ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ  НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  Профессия: Слесарь по ремонту автотранспортных средств Квалификация: 7231 Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств

12 Декабрь 2024 ж.

Приложение 3

 

Утвержден приказом

Министерства образования и

науки Кыргызской Республики

Приказ №1668/1

от «4» ноября 2024 года

Регистрационный №____________

                  Код___________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ 

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 

 

Профессия: Слесарь по ремонту автотранспортных средств

Квалификация: 7231 Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие положения

Настоящий Государственный образовательный стандарт по профессии начального профессионального образования Слесарь по ремонту автотранспортных средств (7231 Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств) в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

2. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие понятия:

государственный образовательный стандарт – общественно-согласованная совокупность требований формального образования, определяющая минимум содержания образовательной программы, базовых требований к подготовке по уровням образования, определяющих цели и результаты обучения;

интегрированная программа – это образовательная программа, разработанная на основе объединения программ общего среднего и начального профессионального образования для предоставления возможности выпускникам основного общего образования получить общее среднее образование;

компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;

кредит (кредит-часы) - условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;

национальная рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификаций в соответствии с набором критериев, направленное на интеграцию и координацию национальных квалификационных подсистем, обеспечение сопоставимости квалификаций и являющееся основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации;

области профессиональной деятельности - совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;

образовательная программа - содержание образования конкретного уровня, направления или специальности;

общетехнический цикл - совокупность предметов, обеспечивающих изучение научных основ техники и технологии межотраслевого характера;

общепрофессиональный цикл - совокупность предметов, содержание которых ориентировано на определенный вид деятельности межотраслевого характера или на профессии определенной отрасли (вид производства);

профессиональный цикл - совокупность предметов, обеспечивающих подготовку непосредственно по профессии;

профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и выполнения определенной трудовой функции;

результаты обучения - утверждение относительно того, какие знания, умения и навыки ожидаются от обучающенгося после успешного завершения процесса обучения;

цикл дисциплин - часть основной профессиональной образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.

3. Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

4. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ВЧ - вариативная часть;

ИГА - итоговая государственная аттестация;

ОК - общие компетенции;

ООЦД - общеобразовательный цикл дисциплин;

ОП - образовательная программа;

ОПЦД - общепрофессиональный цикл дисциплин;

ОТЦД - общетехнический цикл дисциплин;

ПО; ПП - производственное обучение и практика;

ПЦД - профессиональный цикл дисциплин;

ПМ - профессиональные модули;

ФК - физическая культура;

  ЦД - цикл дисциплин.

 

Глава 2. Область применения

5. Настоящий Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации образовательной программы по профессии Слесарь по ремонту автотранспортных средств (7231 Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств) и является основанием для разработки учебной, организационно-методической документации, оценки качества освоения образовательных программ начального профессионального образования всеми образовательными организациями независимо от их организационно-правовых форм, имеющих лицензию и государственную или независимую аккредитацию на территории Кыргызской Республики.

6. Основными пользователями настоящего Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии Слесарь по ремонту автотранспортных средств (7231 Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств) являются:

- администрация и педагогический состав образовательных организаций, имеющих право на реализацию основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования;

- обучающиеся, осваивающие основную образовательную программу по данной профессии;

- объединения работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

- учебно-методические объединения и организации, обеспечивающие разработку основных образовательных программ;

- уполномоченный государственный орган, обеспечивающий финансирование начального профессионального образования;

- уполномоченный государственный орган, обеспечивающий контроль за соблюдением законодательства в системе образования, осуществляющий аккредитацию и контроль качества в сфере начального профессионального образования.

 

Глава 3. Общая характеристика профессии Слесарь по ремонту   автотранспортных средств

(7231 Слесарь по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств)

              начального профессионального образования

 

7. Формы освоения образовательной программы по профессии Слесарь по ремонту автотранспортных средств (7231 Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств):

- очная; 

- очно-заочная (вечерняя).

8. Требования к уровню подготовленности абитуриентов.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из следующих документов:

- аттестат о среднем общем образовании;

- свидетельство об основном общем образовании;

-на обучение по программам начального профессионального образования принимаются лица, не имеющие базового образования и какой-либо квалификации, без права обучения по программам среднего общего образования и перехода на другой уровень профессионального образования.

9. Нормативный срок освоения образовательной программы по профессии Слесарь по ремонту автотранспортных средств (7231 Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств) при очной форме обучения составляет:

- на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – 2-3 года;

- на базе среднего общего образования – 1 год.

В образовательных организациях начального профессионального образования реализуются следующие основные образовательные программы:

- интегрированная программа среднего общего и начального профессионального образования на базе основного общего образования со сроком обучения не менее 2-3 лет;

- программа начального профессионального образования на базе основного общего образования без получения среднего общего образования со сроком обучения 2 года, включающая программу допризывной подготовки;

- программа начального профессионального образования на базе среднего общего образования со сроком обучения не менее 1 года;

- программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации со сроком обучения до 1 года.

В исключительных случаях (болезнь, призыв на службу в Вооруженные Силы Кыргызской Республики) по заявлению учащегося, он может быть восстановлен для продолжения учебы и достижения цели обучения в течение 3 лет.

10. Трудоемкость образовательной программы, согласно Структуре основной образовательной программы начального профессионального образования (приложение 1), за учебный год (10 месяцев при стандартном обучении) составляет не менее 52 кредитов (52 кр.  30 час. = 1560 час.), с учетом включения самостоятельной работы и всех видов аттестации, трудоемкость образовательной программы начального профессионального образования при 10-месячном сроке обучения должна составлять не более 60 кредитов. При этом один кредит равен 30 часам учебной работы обучающегося.

Объем учебной нагрузки при обучении 2,3 года на базе основного общего образования рассчитывается по часовой системе (минимально 36 академических часов в неделю, максимально - 39 часов.)

   Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 45 (1,5 кр) академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению образовательной программы.

Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется Государственным образовательным стандартом начального профессионального образования с учетом специфики профессии не менее 80% общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины или профессионального модуля (например, на предмет выделяется 40 часов, из них 80% или 32 часа - это аудиторные занятия, остальные 8 часов распределяются по усмотрению преподавателя).

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования (в том числе для учебных заведений при исправительных учреждениях) составляет 16 академических часов в неделю.

Общая продолжительность каникул составляет не менее 11 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

Производственное обучение и производственная практика составляют 50-60% учебного времени общего объема образовательной программы.

Производственная практика является обязательным разделом образовательной программы начального профессионального образования и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации образовательной программы начального профессионального образования предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

11. Цели образовательной программы начального профессионального образования по профессии Слесарь по ремонту автотранспортных средств (7231 Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств):

- в области обучения является подготовка квалифицированных рабочих кадров для выполнения клиентам качественных услуг по диагностике технического состояния, ремонту  грузовых и легковых автомобилей;

- в области воспитания личности является формирование у обучающихся социально-личностных качеств: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности и повышение общей культуры.

12. Вид и подвид экономической деятельности: Ремонт автомобилей и мотоциклов. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей и мотоциклов.

13. Области профессиональной деятельности: автотранспортные предприятия, станции технического обслуживания, автотрассы, учебные мастерские.

14. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: инструменты, специальные приспособления и оборудования для выполнения ремонтных работ автомобиля, оборудования для выполнения диагностики автомобиля, оборудования для выполнения технического обслуживания, контрольно-измерительные приборы, смазочные, моющие материалы для инструментов, приспособлений, средства и оборудования для уборки рабочего места.

15. Вид профессиональной деятельности, к которому готовится выпускник по профессии Слесарь по ремонту автотранспортных средств (7231 Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств): выполнение слесарных работ, разборку и сборку агрегатов, узлов, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

16. Задачами профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник, соответствует квалификационным требованиям в соответствующей области профессиональной деятельности и профессионального стандарта «Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств»:

- Подготовка рабочего места;

- Диагностика автомобиля;

- Выполнение технического обслуживания и ремонта автомобиля;

          - Контроль и сдача работы.

17. Выпускник, освоивший образовательную программу по профессии начального профессионального образования по профессии Слесарь по ремонту автотранспортных средств (7231 Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств), подготовлен:

- к профессиональной деятельности;

- к продолжению обучения по интегрированным программам начального профессионального образования и среднего профессионального образования.

Глава 4. Общие требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

18. Образовательные организации, реализующие образовательные программы начального профессионального образования, самостоятельно разрабатывают образовательную программу по профессии. Образовательная программа разрабатывается на основе соответствующего Государственного образовательного стандарта по профессии, национальной рамки квалификаций, отраслевых/секторальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов, с учетом потребностей рынка труда.

Образовательные организации периодически пересматривают и при необходимости обновляют образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, а также в соответствии с рекомендациями работодателей и других заинтересованных сторон, заключающимися в следующем:

- в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;

- в периодическом мониторинге образовательных программ;

- в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;

- в обеспечении качества и компетентности педагогического состава;

- в обеспечении достаточными ресурсами реализуемой основной профессиональной образовательной программы, контроле эффективности их использования;

- в регулярном проведении самооценки по минимальным требованиям аккредитации, установленным Кабинетом Министров Кыргызской Республики;

- в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

19. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации.

20. Текущая аттестация обучающихся проводится по итогам учебного полугодия на основании системы оценивания, установленной уполномоченным органом в сфере начального профессионального образования.

21. Квалификационный экзамен (итоговая аттестация) обучающихся проводится по завершению полного курса обучения, в форме независимого квалификационного экзамена в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом в сфере начального профессионального образования.

Другие виды государственных аттестационных испытаний определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах требований учебной программы.

22. Для текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей образовательной программы создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, модульные тесты и др., позволяющие оценить уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу начального профессионального образования.

23. Образовательная программа начального профессионального образования должна содержать дисциплины по выбору обучающегося вариативной части профессионального цикла дисциплин. Перечень дисциплин по выбору обучающихся устанавливается решением педагогического совета.

24. При разработке образовательной программы могут быть определены возможности образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального профессионального образования, в формировании общих компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера).

 

Глава 5. Требования к образовательной программе по профессии Слесарь по ремонту автотранспортных средств (7231 Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств)

 

25. Выпускник по профессии Слесарь по ремонту автотранспортных средств (7231 Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств) в соответствии с целями образовательной программы, указанными в пункте 11 настоящего Государственного образовательного стандарта, должен обладать следующими компетенциями:

- общими:

ОК-1. Способен использовать знания об охране окружающей среды и производственной экологии; организации безопасного и здорового образа жизни;

ОК-2. Способен логически строить свою устную и письменную речь на государственном (уровень В1) и официальном языках на уровне профессионального общения;

ОК-3. Способен использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК-4. Способен работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК-5. Способен планировать и организовать собственную деятельность;

ОК-6. Способен использовать базовые предпринимательские знания и навыки в профессиональной деятельности.

 

- профессиональными:

ПК-1. Способен подготовить рабочее место и авторемонтное оборудование, инструменты и специальные приспособления к работе;

ПК-2. Способен проводить диагностику автомобиля;

ПК-3. Способен проводить техническое обслуживание деталей, узлов, агрегатов и механизмов автомобиля;

ПК-4. Способен проводить ремонт деталей, узлов, агрегатов и механизмов автомобиля;

ПК-5. Способен испытывать детали, узлы, агрегаты и механизмы автомобиля.

ПК-6. Способен сдать завершенную работу и проводить уборку рабочего места.

Образовательная программа начального профессионального образования предполагает изучение учебных циклов и разделов, предусмотренных в приложении к настоящему Государственному образовательному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики.

26.Образовательная программа начального профессионального образования разрабатывается в соответствии со структурой, прилагаемой к настоящему Государственному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики (приложение).

27. Профессиональный цикл дисциплин имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую образовательными организациями. Вариативная часть составляет не менее 10 процентов и дает возможность углубления подготовки, определяемой содержанием базовой части, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

28.Требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ начального профессионального образования, к условиям их реализации, итоговой аттестации выпускников и уровню их подготовки по каждой профессии определяются образовательными организациями в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере начального профессионального образования.

 

Глава 6. Общие требования к правам и обязанностям обучающегося при реализации образовательной программы

29. При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право получить консультацию в образовательной организации по выбору дисциплин и их влиянию на будущую профессию/специальность.

         30. В целях достижения результатов при освоении образовательной программы в части развития компетенций обучающиеся имеют право участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

         31. Обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные образовательной программой образовательной организации.

32. Образовательная организация обязана ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при освоении образовательных программ, разъяснить, что включенные для обучения дисциплины являются для обучающихся обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

33. Образовательные организации при организации и реализации образовательных программ обязаны учитывать политику гендерного равенства, обеспечить социальную инклюзию, а также развитие цифровизации.

34. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса

Глава 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса

35. Реализация образовательной программы начального профессионального образования по профессии Слесарь по ремонту автотранспортных средств (7231 Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств) должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин образовательной программы.

Перечень обязательных учебников и методических пособий:

1. Т.Г. Финогенова, В.П. Митронин. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобиля. изд. «Академия», - Москва, 2012.

2. В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. изд. «Академия», - Москва, 2015.

3. Автомобилдерди оңдоочу слесарь (инжектор), - Бишкек, 2017.

4. В.М. Виноградов, И.В. Бухтеева, В.Н. Редин. Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. изд. «Академия», - Москва, 2013.

5. Е. Троценко Автомеханик. Изд «JFOLIANT», - Астана, 2015.

Комплект методических плакатов: по всем дисциплинам.

36. Обеспеченность учащихся учебной литературой и/или электронной литературой, необходимой для реализации образовательной программы, должна соответствовать лицензионным требованиям. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям.

37. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально ориентированных периодических изданий.

38. Образовательная организация обязана обеспечить условия для организации профессионального обучения в различных формах, включая дистанционное обучение.

Глава 8. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

39. Образовательная организация, реализующая образовательную программу начального профессионального образования по профессии Слесарь по ремонту автотранспортных средств (7231 Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств), должна располагать соответствующей материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и практической работы обучающихся:

- оборудованные учебные мастерские с инструментами, специальными приспособлениями и оборудованиями для выполнения технического обслуживания, ремонтных работ, диагностики автомобиля, контрольно-измерительные приборы, смазочные, моющие материалы для инструментов, приспособлений, плакаты, инструкционные карта, средства и оборудования для уборки рабочего места. Учебная мастерская по техническому обслуживанию и ремонту должна быть со смотровой ямой, подъемником. Должна быть учебная мастерская по слесарному делу;

- учебные кабинеты по специальным дисциплинам (по черчению, по электротехнике и материаловедению, по устройству автомобилей с макетами деталей автотранспортных средств, по ремонту автомобилей);

- компьютерный класс (количество компьютеров 1:12), средства мультимедиа.

 - библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

 - актовый зал, спорт зал, медпункт, столовая.

40. Оценка качества реализации образовательной программы.

Доказательства профессиональной компетенции выпускника должны относиться к операциям на рабочем месте, удовлетворять требованиям критериев компетентной работы профессионального стандарта «Слесарь по ремонту автомобилей».

Методы проверки результатов обучения:

- интервью, демонстрация навыков при выполнении лабораторных и практических заданий, портфолио, тестирование;

- письменная и /или устная оценка необходимых знаний обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

Приложение 1
к ГОС НПО Кыргызской Республики

 

СТРУКТУРА
образовательной программы начального профессионального образования

Слесарь по ремонту автотранспортных средств (7231 Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств)

 

Коды циклов дисциплин (ЦД)

Циклы дисциплин и проектируемые результаты их освоения

На базе основного общего образования (9 кл.) с получением среднего общего образования и профессии

На базе среднего общего образования (11 кл.)

Трудоемкость**(кредит-часы)

Без получения среднего общего образования

Перечень дисциплин для разработки примерных программ

Коды формируемых компетенций

2 г.

3 г.

10 мес.

2 г.

1.

ОЦД*

Общеобразовательный цикл дисциплин.

В результате изучения цикла обучаемый должен:

знать:

- сферы, обстановки, ситуаци общения;

Социальные и статусные роли участников речевой коммуникации;

- языковую ситему и стилические ресурсы на лексиоко-грамматическом уровне;

- минимум общенаучной книжной лексики и терминов;

- минимум речевых тем в рамках  профессиональной деятельности;

 - речевые особенности делового общения (обращения в официальной обстановке, общения, мимнимум этикетных формул и правил при выражении просьбы, отказа, согласия/несогласия, благодарности, поздравления и др.

- виды и жанры служебно-деловой речи;

владеть навыками:

- ведения официальной, служебно-деловой беседы/переговоров в соответствии с правилами речевого этикета;

- построения стратегии общения для достижения успешной коммуникации;

- продуцирования (создавать, порождать) и правильной интерпретации высказываний делового стиля на актуальные темы в области профессиональной деятельности;

- ведения официальных и полуофициальных служебно-деловых бесед/переговоров в соответствии с правилами русского речевого этикета;

- правильного оформления учебной работы в рамках профиля/специальности и служебно-деловой документации.

 

знать:

- о вредных привычках (табакокурение, насвай, алкоголь, наркотики) и их последствиях;

- о факторах риска здорового образа жизни;

- о рациональном и гигиеническом режиме и питании.

владеть навыками:  

- отказа от вредных привычек;

- реализации на практике всего комплекса средств и методов обеспечения здорового образа жизни;

- соблюдения рациональногорежима жизни;

- соблюдения рационального питания;

- выполнения упражнений по укреплению иммунитета и закаливание.

*1768 ч.

(10 кл.; 11 кл.)

*2006 ч.

(10 кл.; 11 кл.)

 

 

 

 

 

3 кр/90 ч.

240 ч.

 

 

 

 

 

 

 

Профессио-нальный кыргызский/ русский/ иностранный язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безопасный и здоровый образ жизни.

 

 

 

 

 

 

ОК-2 ОК-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ПК-6

2.

ПЦД

Профессиональный компонент дисциплин

1232 ч.

2434 ч.

56 кр/ 1680 ч.

2532 ч.

 

 

3.

ОТЦД**

ОПЦД**

Общетехнический цикл дисциплин.

Общепрофессиональный цикл дисциплин.

В результате изучения базовой части цикла дисциплин обучаемый должен:

 знать:

- общие сведения о сборочных чертежах;

- назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах;

- правила оформления и чтения рабочих чертежей;

- основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

- геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;

- требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем;

 владеть навыками:

- чтения и выполнения эскизов, рабочих и сборочных чертежей несложных деталей, технологических схем и аппаратов;

-  выполнения эскизов, рабочих и сборочных чертежей несложных деталей, технологических схем и аппаратов.

 

знать:

- основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока,

- сопротивление проводников, электрических и магнитных полей;

- сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

- основные законы электротехники;

- типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

- методы расчета электрических цепей;

- условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

- основные элементы электрических сетей;

- принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

- двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки;

- способы экономии электроэнергии;

- правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

- виды и свойства электротехнических материалов;

- правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.

владеть навыками:

- контроля выполнения заземления, зануления;

- контроля параметров работы электрооборудования;

- включения и остановки электродвигателя, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

- умения рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;

- снятия показания работы и использования электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

- чтения принципиальных, электрических и монтажных схем;

- проведения сращивания, спайки и изоляции проводов и контроля качества выполняемых работ.

 

знать:

- понятие о взаимозаменяемости деталей.

- стандартизацию и нормализацию деталей;

- свободные и сопрягаемые размеры;

- определение предельных размеров и допусков;

- основные группы средств измерений;

- средства для линейных измерений;

- средства измерений плоских поверхностей;

- допуски и средства измерения углов и гладких конусов;

- допуски, посадки и средства измерения метрических резьб;

- допуски и средства измерения шпоночных и шлицевых соединений;

владеть навыками:

- определения предельных размеров и допусков;

- применения классов точности;

- применения таблицы допусков; обозначения допусков и посадок на чертежах;

- определения погрешности метода измерений;

- применения универсальных средств измерения;

- приемы измерения штангецуркулем, микрометром;

- пользования угольниками, угловыми мерами и другим инструментом;

- определения степени точности резьбы и ряда отклонений;

- применения допусков и средств измерения шпоночных и шлицевых соединений.

знать:

- алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами:

- нормативную правовую базу предпринимательской деятельности;

- состояние экономики и предпринимательства в Кыргызской Республике;

- потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;

- технологию разработки бизнес-плана;

- теоретические и методологические основы организации собственного дела;

владеть навыками:  

- проведения психологического самоанализа предрасположенности к предпринимательской деятельности;

- выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности;

- заполнения форм бухгалтерской отчётности;

- применения различных методов исследования рынка;

- принятия управленческих решений;

- сбора и анализа информации о конкурентах, потребителях, поставщиках;

- экономических расчётов;

- планирования производственной деятельности;

- разработки бизнес-плана;

- проведения презентации.

 

знать:

- законы и иные нормативные правовые акты по охране труда, распространяющиеся на деятельность организации;

- обязанности работников в области охраны труда;

- фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);

- порядок и периодичность инструктажей по охране труда и технике безопасности;

- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;

владеть навыками:  

- выявления опасных и вредных производственных факторов и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;

- использования средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;

- участия в аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. оценивать условия труда и уровень травмобезопасности;

- проведения вводного инструктажа, инструктирования их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

- выработки и контроля навыков, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда

знать:

- принципы рыночной экономики;

организационно-правовые формы организаций;

- основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;

- механизмы формирования заработной платы;

- формы оплаты труда

владеть навыками:

- ориентации в общих вопросах экономики производства продукции;

- применения экономических и правовых знаний  в конкретных производственных ситуациях;

- защиты своих трудовых прав в рамках действующего законодательства

 

знать:

  • строение, свойство и производство металлов;
  • сплавы железа с углеродом;
  • цветные металлы и их сплавы;
  • неметаллические конструкционные материалы;
  • автомобильные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости;
  • лакокрасочные материалы;
  • резинотехнические изделия;
  • основные слесарные инструменты и приспособления;
  • основы слесарной обработки.

 владеть навыками:

  • работы со слесарным инструментом;
  • выполнения слесарной обработки;
  • проверки уровня смазочных материалов;
  • замены смазочные материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение чертежей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы электротехники и электроники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допуск и технические измерения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы бизнеса и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охрана труда и производственная экология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые основы профессиональной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материаловедение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-1

ОК-3

ПК-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-1

ОК-3

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-1

ОК-3

ОК-4

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ПК-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-1

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ПК-1

ПК-5

 

 

 

 

 

 

ОК-1

ОК-3

ОК-4

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-6

4.

ПЦД**

Профессиональный цикл дисциплин.

Базовая часть:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устройство и эксплуатация автомобиля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система технического обслуживания и ремонт автомобилей

 

 

 

 

 

ОК-1

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-6

   

В результате изучения профессиональных цикла и модулей, обучаемый должен:

знать:

  • - устройство автомобиля;

- виды и свойства эксплуатационных жидкостей и горюче-смазочных материалов;

- маркировку жидкостей и горюче-смазочных материалов;

- способы проверки уровней эксплуатационных жидкостей и горюче-смазочных материалов;

  • устройство и назначение систем смазки и охлаждения двигателя;
  • виды, устройство и расположение фильтров на автомобиле;
  • устройство и назначение тормозной системы автомобиля;
  • назначение и устройство двигателя и коробки передач;
  • виды и назначение приводных ремней;
  • устройство и назначение системы отработавших газов;
  • устройство и назначение системы рулевого управления и ее компонентов;
  • устройство и назначение трансмиссии автомобиля и ее компонентов;
  • устройство и назначение подвески автомобиля;
  • технические спецификации автомобиля (давление в шинах, маркировка шин).;

владеть навыками:

- технологических процессов разборки и сборки агрегатов, механизмов и узлов автомобиля;

- применения по назначению эксплуатационных жидкостей и горюче-смазочных материалов.

знать:

- требования к выполнению технического обслуживания в зависимости от количества пробега автомобиля;

- виды и назначение инструментов, специальных приспособлений и оборудования для технического обслуживания, и ремонта автомобилей;

  • технологию замены и доливки эксплуатационных жидкостей и горюче-смазочных материалов;
  • виды и назначение инструментов для замены эксплуатационных жидкостей и горюче-смазочных материалов;
  • виды, назначение инструмента, оборудования и специальных приспособлений для замены фильтров;
  • технологию замены фильтров;
  • виды и назначение инструментов, оборудования для   проверки и замены компонентов тормозной системы;
  • технологию проверки, замены и профилактики компонентов тормозной системы;
  • способы очистки и смазки деталей тормозных механизмов;
  • виды и назначения чистящих жидкостей и смазок, используемых для проведения профилактики тормозных механизмов;
  • виды и назначение оборудования для   проверки течи жидкостей;
  • технологию проверки течи жидкости двигателя и коробки передач;
  • виды и назначение инструмента, специальных приспособлений и оборудования для регулировки приводных ремней;
  • технологию проверки и регулировки приводных ремней
  • технологию проверки системы отработанных газов;
  • технологию проверки компонентов рулевого управления автомобиля;
  • технологию проверки компонентов трансмиссии автомобиля;
  • технологию проверки компонентов подвески автомобиля;

-  технологию проверки давления в шинах.

владеть навыками:

- выбора и работы с соответствующими инструментами, специальными приспособлениями и оборудованием для технического обслуживания и ремонта автомобиля;

- разбора неисправных деталей, узлов, агрегатов и механизмов автомобиля;

- выполнения технического обслуживания деталей, узлов, агрегатов и механизмов автомобиля;

- выполнения дефектовки годных и негодных деталей, узлов, агрегатов и механизмов автомобиля;

- выполнения разборки и сборки деталей, узлов, агрегатов и механизмов автомобиля;

- восстановления работоспособности деталей, узлов, агрегатов и механизмов автомобиля.

 

 

5.

ВЧ

Вариативная часть ОП (определяется образовательной организацией)

10% от профессионального компонента

10% от профессионального компонента 1 кредит – 30ч

 

 

6.

ПО; ПП

Производственное обучение и практика (практические умения и навыки определяются ОП)

 

50-60% от профессионального компонента дисциплин

50-60% от профессионального компонента дисциплин

50-60% от профессионального компонента дисциплин 28-30 кр./840-900 ч.

50-60% от профессионального компонента дисциплин

 

 

7.

ФК

Физическая культура

68 ч.

136 ч.

54 ч.

108 ч.

 

 

8.

ГИА***

Итоговая государственная аттестация

6 ч.

6 ч.

1 кр/30 ч.

30 ч.

 

 

9.

ВСЕГО

Общая трудоемкость ОП

3000 ч.

4440 ч.

60 кр/

1800 ч.

2880 ч.

 

 

10.

 

Недельная нагрузка

36/39 ч.

36/39 ч.

39 ч.

36 ч.

 

 

                   

Примечание:

(*) - трудоемкость дисциплин, входящих в общеобразовательную подготовку, со сроком обучения 2-3 года определяется в соответствии с Государственным образовательным стандартом школьного общего образования Кыргызской Республики;

(**) - трудоемкость отдельных дисциплин, входящих в циклы (общетехнический, общепрофессиональный, профессиональный), определяется в соответствии с направлением профиля подготавливаемых рабочих профессий;

(***) - часы на итоговую аттестацию, кроме квалификационного экзамена, учитываются в рамках предметных дисциплин.

По профессиям, по которым ведется подготовка на базе средней общей школы (11 кл.), перевод на кредит-часы и их корректировки возможны по итогам апробации, проводимой в пилотных лицеях.

 

  Настоящий Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии Слесарь по ремонту автотранспортных средств (7231 Слесарь по техническому   обслуживанию и ремонту автотранспортных средств) разработан Учебно-методическим объединением Республиканского научно-методического центра при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики  (приказ РНМЦ при МОН КР № 1/11 от 3 марта 2023 года “Об утверждении Положения об учебно-методических объединениях при Республиканском научно-методическом центре).

 

 

Дондошов Темиркан    -   ведущий специалист Отдела

Аскарович                          содержание НПО  РНМЦ,

                                       председатель  УМО                      ______________

 

Члены УМО:

 

Скопинцева Наталья

Валентиновна - заместитель директора по УПМР ПЛ № 25 ______________

 

Саипова Рахат

Жаныбековна - заместитель директора по УПМР ПЛ № 63 ______________

 

Дыйканалиев Темиркул

Назаркулович - преподаватель по спец. дисциплин ПЛ № 20 _____________

 

Логвинец Святослав

Игоревич: - исполнительный директор ПЗМ-1 г. Кант           _____________

 

Пайдалуу шилтемелер

Мамлекеттик сайттар жана порталдар