МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Приложение 11
Утвержден приказом
Министерства образования и
науки Кыргызской Республики
Приказ №1668/1
от «4» ноября 2024 года
Регистрационный №____________
Код___________________________
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Профессия: Портной
Квалификация: 5146 Портной с умением кроить
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Государственный образовательный стандарт по профессии начального профессионального образования Портной (5146 Портной с умением кроить) разработан уполномоченным органом в области образования Кыргызской Республики в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
2. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие понятия:
государственный образовательный стандарт – общественно-согласованная совокупность требований формального образования, определяющая минимум содержания образовательной программы, базовых требований к подготовке по уровням образования, определяющих цели и результаты обучения;
интегрированная программа – это образовательная программа, разработанная на основе объединения программ общего среднего и начального профессионального образования для предоставления возможности выпускникам основного общего образования получить общее среднее образование;
компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;
кредит (кредит-часы) - условная мера трудоемкости образовательной программы;
национальная рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификаций в соответствии с набором критериев, направленное на интеграцию и координацию национальных квалификационных подсистем, обеспечение сопоставимости квалификаций и являющееся основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации;
области профессиональной деятельности - совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;
образовательная программа - содержание образования конкретного уровня, направления или специальности;
общетехнический цикл - совокупность предметов, обеспечивающих изучение научных основ техники и технологии межотраслевого характера;
общепрофессиональный цикл - совокупность предметов, содержание которых ориентировано на определенный вид деятельности межотраслевого характера или на профессии определенной отрасли (вид производства);
профессиональный цикл - совокупность предметов, обеспечивающих подготовку непосредственно по профессии;
профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и выполнения определенной трудовой функции;
результаты обучения – утверждение относительно того, какие знания, умения и навыки ожидаются от обучающенгося после успешного завершения процесса обучения;
цикл дисциплин - часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.
3. Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
4. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВЧ - вариативная часть;
ИГА - итоговая государственная аттестация;
ОК - общие компетенции;
ООЦД - общеобразовательный цикл дисциплин;
ОП – образовательная программа;
ОПЦД - общепрофессиональный цикл дисциплин;
ОТЦД - общетехнический цикл дисциплин;
ПО; ПП - производственное обучение и практика;
ПЦД - профессиональный цикл дисциплин;
ПМ - профессиональные модули;
ФК - физическая культура;
ЦД - цикл дисциплин.
5. Настоящий Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации образовательной программы по профессии Портной (5146 Портной с умением кроить) и является основанием для разработки учебной, организационно-методической документации, оценки качества освоения образовательных программ начального профессионального образования всеми образовательными организациями независимо от их организационно-правовых форм, имеющих лицензию и государственную или независимую аккредитацию на территории Кыргызской Республики.
6. Основными пользователями настоящего Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии Портной (5146 Портной с умением кроить) являются:
- администрация и педагогический состав образовательных организаций, имеющих право на реализацию основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования;
- обучающиеся, осваивающие основную образовательную программу по данной профессии;
- объединения работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
- учебно-методические объединения и организации, обеспечивающие разработку основных образовательных программ;
- уполномоченный государственный орган, обеспечивающий финансирование начального профессионального образования;
- уполномоченный государственный орган, обеспечивающий контроль за соблюдением законодательства в системе образования, осуществляющий аккредитацию и контроль качества в сфере начального профессионального образования.
Глава 3. Общая характеристика профессии Портной (5146 Портной с умением кроить) начального профессионального образования
7. Формы освоения образовательной программы по профессии Портной (5146 Портной с умением кроить):
- очная;
- очно-заочная (вечерняя);
8. Требования к уровню подготовленности абитуриентов.
Абитуриент при поступлении должен иметь один из следующих документов:
- аттестат о среднем общем образовании;
- свидетельство об основном общем образовании;
- на обучение по программам начального профессионального образования принимаются лица, не имеющие базового образования и какой-либо квалификации, без права обучения по программам среднего общего образования и перехода на другой уровень профессионального образования.
9. Нормативный срок освоения образовательной программы по профессии Портной (5146 Портной с умением кроить) при очной форме обучения составляет:
- на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – 2-3 года;
- на базе среднего общего образования – 1 год.
В образовательных организациях начального профессионального образования реализуются следующие образовательные программы:
- интегрированная программа среднего общего и начального профессионального образования на базе основного общего образования со сроком обучения не менее 2-3 лет;
- программа профессионального образования на базе основного общего образования без получения среднего общего образования со сроком обучения 2 года, включающая программу допризывной подготовки;
- программа начального профессионального образования на базе среднего общего образования со сроком обучения не менее 1 года;
- программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации со сроком обучения до 1 года.
В исключительных случаях (болезнь, призыв на службу в Вооруженные Силы Кыргызской Республики) по заявлению учащегося, он может быть восстановлен для продолжения учебы и достижения цели обучения в течение
3 лет.
10. Трудоемкость образовательной программы, согласно Структуре образовательной программы начального профессионального образования (приложение 1), за учебный год (10 месяцев при стандартном обучении) составляет не менее 52 кредитов (52 кр. ⨯ 30 час. = 1560 час.), с учетом включения самостоятельной работы и всех видов аттестации, трудоемкость образовательной программы начального профессионального образования при 10-месячном сроке обучения должна составлять не более 60 кредитов. При этом один кредит равен 30 часам учебной работы обучающегося.
Объем учебной нагрузки при обучении 2,3 года на базе основного общего образования рассчитывается по часовой системе (минимально 36 академических часов в неделю, максимально - 39 часов.)
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 45 (1,5 кр) академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению образовательной программы.
Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется Государственным образовательным стандартом начального профессионального образования с учетом специфики профессии не менее 80% общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины или профессионального модуля (например, на предмет выделяется 40 часов, из них 80% или 32 часа - это аудиторные занятия, остальные 8 часов распределяются по усмотрению преподавателя).
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования (в том числе для учебных заведений при исправительных учреждениях) составляет 16 академических часов в неделю.
Общая продолжительность каникул составляет не менее 11 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
Производственное обучение и производственная практика составляют 50-60% учебного времени общего объема образовательной программы.
Производственная практика является обязательным разделом образовательной программы начального профессионального образования и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации образовательной программы начального профессионального образования предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
11. Цели образовательной программы начального профессионального образования по профессии Портной (5146 Портной с умением кроить):
- в области обучения является: подготовка квалифицированных рабочих кадров по изготовлению швейных изделий, в т.ч. по индивидуальным заказам и осуществлению ремонта и обновлению изделий различного ассортимента;
- в области воспитания личности является: формирование у обучающихся социально-личностных качеств: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности и повышение общей культуры.
12. Вид экономической деятельности: Обрабатывающие производства (обрабатывающая промышленность). Подвид экономической деятельности: Производство одежды.
13. Области профессиональной деятельности включает:
- ателье индивидуального пошива одежды;
- дома моды;
- швейные предприятия индивидуального и массового пошива.
14. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- полуфабрикаты и готовые швейные изделия;
- средства малой механизации, швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки изделий;
- подсобные лекала, набор инструментов и приспособлений для ручных и машинных работ;
- текстильные и прикладные материалы, фурнитуры;
- техническая и технологическая документация.
15. Виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник:
- Производство одежды, кроме одежды из меха;
- Производство трикотажных изделий.
16. Задачи профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник, соответствуют квалификационным требованиям в соответствующей области профессиональной деятельности и профессионального стандарта Портной (5146 Портной с умением кроить):
- прием заказа на изготовление швейных изделий;
- построение конструкции и раскрой одежды;
- изготовление швейных изделий различного ассортимента;
- ремонт швейных изделий различного ассортимента.
17. Выпускник, освоивший образовательную программу по профессии начального профессионального образования Портной (5146 Портной с умением кроить), подготовлен:
- к профессиональной деятельности;
- к продолжению обучения по интегрированным программам начального профессионального образования и среднего профессионального образования.
Глава 4. Общие требования к условиям реализации образовательной программы
18. Образовательные организации, реализующие образовательные программы начального профессионального образования, самостоятельно разрабатывают основную профессиональную образовательную программу по профессии. Образовательная программа разрабатывается на основе соответствующего Государственного образовательного стандарта по профессии, национальной рамки квалификаций, отраслевых и секторальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов, с учетом потребностей рынка труда.
Образовательные организации периодически пересматривают и при необходимости обновляют основные профессиональные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, а также в соответствии с рекомендациями работодателей и других заинтересованных сторон, заключающимися в следующем:
- в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;
- в периодическом мониторинге основных образовательных программ;
- в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;
- в обеспечении качества и компетентности педагогического состава;
- в обеспечении достаточными ресурсами реализуемой основной образовательной программы, контроле эффективности их использования;
- в регулярном проведении самооценки;
- в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
19. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации.
20. Текущая аттестация обучающихся проводится по итогам учебного полугодия на основании системы оценивания, установленной уполномоченным органом в сфере начального профессионального образования.
21. Квалификационный экзамен (итоговая аттестация) обучающихся проводится по завершению полного курса обучения, в форме независимого квалификационного экзамена в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом в сфере начального профессионального образования.
Другие виды государственных аттестационных испытаний определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах требований учебной программы.
22. Для текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей образовательной программе создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, модульные тесты и др., позволяющие оценить уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу начального профессионального образования.
23. Образовательная программа начального профессионального образования должна содержать дисциплины по выбору обучающегося вариативной части профессионального цикла дисциплин. Перечень дисциплин по выбору обучающихся устанавливается решением педагогического совета.
24. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения 3-2 года и не менее двух недель в зимний период при сроке обучения 1 год (10 месяцев).
25. При разработке образовательной программы могут быть определены возможности образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального профессионального образования, в формировании общих компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера).
Глава 5. Требования к образовательной
программе по профессии Портной
(5146 Портной с умением кроить)
26. Выпускник по профессии Портной (5146 Портной с умением кроить) в соответствии с целями образовательной программы, указанными в пункте 11 настоящего Государственного образовательного стандарта, должен обладать следующими компетенциями:
- общими:
ОК-1. Способен использовать знания об охране окружающей среды и производственной экологии; организации безопасного и здорового образа жизни;
ОК-2. Способен логически строить свою устную и письменную речь на государственном (уровень В1) и официальном языках на уровне профессионального общения;
ОК-3. Способен использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК-4. Способен работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК-5. Способен планировать и организовать собственную деятельность;
ОК-6. Способен использовать базовые предпринимательские знания и навыки в профессиональной деятельности.
- профессиональными:
ПК-1. Способен принимать заказ, подобрать фасон изделия и материалы с учетом особеностей фигуры и направление моды, выполнять зарисовку модели;
ПК-2. Способен обмерять фигуру заказчика и построить конструкцию одежды;
ПК-3. Способен подготовить лекала и раскроить детали изделия, выполнять раскладку лекал на материале, выкраивать детали изделий, контролировать качество раскладки лекал и выкраенных деталей;
ПК-4. Способен выполнить примерку изделия и определять посадку изделия на фигуре заказчика, уточнять положение отдельных деталей;
ПК-5. Способен осуществить пошив изделия по индивидуальным заказам, проверить наличие деталей кроя в соответствии с эскизом модели, определять свойства и качество материалов, выполнять поэтапную обработку изделий разного ассротимента;
ПК-6. Способен выполнить прием изделия на ремонт, ремонтировать, обновить швейные изделия и выявлять область, вид ремонта, подбирать материалы для ремонта, выполнять технологические операции по ремонту изделий на оборудовании и вручную;
ПК-7. Способен обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно-теполовой обработки узлов и изделий;
ПК-8. Способен пользоваться технической и технологической и нормативной документацией.
Образовательная программа начального профессионального образования предполагает изучение учебных циклов и разделов, предусмотренных в приложении к настоящему Государственному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики.
26. Образовательная программа начального профессионального образования разрабатывается в соответствии со структурой, прилагаемой к настоящему Государственному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики (приложение).
27. Профессиональный цикл дисциплин имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую образовательными организациями. Вариативная часть составляет не менее 10 процентов и дает возможность углубления подготовки, определяемой содержанием базовой части, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
28. Требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ начального профессионального образования, к условиям их реализации, итоговой аттестации выпускников и уровню их подготовки по каждой профессии определяются образовательными организациями в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере начального профессионального образования.
Глава 6. Общие требования к правам и обязанностям обучающегося при реализации образовательной программы
29. При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право получить консультацию в образовательной организации по выбору дисциплин и их влиянию на будущую профессию/специальность.
30. В целях достижения результатов при освоении образовательной программы в части развития компетенций обучающиеся имеют право участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
31. Обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные образовательной программой образовательной организации.
32. Образовательная организация обязана ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при освоении образовательных программ, разъяснить, что включенные для обучения дисциплины являются для обучающихся обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
33. Образовательные организации при организации и реализации образовательных программ обязаны учитывать политику гендерного равенства, обеспечить социальную инклюзию, а также развитие цифровизации.
34. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
Глава 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса
35. Реализация образовательной программы начального профессионального образования по профессии Портной (5146 Портной с умением кроить) должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы.
Перечень обязательных учебников и методических пособий:
1. Труханова А.Т. Технология женской и детской легкой одежды. Изд. «Академия», - М., 2009.
2. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. Изд. «Высшая школа». – М., 2004.
3. Сунцова Т.А. Конструирование и моделирование одежды. Легкая женская одежда. Изд. «Феникс», - Ростов на Дону, 2007.
4. Саккулин Б.С., Амирова Э.К. Конструирование мужской и женской одежды. Изд. «Центр Академии». –М., 2008.
5. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. Изд. «Мастерство». –М., 2007.
6. Савостицкий Н.А. Материаловедение швейного производства. Изд.
«Центр Академии». –М., 2007.
7. Бровина Е.В., Курдыба А.А. Швея. Портной легкого женского платья. Коплект инструкционно-технологических карт по производственному обучению. Изд. «Феникс». – Ростов на Дону, 2007.
8. Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам. Изд. «Центр Академии». –М., 2008.
9. Франц В.Я. Оборудование швейного производства. Изд. «Центр Академии». –М.,2010.
10. Могузова Т.В. Практикум по производственному обучению профессии портной. Изд. «Академия». –М., 2003.
Комплекты плакатов по всем дисциплинам.
36. Обеспеченность учащихся учебной литературой и/или электронной литературой, необходимой для реализации основной образовательной программы, должна соответствовать лицензионным требованиям. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям.
37. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально ориентированных периодических изданий.
38. Образовательная организация обязана обеспечить условия для организации профессионального обучения в различных формах, включая дистанционное обучение.
Глава 8. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
39. Образовательная организация, реализующая образовательную программу начального профессионального образования, по профессии Портной (5146 Портной с умением кроить) должна располагать соответствующей материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и практической работы обучающихся:
Оснащенные учебные мастерские:
- набор инструментов и приспособлений для ручных и машинных работ, раскройные столы типового размера, универсальные и специальные швейные машины, оборудования для ВТО, примерочные кабины, необходимые расходные и раздаточные материалы.
Оснащенные кабинеты:
- Материаловедение швейных изделий;
- Оборудование швейного производства;
- Конструирование швейных изделий;
- Технология изготовления швейных изделий.
- Охрана труда.
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
Актовый зал, спортивный зал, медицинский пункт, столовая.
40. Оценка качества реализации основной профессиональной образовательной программы:
Доказательства профессиональной компетентности выпускника должны относиться к операциям на рабочем месте, удовлетворять требованиям критериев компетентной работы профессионального стандарта «Портной с умением кроить”.
Формы проверки результатов обучения:
- интервью, демонстрация навыков при выполнении лабораторных и практических заданий, портфолио, тестирование;
- письменная и /или устная оценка необходимых знаний обучающихся.
Методы проверки результатов обучения:
-тестирование, интервью, демонстрация навыков при выполнении лабораторных и практических заданий, портфолио.
- письменная и /или устная оценка необходимых знаний обучающихся.
|
Приложение Кыргызской Республики (согласно Макета государственного образовательного стандарта начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики, утвержденный Постановлением Кабинета Министров КР от 8 июля 2024 г. №371) |
|
СТРУКТУРА
образовательной программы начального профессионального образования
Портной (5146 Портной с умением кроить)
№ |
Коды циклов дисциплин (ЦД) |
Циклы дисциплин и проектируемые результаты их освоения |
На базе основного общего образования (9 кл.) с получением среднего общего образования и профессии |
На базе среднего общего образования (11 кл.) Трудоемкость** (кредит-часы) |
Без получения среднего общего образования |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ |
Коды формируемых компетенций |
|
2 г. |
3 г. |
10 мес. |
2 г. |
|||||
1 |
ОЦД* |
Общеобразовательный цикл дисциплин, включая В результате изучения цикла обучаемый должен: - знать: - сферы, обстановки, ситуации общения; - социальные и статусные роли участников речевой коммуникации; - языковая ситема и стилическая ресурсы на лексико-грамматическом уровне; - минимум общенаучной книжной лексики и терминов; - минимум речевых тем в рамках профессиональной деятельности; - речевые особенности делового общения (обращения в официальной обстановке, общения, мимнимум этикетных формул и правил при выражении просьбы, отказа, согласия/несогласия, благодарности, поздравления и др. - виды и жанры служебно-деловой речи;
-владеть навыками: - ведения официальной, служебно-деловой беседы/переговоров в соответствии с правилами речевого этикета; - строения стратегии общения для достижения успешной коммуникации; - продуцирования (создавать, порождать) и правильно интерпретировать высказывания делового стиля на актуальные темы в области профессиональной деятельности; - ведения официальных и полуофициальных служебно-деловых бесед / переговоров в соответствии с правилами русского речевого этикета; - правильного оформления учебной работы в рамках профиля / специальности и служебно-деловую документацию.
знать: - о вредных привычках (табакокурение, насвай, алкоголь, наркотики) и их последствия; - о факторах риска здорового образа жизни; - о рациональном и гигиеническом режиме питания. -владеть навыками: - отказа от вредных привычек; - реализации на практике весь комплекса средств и методов обеспечения здорового образа жизни; - соблюдения рационального режима жизни; - соблюдения рационального питания; - выполнение упражнения по укреплению иммунитета и закаливаня. |
*1768 ч. (10 кл.; 11 кл.) |
*2006 ч. (10 кл.; 11 кл.) |
3 кр/90 ч. |
240 ч. |
Профессиональный кыргызский/русский язык.
Безопасный и здоровый образ жизни.
|
ОК 2 –4
ОК 2 –4
ОК 1 ОК 3 |
2 |
ПЦД |
Профессиональный компонент дисциплин |
1232 ч. |
2434 ч. |
56 кр/1680 ч. |
2532 ч. |
|
|
3 |
ОПЦД |
Общепрофессиональный цикл дисциплин. В результате изучения базовой части цикла дисциплин обучаемый должен: знать: - алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами: - нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности; - состояние экономики и предпринимательства в Кыргызской Республике; - потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса; - технологию разработки бизнес-плана; - теоретические и методологические основы организации собственного дела. -владеть навыками: - прохождения психологического самоанализа предрасположенности к предпринимательской деятельности; - выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности; - заполнения формы бухгалтерской отчётности; - применения различных методов исследования рынка; - принятие управленческих решений; - сбора и анализа информации о конкурентах, потребителях, поставщиках; - выполнения экономических расчётов; - осуществления планирования производственной деятельности; - разрабатки бизнес-плана; - проведение презентации.
знать: - законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; - обязанности работников в области охраны труда; - фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; - возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом); - порядок и периодичность инструктажей по охране труда и технике безопасности; - порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты.
-владеть навыками: - выявления опасных и вредных производственных факторов и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; - использования средств коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; - участия в аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. оценка условий труда и уровня травмобезопасности; - проводение вводного инструктажа по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; - выработка и контроль навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда.
знать: - принципы рыночной экономики; организационно-правовые формы организаций; - основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения; механизмы формирования заработной платы; формы оплаты труда -владеть навыками: - ориентира в общих вопросах экономики производства продукции; - применения экономических и правовых знаний в конкретных производственных ситуациях; - защиты своих трудовых прав в рамках действующего законодательства; - техники зарисовки стилизованных фигур и моделей изделий знать: -измерительные инструменты и правила работы с ними. - требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем;. -владеть навыками: - зарисовывать фасоны изделий и фигуры человека4 -применения геометрических построений в различных областях деятельности человека - работы различными измерительными инструментами и выполнения технологических схем; - выполнения геометрических построений при помощи циркуля и трафаретов; - выполнения построения перпендикуляра, биссектрис и параллельных линий; - выполненя зарисовок изделий ассортиментных групп;
знать: - этику делового человека; - взаимоотношения с коллегами, партнерами, клиентами; - технику и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования; - организации рабочего места для индивидуальной работы и профессионального общения. -владеть навыками: - осуществления профессионального общения с соблюдением норм и правил делового этикета; - передачи информации устно и письменно с соблюдением требований культуры речи; - принятия решения и аргументированого отстаивания своей точки зрения в корректной форме; - создания и соблюдения имиджа делового человека; - организации рабочего места.
|
|
|
|
|
Основы бизнеса и предпринима тельства
Охрана труда и производственная экология
Правовые основы профессиональ ной деятельности.
Спец. рисунок
Основы деловой культуры |
ОК 2-6
ОК 1-5 ПК 1,2,7
ОК 1-5 ПК 1,2,7
ОК 2;5;6
ПК-1-2,4
ОК 2, 3,4 ПК 1,2,4
ОК 2, 3,4 ПК 1,2,4 |
4 |
ПЦД**
|
Профессиональный цикл дисциплин. Базовая часть. |
|
|
Конструирова ние и моделирование одежды
Технология пошива изделий по индивидуальным заказам.
Материаловедение
Оборудование швейного производства
|
ОК 2,3 ПК1-4,8
ПК 5-8
ПК-1
ПК-6; ПК-8 |
||
В результате изучения базовой части профессионального цикла обучаемый должен: знать: - размерные признаки для проектирования одежды; - методы измерения фигуры человека; - конструктивные прибавки, баланс изделия; - методы построения чертежа основы изделия; - принципы конструирования деталей на базовой основе; - принципы конструирования и моделирования поясных и плечевых изделий; - принципы конструирования разных силуэтных форм изделия, основы рукава, мелких деталей. - технологию перекраивания, изменения или дополнения модели. - спец. оборудование для выкраивания изделия. -владеть навыками: - определения типов телосложения; - построения базовой конструкции изделия; - распределения прибавок при разработке конструкции изделия по участкам; - определения баланса изделия; - снятие мерок, проведения необходимых расчетов, проектирование отдельных деталей изделия; - построение чертежа поясных и плечевых изделий; -построение основы рукавов, расчет построения чертежей мелких деталей изделия; - моделирование изделия.
знать: - форму и название деталей кроя; - технические условия на выполнение ручных, машинных и утюжильных работ; - технологияю пошива изделий из текстильных и трикотажных тканей; - составление технологической карты на изготовление пошива изделий; - требования к качеству изделий; - технология ремонта изделий, виды, методы и приемы ремонта; -технологию индивидуального бригадного метода пошива изделий. – владеть навыками: - сопоставления наличия количества деталей кроя с эскизом; - по эскизу определение правильности выкраивания деталей кроя; - составление описания внешнего вида моделей; - выполнение технологической обработки изделия с учетом требований к качеству; - использование технологических карт при пошиве изделий; - устранение дефектов пошива изделий. - проводение примерок и выполнение корректур после примерок; - индивидуального и бригадного методов пошива изделий.
знать: -виды и свойства швейных материалов для одежды, - качество пакета материалов, необходимых для изготовления швейных изделий; - структуру тканей и назначения; - лицевую и изнаночную сторону тканей, направления нитей основы и утка.
-владеть навыками: - подбора материалов к модели; - подбора основных, прикладных и подкладочных материалов швейных изделий; - подбора декоративных элементов к швейному изделию.
знать: - швейные оборудования общего назначения: универсальные, для влажно-тепловых работ (ВТО), специальные, полуавтоматического автоматического действия. - приспособления малой механизации и для ВТО. - инструменты для выполнения ручных работ. - рабочие механизмы швейного оборудования их назначения. - организацию рабочего места ручных, машинных и ВТО работ; - виды и устройство швейного оборудования; - виды и устройство оборудования для ВТО; - правила эксплуатации швейных машин, инструментов и приспособлений.
- владеть навыками: - работы на современном оборудовании с применением средств малой механизации; - пользования швейным оборудованием разного назначения; - пользования оборудованием для ВТО; -выполнения легкого ремонта швейного оборудования. |
||||||||
5 |
ВЧ |
Вариативная часть ОП (определяется образовательной организацией) |
10% от профессионального компонента |
|
ПК 1-8 |
|||
6 |
ПО; ПП |
Производственное обучение и практика (практические умения и навыки определяются ОП) |
50-60% от профессионального компонента дисциплин |
50-60% от профессионального компонента дисциплин |
50-60% от профессионального компонента дисциплин 28-30 кр./840-900 ч. |
50-60% от профессионального компонента дисциплин |
|
ОК 1-6 ПК 1-8 |
7 |
ФК |
Физическая культура |
68 ч. |
136 ч. |
54ч |
108 ч. |
|
|
8 |
ГИА*** |
Итоговая государственная аттестация |
6 ч. |
6 ч. |
1 кр/30 ч. |
30 ч. |
|
|
9 |
ВСЕГО |
Общая трудоемкость ОП |
3000 ч. |
4440 ч. |
60 кр 1800 ч. |
2880 ч. |
|
|
10 |
|
Недельная нагрузка |
36/39 ч. |
36/39 ч. |
39 ч. |
36 ч. |
|
|
Примечание:
(*) - трудоемкость дисциплин, входящих в общеобразовательную подготовку, со сроком обучения 2-3 года определяется в соответствии с Государственным образовательным стандартом школьного общего образования Кыргызской Республики;
(**) - трудоемкость отдельных дисциплин, входящих в циклы (общетехнический, общепрофессиональный, профессиональный), определяется в соответствии с направлением профиля подготавливаемых рабочих профессий;
(***) - часы на итоговую аттестацию, кроме квалификационного экзамена, учитываются в рамках предметных дисциплин.
Настоящий Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии Портной (5146 Портной с умением кроить) разработан Учебно-методическим объединением Республиканского научно-методического центра при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики (приказ РНМЦ при МОН КР № 1/11 от 3 марта 2023 года “Об утверждении Положения об учебно-методических объединениях при Республиканском научно-методическом центре).
Жаныбекова Асыл Турдугуловна |
- главный специалист отдела разработки содержания НПО, РНМЦ при МОН КР, председатель УМО |
_____________ |
Члены УМО: |
|
|
Жанызакова Манзура Эргашевна |
- заместитель директора по УПМР, ПЛ №17 |
_____________ |
Сатыбаева Айсулуу Коконовна
|
- старший мастер ПЛ №94 |
______________ |
Кенжебаева Назира Абдрасуловна
Аскарова Клара Абазовна
|
- руководитель ЧП ”Ayima”
-мастер п/о ПЛ №17 |
_____________
______________ |
|