Приложение 6
Утвержден приказом
Министерства образования и
науки Кыргызской Республики
Приказ №1668/1
от «4» ноября 2024 года
Регистрационный №____________
Код___________________________
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профессия: Мастер столярного и мебельного производства
Квалификация: 7124 Столяр
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Государственный образовательный стандарт по профессии начального профессионального образования Мастер столярного и мебельного производства (7124 Столяр) разработан уполномоченным органом в области образования Кыргызской Республики «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
2. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие понятия:
государственный образовательный стандарт – общественно-согласованная совокупность требований формального образования, определяющая минимум содержания образовательной программы, базовых требований к подготовке по уровням образования, определяющих цели и результаты обучения;
интегрированная программа – это образовательная программа, разработанная на основе объединения программ общего среднего и начального профессионального образования для предоставления возможности выпускникам основного общего образования получить общее среднее образование;
компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;
кредит (кредит-часы) - условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;
национальная рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификаций в соответствии с набором критериев, направленное на интеграцию и координацию национальных квалификационных подсистем, обеспечение сопоставимости квалификаций и являющееся основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации;
области профессиональной деятельности - совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;
образовательная программа - содержание образования конкретного уровня, направления или специальности;
общетехнический цикл - совокупность предметов, обеспечивающих изучение научных основ техники и технологии межотраслевого характера;
общепрофессиональный цикл - совокупность предметов, содержание которых ориентировано на определенный вид деятельности межотраслевого характера или на профессии определенной отрасли (вид производства);
профессиональный цикл - совокупность предметов, обеспечивающих подготовку непосредственно по профессии;
профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и выполнения определенной трудовой функции;
результаты обучения – утверждение относительно того, какие знания, умения и навыки ожидаются от обучающенгося после успешного завершения процесса обучения;
цикл дисциплин - часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.
3. Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
4. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВЧ - вариативная часть;
ИГА - итоговая государственная аттестация;
ОК - общие компетенции;
ООЦД - общеобразовательный цикл дисциплин;
ОП- образовательная программа;
ОПЦД - общепрофессиональный цикл дисциплин;
ОТЦД - общетехнический цикл дисциплин;
ПО; ПП - производственное обучение и практика;
ПЦД - профессиональный цикл дисциплин;
ПМ - профессиональные модули;
ФК - физическая культура;
ЦД - цикл дисциплин.
5. Настоящий Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации образовательной программы по профессии Мастер столярного и мебельного производства (7124 Столяр) и является основанием для разработки учебной, организационно-методической документации, оценки качества освоения образовательных программ начального профессионального образования всеми образовательными организациями независимо от их организационно-правовых форм, имеющих лицензию и государственную или независимую аккредитацию на территории Кыргызской Республики.
6. Основными пользователями настоящего Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии Мастер столярного и мебельного производства (7124 Столяр) являются:
- администрация и педагогический состав образовательных организаций, имеющих право на реализацию образовательной программы начального профессионального образования;
- обучающиеся, осваивающие основную образовательную программу по данной профессии;
- объединения работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
- учебно-методические объединения и организации, обеспечивающие разработку основных образовательных программ;
- уполномоченный государственный орган, обеспечивающий финансирование начального профессионального образования;
- уполномоченный государственный орган, обеспечивающий контроль за соблюдением законодательства в системе образования, осуществляющий аккредитацию и контроль качества в сфере начального профессионального образования.
Глава 3. Общая характеристика профессии Мастер столярного и мебельного производства (7124 Столяр)
начального профессионального образования
7. Формы образовательной программы по профессии Мастер столярного и мебельного производства (7124 Столяр) профессионального образования по данной профессии:
- очная;
-очно-заочная (вечерняя).
8. Требования к уровню подготовленности абитуриентов.
Абитуриент при поступлении должен иметь один из следующих документов:
- аттестат о среднем общем образовании;
- свидетельство об основном общем образовании;
-на обучение по программам начального профессионального образования принимаются лица, не имеющие базового образования и какой-либо квалификации, без права обучения по программам среднего общего образования и перехода на другой уровень профессионального образования.
9. Нормативный срок освоения образовательной программы по профессии Мастер столярного и мебельного производства (7124 Столяр) при очной форме обучения составляет:
- на базе среднего общего образования - 1года;
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования- 2-3 года.
В образовательных организациях начального профессионального образования реализуются следующие основные образовательные программы:
- интегрированная программа среднего общего и начального профессионального образования на базе основного общего образования со сроком обучения не менее 2-3 лет;
- программа начального профессионального образования на базе основного общего образования без получения среднего общего образования со сроком обучения 2 года, включающая программу допризывной подготовки;
- программа начального профессионального образования на базе среднего общего образования со сроком обучения не менее 1 года;
- программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации со сроком обучения до 1 года.
В исключительных случаях (болезнь, призыв на службу в Вооруженные Силы Кыргызской Республики) по заявлению учащегося, он может быть восстановлен для продолжения учебы и достижения цели обучения в течение 3 лет.
10. Трудоемкость образовательной программы, согласно Структуре образовательной программы начального профессионального образования по профессии Мастер столярного и мебельного производства (7124 Столяр) (приложение 1), за учебный год (10 месяцев при стандартном обучении) составляет не менее 52 кредитов (52 кр ⨯ 30 час. = 1560 час.), с учетом включения самостоятельной работы и всех видов аттестации, трудоемкость основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при 10-месячном сроке обучения должна составлять не более 60 кредитов. При этом один кредит равен 30 часам учебной работы обучающегося.
Объем учебной нагрузки при обучении 2,3 года на базе основного общего образования рассчитывается по часовой системе (минимально 36 академических часов в неделю, максимально - 39 часов.)
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 45 (1,5 кр.) академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению образовательной программы.
Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется Государственным образовательным стандартом начального профессионального образования с учетом специфики профессии не менее 80% общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины или профессионального модуля (например, на предмет выделяется 40 часов, из них 80% или 32 часа - это аудиторные занятия, остальные 8 часов распределяются по усмотрению преподавателя).
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной форме получения образования (в том числе для учебных заведений при исправительных учреждениях) составляет 16 академических часов в неделю.
Общая продолжительность каникул составляет 11 недель в учебном году при сроке обучения 1 год и не менее 2 недель в зимний период. При сроке обучения 1 год.
Производственное обучение и производственная практика составляют 50-60% учебного времени общего объема основной профессиональной образовательной программы.
Производственная практика является обязательным разделом образовательной программы начального профессионального образования и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации образовательной программы начального профессионального образования предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
11. Цели образовательной программы начального профессионального образования по профессии Мастер столярного и мебельного производства (7124 Столяр):
- в области обучения - подготовка квалифицированных рабочих кадров по выполнению работ по установке изделий и конструкций, изготовление дверных и оконных блоков и коробок, кухонного оборудования, лестниц, оборудования магазинов и т.п., из деревянных и других материалов, а также сборка, разборка, ремонт столярных конструкций различного назначения.
- в области воспитания личности - формирование у обучающихся социально - личностных качеств: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности и повышение общей культуры.
12. Вид экономической деятельности: Строительство. Подвид экономической деятельности: Столярные и плотницкие работы.
13. Области профессиональной деятельности включают: столярные мастерские, столярные цеха, строительная площадка жилых, промышленных и общественных зданий, строительные объединения, ремонтно-строительные компании, различные виды строительных конструкций.
14. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: заготовки, детали, сборочные единицы и изделия из древесины и древесных материалов; крепежная арматура и фурнитура; отделочные материалы; деревообрабатывающий инструмент, станки и оборудование; чертежи, техническая и справочная документация; различные виды столярного оборудования.
15. Вид профессиональной деятельности, к которому готовится выпускник: Изготовление столярных и мебельных изделий. Сборка изделий из древесины.
16. Перечень задач профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник:
- организация рабочего процесса;
- выполнение подготовительных работ;
- изготовление и установка деревянных конструкций и их элементов;
- ремонт деревянных конструкций и их элементов;
- завершение рабочего процесса.
17. Выпускник, освоивший образовательную программу по профессии начального профессионального образования Мастер столярного и мебельного производства (7124 Столяр) подготовлен:
- к профессиональной деятельности;
- к продолжению обучения по интегрированным программам начального профессионального образования и среднего профессионального образования.
Глава 4. Общие требования к условиям реализации
образовательной программы
18. Образовательные организации, реализующие образовательные программы начального профессионального образования, самостоятельно разрабатывают образовательную программу по профессии. Образовательная программа разрабатывается на основе соответствующего Государственного образовательного стандарта по профессии, национальной рамки квалификаций, отраслевых и секторальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов, с учетом потребностей рынка труда.
Образовательные организации периодически пересматривают и при необходимости обновляют образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, а также в соответствии с рекомендациями работодателей и других заинтересованных сторон, заключающимися в следующем:
- в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;
- в периодическом мониторинге образовательных программ;
- в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;
- в обеспечении качества и компетентности педагогического состава;
- в обеспечении достаточными ресурсами реализуемой образовательной программы, контроле эффективности их использования;
- в регулярном проведении самооценки по минимальным требованиям аккредитации, установленным Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
- в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
19. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации.
20. Текущая аттестация обучающихся проводится по итогам учебного полугодия на основании системы оценивания, установленной уполномоченным органом в сфере начального профессионального образования.
21. Квалификационный экзамен (итоговая аттестация) обучающихся проводится по завершению полного курса обучения, в форме независимого квалификационного экзамена в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом в сфере начального профессионального образования.
Другие виды государственных аттестационных испытаний определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах требований учебной программы.
22. Для текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей образовательной программы создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, модульные тесты и др., позволяющие оценить уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу начального профессионального образования.
23. Образовательная программа начального профессионального образования должна содержать дисциплины по выбору обучающегося вариативной части профессионального цикла дисциплин. Перечень дисциплин по выбору обучающихся устанавливается решением педагогического совета.
24. При разработке образовательной программы могут быть определены возможности образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального профессионального образования, в формировании общих компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера).
Глава 5. Требования к образовательной программе по профессии Мастер столярного и мебельного производства (7124 Столяр)
25. Выпускник по профессии Мастер столярного и мебельного производства (7124 Столяр) подготовлен:
в соответствии с целями образовательной программы, указанными в пункте 11 настоящего Государственного образовательного стандарта, должен обладать следующими компетенциями:
- общими:
ОК-1. Способен использовать знания об охране окружающей среды и производственной экологии; организации безопасного и здорового образа жизни;
ОК-2. Способен логически строить свою устную и письменную речь на государственном (уровень В1) и официальном языках на уровне профессионального общения;
ОК-3. Способен использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК-4. Способен работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК-5. Способен планировать и организовать собственную деятельность;
ОК-6. Способен использовать базовые предпринимательские знания и навыки в профессиональной деятельности.
- профессиональными:
ПК-1. Способен организовать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда и техники безопасности;
ПК-2. Способен получить задания и подготовить оборудование, инструменты и материалы, необходимые для столярных работ;
ПК-3. Способен осуществить приемку и визуальный контроль качества деталей из древесных материалов, сопроводить их к месту изготовления и сборки;
ПК-4. Способен осуществить изготовление, сборку и установку прямолинейных деревянных строительных конструкций и элементов;
ПК-5. Способен выполнить изготовление, сборку и установку фигурных и лекальных деревянных столярных конструкций и элементов;
ПК-6. Способен производить установку с пригонкой по месту деревянных столярных конструкций и элементов;
ПК-7. Способен производить разборку, ремонт и сборку деревянных конструкций и элементов;
ПК-8. Способен проверить и оценить качество проделанной работы.
Образовательная программа начального профессионального образования предполагает изучение учебных циклов и разделов, предусмотренных в приложении к настоящему Государственному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики.
26.Образовательная программа начального профессионального образования разрабатывается в соответствии со структурой, прилагаемой к настоящему Государственному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики (приложение).
27. Профессиональный цикл дисциплин имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую образовательными организациями. Вариативная часть составляет не менее 10 процентов и дает возможность углубления подготовки, определяемой содержанием базовой части, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
28. Требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ начального профессионального образования, к условиям их реализации, итоговой аттестации выпускников и уровню их подготовки по каждой профессии определяются образовательными организациями в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере начального профессионального образования.
29. При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право получить консультацию в образовательной организации по выбору дисциплин и их влиянию на будущую профессию/специальность.
30. В целях достижения результатов при освоении образовательной программы в части развития компетенций обучающиеся имеют право участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
31. Обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные образовательной программой образовательной организации.
32. Образовательная организация обязана ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при освоении образовательных программ, разъяснить, что включенные для обучения дисциплины являются для обучающихся обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
33. Образовательные организации при организации и реализации образовательных программ обязаны учитывать политику гендерного равенства, обеспечить социальную инклюзию, а также развитие цифровизации.
34. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
Глава 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса
35. Реализация образовательной программы начального профессионального образования по профессии Мастер столярного и мебельного производства (7124 Столяр) должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин образовательной программы.
Перечень обязательных учебников и методических пособий:
1. Степанов Б.А., Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: Учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
2. Клюев Г.И., Столярно-плотничные, стекольные и паркетные работы повышенной сложности. Уч. пособие для УНПО и подготовки на производстве, Гриф Допущено Экспертным советом по профессиональному образованию, ISBN 978-5-7695-2852-1, ИЦ Академия, 2010.
3. Куликов О.Н., Ролин Е.И. Охрана труда в строительстве: учебник для нач.проф. образования/. 5-е изд.,перераб. и доп..—М: издательский центр «Академия», 2010.
4. Древесиноведение и лесное товароведение: Учебник для сред.проф.образования/Борис Наумович Уголев. -2-е изд., стер.- М.:Издательский центр «Академия», 2011.-272 с.
5. Ивилян И.А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. Практикум: учеб.пособие для нач.проф.образования/И.А.Ивилян, Л.М.Кидалова. -М.:Издательский центр «Академия», 2011.-256 с.
6. Буйвидович Ф. В., Технология столярно-плотничных и паркетных работ: учеб. пособие для учащихся проф.-техн. училищ/ - Минск: Высшая школа, 2000.
7. Крупенко, Л.И. Охрана труда на деревообрабатывающих и мебельных предприятиях / Л.И.Крупенко. – М.: Лесная промышленность, 1979. – 192 с.
8. Лапин, А. Мебель своими руками (СД с видеокурсом) / А.Лапин. – СПб.: Питер, 2010. – 208 с.
9. Новицкий, О.В. Современные лестницы. Проектирование, изготовление, монтаж / О.В.Новицкий. - М.: ООО Аделант, 2008. – 88 с. 12.
10. Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 328 с.
Дидактические материалы:
- чертёжи или эскизы по всем темам курса;
- плакаты;
- комплект инструкционно - технологических карт.
36. Обеспеченность учащихся учебной литературой и/или электронной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать лицензионным требованиям. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям.
37. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально ориентированных периодических изданий.
38. Образовательная организация обязана обеспечить условия для организации профессионального обучения в различных формах, включая дистанционное обучение.
Глава 8. Материально-техническое обеспечение
учебного процесса
39. Образовательная организация, реализующая образовательную программу начального профессионального образования по профессии Мастер столярного и мебельного производства (7124 Столяр), должна располагать соответствующей материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и практической работы обучающихся:
- Компьютер – 1шт
- Доска интерактивная – 1шт.
- Проектор – 1шт.
- Принтер – 1шт.
Расходные материалы:
- ЛДСП – 10 лист
- Шурупы- 10 кг;
- Навесы- 10 шт.;
- Полозья;
- Клей ПВА- 3 банка;
- Заглушки под цвет ЛДСП – 50 шт;
- Конфермант 50 мм- 10 кг;
- Дверные ручки – 40 шт;
- Доска 2000х100х25-10 шт.;
- Доска 1300х100х25-10 шт.;
- Доска 1000х100х25- 10 шт.;
- Брус 1000х40х40- 20шт.;
- Шпильки М10, длина 500мм- 20шт.;
- Гайки М10- 40 шт.;
- Мебельные болты- 100 шт.
Инструменты:
- Рулетка – 4 шт.
- Метр – 10 шт.
- Линейка – 10 шт.
- Угольник – 2 шт.
- Фреза 32 мм – 3 шт.
- Штангенциркуль - 2 шт.
- Простой карандаш, твёрдый – 5 шт.
- Молоток- 5 шт.
- Уровень лазерный – 1шт.
- Шуруповерт - 3шт;
- Электродрель- 3 шт.;
- Стамеска- 10шт.;
- Нож резак – 10 шт.;
- Ножовка по дереву;
- Сверла разного диаметра.
Оборудование:
- Ручная дисковая электропила- 3 шт;
- Электрошлифовальная машинка - 3 шт.
- Электрорубанки – 3 шт.
- Ваймы – 5 шт.
- Электролобзик– 5шт.
- Верстак столярный – 10шт;
- Круглопильный станок- 1 шт.
Лаборатории: электротехники и электронной техники;
Мастерские: столярная мастерская
Мебель для мастерской: шкаф для спецодежды, шкаф для технической документации, аптечка, комплект средств индивидуальной защиты.
Учебные кабинеты: технологии столярных и мебельных работ; спец. Дисциплин «Техническое черчение».
Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал, спортивный зал.
Медпункт, столовая.
40. Оценка качества реализации основной профессиональной образовательной программы.
Доказательства профессиональной компетентности выпускника должны относиться к операциям на рабочем месте, удовлетворять требованиям критериев компетентной работы профессионального стандарта Мастер столярного и мебельного производства (7124 Столяр).
Методы проверки результатов обучения: тестирование, интервью, демонстрация навыков при выполнении лабораторных и практическихзаданий, портфолио.
- письменная и /или устная оценка необходимых знаний обучающихся.
|
Приложение 1 к Государственному образовательному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики (согласно Макета государственного образовательного стандарта начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики, утвержденный Постановлением Кабинета Министров КР от 8 июля 2024 г. №371) |
СТРУКТУРА
образовательной программы начального профессионального образования
по профессии Мастер столярного и мебельного производства (7124 Столяр)
№ |
Коды циклов дисциплин (ЦД) |
Циклы дисциплин и проектируемые результаты их освоения |
На базе основного общего образования (9 кл.) с получением среднего общего образования и профессии |
На базе среднего общего образования (11 кл.) Трудоемкость** |
Без получения среднего общего образования |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ |
Коды формируе-мых компетен-ций |
|
2 г. |
3 г. |
1 г. |
2 г. |
|||||
1. |
ОЦД* |
Общеобразовательный цикл дисциплин. В результате изучения цикла обучаемый должен: знать: - сферы, обстановки, ситуации общения; - социальные и статусные роли участников речевой коммуникации; - языковая ситема и стилическая ресурсы на лексиоко-грамматическом уровне; - минимум общенаучной книжной лексики и терминов; - минимум речевых тем в рамках профессиональной деятельности; - речевые особенности делового общения (обращения в официальной обстановке, общение, мимнимум этикетных формул и правил при выражении просьбы, отказа, согласия/несогласия, благодарности, поздравления и др. - виды и жанры служебно-деловой речи.
владеть навыками: - ведения официальной, служебно-деловой беседы/переговоров в соответствии с правилами речевого этикета; - строения стратегии общения для достижения успешной коммуникации; - продуцирования (создавать, порождать) и правильно интерпретировать высказывания делового стиля на актуальные темы в области профессиональной деятельности; - ведения официальных и полуофициальных служебно-деловых бесед / переговоров в соответствии с правилами русского речевого этикета; - правильного оформления учебной работы в рамках профиля / специальности и служебно-деловую документацию.
знать: - о вредных привычках (табакокурение, насвай, алкоголь, наркотики) и их последствия; - о факторах риска здорового образа жизни; - о рациональном и гигиеническом режиме и питании. владеть навыками: - отказа от вредных привычек; - реализации на практике всего комплекса средств и методов обеспечения здорового образа жизни; - соблюдения рационального режима жизни; - соблюдения рационального питания; - выполнения упражнения по укреплению иммунитета и закаливание |
*1768 ч. (10 кл;11 кл.) |
*2006 ч. (10 кл;11 кл.) |
3 кр/90 ч. |
240 ч. |
Профессиональ-ный кыргызский/ русский язык.
Безопасный здоровый образ жизни. |
ОК 2 - 4
ОК 1-3 |
2. |
ПЦД |
Профессиональный компонент дисциплин |
1232 ч. |
2434 ч. |
56 кр/1680 ч. |
2532 ч. |
|
|
3.
|
ОТЦД** ОПЦД*
|
Общепрофессиональный цикл дисциплин. Общетехнический цикл В результате изучения цикла обучаемый должен: знать: - требования единой принципиальной схемы и проектной документаций для электроустановок; - основные правила построения чертежей и электросхем и виды нормативно технической документации; - правила чтения технической и технологической документаций, виды производственной документации; владеть навыками: - чтения электротехнических чертежей; - чтения проектов схем электроустановок.
знать: - определение и обозначение элементов электрических схем, видов их соединения; - виды и методы электрических измерений; - единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока и сопротивления проводников. - методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей; - свойства постоянного и переменного тока; - принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока; - электроизмерительные приборы (амперметр, вольт метр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; - свойства магнитного поля; - устройство и принцип действия двигателей постоянного и переменного тока; - правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании; - меры безопасности на электрических установках, оказание первой помощи пострадавшему от электрического тока.
владеть навыками: - чтения структурных, монтажных и простых принципиальных электрических схем; - расчёта и измерения основных параметров электрических, магнитных и простых электронных цепей; - использования в работе электроизмерительных приборов; - пуска и остановки электродвигателя, установленном на эксплуатируемом оборудовании.
Общепрофессиональный цикл В результате освоения цикла обучающийся должен: знать: - нормативную правовую базу в области предпринимательской деятельности; - состояние экономики и предпринимательства в Кыргызской Республике; - потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса; - технологию разработки бизнес-плана; - теоретические и методологические основы организации собственного дела.
владеть навыками: - проведения психологического самоанализа предрасположенности к предпринимательской деятельности; - выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности; - заполнения формы бухгалтерской отчётности; - применения различных методов исследования рынка; - принятия управленческих решений; - сбора и анализа информации о конкурентах, потребителях, поставщиках; - экономических расчётов; - планирования производственной деятельности; - разработки бизнес-плана; - проведения презентации.
знать: - законы экологии и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; - обязанности работников в области охраны труда; - фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; - возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом); - порядок и периодичность инструктажей по охране труда и технике безопасности; - порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты.
владеть навыками: - выявления опасных и вредных производственных факторов и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; -использования средств коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; - проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. оценивания условий труда и уровень травмобезопасности в профессиональной деятельности; - проведения вводного инструктажа столяра, инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; - вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда.
знать: - принципы рыночной экономики; организационно-правовые формы организаций; - основные положения законодательства, регулирующие трудовые отношения; - механизмы формирования заработной платы; - формы оплаты труда.
владеть навыками: - ориентирования в общих вопросах экономики производства пищевой продукции; - применения экономических и правовых знаний в конкретных производственных ситуациях; - защиты своих трудовых прав в рамках действующего законодательства.
знать: - материалы, применяемые при изготовлении столярных изделий; - стандартизацию материалов; - свойства материалов; - физические, механические, химические свойства: свет, блеск, текстура, влажность и т.д.; - пороки древесины их классификация основные сведения о строительных материалах; - общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения; владеть навыками: - определения пород древесины по макроскопическим признакам. - определения пороков древесины по образцам. - определения объема; - определения площади материала; - определения основных свойств строительных материалов; - подготовка листовых материалов к обработке; - способами раскроя листовых материалов. |
|
|
10 кр/300 ч. |
|
Чтение чертежей
Основы электротехники и электроники
Основы бизнеса и предприниматель-ства
Охрана труда и производственная экология
Правовые основы профессиональной деятельности
Материаловедение |
ПК- 1 ОК-1, ОК-3
ПК1;4 ОК1-3
ПК-4 ОК-1, ОК-4
ОК-4-6
ПК 1, 8
ОК1-5 ПК-1-8
ОК1-5
ПК-1-7
|
|
4.
|
Профессиональный цикл дисциплин. Базовая часть: |
|
|
|
|
Материаловедение Чтение чертежей Технология обработки древесины
Технология обработки древесины
Технология изготовления и ремонта столярных изделий
Технология изготовления и ремонта столярных изделий
Технология изготовления и ремонта столярных изделий Материаловедение
Материаловедение Основы электротехники и электроники
Технология изготовления и ремонта столярных изделий
Технология изготовления и ремонта столярных изделий |
ОК1-3 ПК1,2
ОК-1-6 ПК-3-4
ОК1-6 ПК3-6
ОК1-6 ПК-4,7,8
ОК1-6 ПК-5
ОК1-6 ПК5,6
ПК-7,8
ПК-8
|
В результате изучения профессиональных цикла и модулей, обучаемый должен: знать: - правила техники безопасности на рабочем месте (электробезопасность, пожаробезопасность, экологическая безопасность); - правила применения средств индивидуальной защиты; - правила обращения с электрическими инструментами и механизмами; - требования по инструкционно-технологической карте (ИТК); - устройство и правила использования ручного столярного инструмента и электроинструмента; - признаки неисправности инструментов и оборудования, используемых при выполнении столярных работ; - технологию производства деталей и изделий из древесных материалов; - правила, приемы и техники выполнения: разметки поверхностей деталей, подготовки столярных изделий, наклейки кромочных материалов, сверления и обработки отверстий; - факторы риска, недостатки, несоответствия на рабочем месте для успешной организации рабочего процесса владеть навыками: - соблюдения правил техники безопасности при выполнении подготовительных работ; - проверки исправности рабочих инструментов, провешивать поверхности; - оценивания безопасности организации рабочего места, согласно правилам охраны труда, промышленной безопасности и производственной санитарии; - чтения ИТК; - выбора инструментов, оборудования и оснастки для установки фурнитуры и крепежных элементов при сборке встроенной мебели из древесных материалов; - оценивание исправность типовых инструментов, приспособлений, оснастки и оборудования для столярных работ, сборки встроенной мебели из древесных материалов; - информирования руководства о недостатках, обнаруженных на рабочем месте.
знать: - технические условия на изготовление различных столярных изделий; - назначение и виды инструмента, приспособлений и оборудования, используемого при изготовлении и установке столярных изделий; - виды и свойства древесины; - технические характеристики и требования к качеству используемых древесных материалов; - виды и способы обработки дерева; - виды, классификация и способы изготовления столярных изделий и деталей; - конструкции и технологии изготовления ручным и механизированным способом оконных переплетов, дверных полотен, комплектования их в блоки и установки блоков на место; - виды и способы столярных соединений и сопряжений; - виды и способы выполнения столярно-монтажных работ; - технологию сборки встроенной мебели из древесных материалов; - виды лицевой отделки столярных изделий и требования к ним; - виды возможных дефектов при изготовлении деревянных столярных конструкций и элементов, способы их предупреждения и устранения; - ассортимент фурнитуры и крепежных элементов, используемой для изготовления встроенной мебели из древесных материалов владеть навыками: - умения работать с деревообрабатывающим оборудованием, инструментом и приспособлениями; - чтения чертежей; - выполнения эскизов; - работы с древесиной; - работы с заготовками столярных изделий; - работы с отделочными материалами; - работы согласно ИТК; - выявления отклонения качественных показателей от нормативных при изготовлении и обработке материалов, используемых при сборке узлов и изделий; - сборки встроенной мебели из древесных материалов; - устранения незначительных дефектов обработки материалов, сборке узлов и изделий встроенной мебели из древесных материалов знать: - требования правил по охране труда, промышленной безопасности, производственной санитарии; - правила чтения технической и сборочной документации; - технологию сборки изделий мебели из древесных материалов; -технические характеристики и требования к качеству используемых древесных материалов, фурнитуры и крепежных материалов.
владеть навыками: - выявления отклонений качественных показателей от нормативных при изготовлении и обработки материалов, используемых при сборке соединений и узлов изделий мебели из древесных материалов; - сборки элементов встроенной мебели; - установления необходимую фурнитуру и крепежные материалы на собираемое изделие; - устранения дефектов обработки столярных материалов используемых при сборке соединений для встроенной мебели.
знать: -правила соблюдения технологического процесса; - изготовление и сборка прямолинейных строительных конструкций; - способы изготовления сопряжений и сборки элементов столярных изделий; - способы заделки отдельных мест древесины; - способы изготовления, сборки, ремонта и установки столярных изделий; - назначение и правила применения используемого инструмента и приспособлений; - правила безопасности труда и применение средств индивидуальной защиты.
владеть навыками: - соблюдение правила технологического процесса по данным видам работ. - умение собирать и ремонтировать прямолинейные фрамуги, оконные створки, глухие переплеты для гражданских и промышленных зданий; - умение вгонять глухие переплеты и фрамуги; - умение устанавливать врезные приборы с пригонкой по месту простых врезных и частично; - умение организовать и содержать рабочее место; - просчитывание объемы работ; - экономное расходование материалы; - определение пригодность применяемых материалов; - соблюдение правила безопасности труда, гигиены труда, пожарной безопасности. - применение средств индивидуальной защиты.
знать: - технологический процесс на изготовление и установку столярных фигурных изделий; - способы изготовления, пригонки и навески сложных столярных изделий; - чтение чертежей; - чтение технических инструкций; - технические условия на изготовление различных столярных изделий; -виды и свойства древесины; -виды дефектов древесины и способы их устранения; - допуски и посадки в деревообработке.
владеть навыками: - применение инструменты, приспособления и оборудования, используемые при изготовлении и установке столярных изделий; - применение способы изготовления столярных изделий и деталей; - использование конструкцию и технологию изготовления механизированным способом поручней, плинтусов, карнизов, столярных перегородок, панелей, встроенной мебели; - исключение виды возможных дефектов при изготовлении деревянных столярных конструкций и элементов, применяя способы их предупреждения и устранения; - применение виды отделки столярных изделий; - применение отделочные материалы.
знать: - виды инструментов и приспособлений, используемых при установке столярных конструкций; - виды и свойства древесины; - допуски и посадки в деревообработке; - устройства и классификация столярных конструкций; - способы изготовления сопряжений и сборки элементов столярных изделий; - способы заделки отдельных мест древесины; - виды уплотнительных материалов и крепежных деталей, используемых при установке столярных конструкций; - требования к монтируемым деталям; - назначение, виды и свойства МДФ; - назначение, виды и свойства древесностружечных плит.
владеть навыками: - применения ИТК на выполнение работ; - установки дверных и оконных блоков, подоконных досок и монтажных брусков; - установки филенчатых перегородок; - установки панелей МДФ; - обшивки стен древесностружечными материалами;
знать: - виды, назначение и классификацию ремонта; - виды инструментов и приспособлений, применяемых при ремонте, разборке и сборке столярных конструкций; - дефекты столярных соединений и способы их устранения; - допуски и посадки в деревообработке; - свойства древесины твердых и ценных пород. - устройство и классификацию столярных конструкций; - виды уплотнительных материалов и крепежных деталей, используемых при установке столярных конструкций; - виды дефектов деревянных конструкций и элементов и способы их устранения; - назначение, виды отделочных материалов и их применение; - виды отделки поверхностей и способы проведения реставрации; - виды фурнитуры и технология замены.
владеть навыками: - сборки, ремонта, установки столярных конструкций; - работы с инструментом и приспособлениями; - работы с отделочными материалами.
знать: - правила чтения конструкторской и технологической документации по сборке, установке оконных, дверных блоков, изделий встроенной мебели; - методы регулировки фурнитуры и крепежных изделий; - ассортимент фурнитуры и крепежных изделий, используемых для столярных работ; -способы устранения дефектов, обнаруженных при сборке и испытании столярных соединений; - способы устранения дефектов, обнаруженных при столярно-монтажных работах; - требования к качеству выполнения столярных деталей, способам их соединения, столярно-монтажным работам к качеству элементов и готовых изделий встроенной мебели из древесных материалов; - требования правил по охране труда, электро и пожарной безопасности.
владеть навыками: - чтения и анализа конструкторской и технологической документации; - использования измерительных инструментов для проверки точности сборки столярных соединений, встроенных изделий мебели из древесных материалов; - определения работоспособности и долговечности подвижных элементов столярных изделий и встроенной мебели из древесных материалов; - оценивания качества и точности сборочных и регулировочных работ в процессе испытаний столярных изделий и встроенной мебели; - устранения найденных дефектов сборки изделия и регулировки крепежных элементов; - соблюдения правил ТБ, электро- и пожарной безопасности; знать: - правила уборки и очистки рабочего места; - места складирования строительного мусора; - правила сбора и выноса технического мусора. владеть навыками: - очистки инструментов и оборудования; - очистки и уборки помещения от остатков плотничных и столярных работ (опилок); - упаковки и складирования строительного мусора в отведенном месте; - приведения в порядок электроинструментов по завершении работ; - уборки своего рабочего места по завершении работ. |
|
|
||||||
5. |
ВЧ |
Вариативная часть ОПОП (определяется образовательной организацией) |
10% от профессионального компонента |
10% от профессионального компонента 1 кредит- 30ч |
|
ОК- 4 |
||
6. |
ПО; ПП |
Производственное обучение и практика (практические умения и навыки определяются ОПОП) |
50-60% от профессионального компонента дисциплин |
50-60% от профессионального компонента дисциплин 28-30 кр./840-900 ч. |
50-60% от профессионального компонента дисциплин |
|
ОК 1-6 ПК 1-6 |
|
7. |
ФК |
Физическая культура |
68 ч. |
136 ч. |
54ч. |
108 ч. |
|
|
8. |
ГИА*** |
Итоговая государственная аттестация |
6 ч. |
6 ч. |
1 кр/30 ч. |
30 ч. |
|
|
9. |
ВСЕГО |
Общая трудоемкость ОПОП |
3000 ч. |
4440 ч. |
60 кр/1800 ч. |
2880 ч. |
|
|
10. |
|
Недельная нагрузка |
36/39 ч. |
36/39 ч. |
39 ч. |
36 ч. |
|
|
Примечание:
(*) - трудоемкость дисциплин, входящих в общеобразовательную подготовку, со сроком обучения 2-3 года определяется в соответствии с Государственным образовательным стандартом школьного общего образования Кыргызской Республики;
(**) - трудоемкость отдельных дисциплин, входящих в циклы (общетехнический, общепрофессиональный, профессиональный), определяется в соответствии с направлением профиля подготавливаемых рабочих профессий;
(***) - часы на итоговую аттестацию, кроме квалификационного экзамена, учитываются в рамках предметных дисциплин.
По профессиям, по которым ведется подготовка на базе средней общей школы (11 кл.), перевод на кредит-часы и их корректировки возможны по итогам апробации, проводимой в пилотных лицеях.
.
Настоящий Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии Мастер столярного и мебельного производства (7124 Столяр) разработан Учебно-методическим объединением Республиканского научно-методического центра при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики (приказ РНМЦ при МОН КР № 1/11 от 3 марта 2023 года “Об утверждении Положения об учебно-методических объединениях при Республиканском научно-методическом центре”).
|
Омурзакова Зейнеп Айтбаевна |
|
__________ |
|||
|
Члены УМО: |
|
|
|||
|
Катыбов Расул Катыбович |
ОАО Кыргызмебель Зам. гендиректора
|
__________ |
|||
|
Исмаилов Нурбек Жолдошевич |
|
__________
|
|||
Кудабаев Толобек |
- мастер п/о ПЛ №5 |
__________ |
|
|||
Осмонович
Беда Ирина Ивановна - методист ПЛ №4 ___________