ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве образования и науки Кыргызской Республики
(В редакции постановлений Правительства КР от 19 апреля 2013 года № 209,
27 мая 2013 года № 281, 6 сентября 2013 года № 484, 3 июня 2014 года № 298, 30 марта 2015 года № 168, 31 декабря 2015 года № 897, 12 декабря 2016 года № 653, 15 августа 2017 года № 481, 30 августа 2017 года № 545, 13 октября 2017 года № 666 , 25 февраля 2019 года № 86, 17 июня 2019 года № 295, 3 июня 2020 года № 294, 27 января 2021 года № 33)
I. Общие положения
1. Министерство образования и науки Кыргызской Республики (далее - Министерство) является центральным органом исполнительной власти, вырабатывающим единую государственную политику в области образования, науки и научно-технической деятельности, и осуществляющим государственный контроль за доступностью и качеством образования, обеспечением конституционного права граждан Кыргызской Республики на образование.
(В редакции постановлений Правительства КР от 31 декабря 2015 года № 897, 15 августа 2017 года № 481)
2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Кыргызской Республики, настоящим Положением, а также международными договорами, вступившими в силу в установленном порядке, участницей которых является Кыргызская Республика.
3. Министерство осуществляет свою деятельность через территориальные органы, подведомственные учреждения и организации во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, научными и иными организациями.
(В редакции постановления Правительства КР от 31 декабря 2015 года № 897)
4. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием на государственном и официальном языках, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в системе Казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики и закрепленное за ним имущество.
Основной целью Министерства является формирование государственной политики в области образования, науки и научно-технической деятельности.
(В редакции постановлений Правительства КР от 31 декабря 2015 года № 897, 15 августа 2017 года № 481)
5. Основными задачами Министерства являются:
- создание системы образования, обеспечивающей безопасные условия обучения, направленной на формирование, развитие и профессиональное становление личности;
- повышение качества образования;
- создание условий и механизмов для развития научной деятельности;
- (абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 15 августа 2017 года № 481)
- содействие образовательным организациям в проведении текущего ремонта объектов образования;
- обеспечение образовательных организаций учебным оборудованием и инвентарем;
- развитие инфраструктуры образовательных организаций, подведомственных Министерству, и их материальное обеспечение.
(В редакции постановлений Правительства КР от 31 декабря 2015 года № 897, 15 августа 2017 года № 481, 13 октября 2017 года № 666, 17 июня 2019 года № 295)
6. Министерство осуществляет следующие функции:
а) функции отраслевой политики:
- разработка и внесение на рассмотрение в установленном порядке:
предложений о стратегических направлениях государственной политики в области развития системы образования в Кыргызской Республике;
проектов законов и других нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики в области образования, науки и научно-технической деятельности, обеспечение функционирования, развития и совершенствования системы образования;
- обобщение практики применения законодательства в области образования;
- разработка порядка нострификации документов об образовании (признание в Кыргызской Республике документов об образовании, выданных в других государствах) на основе международных договоров, вступивших в силу в установленном порядке, участницей которых является Кыргызская Республика;
- разработка государственных требований к документам об образовании; обеспечение документами выпускников аккредитованных (аттестованных) образовательных организаций всех форм собственности;
- реализация в установленном порядке государственной кадровой политики в области образования;
- разработка комплекса предложений по сектору образования для их интеграции в стратегию социально-экономического развития страны;
- участие в разработке и реализации целевых программ и проектов в области образования;
- содействие в получении образования на государственном языке соотечественниками, проживающими вне пределов республики, в соответствии с международными договорами, вступившими в силу в установленном порядке, участницей которых является Кыргызская Республика;
- внесение предложения в Правительство Кыргызской Республики по определению количества и размера образовательных грантов для обучения студентов в государственных высших учебных заведениях в соответствии с законодательством;
- согласование присвоения имен выдающихся личностей образовательным организациям;
- организация системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных организаций и работников органов управления образованием;
- разработка по согласованию с заинтересованными министерствами, иными государственными органами, нанимателями и другими социальными партнерами Перечня профессий и специальностей для подготовки кадров;
- разработка общего порядка и типовых правил приема на обучение в образовательные организации, магистратуру, аспирантуру и докторантуру;
- разработка порядка приема, зачисления, перевода, восстановления и отчисления студентов высших профессиональных учебных заведений, механизмы установления рейтинга знаний абитуриентов;
- участие в разработке и совершенствовании нормативных правовых актов в области научной деятельности, обеспечение организационно-методического руководства по их выполнению;
- разработка политики в сфере науки;
- внесение в установленном порядке предложений по выработке приоритетных направлений развития научно-инновационной деятельности;
- принятие участия в реализации государственных программ в области научно-инновационной деятельности и в осуществлении их мониторинга;
- участие в формировании государственных заказов на научно-инновационные проекты и внесение предложений об их финансировании в установленном порядке;
- проводит мероприятия по правовой пропаганде в сфере курируемой отрасли;
- разработка мер по развитию послевузовского профессионального образования;
- разработка государственных образовательных стандартов в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики;
- (абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 15 августа 2017 года № 481)
- разработка и реализация целевых программ, направленных на патриотическое, духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное, творческое и физическое развитие молодежи;
- подготовка предложений по развитию инфраструктуры объектов образования для государственных органов, инвесторов и международных организаций;
б) функции регулирования:
- осуществление лицензирования образовательной деятельности (кроме государственных и муниципальных учреждений образования, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования) в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;
- регулирование информационно-коммуникационных технологий в области образования;
- регулирование деятельности государственных образовательных организаций по вопросам определения количества и структуры подготовки специалистов;
- участие в регулировании деятельности научно-инновационных учреждений;
- внесение предложения о прекращении финансирования из республиканского бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- организация аттестации педагогических работников образовательных организаций в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;
- подготовка прогноза потребности трудовых ресурсов в системе образования;
в) функции координации и контроля:
- обеспечение контроля за принятием мер, направленных на обеспечение доступного образования;
- обеспечение контроля за предоставлением качественных образовательных услуг образовательными организациями;
- обеспечение контроля за осуществлением реформ в сфере науки и научно-технической деятельности;
- в установленном порядке осуществление контроля за качеством обучения, а также за соблюдением государственных образовательных стандартов;
- осуществление лицензионного контроля в сфере образовательной деятельности за соблюдением лицензионных требований;
- в установленном порядке обеспечение контроля за организацией аттестации педагогических работников;
- организация и координация выполнения межвузовских научно-исследовательских и инновационных программ;
- обеспечение контроля за соблюдением прав детей на образование и доступности образования для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения;
- в установленном порядке координация работы по подготовке и изданию учебников и учебно-методических комплексов;
- координация работы учебно-методических объединений и советов по подготовке и изданию учебных и учебно-методических пособий и информационному обеспечению профессиональных образовательных программ;
- проведение внутренних аудиторских проверок и выполнение других аудиторских заданий на объектах внутреннего аудита;
- осуществление плановых проверок образовательной и финансовой деятельности образовательных организаций республики;
- проведение внеплановых мероприятий по надзору за исполнением законодательства Кыргызской Республики в области образования по обращениям юридических и физических лиц;
- организация и координация системы подготовки научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру, докторантуру и соискательство;
- взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам международного усыновления в порядке, определенном законодательством;
- осуществление мониторинга рационального и эффективного использования существующих учебных площадей;
г) функции предоставления услуг:
- подтверждение подлинности документов об основном и среднем общем образовании, выданных в Кыргызской Республике;
- выдача справок по направлению студентов-граждан Кыргызстана на обучение в образовательные организации зарубежных государств;
- выдача дубликатов лицензий и сертификатов на право осуществления образовательной деятельности;
- организует профессиональное обучение и переобучение безработных на уровне начального профессионального образования;
д) функции поддержки:
- в установленном порядке привлечение иностранных и отечественных инвестиций на цели образования и науки;
- утверждение перечня учебной и учебно-методической литературы, разрешенной к использованию образовательными организациями;
- оказание содействия в определении профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения по востребованным профессиям;
- содействие использованию научно-инновационной продукции;
- способствование развитию системы информационного обеспечения научно-инновационной деятельности;
- участие в организации независимой экспертизы представленных на конкурс научно-инновационных проектов, подготовка предложений по их финансированию и участие в осуществлении контроля за расходованием бюджетных средств;
- внесение предложений по созданию субъектов научно-инновационной деятельности;
- обеспечение информационного, научно-методического обслуживания системы образования и науки, осуществление информационного обслуживания населения по вопросам образования и науки;
- участие в мониторинге и анализе научно-инновационных разработок в отраслях экономики, науки и техники в республике и за рубежом;
- осуществление взаимодействия науки и производства, а также производства и рынка;
- обеспечение подготовки, издания и распространения информации о научно-технических достижениях и производственном опыте в Кыргызской Республике, осуществление обмена такими материалами с зарубежными организациями;
- содействие развитию международного сотрудничества в сфере науки путем обмена отечественными и зарубежными научно-техническими достижениями;
- осуществление переговоров с иностранными партнерами и подписание в пределах своих полномочий международных договоров в области образования, реализация подписанных Межправительственных и межведомственных договоров;
- представление в установленном порядке интересов Кыргызской Республики в международных организациях по вопросам образования;
- финансирование организаций начального, среднего и высшего профессионального образования, науки и других специализированных организаций;
- финансирование организаций дошкольного, школьного и внешкольного образования - через районные (городские) отделы (управления) образования;
- организация работ по проведению инвентаризации строящихся и находящихся на консервации объектов образования, с выявлением потребностей в новом строительстве исходя из демографических сведений населенных пунктов;
- содействие в выполнении работ, связанных с проектированием, капитальным ремонтом образовательных организаций, подведомственных Министерству;
- обеспечение оборудованием и инвентарем образовательных организаций;
- выполнение функций заказчика образовательных организации по проведению текущего ремонта и материальному обеспечению.
(В редакции постановлений Правительства КР от 27 мая 2013 года № 281, 6 сентября 2013 года № 484, 3 июня 2014 года № 298, 31 декабря 2015 года № 897, 12 декабря 2016 года № 653, 15 августа 2017 года № 481, 13 октября 2017 года № 666)
7. Министерство имеет право:
- утверждать и издавать в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения государственными образовательными организациями;
- осуществлять проверку деятельности образовательных организаций и их филиалов, учреждений науки в пределах полномочий, предоставленных законодательством;
- осуществлять государственный контроль за соблюдением бюджетной и финансовой дисциплины в подведомственных организациях Министерства, финансируемых из республиканского бюджета, в соответствии с законодательством, утверждать их сметы расходов и осуществлять контроль за их исполнением;
- контролировать за надлежащим и целевым использованием государственными подведомственными организациями образования и науки закрепленного за ними имущества;
- организовывать комплексную и эффективную систему внутреннего контроля для достижения результативного, экономного и эффективного управления Министерством, а также подведомственными организациями, включающую бухгалтерский учет, финансовую отчетность, соблюдение нормативных правовых актов, внутренних актов, предотвращение и выявление противоправных деяний, обеспечение сохранности активов, надежности, правильности и адекватности финансовой и управленческой отчетности и информации, а также их подготовку;
- (абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 15 августа 2017 года № 481)
- запрашивать и получать от всех образовательных организаций, учреждений науки независимо от форм собственности, органов государственной власти и местного самоуправления информацию, содержащую статистические и другие данные по вопросам научно-образовательной деятельности, подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов, научно-педагогических работников;
- заключать международные договоры в области образования и науки в пределах полномочий, определенных законодательством;
- проводить международные фестивали, конкурсы, совещания, семинары и конференции по вопросам образования и науки;
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать подведомственных организаций согласно законодательству Кыргызской Республики;
- утверждать уставы (положения) подведомственных организаций;
- разрабатывать и утверждать систему поощрения в сфере образования и науки;
- (утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 27 мая 2013 года № 281)
- вносить в установленном порядке предложения об изменении статуса, реорганизации, ликвидации государственных высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений;
- принимать решения по вопросам открытия (ликвидации) аспирантуры и докторантуры в высших учебных заведениях и научных учреждениях в порядке, определенном Правительством Кыргызской Республики;
- утверждать структуры и штатные расписания подведомственных образовательных организаций в пределах установленного фонда оплаты труда;
- осуществлять взаимодействие с общественными и международными организациями, работающими в системе образования и науки;
- отменять приказы общеобразовательных организаций, противоречащие нормативным правовым актам;
- запрашивать, собирать, обрабатывать, хранить, использовать, передавать и защищать информацию об образовательных организациях, независимо от форм собственности, включая информацию персонального характера в отношении обучающихся и сотрудников, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере персональных данных и по согласованию с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, независимо от форм собственности.
(В редакции постановлений Правительства КР от 27 мая 2013 года № 281, 31 декабря 2015 года № 897, 15 августа 2017 года № 481, 30 августа 2017 года № 545, 27 января 2021 года № 33)
V. Организация работы Министерства
8. Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
В Министерстве предусмотрены должности статс-секретаря и заместителей министра.
9. Функции и полномочия статс-секретаря определяются в соответствии с законодательством о государственной службе.
Заместители министра назначаются на должности и освобождаются от должности Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению министра.
10. Статс-секретарь и заместители министра подчиняются непосредственно министру и осуществляют свою деятельность в пределах возложенных на них обязанностей.
11. Министр:
- осуществляет общее руководство Министерством;
- издает в пределах компетенции Министерства приказы, утверждает правила, положения, инструкции;
- утверждает структуру центрального аппарата Министерства, изменение которой возможно только в связи с изменением задач и функций Министерства. При этом назначение министра не является основанием для изменения структуры Министерства;
- утверждает штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах утвержденной численности;
- в установленном порядке определяет и утверждает номенклатуру руководящих должностей системы Министерства;
- в установленном порядке определяет и утверждает штаты подведомственных организаций, финансируемых из республиканского бюджета, в пределах установленного фонда оплаты труда;
- в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата, руководителей организаций и структурных подразделений и работников, входящих в номенклатуру Министерства, определяет их права и функциональные обязанности;
- в соответствии с законодательством Кыргызской Республики применяет меры дисциплинарного воздействия в отношении работников системы образования и науки;
- в установленном порядке вносит предложение Премьер-министру Кыргызской Республики по назначению руководителей подведомственных подразделений;
- в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности начальников управлений образования городов Бишкек и Ош, заведующих районными, городскими отделами (центрами) образования по согласованию с руководителями мэрий городов и районных государственных администраций;
- в соответствии с законодательством Кыргызской Республики по итогам проведенных выборов утверждает кандидата на должность руководителя государственного высшего учебного заведения;
- представляет на утверждение Премьер-министра Кыргызской Республики кандидатуру для назначения на должность руководителя государственного высшего учебного заведения, имеющего статус "национальный";
- по представлению руководителей государственных высших учебных заведений назначает проректоров по учебной работе государственных высших учебных заведений;
- по представлению попечительского совета назначает первого проректора (первого заместителя ректора) Кыргызско-Турецкого университета "Манас";
- несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач;
- распределяет обязанности между заместителями министра, руководителями структурных подразделений Министерства;
- по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере государственной службы возлагает на статс-секретаря исполнение отдельных обязанностей, отнесенных к компетенции Министерства;
- награждает работников системы образования, науки и молодежи, а также других лиц, внесших значительный вклад в развитие образования и науки Кыргызской Республики, ведомственными наградами;
- представляет в установленном порядке к награждению государственными наградами Кыргызской Республики кандидатуры из числа работников системы образования и науки, а также других лиц, внесших значительный вклад в развитие образования, науки;
- подписывает от имени Правительства Кыргызской Республики межправительственные договора в пределах делегированных ему полномочий;
- руководит работой коллегии Министерства;
- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции постановлений Правительства КР от 19 апреля 2013 года № 209, 27 мая 2013 года № 281, 31 декабря 2015 года № 897, 15 августа 2017 года № 481, 25 февраля 2019 года № 86, 3 июня 2020 года № 294)
12. Для рассмотрения наиболее важных вопросов развития науки создаются Совет ученых, Научно-технический совет и Научно-технический экспертный совет по приоритетным направлениям науки, положения и состав которых утверждаются министром.
13. В Министерстве образуется коллегия из 15 человек в составе министра (председатель коллегии), статс-секретаря, заместителей министра по должности, представителя Аппарата Правительства Кыргызской Республики, а также других руководящих работников системы образования и науки.
Персональный состав коллегии утверждается распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики по представлению министра.
(В редакции постановления Правительства КР от 31 декабря 2015 года № 897)
14. Решения коллегии принимаются в форме постановлений и реализуются приказами министра.
Порядок деятельности коллегии определяется Положением о коллегии Министерства, утверждаемым министром.
15. В целях общественного мониторинга деятельности Министерства создается Общественный совет, представляющий собой консультативно-наблюдательный орган, функционирующий на общественных началах.
(В редакции постановления Правительства КР от 30 марта 2015 года № 168)
16. Реорганизация и ликвидация Министерства осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
17 При ликвидации Министерства документы хранятся в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики.
(В редакции постановления Правительства КР от 31 декабря 2015 года № 897)
Кыргыз Республикасынын билим берүүсүнүн бардык маалыматтык системалары үчүн бирдиктүү кирүү түйүн
PISA 2025
University admission portal of the Kyrgyz Republic citizens of foreign countries
Электрондук китепкана
Билимдүү муун
Окутуу булактары IBilim
"Bilim Bulagy" окутуу булактарынын мультимедиалык комплекси
Билим берүү булактары
"Кут Билим" медиа борбору
Кыргыз Республикасынын Президенти
Кыргыз Республикасынын Министрлер Кабинети
Жогорку Кеңеш
КР ЧУА долбоорлорун коомдук талкуулоонун бирдиктүү порталы
Кыргыз Республикасынын мамлекеттик сатып алуулар расмий порталы
Кыргыз Республикасынын электрондук кызмат көрсөтүүлөр мамлекеттик порталы
Портал открытых данных Кыргызской Республики