УВЕДОМЛЕНИЕ о разработке проекта нормативного правового акта

12 Август 2024 ж.

Приложение 2

УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта нормативного правового акта

Настоящим Министерство образования и науки Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.

  1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):

На сегодняшний день Кыргызская Республика находится на пути адаптации к новым условиям жизни в экономической и социальной сферах. Система образования играет ключевую роль, так как именно человеческий капитал и его гибкость будут определять возможность и способность страны успешно развиваться и быстро ориентироваться в меняющихся условиях.

Для устойчивого развития страны и обеспечения экономического роста республики, необходима стабильно функционирующая, эффективная образовательная система, отвечающая всем современным требованиям в данной сфере.

В августе 2023 года был принят Закон Кыргызской Республики «Об образовании» в новой редакции, в которой процедура лицензирования образовательной деятельности в области дополнительного образования была отменена, за исключением деятельности автошкол, а также дополнительного образования, связанного с риском нанесения вреда жизни и здоровью людей.

В Законе Кыргызской Республики «Об образовании», действующей до 2023 года, процедуре лицензирования подлежали все программы в области образования, кроме программ в области дошкольного, школьного и внешкольного образования, реализуемых государственными и муниципальными образовательными организациями. Независимо от того, были ли курсы по повышению квалификации специалистов разных сфер деятельности, или обучению языкам, кройки и шитью, компьютерным технологиям и т.д., все образовательные организации должны были получить лицензию. При этом, лицензионные требования для всех организаций были одинаковые, что ставило в неравные условия организации, которые уже на протяжении многих лет активно работают в области образовательных услуг, с организациями, которые только начинают свой путь в данном направлении.

И при разработке нового Закона Кыргызской Республики «Об образовании», Министерство образования и науки Кыргызской Республики не раз проводило общественные обсуждения с участием гражданского сообщества, где высказывались мнения о том, что необходимо отменить лицензирование образовательной деятельности, направленной на проведение курсов для детей и взрослых в области IT-технологий, преподавания иностранных языков, рисования, вязания и т.д.

Однако, в области дополнительного образования имеются программы, обучение которым прямо или косвенно влияют на здоровье человека, как на самого обучающегося, так и на человека, которому обученное лицо будет предоставлять услугу, например, в области медицины, психологии, разных направлений в промышленности, общественном питании, в индустрии красоты и здоровья и т.д.

Нелицензирование дополнительного образования, связанного с рисками для жизни и здоровья людей, может создать следующие проблемы:

- Отсутствие сертификации: Преподаватели в нелицензированных организациях могут не иметь необходимой квалификации. Это особенно важно в областях, связанных с медициной, где неправильные знания могут привести к серьезным последствиям;

- Опасные методики: Использование устаревших или неэффективных методов обучения может увеличивать вероятность травм;

- Неопределенные учебные программы: Без лицензирования нет контроля за содержанием и качеством учебных программ, что может привести к несоответствию современным стандартам и требованиям;

- Проблемы с помещениями: Нелицензированные организации могут не соответствовать нормам безопасности: отсутствие необходимых лицензий на использование помещений или оборудования;

- Неправильное оборудование: Использование оборудования, не прошедшего проверку, может привести к травмам.

- Физические травмы: В некоторых областях дополнительного образования без должного контроля может произойти множество травм, включая растяжения, вывихи и переломы;

- Нарушение прав потребителей: Нелицензированные учреждения могут не соблюдать законы о защите прав потребителей, оставляя обучающихся без возможности подать жалобу или взыскать ущерб в случае несчастного случая;

- Юридическая ответственность: Без лицензии учебное заведение не несет ответственности за последствия своих действий, что ставит под угрозу здоровье и безопасность обучающихся;

- Необоснованные финансовые вложения: Обучающиеся могут потратить деньги на обучение в нелицензированных учреждениях, не получив должной ценности и качества;

- Хронические травмы: Неправильное обучение может привести к хроническим заболеваниям или травмам, которые могут повлиять на качество жизни.

- Психологические расстройства: Неправильные подходы могут вызвать долговременные проблемы, такие как тревожность и депрессия;

- Негативное восприятие: Непрофессионализм в нелицензированных организациях может повредить репутации всей сферы дополнительного образования, снижая доверие к качественным и безопасным образовательным услугам.

- Увеличение общественных рисков: Поскольку нелицензированные учреждения могут распространять опасные методики, это может привести к росту числа инцидентов и несчастных случаев в обществе.

- Мошенничество и недобросовестные практики: Некоторые нелицензированные организации могут обманывать обучающихся, обещая нереальные результаты или использование методов, не имеющих научного обоснования.

Нелицензированное дополнительное образование представляет собой серьезный риск для здоровья и безопасности. Лицензирование и стандартизация в этой области необходимы для защиты обучающихся, обеспечения качества обучения и минимизации потенциальных угроз. Обществу важно повышать осведомленность о рисках, связанных с обучением в нелицензированных учреждениях, и поддерживать инициативы по лицензированию и контролю за образовательными программами.

На основании вышеизложенного статье 23 Закона Кыргызской Республики «Об образовании», были включены нормы, согласно которым не подлежит лицензированию образовательная деятельность образовательных организаций независимо от форм собственности, реализующих программы дополнительного образования, за исключением деятельности автошкол, а также дополнительного образования, связанного с риском нанесения вреда жизни и здоровью людей. При этом Кабинет Министров Кыргызской Республики должен утвердить Перечень образовательных программ дополнительного образования, которые проходят процедуру лицензирования.

С учетом вышеуказанного, предполагается разработка проекта постановления Кабинета Министров по утверждению перечня дополнительного образования, подлежащих лицензированию. В данном Перечне будет указано дополнительное образование, при обучении которым юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны получить лицензию.

Принятие проекта постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Перечня дополнительного образования, подлежащих лицензированию» позволит значительно расширить рынок образовательных услуг, упростит деятельность юридических лиц, а также установит здоровую конкуренцию среди поставщиков образовательных услуг, при этом осуществляя государственный контроль за обучением дполнительного образования, связанных с риском нанесения вреда жизни и здоровью людей.

 

  1. Описание цели предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели) и способа решения проблем:

Целью государственного регулирования в сфере лицензирования дополнительного образования является создание безопасной, качественной и эффективной системы образования, способной отвечать современным вызовам и требованиям. Основные цели включают обеспечение безопасности учащихся, повышение качества образования, защиту прав и интересов учащихся и их родителей, стимулирование развития образовательных учреждений и повышение международной конкурентоспособности. Государственное регулирование направлено на минимизацию рисков, связанных с образовательными программами, создание условий, обеспечивающих безопасность здоровья и жизни учащихся, а также установление высоких требований качества образовательных программ, соответствующих требованиям рынка труда и ожиданиям общества. Оно также обеспечивает защиту прав обучающихся на получение качественного и безопасного образования, создавая механизмы для решения конфликтных ситуаций и защиты интересов учащихся и их родителей.

Внедрение частичного лицензирования дополнительного образования, связанного с риском нанесения вреда жизни и здоровью людей, является важным шагом к созданию более безопасной, качественной и конкурентоспособной образовательной среды в Кыргызской Республике. Этот подход поможет защитить интересы и здоровье учащихся, повысить качество образовательных программ и укрепить позиции образовательных учреждений на рынке. Частичное лицензирование позволяет более эффективно использовать бюджетные средства, направленные на контроль и мониторинг образовательных программ, сосредоточив усилия на наиболее рисковых программах и снижая издержки. Строгие требования к лицензированию стимулируют образовательные учреждения к улучшению своих программ и инфраструктуры, что повышает их конкурентоспособность и привлекает большее число обучающихся, включая иностранных, что ведет к увеличению доходов образовательных учреждений. В итоге, этот подход способствует общему улучшению уровня образования в стране.

Исходя из вышесказанного целями предлагаемого регулирования является утверждения перечня дополнительного образования, связанного с риском нанесения вреда жизни и здоровью людей, которые будут лицензироваться.

  1. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):

Предлагаемое регулирование позволит устранить существующий юридический вакуум и опеределить какие дополнительные образовании будут лицензироваться, а какие нет.

Также, принятие постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении перечня дополнительного образования, подлежащих лицензированию» обеспечит несколько ключевых результатов и преимуществ для системы дополнительного образования.

Во-первых, постановление создаст четкую и прозрачную систему лицензирования, которая позволит установить единые требования качества для всех программ дополнительного образования. Это повысит доверие со стороны учащихся, родителей и общества в целом к образовательным учреждениям, предоставляющим дополнительные образовательные услуги.

Во-вторых, постановление обеспечит безопасность учащихся, минимизируя риски, связанные с образовательными программами. Лицензирование будет включать строгие требования к инфраструктуре, учебным материалам и квалификации преподавателей, что создаст безопасные условия для обучения и снизит вероятность инцидентов, связанных с здоровьем и жизнью учащихся.

Кроме того, постановление позволит контролировать и регулировать деятельность образовательных учреждений, предоставляющих дополнительное образование. Это будет способствовать борьбе с недобросовестными практиками, такими как предоставление некачественных образовательных услуг или нарушение прав учащихся.

Также постановление будет способствовать повышению качества дополнительного образования, стимулируя образовательные учреждения к постоянному улучшению своих программ и услуг. Установление высоких требований к лицензированию приведет к улучшению учебного процесса, обновлению учебных материалов и повышению квалификации преподавателей.

Помимо этого, постановление обеспечит защиту прав и интересов учащихся и их родителей, создавая механизмы для разрешения конфликтных ситуаций и защиты интересов всех участников образовательного процесса. Это укрепит доверие к системе образования и повысит уровень удовлетворенности обучающихся и их семей.

В результате, принятие постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении перечня дополнительного образования, подлежащих лицензированию» обеспечит создание безопасной, качественной и эффективной системы дополнительного образования, способной отвечать современным вызовам и требованиям общества.

  1. Оценка возможных неблагоприятных последствий (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):

Неблагоприятных последствий от регулирования не предвидится.

  1. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства - адресатов предлагаемого регулирования:

Субъектами – адресатами регулирования в сфере дополнительного образования являются организации, осуществляющие деятельность и/или предоставляющие услуги дополнительного образования, связанные с риском нанесения вреда жизни и здоровью людей.

  1. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:

Принятие предлагаемого проекта Закона Кыргызской Республики не повлечет дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.

Согласно ст. 19 Закона Кыргызской Республики “О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике” При выдаче взимается разовая государственная пошлина в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о неналоговых доходах.

Согласно утвержденной ставки государтсвенной пошлины, утвержденного от 15 апреля 2019 года № 159 размер государтсенной пошлины с юридического лица взымается  10-кратный расчетный показатель, то есть 1000 сомов.

Повышение качества образовательных программ и услуг приведет к увеличению числа обучающихся, что в свою очередь увеличит доходы организаций. Высокое качество образования сделает учреждение более привлекательным для потенциальных учащихся, включая иностранных обучающихся.

Также, соблюдение требований безопасности и качества повысит доверие со стороны клиентов, родителей и общества в целом, что будет способствовать улучшению репутации учреждения.

  1. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского/местного бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования:

Регулирование дополнительного образования требует затрат, поскольку, денежные средства на лицензирования уже предусмотрены постановлением Правительства Кыргызской Республики № 334 от 23 июля 2018 года  в размере 19661,0 (девятнадцать миллионов шестьсот шестьдесят одна тысяча) сомов. В связи с чем, не требует дополнительных затрат с республиканского бюджета, а наоборот уменьшит затраты при лицензировании дополнительного образования.

Перечень вопросов для участников публичных консультаций:

  • являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования;
  • является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;
  • является ли предлагаемый способ решения проблем (регулирование) наиболее предпочтительным;
  • какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
  • какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
  • существуют ли более эффективные альтернативные способы решения проблем;
  • общее мнение относительно предлагаемого регулирования.

Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления

1. Предложения принимаются:

 

- по электронной почте

rz96kg@gmail.con

- на почтовый адрес

г. Бишкек, ул. Тыныстанова, 267

2. Срок приема предложений не позднее

23 августа 2024 года

3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее:

30 августа 2023 года

 

Пайдалуу шилтемелер

Мамлекеттик сайттар жана порталдар