Көрүлдү: 0
20 августа министр образования и науки Догдуркүл Кендирбаева на Кыргызско-Российской ярмарке инновационных решений в сфере образования представила участникам программу трансформации образования на 2024-2026 годы «Алтын казык».
► Полный текст доклада министра Догдуркүл Кендирбаевой 20 августа 2024 года
Министр сообщила, что вызовами для подготовки «Алтын Казык» стали:
- демографический рост в стране,
- новые требования к образовательным услугам,
- новые требования рынка труда,
- качественный человеческий капитал, начиная с дошкольного -образования,
- вопросы изменения климата, экологическая и продовольственная безопасность, которые необходимо решать через STEM-предметы.
Она подчеркнула, что основная задача Программы Кыргызской Республики – это устойчивое развитие и человеческий капитал.
Догдуркүл Кендирбаева сказала: «Наш первый и основной приоритет – расширение доступности дошкольного образования», принимая во внимание, что дошкольное образование – это «время возможностей» и «возраст гармонии», которые никогда больше не повторятся. Поэтому до конца 2024 года перед нами стоит задача увеличить охват дошкольным образованием минимум до 40%.
В последние годы усилия государства были направлены на обеспечение охвата школьным образованием. Впервые в 2024 в Перечень объектов на строительство и капитальный ремонт, финансируемых из бюджета, включен 431 объект образования на сумму 1 млрд. 439 млн. сом. Также впервые на текущий ремонт школ республики направлено почти 400 млн. сомов, что в 4 раза больше, чем в предыдущие годы. В целом, бюджет на образование 15 лет до 65 миллиардов сомов в год, что составляет 5,2% ВВП».
Она обозначила цель – “построить” новую школу на основании новой модели, устанавливающей что «успешный ученик – то есть конкурентоспособный на рынке труда, Современная школа, Современные стандарты, программы и учебники, Современный учитель. Успешный ученик – это успешная личность – это основа стабильности любой страны».
Министр заявила: «Мы ставим перед собой такие задачи как трансформация системы школьного образования в 12-летний формат. Это современная учебная программа и передовые учебники, адаптированные к мировым стандартам, с особым акцентом на науку, технологии, инженерию и математику... Мы предполагаем, что в формате 12-летнего обучения у нас будет профилизация (физика, математика, лингвистика, программирование), а также профессиональное обучение. Задача 12-летнего школьного обучения – это также 100% охват образованием детей 6 лет».
Догдуркүл Кендирбаева отметила, что «обучение на протяжении всей жизни в рамках профессионального образования является очень важной частью устойчивого развития». Министр перечислила нововведения на уровнях начального, среднего и высшего профессионального образования, в частности, «среди основных задач на уровне начального профессионального образования – продолжить развитие таких направлений как кредитная технология образования, независимая сертификация и валидация, дуальное обучение, внедрение инструментов преподавания Scaffold. На уровне среднего профессионального образования наши приоритеты – это развитие Центров передового опыта, производственных баз как малые предприятия на базе колледжа, доходоприносящей деятельности в колледжах через соглашения с работодателями, обучение предпринимательству. На уровне высшего профессионального образования наша главная цель – это построение ... сети университетов нового поколения, где осуществляется инновационная и научная трансформация».
В заключение министр особо подчеркнула роль системы образования: «Мы с вами берем у родителей ребенка в возрасте 3 лет и возвращаем его в 21 год. Это огромная ответственность. Задача образования в том, чтобы ребенок вырос здоровым, конкурентоспособным, творческим, уважаемым гражданином и патриотом своей страны. Наша обязанность - воспитать достойных граждан».