информация - информация, касающаяся операционной деятельности объекта внутреннего аудита;
3) внутренний аудитор - должностное лицо службы внутреннего аудита, осуществляющее внутренний аудит в соответствии с настоящим Законом;
4) конфликт интересов - деятельность или отношения, которые способны ограничить объективность и независимость уполномоченного государственного органа в области внутреннего аудита, служб внутреннего аудита, их сотрудников;
5) объекты внутреннего аудита - министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные государственные органы, иные органы исполнительной власти, органы системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, органы местного самоуправления, их подведомственные организации, государственные предприятия;
6) руководитель объекта внутреннего аудита - должностное лицо, возглавляющее объект внутреннего аудита и ответственное за создание и функционирование адекватной и эффективной системы внутреннего контроля и реализацию и обеспечение адекватного функционирования внутреннего аудита, независимость внутренних аудиторов при планировании, проведении и подготовке отчетности по внутреннему аудиту в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
7) система внутреннего контроля - система мер и процедур, принимаемых руководством объекта внутреннего аудита для достижения результативного, экономичного и эффективного управления объектом аудита, включающих бухгалтерский учет, финансовую отчетность, соблюдение нормативных правовых актов, внутренних актов объекта аудита, предотвращение и выявление противоправных деяний, обеспечение сохранности активов, надежности, правильности и адекватности финансовой и управленческой отчетности и информации, а также их подготовку;
8) служба внутреннего аудита - структурное подразделение объекта внутреннего аудита, осуществляющее внутренний аудит в соответствии с настоящим Законом;
9) квалификационный сертификат внутреннего аудитора - документ, подтверждающий уровень знаний внутреннего аудитора, необходимый для осуществления внутреннего аудита, выданный уполномоченным государственным органом в области внутреннего аудита.
(В редакции Законов КР от 7 февраля 2014 года № 29, 26 мая 2018 года N 55)
Статья 4. Создание системы внутреннего контроля
Создание и функционирование системы внутреннего контроля обеспечиваются руководителем объекта внутреннего аудита в целях:
1) достоверности и целостности финансовой и управленческой информации;
2) результативности, экономичности и эффективности деятельности объекта внутреннего аудита;
3) сохранности активов объекта внутреннего аудита;
4) соблюдения нормативных правовых актов.
(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)
Глава 2
Принципы и стандарты внутреннего аудита
Статья 5. Роль и задачи внутреннего аудита
Ролью внутреннего аудита является содействие руководству объекта внутреннего аудита в соблюдении и совершенствовании системы внутреннего контроля посредством исполнения следующих основных задач:
1) обзора и оценки системы внутреннего контроля объекта внутреннего аудита и предоставления руководителю объекта внутреннего аудита отчетов и рекомендаций по улучшению ее деятельности;
2) разработки в соответствии с проведенной оценкой рисков и предоставление для утверждения руководителю объекта внутреннего аудита стратегических, долгосрочных и годовых планов развития, а также планов профессионального обучения внутренних аудиторов;
3) подготовки аудиторских отчетов по каждому проведенному аудиту и согласование их с руководителем объекта внутреннего аудита;
4) предоставления аудиторского отчета и рекомендаций руководителю объекта внутреннего аудита.
Статья 6. Принципы внутреннего аудита
Внутренний аудит осуществляется с обязательным соблюдением следующих принципов:
1) независимости и объективности - деятельность службы внутреннего аудита должна быть организационно и функционально независима от других структурных подразделений объекта внутреннего аудита и не должна быть вовлечена в управленческую деятельность; руководитель службы внутреннего аудита должен быть подотчетен только руководителю объекта внутреннего аудита;
2) компетентности (профессиональности) - совокупность профессиональных знаний и навыков работников службы внутреннего аудита, необходимых для осуществления качественного аудита в соответствии со стандартами внутреннего аудита;
3) конфиденциальности - недопустимость разглашения информации, полученной при проведении аудита, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.
Статья 7. Стандарты внутреннего аудита
1. Стандарты внутреннего аудита - обязательные единые требования по планированию, проведению, подготовке, отчетности и мониторингу деятельности по внутреннему аудиту.
2. Стандарты внутреннего аудита утверждаются Правительством Кыргызской Республики.
Статья 8. Совет по внутреннему аудиту
В целях эффективного функционирования системы внутреннего аудита Правительство Кыргызской Республики образовывает Совет по внутреннему аудиту и утверждает положение о нем.
Функции, полномочия и другие вопросы, включая вопросы обеспечения деятельности Совета, определяются в положении.
(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)
Глава 3
Уполномоченный государственный орган в области внутреннего аудита
Статья 9. Уполномоченный государственный орган в области внутреннего аудита
1. Уполномоченным государственным органом в области внутреннего аудита является государственный орган, определяемый Правительством Кыргызской Республики.
2. Положение об уполномоченном государственном органе в области внутреннего аудита утверждается Правительством Кыргызской Республики.
Статья 10. Координация деятельности внутреннего аудита
Уполномоченный государственный орган в области внутреннего аудита:
1) разрабатывает стандарты внутреннего аудита с учетом стандартов Международного института внутренних аудиторов и представляет на утверждение Правительству Кыргызской Республики;
2) осуществляет мониторинг за соблюдением службами внутреннего аудита стандартов внутреннего аудита и один раз в два года проводит оценку служб внутреннего аудита;
3) разрабатывает рекомендуемую методологию внутреннего аудита;
4) обеспечивает консультационную помощь службам внутреннего аудита объектов аудита в соответствии с их запросами;
5) обеспечивает проведение внутреннего аудита в тех объектах внутреннего аудита, где отсутствуют службы внутреннего аудита, и согласовывает с Советом по внутреннему аудиту сроки проведения;
6) готовит и предоставляет ежегодно, не позднее 1 марта, отчет о деятельности служб внутреннего аудита за предыдущий год Правительству Кыргызской Республики;
7) координирует деятельность по обучению и профессиональному развитию внутренних аудиторов;
8) проводит сертификацию внутренних аудиторов в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 26 мая 2018 года N 55)
Статья 11. Отчетность в области внутреннего аудита
Службы внутреннего аудита не позднее 1 февраля предоставляют уполномоченному государственному органу в области внутреннего аудита отчет о выполнении плана по аудиту за предыдущий год с информацией о выполнении внесенных службой внутреннего аудита рекомендаций и предпринятых действиях по их реализации.
Статья 12. Формирование служб внутреннего аудита в объектах внутреннего аудита
1. Перечень объектов внутреннего аудита, которые обязаны иметь службу внутреннего аудита, определяется Правительством Кыргызской Республики.
2. Проведение внутреннего аудита в объектах внутреннего аудита, не имеющих собственной службы внутреннего аудита, осуществляется в сроки и порядке, определяемых настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)
Глава 4
Служба внутреннего аудита
Статья 13. Служба внутреннего аудита
1. Служба внутреннего аудита подотчетна руководителю объекта внутреннего аудита и должна быть независима от других структурных подразделений объекта внутреннего аудита в планировании своей работы, выполнении внутреннего аудита и подготовке отчетов.
2. Служба внутреннего аудита предоставляет консультативную помощь в создании системы внутреннего контроля объекта внутреннего аудита и разрабатывает стратегические, долгосрочные и годовые планы своей деятельности, включая планы профессионального обучения внутренних аудиторов.
(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)
Статья 14. Основные обязанности и права служб внутреннего аудита
1. Служба внутреннего аудита имеет следующие основные обязанности:
1) разрабатывать стратегические и годовые планы проведения внутреннего аудита на основе оценки рисков с учетом мнения руководителя объекта внутреннего аудита;
2) составлять ежеквартальные отчеты мониторинга выполнения ежегодных планов для руководителя объекта внутреннего аудита;
3) ежегодно отчитываться перед руководителем объекта внутреннего аудита о проделанной работе по плану;
4) оценивать эффективность системы внутреннего контроля и ее соответствия целям объекта внутреннего аудита;
5) оценивать достоверность и достаточность финансовой, бухгалтерской, управленческой и другой информации;
6) оценивать соответствие деятельности структурных подразделений объекта внутреннего аудита нормативным правовым актам, указанным функциям и утвержденным планам деятельности;
7) оценивать эффективность и соответствие требованиям по использованию ресурсов, достаточность контроля за использованием ресурсов и защиты от потерь;
8) предоставлять отчет о результатах аудита;
9) вносить рекомендации, необходимые для улучшения работы объекта внутреннего аудита;
10) координировать деятельность служб внутреннего аудита подведомственных организаций объекта внутреннего аудита;
11) предоставлять консультативную и методологическую помощь службам внутреннего аудита подведомственных организаций в соответствии со стандартами внутреннего аудита и рекомендуемой методологией;
12) не разглашать информацию, относящуюся к государственной или иной, охраняемой законом тайне.
2. Служба внутреннего аудита имеет право доступа ко всей информации, включая секретную, согласно предоставленному в соответствии с действующим законодательством им уровню доступа, и ко всем записям, включая записи в электронном виде, имеющимся в организации и необходимым для проведения аудита.
(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)
Статья 15. Руководитель службы внутреннего аудита
Руководитель службы внутреннего аудита:
1) несет установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность за организацию работы службы внутреннего аудита и выполнение возложенных на нее задач;
2) определяет процедуры внутреннего аудита в соответствии с утвержденными стандартами и рекомендованной методологией внутреннего аудита;
3) осуществляет мониторинг качества внутреннего аудита;
4) предоставляет руководителю объекта внутреннего аудита годовой отчет о деятельности службы, включая оценку системы внутреннего контроля;
5) информирует руководителя объекта внутреннего аудита о любых выявленных фактах, связанных с противозаконной деятельностью в объекте внутреннего аудита.
6) разрабатывает и внедряет программу обеспечения качества, включая внутренние и внешние оценки;
7) определяет цели, охват, периодичность и ресурсы аудита для выполнения каждого аудиторского задания;
8) не вправе:
а) разглашать и предоставлять информацию, которая стала известна в ходе или в связи с проведением деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательством;
б) использовать свои права в целях причинения вреда аудируемому лицу, а также злоупотреблять этими правами при осуществлении своей деятельности.
(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)
Глава 5
Внутренние аудиторы
Статья 16. Права и обязанности внутренних аудиторов
1. Внутренний аудитор при проведении внутреннего аудита должен соблюдать стандарты внутреннего аудита и иные требования законодательства Кыргызской Республики.
2. Внутренний аудитор имеет следующие права:
1) получать и проверять всю необходимую документацию (в том числе в электронном формате) и пояснения, необходимые для проведения аудита;
2) получать от сотрудников объекта внутреннего аудита копии всех необходимых документов, относящихся к внутреннему аудиту.
Статья 17. Ограничение в отношении назначения внутреннего аудитора
1. Назначение и освобождение от должности внутренних аудиторов производятся в соответствии с настоящим Законом, Законом Кыргызской Республики "О государственной службе" и трудовым законодательством Кыргызской Республики руководителем объекта внутреннего аудита, где создана служба внутреннего аудита.
1-1. На должность внутреннего аудитора назначается гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее экономическое образование и стаж работы по экономической специальности не менее одного года или иное высшее (не экономическое) образование и трехлетний стаж работы по экономической специальности, а также квалификационный сертификат внутреннего аудитора, соответствующий требованиям к профессиональному уровню внутренних аудиторов, установленным Правительством Кыргызской Республики.
2. Лицо, привлекавшееся к уголовной ответственности за умышленные преступления, в отношении которого судимость не снята либо не погашена, не может быть назначено внутренним аудитором.
(В редакции Закона КР от 26 мая 2018 года N 55)
Статья 18. Конфликт интересов
1. Внутренние аудиторы не должны допускать конфликта интересов. Запрещается проведение аудита сотрудником службы внутреннего аудита:
1) имеющим личные и/или имущественные интересы в той части объекта, где проводится аудит;
2) работавшим в той части объекта внутреннего аудита, где проводится внутренний аудит, в проверяемый период или в течение последних двенадцати месяцев;
3) при наличии других условий, влияющих на объективность и непредвзятость внутреннего аудитора, установленных в стандартах внутреннего аудита.
2. При возникновении конфликта интересов сотрудники службы внутреннего аудита должны сообщить об этом руководителю службы внутреннего аудита или, в случае конфликта интересов с вовлечением руководителя службы внутреннего аудита, сообщить об этом руководителю объекта внутреннего аудита.
Глава 6
Права и обязанности руководителя объекта внутреннего аудита
Статья 19. Обязанности руководителя объекта внутреннего аудита, имеющего службу внутреннего аудита
Руководитель объекта внутреннего аудита, имеющего службу внутреннего аудита:
1) утверждает годовой и долгосрочный планы работы, проверок и планы по обучению для службы внутреннего аудита;
2) принимает решения о реализации рекомендаций, содержащихся в отчетах по внутреннему аудиту;
3) рассматривает годовой отчет о проведении внутреннего аудита;
4) информирует соответствующие органы о выявленных незаконных действиях. Государственные органы, получившие информацию о выявленных незаконных действиях, обязаны по завершении соответствующих проверок (следствия, ревизий, экспертиз и т.п.) принять необходимые меры и о результатах сообщить руководителю объекта внутреннего аудита.
Статья 20. Обязанности руководителя объекта внутреннего аудита, не имеющего службу внутреннего аудита
Руководитель объекта внутреннего аудита, не имеющего службу внутреннего аудита, в отношении которого осуществляется внутренний аудит извне, обязан:
1) создать условия для проведения внутреннего аудита;
2) утвердить план действий и принять соответствующее решение по выполнению рекомендаций, предусмотренных в аудиторском отчете.
(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)
Глава 7
Взаимоотношения с другими организациями в области внутреннего аудита
Статья 21. Взаимоотношения со Счетной палатой Кыргызской Республики
1. Счетная палата Кыргызской Республики не вправе вмешиваться в деятельность служб внутреннего аудита по планированию внутреннего аудита в объектах внутреннего аудита.
2. Счетная палата Кыргызской Республики не вправе использовать результаты внутреннего аудита в целях применения каких-либо санкций.
(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)
Глава 8
Другие положения
Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.
2. Правительству Кыргызской Республики в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона:
1) привести свои решения в соответствие с настоящим Законом;
2) обеспечить принятие нормативных правовых актов, вытекающих из настоящего Закона;
3) внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения о приведении законодательства Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом.
|
|