МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Приложение 10
Утвержден приказом
Министерства образования и
науки Кыргызской Республики
Приказ №1668/1
от «4» ноября 2024 года
Регистрационный №____________
Код___________________________
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профессия: Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования
(по отраслям)
Квалификация: 5147 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Государственный образовательный стандарт по профессии начального профессионального образования Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (по отраслям) (5147 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования) разработан уполномоченным органом в области образования Кыргызской Республики «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
2. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие понятия:
государственный образовательный стандарт – общественно-согласованная совокупность требований формального образования, определяющая минимум содержания образовательной программы, базовых требований к подготовке по уровням образования, определяющих цели и результаты обучения;
интегрированная программа – это образовательная программа, разработанная на основе объединения программ общего среднего и начального профессионального образования для предоставления возможности выпускникам основного общего образования получить общее среднее образование;
компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;
кредит (кредит-часы) - условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;
национальная рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификаций в соответствии с набором критериев, направленное на интеграцию и координацию национальных квалификационных подсистем, обеспечение сопоставимости квалификаций и являющееся основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации;
области профессиональной деятельности - совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;
образовательная программа - содержание образования конкретного уровня, направления или специальности;
общетехнический цикл - совокупность предметов, обеспечивающих изучение научных основ техники и технологии межотраслевого характера;
общепрофессиональный цикл - совокупность предметов, содержание которых ориентировано на определенный вид деятельности межотраслевого характера или на профессии определенной отрасли (вид производства);
профессиональный цикл - совокупность предметов, обеспечивающих подготовку непосредственно по профессии;
профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и выполнения определенной трудовой функции;
цикл дисциплин - часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.
результаты обучения – утверждение относительно того, какие знания, умения и навыки ожидаются от обучающенгося после успешного завершения процесса обучения;
3. Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
4. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВЧ - вариативная часть;
ИГА - итоговая государственная аттестация;
ОК - общие компетенции;
ООЦД - общеобразовательный цикл дисциплин;
ОП - образовательная программа;
ОПЦД - общепрофессиональный цикл дисциплин;
ОТЦД - общетехнический цикл дисциплин;
ПО; ПП - производственное обучение и практика;
ПЦД - профессиональный цикл дисциплин;
ПМ - профессиональные модули;
ФК - физическая культура;
ЦД - цикл дисциплин.
5. Настоящий Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации образовательной программы по профессии Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (по отраслям) (5147 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования) и является основанием для разработки учебной, организационно-методической документации, оценки качества освоения образовательных программ начального профессионального образования всеми образовательными организациями независимо от их организационно-правовых форм, имеющих лицензию и государственную или независимую аккредитацию на территории Кыргызской Республики.
6. Основными пользователями настоящего Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (по отраслям) (5147 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования) являются:
- администрация и педагогический состав образовательных организаций, имеющих право на реализацию образовательной программы начального профессионального образования;
- обучающиеся, осваивающие основную образовательную программу по данной профессии;
- объединения работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
- учебно-методические объединения и организации, обеспечивающие разработку основных образовательных программ;
- уполномоченный государственный орган, обеспечивающий финансирование начального профессионального образования;
- уполномоченный государственный орган, обеспечивающий контроль за соблюдением законодательства в системе образования, осуществляющий аккредитацию и контроль качества в сфере начального профессионального образования.
Глава 3. Общая характеристика профессии Слесарь- электрик
по ремонту электрооборудования (по отраслям)
(5147 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования) начального профессионального образования
7. Формы освоения образовательной программы по профессии профессионального образования по данной профессии:
-очная;
- очно-заочная (вечерняя).
8. Требования к уровню подготовленности абитуриентов.
Абитуриент при поступлении должен иметь один из следующих документов:
- аттестат о среднем общем образовании;
- свидетельство об основном общем образовании;
-на обучение по программам начального профессионального образования принимаются лица, не имеющие базового образования и какой-либо квалификации, без права обучения по программам среднего общего образования и перехода на другой уровень профессионального образования.
9. Нормативный срок освоения образовательной программы по профессии Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (по отраслям) (5147 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования) при очной форме обучения составляет:
- на базе среднего общего образования – 1 год.
- на базе основного общего образования с получением среднего общего образования- 2-3 года.
В образовательных организациях начального профессионального образования реализуются следующие основные образовательные программы:
- интегрированная программа среднего общего и начального профессионального образования на базе основного общего образования со сроком обучения не менее 2-3 лет;
- программа начального профессионального образования на базе основного общего образования без получения среднего общего образования со сроком обучения 2 года, включающая программу допризывной подготовки;
- программа начального профессионального образования на базе среднего общего образования со сроком обучения не менее 1 года;
- программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации со сроком обучения до 1 года.
В исключительных случаях (болезнь, призыв на службу в Вооруженные Силы Кыргызской Республики) по заявлению учащегося, он может быть восстановлен для продолжения учебы и достижения цели обучения в течение 3 лет.
10. Трудоемкость образовательной программы, согласно Структуре образовательной программы начального профессионального образования (приложение 1), за учебный год (10 месяцев при стандартном обучении) составляет не менее 52 кредитов (52 кр ⨯ 30 час. = 1560 час.), с учетом включения самостоятельной работы и всех видов аттестации, трудоемкость образовательной программы начального профессионального образования при 10-месячном сроке обучения должна составлять не более 60 кредитов. При этом один кредит равен 30 часам учебной работы обучающегося.
Объем учебной нагрузки при обучении 2,3 года на базе основного общего образования рассчитывается по часовой системе (минимально 36 академических часов в неделю, максимально - 39 часов.)
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 45 (1,5 кр) академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется Государственным образовательным стандартом начального профессионального образования с учетом специфики профессии не менее 80% общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины или профессионального модуля (например, на предмет выделяется 40 часов, из них 80% или 32 часа - это аудиторные занятия, остальные 8 часов распределяются по усмотрению преподавателя).
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной форме получения образования (в том числе для учебных заведений при исправительных учреждениях) составляет 16 академических часов в неделю.
Общая продолжительность каникул составляет не менее 11 недель в учебном году при сроке обучения более 2 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
Производственное обучение и производственная практика составляют 50-60% учебного времени общего объема основной профессиональной образовательной программы.
Производственная практика является обязательным разделом образовательной программы начального профессионального образования и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации образовательной программы начального профессионального образования предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
11. Цели образовательной программы начального профессионального образования по профессии Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (по отраслям) (5147 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования):
- в области обучения является подготовка квалифицированных рабочих кадров по монтажу, ремонту, слесарной обработке и соединению деталей в сборке элементов электрооборудования, кабельных и воздушных линий напряжением;
- в области воспитания личности является формирование у обучающихся социально- личностных качеств: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности и повышение общей культуры.
12. Вид экономической деятельности: Обеспечение (снабжение) электроэнергией. Подвид экономической деятельности: Производство электроэнергии, её передача и распределение.
13. Области профессиональной деятельности включает: работа на открытых площадках, работа в помещениях: жилые здания, торговые предприятия, общественные здания, сельскохозяйственные жилые и общественные строения, строительные площадки и другие временные сооружения, здания из металла или металлических каркасов, многопрофильные центры, склады хранение материалов, запчастей.
14. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
линия электропередачи, устройство электроустановок, контрольно-измерительные приборы, электрические схемы, разъединительные электрические автоматы, включатели, пускатели, индикаторы, мультиметры, инструменты и оборудования для диагностики, монтажа и демонтажа электроустановок, материалы и инструменты для электромонтажных работ, провода, кабели, измерительные средства, приборы и устройства для контроля и определение качества, производственно- технологическая и нормативная документация.
15. Виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник: выполнение слесарных, монтажных работ, разборку и сборку электроустановок и оборудования при выполнении ремонтов; смазка, регулировка и наладка движущихся деталей и узлов электрооборудования
16. Перечень задач профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник:
- Подготовка рабочего места;
- Диагностика неисправностей электрооборудования;
- Монтаж и ремонт элементов электрооборудования;
- Прием-сдача выполненных работ.
17. Выпускник, освоивший образовательную программу по профессии начального профессионального образования Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (по отраслям) (5147 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования) подготовлен:
- к профессиональной деятельности;
- к продолжению обучения по интегрированным программам начального профессионального образования и среднего профессионального образования.
Глава 4. Общие требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
18. Образовательные организации, реализующие образовательные программы начального профессионального образования, самостоятельно разрабатывают образовательную программу по профессии. Образовательная программа разрабатывается на основе соответствующего Государственного образовательного стандарта по профессии, национальной рамки квалификаций, отраслевых и секторальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов, с учетом потребностей рынка труда.
Образовательные организации периодически пересматривают и при необходимости обновляют образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, а также в соответствии с рекомендациями работодателей и других заинтересованных сторон, заключающимися в следующем:
- в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;
- в периодическом мониторинге основных профессиональных образовательных программ;
- в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;
- в обеспечении качества и компетентности педагогического состава;
- в обеспечении достаточными ресурсами реализуемой основной профессиональной образовательной программы, контроле эффективности их использования;
- в регулярном проведении самооценки по минимальным требованиям аккредитации, установленным Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
- в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
19. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации.
20. Текущая аттестация обучающихся проводится по итогам учебного полугодия на основании системы оценивания, установленной уполномоченным органом в сфере начального профессионального образования.
21. Квалификационный экзамен (итоговая аттестация) обучающихся проводится по завершению полного курса обучения, в форме независимого квалификационного экзамена в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом в сфере начального профессионального образования.
Другие виды государственных аттестационных испытаний определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах требований учебной программы.
22. Для текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, модульные тесты и др., позволяющие оценить уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу начального профессионального образования.
23. Образовательная программа начального профессионального образования должна содержать дисциплины по выбору обучающегося вариативной части профессионального цикла дисциплин. Перечень дисциплин по выбору обучающихся устанавливается решением педагогического совета.
24. При разработке образовательной программы могут быть определены возможности образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального профессионального образования, в формировании общих компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера).
Глава 5. Требования к образовательной программе по профессии Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (по отраслям) (5147 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования)
25. Выпускник по профессии Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (по отраслям) (5147 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования) в соответствии с целями образовательной программы, указанными в пункте 11 настоящего Государственного образовательного стандарта, должен обладать следующими компетенциями:
- общими:
ОК-1. Способен использовать знания об охране окружающей среды и производственной экологии; организации безопасного и здорового образа жизни;
ОК-2. Способен логически строить свою устную и письменную речь на государственном (уровень В1) и официальном языках на уровне профессионального общения;
ОК-3. Способен использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК-4. Способен работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК-5. Способен планировать и организовать собственную деятельность;
ОК-6. Способен использовать базовые предпринимательские знания и навыки в профессиональной деятельности.
-профессиональными:
ПК-1. Способен определить неисправности и виды ремонта ремонтируемого объекта;
ПК-2. Способен подобрать материалы и инструменты к монтажу и ремонту элементов электрооборудования;
ПК-3. Способен выполнять демонтаж и монтаж электрооборудования;
ПК-4. Способен выполнять слесарную и разметную обработку элементов электрооборудования, кабельных и воздушных линий;
ПК-5. Способен соединить детали элементов электрооборудования, кабельных и воздушных линий;
ПК-6. Способен контролировать качество выполненных работ и сдать завершенные ремонтные работы.
Образовательная программа начального профессионального образования предполагает изучение учебных циклов и разделов, предусмотренных в приложении к настоящему Государственному образовательному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики.
26.Образовательная программа начального профессионального образования разрабатывается в соответствии со структурой, прилагаемой к настоящему Государственному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики (приложение).
27. Профессиональный цикл дисциплин имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую образовательными организациями. Вариативная часть составляет не менее 10 процентов и дает возможность углубления подготовки, определяемой содержанием базовой части, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
28. Требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ начального профессионального образования, к условиям их реализации, итоговой аттестации выпускников и уровню их подготовки по каждой профессии определяются образовательными организациями в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере начального профессионального образования.
Глава 6. Общие требования к правам и обязанностям обучающегося при реализации образовательной программы
29. При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право получить консультацию в образовательной организации по выбору дисциплин и их влиянию на будущую профессию/специальность.
30. В целях достижения результатов при освоении образовательной программы в части развития компетенций обучающиеся имеют право участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
31. Обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные образовательной программой образовательной организации.
32. Образовательная организация обязана ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при освоении образовательных программ, разъяснить, что включенные для обучения дисциплины являются для обучающихся обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
33. Образовательные организации при организации и реализации образовательных программ обязаны учитывать политику гендерного равенства, обеспечить социальную инклюзию, а также развитие цифровизации.
34. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
Глава 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса
35. Реализация образовательной программы начального профессионального образования по профессии Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (по отраслям) (5147 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования) должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы.
Перечень обязательных учебников и методических пособий:
1. Шеховцев В.П. Электрическое и электромеханическое оборудование: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2008.
2. Южаков Б.Г. Монтаж, наладка, обслуживание и ремонт электрических установок. – М.: Академия, 2008.
3. Кацман М.М. Электрические машины. - М.: Высшая школа, 2010.
4. Чунихин А.А. Электрические аппараты. - М.: Энергоиздат, 2008.
5. Шишмарѐв В.Ю. Автоматика. - М.: Академия, 2010.
6. Правила эксплуатации электроустановок потребителей: справочная литература. – М.:ЗАО «Энергосервис», 2006.
7. В.Н. Камиев. Чтение схем и чертежей электроустановок. -М.: Высшая школа, 1986
8. А.Я. Шихин. Электротехника. - М., Высшая школа, 1988
9. П.А.Бутырин, О.В.Толчеев, Ф.Н.Шакирзянов. Электротехника. - М.: Академия, 2007
10. Л.В. Журавлева. Электроматериаловедение. - М.: Академия, 2004
11. Герасименко А.А., Федин Ф.Т. Передача и распределение электрической энергии: учебное пособие. 3- изд.-М.: КНО- РУС, 2012.
36. Обеспеченность учащихся учебной литературой и/или электронной литературой, необходимой для реализации образовательной программы, должна соответствовать лицензионным требованиям. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям.
37. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально ориентированных периодических изданий.
38. Образовательная организация обязана обеспечить условия для организации профессионального обучения в различных формах, включая дистанционное обучение.
Глава 8. Материально-техническое обеспечение
учебного процесса
39. Образовательная организация, реализующая образовательную программу начального профессионального образования по профессии Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (по отраслям) (5147 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования), должна располагать соответствующей материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и практической работы обучающихся:
- набор инструментов электрослесаря - 1 комплект;
-макеты, эскизы, чертежи, схемы и таблицы – 1 шт;
- ящик инструментальный - 25 шт;
-детали элементов и узлов электрооборудования (для выполнения заготовок);
- защитные средства: очки защитные, перчатки резиновые диэлектрические, каска защитная, спецодежда;
- виды проводов по 25 м сечением S= 2,5 mm2 -25 метров;
- лабораторный стенд «Электромонтажный стол» для монтажных работ- 12 комплект;
- лабораторный стенд «стол электриков» - 12 комплект;
- паяльник -12 шт;
- дрель электрическая - 10 шт;
- изолирующая лента- 25 шт;
- кембрик изолирующий- 50 м;
- болгарка- 10шт;
- изоляторы до 1000В;
- стальные трубы для прокладки кабеля;
- контрольная лампа- 12 шт;
- рубильники 3В, 12В, 36В по 12 шт;
- изолирующие штанги – 10 шт;
- стол для электриков (220В- 36В- 12В- 03В)- 12 шт;
- электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр, омметр, ваттметр, мегаметр напряжением 12В- 12шт;
- стальные трубы для прокладки кабеля- 12 шт;
- учебный полигон- 1;
Лаборатории: электротехники и электронной техники; электрических машин; электрических аппаратов; электрического и электромеханического оборудования
Мастерские: слесарно-механические; электромонтажные.
Учебные кабинеты: «Электротехника»; «Специальная технология по техническому обслуживанию электрооборудования».
Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал, спортивный зал.
Медпункт, столовая.
40. Оценка качества реализации образовательной программы.
Доказательства профессиональной компетентности выпускника должны относиться к операциям на рабочем месте, удовлетворять требованиям критериев компетентной работы профессионального стандарта “Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (по отраслям)”.
Методы проверки результатов обучения: тестирование, интервью, демонстрация навыков при выполнении лабораторных и практических заданий, портфолио.
- письменная и /или устная оценка необходимых знаний обучающихся.
|
|
Приложение образования Кыргызской Республики (согласно Макета государственного образовательного стандарта начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики, утвержденный Постановлением Кабинета Министров КР от 8 июля 2024 г. № 371) |
СТРУКТУРА
основной образовательной программы начального профессионального образования
по профессии Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (по отраслям) (5147 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования)
№ |
Коды циклов дисциплин (ЦД) |
Циклы дисциплин и проектируемые результаты их освоения |
На базе основного общего образования (9 кл.) с получением среднего общего образования и профессии |
На базе среднего общего образования (11 кл.) Трудоемкость** |
Без получения среднего общего образования |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ |
Коды формируе-мых компетен-ций |
|
2 г. |
3 г. |
1 г. |
2 г. |
|||||
1 |
ОЦД* |
Общеобразовательный цикл дисциплин. В результате изучения цикла обучаемый должен: знать: - сферы, обстановки, ситуации общения; - социальные и статусные роли участников речевой коммуникации; - языковую ситему и стилические ресурсы на лексиоко-грамматическом уровне; - минимум общенаучной книжной лексики и терминов; - минимум речевых тем в рамках профессиональной деятельности; - речевые особенности делового общения (обращения в официальной обстановке, общение, мимнимум этикетных формул и правил при выражении просьбы, отказа, согласия/несогласия, благодарности, поздравления и др. - виды и жанры служебно-деловой речи. владеть навыками: - ведения официальной, служебно-деловой беседы/переговоров в соответствии с правилами речевого этикета; - строения стратегии общения для достижения успешной коммуникации; - продуцирования (создавать, порождать) и правильно интерпретировать высказывания делового стиля на актуальные темы в области профессиональной деятельности; - ведения официальных и полуофициальных служебно-деловых бесед / переговоров в соответствии с правилами русского речевого этикета; - правильного оформления учебной работы в рамках профиля / специальности и служебно-деловую документацию. знать: - о вредных привычках (табакокурение, насвай, алкоголь, наркотики) и их последствиях; - о факторах риска здорового образа жизни; - о рациональном и гигиеническом режиме и питании; владеть навыками: - отказа от вредных привычек; - реализации на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни; - соблюдения рационального режима жизни; - соблюдения рационального питания; - выполнения упражнений по укреплению иммунитета и закаливание. |
*1768 ч. (10 кл;11 кл.) |
*2006 ч. (10 кл;11 кл.) |
3 кр/90 ч. |
240 ч. |
Профессиональный кыргызский/русский язык.
Безопасный здоровый образ жизни. |
ОК 2 - 4
ОК 1-3 |
2 |
ПЦД |
Профессиональный компонент дисциплин |
1232 ч. |
2434 ч. |
56 кр/1680 ч. |
2532 ч. |
|
|
4
2.1 |
ОТЦД** ОПЦД*
|
Общепрофессиональный цикл дисциплин. Общетехнический цикл В результате изучения цикла обучаемый должен: знать: - требования единой принципиальной схемы и проектной документаций для электроустановок; - основные правила построения чертежей и электросхем и виды нормативно технической документации; - правило чтения технической и технологической документаций, виды производственной документации; владеть навыками: -чтения электротехнических чертежей; -чтения проектные схемы электроустановок; знать: - определение и обозначение элементов электрических схем, видов их соединения; - виды методы электрических измерение; - единицы измерения силы тока, напряжение, мощности электрического тока и сопротивление проводников. - методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей; - свойства постоянного и переменного тока; - принципы последовательного и параллельного соединение проводников и источников тока; - электроизмерительные приборы (амперметр, вольт метр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; - свойства магнитного поля; - двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; - правила пуска, остановки электродвигателя, установленных на эксплуатируемом оборудовании; - меры безопасности на электрических установках, оказание первой помощи пострадавшему от электрического тока. владеть навыками: - чтения структурных, монтажных и простых принципиальных электрических схем; - рассчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и простых электронных цепей; - использования в работе электроизмерительных приборов; - запуска и остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;
знать: - понятие о взаимозаменяемости деталей. - стандартизацию и нормализацию деталей; - свободные и сопрягаемые размеры; - определение предельных размеров и допусков; - основные группы средств измерений; - средства для линейных измерений; - средства измерений плоских поверхностей; - допуски и средства измерения углов и гладких конусов; - допуски, посадки и средства измерения метрической резьбы; - допуски и средства измерения шпоночных и шлицевых соединений; владеть навыками: - определения предельных размеров и допусков; - применения классов точности; - применения таблицы допусков, обозначение допусков и посадок на чертежах; - владения методами измерений погрешностей ; - владения универсальными средствами измерения; - приемами измерения, указанным инструментом (штангециркуль, микрометр и.т.д.); - пользования угольниками, угловыми мерами и другим инструментом; - применять степени точности резьбы и ряда отклонений; - учитывать допуски и средства измерения шпоночных и шлицевых соединений.
Общепрофессиональный цикл В результате освоения цикла обучающийся должен: знать: - нормативную правовую базу в области предпринимательской деятельности; - состояние экономики и предпринимательства в Кыргызской Республике; - потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса; - технологию разработки бизнес-плана; - теоретические и методологические основы организации собственного дела; владеть навыками: - проведения психологического самоанализа предрасположенности к предпринимательской деятельности; - выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности; - заполнения форм бухгалтерской отчётности; - применения различных методов исследования рынка; - принятия управленческих решений; - сбора и анализа информации о конкурентах, потребителях, поставщиках; - ведения экономических расчётов; - осуществления планирования производственной деятельности; - разработки бизнес-плана; - проведения презентации; знать: - законы экологии и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования по охране труда, распространяющиеся на деятельность организации; - обязанности работников в области охраны труда; - фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; - возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом); - порядок и периодичность инструктажей по охране труда и технике безопасности; - порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;
владеть навыками: - выявления опасных и вредных производственных факторов и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; - использования средств коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; - участия в аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. оценивать условия труда и уровень травмобезопасности в профессиональной деятельности; - проведения вводного инструктажа помощника, инструктирования их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; - разработки и контроля условий, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда.
знать: - принципы рыночной экономики; организационно-правовые формы предприятий; - основные положения законодательства, регулирующие трудовые отношения; - механизмы формирования заработной платы; - условия оплаты труда; владеть навыками: - ориентироваться в общих вопросах экономики производства; - применения экономических и правовых знаний в конкретных производственных ситуациях; - защиты свои трудовые права в рамках действующего законодательства.
знать: - строение и свойства металлов и сплавов; - основы термической обработки металлов; -понятие о сварке металлов; - магнитные материалы; -проводниковые материалы; - провода и кабели; - электроизоляционные материалы. владеть навыками: - определения классификации металлов и сплавов; - выполнения пайки и лужения; - выполнение обработки металлов резанием; - эффективного использования конструкционных и электротехнических материалов при ремонте электрооборудования; - выполнения сварки металлов. |
|
|
|
Чтение чертежей
Основы электротехники и электроники
Допуск и технические измерения
Основы бизнеса и предпринимательства
Охрана труда и производственная экология
Правовые основы профессиональной деятельности
Материаловедение |
ПК- 1 ОК-1, ОК-3
ПК1;3-5 ОК1-3
ПК3-6 ОК-1, ОК-4
ОК-4-6
ПК-6
ОК1-5 ПК-1-6
ОК1-5
ПК-6
ПК1-6 |
|
|
4
|
Профессиональный цикл дисциплин. Базовая часть: |
|
|
34кр. /1020ч |
|
Монтаж, наладка, обслуживание и ремонт электрических установок
Монтаж и ремонт элементов электрооборудования
Диагностика неисправностей электрооборудования
Устройство и эксплуатация низковольтного оборудования
Слесарная и размерная обработка элементов электро-оборудования
Диагностика неисправностей электрооборудования
Технология слесарных работ
Контроль качества по монтажу и ремонта электро-оборудований. |
ОК1 ПК1
ПК1-3
ПК1
ПК2;5-6
ПК4
ПК4-5
ПК-6
ПК6
|
В результате изучения профессионального цикла и модулей, обучаемый должен: знать: - требования СНиП и требования техники безопасности по подготовке рабочего места; - основы электротехники; - условные графические обозначения элементов электрических схем; - сведения о производстве и организации рабочего места. владеть навыками: - подготовки и обслуживания рабочего места; - использования индивидуальных средств защиты при выполнении работ; - отсоединения электрооборудования от электропитания;
знать: -основы электротехники и электроники; -виды электрослесарных инструментов; - правила чтение чертежей; - правила чтения сборочных чертежей; - назначение и правила использования инструментов и приспособлений для плосткостной пространственной разметки; - правила подбора электротехнических материалов; - назначение и правила использования контрольно- измерительных инструментов и приборов - правила безопасности при эксплуатации электроустановок; типы, устройство и принцип работы разъединительных электрических автоматов; - виды и принципы работы индикаторов и мультиметров; владеть навыками: - работы с разными типами разъединительных электрических автоматов; - обесточивание электропитания конкретного электрооборудования. знать: - основы материаловедения; - виды электрооборудования; - виды и причины неисправностей; - виды и способы ремонта; - виды диагностики; - охрану труда и окружающей среды; - требования техники безопасности; владеть навыками: - определение неисправности; - выявления причины неисправностей и ставить точную диагностику; - применения разных видов диагностики, в т.ч. компьютерную диагностику; - выбора вида и способа ремонта.
знать: - виды, устройства и принцип работы электрического оборудования и материалов, применяемых при электромонтажных работах и правила пользования; - основные виды крепежных деталей и арматуры; - устройство применяемых приборов, электроаппаратов и электрифицированного и пневматического инструмента; - электрические схемы монтируемого оборудования; - виды и качество материалов, применяемых при монтаже электрических машин и оборудования; владеть навыками: - выборки соответствующих материалов и инструментов, необходимых при электромонтажных работах; - применение выбранные материалов и инструментов на практике.
знать: - виды электрического оборудования и материалов, применяемых при электромонтажных работах, и правила пользования; - способы монтажа и демонтажа проводок; - основные виды крепежных деталей; - свойства материалов для монтажа; - устройство применяемых приборов, электроаппаратов электрифицированного и пневматического инструмента; - электрические схемы монтируемого оборудования; - правила чтения принципиальных и монтажных схем. владеть навыками: - резаняе провода и кабеля в соответствии с требованиями монтажных схем; - соединения, оконцовывания и присоединения провода, кабелей всех марок различными способами; -пользования инструментами и приборами при демонтаже/монтаже с соблюдением техники безопасности;
знать: - виды кабельных и воздушных линий; - устройство электроустановок; - наименование, маркировка и основные свойства обрабатываемых материалов; - назначение и правила использования инструментов и приспособлений для плоскостной и пространственной разметки; - способы выполнения плоскостной и пространственной разметки; - назначение и правила использования слесарных инструментов и приспособлений; - назначение и правила использования контрольно-измерительных инструментов и приборов; - способы выполнения основных слесарных операций; - правила чтения чертежей деталей и сборочных чертежей; - способы оконцевания проводов; - основные виды крепежных деталей; - свойства материалов для монтажа; - устройство применяемых приборов, электроаппаратов электрифицированного и пневматического инструмента; - электрические схемы монтируемого оборудования; - правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.
владеть навыками: - выполнения распиливание заготовок нужного размера и формы; - выполнения рубки металла; - выполнения правки металла; - выполнения гибки металла; - выполнения опиливания металла; - выполнения сверления, нарезания наружной и внутренней резьбы на электромонтажных деталях; - выполнения распиливания и припасовки деталей; - проведение притирки и доводку мест соединений; - пользование слесарными инструментами, согласно сборочным чертежам, работать с разными типами разъединительных электрических автоматов; - обесточивания электропитания конкретного электрооборудования; - определения типов и класса точности измерительных приборов; - чтения схемы подключения асинхронных и синхронных машин; релейной защиты и автоматики; - чтения маркировок на средствах релейной защиты и автоматики; - чтения схемы соединения и маркировки на трансформаторах и электрооборудованиях; - чтения схем и плана электрических сетей, проложенных в траншее с привязкой к зданиям и сооружениям или специальным установленным знакам, с указанием расположения кабельных муфт; - чтения маркировок на деталях и отдельных узлах трансформаторных подстанциях; - чтения схем подключения и маркировки на трансформаторах; - определения неисправностей; - выявления причины неисправностей и ставить точную диагностику; - выборки соответствующих материалов и инструментов, необходимых при электромонтажных работах; - применения выбранных материалов и инструментов на практике; - применения разных видов диагностики, в т.ч. компьютерной диагностики; - определения видов и способов ремонта. - резания провода и кабеля в соответствии с требованиями монтажных схем; - соединения, оконцования и присоединения провода, кабели всех марок различными способами; - использования инструментов и приборов при демонтаже/монтаже с соблюдением техники безопасности; - выполнения распиливания заготовок нужного размера и формы; - приема/сдачи выполненных работ; - контроля качества выполненных работ по монтажу и ремонту;
знать: -технологию выполнения работ и контрольные операции при проверке их качества и соответствия требованиям технической документации; -технологическую и нормативную документацию на ремонтируемое электрооборудование; - основные приемы слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ; - правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. технология выполнения работ и контрольные операции при проверке их качества и соответствия требованиям технической документации; - технологическую и нормативную документацию на ремонтируемое электрооборудование; - основные приемы слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ; владеть навыками: - использования инструкций, производственно-технологической и нормативной документации; - использования передового опыта работы слесаря-электрика; - использования измерительных средств, приборов и устройств для проведения контроля качества по сдаче выполненных работ;
знать: - стандарты и нормы качества работы электрооборудования; - структура и содержание договора, акты выполненных работ, счет-фактуры, накладные и др. документов; - виды и принципы работы контрольно-измерительных приборов; владеть навыками: - составления договора и другие виды документов при сдаче выполненной работы; -демонстрации результатов работ. |
|
|
||||||
5 |
ВЧ |
Вариативная часть ОП (определяется образовательной организацией) |
10% от профессионального компонента |
10% от профессионального компонента
1 кредит- 30ч |
|
ОК- 4 |
||
6 |
ПО; ПП |
Производственное обучение и практика (практические умения и навыки определяются ОПОП) |
50-60% от профессионального компонента дисциплин |
50-60% от профессионального компонента дисциплин 28-30 кр./840-900 ч. |
50-60% от про-фессионального компо-нента дисцип-лин |
|
ОК 1-6 ПК 1-6 |
|
7 |
ФК |
Физическая культура |
68 ч. |
136 ч. |
54ч. |
108 ч. |
|
|
8 |
ИГА*** |
Итоговая государственная аттестация |
6 ч. |
6 ч. |
1 кр/30 ч. |
30 ч. |
|
|
9 |
ВСЕГО |
Общая трудоемкость ОП |
3000 ч. |
4440 ч. |
60 кр/1800 ч. |
2880 ч. |
|
|
10 |
|
Недельная нагрузка |
36/39 ч. |
36/39 ч. |
39 ч. |
36 ч. |
|
|
Примечание:
(*) - трудоемкость дисциплин, входящих в общеобразовательную подготовку, со сроком обучения 2-3 года определяется в соответствии с Государственным образовательным стандартом школьного общего образования Кыргызской Республики;
(**) - трудоемкость отдельных дисциплин, входящих в циклы (общетехнический, общепрофессиональный, профессиональный), определяется в соответствии с направлением профиля подготавливаемых рабочих профессий;
(***) - часы на итоговую аттестацию, кроме квалификационного экзамена, учитываются в рамках предметных дисциплин.
Настоящий Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (по отраслям) (5147 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования) разработан Учебно-методическим объединением Республиканского научно-методического центра при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики.
Жакыпова Каликан Кубаталиевна |
|
__________ |
Члены УМО: |
|
|
Куттубаев Ильич Курманбекович |
|
__________ |
Сарыков Данияр |
|
__________
|
Акматов Азамат |
- мастер п/о ПЛ №20 |
__________ |