Приложение 4
Утвержден приказом
Министерства образования и
науки Кыргызской Республики
Приказ №1668/1
от «4» ноября 2024 года
Регистрационный №____________
Код___________________________
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профессия: Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
Квалификация: 7121 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Государственный образовательный стандарт по профессии начального профессионального образования Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (7121 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования) разработан уполномоченным органом в области образования Кыргызской Республики в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
2. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие понятия:
государственный образовательный стандарт – общественно-согласованная совокупность требований формального образования, определяющая минимум содержания образовательной программы, базовых требований к подготовке по уровням образования, определяющих цели и результаты обучения;
интегрированная программа – это образовательная программа, разработанная на основе объединения программ общего среднего и начального профессионального образования для предоставления возможности выпускникам основного общего образования получить общее среднее образование;
компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;
кредит (кредит-часы) - условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;
национальная рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификаций в соответствии с набором критериев, направленное на интеграцию и координацию национальных квалификационных подсистем, обеспечение сопоставимости квалификаций и являющееся основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации;
области профессиональной деятельности - совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;
образовательная программа - содержание образования конкретного уровня, направления или специальности;
общетехнический цикл - совокупность предметов, обеспечивающих изучение научных основ техники и технологии межотраслевого характера;
общепрофессиональный цикл - совокупность предметов, содержание которых ориентировано на определенный вид деятельности межотраслевого характера или на профессии определенной отрасли (вид производства);
профессиональный цикл - совокупность предметов, обеспечивающих подготовку непосредственно по профессии;
профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и выполнения определенной трудовой функции;
результаты обучения – утверждение относительно того, какие знания, умения и навыки ожидаются от обучающегося после успешного завершения процесса обучения;
цикл дисциплин - часть основной профессиональной образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.
3. Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
4. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВЧ - вариативная часть;
ИГА - итоговая государственная аттестация;
ОК - общие компетенции;
ООЦД - общеобразовательный цикл дисциплин;
ОП - образовательная программа;
ОПЦД - общепрофессиональный цикл дисциплин;
ОТЦД - общетехнический цикл дисциплин;
ПО; ПП - производственное обучение и практика;
ПЦД - профессиональный цикл дисциплин;
ПМ - профессиональные модули;
ФК - физическая культура;
ЦД - цикл дисциплин.
5. Настоящий Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации образовательной программы по профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (7121 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования) и является основанием для разработки учебной, организационно-методической документации, оценки качества освоения образовательных программ начального профессионального образования всеми образовательными организациями независимо от их организационно-правовых форм, имеющих лицензию и государственную или независимую аккредитацию на территории Кыргызской Республики.
6. Основными пользователями настоящего Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (7121 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования) являются:
- администрация и педагогический состав образовательных организаций, имеющих право на реализацию основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования;
- обучающиеся, осваивающие образовательную программу по данной профессии;
- объединения работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
- учебно-методические объединения и организации, обеспечивающие разработку образовательных программ;
- уполномоченный государственный орган, обеспечивающий финансирование начального профессионального образования;
- уполномоченный государственный орган, обеспечивающий контроль за соблюдением законодательства в системе образования, осуществляющий аккредитацию и контроль качества в сфере начального профессионального образования.
Глава 3. Общая характеристика профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
(7121 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования)
начального профессионального образования
7. Формы освоения образовательной программы по профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (7121 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования):
- очная;
- очно-заочная (вечерняя).
8. Требования к уровню подготовленности абитуриентов.
Абитуриент при поступлении должен иметь один из следующих документов:
- аттестат о среднем общем образовании;
- свидетельство об основном общем образовании;
- на обучение по программам начального профессионального образования принимаются лица, не имеющие базового образования и какой-либо квалификации, без права обучения по программам среднего общего образования и перехода на другой уровень профессионального образования.
9. Нормативный срок освоения образовательной программы по профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (7121 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования) при очной форме обучения составляет:
- на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – 2-3 года;
- на базе среднего общего образования – 1 год.
В образовательных организациях начального профессионального образования реализуются следующие образовательные программы:
- интегрированная программа среднего общего и начального профессионального образования на базе основного общего образования со сроком обучения не менее 2-3 лет;
- программа начального профессионального образования на базе основного общего образования без получения среднего общего образования со сроком обучения 2 года, включающая программу допризывной подготовки;
- программа начального профессионального образования на базе среднего общего образования со сроком обучения не менее 1 года;
- программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации со сроком обучения до 1 года.
В исключительных случаях (болезнь, призыв на службу в Вооруженные Силы Кыргызской Республики) по заявлению учащегося, он может быть восстановлен для продолжения учебы и достижения цели обучения в течение 3 лет.
10. Трудоемкость образовательной программы, согласно Структуре основной образовательной программы начального профессионального образования (приложение 1), за учебный год (10 месяцев при стандартном обучении) составляет не менее 52 кредитов (52 кр. ⨯ 30 час. = 1560 час.), с учетом включения самостоятельной работы и всех видов аттестации, трудоемкость основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при 10-месячном сроке обучения должна составлять не более 60 кредитов. При этом один кредит равен 30 часам учебной работы обучающегося.
Объем учебной нагрузки при обучении 2,3 года на базе основного общего образования рассчитывается по часовой системе (минимально 36 академических часов в неделю, максимально - 39 часов.)
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 45 (1,5 кр) академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению образовательной программы.
Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется Государственным образовательным стандартом начального профессионального образования с учетом специфики профессии не менее 80% общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины или профессионального модуля (например, на предмет выделяется 40 часов, из них 80% или 32 часа - это аудиторные занятия, остальные 8 часов распределяются по усмотрению преподавателя).
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования (в том числе для учебных заведений при исправительных учреждениях) составляет 16 академических часов в неделю.
Общая продолжительность каникул составляет не менее 11 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
Производственное обучение и производственная практика составляют 50-60% учебного времени общего объема образовательной программы.
Производственная практика является обязательным разделом образовательной программы начального профессионального образования и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации образовательной программы начального профессионального образования предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
11. Цели образовательной программы начального профессионального образования по профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (7121 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования):
- в области обучения является: подготовка квалифицированных рабочих по монтажу систем отопления, водоснабжения, канализации, водостоков для обеспечения и достижения проектных и паспортных данных монтируемых систем и обеспечения нормируемых санитарно-гигиенических и метеорологических параметров помещений;
- в области воспитания личности является: формирование у обучающихся социально- личностных качеств: целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникабельность, умение работать в коллективе, ответственности, гражданственности, толерантности и повышение общей культуры.
12. Вид экономической деятельности: Строительство. Подвид экономической деятельности: Монтаж и облуживание санитарно-технических систем оборудования.
13. Области профессиональной деятельности включает работу в:
- строительных фирмах;
- жилищно-коммунальных хозяйствах;
- компаниях, оказывающих услуги, связанные с ремонтом, монтажом и демонтажем сантехники;
- строительные объекты, частные дома, жилые дома, системы канализационных трубопроводов вдоль магистралей.
14. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: ручные, механизированные инструменты для монтажа санитарно-технических систем и оборудования, измерительные средства, приборы и устройства для проведения контроля и качества. Инструкции, производственно-технологическая и нормативная документация.
15. Виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник: выполнение монтажных, демонтажных работ и ремонта систем отопления, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и водостоков.
16. Задачами профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник:
- Диагностика санитарно-технических систем и оборудования;
- Монтаж, демонтаж санитарно-технических систем и оборудования;
- Контроль качества и сдача выполненных работ.
17. Выпускник, освоивший образовательную программу по профессии начального профессионального образования Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (7121 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования) подготовлен:
- к профессиональной деятельности;
- к продолжению обучения по интегрированным программам начального профессионального образования и среднего профессионального образования.
Глава 4. Общие требования к условиям реализации
образовательной программы
18. Образовательные организации, реализующие образовательные программы начального профессионального образования, самостоятельно разрабатывают образовательную программу по профессии. Образовательная программа разрабатывается на основе соответствующего Государственного образовательного стандарта по профессии, национальной рамки квалификаций, отраслевых/секторальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов, с учетом потребностей рынка труда.
Образовательные организации периодически пересматривают и при необходимости обновляют образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, а также в соответствии с рекомендациями работодателей и других заинтересованных сторон, заключающимися в следующем:
- в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;
- в периодическом мониторинге образовательных программ;
- в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;
- в обеспечении качества и компетентности педагогического состава;
- в обеспечении достаточными ресурсами реализуемой основной профессиональной образовательной программы, контроле эффективности их использования;
- в регулярном проведении самооценки по минимальным требованиям аккредитации, установленным Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
- в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
19. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации.
20. Текущая аттестация обучающихся проводится по итогам учебного полугодия на основании системы оценивания, установленной уполномоченным органом в сфере начального профессионального образования.
21. Квалификационный экзамен (итоговая аттестация) обучающихся проводится по завершению полного курса обучения, в форме независимого квалификационного экзамена в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом в сфере начального профессионального образования.
Другие виды государственных аттестационных испытаний определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах требований учебной программы.
22. Для текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей образовательной программы создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, модульные тесты и др., позволяющие оценить уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу начального профессионального образования.
23.Образовательная программа начального профессионального образования должна содержать дисциплины по выбору обучающегося вариативной части профессионального цикла дисциплин. Перечень дисциплин по выбору обучающихся устанавливается решением педагогического совета.
24. При разработке образовательной программы могут быть определены возможности образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального профессионального образования, в формировании общих компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера).
Глава 5. Требования к образовательной программе по профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
(7121 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования)
25. Выпускник по профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (7121 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования) в соответствии с целями образовательной программы, указанными в пункте 11 настоящего Государственного образовательного стандарта, должен обладать следующими компетенциями:
- общими:
ОК-1. Способен использовать знания об охране окружающей среды и производственной экологии; организации безопасного и здорового образа жизни;
ОК-2. Способен логически строить свою устную и письменную речь на государственном (уровень В1) и официальном языках на уровне профессионального общения;
ОК-3. Способен использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК-4. Способен работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК-5. Способен планировать и организовать собственную деятельность;
ОК-6. Способен использовать базовые предпринимательские знания и навыки в профессиональной деятельности.
-профессиональными:
ПК-1. Способен выполнить подготовительные работы при монтаже и ремонте систем отопления, водоснабжения, канализации и водостоков;
ПК-2. Способен подготовить инструменты, оборудования, узлов и деталей к монтажу систем отопления, водоснабжения, канализации и водостоков в соответствии с проектом производства работ;
ПК-3. Способен выполнять демонтаж и монтаж санитарно-технические оборудования, а также ремонт систем отопления, водоснабжения, канализации и водостоков, в т.ч. особо сложных работ по ним;
ПК-4. Способен установить санитарно-технического оборудования и приборы;
ПК-5. Способен осуществить техническое обслуживание и испытания систем отопления, водоснабжения, канализации и водостоков;
ПК-6. Способен обработать результаты испытаний и устранять неисправности систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков
ПК-7. Способен контролировать качество выполненных работ и сдавать завершенные ремонтные работы.
Образовательная программа начального профессионального образования предполагает изучение учебных циклов и разделов, предусмотренных в приложении к настоящему Государственному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики.
26. Образовательная программа начального профессионального образования разрабатывается в соответствии со структурой, прилагаемой к настоящему Государственному стандарту начального профессионального образования (приложение).
27. Профессиональный цикл дисциплин имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую образовательными организациями. Вариативная часть составляет не менее 10 процентов и дает возможность углубления подготовки, определяемой содержанием базовой части, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
28. Требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ начального профессионального образования, к условиям их реализации, итоговой аттестации выпускников и уровню их подготовки по каждой профессии определяются образовательными организациями в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере начального профессионального образования.
29. При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право получить консультацию в образовательной организации по выбору дисциплин и их влиянию на будущую профессию/специальность.
30. В целях достижения результатов при освоении образовательной программы в части развития компетенций обучающиеся имеют право участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
31. Обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные образовательной программой образовательной организации.
32. Образовательная организация обязана ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при освоении образовательных программ, разъяснить, что включенные для обучения дисциплины являются для обучающихся обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
33. Образовательные организации при организации и реализации образовательных программ обязаны учитывать политику гендерного равенства, обеспечить социальную инклюзию, а также развитие цифровизации.
34. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
Глава 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса
35. Реализация образовательной программы начального профессионального образования по профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (7121 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования) должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин образовательной программы.
Перечень обязательных учебников и методических пособий:
1. Слесарь-сантехник: учебник. – Б.: «V.R.S. Company», 2018, РНМЦ типография «Кенеш», 2008.
2. Слесарь-сантехник» в профессиональных лицеях Кыргызстана. Учебное пособие. – Б.: 2016.
Комплект методических плакатов.
36. Обеспеченность учащихся учебной литературой и/или электронной литературой, необходимой для реализации образовательной программы, должна соответствовать лицензионным требованиям. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям.
37. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально ориентированных периодических изданий.
38. Образовательная организация обязана обеспечить условия для организации профессионального обучения в различных формах, включая дистанционное обучение.
Глава 8. Материально-техническое обеспечение
учебного процесса
39. Образовательная организация, реализующая образовательную программу начального профессионального образования по профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (7121 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования), должна располагать соответствующей материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и практической работы обучающихся:
- оборудованные учебные мастерские с инструментами, специальными приспособлениями и оборудованиями для выполнения демонтаж, монтаж и технического обслуживания и ремонтных работ санитарно-технических систем и оборудования, контрольно-измерительные приборы, уплотнительные, моющие материалы для инструментов, приспособлений, плакаты, инструкционные карта, средства и оборудования для уборки рабочего места. Должна быть учебная мастерская по слесарному делу;
- учебные кабинеты по специальным дисциплинам (по черчению, по электротехнике и материаловедению, по технологии ремонта и обслуживания санитарно-технического оборудования и системы отопления с макетами санитарно-технического оборудования). Должны быть плакаты по всем дисциплинам;
- компьютерный класс (количество компьютеров 1:12), средства мультимедиа.
Лаборатории: слесарно-механические; слесарь-сантехнические.
Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал, спортивный зал.
Медпункт, столовая.
40. Оценка качества реализации образовательной программы.
Доказательства профессиональной компетентности выпускника должны относиться к операциям на рабочем месте, удовлетворять требованиям критериев компетентной работы профессионального стандарта “Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования” (7121) Монтажник санитарно-технических систем и оборудования.
Методы проверки результатов обучения:
- интервью, демонстрация навыков при выполнении лабораторных и практических заданий, портфолио, тестирование;
- письменная и /или устная оценка необходимых знаний обучающихся.
|
|
Приложение к Государственному образовательному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики (согласно Макета государственного образовательного стандарта начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики, утвержденный Постановлением Кабинета Министров КР от 8 июля 2024 г. №371) |
СТРУКТУРА
образовательной программы начального профессионального образования
по профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (7121 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования)
№ |
Коды циклов дисциплин (ЦД) |
Циклы дисциплин и проектируемые результаты их освоения |
На базе основного общего образования (9 кл.) с получением среднего общего образования и профессии |
На базе среднего общего образования (11 кл.) Трудоемкость** |
Без получения среднего общего образования |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ |
Коды формируе-мых компе-тенций |
||
2 г. |
3 г. |
1 г. |
2 г. |
||||||
1. |
ОЦД* |
Общеобразовательный цикл дисциплин. В результате изучения цикла обучаемый должен: - знать: - сферы, обстановки, ситуаци общения; Социальные и статусные роли участников речевой коммуникации; - языковая ситема и стилическая ресурсы на лексиоко-грамматическом уровне; - минимум общенаучной книжной лексики и терминов; - минимум речевых тем в рамках профессиональной деятельности; - речевые особенности делового общения (обращения в официальной обстановке, общения, мимнимум этикетных формул и правил при выражении просьбы, отказа, согласия/несогласия, благодарности, поздравления и др. - виды и жанры служебно-деловой речи; - владеть навыками: - ведения официальной, служебно-деловой беседы/переговоров в соответствии с правилами речевого этикета; - строения стратегии общения для достижения успешной коммуникации; - продуцирования (создавать, порождать) и правильно интерпретировать высказывания делового стиля на актуальные темы в области профессиональной деятельности; - ведения официальных и полуофициальных служебно-деловых бесед / переговоров в соответствии с правилами русского речевого этикета; - правильного оформления учебной работы в рамках профиля / специальности и служебно-деловую документацию.
знать: - о вредных привычках (табакокурение, насвай, алкоголь, наркотики) и их последствия; - о факторах риска здорового образа жизни; - о рациональном и гигиеническом режиме и питании.
- владеть навыками: - отказа от вредных привычек; - реализации на практике всего комплекса средств и методов обеспечения здорового образа жизни; - соблюдения рационального режима жизни; - соблюдения рационального питания; - выполнения упражнения по укреплению иммунитета и закаливание. |
*1768 ч. (10 кл;11 кл.) |
*2006 ч. (10 кл;11 кл.) |
3 кр/90 ч. |
240 ч. |
Профессиональный кыргызский/ русский язык.
Безопасный здоровый образ жизни. |
ОК - 2 ОК -3 ОК - 4
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ПК-6
|
|
2. |
ПЦД |
Профессиональный компонент дисциплин |
1232 ч. |
2434 ч. |
56 кр/1680 ч. |
2532 ч. |
|
|
|
3.
|
ОТЦД** ОПЦД
|
Общепрофессиональный цикл дисциплин. Общетехнический цикл В результате изучения цикла обучаемый должен: - знать: -требования единой принципиальной схемы и проектной документаций для электроустановок; -основные правила построения чертежей и электросхем и виды нормативно технической документации; -правило чтения технической и технологической документаций, виды производственной документации;
- владеть навыками: -чтения электротехнических чертежей; -чтения проектных схем электроустановок.
- знать: -определение и обозначение элементов электрических схем, видов их соединения; -виды методы электрических измерение; -единица измерение силы тока, напряжение, мощности электрического тока и сопротивление проводников. -методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей; -свойство постоянного и переменного тока; -принципы последовательного и параллельного соединение проводников и источников тока; -электроизмерительные приборы (амперметр, вольт метр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; -свойства магнитного поля; -двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; -правило пуска, остановки электродвигателя, установленных на эксплуатируемом оборудовании; -меры безопасности электрических установках, оказание первой помощи пострадавшему от электрического тока.
- владеть навыками: -чтения структурных, монтажных и простых принципиальных электрических схем; -выполнения расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и простых электронных цепей; -использования в работе электроизмерительных приборов; -пуска и остановки электродвигателей, установленные на эксплуатируемом оборудовании.
знать: -понятие о взаимозаменяемости деталей. - стандартизация и нормализация деталей; - свободные и сопрягаемые размеры; -определение предельных размеров и допусков; -основные группы средств измерений; -средств для линейных измерений; -средств измерений плоских поверхностей; -допуски и средства измерения углов и гладких конусов; - допуски, посадки и средства измерения метрических резьб; - допуски и средства измерения шпоночных и шлицевых соединений.
- владеть навыками: -определения предельных размеров и допусков; - классы точности и их применение; - применения таблица допусков; - обозначения допусков и посадок на чертежах; - погрешности метода измерений; - использования универсальных средств измерения; - использование штангецуркуля, микрометра, приемы измерения указанным инструментом; - правильного пользования угольниками, угловыми мерами и другим инструментом; - определения степени точности резьбы и ряда отклонений;
Общепрофессиональный цикл В результате освоения цикла обучающийся должен: -знать: -нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности; -состояние экономики и предпринимательства в Кыргызской Республике; -потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса; -технологию разработки бизнес-плана; -теоретические и методологические основы организации собственного дела.
- владеть навыками: -проведения психологического самоанализа предрасположенности предпринимательской деятельности; -выбора организационно-правовую формы предпринимательской деятельности; -заполнения формы бухгалтерской отчётности; -применения различных методов исследования рынка; -принятия управленческих решений; -сбора и анализа информации о конкурентах, потребителях, поставщиках; - выполнения экономических расчётов; -осуществления планирование производственной деятельности; -разработки бизнес-плана; -проведения презентации.
-знать: - законы экологии и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; - обязанности работников в области охраны труда; - фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом); - порядок и периодичность инструктажей по охране труда и технике безопасности; - порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты.
- владеть навыками: -выявления опасных и вредных производственных факторов и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; -использования средств коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; - участия в аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. оценивать условия труда и уровень травмобезопасности в профессиональной деятельности; -проведения вводного инструктажа, инструктирования их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; - выработки и контроля навыков, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда.
знать: - принципы рыночной экономики; организационно-правовые формы организаций; - основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения; -механизмы формирования заработной платы; -формы оплаты труда. - владеть навыками: - ориентировки в общих вопросах экономики производства пищевой продукции; - применения экономических и правовых знаний в конкретных производственных ситуациях; - умения защиты своих трудовых прав в рамках действующего законодательства.
знать: - строение и свойства металлов и сплавов; - основы термической обработки металлов; -понятие о сварке металлов; - магнитные материалы; -проводниковые материалы; - провода и кабели; - электроизоляционные материалы.
- владеть навыками: - классификации металлов и сплавов; - пайки и лужения; -обработки металлов резанием; -эффективного использования конструкционных и электротехнических материалов при ремонте электрооборудования; - сварки металлов. |
|
|
|
Чтение чертежей
Основы электротехники и электроники
Допуск и технические измерения
Основы бизнеса и предпринимательства
Охрана труда и производственная экология
Правовые основы профессиональной деятельности
Материаловедение |
ОК-1 ОК-3 ОК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5
ПК3-6 ОК-1, ОК-4
ОК-4 ОК-5 ОК-6 ПК-6
ОК-1 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ПК-1 ПК-5
ОК-1 ОК-3 ОК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-6 |
||
4.
|
ПЦД ПМ 01-0N |
Профессиональный цикл дисциплин. Базовая часть: |
|
|
|
|
Технология ремонта и обслуживания санитарно-технического оборудования и системы отопления – часть 1
Технология ремонта и обслуживания санитарно-технического оборудования и системы отопления – часть 2
Технология ремонта и обслуживания санитарно-технического оборудования и системы отопления – часть 3
|
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК -7
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК -7
|
|
В результате изучения профессиональных цикла и модулей, обучаемый должен: -знать:
- требования охраны труда, пожарной и экологической безопасности при выполнении подготовительных работ при ремонте и монтаже санитарно-технических систем и оборудования;
нормативные технические документы по монтажу санитарно-технических систем и оборудования.
- владеть навыками:
- выполнения работы по монтажу и ремонту санитарно-технических систем и оборудования с соблюдением требований охраны труда, пожарной и экологической безопасности;
приспособлений, необходимых при монтаже санитарно-технических систем и оборудования;
- выполнения работы по монтажу и ремонту санитарно-технических систем и оборудования с соблюдением требований охраны труда, пожарной и экологической безопасности.
знать:
нормативные технические документы по монтажу санитарно-технических систем и оборудования.
- владеть навыками:
- выполнения работы по монтажу и ремонту санитарно-технических систем и оборудования с соблюдением требований охраны труда, пожарной и экологической безопасности.
знать:
- требования охраны труда при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей;
- нормативные технические документы по монтажу внутренних систем горячего и холодного водоснабжения, канализации и водостоков.
- владеть навыками:
- выполнения работы по монтажу систем отопления с соблюдением требований охраны труда, пожарной и экологической безопасности;
- выполнения работы по монтажу внутренних систем горячего и холодного водоснабжения, канализации и водостоков с соблюдением требований охраны труда, пожарной и экологической безопасности. |
|
|
|||||||
5 |
ВЧ |
Вариативная часть ОП (определяется образовательной организацией) |
10% от профес-сионального компонента |
10% от профессиональ-ного компонента 1 кредит- 30ч |
|
||||
6 |
ПО; ПП |
Производственное обучение и практика (практические умения и навыки определяются ОП) |
50-60% от профессионального компонента дисциплин |
50-60% от профессионального ком-понента дис-циплин 28-30 кр./840-900 ч. |
50-60% от про-фессионального ком-понента дисциплин |
|
|||
7 |
ФК |
Физическая культура |
68 ч. |
136 ч. |
54ч. |
108 ч. |
|
|
|
8 |
ГИА*** |
Итоговая государственная аттестация |
6 ч. |
6 ч. |
1 кр/30 ч. |
30 ч. |
|
|
|
9 |
ВСЕГО |
Общая трудоемкость ОПОП |
3000 ч. |
4440 ч. |
60 кр/1800 ч. |
2880 ч. |
|
|
|
10 |
|
Недельная нагрузка |
36/39 ч. |
36/39 ч. |
39 ч. |
36 ч. |
|
|
|
Примечание:
(*) - трудоемкость дисциплин, входящих в общеобразовательную подготовку, со сроком обучения 2-3 года определяется в соответствии с Государственным образовательным стандартом школьного общего образования Кыргызской Республики;
(**) - трудоемкость отдельных дисциплин, входящих в циклы (общетехнический, общепрофессиональный, профессиональный), определяется в соответствии с направлением профиля подготавливаемых рабочих профессий;
(***) - часы на итоговую аттестацию, кроме квалификационного экзамена, учитываются в рамках предметных дисциплин.
По профессиям, по которым ведется подготовка на базе средней общей школы (11 кл.), перевод на кредит-часы и их корректировки возможны по итогам апробации, проводимой в пилотных лицеях.
.
Настоящий Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (7121 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования) разработан Учебно-методическим объединением Республиканского научно-методического центра при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики (приказ РНМЦ при МОН КР № 1/11 от 3 марта 2023 года “Об утверждении Положения об учебно-методических объединениях при Республиканском научно-методическом центре”).
|
|
|
|
Омурзакова Зейнеп Айтбаевна
Члены УМО: Момункулова Гульмира Торокуловна |
разработки содержания НПО РНМЦ, председатель УМО
ПЛ № 4 |
_______________
_______________ |
|
Естебесова Айни Бейшеналиевна |
|
|
|
Черноволос Роман - Ведущий специалист ОТЭК
Николаевич ОсОО «Алина Дистрибьюшен»______________
Базавлюк Денис - Менеджер по образовательным
Александрович проектам КНАУФ ______________