Автор: Маалыматтык саясат сектору
21 Ноябрь 2025 ж. 18:04
Көрүлдү: 401
21-22 ноября 2025 года состоялась межведомственная встреча представителей двух образовательных министерств по реализации политических действий в сфере образования. В мероприятии приняли участие министр просвещения Кыргызской Республики Догдуркул Кендирбаева, руководители вузов и колледжей, эксперты и представители рабочих групп.
Главная цель встречи — согласовать подходы и шаги по подготовке новых педагогических кадров, которые будут работать в условиях трансформации системы школьного образования и перехода страны на 12-летнюю модель обучения.
Открывая встречу, министр просвещения Догдуркул Кендирбаева подчеркнула, что Кыргызстан вступил в активную фазу реформы школьного образования — программы «Алтын-Казык», которая определяет переход на 12-летнее обучение и обновление содержания образования.

«Сегодня мы обсуждаем обновление стандартов, программ и требований к будущим педагогам. Педагоги всё ещё готовятся по старым программам, а страна движется вперёд, — отметила министр. — Нам важно подготовить учителя, который понимает новую модель школы, владеет STEM-подходами, работает с интегрированными предметами и умеет мыслить современно».
Эксперты представили результаты анализа действующих программ, компетенций и стандартов. Отмечено, что профессиональные стандарты педагогов, утверждённые в 2021 году, требуют пересмотра, поскольку у современного учителя появляются новые функции — особенно в STEM-направлениях. Концепции перехода предполагают новые навыки, новые компетенции — в первую очередь языковые. Для современного педагога должны быть чётко определены уровни владения языками, а также признание микросертификации как инструмента подтверждения профессионального роста.

Также обсуждалось обновление отраслевой рамки квалификаций (ОРК) с учётом новой структуры 12-летней школы: начальный блок (1–6 классы), среднее звено (7–9), старшая школа (10–12).
Участники рассмотрели ключевые документы, которые необходимо обновить:
• отраслевые и национальные рамки квалификаций,
• профессиональные стандарты педагогов,
• государственные образовательные стандарты,
• программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации,
• подходы к оценке и сертификации результатов обучения.
Особое внимание уделено созданию единой экосистемы «подготовка – переподготовка – повышение квалификации», а также развитию «сквозного маршрута» подготовки учителя: школа → профессиональный лицей → колледж → вуз → центры повышения квалификации.
Эксперты подчеркнули необходимость учитывать международные рекомендации — рамки ЮНЕСКО и стандарты Международной организации труда. Современный учитель должен обладать не только предметными знаниями, но и функциональными, социально-личностными навыками: умением работать в команде, коммуницировать, генерировать идеи, внедрять инновации и мыслить системно.
Во время встречи состоялась презентация ректоров ведущих педагогических вузов, которые сегодня осуществляют подготовку будущих учителей. Руководители образовательных организаций представили свои планы по обновлению программ и подходов к обучению педагогов с учётом перехода страны на 12-летнее образование и требований программы «Алтын-Казык». Особое внимание было уделено подготовке специалистов по STEM-направлениям, внедрению новых государственных и профессиональных стандартов, а также созданию условий для практикоориентированной подготовки учителей, способных работать по современным методикам и в цифровой образовательной среде.
В ходе рабочей встречи участники работали над детализацией дорожной карты по трансформации педагогического образования, согласованием сроков перехода на новые стандарты, планированием механизмов оценки и сертификации. Особое внимание уделено взаимодействию двух ведомств — Министерства просвещения и Министерства науки, высшего образования и инноваций.
Итогом мероприятия стал общий, согласованный межведомственный план реализации политических действий по реформированию системы педагогического образования.