ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Профессия: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)   Квалификация: 7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

12 Декабрь 2024 ж.

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

 

Приложение 9

 

Утвержден приказом

Министерства образования и

науки Кыргызской Республики

Приказ №1668/1

от «4» ноября 2024 года

Регистрационный №____________

Код___________________________

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Профессия: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

 

Квалификация: 7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Государственный образовательный стандарт по профессии начального профессионального образования Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования) разработан уполномоченным органом в области образования в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

2. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие понятия:

государственный образовательный стандарт – общественно-согласованная совокупность требований формального образования, определяющая минимум содержания образовательной программы, базовых требований к подготовке по уровням образования, определяющих цели и результаты обучения;

интегрированная программа – это образовательная программа, разработанная на основе объединения программ общего среднего и начального профессионального образования для предоставления возможности выпускникам основного общего образования получить общее среднее образование;

компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;

кредит (кредит-часы) - условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;

национальная рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификаций в соответствии с набором критериев, направленное на интеграцию и координацию национальных квалификационных подсистем, обеспечение сопоставимости квалификаций и являющееся основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации;

области профессиональной деятельности - совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;

образовательная программа - содержание образования конкретного уровня, направления или специальности;

общетехнический цикл - совокупность предметов, обеспечивающих изучение научных основ техники и технологии межотраслевого характера;

общепрофессиональный цикл - совокупность предметов, содержание которых ориентировано на определенный вид деятельности межотраслевого характера или на профессии определенной отрасли (вид производства);

профессиональный цикл - совокупность предметов, обеспечивающих подготовку непосредственно по профессии;

профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и выполнения определенной трудовой функции;

результаты обучения – утверждение относительно того, какие знания, умения и навыки ожидаются от обучающенгося после успешного завершения процесса обучения;

цикл дисциплин - часть основной профессиональной образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.

3. Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

4. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ВЧ - вариативная часть;

ИГА - итоговая государственная аттестация;

ОК - общие компетенции;

ООЦД - общеобразовательный цикл дисциплин;

ОП - основная профессиональная образовательная программа;

ОПЦД - общепрофессиональный цикл дисциплин;

ОТЦД - общетехнический цикл дисциплин;

ПО; ПП - производственное обучение и практика;

ПЦД - профессиональный цикл дисциплин;

ПМ - профессиональные модули;

ФК - физическая культура;

ЦД - цикл дисциплин.

 

Глава 2. Область применения

5. Настоящий Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации образовательной программы по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования) и является основанием для разработки учебной, организационно-методической документации, оценки качества освоения основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования всеми образовательными организациями, независимо от их организационно-правовых форм, имеющих лицензию и государственную или независимую аккредитацию на территории Кыргызской Республики.

6. Основными пользователями настоящего Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования) являются:

- администрация и педагогический состав образовательных организаций, имеющих право на реализацию основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования;

- обучающиеся, осваивающие основную образовательную программу по данной профессии;

-объединения работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

- учебно-методические объединения и организации, обеспечивающие разработку основных образовательных программ;

-уполномоченный государственный орган, обеспечивающий финансирование начального профессионального образования;

-уполномоченный государственный орган, обеспечивающий контроль за соблюдением законодательства в системе образования, осуществляющий аккредитацию и контроль качества в сфере начального профессионального образования.

 

Глава 3. Общая характеристика профессии Электромонтер по       

 ремонту и обслуживанию электрооборудования

                   начального профессионального образования

                          (7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию   

                                                     электрооборудования)

 

7. Формы освоения образовательной программы по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования) профессионального образования по данной профессии:

-очная;

очно-заочная (вечерняя).

8. Требования к уровню подготовленности абитуриентов.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из следующих документов:

- аттестат о среднем общем образовании;

- свидетельство об основном общем образовании;

- на обучение по программам начального профессионального образования принимаются лица, не имеющие базового образования и какой-либо квалификации, без права обучения по программам среднего общего образования и перехода на другой уровень профессионального образования.

9. Нормативный срок освоения образовательной программы по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования) при очной форме обучения составляет:

- на базе общего образования с получением среднего общего образования -2-3 года;

- на базе среднего общего образования- 1 год.

В образовательных организациях начального профессионального образования реализуются следующие основные образовательные программы:

- интегрированная программа среднего общего и начального профессионального образования на базе основного общего образования со сроком обучения не менее 2-3 лет;

- программа начального профессионального образования на базе основного общего образования без получения среднего общего образования со сроком обучения 2 года, включающая программу допризывной подготовки;

- программа начального профессионального образования на базе среднего общего образования со сроком обучения не менее 1 года;

- программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации со сроком обучения до 1 года.

В исключительных случаях (болезнь, призыв на службу в Вооруженные Силы Кыргызской Республики) по заявлению учащегося, он может быть восстановлен для продолжения учебы и достижения цели обучения в течение 3 лет.

10. Трудоемкость образовательной программы, согласно Структуре образовательной программы начального профессионального образования (приложение 1), за учебный год (10 месяцев при стандартном обучении) составляет не менее 52 кредитов (52 кр  30 час. = 1560 час.), с учетом включения самостоятельной работы и всех видов аттестации, трудоемкость образовательной программы начального профессионального образования при 10-месячном сроке обучения должна составлять не более 60 кредитов. При этом один кредит равен 30 часам учебной работы обучающегося.

Объем учебной нагрузки при обучении 2,3 года на базе основного общего образования рассчитывается по часовой системе (минимально 36 академических часов в неделю, максимально - 39 часов).

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 45 (1,5 кр) академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется Государственным образовательным стандартом начального профессионального образования с учетом специфики профессии не менее 80% общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины или профессионального модуля (например, на предмет выделяется 40 часов, из них 80% или 32 часа - это аудиторные занятия, остальные 8 часов распределяются по усмотрению преподавателя).

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной форме получения образования (в том числе для учебных заведений при исправительных учреждениях) составляет 16 академических часов в неделю.

Общая продолжительность каникул составляет 11 недель в учебном году при сроке обучения более 2 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

Производственное обучение и производственная практика составляют 50-60% учебного времени общего объема основной профессиональной образовательной программы.

Производственная практика является обязательным разделом образовательной программы начального профессионального образования и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

11. Цели образовательной программы начального профессионального образования по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования):

- в области обучения является: подготовка квалифицированных рабочих кадров по обеспечению бесперебойного снабжения структурных подразделений электроэнергией, обеспечение безаварийной работы электрооборудования и электрических сетей напряжением до 1000 Вт по отраслям производства;

- в области воспитания личности является: формирование у обучающихся социально-личностных качеств: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности и повышение общей культуры.

12. Вид экономической деятельности: прочие производства, ремонт и установка машин и оборудования. Подвид экономической деятельности: ремонт и установка машин и оборудования.

13. Области профессиональной деятельности включают: электроустановки жилых зданий, торговых предприятий, общественных зданий, сельскохозяйственных жилых и общественных строений, стройплощадки и другие временные сооружения, здания из металла или металлических каркасов, многопрофильных центров.

14. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

системы линии электропередачи, электроинструменты, средства индивидуальной защиты, электрические машины переменного и постоянного тока, коммутационные аппараты до 1000 Вт, аппараты релейной защиты и автоматики, электроизмерительные приборы, стенды электроустановки до 1000 Вт, электрооборудования до 1000 Вт, имитаторы неисправности электрооборудования и распределительных щитов.

15. Виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник:

        - Производство (выработка) электроэнергии, ее передача и распределение

- Передача электроэнергии;

- Распределение электроэнергии.

16. Перечень задач профессиональной деятельности:

-  организация собственного рабочего места;

- техническое обслуживание электрооборудования (генераторы, трансформаторы, двигатели, коммутационные аппараты) и токоведущих частей;

- ремонт и монтаж электрооборудования (генераторы, трансформаторы, двигатели, коммутационные аппараты) и токоведущих частей.

17. Выпускник, освоивший образовательную программу по профессии начального профессионального образования Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования), подготовлен:

- к профессиональной деятельности;

- к продолжению обучения по интегрированным программам начального профессионального образования и среднего профессионального образования.

 

Глава 4. Общие требования к условиям реализации

образовательной  программы

18. Образовательные организации, реализующие образовательные программы начального профессионального образования, самостоятельно разрабатывают образовательную программу по профессии. Образовательная программа разрабатывается на основе соответствующего Государственного образовательного стандарта по профессии, национальной рамки квалификаций, отраслевых и секторальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов, с учетом потребностей рынка труда.

Образовательные организации периодически пересматривают и при необходимости обновляют образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, а также в соответствии с рекомендациями работодателей и других заинтересованных сторон, заключающимися в следующем:

- в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;

- в периодическом мониторинге основных профессиональных образовательных программ;

- в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;

- в обеспечении качества и компетентности педагогического состава;

- в обеспечении достаточными ресурсами реализуемой основной профессиональной образовательной программы, контроле эффективности их использования;

- в регулярном проведении самооценки по минимальным требованиям аккредитации, установленным Кабинетом Министров Кыргызской Республики;

- в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

19. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации.

20. Текущая аттестация обучающихся проводится по итогам учебного полугодия на основании системы оценивания, установленной уполномоченным органом в сфере образования.

21. Квалификационный экзамен (итоговая аттестация) обучающихся проводится по завершению полного курса обучения, в форме независимого квалификационного экзамена в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом в сфере начального профессионального образования.

Другие виды государственных аттестационных испытаний определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах требований учебной программы.

22. Для текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей образовательной программе создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, модульные тесты и др., позволяющие оценить уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу начального профессионального образования.

23. Образовательная программа начального профессионального образования должна содержать дисциплины по выбору обучающегося вариативной части профессионального цикла дисциплин. Перечень дисциплин по выбору обучающихся устанавливается решением педагогического совета.

24. При разработке образовательной программы могут быть определены возможности образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального профессионального образования, в формировании общих компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера).

 

Глава 5. Требования к  образовательной программе по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

(7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

 

25. Выпускник по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования) в соответствии с целями образовательной программы, указанными в пунктах 11 настоящего Государственного образовательного стандарта, должен обладать следующими компетенциями:

- общими:

ОК-1. Способен использовать знания об охране окружающей среды и производственной экологии; организации безопасного и здорового образа жизни;

ОК-2. Способен логически строить свою устную и письменную речь на государственном (уровень В1) и официальном языках на уровне профессионального общения;

ОК-3.Способен использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК-4. Способен работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК-5. Способен планировать и организовать собственную деятельность;

ОК-6. Способен использовать базовые предпринимательские знания и навыки в профессиональной деятельности.

 -профессиональные:

ПК-1. Способен подготавливать рабочее место, материалы и инструменты электроинструменты к работе;

ПК-2. Способен выполнять техническое обслуживание кабельных линий, электропроводок и электрических схем напряжением до 1000 Вт;

ПК-3. Способен выполнять ремонт и монтаж кабельных линий, электропроводок и электрических схем;

ПК-4. Способен выполнять техническое обслуживание и ремонт устройств релейной защиты и автоматики;

ПК-5. Способен устранить и предупредить аварии и неполадки электрооборудования;

ПК-6.  Способен контролировать качество выполненных работ по монтажу и ремонту и сдать проведенные ремонтные работы.

 Образовательная программа начального профессионального образования предполагает изучение учебных циклов и разделов, предусмотренных в приложении к настоящему Государственному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики.

26. Образовательная программа начального профессионального образования разрабатывается в соответствии со структурой, прилагаемой к настоящему Государственному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики (приложение).

27. Профессиональный цикл дисциплин имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую образовательными организациями. Вариативная часть составляет не менее 10 процентов и дает возможность углубления подготовки, определяемой содержанием базовой части, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

28. Требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ начального профессионального образования, к условиям их реализации, итоговой аттестации выпускников и уровню их подготовки по каждой профессии определяются образовательными организациями в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере начального профессионального образования.

 

Глава 6. Общие требования к правам и обязанностям обучающегося при реализации образовательной программы

29. При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право получить консультацию в образовательной организации по выбору дисциплин и их влиянию на будущую профессию/специальность.

         30. В целях достижения результатов при освоении образовательной программы в части развития компетенций обучающиеся имеют право участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

         31. Обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные образовательной программой образовательной организации.

32. Образовательная организация обязана ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при освоении образовательных программ, разъяснить, что включенные для обучения дисциплины являются для обучающихся обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

33. Образовательные организации при организации и реализации образовательных программ обязаны учитывать политику гендерного равенства, обеспечить социальную инклюзию, а также развитие цифровизации.

34. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

 

 

Глава 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса

35. Реализация образовательной программы начального профессионального образования по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования) должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы.

36. Обеспеченность учащихся учебной литературой и/или электронной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать лицензионным требованиям. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям.

Перечень обязательных учебников и методических пособий:                                                              1. Семенов В.А. Справочник молодого электромонтера по ремонту электрооборудования промышленных предприятий. Высшая школа. - М., 1986

2. Семенов В.А. Лабораторно-практические работы по специальной технологии. Высшая школа. -М., 1988

3.Ктиторов А.Ф. Практическое руководство по монтажу электрических сетей Высшая школа. - М., 1987

4.Камиев В.Н. Чтение схем и чертежей электроустановок. Высшая школа.- М., 1986

5. А.Я. Шихин. Электротехника. Высшая школа. - М., 1988

6. П.А.Бутырин, О.В.Толчеев, Ф.Н.Шакирзянов. Электротехника. Академия.

-М., 2007.

7. В.М. Нестеренко, А.М. Мысьянов. Технология электромонтажных работ. Академия. - М., 2008.

8. Л.В. Журавлева. Электроматериаловедение. Академия. - М., 2004.

9. В. В. Москаленко. Справочник электромонтера. ПрофобрИздат. -М., 2002.

37. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально ориентированных периодических изданий.

 38. Образовательная организация обязана обеспечить условия для организации профессионального обучения в различных формах, включая дистанционное обучение.

 

 

 

Глава 8. Материально-техническое обеспечение

учебного процесса

39. Образовательная организация, реализующая образовательную программу начального профессионального образования по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования), должна располагать соответствующей материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и практической работы учащихся:

- набор инструментов электромонтёра (фазоуказатель, монтёрские когти, виды отверток, пресс клещи для наконечников, инструмент для снятия изоляции с провода и кабеля, электроизмерительные клещи инструменты для разделки, протяжки и монтажа кабеля, инструмент с изолированными ручками, пресс ручной механический используют для опрессовки изолированных наконечников, сечением 6-240 кВ, пресс клещи для опрессовки изолированных наконечников, перфораторы гидравлические и секторные шинорезы, для гибки- механические, гидравлические шиногибы – 1 комплект

- набор инструментов электрослесаря- 1 комплект;

- запасные детали для замены электропривода;

- предохранители (плавкие);

- выключатели (для замены при необходимости);

- электроизмерительные приборы – 1 комплект;

- типовая технологическая карта по ремонту распределительных пунктов - 1 экз.;

- типовая технологическая карта по ремонту трансформаторных подстанций;

- каска, инструменты, приспособления – 1 экз.;

- испытательный стенд для электротехнических работ- 1 комплект;

- защитная одежда - 1шт;

- аптечка медицинская - 1 комплект;

- полигоны -1;

- производственные мастерские -1;

- электротехническая  лаборатория-1.

- учебные кабинеты: «Электротехника»; «Специальная технология по техническому обслуживанию электрооборудования».

 - залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый и спортивный залы, столовая.

40. Оценка качества реализации основной профессиональной образовательной программы.

Доказательства профессиональной компетентности выпускника должны относиться к операциям на рабочем месте, удовлетворять требованиям критериев компетентной работы профессионального стандарта Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования).

 

Методы проверки результатов обучения: тестирование, интервью, демонстрация навыков при выполнении лабораторных и практическихзаданий, портфолио.

- письменная и /или устная оценка необходимых знаний обучающихся.

 

 

 

 

 

Приложение
к Государственному образовательному стандарту начального профессионального

образования Кыргызской Республики

(согласно Макета государственного образовательного стандарта начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики, утвержденный Постановлением Кабинета Министров КР от 8 июля 2024 г. № 371)

 

СТРУКТУРА
основной образовательной программы начального профессионального образования по профессии
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

(7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования)

 

Коды циклов дисцип-лин (ЦД)

Циклы дисциплин и проектируемые результаты их освоения

На базе основного общего образования (9 кл.) с получением среднего общего образования и профессии

На базе среднего общего образования (11 кл.)

Трудоемкость**
(кредит-часы)

Без получения среднего общего образования

Перечень дисциплин для разработки примерных программ

Коды форми-руемых компе-тенций

2 г.

3 г.

1 г.

2 г.

1

ОЦД*

 

В результате изучения цикла обучаемый должен:

  знать:

- сферы, обстановки, ситуаци общения;

- социальные и статусные роли участников речевой коммуникации;

- языковая ситема и стилическая ресурсы на лексиоко-грамматическом уровне;

- минимум общенаучной книжной лексики и терминов;

- минимум речевых тем в рамках  профессиональной деятельности;

 - речевые особенности делового общения (обращения в официальной обстановке, общение, мимнимум этикетных формул и правил при выражении просьбы, отказа, согласия/несогласия, благодарности, поздравления и др.

- виды и жанры служебно-деловой речи;

  владеть навыками:

- ведения официальной, служебно-деловой беседы/переговоров в соответствии с правилами речевого этикета;

- построения стратегии общения для достижения успешной коммуникации;

- продуцирования (создавать, порождать) и правильной интерпретации высказываний делового стиля на актуальные темы в области профессиональной деятельности;

- правильного оформления учебной  работы в рамках профиля/специальности и служебно-деловой документации.

 

 знать:

- о вредных привычках (табакокурение, насвай, алкоголь, наркотики) и их последствия;

- о факторах риска здорового образа жизни;

- о рациональном и гигиеническом режиме  питания.

 владеть навыками:

- отказываться от вредных привычек;

- реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни;

- соблюдать рациональный режим жизни;

- соблюдать правила рационального питания;

- выполнять упражнения по укреплению иммунитета и закаливанию.

*1768 ч.

(10 кл;

11 кл.)

*2006 ч.

(10 кл;

11 кл.)

 

 

 

 

 

3 кр/90 ч.

240 ч.

 

 

 

 

Профессиональный кыргызский/ русский язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безопасный  здоровый образ жизни.

 

 

 

 

 

ОК 2 - 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 1-3

2

ПЦД

Профессиональный компонент дисциплин

1232 ч.

2434 ч.

56кр- 1680

2532 ч.

 

 

4

 

2.1

ОТЦД**

ОПЦД*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общетехнический цикл дисциплин.

Общепрофессиональный цикл дисциплин.

Общетехнический цикл

В результате изучения цикла обучаемый должен:

 знать:

-требования единой принципиальной схемы и проектной документаций для электроустановок;

-основные правила построения чертежей и электросхем и виды нормативно-технической документации;

-правила чтения технической и технологической документаций, виды производственной документации;

 владеть навыками:

-читать электротехнические чертежи, проекты схемы электроустановок;                                                                                  

 

 знать:

-определение и обозначение элементов электрических схем, виды их соединения;

-виды и методы электрических измерений;

-единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока и сопротивления проводников;

-методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;

-свойства постоянного и переменного тока;

-принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;

-электроизмерительные приборы (амперметр, вольт метр), их устройство, принцип действия и

правила включения в электрическую цепь;

-свойства магнитного поля;

-двигатели постоянного и переменного тока, их

устройство и принцип действия;

-правила пуска, остановки электродвигателей,

установленных на эксплуатируемом оборудовании;

-меры безопасности электрических установках, оказание первой помощи пострадавшему от электрического тока.

 

 

владеть навыками :

-чтения структурные, монтажные и простые

принципиальные электрические схемы;

-рассчитывать и измерять основные параметры электрических, магнитных и простых электронных цепей;

-использования в работе электроизмерительные приборы;

-пускать и останавливать электродвигатели,

установленные на эксплуатируемом оборудовании.          

знать:

- основные понятия о взаимозаменяемости деталей;

- стандартизация и нормализация деталей;

- свободные и сопрягаемые размеры;

- определения предельных размеров и допусков;

- основные группы средств измерений;

- средства для линейных измерений;

- средства измерений плоских поверхностей;

- допуски и средства измерения углов и гладких конусов;

- допуски, посадки и средства измерения метрической резьбы;

- допуски и средства измерения шпоночных и шлицевых соединений.

владеть навыками:

- определения предельных размеров и допусков;

- применения классов точности;

- применения таблицы допусков;

- обозначения допусков и посадок на чертежах;

- применения методов измерений погрешностей;

- применения универсальных средств измерения;

- владения приемами измерения указанным инструментом: штангенциркуль, микрометр;

- соблюдения правил пользования угольниками, угловыми мерами и другим инструментом;

- применения степеней точности резьбы и ряда отклонений;

- соблюдения допусков и средств

 измерения шпоночных и шлицевых соединений.

 

Общепрофессиональный цикл

В результате освоения цикла обучающийся должен:

знать:

- нормативную правовую базу в области предпринимательской деятельности;

- состояние экономики и предпринимательства в Кыргызской   Республике;

- потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;

- технологию разработки бизнес-плана;

- теоретические и методологические основы организации собственного дела;

владеть навыками:

- проведения психологического самоанализа  предрасположенности к предпринимательской деятельности;

- выбора организационно-правовой формы

предпринимательской деятельности;

- заполнения форм бухгалтерской отчётности;

- применения различных методов исследования рынка;

- принятия управленческих решений;

- сбора и анализа информации о

конкурентах, потребителях, поставщиках;

- ведения экономических расчётов;

- осуществления планирования производственной

деятельности;

- разработки бизнес-плана;

- проведения презентации;

 

 

знать:

- законы экологии и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования по охране труда, распространяющиеся на деятельность организации;

- обязанности работников в области охраны труда;

- фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);

- порядок и периодичность инструктажей по охране труда и технике безопасности;

- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;

 

владеть навыками:

- выявления опасных и вредных производственных факторов и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;

- использования средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;

- участия в аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. оценивать условия труда и уровень травмобезопасности;

- проведения вводного инструктажа, инструктирования их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

- выработки и контроля навыков, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда.

 

знать:                                                                  

  - принципы рыночной экономики; организационно-правовые формы предприятий;                              

  - основные положения законодательства, регулирующие трудовые отношения;                                        

 - механизмы формирования заработной платы;                                  

 - условия оплаты труда;                                                            

 владеть навыками:

 - ориентироваться в общих вопросах экономики производства;                                                  

 - применения экономических и правовых знаний в конкретных производственных ситуациях;

 - защиты свои трудовые права в рамках действующего законодательства.

 

В результате освоения цикла обучающийся должен:

знать

- строение и свойства металлов и сплавов;

- основы термической обработки металлов;

- понятия о сварке металлов;

-  магнитные материалы;

- проводниковые материалы;

- свойсва проводов и кабелей;

- электроизоляционные материалы;

владеть навыками:

- определения классификации металлов и сплавов;

- выполнения пайки и лужения;

- выполнения обработки металлов резанием;

- эффективного   использования конструкционных и электротехнических материалов при ремонте электрооборудования;

- выполнения сварки металлов.                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение чертежей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы электротехники и электроники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допуски и технические измерения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы бизнеса и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охрана труда и производственная экология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые основы профессиональной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материаловедение

 

 

 

 

ПК- 1

ОК-1, ОК-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК1;3-5

ОК1-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК3-6

ОК-1,           ОК-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-4-6

 

ПК-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК1-5

ПК-1-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК1-6

 

ПК-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК1-6

 

 

4

 

Профессиональный цикл дисциплин.

Базовая часть

 

 

 

 

 

 

 

Техническое обслуживание кабельных линий, электропроводок и электрических схем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ремонт и монтаж кабельных линий, электропроводок и электрических схем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническое обслуживание и ремонт устройств релейной защиты и автоматики 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                           

 

 

 

 

ОК 1;3

ПК 1 -3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК2-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК3-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК1-2;

ПК5-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК1-2

ПК5-6

 

 

 

 

 

 

 

В результате изучения профессионального цикла и модулей, обучаемый должен:

 знать:

- основы электротехники и электроники;

-  правила техники безопасности;

- виды предупредительных знаков;

- обозначения запасных частей;

- причины неисправности электрооборудования;

- состояние столба и воздушной линии;

- правила работы с электроинструментами;

- периодический осмотр и штампы диэлектрического оборудования и материалов;

 владеть навыками:

- выполнения   подготовки и обслуживания  рабочего места;

- проверки электроинструментов на исправность;

- правильного применения инструментов и электроинструментов;                                                                                              - определения технического состояния элементов, деталей и поломок соединений электрооборудования;                                                                                                          

 

знать:                                                                                                                                         - правила устройства электроустановок;

- правила технической эксплуатации электроустановок потребителями;

- принцип действия и устройства пускорегулирующей аппаратуры систем электроосвещения;

- правила измерения переносными приборами;

- требования нормативно-технической документации для осуществления трудовых действий по техническому обслуживанию кабельных линий, электропроводок и электрических схем;

владеть навыками:                                                                                                                                  - определения путем внешнего осмотра исправности элементов осветительных электроустановок, электроизмерительных приборов и кабельных линий;

- определения технического состояния элементов, деталей, соединений электрооборудования;

- устранения технических неисправностей кабелей и проводов;

- правильного применения электроинструмента;

- контроля параметров рабочих электрических схем;                                                              

знать:                                                                            

- правила устройства электроустановок;

- правила технической эксплуатации электроустановок потребителями;

- правила измерения переносными материалами;

- правила чтения принципиальных и монтажных схем;

- правила разделки, сращивания, спайки и изоляции кабелей проводов;

- технологию монтажа кабельных линий, электропроводок напряжением до 1000 Вт;

- способы оконцевания проводов;

- периодичность и правила проверки изоляции кабелей и электропроводок напряжением до 1000 Вт;

- схемы включения электроизмерительных приборов для измерения напряжения, силы тока, мощности, частоты;

- способы контроля качества выполненных работ.   

                                         

владеть навыками:                                                                          -  перетягивания отдельных участков проводов и кабельных линий;

- осуществления монтажа пусковой аппаратуры и осветительной техники любой конструкции;

- осуществления дефектов электрических аппаратов;

- использования электроизмерительных приборов;

- ремонта и регулирования экспериментальных схем технологического оборудования, а также  экспериментальных электрических машин, электроаппаратов;

- контролировать параметры рабочих электрических схем;

- определение путем проведения замеров исправность элементов осветительных электроустановок, электроизмерительных приборов и кабельных линий.       

 

знать:                                                                                                                                   - устройство электроустановок;                                                       - - способы измерения электрических величин;                                                        - назначение и параметры работы устройств релейной защиты и автоматики;                                                                                           - способы разборки и сборки систем релейной защиты и автоматики;                                                                                                           - правила дефектов и способы ремонта устройств релейной защиты и автоматики;                                                                                               - способы испытания отремонтированных устройств релейной защиты и автоматики;

владеть навыками:                                                                                                                                                                   - осуществления подбора устройств релейной защиты и автоматики;

- устранения дефектов устройств релейной защиты и автоматики; 

-  проведения испытаний отремонтированных устройств релейной защиты и автоматики;                                                                     - контроля параметров работы устройств релейной защиты и автоматики.

 

знать:                                                                                                                      

- правила устройства электрооборудования;

- способы определения неполадок;

- способы испытания отремонтированных устройств;

- способы проведения ремонта электрооборудования;

владеть навыками:                                                                                                                                                                    

- чтения принципиальных и технических схем;

- проведения осмотра и определения неполадок;

- выбора устройств и методов для проведения ремонтных работ;

- контроля качества выполненных работ.                                                                                                                                                                                         

 

 

5

ВЧ

Вариативная часть ОП (определяется образовательной организацией)

 

10% от профессионального компонента

10% от профессионального компонента

1 кредит- 30ч

 

ОК- 4

6

ПО; ПП

Производственное обучение и практика (практические умения и навыки определяются ОП)

50-60% от профессионального компонента дисциплин

50-60% от профессионального компонента дисциплин

50-60% от профессионального компонента дисциплин 28-30 кр./840-900 ч.

50-60% от профессионального компонента дисциплин

 

ОК 1-6

ПК 1-6

7

ФК

Физическая культура

68 ч.

136 ч.

54ч

108 ч.

 

 

8

ГИА***

Итоговая государственная аттестация

6 ч.

6 ч.

1 кр/30 ч.

30 ч.

 

 

9

ВСЕГО

Общая трудоемкость ОП

3000 ч.

4440 ч.

60 кр/1800 ч.

2880 ч.

 

 

10

 

Недельная нагрузка

36/39 ч.

36/39 ч.

39 ч.

36 ч.

 

 

 

Примечание:

(*) - трудоемкость дисциплин, входящих в общеобразовательную подготовку, со сроком обучения 2-3 года определяется в соответствии с Государственным образовательным стандартом школьного общего образования Кыргызской Республики;

(**) - трудоемкость отдельных дисциплин, входящих в циклы (общетехнический, общепрофессиональный, профессиональный), определяется в соответствии с направлением профиля подготавливаемых рабочих профессий;

(***) - часы на итоговую аттестацию, кроме квалификационного экзамена, учитываются в рамках предметных дисциплин.

 

 Настоящий Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (7233 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования) разработан Учебно-методическим объединением Республиканского научно-методического центра при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики.

 

 

 

Жакыпова Каликан Кубаталиевна

  • методист Отдела разработки содержания НПО РНМЦ, председатель

 

 

__________

 

Члены УМО:

 

 

Куттубаев Ильич Курманбекович

  • директор ОсОО “Кэптин групп”

 

__________

Сарыков Данияр

  • преподаватель спец.дисциплин ПЛ№100                           

 

 

__________

 

Акматов Азамат

 - мастер п/о ПЛ №20

 

__________

 

 

Пайдалуу шилтемелер

Мамлекеттик сайттар жана порталдар