ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Профессия: Мастер отделочных строительных работ   Квалификация: 7138 Маляр

12 Декабрь 2024 ж.

Приложение 5

 

Утвержден приказом

Министерства образования и

науки Кыргызской Республики

Приказ №1668/1

от «4» ноября 2024 года

Регистрационный №____________

Код___________________________

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Профессия: Мастер отделочных строительных работ

  Квалификация: 7138 Маляр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

 

                                                    

 

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Государственный образовательный стандарт по профессии начального профессионального образования Мастер отделочных строительных работ (7138 Маляр) разработан уполномоченным органом в области образования Кыргызской Республики в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

2. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие понятия:

государственный образовательный стандарт – общественно-согласованная совокупность требований формального образования, определяющая минимум содержания образовательной программы, базовых требований к подготовке по уровням образования, определяющих цели и результаты обучения;

интегрированная программа – это образовательная программа, разработанная на основе объединения программ общего среднего и начального профессионального образования для предоставления возможности выпускникам основного общего образования получить общее среднее образование;

компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;

кредит (кредит-часы) - условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;

национальная рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификаций в соответствии с набором критериев, направленное на интеграцию и координацию национальных квалификационных подсистем, обеспечение сопоставимости квалификаций и являющееся основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации;

области профессиональной деятельности - совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;

образовательная программа - содержание образования по конкретному направлению, специальности или профессии, определяющее цели, задачи, планируемые результаты, организацию образовательного процесса по соответствующему уровню профессионального образования;

общетехнический цикл - совокупность предметов, обеспечивающих изучение научных основ техники и технологии межотраслевого характера;

общепрофессиональный цикл - совокупность предметов, содержание которых ориентировано на определенный вид деятельности межотраслевого характера или на профессии определенной отрасли (вид производства);

профессиональный цикл - совокупность предметов, обеспечивающих подготовку непосредственно по профессии;

профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и выполнения определенной трудовой функции;

результаты обучения – утверждение относительно того, какие знания, умения и навыки ожидаются от обучающенгося после успешного завершения процесса обучения;

цикл дисциплин – часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.

3. Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

4. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ВЧ - вариативная часть;

ИГА - итоговая государственная аттестация;

ОК - общие компетенции;

ООЦД - общеобразовательный цикл дисциплин;

ОП- образовательная программа;

ОПЦД - общепрофессиональный цикл дисциплин;

ОТЦД – общетехнический цикл дисциплин

ПО; ПП - производственное обучение и практика;

ПЦД - профессиональный цикл дисциплин;

ПМ - профессиональные модули;

ФК - физическая культура;

ЦД - цикл дисциплин.

 

Глава 2. Область применения

5. Настоящий Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации образовательной программы по профессии Мастер отделочных строительных работ (7138 Маляр) является основанием для разработки учебной, организационно-методической документации, оценки качества освоения образовательных программ начального профессионального образования всеми образовательными организациями независимо от их организационно-правовых форм, имеющих лицензию и государственную или независимую аккредитацию на территории Кыргызской Республики.

6. Основными пользователями настоящего Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии Мастер отделочных строительных работ (7138 Маляр) являются:

- администрация и педагогический состав образовательных организаций, имеющих право на реализацию образовательной программы начального профессионального образования;

- обучающиеся, осваивающие образовательную программу по данной профессии;

-объединения работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

- учебно-методические объединения и организации, обеспечивающие разработку образовательных программ;

-уполномоченный государственный орган, обеспечивающий финансирование начального профессионального образования;

- уполномоченный государственный орган, обеспечивающий контроль за соблюдением законодательства в системе образования, осуществляющий аккредитацию и контроль качества в сфере начального профессионального образования.

 

Глава 3. Общая характеристика профессии Мастер отделочных строительных работ (7138 Маляр) начального профессионального образования

7. Формы освоения образовательной программы по профессии Мастер отделочных строительных работ (7138 Маляр):

- очная;

- очно-заочная (вечерняя).

8. Требования к уровню подготовленности абитуриентов.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из следующих документов:

- аттестат о среднем общем образовании;

- свидетельство об основном общем образовании;

- на обучение по программам начального профессионального образования принимаются лица, не имеющие базового образования и какой-либо квалификации, без права обучения по программам среднего общего образования и перехода на другой уровень профессионального образования.

9. Нормативный срок образовательной программы по профессии Мастер отделочных строительных работ (7138 Маляр) при очной форме обучения составляет:

- на базе основного общего образования с получением  среднего общего образования-2-3года;

-на базе среднего общего образования-1 год.

В образовательных организациях начального профессионального образования реализуются следующие образовательные программы:

- интегрированная программа среднего общего и начального профессионального образования на базе основного общего образования со сроком обучения не менее 2-3 лет;

- программа профессиональной образования на базе основного общего образования без получения среднего общего образования со сроком обучения 2 года, включающая программу допризывной подготовки;

- программа начального профессионального образования на базе среднего общего образования со сроком обучения не менее 1 года;

- программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации со сроком обучения до 1 года.

В исключительных случаях (болезнь, призыв на службу в Вооруженные Силы Кыргызской Республики) по заявлению учащегося, он может быть восстановлен для продолжения учебы и достижения цели обучения в течение 3 лет.

10. Трудоемкость образовательной программы, согласно Структуре образовательной программы начального профессионального образования (приложение 1), за учебный год (10 месяцев при стандартном обучении) составляет не менее 52 кредита (52 кр.  30 час. =1560 час.), с учетом включения самостоятельной работы и всех видов аттестации, трудоемкость образовательной программы начального профессионального образования при 10-месячном сроке обучения должна составлять не более 60 кредитов. При этом один кредит равен 30 часам учебной работы обучающегося.

Объем учебной нагрузки при обучении 2,3 года на базе основного общего образования рассчитывается по часовой системе (минимально 36 академических часов в неделю, максимально - 39 часов.)

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 45 (1,5 кр.) академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению образовательной программы.

Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется Государственным образовательным стандартом начального профессионального образования с учетом специфики профессии не менее 80% общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины или профессионального модуля (например, на предмет выделяется 40 часов, из них 80% или 32 часа - это аудиторные занятия, остальные 8 часов распределяются по усмотрению преподавателя).

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной форме получения образования (в том числе для учебных заведений при исправительных учреждениях) составляет 16 академических часов в неделю.

Общая продолжительность каникул составляет не менее 11 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

Производственное обучение и производственная практика составляют 50-60% учебного времени общего объема основной образовательной программы.

Производственная практика является обязательным разделом образовательной программы начального профессионального образования и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации образовательной программы начального профессионального образования предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

11. Цели образовательной программы начального профессионального образования по профессии Мастер отделочных строительных работ (7138 Маляр):

- в области обучения является подготовка квалифицированных рабочих по предоставлению услуг по окрашиванию зданий внутри и снаружи, окрашивание инженерных сооружений в соответствии с техническим регламентом «Безопасность зданий и сооружений» и проектно-сметной документации;

- в области воспитания личности является: формирование у обучающихся социально-личностных качеств: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности и повышение общей культуры.

12. Вид экономической деятельности: Строительство. Подвид экономической деятельности: Специальные строительные работы.

13. Области профессиональной деятельности:

 - строительная площадка жилых, промышленных и общественных зданий;

- строительные объединения;

- ремонтно-строительные компании;

-различные виды строительных конструкций.

        14. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: различные виды строительного оборудования и материалы, средства индивидуальной защиты, знаки безопасности, плакаты, журнал инструктажа по технике безопасности, инструкционно- технологические карты, средства для производства малярных работ.

15.Виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник:

- Работы по завершению строительства и отделочные работы;

- Малярные и стекольные работы.

16. Перечень задач профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник:

- Организация рабочего процесса;

- Подготовительные работы при окрашивании и оклеивании поверхностей обоями;

- Отделка наружных и внутренних поверхностей;

- Реставрационный ремонт ранее окрашенных поверхностей;

- Завершение малярных работ.

17. Выпускник, освоивший образовательную программу по профессии начального профессионального образования Мастер отделочных строительных работ (7138 Маляр) подготовлен:

- к профессиональной деятельности;

- к продолжению обучения по интегрированным программам начального профессионального образования и среднего профессионального образования.

 

Глава 4. Общие требования к условиям реализации образовательной программы

18. Образовательные организации, реализующие образовательные программы начального профессионального образования, самостоятельно разрабатывают образовательную программу по профессии. Образовательная программа разрабатывается на основе соответствующего Государственного образовательного стандарта по профессии, национальной рамки квалификаций, отраслевых и секторальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов, с учетом потребностей рынка труда.

Образовательные организации периодически пересматривают и при необходимости обновляют образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, а также в соответствии с рекомендациями работодателей и других заинтересованных сторон, заключающимися в следующем:

- в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;

- в периодическом мониторинге образовательных программ;

- в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;

- в обеспечении качества и компетентности педагогического состава;

- в обеспечении достаточными ресурсами реализуемой образовательной программы, контроле эффективности их использования;

- в регулярном проведении самооценки по минимальным требованиям аккредитации, установленным Кабинетом Министров Кыргызской Республики;

- в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

19. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации.

20. Текущая аттестация обучающихся проводится по итогам учебного полугодия на основании системы оценивания, установленной уполномоченным органом в сфере начального профессионального образования.

21. Квалификационный экзамен (итоговая аттестация) обучающихся проводится по завершению полного курса обучения, в форме независимого квалификационного экзамена в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом в сфере начального профессионального образования.

Другие виды государственных аттестационных испытаний определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах требований учебной программы.

22. Для текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей образовательной программы создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, модульные тесты и др., позволяющие оценить уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу начального профессионального образования.

23Образовательная программа начального профессионального образования должна содержать дисциплины по выбору обучающегося в вариативной части профессионального цикла дисциплин. Перечень дисциплин по выбору обучающихся устанавливается решением педагогического совета.

24. При разработке образовательной программы могут быть определены возможности образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального профессионального образования, в формировании общих компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера).

Глава 5. Требования к образовательной программе по профессии Мастер отделочных строительных работ (7138 Маляр)

 

25. Выпускник по профессии Мастер отделочных строительных работ (7138 Маляр) в соответствии с целями образовательной программы, указанными в пункте 11 настоящего Государственного образовательного стандарта, должен обладать следующими компетенциями:

- общими:

ОК-1. Способен использовать знания об охране окружающей среды и производственной экологии; организации безопасного и здорового образа жизни;

ОК-2. Способен логически строить свою устную и письменную речь на государственном (уровень В1) и официальном языках на уровне профессионального общения;

ОК-3. Способен использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК-4. Способен работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК-5. Способен планировать и организовать собственную деятельность;

ОК-6. Способен использовать базовые предпринимательские знания и навыки в профессиональной деятельности;

- профессиональными:

ПК-1. Способен подбирать инструменты, оборудование и рабочие материалы;

ПК-2. Способен осуществлять монтаж и демонтаж средств подмащивания;

ПК-3. Способен выполнять подготовительные работы при окрашивании и оклеивании поверхностей обоями;

ПК-4. Способен осуществлять шпатлевание и грунтование поверхностей;

ПК-5. Способен окрашивать поверхности различными составами;

ПК-6. Способен оклеивать поверхности обоями и пленками;

ПК-7. Способен выполнять художественную и декоративную малярную отделку поверхностей;

ПК-8. Способен выполнять реставрационные работы и ремонт ранее окрашенных поверхностей

ПК-9. Способен выполнять подготовку поверхностей для ремонта.   

ПК-10. Способен выполнять ремонт малярных покрытий.

ПК-11. Способен выполнять проверку и оценку качества проделанной работы; очистку (уборка) инструментов, оборудования, и рабочего места.

  Образовательная программа начального профессионального образования предполагает изучение учебных циклов и разделов, предусмотренных в приложении к настоящему Государственному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики.

26.Образовательная программа начального профессионального образования разрабатывается в соответствии со структурой, прилагаемой к настоящему Государственному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики (приложение).

27. Профессиональный цикл дисциплин имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую образовательными организациями. Вариативная часть составляет не менее 10 процентов и дает возможность углубления подготовки, определяемой содержанием базовой части, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

28. Требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ начального профессионального образования, к условиям их реализации, итоговой аттестации выпускников и уровню их подготовки по каждой профессии определяются образовательными организациями в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере начального профессионального образования.

Глава 6. Общие требования к правам и обязанностям обучающегося при реализации образовательной программы

29. При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право получить консультацию в образовательной организации по выбору дисциплин и их влиянию на будущую профессию/специальность.

         30. В целях достижения результатов при освоении образовательной программы в части развития компетенций обучающиеся имеют право участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

         31. Обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные образовательной программой образовательной организации.

32. Образовательная организация обязана ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при освоении образовательных программ, разъяснить, что включенные для обучения дисциплины являются для обучающихся обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

33. Образовательные организации при организации и реализации образовательных программ обязаны учитывать политику гендерного равенства, обеспечить социальную инклюзию, а также развитие цифровизации.

34. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

 

Глава 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса

35. Реализация образовательной программы начального профессионального образования Мастер отделочных строительных работ Маляр (7138 Маляр) должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы.

Перечень обязательных учебников и методических пособий:

1. Чмырь В.Д. Материаловедение для маляров. Учебник. М. «Высшая школа», 1987;

2. Белоусов Е.Д. Технология малярных работ. Учебник. М. «Высшая школа», 1980;

3. Ивлиев А.А. Отделочные строительные работы Учебник. М.   «Академия», 2008;

4. Андреев В.С. Современные отделочные материалы в интерьере дома. Ростов на Д., Феникс, 2006;

5. Скиба В.И. Новейшие технологии отделки помещений. Ростов на Д., Феникс, 2007;

Строительные альбомы, чертежи и схемы;

Нормативно-техническая документация.

36. Обеспеченность учащихся учебной литературой и/или электронной литературой, необходимой для реализации образовательной программы, должна соответствовать лицензионным требованиям. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям.

37. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально 40 периодических изданий.

38. Образовательная организация обязана обеспечить условия для организации профессионального обучения в различных формах, включая дистанционное обучение.

 

Глава 8. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

39. Образовательная организация, реализующая образовательную программу начального профессионального образования по профессии Мастер отделочных строительных работ (7138 Маляр), должна располагать соответствующей материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и практической работы учащихся и соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам:

- оснащенная учебно- производственная мастерская/лаборатория с набором инструментов, приспособлений: терка деревянная; стальные шпатели с деревянной и с металлической ручкой; шпатель с резиновым наконечником; скребки стальные; стамески; пемзы; пылесос; компрессор; скотч- пленка; щетка рогожная, кисть маховая; валики; рулетка (диапазон измерений 0-5 мм); стремянка; краскопульты; электрокраскопульты; пистолеты – краскораспылители; средства индивидуальной защиты, необходимые расходные и раздаточные материалы;

- кабинеты:

-технологии отделочных (малярных) работ;

-материаловедения;

-охраны труда и производственной экологии;

-информационных технологий.

- учебные мастерские (отделочных работ);

- производственные мастерские,

- полигоны (участок отделочных работ).

- залы: библиотека; читальный, актовый, спортивный;

        - медицинский пункт, столовая.

 

 

 

40. Оценка качества реализации образовательной программы.

Доказательства профессиональной компетентности выпускника должны относиться к операциям на рабочем месте, удовлетворять требованиям критериев компетентной работы профессионального стандарта Мастер отделочных строительных работ (7138 Маляр).

Методы проверки результатов обучения:

- интервью, демонстрация навыков при выполнении лабораторных и практических заданий, портфолио, тестирование;

-письменная и/или устная оценка необходимых знаний обучающихся.

 

 

 

 

 

Приложение
к Государственному образовательному стандарту начального профессионального образования Кыргызской Республики

(согласно Макета государственного образовательного стандарта начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики, утвержденный Постановлением Кабинета Министров КР от 8 июля 2024 г. № 371)

СТРУКТУРА
образовательной программы начального профессионального образования

Мастер отделочных строительных работ (7138 Маляр)

Коды циклов дисциплин (ЦД)

Циклы дисциплин и проектируемые результаты их освоения

 

На базе основного общего образования (9 кл.) с получением среднего общего образования и профессии

На базе среднего общего образования (11 кл.)

Трудоемкость** (кредит-часы)

Без получения среднего общего образования

Перечень дисциплин для разработки примерных программ

Коды формируемых компетенций

 

2 г.

3 г.

10 мес.

2 г.

1.

ОЦД*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общеобразовательный цикл дисциплин

В результате изучения цикла обучаемый должен:

- знать:

- сферы, обстановки, ситуаци общения;

Социальные и статусные роли участников речевой коммуникации;

- языковая ситема и стилическая ресурсы на лексико-грамматическом уровне;

- минимум общенаучной книжной лексики и терминов;

- минимум речевых тем в рамках  профессиональной деятельности;

 - речевые особенности делового общения (обращения в официальной обстановке, общения, мимнимум этикетных формул и правил при выражении просьбы, отказа, согласия/несогласия, благодарности, поздравления и др.

- виды и жанры служебно-деловой речи.

 

 владеть навыками:

ведения официальной, служебно-деловой беседы/переговоров в соответствии с правилами речевого этикета;

- строения стратегии общения для достижения успешной коммуникации;

- продуцирования (создавать, порождать) и правильно интерпретировать высказывания делового стиля на актуальные темы в области профессиональной деятельности;

- ведения официальных и полуофициальных служебно-деловых бесед / переговоров в соответствии с правилами русского речевого этикета;

- правильного оформления учебной работы в рамках профиля / специальности и служебно-деловую документацию.

 

знать:

- о вредных привычках (табакокурение, насвай, алкоголь, наркотики) и их последствия;

- о факторах риска здорового образа жизни;

- о рациональном и гигиеническом режиме и питании.

 

владеть навыками:

- отказа от вредных привычек;

- реализации на практике всего комплекса средств и методов обеспечения здорового образа жизни;

- соблюдения рационального режима жизни;

- соблюдения рационального питания;

- выполнения упражнения по укреплению иммунитета и закаливание.

 

*1768 ч.

(10 кл; 11 кл.)

*2006 ч.

(10 кл;11 кл.)

3 кр/90 ч.

240 ч.

 

Профессиональный кыргызский/русский язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безопасный здоровый образ жизни.

 

ОК - 2

ОК - 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-1

ОК-3,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЦД

Профессиональный компонент дисциплин

 

 

1232 ч.

2434 ч.

56 кр. /1680 ч.

2532 ч.

 

 

2.

ОТЦД**

Общетехнический цикл дисциплин

знать:

-требования единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства;

-основные правила построения чертежей и схем, виды нормативно-технической документации;

-виды строительных чертежей, проектов, схем производства работ;

-общие сведения о сборочных чертежах;

- назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах;

- правила оформления и чтения рабочих чертежей;

- основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

-правила чтения технической и технологической документации, виды производственной документации.

 

владеть навыками:

- чтения архитектурно-строительных чертежей, проектов, схемы производства работ.

 

знать:

- основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока,

- сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

- сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

- основные законы электротехники;

- типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

- методы расчета электрических цепей;

- условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

- основные элементы электрических сетей;

- принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

- двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска,

остановки;

- способы экономии электроэнергии;

- виды и свойства электротехнических материалов;

- правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.

 

 владеть навыками:

- контроля выполнения заземления, зануления;

- контроля параметров работы электрооборудования;

- включения и остановки электродвигателя, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

- снятия показания работы и пользования электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

- чтения принципиальных, электрических и монтажных схем;

 

 

 

 

 

Основы строительного

черчения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы электротехники

 

 

 

 

 

ОК-1

ОК-3,4

ПК-1-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-1

ОК-3,4

ПК-1-3

ПК-5

 

3.

ОПЦД**

Общепрофессиональный цикл дисциплин

В результате изучения цикла обучаемый

знать:

- алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами:

- нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;

- состояние экономики и предпринимательства в Кыргызской Республике;

- потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;

- технологию разработки бизнес-плана;

- теоретические и методологические основы организации собственного дела.

владеть навыками:

- проведения психологического самоанализа предрасположенности к предпринимательской деятельности;

- выбора организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;

- заполнения формы бухгалтерской отчётности;

- применения различных методов исследования рынка;

- принятия управленческих решений;

- сбора и анализа информации о конкурентах, потребителях, поставщиках;

- подготовки экономических расчётов;

- планирования производственной деятельности;

- разработки бизнес-плана;

- проведения презентации.

знать:

- законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

- обязанности работников в области охраны труда;

- фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);

- порядок и периодичность инструктажей по охране труда и технике безопасности;

- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты.

владеть навыками:

- выявления опасных и вредных производственных факторов и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;

- использования средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;

- участия в аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. оценивать условия труда и уровень травмобезопасности;

- проведения вводного инструктажа, инструктирования их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

- выработки и контроля навыков, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда.

 

знать:

- принципы рыночной экономики;

организационно-правовые формы организаций;

- основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;

механизмы формирования заработной платы, формы оплаты труда

владеть навыками:

- ориентации в общих вопросах экономики производства продукции;

- применения экономических и правовых знаний в конкретных производственных ситуациях;

- защиты своих трудовых прав в рамках действующего законодательства

 

знать:

-виды материалов применяемых при выполнении малярных работ;

-материалы для предохранения поверхностей от набрызгов краски;

- виды и свойства основных протравливающих и нейтрализующих растворов, грунтов, пропиток;

- требования, предъявляемые к качеству материалов, применяемых при обойных работах;

- требования к свойствам материалов, применяемых при выполнении малярных работ.

 

владеть навыками:

-использования видов материалов, для выполнения малярных работ,

- определения качества материалов, необходимых для выполнения малярных работ;

-различия свойств материалов, используемых для выполнения малярных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы бизнеса и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охрана труда и производственная экология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые основы профессиональной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материаловедение

 

ОК-4

ОК-5,6

ПК-2,3,7,9,

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-1-4

ПК-1-11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-1-6

ПК 1-3,5,9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-1-4

ПК 2-3,7,9.

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЦД**

ПМ 01-0N

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональный цикл дисциплин.

Базовая часть: профессиональные модули

В результате изучения профессиональных циклов и модулей обучаемый должен

знать:

- требования по инструкционно-технологической карте (ИТК);

-факторы риска,

- недостатки, несоответствия на рабочем месте для успешной организации рабочего процесса

-правила техники безопасности на рабочем месте (электробезопасность, пожаробезопасность, экологическая безопасность);

- правила применения средств индивидуальной защиты;

-правила обращения с электрическими инструментами и механизмами;

- способы и правила подготовки поверхностей под окрашивание и оклеивание;

- назначение и правила применения ручных инструментов и приспособлений;

- правила эксплуатации, принцип работы и условия применения пылесосов и компрессоров;

- инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности при выполнении подготовительных работ;

- правила применения олиф, грунтов, пропиток, нейтрализующих и протравливающих растворов;

правила использования средств индивидуальной защиты при работе с протравливающими растворами.

 

владеть навыками:

- пользования ИТК;

-информирования своевременно и правильно руководство о недостатках, обнаруженных на рабочем месте.

- правильного использования металлических шпателей, скребков, щеток для очистки поверхностей;

- правильного использования пылесоса, для очистки поверхностей;

- удаления старой краски;

- установки защитных материалов (скотч, пленка) для предохранения поверхностей от набрызгов краски;

- отмеривания и смешивания компонентов нейтрализующих и протравливающих растворов;

- соблюдения техники безопасности при работе с протравливающими растворами;

- нанесения грунта на поверхность краскопультами с ручным приводом;

- обеспечения прилегания без пузырей и отслоений наклеенных на поверхности обоев;

- формирование на поверхности рельефа и выполнение фактурного окрашивания с использованием специального инструмента;

- использование аэрографического инструмента и приспособлений;

- использование инструментов для декоративного лакирования поверхностей;

- использование инструментов для выполнения орнаментной и ручной росписи.

 

знать:

- способы и правила подготовки поверхностей под окрашивание и оклеивание;

-способы приготовления и перемешивания шпатлевочных составов;

-способы нанесения шпатлевочных составов на поверхность вручную;

-сортамент, маркировка и основные свойства шпатлевочных составов;

-способы нанесения грунтовок на поверхности и основные требования, предъявляемые к качеству грунтования;

-устройство, принцип работы, правила эксплуатации ручного краскопульта;

-способы выполнения шлифовальных работ;

-сортамент, маркировка и основные свойства грунтовых составов;

-инструкция по безопасности труда, пожаробезопасности и электробезопасности при грунтовании и шлифовании поверхностей.

 

владеть навыками:

- мерки компонентов шпатлевочных составов;

-использования инструментов для нанесения вручную шпатлевочного состава;

- использования инструментов и приспособлений для грунтования поверхностей;

-заправки, регулировки факела распыла грунта;

- нанесения грунта на поверхность краскопультами с ручным приводом

 

знать:

- способы нанесения шпатлевочных составов на поверхность механизированным способом;

- устройство, принцип работы, правила эксплуатации механизмов;

-инструкция по безопасности труда, пожаробезопасности и электробезопасности при грунтовании и шлифовании поверхностей механизированным инструментом.

-сортамент, маркировку, основные свойства клеев, применяемых при производстве обойных работ;

- способы и правила приготовления клеев;

-способы раскроя обоев вручную;

 

владеть навыками:

-использования инструментов для нанесения механизированным способом шпатлевочного состава;

-нанесения шпатлевочных составов на поверхность механизированным способом;

- работы с устройством, использования правил эксплуатации механизмов;

-выполнения инструкция по безопасности труда, пожаробезопасности и электробезопасности при грунтовании и шлифовании поверхностей механизированным способом

- мерки, смешивания компонентов;

- приготавления клея по заданному составу и соответствующей консистенции;

-получения ровной кромки при обрезке обоев вручную;

- нанесения клеевого состава кистями, валиками, краскопультами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология выполнения малярных работ

 

Оборудование,

инструменты и приспособления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология отделки наружных и внутренних поверхностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология малярных работ

 

 

 

 

ОК-1-5

ПК 1-3;

ПК 9,11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 1-5

ПК 1-3; ПК 9,11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 1-5

ПК 3-4;

 

 

 

 

 

ОК 1-5

ПК 6-9;10;11

 

 

 

знать:

- сортамент, маркировка, основные свойства применяемых лакокрасочных материалов и побелок;

- требования, предъявляемые к качеству окрашенных и побеленных поверхностей;

- способы и правила приготовления окрасочных составов;

- способы и правила подбора колера;

- способы и правила нанесения лаков, краски, побелки на поверхности вручную и механизированным способами;

- способы и правила выполнения малярных работ под декоративное покрытие;

- устройство и правила эксплуатации окрашивающих агрегатов высокого давления;

- правила безопасности при работе с лакокрасочными материалами.

владеть навыками:

- получение ровной кромки при обрезке обоев вручную;

-нанесение клеевого состава кистями, валиками, краскопультом;

- удаление пятен на наклеенных обоях;

- использование инструментов приспособлений для наклеивания обоев;

- мерки и смешивания компонентов окрасочных составов по заданной рецептуре;

- подбора колера при приготовлении окрасочных составов;

- использования инструментов и приспособлений для нанесения на поверхность лаков, красок и побелок;

- использования механизированного инструмента и агрегата высокого давления при окрашивании поверхностей;

- использования инструментов для фальцевания, торцевания поверхностей и вытягивать филенки с подтушевкой;

- использования инструментов и приспособлений для окрашивания поверхностей в два и более тона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ремонтные работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК-3,5,6

ПК-7,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

ВЧ

Вариативная часть ОП (определяется образовательной организацией)

 

10% от профессионального компонента

10% от профессионального компонента

   

6.

ПО; ПП

Производственное обучение и практика (практические умения и навыки определяются ОП)

 

50-60% от профессио-нального компонента дисциплин

50-60% от профессионального ком-понента дис-циплин 28-30 кр./840-900 ч.

50-60% от профессионального компонента дисцип-лин

 

ОК 1-6

ПК 1-5

7.

ФК

Физическая культура

 

68 ч.

136 ч.

54 ч

108 ч.

 

 

8.

ГИА***

Итоговая государственная аттестация

 

6 ч.

6 ч.

1 кр/30 ч.

30 ч.

 

 

9.

ВСЕГО

Общая трудоемкость ОП

 

3000 ч.

4440 ч.

60 кр 1800 ч.

2880 ч.

 

 

10

 

Недельная нагрузка

 

36/39 ч.

36/39 ч.

39 ч.

36 ч.

 

 

                     

 

Примечание:

 (*) - трудоемкость дисциплин, входящих в общеобразовательную подготовку, со сроком обучения 2-3 года определяется в соответствии с Государственным образовательным стандартом школьного общего образования Кыргызской Республики;

(**) - трудоемкость отдельных дисциплин, входящих в циклы (общетехнический, общепрофессиональный, профессиональный), определяется в соответствии с направлением профиля подготавливаемых рабочих профессий;

(***) - часы на итоговую аттестацию, кроме квалификационного экзамена, учитываются в рамках предметных дисциплин.

 

Настоящий Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии Мастер отделочных строительных работ (Маляр 7138)  разработан Учебно-методическим объединением Республиканского научно-методического центра при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики (приказ РНМЦ при МОН КР № 1/11 от 3 марта 2023 года “Об утверждении Положения об учебно-методических объединениях при Республиканском научно-методическом центре”).

 

 

Орунтаев Таалайбек

   - директор ПЛ№18, 

     председатель УМО

 

 

__________

Члены УМО:

 

 

 

Омурзакова Зейнеп Айтбаевна

 

-    зав.отделом разработки     

     содержания образования РНМЦ

 

 

 

 

Момункулова Гүльмира Торогуловна

   - методист  ПЛ№4                           

 

__________

Кудабаев Толобек Осмонович

   - зам.директора УПМР ПЛ№5

 

__________

Эстебесова Айни Бейшеналиевна

    - преподаватель спец.дисциплин     

       ПЛ№5

 

___________

Черноволос Роман Николаевич

    - ведущий специалист ОТЭК ,  

      ОсОО “Алина” Дистрибьюшен

 

__________

Молдобаев Тилек Шайлообекович

    - директор СМУ-7 ОАО ПСФ

 

__________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пайдалуу шилтемелер

Мамлекеттик сайттар жана порталдар