Проект USAID по развитию навыков чтения «Время читать»

Руководство состоит из десяти тренинговых модулей, специально адаптированных к процессу обучения с учетом особенностей их проведения на кыргызском и русском языках. Каждый модуль содержит примерные упражнения, относящиеся к конкретному языку. Учителя и административно-управленческий состав школ, охваченные деятельностью проекта, обладают необходимым потенциалом для внедрения  инновационных и устойчивых перемен в процесс обучения чтению в начальных школах Кыргызской Республики.  

Первые пять модулей посвящены пяти базовым навыкам чтения. Остальные пять модулей рассматривают дополнительные педагогические темы. Проект «Время читать» применяет сбалансированный подход к разработке модулей, в этой связи в них содержится комбинация теории и упражнений, направленных на совершенствование процесса обучения чтению.   

Скачать: 

Руководство для учителей начальных классов (модули 1-5)

Руководство для учителей начальных классов (модули 6-10)

Глоссарий

Аннотации к модулям (модули 1-10)

 

Модуль 1: Фонематическое восприятие

Фонематическое восприятие и знакомство с алфавитом – это не одно и то же, так как первое не связано с письменностью и является полностью слуховым компонентом. Обучение фонематическому восприятию закладывает фундамент, позволяющий учащимся научиться читать. Развивая фонематическое восприятие, учащиеся приобретают способность воспринимать звуковой состав слова, то есть воспринимать на слух звуки (фонемы) и четко их различать. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, усвоения правильной слоговой структуры слова и основой овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения учащимися чтения и письма.

Скачать: 

Модуль 1 - Фонематическое восприятие

Инструкция по проведению тренинга для учителей (модули 1-2)

 

Модуль 2: Знакомство с алфавитом

Звукобуквенный этап обучения учащихся, включающий обучение фонематическому восприятию и знакомство с алфавитом – важнейший этап обучения грамоте дошкольников и учащихся первых классов. На данном этапе учащийся должен «наиграться» в звуки (фонемы) и в буквы (графемы). Знакомство с алфавитом представляет собой распознавание названий букв алфавита и изучение их графического изображения. этот процесс, как и обучение фонематическому восприятию, является частью трехэтапного обучения чтению: добукварного, букварного (декодирование) и послебукварного. Если звукобуквенный этап обучения пропущен, у учащихся возникают трудности в процессе чтения: звук существует сам по себе, буква – сама по себе.

Скачать: 

Модуль 2 - Знакомство с алфавитом

Инструкция по проведению тренинга для учителей (модули 1-2)

 

Модуль 3: Словарный запас

При обучении чтению расширение словарного запаса учащегося является основополагающим, представляя собой не просто усвоение перечня слов, с которыми учащиеся будут знакомы. Гораздо большее значение имеет умение использовать словарный запас: в общении, обучении, познании окружающего мира. Важность знания значений слов и использования словарного запаса в процессе чтения можно сравнить с владением музыкальной грамотой, которая позволяет создавать цельное музыкальное произведение, или с красками, с помощью которых при смешивании и применении создаются картины. Пополнение словарного запаса в начальной школе играет важную роль, так как способствует как декодированию текста, так и развитию навыка понимания прочитанного текста.  

Скачать: 

Модуль 3 - Словарный запас

Инструкция по проведению тренингов для учителей 1-4 классов (модули 3-5)

Инструкция по проведению тренингов для администрации школ и библиотекарей (модули 3-5)

Словарный запас - 3 модуль

Словарный запас для учителей - 3 модуль

 

Модуль 4: Беглое чтение

Обучение навыкам беглого чтения включает управляемое чтение, при котором учащийся читает вслух кому-то, кто исправляет возможные ошибки и предоставляет обратную связь; а также самостоятельное чтение, предполагающее чтение учащимися «про себя». У бегло читающих учащихся более развито умение распознавать новые слова, читать с большей скоростью, точностью и выразительностью, а также лучше понимать прочитанное. Важная составная беглости чтения – выразительность чтения. Чтобы добиться выразительности чтения у учащихся, необходимо сформировать у них умение соблюдать, «читать» знаки препинания. Беглое чтение является мостиком между декодированием и пониманием прочитанного. Беглое, экспрессивное чтение, передающее смысл текста, наглядно демонстрирует понимание прочитанного.

Скачать: 

Модуль 4 - Беглое чтение

Инструкция по проведению тренингов для учителей 1-4 классов (модули 3-5)

Инструкция по проведению тренингов для администрации школ и библиотекарей (модули 3-5)

Беглое чтение - 4 модуль

Беглое чтение для учителей - 4 модуль

 

Модуль 5: Понимание прочитанного

Понимание прочитанного – это сложный процесс взаимодействия между читателем, текстом и содержанием. Оно является совокупным продуктом распознавания слов и понимания речи. Качественное обучение навыкам понимания прочитанного учитывает индивидуальные особенности и потребности учащихся. После этапа декодирования важнейшая задача в процессе обучения чтению заключается в самом главном – научить понимать прочитанный текст: распознавать значения слов, смысл предложения или абзаца, основную мысль всего текста. Овладев базовыми навыками работы с текстом, учащиеся смогут извлекать из текста информацию и использовать ее в процессе обучения. Таким образом, чтение из «предмета обучения» превращается в «средство обучения».  

Скачать: 

Модуль 5 - Понимание

Инструкция по проведению тренингов для учителей 1-4 классов (модули 3-5)

Инструкция по проведению тренингов для администрации школ и библиотекарей (модули 3-5)

Понимание прочитанного - 5 модуль

Понимание прочитанного для учителей - 5 модуль

 

Модуль 6: Личностно-ориентированный подход в обучении чтению

Личностно-ориентированный подход в обучении чтению – процесс обучения, основанный на учете индивидуальных способностей, интересов и особенностей учащихся. Учителя применяют в своей практике некоторые приемы и методы личностно-ориентированного обучения, однако, это не носит систематический характер, часто эти приемы и методы применяются разрозненно и не охватывают все элементы обучения. Данное руководство содержит рекомендации для учителей, описание базовых принципов личностно-ориентированного подхода к обучению, а так же ряд стратегий, которые могут быть использованы учителями в своей педагогической практике для внедрения этих принципов.   

Скачать: 

Модуль 6 - Личностно-ориентированный подход

Инструкция по проведению тренингов для учителей (модуль 6)

Инструкция по проведению тренингов для администрации(модуль 6)

Инструкция по проведению тренингов для национальных тренеров и учителей (модуль 6)

 

Модуль 7: Формативное оценивание

Основной принцип педагогических действий – способствовать развитию учащихся. Обучение и развитие учащегося постоянно находятся в процессе изменения.

Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности учащихся начальных классов особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность, то есть умения учащегося самостоятельно контролировать и оценивать деятельность как собственную, так и своих одноклассников, устанавливать и устранять причины трудностей, возникающих при обучении. Эти умения формируются при условии систематического проведения формативного оценивания в повседневной практике. В материалах 7 Модуля описываются особенности, компоненты и приемы формативного оценивания, а так же их влияние на успеваемость учащихся и технологии учета результатов оценивания. Весь представленный материал ориентирован на улучшение понимания и формирование навыков учителей по применению формативного оценивания на каждом уроке, так как владение техниками формативного оценивания – обязательный компонент учительской компетентности, от которого зависит повышение успеваемости учащихся.    

Скачать:  

Модуль 7 - Формативное оценивание

Формативное оценивание - 7 модуль

 

Модуль 8: Обратная связь

Обратная связь имеет положительное влияние на процесс обучения. При помощи обратной связи можно сократить разрыв между текущим уровнем успеваемости учащихся и поставленной целью обучения. Обратная связь, с акцентом на необходимые улучшения, может способствовать формированию у учащихся уверенности в своих силах и повышению успеваемости. В основе данного Модуля представлены материалы эффективной обратной связи. Предлагаемые материалы позволят как специалистам в области образования, так и учителям начальных классов найти взаимосвязь между образовательными результатами, критериями оценивания и описательной обратной связью. Навык предоставления эффективной обратной связи является важным компонентом профессиональной компетентности учителя, директора и заместителя директора, который позволяет достичь более высоких результатов в обучении учащихся.  

Скачать: 

Модуль 8 - Обратная связь

Обратная связь - 8 модуль

 

Модуль 9: Классификация дополнительных материалов по чтению для начальных классов

Ключевым фактором в развитии навыков чтения является наличие доступа к книгам такого уровня, которые способствуют развитию навыков чтения и ставят выполнимые задачи.  Когда книги подбираются с учетом уровня читательской компетентности, юный читатель может успешно развивать свои навыки и стать опытным читателем. Учителям чтения давно известно, что в работе с начинающими читателями лучше использовать материалы вводного уровня, чтобы учащиеся не испытывали трудностей. Количественный анализ сложности текста проводился при помощи критерия удобочитаемости. Критерий удобочитаемости предусматривает численную оценку с целью определения степени сложности книг или других материалов чтения. Применение критерия удобочитаемости в сочетании с оценкой других параметров текста позволит определить уровень, соответствующий возрасту и году обучения учащихся. При помощи критерия удобочитаемости учителя могут подобрать тексты, наиболее подходящие для своих учеников. Удобочитаемость текстов для дополнительного чтения начальных (1-4) классов школ Кыргызстана можно определить при помощи автоматизированной программы WordCalc, которая посредством алгоритмов анализирует параметры слов, предложений и текстов.

Скачать: 

Модуль 9 - Классификация дополнительных материалов по чтению

Инструкция по проведению тренингов для администрации (модуль 9)

 

Модуль 10: Вовлечение родителей и сообществ в процесс формирования навыков чтения

Вовлечение родителей и детей в совместное чтение книг является наиболее эффективным способом поддержки раннего развития навыков чтения у детей. Поэтому современные учебные программы предполагают создание партнерских отношений школы с родителями. Учителя, которые не пытаются вовлечь родителей в образовательный процесс, упускают возможность использования одного из наиболее эффективных инструментов формирования навыков чтения у учащихся. Это руководство предназначено для представителей школ, которые заинтересованы в вовлечении родителей и сообществ в развитие навыков чтения у учащихся. В руководстве представлена информация, которая поможет школам привлечь местные органы власти, родителей, библиотеки и других партнеров к развитию навыков чтения учащихся 1-4 классов. Крое того, материалы содержат описание школьных мероприятий по чтению, в которых могут участвовать родители и сообщества. Также представлены идеи проведения совместных домашних занятий родителей с детьми. 

Скачать: 

Модуль 10 - Вовлечение родителей и сообществ

 

Дополнительные материалы 

 

Карточки с вопросами «До чтения – Во время чтения – После чтения»

Скачать: 
Цели использования, рекомендации и комментарии к карточкам

Карточки в форматае А5

Карточки в формате А6

 

Карточки для развития словарного запаса

Скачать: 

Заметки по использованию

Большие карточки_1 класс

Маленькие карточки_1 класс

Большие карточки_2 класс

Маленькие карточки_2 класс

 

Ссылки на видео материалы

Развитие базовых навыков чтения  - (https://youtu.be/7f6FR39OBKo) - Модули 1-5

Совместное модельное чтение  - (https://youtu.be/WCA3q1IlAkM) – Модули 4-5

Большеформатные книги  - (https://youtu.be/EjcL7C1tY6Q ) – Модуль 9

Беглое чтение – (https://youtu.be/ckwEf2MP5fE ) – Модуль 4

Понимание прочитанного -  (https://youtu.be/OCD2f1i4nOk ) – 5 модуль