Автор: Маалыматтык саясат сектору
25 Июль 2025 ж. 9:27
Көрүлдү: 631
До начала нового учебного года остаётся немного времени, и школы Кыргызстана продолжают активную подготовку в рамках масштабной образовательной реформы — перехода на 12-летнюю систему. Об этом и многом другом рассказала директор бишкекской школы №65, автор предметного стандарта «Я и мир» Ольга Солошенко в прямом эфире программы «Ала-Тоо лайф» на НТРК.
По словам Ольги Владимировны, приём детей в школу №65 завершился ещё в июне — регистрация прошла стремительно, благодаря удобному расположению школы и её высокой востребованности. В этом году школа сделала необычный шаг — набрала сразу и первый, и второй классы, чего давно не было. Всего открыто три класса вторых и два класса первых, с обучением на русском и кыргызском языках. "Мы набрали 152 ребенка, причем во второй класс записалось чуть больше, чем в первый. Есть еще возможность добавить небольшую квоту для детей, которые не успели попасть по микроучастку, включая льготные места", — добавила директор.

Электронная запись в школу — без стресса и конфликтов
Ольга Солошенко отметила, что внедрение электронной системы записи значительно упростило процесс поступления в школы как для родителей, так и для педагогов. Она подчеркнула, что с введением электронного формата исчезли очереди, стресс и конфликты, которые раньше часто сопровождали приём детей. Теперь всё чётко и прозрачно: родители подают документы онлайн, а школы получают полный список учеников заранее, что позволяет сосредоточиться на ремонте, комплектации классов и методической подготовке. "Это большой прорыв! Родителям теперь удобно регистрировать детей дома, а школа может спокойно готовиться к учебному году без стресса. Раньше были конфликты и угрозы, когда мест не хватало, а сейчас все автоматизировано, и даже директор не тратит время на одобрение заявок", — поделилась Ольга Владимировна.
Готовность к 12-летнему обучению — это системная работа
Директор уверена: школа №65, как и многие другие, серьёзно готова к новому формату. В течение прошлого учебного года была разработана дорожная карта перехода: проанализированы ресурсы, подготовлены учителя, отремонтированы и адаптированы помещения. "Мы выбрали квалифицированных учителей, устойчивых к стрессам. Например, выделили отдельное игровое помещение для первых классов, адаптируя пространство под новые условия", — рассказала директор. В августе Министерство просвещения начнёт цикл обучающих семинаров для тех, кто будет работать с детьми в рамках обновлённой модели. В течение всего учебного года также предусмотрена методическая поддержка. Школа тоже планирует перестроить свою работу, чтобы поддерживать учителей.

Что касается старших классов, Ольга Солошенко опровергла слухи о "перепрыгивании" с пятого на седьмой класс. "Будет интегрированный курс для пятого, шестого и седьмого классов с новыми учебниками и программой. Мы изучили стандарты, ждем учебно-методические комплексы с 1 сентября, и в августе решим все вопросы учителей, чтобы старт был спокойным", — пояснила она.
Обновлённые стандарты — ориентир на личность и ценности
Как практик с большим опытом, Ольга Солошенко считает переход на 12-летку необходимостью. "Раньше методы не работали с новым поколением, рожденным в 2010-х. Дети другие, и мы должны идти в ногу со временем. Без реформ мы отстанем. Эта модель основана на исследованиях и опыте других стран, и мы готовы адаптироваться по ходу дела", — отметила она.
Новая модель образования базируется на недавно утверждённом государственном образовательном стандарте. Как рассказала Ольга Солошенко, он принципиально отличается от прежнего: впервые в центре внимания — формирование ценностей, а не только знаний и умений. Это такие базовые вещи, как доброта, трудолюбие, ответственность и сострадание — те принципы, на которых строится как личность ребёнка, так и будущее общества.
Новый подход интегрирован с программами дошкольного образования и ориентирован на развитие эмоционального интеллекта, умения взаимодействовать с другими, работать в команде, воспринимать разнообразие и осознавать себя как гражданина Кыргызстана и мира.
«Я и мир» — предмет, в котором отражён весь современный подход
Особое место в обновлённой системе занимает предмет «Я и мир», стандарт которого разработан при участии самой Ольги Солошенко. Этот предмет помогает детям понимать окружающий мир, себя, своё место в обществе и природе. Он основан на исследованиях, проектной деятельности, активной работе в классе и за его пределами. Предмет охватывает экологическую, естественно-научную и социальную грамотности, а также безопасность жизнедеятельности. «Это живой предмет. Он практикоориентирован, учит детей исследовать мир через проекты и эксперименты. Почти 50% содержания теперь основано на STEM-подходе по модели Кембриджской школы», — рассказала она.Важная часть содержания — новые УМК (учебно-методические комплексы), созданные на основе опыта Кембриджа и адаптированные к местным условиям.
Сингапурский опыт — вдохновение, но не копирование
В рамках подготовки к реформе кыргызские педагоги, включая Ольгу Владимировну, изучали опыт ведущих стран, в том числе Сингапура. По её словам, Кыргызстан взял не модель Сингапура, а свой путь, вдохновлённый лучшими мировыми практиками. В Сингапуре впечатляет подход к практикоориентированному обучению: там дети получают удовольствие от учебы, сами ищут информацию, решают задачи, проявляют инициативу. Учитель — это наставник, а не носитель единственно верного знания. Такой же подход планируется внедрять и у нас. "Мы взяли их прагматизм и гибкость. Там образование — это радость и самостоятельное познание. Учебники учат добывать знания, а не просто их заучивать. Нам нужно менять стереотипы учителей, но с правильной организацией это возможно даже в классах с 50 детьми", — заключила она.
Школа №65 готова к 1 сентября 2025 года, и этот опыт может стать примером для других учебных заведений. Ольга Солошенко подчёркивает: работать «по-старому» с новым поколением детей невозможно. Современные ученики требуют нового подхода. И если мы хотим качественного образования, то должны меняться. 12-летняя система — это шаг вперёд, шаг навстречу будущему. Впереди, возможно, будут корректировки, но главное — начать движение.
Подробнее: https://youtu.be/bnIAcc5fD7Y?si=bpPkFvuPuoonYBlW