Положение о Министерстве образования и науки Кыргызской Республики

ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве образования и науки Кыргызской Республики

 

(В редакции постановлений Правительства КР от 19 апреля 2013 года № 209,
27 мая 2013 года № 2816 сентября 2013 года № 4843 июня 2014 года № 29830 марта 2015 года № 16831 декабря 2015 года № 89712 декабря 2016 года № 65315 августа 2017 года № 48130 августа 2017 года № 54513 октября 2017 года № 666 ,
 25 февраля 2019 года № 8617 июня 2019 года № 2953 июня 2020 года № 29427 января 2021 года № 33)

I. Общие положения

1. Министерство образования и науки Кыргызской Республики (далее - Министерство) является центральным органом исполнительной власти, вырабатывающим единую государственную политику в области образования, науки и научно-технической деятельности, и осуществляющим государственный контроль за доступностью и качеством образования, обеспечением конституционного права граждан Кыргызской Республики на образование.

(В редакции постановлений Правительства КР от 31 декабря 2015 года № 89715 августа 2017 года № 481)

2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Кыргызской Республики, настоящим Положением, а также международными договорами, вступившими в силу в установленном порядке, участницей которых является Кыргызская Республика.

3. Министерство осуществляет свою деятельность через территориальные органы, подведомственные учреждения и организации во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, научными и иными организациями.

(В редакции постановления Правительства КР от 31 декабря 2015 года № 897)

4. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием на государственном и официальном языках, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в системе Казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики и закрепленное за ним имущество.

II. Цель Министерства

Основной целью Министерства является формирование государственной политики в области образования, науки и научно-технической деятельности.

(В редакции постановлений Правительства КР от 31 декабря 2015 года № 89715 августа 2017 года № 481)

III. Задачи Министерства

5. Основными задачами Министерства являются:

- создание системы образования, обеспечивающей безопасные условия обучения, направленной на формирование, развитие и профессиональное становление личности;

- повышение качества образования;

- создание условий и механизмов для развития научной деятельности;

- (абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 15 августа 2017 года № 481)

- содействие образовательным организациям в проведении текущего ремонта объектов образования;

- обеспечение образовательных организаций учебным оборудованием и инвентарем;

- развитие инфраструктуры образовательных организаций, подведомственных Министерству, и их материальное обеспечение.

(В редакции постановлений Правительства КР от 31 декабря 2015 года № 89715 августа 2017 года № 48113 октября 2017 года № 66617 июня 2019 года № 295)

IV. Функции Министерства

6. Министерство осуществляет следующие функции:

а) функции отраслевой политики:

- разработка и внесение на рассмотрение в установленном порядке:

предложений о стратегических направлениях государственной политики в области развития системы образования в Кыргызской Республике;

проектов законов и других нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики в области образования, науки и научно-технической деятельности, обеспечение функционирования, развития и совершенствования системы образования;

- обобщение практики применения законодательства в области образования;

- разработка порядка нострификации документов об образовании (признание в Кыргызской Республике документов об образовании, выданных в других государствах) на основе международных договоров, вступивших в силу в установленном порядке, участницей которых является Кыргызская Республика;

- разработка государственных требований к документам об образовании; обеспечение документами выпускников аккредитованных (аттестованных) образовательных организаций всех форм собственности;

- реализация в установленном порядке государственной кадровой политики в области образования;

- разработка комплекса предложений по сектору образования для их интеграции в стратегию социально-экономического развития страны;

- участие в разработке и реализации целевых программ и проектов в области образования;

- содействие в получении образования на государственном языке соотечественниками, проживающими вне пределов республики, в соответствии с международными договорами, вступившими в силу в установленном порядке, участницей которых является Кыргызская Республика;

- внесение предложения в Правительство Кыргызской Республики по определению количества и размера образовательных грантов для обучения студентов в государственных высших учебных заведениях в соответствии с законодательством;

- согласование присвоения имен выдающихся личностей образовательным организациям;

- организация системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных организаций и работников органов управления образованием;

- разработка по согласованию с заинтересованными министерствами, иными государственными органами, нанимателями и другими социальными партнерами Перечня профессий и специальностей для подготовки кадров;

- разработка общего порядка и типовых правил приема на обучение в образовательные организации, магистратуру, аспирантуру и докторантуру;

- разработка порядка приема, зачисления, перевода, восстановления и отчисления студентов высших профессиональных учебных заведений, механизмы установления рейтинга знаний абитуриентов;

- участие в разработке и совершенствовании нормативных правовых актов в области научной деятельности, обеспечение организационно-методического руководства по их выполнению;

- разработка политики в сфере науки;

- внесение в установленном порядке предложений по выработке приоритетных направлений развития научно-инновационной деятельности;

- принятие участия в реализации государственных программ в области научно-инновационной деятельности и в осуществлении их мониторинга;

- участие в формировании государственных заказов на научно-инновационные проекты и внесение предложений об их финансировании в установленном порядке;

- проводит мероприятия по правовой пропаганде в сфере курируемой отрасли;

- разработка мер по развитию послевузовского профессионального образования;

- разработка государственных образовательных стандартов в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики;

- (абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 15 августа 2017 года № 481)

- разработка и реализация целевых программ, направленных на патриотическое, духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное, творческое и физическое развитие молодежи;

- подготовка предложений по развитию инфраструктуры объектов образования для государственных органов, инвесторов и международных организаций;

б) функции регулирования:

- осуществление лицензирования образовательной деятельности (кроме государственных и муниципальных учреждений образования, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования) в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

- регулирование информационно-коммуникационных технологий в области образования;

- регулирование деятельности государственных образовательных организаций по вопросам определения количества и структуры подготовки специалистов;

- участие в регулировании деятельности научно-инновационных учреждений;

- внесение предложения о прекращении финансирования из республиканского бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- организация аттестации педагогических работников образовательных организаций в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

- подготовка прогноза потребности трудовых ресурсов в системе образования;

в) функции координации и контроля:

- обеспечение контроля за принятием мер, направленных на обеспечение доступного образования;

- обеспечение контроля за предоставлением качественных образовательных услуг образовательными организациями;

- обеспечение контроля за осуществлением реформ в сфере науки и научно-технической деятельности;

- в установленном порядке осуществление контроля за качеством обучения, а также за соблюдением государственных образовательных стандартов;

- осуществление лицензионного контроля в сфере образовательной деятельности за соблюдением лицензионных требований;

- в установленном порядке обеспечение контроля за организацией аттестации педагогических работников;

- организация и координация выполнения межвузовских научно-исследовательских и инновационных программ;

- обеспечение контроля за соблюдением прав детей на образование и доступности образования для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения;

- в установленном порядке координация работы по подготовке и изданию учебников и учебно-методических комплексов;

- координация работы учебно-методических объединений и советов по подготовке и изданию учебных и учебно-методических пособий и информационному обеспечению профессиональных образовательных программ;

- проведение внутренних аудиторских проверок и выполнение других аудиторских заданий на объектах внутреннего аудита;

- осуществление плановых проверок образовательной и финансовой деятельности образовательных организаций республики;

- проведение внеплановых мероприятий по надзору за исполнением законодательства Кыргызской Республики в области образования по обращениям юридических и физических лиц;

- организация и координация системы подготовки научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру, докторантуру и соискательство;

- взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам международного усыновления в порядке, определенном законодательством;

- осуществление мониторинга рационального и эффективного использования существующих учебных площадей;

г) функции предоставления услуг:

- подтверждение подлинности документов об основном и среднем общем образовании, выданных в Кыргызской Республике;

- выдача справок по направлению студентов-граждан Кыргызстана на обучение в образовательные организации зарубежных государств;

- выдача дубликатов лицензий и сертификатов на право осуществления образовательной деятельности;

- организует профессиональное обучение и переобучение безработных на уровне начального профессионального образования;

д) функции поддержки:

- в установленном порядке привлечение иностранных и отечественных инвестиций на цели образования и науки;

- утверждение перечня учебной и учебно-методической литературы, разрешенной к использованию образовательными организациями;

- оказание содействия в определении профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения по востребованным профессиям;

- содействие использованию научно-инновационной продукции;

- способствование развитию системы информационного обеспечения научно-инновационной деятельности;

- участие в организации независимой экспертизы представленных на конкурс научно-инновационных проектов, подготовка предложений по их финансированию и участие в осуществлении контроля за расходованием бюджетных средств;

- внесение предложений по созданию субъектов научно-инновационной деятельности;

- обеспечение информационного, научно-методического обслуживания системы образования и науки, осуществление информационного обслуживания населения по вопросам образования и науки;

- участие в мониторинге и анализе научно-инновационных разработок в отраслях экономики, науки и техники в республике и за рубежом;

- осуществление взаимодействия науки и производства, а также производства и рынка;

- обеспечение подготовки, издания и распространения информации о научно-технических достижениях и производственном опыте в Кыргызской Республике, осуществление обмена такими материалами с зарубежными организациями;

- содействие развитию международного сотрудничества в сфере науки путем обмена отечественными и зарубежными научно-техническими достижениями;

- осуществление переговоров с иностранными партнерами и подписание в пределах своих полномочий международных договоров в области образования, реализация подписанных Межправительственных и межведомственных договоров;

- представление в установленном порядке интересов Кыргызской Республики в международных организациях по вопросам образования;

- финансирование организаций начального,  среднего и высшего профессионального образования, науки и других специализированных организаций;

- финансирование организаций дошкольного, школьного и внешкольного образования  - через районные (городские) отделы (управления) образования;

- организация работ по проведению инвентаризации строящихся и находящихся на консервации объектов образования, с выявлением потребностей в новом строительстве исходя из демографических сведений населенных пунктов;

- содействие в выполнении работ, связанных с проектированием, капитальным ремонтом образовательных организаций, подведомственных Министерству;

- обеспечение оборудованием и инвентарем образовательных организаций;

- выполнение функций заказчика образовательных организации по проведению текущего ремонта и материальному обеспечению.

(В редакции постановлений Правительства КР от 27 мая 2013 года № 2816 сентября 2013 года № 4843 июня 2014 года № 29831 декабря 2015 года № 89712 декабря 2016 года № 65315 августа 2017 года № 48113 октября 2017 года № 666)

IV. Права Министерства

7. Министерство имеет право:

- утверждать и издавать в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения государственными образовательными организациями;

- осуществлять проверку деятельности образовательных организаций и их филиалов, учреждений науки в пределах полномочий, предоставленных законодательством;

- осуществлять государственный контроль за соблюдением бюджетной и финансовой дисциплины в подведомственных организациях Министерства, финансируемых из республиканского бюджета, в соответствии с законодательством, утверждать их сметы расходов и осуществлять контроль за их исполнением;

- контролировать за надлежащим и целевым использованием государственными подведомственными организациями образования и науки закрепленного за ними имущества;

- организовывать комплексную и эффективную систему внутреннего контроля для достижения результативного, экономного и эффективного управления Министерством, а также подведомственными организациями, включающую бухгалтерский учет, финансовую отчетность, соблюдение нормативных правовых актов, внутренних актов, предотвращение и выявление противоправных деяний, обеспечение сохранности активов, надежности, правильности и адекватности финансовой и управленческой отчетности и информации, а также их подготовку;

- (абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 15 августа 2017 года № 481)

- запрашивать и получать от всех образовательных организаций, учреждений науки независимо от форм собственности, органов государственной власти и местного самоуправления информацию, содержащую статистические и другие данные по вопросам научно-образовательной деятельности, подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов, научно-педагогических работников;

- заключать международные договоры в области образования и науки в пределах полномочий, определенных законодательством;

- проводить международные фестивали, конкурсы, совещания, семинары и конференции по вопросам образования и науки;

- создавать, реорганизовывать и ликвидировать подведомственных организаций согласно законодательству Кыргызской Республики;

- утверждать уставы (положения) подведомственных организаций;

- разрабатывать и утверждать систему поощрения в сфере образования и науки;

- (утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 27 мая 2013 года № 281)

- вносить в установленном порядке предложения об изменении статуса, реорганизации, ликвидации государственных высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений;

- принимать решения по вопросам открытия (ликвидации) аспирантуры и докторантуры в высших учебных заведениях и научных учреждениях в порядке, определенном Правительством Кыргызской Республики;

- утверждать структуры и штатные расписания подведомственных образовательных организаций в пределах установленного фонда оплаты труда;

- осуществлять взаимодействие с общественными и международными организациями, работающими в системе образования и науки;

- отменять приказы общеобразовательных организаций, противоречащие нормативным правовым актам;

- запрашивать, собирать, обрабатывать, хранить, использовать, передавать и защищать информацию об образовательных организациях, независимо от форм собственности, включая информацию персонального характера в отношении обучающихся и сотрудников, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере персональных данных и по согласованию с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, независимо от форм собственности.

(В редакции постановлений Правительства КР от 27 мая 2013 года № 28131 декабря 2015 года № 89715 августа 2017 года № 48130 августа 2017 года № 54527 января 2021 года № 33)

V. Организация работы Министерства

8. Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

В Министерстве предусмотрены должности статс-секретаря и заместителей министра.

9. Функции и полномочия статс-секретаря определяются в соответствии с законодательством о государственной службе.

Заместители министра назначаются на должности и освобождаются от должности Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению министра.

10. Статс-секретарь и заместители министра подчиняются непосредственно министру и осуществляют свою деятельность в пределах возложенных на них обязанностей.

11. Министр:

- осуществляет общее руководство Министерством;

- издает в пределах компетенции Министерства приказы, утверждает правила, положения, инструкции;

- утверждает структуру центрального аппарата Министерства, изменение которой возможно только в связи с изменением задач и функций Министерства. При этом назначение министра не является основанием для изменения структуры Министерства;

- утверждает штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах утвержденной численности;

- в установленном порядке определяет и утверждает номенклатуру руководящих должностей системы Министерства;

- в установленном порядке определяет и утверждает штаты подведомственных организаций, финансируемых из республиканского бюджета, в пределах установленного фонда оплаты труда;

- в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата, руководителей организаций и структурных подразделений и работников, входящих в номенклатуру Министерства, определяет их права и функциональные обязанности;

- в соответствии с законодательством Кыргызской Республики применяет меры дисциплинарного воздействия в отношении работников системы образования и науки;

- в установленном порядке вносит предложение Премьер-министру Кыргызской Республики по назначению руководителей подведомственных подразделений;

- в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности начальников управлений образования городов Бишкек и Ош, заведующих районными, городскими отделами (центрами) образования по согласованию с руководителями мэрий городов и районных государственных администраций;

- в соответствии с законодательством Кыргызской Республики по итогам проведенных выборов утверждает кандидата на должность руководителя государственного высшего учебного заведения;

- представляет на утверждение Премьер-министра Кыргызской Республики кандидатуру для назначения на должность руководителя государственного высшего учебного заведения, имеющего статус "национальный";

- по представлению руководителей государственных высших учебных заведений назначает проректоров по учебной работе государственных высших учебных заведений;

- по представлению попечительского совета назначает первого проректора (первого заместителя ректора) Кыргызско-Турецкого университета "Манас";

- несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач;

- распределяет обязанности между заместителями министра, руководителями структурных подразделений Министерства;

- по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере государственной службы возлагает на статс-секретаря исполнение отдельных обязанностей, отнесенных к компетенции Министерства;

- награждает работников системы образования, науки и молодежи, а также других лиц, внесших значительный вклад в развитие образования и науки Кыргызской Республики, ведомственными наградами;

- представляет в установленном порядке к награждению государственными наградами Кыргызской Республики кандидатуры из числа работников системы образования и науки, а также других лиц, внесших значительный вклад в развитие образования, науки;

- подписывает от имени Правительства Кыргызской Республики межправительственные договора в пределах делегированных ему полномочий;

- руководит работой коллегии Министерства;

- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции постановлений Правительства КР от 19 апреля 2013 года № 20927 мая 2013 года № 28131 декабря 2015 года № 89715 августа 2017 года № 48125 февраля 2019 года № 863 июня 2020 года № 294)

12. Для рассмотрения наиболее важных вопросов развития науки создаются Совет ученых, Научно-технический совет и Научно-технический экспертный совет по приоритетным направлениям науки, положения и состав которых утверждаются министром.

13. В Министерстве образуется коллегия из 15 человек в составе министра (председатель коллегии), статс-секретаря, заместителей министра по должности, представителя Аппарата Правительства Кыргызской Республики, а также других руководящих работников системы образования и науки.

Персональный состав коллегии утверждается распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики по представлению министра.

(В редакции постановления Правительства КР от 31 декабря 2015 года № 897)

14. Решения коллегии принимаются в форме постановлений и реализуются приказами министра.

Порядок деятельности коллегии определяется Положением о коллегии Министерства, утверждаемым министром.

15. В целях общественного мониторинга деятельности Министерства создается Общественный совет, представляющий собой консультативно-наблюдательный орган, функционирующий на общественных началах.

(В редакции постановления Правительства КР от 30 марта 2015 года № 168)

VI. Заключительные положения

16. Реорганизация и ликвидация Министерства осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

17 При ликвидации Министерства документы хранятся в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики.

(В редакции постановления Правительства КР от 31 декабря 2015 года № 897)

Пайдалуу шилтемелер

Мамлекеттик сайттар жана порталдар