ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Профессия: Машинист открытых горных работ Квалификация: 8332 Машинист экскаватора

12 Декабрь 2024 ж.

Приложение 2

 

Утвержден приказом

Министерства образования и

науки Кыргызской Республики

Приказ №1668/1

от «4» ноября 2024 года

Регистрационный №____________

 Код___________________________

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Профессия: Машинист открытых горных работ

Квалификация: 8332 Машинист экскаватора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Государственный образовательный стандарт по профессии начального профессионального образования Машинист открытых горных работ (8332 Машинист экскаватора) разработан уполномоченным органом в области образования Кыргызской Республики в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

2. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие понятия:

государственный образовательный стандарт – общественно-согласованная совокупность требований формального образования, определяющая минимум содержания образовательной программы, базовых требований к подготовке по уровням образования, определяющих цели и результаты обучения;

интегрированная программа – это образовательная программа, разработанная на основе объединения программ общего среднего и начального профессионального образования для предоставления возможности выпускникам основного общего образования получить общее среднее образование;

компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;

кредит (кредит-часы) - условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;

национальная рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификаций в соответствии с набором критериев, направленное на интеграцию и координацию национальных квалификационных подсистем, обеспечение сопоставимости квалификаций и являющееся основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации;

области профессиональной деятельности - совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;

образовательная программа - содержание образования конкретного уровня, направления или специальности;

общетехнический цикл - совокупность предметов, обеспечивающих изучение научных основ техники и технологии межотраслевого характера;

общепрофессиональный цикл - совокупность предметов, содержание которых ориентировано на определенный вид деятельности межотраслевого характера или на профессии определенной отрасли (вид производства);

профессиональный цикл - совокупность предметов, обеспечивающих подготовку непосредственно по профессии;

профессиональный стандартхарактеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и выполнения определенной трудовой функции;

результаты обучения – утверждение относительно того, какие знания, умения и навыки ожидаются от обучающегося после успешного завершения процесса обучения;

цикл дисциплин - часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.

3. Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

4. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ВЧ - вариативная часть;

ИГА - итоговая государственная аттестация;

ОК - общие компетенции;

ООЦД - общеобразовательный цикл дисциплин;

ОП - образовательная программа;

ОПЦД - общепрофессиональный цикл дисциплин;

ОТЦД - общетехнический цикл дисциплин;

ПО; ПП - производственное обучение и практика;

ПЦД - профессиональный цикл дисциплин;

ПМ - профессиональные модули;

ФК - физическая культура;

ЦД - цикл дисциплин.

 

Глава 2. Область применения

5. Настоящий Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации образовательной программы по профессии Машинист открытых горных работ (8332 Машинист экскаватора) и является основанием для разработки учебной, организационно-методической документации, оценки качества освоения образовательных программ начального профессионального образования всеми образовательными организациями независимо от их организационно-правовых форм, имеющих лицензию и государственную или независимую аккредитацию на территории Кыргызской Республики.

6. Основными пользователями настоящего Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии Машинист открытых горных работ (8332 Машинист экскаватора) являются:

- администрация и педагогический состав образовательных организаций, имеющих право на реализацию образовательной программы начального профессионального образования;

- обучающиеся, осваивающие основную образовательную программу по данной профессии;

- объединения работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

- учебно-методические объединения и организации, обеспечивающие разработку основных образовательных программ;

- уполномоченный государственный орган, обеспечивающий финансирование начального профессионального образования;

- уполномоченный государственный орган, обеспечивающий контроль за соблюдением законодательства в системе образования, осуществляющий аккредитацию и контроль качества в сфере начального профессионального образования.

 

Глава 3. Общая характеристика профессии Машинист открытых горных работ (8332 Машинист экскаватора) начального профессионального образования

7. Формы освоения образовательной программы по профессии Машинист открытых горных работ (8332 Машинист экскаватора):

- очная;

- очно-заочная (вечерняя).

8. Требования к уровню подготовленности абитуриентов.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из следующих документов:

- аттестат о среднем общем образовании;

- свидетельство об основном общем образовании;

-на обучение по программам начального профессионального образования принимаются лица, не имеющие базового образования и какой-либо квалификации, без права обучения по программам среднего общего образования и перехода на другой уровень профессионального образования.

9. Нормативный срок освоения образовательной программы по профессии Машинист открытых горных работ (8332 Машинист экскаватора) при очной форме обучения составляет:

- на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – 2-3 года;

- на базе среднего общего образования – 1 год.

В образовательных организациях начального профессионального образования реализуются следующие основные образовательные программы:

- интегрированная программа среднего общего и начального профессионального образования на базе основного общего образования со сроком обучения не менее 2-3 лет;

- программа начального профессионального образования на базе основного общего образования без получения среднего общего образования со сроком обучения 2 года, включающая программу допризывной подготовки;

- программа начального профессионального образования на базе среднего общего образования со сроком обучения не менее 1 года;

- программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации со сроком обучения до 1 года.

В исключительных случаях (болезнь, призыв на службу в Вооруженные Силы Кыргызской Республики) по заявлению учащегося, он может быть восстановлен для продолжения учебы и достижения цели обучения в течение 3 лет.

10. Трудоемкость образовательной программы, согласно Структуре образовательной программы начального профессионального образования (приложение 1), за учебный год (10 месяцев при стандартном обучении) составляет не менее 52 кредитов (52 кр  30 час. = 1560 час.), с учетом включения самостоятельной работы и всех видов аттестации, трудоемкость образовательной программы начального профессионального образования при 10-месячном сроке обучения должна составлять не более 60 кредитов. При этом один кредит равен 30 часам учебной работы обучающегося.

Объем учебной нагрузки при обучении 2,3 года на базе основного общего образования рассчитывается по часовой системе (минимально 36 академических часов в неделю, максимально - 39 часов.)

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 45 (1,5 кр.) академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению образовательной программы.

Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется Государственным образовательным стандартом начального профессионального образования с учетом специфики профессии не менее 80% общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины или профессионального модуля (например, на предмет выделяется 40 часов, из них 80% или 32 часа - это аудиторные занятия, остальные 8 часов распределяются по усмотрению преподавателя).

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования (в том числе для учебных заведений при исправительных учреждениях) составляет 16 академических часов в неделю.

Общая продолжительность каникул составляет 11 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

Производственное обучение и производственная практика составляют 50-60% учебного времени общего объема образовательной программы.

Производственная практика является обязательным разделом образовательной программы начального профессионального образования и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации образовательной программы начального профессионального образования предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

11. Цели образовательной программы начального профессионального образования по профессии Машинист открытых горных работ (8332 Машинист экскаватора):

- в области обучения является подготовка квалифицированных рабочих кадров для выполнения механизированных работ с применением экскаватора при разработке месторождений полезных ископаемых при строительстве, обслуживании и ремонте автомобильных дорог, гидротехнических и других сооружений;

- в области воспитания личности является формирование у обучающихся социально-личностных качеств: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности и повышение общей культуры.

12. Вид экономической деятельности: Добыча полезных ископаемых.

 Подвид экономической деятельности:

- Добыча каменного угля и бурого угля (лигнита)

- Добыча сырой нефти и природного газа;

- Добыча металлических руд;

- Добыча прочих полезных ископаемых;

- Предоставление услуг по добыче полезных ископаемых.

13. Области профессиональной деятельности:

  • предприятия по разработке месторождений полезных ископаемых;
  • гидротехнические сооружения;
  • строительные сооружения.

14. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: горные машины и оборудования, горные породы, технические документы, механизмы и системы экскаватора.

15. Виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник по профессии Машинист открытых горных работ (8332 Машинист экскаватора):

 -Добыча каменного угля;

- Добыча бурого угля (лигнита);

- Добыча сырой нефти;

- Добыча природного (горючего) газа;

- Добыча руд цветных металлов;

- Добыча камня для строительства, песков, глины;

- Добыча полезных ископаемых, не включенных в другие группировки.

16. Задачами профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник, соответствует квалификационным требованиям в соответствующей области профессиональной деятельности и профессионального стандарта «Машинист экскаватора” выполнение механизированных работ с применением экскаватора при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом при строительстве, обслуживании и ремонте автомобильных дорог, гидротехнических сооружений.

17. Выпускник, освоивший образовательную программу по профессии начального профессионального образования Машинист открытых горных работ (8332 Машинист экскаватора), подготовлен:

- к профессиональной деятельности;

- к продолжению обучения по интегрированным программам начального профессионального образования и среднего профессионального образования.

 

Глава 4. Общие требования к условиям реализации образовательной программы

18. Образовательные организации, реализующие образовательные программы начального профессионального образования, самостоятельно разрабатывают образовательную программу по профессии. Образовательная программа разрабатывается на основе соответствующего Государственного образовательного стандарта по профессии, национальной рамки квалификаций, отраслевых и секторальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов, с учетом потребностей рынка труда.

Образовательные организации периодически пересматривают и при необходимости обновляют образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, а также в соответствии с рекомендациями работодателей и других заинтересованных сторон, заключающимися в следующем:

- в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;

- в периодическом мониторинге образовательных программ;

- в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;

- в обеспечении качества и компетентности педагогического состава;

- в обеспечении достаточными ресурсами реализуемой основной профессиональной образовательной программы, контроле эффективности их использования;

- в регулярном проведении самооценки по минимальным требованиям аккредитации, установленным Кабинетом Министров Кыргызской Республики;

- в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

19. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации.

20. Текущая аттестация обучающихся проводится по итогам учебного полугодия на основании системы оценивания, установленной уполномоченным органом в сфере образования.

21. Квалификационный экзамен (итоговая аттестация) обучающихся проводится по завершению полного курса обучения, в форме независимого квалификационного экзамена в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом в сфере начального профессионального образования.

Другие виды государственных аттестационных испытаний определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах требований учебной программы.

22. Для текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей образовательной программы создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, модульные тесты и др., позволяющие оценить уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу начального профессионального образования.

23. Образовательная программа начального профессионального образования должна содержать дисциплины по выбору обучающегося вариативной части профессионального цикла дисциплин. Перечень дисциплин по выбору обучающихся устанавливается решением педагогического совета.

24. При разработке образовательной программы могут быть определены возможности образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального профессионального образования, в формировании общих компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера).

Глава 5. Требования к образовательной программе по профессии Машинист открытых горных работ

(8332 Машинист экскаватора)

25. Выпускник по профессии Машинист открытых горных работ (8332 Машинист экскаватора) в соответствии с целями основной профессиональной образовательной программы, указанными в пункте 11 настоящего Государственного образовательного стандарта, должен обладать следующими компетенциями:

- общими:

ОК-1. Способен использовать знания об охране окружающей среды и производственной экологии; организации безопасного и здорового образа жизни;

ОК-2. Способен логически строить свою устную и письменную речь на государственном (уровень В1) и официальном языках на уровне профессионального общения;

ОК-3. Способен использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК-4. Способен работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК-5. Способен планировать и организовать собственную деятельность;

ОК-6. Способен использовать базовые предпринимательские знания и навыки в профессиональной деятельности.

- профессиональными:

ПК-1. Способен подготовить рабочее место к работе, а также оборудования, механизмы и системы экскаватора к работе;

ПК-2. Способен провести наружный осмотр экскаватора (техническое состояние транспорта);

ПК-3. Способен определять наличия наружных, воздушных и подземных коммуникаций (кабелей: электрокоммуникации, телекоммуникаций и трубопроводов) согласно технической документацией;

ПК-4. Способен управлять одноковшовым экскаватором с ковшом емкостью до и выше 2 куб.м.  и мощностью выше 77,2 кВт;

ПК-5. Способен планировать работы с экскаватором (планировка забоя, верхней и нижней площадок уступа, перемещение горной массы, грунта на борт карьера или в отвал);

ПК-6. Способен выполнять работы с экскаватором (вскрышные, добычные, переэкскавационные, зачистные, отвальные и погрузочно-разгрузочные работы, разработка горной массы и грунта, перемещение топлива и различные материалы на транспортные средства);

ПК-7. Способен выбирать оптимальный режим работы и приема черпания ковша;

ПК-8. Способен вести техническое обслуживание узлов, агрегатов, систем экскаватора и навесного оборудования;

ПК-9.  Способен подготавливать экскаватор к ежедневному хранению в конце рабочей смены, кратковременному (перерыв в использовании машин от 10 дней до двух месяцев) и длительному (перерыв в использовании машин более двух месяцев) хранению согласно руководству по обслуживанию и ремонту.

Образовательная программа начального профессионального образования предполагает изучение учебных циклов и разделов, предусмотренных в приложении к настоящему Государственному образовательному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики.

26. Образовательная программа начального профессионального образования разрабатывается в соответствии со структурой, прилагаемой к настоящему ГОС НПО (приложение).

27. Профессиональный цикл дисциплин имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую образовательными организациями. Вариативная часть составляет не менее 10 процентов и дает возможность углубления подготовки, определяемой содержанием базовой части, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

28. Требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ начального профессионального образования, к условиям их реализации, итоговой аттестации выпускников и уровню их подготовки по каждой профессии определяются образовательными организациями в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере начального профессионального образования.

 

Глава 6. Общие требования к правам и обязанностям обучающегося при реализации образовательной программы

29. При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право получить консультацию в образовательной организации по выбору дисциплин и их влиянию на будущую профессию/специальность.

         30. В целях достижения результатов при освоении образовательной программы в части развития компетенций обучающиеся имеют право участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

         31. Обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные образовательной программой образовательной организации.

32. Образовательная организация обязана ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при освоении образовательных программ, разъяснить, что включенные для обучения дисциплины являются для обучающихся обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

33. Образовательные организации при организации и реализации образовательных программ обязаны учитывать политику гендерного равенства, обеспечить социальную инклюзию, а также развитие цифровизации.

34. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

 

Глава 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса

35. Реализация образовательной программы начального профессионального образования по профессии Машинист открытых горных работ (8332 Машинист экскаватора) должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы.

Перечень обязательных учебников и методических пособий:

  1. Петров А.И. Проходчик горных выработок. изд. «НЕДРА»,  - Москва, 1991.
  2. Попов В.Л. Основы горного дела.  изд. «НЕДРА»,  - Москва, 1990.
  3. Шырдаков Н.Ш. Тоо кен иштеринин технологиясы. басма «Кенеш».

- Бишкек, 2017.

  1. Шырдаков Н.Ш. Ачык тоо кен иштери боюнча машиналар жана механизмдер (экскаватор, бульдозер). басма «Калем». – Бишкек, 2020.
  2. Яринен Л. Горное дело. – Астана, 2017.
  3. Ермеков Т.Е. Горные машины. –Астана, 2009.
  4. Овчинников Г. Ремонт горного оборудования. – Астана, 2010.

36. Обеспеченность учащихся учебной литературой и/или электронной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать лицензионным требованиям. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям.

37. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально ориентированных периодических изданий.

38. Образовательная организация обязана обеспечить условия для организации профессионального обучения в различных формах, включая дистанционное обучение.

 

Глава 8. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

39. Образовательная организация, реализующая образовательную программу начального профессионального образования Машинист открытых горных работ (8332 Машинист экскаватора), должна располагать соответствующей материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и практической работы обучающихся:

-  полигон для выполнения практических занятий и вождения; 

- учебная мастерская (по ремонту и обслуживанию экскаватора);

- 1 экскаватор (одноковшовый;

 - учебный инвентарь (учебный тренажер предпочтительно, стенды, плакаты, комплект инструментов для ремонта и обслуживания экскаватора);

 - расходные материалы на одного учащегося (бензин, либо дизтопливо на вождение и практические упражнения, смазочные материалы).

Кабинеты:

-горного оборудования;

-безопасности жизнедеятельности и охраны труда;

- устройства и ремонта выемочно-погрузочных машин;

- электротехники;

- черчения;

- материаловедения;

- ПДД.

Лаборатории/мастерские:

- горного оборудования.

        Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

        Актовый зал, спорт зал, мед.пункт, столовая.

40. Оценка качества реализации образовательной программы.

Доказательства профессиональной компетентности выпускника должны относиться к операциям на рабочем месте, удовлетворять требованиям критериев компетентной работы профессионального стандарта «Машинист экскаватора”.

Методы проверки результатов обучения:

- интервью, демонстрация навыков при выполнении лабораторных и практических заданий, портфолио, тестирование;

- письменная и /или устная оценка необходимых знаний обучающихся.

 

 

 

Приложение

к Государственному образовательному стандарту начального профессионального

образования Кыргызской Республики

(согласно Макета государственного образовательного стандарта начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики, утвержденный Постановлением Кабинета Министров КР от 8 июля 2024 г.  № 371)

СТРУКТУРА
образовательной программы начального профессионального образования

Машинист открытых горных работ (8332 Машинист экскаватора)

Коды циклов дисциплин (ЦД)

Циклы дисциплин и проектируемые результаты их освоения

На базе основного общего образования

(9 кл.) с получением среднего общего образования и профессии

На базе среднего общего образования (11 кл.)

Трудоемкость** (кредит-часы)

Без получения среднего общего образования

Перечень дисциплин для разработки примерных программ

Коды формируемых компетенций

2 г.

3 г.

10 мес.

2 г.

1.

ОЦД*

Общеобразовательный цикл дисциплин, включая

В результате изучения цикла обучаемый должен:

- знать:

- сферы, обстановки, ситуаци общения;

Социальные и статусные роли участников речевой коммуникации;

- языковая ситема и стилическая ресурсы на лексиоко-грамматическом уровне;

- минимум общенаучной книжной лексики и терминов;

- минимум речевых тем в рамках  профессиональной деятельности;

 - речевые особенности делового общения (обращения в официальной обстановке, общения, мимнимум этикетных формул и правил при выражении просьбы, отказа, согласия/несогласия, благодарности, поздравления и др.

- виды и жанры служебно-деловой речи;

- владеть навыками:

- ведения официальной, служебно-деловой беседы/переговоров в соответствии с правилами речевого этикета;

- строения стратегии общения для достижения успешной коммуникации;

- продуцирования (создавать, порождать) и правильно интерпретировать высказывания делового стиля на актуальные темы в области профессиональной деятельности;

- ведения официальных и полуофициальных служебно-деловых бесед / переговоров в соответствии с правилами русского речевого этикета;

- правильного оформления учебной  работы в рамках профиля / специальности и служебно-деловую документацию.

 

знать:

- о вредных привычках (табакокурение, насвай, алкоголь, наркотики) и их последствия;

- о факторах риска здорового образа жизни;

- о рациональном и гигиеническом режиме и питании.

владеть навыками:

- отказа от вредных привычек;

- реализации на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни;

- соблюдения рационального режима жизни;

- соблюдение рационального питание;

- выполнения упражнений по укреплению иммунитета и закаливания.

*1768 ч.

(10 кл;11 кл.)

*2006 ч.

(10 кл;11 кл.)

 

 

 

 

3 кр/90 ч.

240 ч.

 

 

 

 

1. Профессиональ-ный кыргызский/ русский язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Безопасный  здоровый образ жизни.

 

 

 

 

 

ОК 2-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 1-3

2.

ПЦД

Профессиональный компонент дисциплин

1232 ч.

2434 ч.

56 кр/

1680 ч.

2532 ч.

 

 

3.

ОТЦД**

ОПЦД**

Общетехнический цикл дисциплин.

В результате изучения базовой части цикла дисциплин обучаемый должен:

- знать:

- общие сведения о сборочных чертежах;

- назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах;

- правила оформления и чтения рабочих чертежей;

- основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

- геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;

- требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем;

- владеть навыками:

- чтения рабочих и сборочных чертежей несложных деталей, технологических схем и аппаратов;

-  выполнения эскизов, рабочих и сборочных чертежей несложных деталей, технологических схем и аппаратов.

 

-знать:

- основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока,

- сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

- сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

- основные законы электротехники;

- типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

- методы расчета электрических цепей;

- условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

- основные элементы электрических сетей;

- принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

- двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки;

- способы экономии электроэнергии;

- правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

- виды и свойства электротехнических материалов;

- правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.

- владеть навыками:

- контроля выполнения заземления, зануления;

- произведения контроля параметров работы электрооборудования;

- включения и остановки электродвигателя, установления на эксплуатируемом оборудовании;

- расчета параметров, составления и сбора схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;

- снятия показания работы и использования электрооборудования с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

- чтения принципиальных, электрических и монтажных схем;

- проведения сращивания, спайки и изоляции проводов и контроля качества выполняемых работ.

 

знать:

- алгоритм действий по созданию  предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами:

- нормативно-правовую базу предпринимательской  деятельности;

- состояние экономики и предпринимательства в Кыргызской Республике;

- потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;

- технологию разработки бизнес-плана;

- теоретические и методологические основы  организации собственного дела.

владеть навыками:

- проведения психологического самоанализа предрасположенного к предпринимательской деятельности;

- выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности;

- заполнения формы бухгалтерской отчётности;

- применения различных методов исследования рынка;

- принятия управленческих решений;

- сбора и анализа информации о конкурентах, потребителях, поставщиках;

- подготовки экономических  расчётов;

- планирования производственной деятельности;

- разработки бизнес-плана;

- подготовки презентации.

знать:

- законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

- обязанности работников в области охраны труда;

- фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);

- порядок и периодичность инструктажей по охране труда и технике безопасности;

- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты.

владеть навыками:

- выявления опасных и вредных производственных факторов и соответствующих им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;

- использования средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;

- участия в аттестации рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценкой условий труда и уровень травмобезопасности;

- проведения вводного инструктажа, инструктирования их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

- выработки и контроля навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда.

 

знать:

- принципы рыночной экономики;

- организационно-правовые формы организаций;

- основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;

- механизмы формирования заработной платы;

- формы оплаты труда

владеть навыками:

- ориентации в общих вопросах экономики производства;

- применения экономических и правовых знаний в конкретных производственных ситуациях;

- защиты своих трудовых прав в рамках действующего законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническое черчение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электротехника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы бизнеса и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охрана труда и производственная экология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые основы профессиональной деятельности

 

 

 

 

 

ОК-3

ПК-2

ПК-3

ПК-8

ПК-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 1-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ПК 8-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 1-5

ПК 1-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 1-5

ПК 1

4.

ПЦД**

ПМ 01-0N

Профессиональный цикл дисциплин.

Базовая часть: профессиональные модули.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устройство Материаловедение,

Основы горного дела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление экскаватором,

ПДД

ОБД,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническое обслуживание и ремонт

 

 

 

 

 

 

 

ОК 2-4

ПК 1-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 2-6

ПК 4-7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 3-6

ПК 8-9

В результате изучения профессиональных модулей, обучаемый должен:

- знать:

- инструкция по эксплуатации экскаватора;

-  устройство и технические характеристики обслуживаемых экскаваторов;

-  принцип работы механического, гидравлического и электрического оборудования экскаватора;

-  правила подключения экскаватора к электросетям;

-  принцип работы и назначение применяемых средств измерений и автоматических устройств;

-  особенности работы со сменным навесным оборудованием;

-  правила ведение установленной документации;

-  причины возникновения неисправностей в работе экскаватора и способы их устранения;

-  быстроизнашивающихся деталей и узлов экскаватора и порядок их замены;

-  основы электротехники, автоматики.

- владеть навыками:

- выполнения визуального осмотра основных узлов экскаватора и навесного оборудования (ковш, ру­коять ковша, механизм открывания ковша, стрела с напорным механизмом и двуногая стойка) перед началом работ;

-    подготовки слесарных инструментов, необходимых для управления и обслуживания экскаватора и навесного оборудования согласно инструкции по эксплуатации;

-   выполнения технологической настройки экскаватора и навесного оборудования (ковш, ру­коять ковша, механизм открывания ковша, стрела с напорным механизмом и двуногая стойка) перед началом выполнения рабочих операций с учетом конструктивных и технологических возможностей;

- запуска двигателя и контроля режима его работы;

-   определения наличия подземных коммуникаций (кабелей и трубопроводов) согласно технической документацией;

-    выполнения комплекса операций по поддержанию рабочих мест и средств труда в безопасном состоянии во время работы и технологических перерывов;

-    заполнения технической документации

знать:

- принцип работы механического, гидравлического и электрического оборудования экскаватора;

 -         правила балансировки экскаваторов;

 -       рациональные режимы работы экскаватора и приемы черпания;

 -   приемы управления механизмами экскаватора при разработке тяжелых и легких грунтов;

 -    правила разработки горной массы и грунта на поверхности, в подземных условиях в забое;

 -      способы разработки забоя;

 -     различие полезных ископаемых по сортам;

 -   правила дорожного движения, перемещения экскаватора и навесного оборудования;

 -    правила движения в полевых условиях и по пересеченной местности;

 -  особенности разработки грунта мощными экскаваторами в глубоких забоях;

  -  основные сведения о ведении открытых горных работ и горно-геологическую характеристику участка (разреза);

 -  признаки оползневых явлений;

 - физико-механические свойства разрабатываемых пород и отличие полезных ископаемых от породы;

 - правила разработки бугров, разработки и ведения линии забоя;

  - методы применения различных способов экскавации в зависимости от системы и условий разработки;

  -  правила погрузки горной массы и грунта в железнодорожные составы, автомашины и в люки бункеров у конвейерных линий;

 - правила производства транспортных, трубоукладочных работ;

 - правила ведения установленной документации

владеть навыками:

-  управления экскаватором;

 -  чтения проектной документации;

 -  выполнения работы со слесарными инструментами;

 - выполнения работы по планированию с экскаватором (планировка забоя, верхней и нижней площадок уступа, перемещение горной массы, грунта на борт карьера или в отвал);

 - выполнения работы с экскаватором (вскрышные, добычные, переэкскавационные, зачистные, отвальные и погрузочно-разгрузочные работы, разработка горной массы и грунта, перемещение топлива и различные материалы на транспортные средства);

 - выявления подозрительных шумов, треска, скрежет и других необычных явлений в двигателе, гидросистеме, троссо-блочном управлении или ходовой части экскаватора;

- устранения и предотвращения причины нарушений в работе экскаватора и навесного оборудования;

 - выполнения подготовительных работ с экскаватором (работы, связанные с расчисткой местности от мелколесья и кустарника, срезка дернового поверхностного слоя грунта)

 

знать:

-  инструкции по эксплуатации экскаватора;

- правила сдачи и сроки проведения планового технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта;

-  значения показаний измерительных приборов при нормальной и аварийной работе экскаватора;

- знание устройства и работы средств встроенной диагностики;

- значения контрольных параметров, характеризующих работоспособное состояние машины;

-  перечень операций и технология работ при различных видах технического обслуживания;

- основные виды, типы и предназначение инструментов и технологического оборудования, используемых при обслуживании экскаватора;

- устройство, технические характеристики машины и ее составных частей;

-  свойства, марки и нормы расхода современных горюче-смазочных и других материалов, используемых при техническом обслуживании экскаватора;

- устройство технических средств для транспортирования, приема, хранения и заправки горюче-смазочных и других материалов, используемых при обслуживании экскаватора;

-  свойства, правила хранения и использования горюче-смазочных материалов и технических жидкостей;

- правила и порядок монтажа, демонтажа, перемещения, подготовки к работе и установки сменного навесного оборудования;

- правила обеспечение и оборудование мест хранения, ведение учета и ответственность за хранящиеся машины, создание условий безопасности и противопожарной защиты.

- технические мероприятия: очистка машины; снятие деталей, подлежащих хранению на складе; установка машин на подставки в отведенных местах; нанесение защитных покрытий; герметизация отверстий и полостей;

- обслуживание машин в период хранения и снятие ее с хранения.

владеть навыками:

-    выполнения работы со слесарными инструментами;

-   выполнения монтажа и демонтажа навесного оборудования;

-   выполнения работы с инструментами и специальными оборудованиями, прибором для проверки состояния механизмов и систем управления экскаватора;

-   выполнения задания в соответствии с технологическим процессом производства работ;

- ведения учета хранящихся машин, создания условий безопасности и противопожарной защиты.

- проведения технических мероприятий: очистку машины; снятие деталей, подлежащих хранению на складе;

- установки машин на подставки в отведенных местах, нанесения защитных покрытий, герметизации отверстий и полостей;

- подготовки экскаватора к ежедневному хранению в конце рабочей смены, кратковременному (перерыв в использовании машин от 10 дней до двух месяцев) и длительному (перерыв в использовании машин более двух месяцев) хранению согласно руководству по обслуживанию и ремонту.

-  чтения проектных документаций.

   

5.

ВЧ

Вариативная часть ОПОП (определяется образовательной организацией)

10% от профессионального компонента

10% от профессионального компонента

 

 

6.

ПО; ПП

Производственное обучение и практика (практические умения и навыки определяются ОПОП)

50-60% от профессио-нального компонента дисциплин

50-60% от профессио-нального компонента дисциплин

50-60% от профессионального компонента дисцип-лин 28-30 кр./840-900 ч.

50-60% от профессионального компонента дисциплин

 

ОК 1-6

ПК 1-9

7.

ФК

Физическая культура

68 ч.

136 ч.

54 ч

108 ч.

 

 

8.

ГИА***

Итоговая государственная аттестация

6 ч.

6 ч.

1 кр/30 ч.

30 ч.

 

 

9.

ВСЕГО

Общая трудоемкость ОП

3000 ч.

4440 ч.

60 кр 1800 ч.

2880 ч.

 

 

10.

 

Недельная нагрузка

36/39 ч.

36/39 ч.

39 ч.

36 ч.

 

 

Примечание:

(*) - трудоемкость дисциплин, входящих в общеобразовательную подготовку, со сроком обучения 2-3 года определяется в соответствии с Государственным образовательным стандартом школьного общего образования Кыргызской Республики;

(**) - трудоемкость отдельных дисциплин, входящих в циклы (общетехнический/общепрофессиональный, профессиональный), определяется в соответствии с направлением профиля подготавливаемых рабочих профессий;

(***) - часы на итоговую аттестацию, кроме квалификационного экзамена, учитываются в рамках предметных дисциплин.

 

 

 Настоящий Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии Машинист открытых горных работ (8332 Машинист экскаватора) разработан Учебно-методическим объединением Республиканского научно-методического центра при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики (приказ РНМЦ при МОН КР № 1/11 от 3 марта 2023 года “Об утверждении Положения об учебно-методических объединениях при Республиканском научно-методическом центре).

 

 

Саттарова Алымкан Ногойбековна

   - заместитель директора РНМЦ  

   при МОН КР, председатель УМО

 

___________

 

Члены УМО:

 

 

Баркыбаев Болотбек Аленбаевич

   - начальник производственно-

   технического Управления ОАО  

   “Кыргыз алтын”                           

 

 

___________

 

Дуйшебаев Каныбек Ражапович

   - старший мастер ПЛ № 19

 

___________

Тагаев Абдыкапар Камчыбекович

    - преподаватель Бишкекского

    технического колледжа

 

___________

Быржыбаев Жумакадыр Садыралиевич

    - начальник Гос.тех инспекции  

    Чуйского и Кеминского района

 

___________

Ороспаков Джолдош Сатуалдиевич

    - преподаватель ПЛ № 19

 

___________

 

 

 

Пайдалуу шилтемелер

Мамлекеттик сайттар жана порталдар