ИНТЕРВЬЮ С МИНИСТРОМ
Автор: Борбордук аппарат
17 Октябрь 2024 ж. 12:14
Көрүлдү: 712
Первый аттестат о 12-летнем обучении, зарплата учителей и учебники. Интервью с министром образования
11:36, 17 октября 2024
https://bilim.akipress.org/ru/news:2180186//?f=cp
Билим АКИpress - Министр образования и науки Догдуркуль Кендирбаева в интервью АКИpress рассказала, когда решится вопрос нехватки учебников и учителей, а также о том, когда Кыргызстан полностью перейдет на 12-летнее школьное образование.
- Вопрос нехватки учебников остается актуальным. Как вы намерены решить этот вопрос полностью? И когда?
- Проблема нехватки учебников существует давно. Недостаток учебников накопился за многие годы. Из республиканского бюджета ежегодно выделяются средства на их издание. Например, план финансирования учебников в последние годы ежегодно составлял 152 млн сомов. Однако, в прошлом году учебники не были выпущены вовсе, и с сентября начался «книжный коллапс». С ноября, когда я вступила в должность, этот вопрос удалось решить благодаря переговорам. За 2 года мы протиражировали учебники на 304 млн сомов.
Чтобы полностью покрыть нехватку учебников, необходима значительная сумма. Кроме того, министр финансов озвучил, что для полного обновления всех школьных учебников нужно 8 млрд сомов. Недавно было принято решение о выделении 744 млн сомов, и еще дополнительно изыскиваются средства.
В этом году мы закупили всю линейку учебников естественно-научного цикла, которые на протяжении многих лет используются в тех странах, учащиеся которых показывают высокие результаты, составлен график перевода их на кыргызский, русский языки и адаптации. Одновременно с этим процессом организовано обучение учителей STEM-направления.
В течение ближайших двух учебных лет мы планируем полностью закрыть дефицит учебников.
- Почему учителя уходят из государственных школ? Говорят, что из-за того, что убрали статус школ, сократилась зарплата учителей.
- В прошлом году с участием гражданского общества и депутатов был принят новый закон «Об образовании». В этом законе больше нет понятий «гимназия» и «лицей», и мы строго выполняем закон. Депутаты Жогорку Кеңеша приняли этот закон для того, чтобы обеспечить равный доступ к качественному образованию для всех учащихся республики. Почему должны быть созданы лучшие условия только для учащихся лицеев и гимназий?
По программе «Алтын казык» планируется создание возможностей для каждого ребенка, на данный момент принят план подготовки к поэтапному переходу к 12-летней системе школьного образования Кабинетом министров.
При внедрении новой системы школьного образования, естественно, закладывается решение существующих проблем — разработка и внедрение эффективных стандартов и программ, соответственно обеспечение учащихся качественными учебниками, планируется введение профильного обучения, чтобы в старших классах каждый ученик мог выбирать то направление, по которому сможет углубленно изучать соответствующие предметы. Также планируем полностью реформировать подготовку педагогов, чтобы добиться прихода в школу компетентных учителей.
По республике около 350 школ имели гимназический и лицейский компоненты, на которые направлялись значительные средства. Сейчас на переходном этапе мы даем возможность школам покрывать эти расходы за счет местных бюджетов или за счет родителей, что регулируется Положением «О дополнительных образовательных услугах в общеобразовательных организациях».
И возвращаясь к вопросу о том, что определенное количество учителей уходит в частные школы, принимаются соответствующие меры, чтобы создать надлежащие условия для учителей государственных и муниципальных школ:
Главное — это, конечно, значительное повышение заработной платы педагогов, но мы понимаем, что с инфляцией это нужно делать регулярно, и радует заявление министра финансов о том, что идет анализ и будут приложены все усилия для того, чтобы регулярно поднимать заработную плату педагогов.
Введена аттестация учителей, если учитель подтверждает высшую категорию, на протяжении 5 лет к его заработной плате прибавляется 5000 сомов ежемесячно.
Также сейчас разрабатывается система, по которой каждому учителю будет начисляться заработная плата исходя из результатов работы. Например, если учащиеся конкретного учителя показывают высокие учебные достижения, то у этого учителя будет не только базовая заработная плата, а будут начисляться дополнительные средства. Думаю, это будет серьезной мотивацией для учителей.
Хотелось бы также отметить следующие возможности для школ. В рамках дополнительных образовательных услуг каждой школе нужно проанализировать свои возможности и предложить учащимся интересные курсы, кружки и т.п. Почему частные школы исходя из потребностей детей предлагают различные услуги? Этот процесс тоже нужно внедрять в государственных и муниципальных школах, только, естественно, изучив потребности детей и родителей, информируя их, и ни в коем случае не заставляя их. Я думаю, это можно реализовать при внедрении новых стандартов и программ, и нового Базисного учебного плана, так как при разработке всех этих документов наши разработчики опираются на лучший мировой и национальный опыт.
Хотелось бы, конечно, еще серьезных и эффективных мер для поддержания педагогов государственных и муниципальных школ и от местных властей. Например, там, где классы переполнены, можно было бы за счет местного бюджета дополнительные штаты предусмотреть, также начать строить дома для педагогов. Надеюсь и эти идеи начнут воплощаться в жизнь.
- Пр внедрении курсов и кружков в государственных школах не будет ли такого, что директора школ и учителя будут принуждать учеников ходить и платить?
- Нет, в настоящее время сбор денег строго контролируется. Вся государственная система — как фискальная, так и правоохранительная — работает над тем, чтобы предотвратить незаконные сборы. Мы также ввели жесткие инструкции по этому вопросу. В случае нарушений любой директор или учитель может быть освобожден от должности за незаконный сбор средств.
С родителями заключается соглашение, согласно которому они могут добровольно согласиться на оплату дополнительных занятий для своих детей, если они хотят помочь им получить дополнительные знания.
- Ранее было сказано, что ряд школ хочет сохранить статус гимназий и лицеев и готовится положение. Что это за положение?
- В Кыргызстане открылся и успешно работает президентский лицей «Акылман». Подобные лицеи есть во многих странах. В этот лицей дети со всей республики проходят по конкурсу. В настоящее время проводится работа по разработке соответствующего положения, что позволит создать сеть таких учебных заведений, работающих с одаренными детьми и осуществляющих подготовку будущих управленцев. Задача серьезная, поэтому у таких лицеев будет автономность управления, гибкая программа. В таких организациях будет проведена инфраструктурная реновация.
Как минимум, они должны быть открыты в каждой области.
- Ожидается ли повышение зарплаты учителей?
- Каждый год на систему образования выделяется около 65 млрд сомов, из которых более 40 млрд направляется на школьное образование. Однако, 87% этих средств уходит на оплату труда учителей. Это значит, что практически не остается средств на развитие учебной инфраструктуры, включая закупку учебников, оборудование для лабораторий и учебных пособий.
Мы запланировали повышение зарплаты для технического и младшего обслуживающего персонала образовательных организаций. В данное время все материалы в Министерстве финансов на рассмотрении. В 2023 году мы уже повысили зарплаты директоров и завучей школ.
Что касается учителей, пока планов по повышению их оплаты труда в следующем году нет, так как приоритетом остается решение вопросов с обеспечением школ учебниками и техническим оснащением, включая приобретение ноутбуков для учителей.
- Сколько учителей уже получили ноутбуки?
- На данный момент учителя еще не получили ноутбуки, но уже утверждены технические спецификации ноутбуков, проводится мониторинг цен, и ведется поэтапная подготовка к закупке ноутбуков.
- Назовите самую высокую и низкую зарплату учителей?
- Средняя зарплата учителей на данный момент составляет около 26 тыс. 400 сомов. Самые высокие зарплаты получают учителя, работающие в высокогорных и отдаленных районах, а также те, у кого большой стаж и значительная учебная нагрузка.
Впервые в 2022 году средняя зарплата учителя сравнялась со средней заработной платой по стране, что сделало привлекательной работу в школе даже для преподавателей вузов.
- Как проводится добровольная аттестация учителей?
- Учителя, которые успешно проходят аттестацию, получают доплату в размере 5000 сомов к своей зарплате ежемесячно. В процессе аттестации оцениваются знания предметной области, нормативно-правовая база, а также психологические и педагогические навыки.
Однако, к сожалению, многие учителя не смогли успешно пройти аттестацию. Это является сигналом для нас о необходимости повышать квалификацию педагогов и предоставлять им больше возможностей для профессионального роста.
- Как решается вопрос нехватки учителей и решится ли вообще?
- Конечно, вопрос решится. Основная проблема заключается в русскоязычных школах, так как не хватает учителей по предметам на русском языке. Важный фактор — отсутствие достаточного количества выпускников русскоязычных педагогических факультетов, поскольку студенты туда мало идут. Мы активно работаем с российскими партнерами, чтобы укрепить русскоязычные педагогические факультеты и увеличить их популярность.
Для педагогических факультетов мы установили пороговый балл на уровне 120, чтобы сохранить высокий стандарт качества и не снижать планку.
- Всех волнует вопрос, когда начнется внедрение 12-летнего образования в школах?
- Всех волнует, я тоже волнуюсь. Волнение присутствовало, когда переходили на 11-летнее обучение, когда внедряли Болонскую систему в вузах или предшкольную подготовку.
Первые аттестаты 12-летнего образца выпускники получат в 2028 году. Переход на 12-летнее образование будет происходить поэтапно, и мы планируем его полностью завершить к 2029-2030 учебному году.
Этот процесс включает множество аспектов: обновление педагогических методик, пересмотр образовательных стандартов, разработку новых учебных программ, соответствующих современным требованиям.
Сегодня много вопросов от экспертов, активистов, родителей: «Где размещать детей? Некуда сажать». В Бишкеке наблюдается такая картина — 50 тыс. учащихся при наличии мест для 36 тыс., и в классах около 60 учеников. Здесь необходимо работать над внедрением ассистентов педагогов, над увеличением количества ученических мест.
Но это проблема только в крупных городах. А в сельской местности ситуация обратная: мы оптимизируем школы, где в одной школе 50 детей, а в другой — 70. Мы построили школу на 160 мест, но учеников не хватает. Ресурсы тратятся на содержание этих школ, поэтому мы вводим школьные автобусы для осуществления подвоза детей.
Переход на 12-летнюю систему образования будет происходить поэтапно, подготовка занимает 3 года. Мы изучили стандарты других стран. Стандарт школьного обучения должен быть доступным и понятным как для педагогов, так и для родителей, чтобы можно было отслеживать прогресс учеников. Мы разработаем его на основании концепции «Кыргыз жараны», с учетом образовательного суверенитета Кыргызстана и лучших достижений, например, сингапурских. Этот стандарт будет полностью адаптирован к нашим условиям. И в первую очередь мы обеспечим школы учебниками.
Второй аспект — сложная подготовка к переформатированию образовательного процесса и переподготовке педагогов. Будут обновлены педагогические компетенции и стандарты. Нам нужно готовить не только учителей-предметников, но и формировать у них мягкие навыки: чтобы ученики могли применять знания на практике, обладали лидерскими качествами, умели брать на себя ответственность и работать в команде, ориентировались к глобальным изменениям, таким как изменения климата и цифровая трансформация, и важный навык, которым должны обладать наши учащиеся — быть адаптивными ко всем изменениям в современном мире.
- Как это будет реализовано?
- Через год ученики нулевых классов перейдут во второй класс, и на всех трех ступенях образования — начальной, основной и средней — произойдет «скачок» на один класс вверх.
В 2028 году учащиеся получат первые аттестаты о 12-летнем образовании. К 2029-2030 годам школы полностью перейдут на 12-летнюю систему образования. Классы с 10 по 12 будут ориентированы на профориентацию, подготовку к рабочим профессиям и углубленное изучение отдельных предметов.
На данный момент 150 стран мира уже перешли на 12-летнюю систему школьного образования. Наш президент оказывает значительную поддержку образовательной системе. Больше инвестиций будет направлено на город Бишкек, так как там остро не хватает школьных мест.
- Какие профессии наиболее востребованы в настоящее время?
- На сегодняшний день наиболее востребованы профессии, связанные со STEM-направлениями: технологии, архитектура, инженерия, программирование и медицина. В условиях глобальных климатических изменений и дефицита ресурсов особую важность приобретают специалисты, работающие с возобновляемыми источниками энергии и управлением водными ресурсами.
Кроме того, навыки, связанные с цифровыми технологиями, и знание иностранных языков становятся все более востребованными, поскольку современный рынок труда требует гибкости и умения работать с новыми технологиями.
Если раньше механик просто ремонтировал машины, то сейчас он должен обладать гораздо большими компетенциями. Современные автомобили оснащены цифровыми системами, и механик должен разбираться в цифровых технологиях, владеть техническими и языковыми навыками.
Для того, чтобы развить нужные навыки, необходимо знание языков, основ физики и других наук. Нам иногда говорят: «Чьи интересы вы продвигаете?» Мы на 200% продвигаем интересы детей, чтобы в будущем они не были вынуждены заниматься малооплачиваемым, рутинным, репродуктивным трудом. Сегодня крайне важно трансформировать прикладные практические навыки детей по различным предметам.
Почти 90% населения живет в сельской местности, и в сельских школах дети часто не знают, какого сорта яблоко растет в их саду, не знакомы с составом почвы или воды, не изучают химические свойства окружающей среды. Но в условиях изменения климата важно, чтобы дети сами умели выращивать растения и понимали экологические процессы, важно сформировать у детей экологическую культуру и ответственность.
Например, в Вене есть суперсовременная школа, где нет газонов, но растут смородина, малина, брусника, салаты, морковь и редиска. Дети младшего школьного возраста сами занимаются садоводством, ухаживают за растениями. С родителями подписывается соглашение, что дети могут прийти домой грязными. И это нормально, потому что занятия проходят на улице, и дети копаются в земле. Также уроки литературы можно проводить в библиотеках, а уроки истории — в музеях. Это требует творческого подхода со стороны руководителей и педагогов.
Рынок труда, в том числе образовательный, диктует новые требования, и нам нужно быть готовыми к этим вызовам.
- По каким проектам Минобразования сотрудничает с международными организациями, на какую сумму бюджет получает помощь (гранты, кредиты)?
- Мне бы хотелось обратить ваше внимание на два новых проекта, поскольку остальные проекты уже в стадии завершения.
Недавно был ратифицирован проект Азиатского банка развития на сумму 40 млн сомов, из которых 50% составляет грант, а 50% — льготный кредит. Эти средства будут направлены на усиление поддержки преподавания таких предметов, как химия, физика и математика, а также других точных наук. Проект включает внедрение новых образовательных стандартов, повышение квалификации учителей, тиражирование учебников, а также оснащение школ современным образовательным оборудованием. В рамках проекта 220 школ будут отремонтированы и оснащены современным лабораторным оборудованием.
Кроме того, прошел ратификацию проект (25 млн сомов льготный кредит) для высших учебных заведений. Вузы будут обязаны вернуть эти средства, но они позволят создать высокотехнологичные научные лаборатории в 5 вузах с особым статусом и повысить потенциал других учебных заведений.
Например, Кыргызская государственная медицинская академия создаст генетическую лабораторию — такие лаборатории в стране отсутствуют. Ошский государственный университет получит оборудование для ранней диагностики онкологических заболеваний. Это отличные примеры развития.
В отличие от соседних стран, наши вузы выживают при минимальной поддержке государства. Мы предоставляем 10 тыс. грантовых мест, но дальнейшая финансовая поддержка очень ограничена.
- Знание английского языка стало обязательным в современном мире. Каковы планы министерства по этой политике и какую помощь готово оказать правительство Великобритании?
- Английский язык сегодня стал не просто важным, но обязательным в современном мире. Это не только желание Министерства образования, но и требование рынка. Английский — это язык бизнеса, технологий и науки. Многие стремятся выйти на европейские рынки, и в странах с быстро развивающейся экономикой владение английским языком стало одним из ключевых факторов успеха.
Хотя, государственный и официальный языки в Кыргызстане защищены законодательно, английский становится всё более востребованным. Мы активно сотрудничаем с иностранными посольствами для поддержки языкового образования. Например, на встрече с послом Германии я подняла вопрос о сохранении немецкого языка в нашей системе образования, поскольку студенты всё чаще выбирают английский. Я предложила: «Окажите содействие в продвижении немецкого языка, нужна конкретная помощь с учебными материалами и хорошо бы, чтобы к нам приехали волонтеры и оказали помощь нашим учителям немецкого языка». Подобные обращения мы направляли и посольствам Франции и Великобритании.
Великобритания оказывает существенную помощь в разработке и издании учебников по английскому языку для учащихся с 1 по 12 классы. Британская сторона покрывает расходы на тиражирование учебников. Уже разработана и протестирована схема финансирования, и до марта текущего года на эти цели будет выделено около 350 тысяч фунтов стерлингов. Это ежегодная поддержка, которая будет продолжаться до полного завершения проекта. Мы также минимизируем адаптацию этих учебников, так как дети должны изучать материал по стандартам, соответствующим мировому уровню.
- В мире есть две крайние системы/философия успешного обучения детей — восточно-азиатская (опыт Сингапура) и скандинавская (опыт Финляндии). В одной — у детей нет детства, только обучение, в другой — дети учатся в играх, часто без оценок и домашнего задания. Нас не бросает от одной крайности в другую?
- У нас тоже до третьего класса не ставятся оценки. В мире нет практики выбирать одну конкретную систему, например, только сингапурскую или финскую. Все идет как микс, методики и образовательные системы собраны воедино. Другая ситуация в азиатских странах: там очень жесткие требования, потому что эти страны преодолели бедность и отсталость исключительно благодаря образованию. Там было очень строго: даже бытовало мнение, что, если ты не учишься, ты не являешься успешным. У нас тоже по инерции поступают в университеты, а поступать в профессиональные технические лицеи считают зазорным. Сформировался стереотип, что там учатся неудачники и двоечники.
Однако, в мире все иначе. За рубежом обращают внимание на три вещи: как быстро получить образование, как скоро найти работу, и как близко учебное заведение к дому. Там считают, что лучше отучиться год и сразу найти работу рядом с домом, чем тратить 5-7 лет. Педагогика предполагает, что необходимо вводить новые знания и методики, и мы это будем делать. Дети не знают, зачем им нужна математика или чтение. Мы, взрослые, должны думать о том, что будет полезно для ребенка в будущем.
Многие учебники написаны с позиции взрослого, ученого, поэтому они часто не воспринимаются детьми. Учебники должны заставлять детей думать, прежде чем принимать решения. Когда международные эксперты задавали вопрос: «Сколько будет 18 умножить на 5?», все быстро отвечали — 90. Но затем задали вопрос: «Как ты это посчитал?», и у каждого был разный метод. Нас всегда интересует только результат, а не процесс. А в современных учебниках важен именно процесс. Мы должны учить педагогов мыслить, а не просто демонстрировать результаты. Учить разным способам решения задач, но при этом все должны прийти к единому результату. Сейчас задача учителя — направлять ребенка к знаниям. Как раз наша программа «Алтын казык» и будет содействовать этому процессу.
На 100-летнем рубеже мы меняем систему образования, ориентированную на ребенка. Мы не должны пытаться развивать новое поколение устаревшими методами. Взрослые осознанно учатся, они знают, что изучение английского языка или цифровых навыков поможет им получить более высокооплачиваемую работу. Они готовы инвестировать деньги в образование, потому что понимают, что это востребовано на рынке труда. А дети этого не знают. В раннем возрасте нужно закладывать фундамент, который будет служить человеку на протяжении всей жизни, помогая в его развитии.
Мы не учим детей, как вести себя в конфликтных ситуациях, общаться, быть открытыми. Мы, взрослые — для них пример, зеркало, по которому они учатся. Мы не должны воспринимать затраты на образование ребенка как расходы — это инвестиции. Президент абсолютно прав, когда говорит, что сегодня мы вкладываем значительные средства в детей, чтобы завтра они обеспечили нам благополучное будущее.
Многие родители перекладывают всю ответственность на образовательную систему и учителей. Младшие классы проводят в школе около 4 часов, старшие — 6, а остальное время дети проводят дома. Наша задача — вовлечь родителей в процесс воспитания, чтобы они больше времени уделяли своим детям.
- 17-18 мая в Бишкеке прошли беспорядки против мигрантов из южной Азии. Количество иностранных студентов-медиков упало. Как преодолеть этот кризис и останется ли Кыргызстан крупным экспортером образования? Какие планы у министерства?
- В Кыргызстане обучаются более 30 тыс. иностранных студентов, и их число продолжает расти. Важно понимать, что любые инциденты, такие как беспорядки или давление на иностранных студентов со стороны местных жителей, демонстрируют недостаток культуры, толерантности и навыков межкультурного общения. Это также свидетельствует об отсутствии критического мышления и образованности. Мы живем в мире глобальной трудовой миграции: более миллиона кыргызстанцев работают за границей. Агрессивное отношение к мигрантам и иностранным студентам — признак незрелости общества.
Образовательные учреждения Кыргызстана играют значительную роль в экспорте образовательных услуг, особенно в таких сферах, как медицина. Это не только приносит доход, но и создает рабочие места. Например, в городе Кант цены на аренду жилья сопоставимы с Бишкеком, так как спрос со стороны иностранных студентов высок. Мы прикладываем все усилия для улучшения нашей репутации на международной арене и уверены, что сможем ее вернуть.
Одним из наших преимуществ является доступность образования. Стоимость контракта для иностранных студентов в Кыргызстане составляет около 3000 долларов в год, что значительно ниже, чем стоимость обучения в частных школах Бишкека, где цены часто превышают эту сумму. Это создает мощную мотивацию для получения образования в нашей стране и вносит весомый вклад в развитие экономики.
- Как вы оцениваете качество образования в Кыргызстане?
- После пандемии мы все понимаем, как в мире снизилось качество образования, естественно, наша страна не является исключением. Мы активно работаем над улучшением системы образования, обучаем педагогов современным методам преподавания. В условиях постоянных изменений в технологиях необходимо уметь формировать у учеников важные навыки: анализ, критическое мышление, постановку ценностей и самостоятельный поиск новых знаний. Это наша ключевая задача. Что делает министерство, чтобы поднять качество образования?
Конечно, это обновление стандартов и программ, реформирование подготовки педагогов, обновление учебников, в этих процессах мы опираемся на лучший мировой и национальный опыт. Также обеспечение школ современным лабораторным оборудованием, а учителей — ноутбуками. При этом регулярно модернизируем содержание курсов повышения квалификации. Также регулярно проводим свои национальные исследования для анализа качества образования (НООДУ), результаты анализов нам дают информацию о том, как далее улучшать качество образования.
- Какие у вас ожидания от PISA-2025?
- Признаться, у нас есть опасения. В 2009 году из 65 стран мы заняли 65 место. Но тогда наши стандарты, программы, подготовка педагогов все было не обновлено, компетентностный подход еще не был внедрен. Но и сейчас хватает проблем в образовании, мы готовимся к этому оцениванию, но наши ожидания реалистичные. PISA покажет конкретные проблемы в образовании, над которыми мы должны работать. Мы призываем всех родителей помогать своим детям, выполняя с ними задания, которые мы рекомендовали школам, чтобы улучшить их навыки.
Бөлүшүңүз