Борбордук аппарат
Борбордук аппарат
НЕ БЫВАЕТ РАЗВИТИЯ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Көрүлдү: 257

Вот уже несколько лет мы говорим о реформах в образовании, которые, наконец, произойдут в ближайшее время. Когда-то этот путь прошел и Казахстан, и мы попросили поделиться своим мнением о реформах в образовании Рауана Кенжехана, основателя и СЕО Компании Билим Медиа Групп. Он также является известным казахстанским общественным деятелем, журналист, дипломат, википедист. Встреча с ним прошла в рамках регионального форума САМСА-2024.

post.title

«Переход на 12 лет — это часть такого большого и важного процесса, как принятие международных стандартов. Если мы, как независимое государство, отходим от той системы, которая была в советское время, общее для нас всех, то теперь мы на пути создания системы, которая приближена к глобальным стандартам. Мы все более активно вовлекаемся в международные процессы оценки качества образования, через такие инструменты как PISA, PIRLS или TIMMS.

PISA - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров. Австралийский совет педагогических исследований (ACER), Нидерландский национальный институт педагогических измерений (CITO), Служба педагогического тестирования США (ETS), Национальный институт исследований в области образования (NIER) в Японии; Вестат США (WESTAT).

PIRLS - Международное исследование качества чтения и понимания текста (англ. Progress in International Reading Literacy Study) позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования. Проект PIRLS был создан под эгидой Международной ассоциации по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA). Подготовка заданий для международных исследований происходит в центре данных в Гамбурге (Германия).

TIMSS - международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования (англ.  Trends in Mathematics and Science Study) — это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество математического и естественно-научного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.

Наши ВУЗы принимают стандарты Болонского процесса, это все требует от нас подстраивания под глобальные рамки. С этим можно много спорить – зачем подстраиваться под чужие стандарты, можно было остаться в старой советской системе или придумать свое что-то, типа национальной системы образования. Но общая логика в том, что в мире идет унификация глобализация рынка труда. И стандартизация образовательного процесса с точки зрения навыков, умений, которые требуются чтобы человек вступил в международный рынок труда, она все-таки требует вот этого процесса унификации.

И если страна и общество принимают принципиальное решение, о том, что мы идем в направлении такой глобальной стандартизации, то 12 летняя модель школьного образования – это один из важных составляющих элементов, поскольку невозможно идти в Болонский процесс только на базе высшего образования, не перестроив школьную систему.

И, конечно, школьная система сама собой очень сильно влияет на дошкольное образование, на то, как мы готовим, планируем, структурируем, и с точки зрения и времени и содержания образования на всех уровнях, которые работают в стране.

На этапе введения 12 летнего школьного образования, конечно, будут дискуссии, много разных факторов которые нужно учесть, как и в любой реформе. Но я все-таки за то, чтобы система развивалась. В Казахстане тоже раздается очень много разных мнений, о том, что в системе образования слишком много реформ, много изменений, некоторые родители и учителя не поспевают за ними. Но это развитие. Развития не бывает без изменений. Это даже не реформы, а именно развитие.

Мир меняется очень быстро. такую высокую скорость изменений диктуют технологии. Вроде совсем недавно блокчейн был новой для нас темой, а сегодня мы говорим уже об искусственном интеллекте.

Блокчейн (от англ. block — «блок, модуль» и chain — «цепочка») — это способ защищенного хранения и передачи данных в виде цепочки блоков, связанных друг с другом специальными ключами, в каждом из которых содержатся сведения о предыдущем.

Искусственный интеллект — это способность машины или компьютерной системы выполнять задачи, для которых обычно требуется человеческий интеллект.

Это постоянные новые волны технологической парадигмы, которые требуют от нас быстрого подстраивания под изменения. И эти изменения они деструктивные, подрывные, переворачивают с ног на голову то, что казалось незыблемым, устойчивым, вдруг становится ненужным. И это происходит почти во всех индустриях – в медиа, в инновациях, в финансовой индустрии, банкинге, и во многих других. И сегодня приходится себя постоянно пересобирать. И пересобирают себя не только люди, но и организации и даже целые системы, и даже государства.

Мы (Казахстан), сейчас как страна находимся в процессе пересборки как общества. И понятно, что система образования просто вынуждена адаптироваться под изменения общества. Задача всех этих изменений, пересборок – создать условия, чтобы, учащийся, который через какое-то время станет частью этих изменений мог бы быть агентом этих изменений, чтобы он не был объектом, а был субъектом этих изменений, чтобы он двигал эти изменения. Для это нужны компетенции, навыки, таланты, которые мы и пытаемся раскрыть, сформировать и развить у каждого ребенка. А это будет только при условии постоянного обучения и развития, нельзя остановиться, придется за жизнь осваивать несколько профессий. Придется все время двигаться, если не по вертикали, то по горизонтали. Сидеть на одном месте не получиться. Всю жизнь одна профессия, по 30-40 лет в одном направлении – это уже будет уходить в прошлое. И это, естественно не всех устраивает, у нас у всех разные психологические портреты, но придется выталкивать себя из зоны комфорта. И если люди не будут делать это сами, то новая сложившаяся технологическая ситуация она будет подталкивать к изменениям. Без изменений мы окажемся неинтересными новому трудовому рынку, нужно формирование спроса на себя, тот кто развивается тот способен создать на себя спрос.

Ключевые навыки, умения – адаптация, способность к изменениям, умение коммуницировать это те навыки, которые должны выработаться в процессе нового образования.

Плюс перехода к 12 летней модели школьного образования – это интернационализация и соответствие большим глобальным трендам. Из них сложно выпадать небольшим странам. Для того, чтобы не подчиняться глобальному тренду, страна должна быть слишком большой, обладать огромными ресурсами и иметь возможность самостоятельно выстраивать некоторые модели. Но малым и средним, особенно развивающимся странам это недоступно. И самый простой и правильный путь для них — это пользоваться теми трендами и технологиями, решениями, которые себя уже показали в современном мире и ими можно воспользоваться. И 12 летка это такой вот фактор, который позволит относительно эффективно, не затрачивая огромного ресурса и времени перестроить свою систему образования, и сделать ее более современной.

 

О роли государственного языка в Казахстане.

Язык — это главный инструмент коммуникаций и образования. И если человек не имеет языковых компетенций это – чтение, письмо, говорение, слушание, то он не способен развиваться как личность и сформироваться как профессионал. Поэтому язык – это фундамент образования. Нужно очень осознанно принимать решения, когда мы идем в эпоху глобализации, очень важные и интересные тренды, которые полезны стране их нужно быстро перенимать и осваивать.

Но в то же время большая глобализация диктует необходимость продвижения такого понятия как глобальное или мировое гражданство. Кому-то оно нравится, кому-то нет. Потому что все-таки мы заботимся о том, чтобы укреплять свою независимость, свою традиционную, национальную и гражданскую идентичность, это очень важно. И в этом смысле язык и независимость это очень важные, неразрывные и тождественные понятия. Язык очень сильно завязан на системе образования. Языковые компетенции формируются именно там, если мы в детском саду, школе не научили ребенка говорить, читать, писать, коммуницировать качественно на государственном языке, то дальше мы увидим большие проблемы с использованием гос языка во всех индустриях – на гос службе, в медиа, в технологиях, в обычной жизни. И это очень сильно потом будет тормозить формировать необходимого уровня качества человеческого капитала. Т.е. сегодня главный рейтинг среди стран – это индекс человеческого капитала.

Человеческий капитал — это знания, навыки, умения и способности, воплощенные в людях, которые позволяют им создавать личное, социальное и экономическое благосостояние.

Если в индексе человеческого капитала мы найдем себя в когорте стран с низкими показателями, то мы не сможем развиваться ни в науке, ни в экономике, ни в технологиях. И язык является фундаментом человеческого капитала. И раз уж мы развиваем систему государственного образования в большей степени на государственном языке, у нас (в Казахстане) это более 75%, то нам важно чтобы дети получали качественное образование на государственном языке. И для того, чтобы это качество было, необходимо, в первую очередь сформировать хорошие языковые компетенции.

Поэтому мы активно занимаемся проектами, которые помогают, насыщают язык современным интересным контентом, помогаем разрабатывать методики, учебники, поддерживаем Сообщество учителей казахского языка и литературы и пытаемся эффективно использовать решения, которые есть у нас – технологии языка, т.е. все что связано с автоматическими или машинными переводами, с распознаванием речи, голоса, ну и конечно же, сейчас, это ИИ, и решения ИИ которые работают в области распознавания голоса на казахском языке. И самое простое что можно сделать, это все популярные приложения, которые используются, как интерфейс, работали на гос языке, по умолчанию.

 

Бөлүшүңүз

Пайдалуу шилтемелер

Мамлекеттик сайттар жана порталдар