Информация о деятельности Министерства образования и науки Кыргызской Республики за год

16.09.2020

I. Разработана, обсуждена и направлена в Правительство КР Стратегия развития образования на 2020-2024 гг. В настоящее время документ ожидает утверждения.

II. Работа по цифровизации образования

  • В рамках цифровизации системы образования, повышения скорости сбора данных была создана единая база данных, охватывающая все уровни – Информационная система управления образованием (ИСУО) www.emis.edu.gov.kg.

 

База состоит из трех частей и содержит всю необходимую информацию в сфере образования, например:

  1. Единая база данных учащихся всех уровней;
  2. База данных педагогов образовательных организаций всех уровней;
  3. Полная база данных по инфраструктуре, материально-техническому оснащению учебных заведений всех уровней независимо от формы собственности.

В настоящее время в базу введены данные 1,5 млн. человек, планируется, что к декабрю текущего года единая база данных будет готова. Обеспечивается точность и правильность введения данных в систему. Электронные подписи выданы  руководителям 390 образовательных организаций. Основная цель – интеграция с межведомственной системой обмена данными “Tүндүк”, что позволит удобно и легко получать информацию.

  • АВТОМАТИЗИРОВАНА ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Еще одна инициатива прошлого года - автоматизация выплаты заработной платы педагогам. Основными целями этого процесса являются обеспечение прозрачности расчета заработной платы, устранение неточностей в выплатах Социальному фонду и налоговых отчислениях, устранение бюрократических барьеров, а также облегчение работы персонала централизованной бухгалтерии.

Для реализации данного процесса бухгалтеры районных и городских управлений и отделов образования прошли специальную подготовку, был закуплен 131 компьютер и принято решение предоставить еще 98 компьютеров.

  • “ЭЛЕКТРОННАЯ ОЧЕРЕДЬ” И “ЭЛЕКТРОННОЕ ЗАЧИСЛЕНИЕ”

Успешно работают системы “Электронная очередь” и “Электронное зачисление”, обеспечивающие прозрачность приема в дошкольные и школьные образовательные организации. Система “Электронная очередь” в детские сады (http://balabakcha.edu.gov.kg) была успешно запущена в гг.Бишкеке и Ош, Иссык-Атинском районе Чуйской области. За время функционирования принято 116 770 заявок, через систему зачислены в детские сады 49 598 детей.

С 2020 года успешно продолжается данная инициатива в гг. Токмок, Кызыл-Кия, Балыкчи, Жалал-Абад, Сулюкта и в Иссык-Кульском районе Иссык-Кульской области. На сегодняшний день поступило более 117 тысяч электронных заявок, 50 109 детей распределены в детские сады.

Также  в 2019 году была запущена автоматизированная информационная система “Электронный прием детей в государственные и муниципальные образовательные учреждения” (https://mektep.edu.gov.kg/) , по состоянию на сентябрь 2020 года в систему поступило 17 737 заявок.

С 2020 года электронный прием доступен, кроме г. Бишкек, в гг. Ош, Жалал-Абад, Кызыл-Кыя, Токмок и Кара-Балта. По статданным, для приема в 1-й класс поступило заявок: г.Бишкек - 18 013, г.Ош – 8 255,  г.Кара-Балта – 846, г.Токмок – 1734, г.Жалал-Абад – 2624, г.Кызыл-Кыя – 1442. Всего поступило 32 914 заявок, принято в 1-й класс - 28 743 ребенка.

  • ПРИЕМ АБИТУРИЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Прием в высшие и средние профессиональные образовательные организации в текущем году проходил полностью онлайн. Для этого Министерство образования и науки КР запустило специально разработанную автоматизированную информационную систему “Абитуриент Online”.

С созданием информационной системы были созданы равные условия для всех категорий абитуриентов, а также появилась возможность участвовать в конкурсе для поступления в учебное заведение в электронном формате. Документы абитуриентов, участвующих в конкурсе, предоставлялись в электронном виде, расчет талонов Общереспубликанского тестирования, сертификатов тестирования, формирование и распространение рейтингового списка абитуриентов были полностью автоматизированы. Система  позволила обеспечить прозрачность, правильность и точность приема, а также улучшить качество зачисления.

Еще одно практическое преимущество онлайн-приема – обеспечение безопасности граждан во время пандемии коронавируса, предотвращение массовой концентрации поступающих в вузы.

Всего было получено 21 200 заявок  на грантовые места и 32 260 – для обучения на контрактной основе. По предварительным результатам, 4 469 студентов зачислены на грантовые места, 36 364 студента – на контрактной основе, из них 17 641 студент – на очную форму обучения, 5 995 студентов – на заочное обучение, 142 студента – на вечернее обучение, 10 860 студентов имеют дипломы о среднем и высшем образовании, 1 726 студентов – поступили в магистратуру.

  • ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ МЕТОДАМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В процессе образования главная фигура, конечно, учитель. Все мы знаем, что современный педагог должен быть профессионалом, отвечающим современным педагогическим и технологическим требованиям. Министерство образования и науки Кыргызской Республики с учетом обеспечения безопасности учащихся и учителей в условиях эпидемиологической ситуации в стране в рамках подготовки реализации программ дошкольного и школьного образования к новому учебному 2020-21 году организовало во всех образовательных организациях страны с 5 по 25 августа месячник “Цифровой учитель”. В этот период проводились тематические вебинары и оказывалась методическая помощь педагогам.

  • ОНЛАЙН ОЛИМПИАДЫ

Были проведены специальные альтернативные онлайн олимпиады для проверки качества обучения школьников и развития их навыков тестирования. Олимпиада проводилась с 19 ноября 2019 года по математике, физике, биологии, химии и информатике. Школьники могли принять участие, зарегистрировавшись на сайтах http://unite.kg и http://www.olymp.krsu.edu.kg, результаты были размещены на этих же ресурсах.

 

  • МОДЕЛЬ “ШКОЛА БУДУЩЕГО – УМНАЯ ШКОЛА” ЗАРАБОТАЛА В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

В рамках Концепции цифровой траснформации Кыргызской Республики Министерство образования и науки Кыргызской Республики разработало  модель “Школа будущего – Умная школа”.

Был разработан план действий по реализации модели, на основе конкретных критериев определены 10 школ в столице и регионах для пилотирования проекта. Министерство образования и науки обратилось в Азиатский банк развития с просьбой создать технические условия и открыть лаборатории для реализации проекта. Также подписаны меморандумы с ОАО “Альфа-Телеком” и Парком высоких технологий о разработке электронного контента для учащихся.

  • КЫРГЫЗСТАН СОВМЕСТНО С МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИЕЙ РАЗВИТИЯ РЕАЛИЗУЕТ ПРОЕКТ “ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО”

В рамках внедрения инновационных идей в образование в соответствии с соглашением между Кыргызстаном и Международной ассоциацией развития страртовал проект “Образование для будущего”. 

В рамках проекта до 2025 года для 40 тысяч детей будут открыты 500 детских садов кратковременного пребывания в регионах республики, в 1200 школах будут оборудованы компьютерные классы и электронные библиотеки. Также будет оказана методическая помощь учителям, 38 000 педагогов пройдут обучение базовым цифровым навыкам.

Кроме того, 15 000 учителей обучат методике преподавания дисциплин естественно-научного цикла и коррекционной методике в начальных классах.

Одна из основных целей проекта – разработка онлайн тестов для оценки компетенций и функциональной грамотности учащихся по предметам естественно-научного спектра.

  • ВНЕДРЯЕТСЯ СИСТЕМА УЧЕТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

Для того чтобы обеспечить школы учебниками, необходимо пересмотреть существующую базу данных. Для этого создается специальная система. С запуском системы планируется автоматизировать работу школьных библиотек и создать базу данных, включающую полные сведения по обеспеченности учебно-методическими комплексами. Библиотеки 2 138 школ получат по 1 компьютеру, принтеру и сканеру со штрих-кодом.

На сегодняшний день в систему введены данные о 6 млн. учебниках и о 2 млн., которые сданы в аренду. Поступления от аренды будут использованы для перепечатки книг.

Пресс-служба МОН КР