Борбордук аппарат
Борбордук аппарат
Интервью с министром образования Уланбеком Мамбетакуновым

Көрүлдү: 1832

Министр образования и науки Уланбек Мамбетакунов в интервью АКИpress рассказал о реформах в сфере образования, внедрении 12-летнего обучения, зарплате учителей и ответил на ряд других вопросов.

post.title
- Сколько в Кыргызстане функционируют школ, детсадов, колледжей и вузов?

- Школьное образование:

По оперативным данным, в настоящее время действуют 2353 школы, из них частных — 191, государственных — 2162.
Школы с кыргызским языком обучения — 1418, количество учащихся в них — 518 тыс. 629.
Школы с русским языком обучения — 250, учащихся — 173 тыс. 530.
Смешанные школы (язык обучения: русский, кыргызский) — 522, учащихся — 475 тыс. 68.
Школы с кыргызско-русско-узбекским языками обучения — 96, учащихся — 86 тыс. 499.
Школы с узбекским языком обучения — 22, учащихся — 8882.
Школы с русско-узбекским языком обучения — 43, учащихся — 31 тыс. 82.

Количество учащихся с 1 по 11 классы составляет 1 млн 407 тыс. 347 детей.
Количество учителей — 82 тыс. 724.

Дошкольное образование

На начало 2022 года, по данным Нацстаткома КР, общее количество детских образовательных организаций составило 1712, из них государственных и муниципальных ДОО — 1500, частных — 212.

По оперативным данным МОН КР, на начало 2023 года общее количество ДОО составило 1812, из них государственных и муниципальных — 1600, частных — 212.

К 2022-2023 учебному году 47% детей дошкольного возраста были охвачены различными программами дошкольного образования, включая вариативные и краткосрочные формы.

По оперативным данным райОО/горОО, количество детей в 1812 детских садах составляет 226 тыс. 225. Из них в возрасте от 3 до 7 лет — 193 тыс. 106 детей, что составляет 31% охвата от числа детей, общее количество которых по республике составляет 633 тыс. 19.

Кроме этого, 100 тыс. 265 детей обучаются по программам предшкольной подготовки:
- по программе «Наристе» (480 часов и нулевой класс) на базе школ — 71 тыс. 146, в ДОО — 20 тыс. 212, во внешкольных организациях — 911, в частных и других образовательных организациях и ЦРР — 7996;
- 3829 ребенка в центрах раннего развития на базе 150 библиотек.
Итого: 33 тыс. 984 ребенка были обеспечены всеми формами (программами) дошкольного образования. Среди них 33 тыс. 119 детей в возрасте до 3 лет (330984-33119=297865*100/633019=47%).

Также МОН КР ведет активную работу по увеличению охвата детей дошкольным образованием.

Так:
- в целях повышения охвата детей дошкольным образованием в рамках проектов «Образование для будущего» и «Укрепление основ образования» запущены проекты по созданию в регионах 560 краткосрочных детских садов, которые охватят более 40 000 детей и 5750 воспитателей;
- на сегодняшний день по республике функционируют 150 Центров развития ребенка на базе библиотек, которые посещают 3829 детей с рождения до 5 лет, не имеющих доступа к программам дошкольного образования;
- совместно с КГУ им. И.Арабаева внедряется пилотный проект «Мобильный детский сад», предусматривающий выездной детский сад для детей, не охваченных дошкольным образованием.

Для прозрачности процесса поступления детей в детские сады с 11 апреля 2022 года по всей республике начала работать система электронной очереди на платформе https://mektep.edu.gov.kg.

Для педагогов ДОО и родителей запущены обучающий паспорт «Билимдүү муун» и мобильное приложение Bebbo. На данных цифровых ресурсах размещены материалы на кыргызском и русском языках по раннему развитию детей, соответствующие программы согласно Государственному стандарту, игры для развития языковых, двигательных и социальных навыков ребенка, материалы по здоровому развитию детей.

Также разрабатываются нормативные документы по нормативному финансированию, по предоставлению индивидуальным предпринимателям льготного кредита для строительства ДОО, капитального ремонта и реконструкции имеющихся зданий, введения сертификации и т.д.

- Какая работа ведется по аварийным школам в стране?

- К сожалению, на сегодняшний день мы всё еще имеем аварийные школы. В 2022 году по Кыргызстану было построено за счёт республиканского бюджета 12 школ, 6 детских садов, 3 спортивных залов к школе и 1 столовая вместе с общежитием для школы-интерната.

За счёт Саудовского фонда развития завершено строительство 10 школ, за счёт других средств (различные благотворительные фонды и т.д.) завершено строительство 7 объектов образования, за счёт местного и республиканского бюджета завершено строительство 15 школ и 2 детских садов в городе Бишкек и проведен капитальный ремонт в 15 объектах образования.

По состоянию на 31 января 2023 года были завершены строительные работы в 51 школе из 245 аварийных объектов:

18 — из республиканского бюджета:
Первомайская средняя школа Московского района Чуйской области;
средние школы им. С.Торошова и С.Ашимова Алайского района Ошской области;
средняя школа «Ак-Терек» Кара-Суйского района Ошской области;
неполная средняя школа «Жаш» Ноокатского района Ошской области;
средняя школа им. Р.Конкошова Узгенского района Ошской области;
школа-интернат «Ак-Шыйрак» Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области;
средняя школа им. Ю.Абдрахманова Иссык-Кульского района Иссык-Кульской области;
средняя школа им. У.Абдукаимова Сузакского района Жалал-Абадской области;
средние школы им. А.Абдраимова и Э.Карасартова Ак-Талинского района Нарынской области;
средняя школа им. Ж. к. Сайнап Кочкорского района Нарынской области;
средние школы им. К. у. Сарыбая и К.Абирова Нарынского района Нарынской области;
средняя школа им. А.Масалиева Баткенского района Баткенской области;
средняя школа им. М.Юлдашева Лейлекского района Баткенской области;
средние школы им. А.Шыйкымбаева и Б.Шамратбекова Кара-Бууринского района Таласской области.

12 — из Саудовского Фонда развития:
средняя школа им. А.Мурзалиева Иссык-Атинского района Чуйской области;
средняя школа им. А.Тургунова Араванского района Ошской области;
средняя школа «Маданият» Кара-Суйского района Ошской области;
средняя школа им. С.Эшматова Узгенского района Ошской области;
средняя школа им. А.Сатылганова Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области;
средняя школа им. М.Мамбетова Тонского района Иссык-Кульской области;
средняя школа им. З.Эгембердиева Токтогульского района Жалал-Абадской области;
средняя школа им. А.Табалдиева Ат-Башинского района Нарынской области;
средняя школа им. А.Идинова Жумгальского района Нарынской области;
средняя школа «Чукур-Кыштак» Кадамжайского района Баткенской области;
средняя школа им. К.Казыева Лейлекского района Баткенской области;
средняя школа им. Д.Дуйшобаева Бакай-Атинского района Таласской области.

18 — из разных источников: прооведен капитальный ремонт в школах №8, №10, №43, №44, №75 и №76 города Бишкек;
СШ им. М.Жаныбаева Сокулукского района Чуйской области;
СШ им. С.Сыдыгалиева Чуй-Токмокского района Чуйской области;
СШ им. В.М.Ломоносова в городе Ош;
СШ им. Токтогула Кара-Кульджинского района Ошской области;
СШ им. А.Муратова Кара-Суйского района Ошской области;
СШ им. А.Ибраимова Узгенского района Ошской области;
СШ им. К.Жантошева и С.Кулматова Ак-Суйского района Иссык-Кульской области;
СШ им. С.Давлетова Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области;
СШ им. Токтоболота Ноокенского района Жалал-Абадской области;
СШ «Ынтымак» Сузакского района Жалал-Абадской области;
ШГ «Самаркандек» им С.Кожобаева Баткенского района Баткенской области.

3 вопроса аварийности решен:
СШ им. Б.Нарматова Алайского района Ошской области исключена из списка аварийных объектов по причине того, что заключение МЧС было выдано не школе, а из-за опасного местонахождения школы, но со стороны жителей и МЧС были проведены работы по предотвращению опасности;
СШ им. Б.Мамытова в городе Кара-Куль Жалал-Абадской области исключена из списка аварийных объектов по причине оптимизации из-за маленького количество учащихся;
СШ им. Ш.Базарбаева Сузакского района Жалал-Абадской области исключена из списка аварийных объектов по причине того, что ученики были перемещены в СШ им. Ж.Боконбаева.

Комиссия из представителей Министерства образования и Госархстроя посетила школы всех регионов страны и подготовила список школ, которые будут предложены на включение в титульный список.

- Нужны ли стране дополнительные школы?

- В стране идет демографический рост. С учетом этого нам нужны школы и детские сады. Необходимо строительство новых школ. Список новых дополнительных пристроек к существующим школам нам помогают определять представители районных отделов образования, которые на местах знакомы с ситуацией, а также мы сами проводим объезд школ.

- Что с инициативой о внедрении 12-летнего обучения в школах? В 2023 году уже начнете внедрение?

- При переходе на 12-летнюю систему образования будет создана новая модель образования согласно требованиям всемирного образовательного пространства. Школьники будут обучаться по обновленному содержанию обучения, при этом будут усиливаться образовательные программы по STEAM-образованию (естественно-научным направлениям, направлению искусство, многоязычию и др.).

Плюс к этому равномерное распределение учебной программы на 12 лет позволит добавить содержание, темы и вопросы, имеющие важное значение для оптимального развития выпускников. Сюда входят такие вопросы, как личная и национальная идентичность, самопознание, солидарность, активная гражданская позиция и вовлеченность в общество. Это даст возможность школьникам подготовиться, созреть и достаточно развиться для выхода во взрослый мир.

Кроме того, 12-летнее образование поможет сократить количество общеобразовательных предметов в вузах, что позволит вузам делать больший упор на специальные дисциплины профессиональных блоков, что окажет содействие в повышении конкурентоспособности образования, развитии качественного образования, вхождении в ряд конкурентоспособных, лидирующих стран, формировании творческой, мобильной, успешной, физически и духовно развитой личности.

- На каком этапе процесс принятия нового закона «Об образовании» и какова позиция министерства по основным моментам?

- Данный законопроект прошел процедуру согласования со всеми министерствами и ведомствами. В настоящее время законопроект внесен на рассмотрение Администрации президента в установленном порядке. По итогам рассмотрения данный законопроект вносится в Жогорку Кенеш.

В настоящее время существуют 5 основных законов, регламентирующих деятельность в области образования по всем направлениям, начиная от дошкольного образования и заканчивая профессиональным образованием. Это законы «Об образовании», «О начальном профессиональном образовании», «О статусе учителя», «О дошкольном образовании», «Об организации питания учащихся в общеобразовательных организациях».

Анализ законодательства Кыргызской Республики в области образования показал, что нормы во многом морально устарели, отстают от передовой мировой практики, не отвечают современным насущным потребностям общества и, соответственно, нуждаются в системных, комплексных и концептуальных изменениях. В связи с чем МОН КР разработало проект закона «Об образовании» в новой редакции, объединивший в себя все вышеуказанные законы с учетом передовой международной практики.

В данный проект закона, например, внесены нормы, регулирующие вопросы обеспечения питания для воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся 1-4 классов общеобразовательных организаций. Предполагается, что расходы на питание детей в дошкольных образовательных организациях будут осуществляться полностью за счет родителей, а учащихся общеобразовательных организаций — за счет средств местного бюджета.

В настоящее время в целях обеспечения питанием учащихся 1-4 классов из расчета 7 сомов на 1 ребенка, а в высокогорных районах — 10 сомов на 1 ребенка, ежегодно из средств республиканского бюджета выделяется 585 млн сомов.

В целях подготовки конкурентоспособной молодежи, овладения профильными навыками при выпуске из общеобразовательной организации, что в дальнейшем позволит выпускнику более осознанно выбирать будущую профессию, в школьное образование включены вопросы профильного обучения.

Государственная политика в области развития человеческих ресурсов основывается на внедрении и совершенствовании национальной системы квалификаций. Система начального, среднего и высшего профессионального образования должна иметь эффективные механизмы, позволяющие адекватно реагировать на запросы потребителей образовательных услуг и потребности работодателей в квалифицированных кадрах, необходима активизация социального партнерства на всех уровнях образования. В связи с чем были внесены нормы, регулирующие механизмы организации обучения как в образовательной организации, так и на рабочем месте в организациях или на предприятиях (обучение на рабочем месте, дуальное обучение и т.д.).

В целях непрерывной подготовки квалифицированных кадров и предоставления возможности создания условий для доходоприносящей деятельности, образовательным организациям на всех уровнях профессионального образования разрешается формирование интегрированных организаций: учебно-производственных комплексов, технопарков, бизнес-инкубаторов, малых предприятий при мастерских и лабораторий и т.д.

На данный момент в государственной политике существуют определенные пробелы в создании благоприятных условий для обеспечения качества жизни и равенства возможностей всех групп населения, особенно лиц с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому законопроектом в сфере профессионального образования установлены нормы, обязывающие образовательные организации создавать доступ данной категории лиц к учебным пособиям путем их бесплатного предоставления в электронном формате, на аудионосителях или учебниках, выпущенных рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В целях улучшения управления государственными и муниципальными образовательными организациями, повышения качественного кадрового состава органов управления в области образования, а также обеспечения эффективности их управления, в законопроект включены нормы, регулирующие вопросы назначения и прохождения аттестации руководителей образовательных организаций всех уровней образования.

Согласно законопроекту, руководители государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих дошкольные, общеобразовательные программы, а также программы начального и среднего профессионального образования, назначаются на конкурсной основе. При этом, конкурс будет проводиться централизованно, уполномоченным государственным органом в области образования в порядке, установленным Кабинетом министров.

При этом руководитель государственного высшего учебного заведения назначается и освобождается от должности руководителем уполномоченного государственного органа в области образования и науки, а руководитель государственного высшего учебного заведения, имеющего статус «Национальный», назначается и освобождается от должности президентом Кыргызской Республики по представлению руководителя уполномоченного государственного органа в области образования и науки.

С учетом мнения гражданского сообщества в законопроект включена норма, позволяющая организациям, предоставляющим населению услуги дополнительного образования, осуществлять свою деятельность без прохождения процедуры лицензирования. Однако, ряд программ дополнительного образования, связанных со здоровьем человека (рабочие специальности: сварщик, повар; курсы в сфере косметологии, массажа, подготовка водителей и т.д.) будут, как и раньше, проходить процедуру лицензирования.

Принятие проекта закона «Об образовании» в новой редакции позволит провести необходимые мероприятия по улучшению состояния системы образования в стране, ее модернизации, а также развить рынок образовательных услуг для каждого уровня образования и улучшить качество образования в Кыргызской Республике.

- Какова ваша позиция о единой школьной форме? Нужно ли внедрять? Ряд депутатов поднимали вопрос запрета ношения платков в школах. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Единые требования и технические регламенты к форменной одежде учащихся 1-11 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики утверждены постановлением правительства №704 от 2012 года и №572 от 2015 года. Так, в школах рекомендуется ношение верхней одежды белого цвета и брюки или юбки темного цвета. Ношение платков не запрещается и никак не может повлиять на учебный процесс.

- Сколько учителей не хватает в школах? Где и по каким предметам наблюдается нехватка? Как вы решаете данный вопрос?

- По состоянию на февраль 2023 года, в школах республики не хватает 702 учителя:
Чуйская область – 257,
город Бишкек - 138,
Баткенская область – 98,
Ошская область - 69,
Жалал-Абадская область - 53,
Иссык-Кульская область - 43,
Таласская область - 32,
город Ош - 7,
Нарынская область - 5.

В октябре 2022 года этот показатель составлял 943 учителя.

Работа по привлечению учителей ведется с педагогическими вузами и професиональными коледжами на постоянной основе. Учитываются пожелания выпускников о направлении на работу к местам персонального распределения по месту жительства, персонально каждому молодому специалисту предоставляется рабочее место и на руки выдается корешок «Направление на работу» и проводится мониторинг о трудоустройства специалистов.

Выпускник вуза, окончивший педагогическое направление по бюджету, обязан отработать в школе 3 года.

На основании заявок районных и городских отделов образования на педагогические кадры, ежемесячно ведется сбор информации о вакантных местах в разрезе потребностей каждой школы, в соответствии с базовым учебным планом, а также с учетом штатного расписания школ, расстояния от районного центра, нагрузки, языка обучения, надбавок, оказания льгот для молодых специалистов и обеспечения жильем.

Приказом МОН утверждается график распределения и состав комиссии, затем проводится государственное распределение.

Явка молодых специалистов на места составляет порядка 70-80%. Основная проблема явки то, что местные власти на местах не всегда создают условия: жилье, оплата коммунальных услуг.

- Учителя жалуются, что после повышения зарплаты им сократили часы и, соответственно, зарплата тоже снизилась. Что вы скажете по этому поводу? На сколько сокращены часы и почему это повлияло на зарплату учителей?

- Действительно, в сентябре 2022 года по сравнению с апрелем и маем имеет место уменьшение размера заработной платы у отдельных учителей. Основной причиной таких фактов является уменьшение предельной разрешимой недельной нагрузки учителей.

В действовавших до 1 апреля 2022 года условиях оплаты труда предельная разрешимая недельная нагрузка у учителей школ составляла 30 часов. Эта норма (30 часов в неделю) пунктом 11 постановления Кабинета министров «Об условиях оплаты труда педагогических и некоторых категорий работников системы образования» от 30 марта 2022 года №181 была сохранена только до 1 сентября 2022 года, затем уменьшена до 27 часов.

Поэтому учителя, которые на 1 апреля 2022 года были потарифицированы на 30 часов в неделю, с 1 сентября 2022 года согласно пункту 27 приложения 23 к вышеуказанному постановлению Кабинета министров потарифицированы только на 27 часов в неделю.

Это уменьшение недельной учебной нагрузки и повлияло на уменьшение размера заработной платы отдельных учителей, в основном учителей школ крупных городов и населенных пунктов, где недельная учебная нагрузка была достаточно высокой.

Другим фактором уменьшения заработной платы за сентябрь по сравнению с апрелем 2022 года является общее уменьшение недельной нагрузки у отдельных учителей, связанных, к примеру, с направлением в школу молодых специалистов, что обуславливает уменьшение нагрузки у конкретного учителя.

Поясним на примере: 2 учителя математики средней школы на 1 апреля 2022 года были протарифицированы в объеме 27 часов в неделю каждый, с 1 сентября 2022 года в школу был направлен молодой специалист, который протарифицирован в объеме 18 часов в неделю, за счет уменьшения недельной учебной нагрузки ранее работавщих учителей до 18 часов в неделю.

- Ожидается ли повышение зарплаты директорам и завучам школ?

- Министерство образования и науки 3 февраля 2023 года внесло на рассмотрение в Кабинет министров проект постановления «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики и Кабинета Министров Кыргызской Республики сфере образования» о повышении заработной платы директорам и завучам школ.

- В 2022 году начали проводить конкурс на должности директоров школ. Как вы оцениваете эту работу и какие результаты дал конкурс? Что вас не устраивает в этом и что бы вы хотели изменить?

- Как вам известно, принят указ президента №224 от 2022 года «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности руководителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций Кыргызской Республики», согласно которому определена норма конкурсного отбора кандидатов при назначении на должность директора общеобразовательной организации.

С августа по декабрь 2022 года прошли конкурсы директоров. Пунктами проведения были областные центры, компьютерный тест проходил в вузах. Первый этап — экспертиза документов: диплом о педагогическом образовании, трудовая книжка — 7 лет педагогического стажа, справка о несудимости и т.д.

Кандидаты, прошедшие первый этап, приглашаются на компьютерное тестирование.

Тест состоит из 80 вопросов. Разделы теста: «Управление в образовании», «Педагогика», «Психология», «Законы в образовании», «Цифровые компетенции на уровне пользователя».

Пороговый балл — 48, что составляет 60%.

На август всего были вакантными 966 общеобразовательных организаций. Всего было подано 4309 документов от кандидатов.

Допущены к компьютерному тестированию 3210 кандидатов. Не был допущены к компьютерному тесту 1091 кандидат. Не явились на тестирование 132 кандидата.

Выше порогового балла (60%) набрали 1174 кандидата. Победителями стали 849 кандидатов.

Вакантными остаются после трех этапов 117 общеобразовательных организаций. В 2023 году конкурс будет проводиться на системной и поэтапной основе.

В связи с тем, что конкурс проводился впервые, были некоторые проблемы при приеме документов:

несоответствие специальности по диплому вузов;
не указывали наименование школы, куда подают, или подают в школы, где не объявлен конкурс;
документы отправлены не со своей почты (интернет-клубы, почты знакомых и родственников), для обратной связи не было прямого адреса;
документы отсканированы некачественно, ничего не видно и невозможно прочитать, а также отсканированы не в полном объеме (не хватает страниц документов) и т.д.

Главная цель конкурса — высококвалифицированные, компетентные директора школ.

- Были ли возмущения или судебные иски несогласных с итогами конкурсов? Если да, то по каким школам?

- Судебных исков и возмущений не было. Были возмущения по экспертизе, от кандидатов, которые не прошли на тестирование: нет педагогического образования, не хватает педагогического стажа, нет в заявлении вакантной школы, нет в справках даты или печати медорганизации.

Были обращения от кандидатов, которые не были допущены к тестированию из-за несоответствия педагогического образования, нехватки педагогического стажа, отсутствия в заявлении вакантной школы, в справках нет даты или печати медорганизации и другие.

Все вопросы тщательно рассматривались, все они были решаемы, до судебных разбирательств не доходило, так как конкурсы проводятся в рамках требований, установленных законодательством Кыргызской Республики.

- Как решаете вопрос нехватки учебников в школах? По каким предметам школьные учебники устарели? Сколько всего средств нужно на обновление школьных учебников?

- По данным Автоматизированной информационной системы «Жаңы китеп», на начало 2023 года обеспеченность учебниками составила 80,51%.

Из них по языкам обучения:
- с кыргызским языком обучения – 78,01%;
- с русским языком обучения – 47,02%;
- с узбекским языком обучения – 97,47%;
- с таджикским языком обучения – 99,55%;

Также уделяется большое внимание на издание учебников детям с нарушениями зрения. Для детей с нарушениями зрения изданы и доставлены специальные учебники шрифтом Брайля в количестве 2320 книг на сумму около 3 млн сомов — «Геометрия» для 10-11-х классов и «Русская литература» для 5-11-х классов.

Нехватка учебников в общеобразовательных организациях решается за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также при поддержке донорского сообщества. Также для решения проблем с нехваткой учебников министерством создана платформа «Электронная библиотека» (kitep.edu.gov.kg), на которой размещаются электронные версии учебников в открытом доступе.

На данное время размещен 541 оцифрованный учебник.

Из них:
- с кыргызским языком обучения – 155 учебников;
- с русским языком обучения – 89 учебников;
- с таджикским языком обучения – 147 учебников;
- с узбекским языком обучения – 150 учебников.

Государственный образовательный стандарт школьного общего образования и предметные стандарты обновляются раз в 5 лет. В связи с этим учебники должны соответствовать обновленным предметным стандартам. Однако, из-за невозможности полного обновления новыми учебниками на настоящее время подлежит обновлению 7 млн 713 тыс. 662 экземпляра. Это учебники, которые издавались до 2017 года.

- Сколько всего средств нужно на обновление школьных учебников?

- В настоящее время для обновления 7 млн 713 тыс. 662 экземпляров учебников при средней стоимости 200 сомов потребуется около 1,5 млрд сомов.

- Что вы можете сказать о медвузах и медколледжах в Кыргызстане? Минздрав хотел закрыть их, но Минобразования выступило против. Какие требования вы ставите перед ними и как часто проверяете их?

- В соответствии со статьей 96 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, ликвидация юридических лиц, то есть закрытие организаций возможно по решению учредителей, то есть собственников, либо по решению суда.

В настоящее время в министерстве нет решений собственников о закрытии учебных заведений, а также отсутствует решение судебных инстанций о ликвидации вышеуказанных юридических лиц.

Также, в соответствии с законом «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике от 19 октября 2013 года № 195 и «Временным положением о порядке лицензирования образовательной деятельности в Кыргызской Республике», утвержденного постановлением правительства Кыргызской Республики от 23 июля 2018 года №334, действие лицензии прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

На основании вышеизложенного Министерство образования и науки считает, что правовых оснований для закрытия указанных в приказе учебных заведений не имеется.

В этой связи Министерство образования и науки внесет изменение в ежегодный план проведения плановых проверок на предмет соблюдения лицензионных требований средних профессиональных медицинских образовательных организаций.

Кроме этого, Министерство здравоохранения приказом №810 от июля 2022 года признало утратившими силу приказы Министерство здравоохранения от 12 апреля 2022 года №444 «О создании комиссии» и от 19 апреля 2022 №476 «О закрытии частных медицинских колледжей».

- Что можете рассказать об оптимизации вузов и специальностей в 2022 году? Какая работа проведена в этом направлении? Что с ректорами вузов и колледжей, которые были объединены в другие? Были ли обращения в Минобразования или судебные органы недовольных этим решением? Если да, то когда и от кого?

- Необходимо отметить, что во всем мире идет процесс укрупнения высших учебных заведений. Например, ведущие британские университеты — Кембридж и Оксфорд — достаточно велики, концентрируют огромные финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы. В Российской Федерации также планомерно идет процесс создания федеральных университетов на основании объединения нескольких высших учебных заведений, либо в отдельном регионе, либо по профилю реализуемых программ подготовки кадров.

Большой университет — это всегда больше возможностей для создания лабораторий, для привлечения ученых, для рекрутинга научных кадров, для увеличения публикационной активности преподавателей, для участия в крупных проектах, для улучшения финансового положения вуза.

В Кыргызстане вследствие облегчения процесса лицензирования и открытия высших учебных заведений появилось множество университетов с небольшим количеством студентов и не соответствующей инфраструктурной базой. Вследствие чего девальвировалась ценность высшего образования и снизилось качество подготовки специалистов на фоне общего спада уровня экономики страны.

В целях консолидации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов, повышения потенциала и конкурентоспособности государственных образовательных организаций высшего профессионального образования Кыргызской Республики на мировом рынке образовательных услуг принят указ президента «О мерах по повышению потенциала и конкурентоспособности образовательных организаций высшего профессионального образования Кыргызской Республики» от 18 июля 2022 года №243. Согласно данному указу, реорганизованы следующие государственные высшие учебные заведения:

- Кыргызский экономический университет имени М.Рыскулбекова путем присоединения к нему Академии бизнеса и социального развития, Бишкекского финансово-экономического техникума им. А.Токтоналиева с приданием ему статуса научно-исследовательского университета;

- Кыргызский национальный университет имени Ж.Баласагына путем присоединения к нему Кыргызского государственного юридического университета;

- Ошский государственный университет путем присоединения к нему Ошского государственного юридического института;

- Кыргызский государственный технический университет имени И.Раззакова путем присоединения к нему Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры имени Н.Исанова, Кыргызского государственного университета геологии, горного дела и освоения природных ресурсов имени академика У.Асаналиева.

В результате в республике количество государственных вузов сократится с 33 до 28 вузов.

Цель объединения вузов — формирование конкурентоспособной вузовской среды, объединение ресурсов вузов для обеспечения прорыва в развитии. Объединив ресурсы, вузы получат возможность совместно провести модернизацию образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, обогащение материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, развитие кадрового потенциала и совершенствование системы управления университетом.

Реорганизация высших учебных заведений позволила устранить дублирование по 31 направлению подготовки высшего профессионального образования (в области компьютерных технологий, легкой промышленности, транспорта, электроэнергетики, экономики, экономики, менеджмента, юриспруденции и гуманитарных наук) и по 13 специальностям среднего профессионального образования (в области транспорта, энергетики, экономики, менеджмента, права и гуманитарных наук).

Объединение вузов позволило также провести инвентаризацию внутренней структуры вузов, сократить административно-управленческий и технический персонал, оптимизировать структуры учебных подразделений, что в свою очередь приведет к высвобождению части финансовых средств, которые могут быть направлены по усмотрению вузов на повышение заработной платы преподавателям, укрепление материально-технической базы, повышение квалификации преподавателей и т.д.

Например, при объединении КГТУ им. И.Раззакова, КГГУ и КГУСТА, по предварительным расчетам, за счет сокращения административно-управленческого персонала, технического персонала, заведующих дублирующими кафедрами и учебно-вспомогательного персонала ожидается экономия финансовых средств в размере 3 млн 557,03 тыс. сомов в месяц и 42 млн 684,32 тыс. сомов в год (включая затраты из республиканского бюджета и специальные средства вузов).

Таким образом, создание крупных вузов:
- сократит финансовые затраты на содержание вузов;
- позволит сконцентрировать научно-педагогические кадры, повысить вклад наукометрических данных сотрудников в международный рейтинг университета и как следствие - повысить качество образования;
- повысит перспективы высококачественной учебной и научно-образовательной деятельности, развитие междисциплинарных, мультидисциплинарных и трансдисциплинарных исследований, степень развитости инфраструктуры вуза;
- устранит дублирование образовательных направлений и их профилей на всех образовательных уровнях в региональном масштабе,
- будет способствовать улучшению экономических показателей;
- повысит эффективность работы с работодателями;

- будет способствовать успехам студентов на творческих и научных конкурсах, повышению активности в проведении общественных мероприятий.

В целях реализации данного указа по реорганизация вузов:

1. Приняты 4 нормативных правовых актов, разработанных министерством:
1) постановление Кабинета министров «О некоторых вопросах реорганизации учреждений высшего и среднего профессионального образования Кыргызской Республики» от 29 июля 2022 года №416;
2) постановление Кабинета министров «О реорганизации Учреждения «Ошский государственный университет и Учреждения «Ошский государственный юридический институт» от 29 июля 2022 года №415;
3) постановление Кабинета министров «О некоторых вопросах реорганизации высших учебных заведений Кыргызской Республики»;
4) постановление Кабинета министров «О реорганизации Учреждения «Кыргызский Национальный Университет имени Жусупа Баласагына» и Учреждения «Кыргызский государственный юридический университет (КГЮА)».

2. Принят указ президента от 24 октября 2022 года УП №357 «О реорганизации Академии государственного управления при президенте Кыргызской Республики имени Жусупа Абдрахманова», согласно которому Бишкекский финансово-экономический техникум им. А.Токтоналиева выведен из состава Академии государственного управления при президенте Кыргызской Республики имени Жусупа Абдрахманова.

3. Также изданы соответствующие приказы МОН по реорганизации.

На данном этапе процесс реорганизации вузов завершился, вузы прошли перерегистрацию.

- Какие требования к 5 вузам, которые получили в 2022 году особый статус? Выполняются ли эти требования?

- Предоставление 5 вузам — КНУ им. Ж. Баласагына, КГТУ им. И. Раззакова, КНАУ им. К.И.Скрябина, КГМА им. И.Ахунбаева и ОшГУ — особого статуса предусматривает предоставление им широкой организационной, финансовой и академической автономии.

Ожидаемым результатом будет являться реализация стратегий развития вузов на 5 лет, вхождение вузов в течение 5 лет в топ-500 международных рейтингов, прохождение международной программной и/или институциональной аккредитации, становление вузов научными центрами по стимулированию развития экономики в соответствующих отраслях с интеграцией образования, науки и производства.

Разработана Дорожная карта по мерам повышения потенциала конкурентоспособности вузов особого статуса с целью трансформации 5 вузов в университеты международного уровня с результатом их вхождения в топ-500 Азиатского рейтинга QS (Quacquarelli Symonds) и дальнейшего ежегодного улучшения позиций в рейтинге.

Ведется работа по вопросам централизованной подписки на международную наукометрическую базу для вузов Кыргызстана и вхождения университетов в международные рейтинги вузов (QS, THE и др.). В связи с чем для приобретения подписки международной наукометрической базы создан Консорциум вузов.

Необходимо отметить, что МОН совместно с вузами впервые в Кыргызстане добилось оформления подписки на крупного реферативного и наука-метрической базы Scopus, который позволит поднять публикационную активность и оценивать научных сотрудников и научных учреждений, что в конечном итоге позволит попасть в рейтинг лучших вузов мира, так как научная составляющая является одним из основных критериев мирового рейтинга вузов.

- В 2023 году планируете дать особый статус другим вузам? Если да, то каким вузам?

- Нет, в ближайшие 5 лет вопрос придания особого статуса другим вузам не стоит. Нужно увидеть результаты работы по этим 5 вузам. Перед ними стоят большие задачи, основная из них —это вхождение в топ-рейтинг вузов мира.

- В стране появились частные образовательные учреждения. Расскажите, что нужно, чтобы открыть частную школу? Сколько таких школ в стране, и в частности в Бишкеке?

- Для открытия частной школы и частного детского сада необходимо предоставить документы согласно пункта 4 главы 2 Временного положения о порядке лицензирования образовательной деятельности в Кыргызской Республике, утвержденного постановлением правительства от 23 июля 2018 года №334.

Так, к примеру установлены следующие лицензионные требования:

наличие в штате или привлечение заявителем на ином законном основании педагогических работников;
наличие разработанных и утвержденных в соответствии с государственными образовательными стандартами учебных планов
допускается аренда помещений сроком не менее 2 лет и.т.д.

- В соцсетях часто распространяются видео, на которых учителя жестоко обращаются с учениками или же бьют их. Какие меры предпринимаются?

- К сожалению, такие факты имеют место быть. Но со стороны Министерства образования, представителей районных отделов образования проводятся разъяснительные работы среди учителей и учащихся. Также проводятся встречи с родителями, где идет обсуждение отдельных эпизодов. Работа ведется совместно с соцпедагогами.

Информация МВД за 2022 год о фактах насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними:
На полный экран
№ Наименование Всего Бишкек г.Ош Чуй И-Куль Нарын Талас Ош Жалал-Абад Баткен
1 Кол-во, поступивших обращений в ОВД о фактах насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними 323 42 26 91 51 44 24 18 23 4

- Как Минобразования борется с буллингом в школах?

- Насилие в отношении детей — это проблема, требующая пристального внимания со стороны госорганов и общества. Насилие в детском возрасте приводит к когнитивным и поведенческим изменениям, которые негативно воздействуют на здоровье, образовательный и социальный потенциал ребенка и на всю его последующую жизнь.

Причин конфликтов называют несколько: перегруженность школ, усталость и эмоциональное выгорание педагогов, соцсети и свободный доступ к интернету у детей, занятость родителей и нежелание воспитывать подрастающее поколение, перекладывание всей ответственности на школу.

Реализуется программа «Школа без насилия». В школах созданы Школьные службы примирения, которые состоят из педагогов и учащихся с 5 по 11 класс. Ими ведется регистрация насильственных действий как среди учащихся, так и среди педагогического коллектива. Также созданы информационные стенды по предотвращению насилия, работают телефоны горячих линий, почта доверия.

Для учителей разработаны методическое пособие по проведению внеклассных мероприятий по программе «Школа без насилия», а также практическое руководство «Школьная служба без насилия». Основная задача программы — это научить учащихся разрешать конфликтные ситуации самим без посредников, без учителей, без родителей. Они учатся работать коллективно, уважать, поддерживать активно друг друга, высказывать своё мнение.

Признав проблему создания безопасного образовательного пространства, 7 министерств подписали приказ о межведомственном взаимодействии по защите учащихся от насилия в общеобразовательных организациях на 2022-2023 учебный год. Приказ определяет алгоритм реагирования каждого госоргана — МОН, МВД, МТСОМ, МЗ, МО, МЧС, МКИСМП. В случае, если обнаруживаются факты — эмоционального, психологического, физического, сексуального насилия, пренебрежения нуждами, эксплуатации учащегося, где показания детей, ставших свидетелями насилия, опирается на заключения школьных психологов, информацию гражданского сектора, данные о появлении ребенка в школе с любыми телесными повреждениями и т.п. Все факты насилия классифицируются в зависимости от степени насилия (1-4 степени), что предполагает определенную реакцию реагирования со стороны госорганов.

В течении учебного года на постоянной основе в общеобразовательных организациях проводятся:
- общие профилактические мероприятия: классные часы, семинары, дискуссии, тренинги на тему гендерного и семейного насилия, защиты прав детей;
- планирование и проведение профилактических мероприятий с учетом анализа причин постановки на учеты (ИДН, ВШУ, Группа риска);
- проведение мероприятий, акций, конкурсов, проектных работ и др.;
- учет детей из социально-незащищенных семей;
- работа с родительской общественностью в целом и индивидуально с семьями учащихся;
- другие профилактические мероприятия (социальные проекты, сотрудничество).

Соцпедагогами выявляются интересы детей, их потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей и др. Поэтому в методическом багаже соцпедагогов не только социологические, но и психологические диагностические методики: тесты, вопросники, анкеты.

В целях улучшения навыков родителей по воспитанию и уходу за детьми, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних с 1 октября 2022 года по всей республике внедрена программа «Школа для родителей» в пилотные 274 дошкольные образовательные и 522 общеобразовательные организации. В данную программу включены занятия для родителей по темам: воспитывать ребенка без наказания, не воспитывай ребенка, воспитывай себя, как не воспитать агрессивного ребенка, насилие и его влияние на развитие ребенка и т.д. На этих уроках рассказывается о недостатках, с которыми сталкиваются наказанные дети, о влиянии наказания на агрессивное поведение ребенка, о проблеме агрессивных детей, о душе агрессивных детей и о том, как воспитывать детей без насилия.

В целях профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса утверждены Рекомендации об ограниченном использовании учащимися устройств мобильной связи в учебном процессе общеобразовательных организаций Кыргызской Республики. Это, в свою очередь предотвращает формы жестокого обращения, буллинга детей в интернете по телефону в учебном процессе.

17-18 декабря 2022 года на базе средней школы «Маариф» впервые проведен республиканский форум по воспитательной работе «Улуттук нарк – улуттун жүзү» («Национальные традиции – облик нации») для работников системы образования, министерств и ведомств с участием более 200 человек. Форум был нацелен на обсуждение актуальных проблем воспитания, совершенствование воспитательного процесса в общеобразовательных организациях, повышение творческого потенциала учителей в сфере воспитания, улучшение качества духовно-нравственного воспитания учащихся, создание условий для формирования и развития духовно богатого и нравственного человека.

Проводятся семинары-тренинги по профилактике насилия в школьной среде, способам работы с несовершеннолетними, ставшими жертвами насилия и жестокого обращения.

2 декабря 2012 года проведен семинар на тему «Вовлечение родителей в процесс воспитания и предупреждение насилия в школьной среде». В семинаре участвовали учителя, директора школ сотрудники областных институтов, методических центров города Бишкек, Чуйской области, а также в онлайн-формате — более 100 педагогов со всей республики.

Также в ноябре-декабре 2022 года в городах Бишкек и Ош для руководителей школ, соцпедагогов и заместителей директоров по воспитательной работе проведены тренинги, всего обучение прошли 134 сотрудника школ.

Также в декабре 2022 года и в январе 2023 года совместно с общественным фондом AFEW при финансовой поддержке ЮНИСЕФ провели тренинги для 150 социальных педагогов Баткенской области по работе по преодолению посттравматических синдромов у детей.

С февраля 2023 года совместно с Ассоциацией юридических клиник проводится семинары-тренинги по повышению правового потенциала соцпедагогов. Эти тренинги продолжатся до середины марта 2023 года. Всего будут обучены 300 соцпедагогов всех областей.

Конечно, учителя играют решающую роль в борьбе с насилием в школе, но они не могут справиться с его проявлениями в одиночку. Поскольку причины школьного насилия многогранны, для борьбы с ним требуется много усилий с привлечением всех членов школьного сообщества. Родители, социальные работники, представители органов власти и общественных организаций должны взаимодействовать бок о бок с учащимися, учителями и руководством школы.

В школах повсеместно устанавливаются камеры видеонаблюдения, что также поможет организовать безопасную образовательную среду.

Информация об установленных камерах видеонаблюдения в школах на 2022-2023 учебный год:
На полный экран
№ Область/город Всего школ Количество установленных видеокамер %
1 Нарынская область 143 139 97%
2 Таласская область 114 86 75%
3 Ошская область 482 368 76%
4 Чуйская область 306 169 55%
5 Иссык-Кульская область 191 149 78%
6 Баткенская область 234 184 78%
7 Джалал-Абадская область 482 368 76%
8 Город Ош 53 53 100%
9 Город Бишкек 103 103 100%

- Минобразования издало приказ о сокращении бумажной работы учителей. Есть ли какие-то предварительные итоги? Что заполняют учителя в обязательном порядке и что они не обязаны заполнять? В регионах часто жалуются учителя, что бумажная работа не была сокращена и они продолжают заполнять те же бумаги...

- Министерством образования и науки был издан приказ №1097/1 от 28 декабря 2020 года «Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения (заполнения) учителями общеобразовательных школ Кыргызской Республики». В перечне было указано 17 документов различного рода для заполнения учителями. В 2022 году, принимая во внимание многочисленные обращения педагогических коллективов общеобразовательных организаций республики, в целях реализации прав и обязанностей педагогов, предусмотренных в законах «Об образовании» и «О статусе учителя», создания соответствующих условий для профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных школ, в соответствии с положением о Министерстве образования и науки, утвержденным постановлением правительства №72 от 5 марта 2021 года, был издан приказ за №219/1 от 24 февраля 2022 года о внесении изменений и дополнений в вышеупомянутый приказ, то есть сокращение бумажной работы учителей.

В настоящее время обязательным для заполнения являются следующее:
На полный экран
№ Наименование документа Периодичность заполнения Примечания

Документы, которые ведутся учителями-предметниками
1 Классный журнал В соответствии с расписанием Заполяется в электронном варианте (ЭВ), в конце четверти распечатывается и хранится в бумажном варианте в учебной части (если школа не перешла на электронный вариант журнала, то заполняется бумажный вариант).
2 Календарно-тематическое планирование (КТП) Ежегодно (в начале учебного года обновляется) Утверждается директором школы. Форма №1 КТП рассматривается школьным методическим объединением (ШМО) по своему направлению. В КТП вносятся соответствующие дополнения при изменении учебного стандарта или базисного учебного плана.
3 План-конспект урока Учитель пишет развернутый план-конспект до 5 лет непрерывного трудового стажа. Форма №2 Учителя проработавшие в школе более 5 лет, могут творчески подходить к проведению своего предмета, без плана-конспекта.
Документы, которые ведутся классными руководителями
4 Классный журнал В течение года Классный руководитель заполняет журнал в течение года
5 Личное дело учащегося Каждая учебная четверть Личные дела учащихся заполняет классный руководитель.
6 Социальный паспорт класса Один раз в год (в начале учебного года) Форма №3 Классный руководитель собирает информацию о социальном положении учащихся класса.

- Лицензии каких частных образовательных организаций — детсадов, школ, вузов, колледжей — были отозваны в 2022 году?

- Приказом Министерства образования и науки № 656/1 от 15 апреля 2022 года «Об утверждении плана проверок соблюдения лицензионных требований образовательными организациями, реализующих образовательные программы на 2022 год» на основании статьи 28 закона «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» было проведено постлицензионных проверок в отношении 106 образовательных организаций. Целью проверок является соблюдение образовательными организациями лицензионных требований.

За 2022 год министерством проведено 106 постлицензионных проверок. Из них, руководствуясь частью 8 статьи 28 закона, к 86 образовательным организациям применена первоначальная мера воздействия в виде предупреждения, 26 из которых являются образовательными организациями, осуществляющими подготовку по медицинскому образованию.

Вышеуказанным образовательным организациям приказом министерства предоставлен срок для устранения выявленных нарушений лицензионных требований. После в связи с истечением срока исполнения лицензиато, ранее выданного лицензирующим органом соответствующего акта об устранении выявленного нарушения лицензионных требований в 4 образовательных учреждениях из 82 был проведен повторный лицензионный контроль, по итогам которого 3 образовательным учреждениям за двукратное нарушение лицензионных требований министерством применена мера воздействия в виде наложения штрафа, а 1 учебное заведение устранило нарушение лицензионных требований. В остальных образовательных организациях, к которым была применена первоначальная мера воздействия в виде предупреждения, будут проверены по мере истечения выданных сроков для устранения.

Впоследствии, если образовательная организация не устранит нарушения лицензионных требований, министерство, руководствуясь частью 8 статьи 28 закона может инициировать исковое заявление в судебные органы для рассмотрения вопроса об аннулировании лицензии.

Руководствуясь частью 6 статьи 28 закона, кроме плановых проверок, на основании заявлений граждан, организаций были проведены внеплановые проверки в 3 образовательных организациях, в отношении которых были приняты решения о применении мер воздействия в виде предупреждения и штрафа.

Так, к примеру в отношении Научно-образовательного учреждения «Международная академия управления, права, финансов и бизнеса», Образовательного учреждения «Кыргызский горно-энерготехнологический колледж» было принято решение о применении мер воздействия в виде предуприждения и штрафа. После впервые приказом министертства Образовательному учреждению «Кыргызский горно-энерготехнологический колледж» была применена мера воздействия в виде приостановления действия лицензии.

Также по итогам рассмотрения обращения граждан за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии Обществу с ограниченной ответственностью «Академия раннего развития» на основании статьи 284 Кодекса о правонарушениях был наложен штраф.

Вместе с тем отмечаем, что постановлением Кабинета министров от 7 октября 2022 года №552 «О внесении изменений в постановление правительства «Об утверждении Временного положения о порядке лицензирования образовательной деятельности в Кыргызской Республике» от 23 июля 2018 года № 334» внесены изменения, облегчающие процедуру получения лицензии на образовательную деятельность.

- Какие планы на 2023 года какие реформы планируете провести?

- Самой важной задачей на уровне управления будет развитие человеческого потенциала в системе образования.

Для этого предлагается реализовать следующие меры политики:

Совершенствование учебно-методической работы в целях повышения качества школьного образования. В каждом районе и городе будут созданы учебно-методические кабинеты, чтобы самые лучшие учителя-предметники эффективно делились своим опытом с педагогами.
Создание системы «Школ-наставников», которые передают передовой опыт школам для повышения качества обучения
Переход на конкурсную систему назначения руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций КР на уровне дошкольного образования, начального профессионального, среднего профессионального, а также внедрение системы аттестации.

На уровне развития государственного языка предлагаются следующие меры политики:

Внедрение программы подготовки педагогов детских садов и школ на основе многоязычного образования.
Распространение передового опыта лучших педагогов государственного языка.
В сфере Цифровизации системы образования перед нами стоит важнейшая задача создания специального государственного учреждения «Санарип Билим», чтобы мы могли самостоятельно разрабатывать и управлять всеми государственными информационными системами в сфере образования для того, чтобы обеспечить их эффективное и стабильное функционирование. Это требование времени и наших граждан, получающих такие услуги.

На уровне дошкольного образования стоят задачи расширения охвата детей и вопрос качественного развивающего контента.

Поэтому будут развиваться такие направления деятельности как:

Открытие вновь созданных 560 детских кратковременного пребывания и Центров раннего развития на базе библиотек.
Внедрение механизма сертификации для частных воспитателей на дому.
Разработка нормативной базы совместно с Центром ГЧП по новому формату государственно-частного партнерства в дошкольном образовании.
Разработка формулы нормативного финансирования в дошкольных образовательных организациях, включая 110 тысяч семей, получающих социальные пособия.

На уровне школьного образования наши усилия будут сосредоточены на качестве образования:

Формирование дизайна и содержания школьного образования для 12-летнего цикла обучения. Реализация Дорожной карты.
Создание учебно-методического комплекса для 12-летнего цикла обучения.
Адаптация учебников по естественно-научным предметным (СТЭМ / STEM) направлениям.
Проработка организации курсов начального профессионального образования для учеников 11-12 класса.
Подготовка школ страны к участию в международном исследовании функциональной грамотности PISA (включая соответствующие методики обучения функциональной грамотности, работу с примерами PISA-тестов).
Содействие доступу к образованию детей с ОВЗ, включая разработку информационно-коммуникационной стратегии.
Создание условий для подготовки будущих педагогов к коррекционно-развивающему обучению детей с ОВЗ.
Разработка формата работы Электронной школы, включая информационную платформу, предоставляющую школьное образование.
Реорганизации образовательных организаций с целью возложения задач повышения квалификации в регионах на региональные высшие учебные заведения
Разработка нормативной основы для внедрения ваучерной системы ПК с привлечением частных провайдеров
Внедрение обновленной системы аттестации учителей.

Система профессионального образования (начального, среднего и высшего) сосредоточится на качестве образования и работе с работодателями:

Обновление Перечня профессий в начальном профессиональном образовании с учетом новых профессий и сроков обучения.
Развитие дуального обучения в начальном, среднем и высшем профессиональном образовании.
Создание системы валидации (признания) результатов неформального обучения (Центр независимой сертификации и валидации).
Внедрение национальной модели рейтинга спузов.
Поэтапное повышение порогового балла ОРТ для приема на педагогические программы подготовки.
Принятие организационных мер для завершения процесса укрупнения вузов. Завершение процесса предоставления вузам, имеющим особый статус широкой организационной, финансовой и академической автономии. Развитие вузов, имеющих особый статус с тем, чтобы вывести их в мировые рейтинги.
Реализовать Дорожную карту «Университет 4.0.»
Обеспечить развитие у студентов предпринимательских навыков, расширение мобильности и взаимодействия студентов.

На уровне науки и научно-технической политики главное — это обеспечить синтез науки, образования, инноваций и продукции:

Совершенствование механизма реализации государственных научных проектов.
Совершенствование деятельности НАН и его органов, научно-исследовательских институтов КР.
Рост ранжирования НИИ НАН КР (включая, количество научных открытий, патентов, публикаций на базе Скопус).

На уровне контроля качества образования через процедуры лицензирования и аккредитации – необходимо найти баланс между упрощением данных процедур и повышением их эффективности:

Внедрение антикоррупционных механизмов через Информационные системы «Электронное лицензирования» и «Электронная аккредитация».
Автоматизация системы признания аккредитационных агентств, мониторинга их деятельности, ведение реестра аккредитованных образовательных организаций и программ.
Совершенствование НПА по обеспечению качества образования в части работы Национального аккредитационного совета, действия актов по независимой аккредитации в системе образования.
Освобождение от получения лицензии на образовательную деятельность различных курсов дополнительного образования, не угрожающих жизни и здоровью граждан.

Надеюсь, что мы вместе сможем воплотить эти амбициозные задачи и верю в вашу поддержку!
 
Билим АКИpress, 17:46, 15 февраля 2023
Подробнее https://bilim.akipress.org/ru/news:1864301/?f=cp

Бөлүшүңүз

Пайдалуу шилтемелер

Мамлекеттик сайттар жана порталдар