Положение о дополнительном профессиональном образовании

      

                               ПОЛОЖЕНИЕ

             о дополнительном профессиональном образовании

                        в Кыргызской Республике

 

     I.   Общие положения

     II.  Организации дополнительного профессионального образования

     III. Управление организацией дополнительного профессионального образования

     IV.  Слушатели и работники организации дополнительного профессионального образования

     V.   Реализация программ дополнительного профессионального образования

     VI.  Финансово-хозяйственная и международная деятельность организации дополнительного профессионального                            образования

 

                          I. Общие положения

 

     1.1. Дополнительное профессиональное образование -  это  образование,  направленное  на  непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц,  имеющих профессиональное  образование,  за пределами  основной  образовательной профессиональном программы в соответствии с квалификационными требованиями к профессиям и  должностям  и способствующие  развитию деловых и творческих способностей этих лиц,  а также повышению их культурного уровня.

    1.2. Программы дополнительного профессионального образования в зависимости от требований к уровню подготовки обучающегося подразделяются на  дополнительные  образовательные программы высшего профессионального образования,  дополнительные образовательные программы среднего профессионального  образования и дополнительные образовательные программы начального профессионального образования.

    К программам  дополнительного  профессионального образования относятся программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и  стажировка работников квалифицированного труда и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.  Дополнительные  образовательные  программы  всех уровней могут быть программами дополнительного образования взрослых и дополнительного образования  лиц  независимо  от возраста.

    1.3. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях приобретения дополнительных знаний, умений и навыков, и предусматривает изучение отдельных учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых  для выполнения нового вида профессиональной деятельности в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования.

Профессиональная переподготовка  также осуществляется в целях расширения квалификации специалистов для обеспечения их адаптации к  изменившимся  экономическим и социокультурным условиям и ведения новой профессиональной деятельности с присвоением дополнительной квалификации на базе имеющегося образования. 

Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится  путем  освоения  дополнительных профессиональных образовательных программ, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

    1.4. Порядок  и условия реализации программ профессиональной переподготовки специалистов определяются Министерством образования и  культуры Кыргызской Республики совместно с другими органами государственного управления соответствующего  профиля.  Направление  профессиональной переподготовки определяется образовательной организацией дополнительного профессионального образования по согласованию с заказчиком.

    1.5. Профессиональная  переподготовка и повышение квалификации государственных служащих государственных  органов  исполнительной  власти осуществляются в порядке,  установленном Правительством Кыргызской Республики.

    1.6. Повышение квалификации специалистов  осуществляется  с  целью повышения уровня их профессиональных знаний, совершенствования их деловых качеств, а также обновления теоретических знаний и практических навыков в связи с повышением требований к квалификации специалистов и необходимостью освоения современных способов решения профессиональных задач.

   Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

    При прохождении повышения квалификации слушателями системы здравоохранения со стажем до 5 лет,  первичным повышением обязательно  должно быть общее усовершенствование,  а последующие циклы - тематическое усовершенствование.

    1.7. Стажировка  осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате  теоретической подготовки,  а также изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организационных навыков для  выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

    Стажировка может быть как  самостоятельным  видом  дополнительного профессионального  образования,  так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов. Стажировка специалистов может проводиться на предприятиях, объединениях, в ведущих научно-исследовательских организациях, консультационных фирмах и государственных организациях. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем исходя из ее целей и  по  согласованию  с руководителем предприятия,  объединения,  организации,  учреждения, где она проводится.

   1.8. Получение  второго (и более) профессионального образования не является программой  дополнительного  профессионального  образования  и осуществляется в рамках основной образовательной профессиональной программы в соответствии с государственным  образовательным  стандартом  по специальности (направлению) в образовательных организациях соответствующего уровня.

   1.9. Главными задачами дополнительного профессионального образования являются:

     - удовлетворение потребностей личности в получении знании о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки,  техники, технологиях и экономики, а также о передовом отечественном и зарубежном опыте;

     - расширение и углубление профессионального образования путем  освоения  программ дополнительного профессионального образования в рамках полученной специальности;

     - обеспечение  условий  для  непрерывного образования специалистов предприятий, объединений, организаций и других учреждений независимо от организационно-правовых форм,  государственных служащих, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов.

 

           II. Организации дополнительного профессионального

                              образования

 

     2.1. Организациями  дополнительного  профессионального образования

являются образовательные организации,  реализующие  программы  дополни-

тельного профессионального образования различной направленности,  кото-

рые могут быть государственными и негосударственными.

     В зависимости  от уровня реализуемых программ дополнительного про-

фессионального образования образовательные  организации  подразделяются

на:

     - организации  дополнительного высшего профессионального образова-

ния;

     - организации дополнительного среднего профессионального образова-

ния;

     - организации дополнительного начального профессионального образо-

вания.

     2.2. Организацией  дополнительного  профессионального  образования

могут быть:

     - академия повышения квалификации и профессиональной переподготов-

ки;

     - институт повышения квалификации и профессиональной переподготов-

ки;

     - отраслевой (ведомственные) центр повышения квалификации  и  про-

фессиональной переподготовки;

     - учебный центр повышения квалификации и профессиональной перепод-

готовки (учебные центры обучения работников на производстве);

     - курсы повышения квалификации (школы технического обучения);

     - иные образовательные организации, реализующие программы дополни-

тельного профессионального образования.

     2.3. Академии  и институты повышения квалификации и профессиональ-

ной переподготовки могут реализовывать образовательные программы после-

вузовского профессионального образования в порядке, установленном зако-

нодательством Кыргызской Республики.

     2.4. Программы дополнительного профессионального образования могут

осуществляться также структурными подразделениями образовательных орга-

низаций, реализующих основные профессиональные образовательные програм-

мы (институты, факультеты, центры, отделения, курсы и другие).

     Создаваемые в образовательных организациях структурные подразделе-

ния,  реализующие программы дополнительного профессионального образова-

ния, имеют статус юридического лица или филиала, взаимоотношения и пол-

номочия которых определяются в их правоустанавливающих  (учредительных)

документах и уставах.

     2.5. Государственные органы управления и организации  (учреждения)

независимо от их организационно-правой формы имеют право самостоятельно

создавать курсы (школы,  центры и др.) повышения квалификации и профес-

сиональной переподготовки специалистов с последующим уведомлением цент-

рального органа государственного управления образованием.

     2.6. Порядок  приема граждан в организации дополнительного профес-

сионального образования устанавливается этими организациями по согласо-

ванию с их учредителями и закрепляется в уставах.

     При приеме образовательные организации обязаны ознакомить  граждан

с уставом, соответствующей программой дополнительного профессионального

образования, лицензией на ведение образовательной деятельности и с дру-

гими регламентирующими организацию образовательного процесса документа-

ми.

 

             III. Управление организацией дополнительного

                     профессионального образования

 

     3.1. Управление организацией дополнительного профессионального об-

разования осуществляется в соответствии с законодательством  Кыргызской

Республики,  нормативными  правовыми  актами  в области дополнительного

профессионального образования и его уставом.

     3.2. Устав  образовательной  организации  утверждается учредителем

(учредителями). Регистрация устава осуществляется в установленном зако-

нодательством порядке.

     3.3. Общее руководство образовательной организацией дополнительно-

го профессионального образования в части учебной,  методической,  науч-

но-исследовательской работы, комплектования и подготовки научно-педаго-

гических кадров осуществляет выборный орган - совет (ученый,  педагоги-

ческий, попечительский).

     Порядок формирования органов соуправления и их компетенции опреде-

ляются уставом образовательной организации на основании соответствующих

типовых положений.

     3.4. Непосредственное управление деятельностью образовательной ор-

ганизации осуществляет его руководитель (президент,  ректор,  директор,

начальник).

     Порядок занятия вакантной должности,  полномочия и функции руково-

дителя образовательной организации определяются уставом этой  организа-

ции.

     3.5. Деятельность  структурных  подразделений организации дополни-

тельного профессионального образования и условия назначения их  руково-

дителей  определяются  в  порядке,  установленном  для  соответствующих

структурных подразделений образовательных организаций,  реализующих ос-

новные профессиональные образовательные программы.

 

         IV. Слушатели и работники организации дополнительного

                     профессионального образования

 

     4.1. Слушателями образовательной организации являются лица, зачис-

ленные на обучение приказом руководителя образовательной организации.

     4.2. Слушатели образовательной организации имеют право:

     - участвовать в формировании содержания дополнительных  профессио-

нальных образовательных программ и выбирать дисциплины для факультатив-

ной и индивидуальной формы обучения;

     - пользования  имеющейся на факультетах,  кафедрах и других струк-

турных подразделениях образовательной организации нормативной, инструк-

тивной, учебной и методической документацией по вопросам профессиональ-

ной деятельности,  а также библиотекой, информационным фондом, услугами

других подразделений в порядке, определяемом уставом этой организации;

     - принимать участие в конференциях  и  семинарах,  представлять  к

публикации в изданиях учреждения свои рефераты, аттестационные работы и

другие материалы.

     Слушатели имеют также другие права, определенные законодательством

Кыргызской Республики и уставом организации дополнительного  профессио-

нального образования.

     4.3. Оценка уровня знании слушателей,  освоивших программы повыше-

ния квалификации,  проводится по результатам текущего контроля знаний и

итоговой аттестации.  Аттестация осуществляется специально создаваемыми

комиссиями,  составы  которых утверждаются руководителем этой образова-

тельной организации.

     4.4. Освоение программ профессиональной переподготовки  специалис-

тов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией.  Для

проведения итоговой аттестации по программам профессиональной  перепод-

готовки создается государственная аттестационная комиссия, председатель

которой утверждается учредителем образовательной организации по  согла-

сованию с Министерством образования и культуры Кыргызской Республики.

     4.5. Слушателям,  успешно прошедшим итоговую аттестацию,  выдаются

документы государственного образца об освоении дополнительной професси-

ональной  образовательной программы соответствующего вида.  Формы доку-

ментов государственного образца о  прохождении  повышения  квалификации

или  профессиональной переподготовки разрабатываются и утверждаются Ми-

нистерством образования и культуры Кыргызской Республики.

     4.6. Работники образовательной организации имеют право:

     - повышать профессиональную и педагогическую квалификацию за  счет

средств образовательной организации;

     - избирать и быть избранным в органы самоуправления организацией;

     - пользоваться  в  установленном уставом порядке информационными и

методическими фондами, а также услугами учебных, научных, социально-бы-

товых, лечебных и других его подразделений.

     Работники имеют также другие права, определенные законодательством

Кыргызской Республики,  уставом этой образовательной организации и тру-

довыми договорами (контрактами).

     4.7. Преподаватели  образовательного учреждения имеют право участ-

вовать в формировании содержания образовательных программ, выбирать ме-

тоды  и средства обучения,  наиболее полно отвечающие их индивидуальным

особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного и научного про-

цессов.

     4.8. Повышение квалификации профессорско-преподавательского соста-

ва  и  научных  работников образовательной организации осуществляется в

порядке, установленном для соответствующих образовательных организаций.

 

       V. Реализация программ дополнительного профессионального

                              образования

 

     5.1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка спе-

циалистов проводится с отрывом от работы,  без отрыва от работы, с час-

тичным  отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.  Сроки и

форма повышения квалификации и профессиональной переподготовки устанав-

ливаются  образовательными организациями в соответствии с потребностями

заказчика на основании заключенного с ним договора.

     5.2. Дополнительные   профессиональные  образовательные  программы

разрабатываются,  утверждаются и реализуются образовательными организа-

циями с учетом потребностей заказчика, а также требований соответствую-

щих государственных образовательных стандартов по направлению подготов-

ки или специальности.

     Содержание дополнительных  профессиональных  образовательных прог-

рамм, формы их освоения и продолжительность обучения определяются обра-

зовательными  организациями  с  учетом требований к содержанию дополни-

тельного профессионального образования.

     Требования к минимуму  содержания  дополнительных  образовательных

профессиональных  программ и уровню профессиональной переподготовки ус-

танавливаются центральным органом государственного управления образова-

нием, совместно с соответствующими органами государственного управления

в пределах их компетенции.

     5.3. Организации  дополнительного  профессионального  образования,

имеющие государственную аккредитацию (аттестацию), вправе самостоятель-

но разрабатывать и утверждать учебные планы,  в том числе учебные планы

индивидуального обучения. Порядок разработки и утверждения учебных пла-

нов определяется уставом.

     5.4. Дополнительные образовательные программы повышения квалифика-

ции реализуются в объеме от 72 до 100 часов с целью обновления знаний и

навыков в соответствии с постоянно повышающимися требованиями образова-

тельных  стандартов через краткосрочные тематические курсы обучения или

участие в работе тематических и проблемных семинаров. Программы повыше-

ния  квалификации  более  длительного обучения в объеме свыше 100 часов

реализуются с целью углубленного изучения актуальных проблем или приоб-

ретения профессиональных навыков.

     Дополнительные образовательные программы профессиональной перепод-

готовки реализуются и объеме свыше 500 часов по учебным программам, да-

ющим необходимые знания, умения и навыки специалисту для выполнения но-

вого вида профессиональной деятельности в пределах имеющегося професси-

онального образования.  В целях расширения квалификации и осуществления

нового вида профессиональной деятельности реализуются учебные программы

дополнительно к высшему образованию с присвоением дополнительной квали-

фикации на базе полученной специальности в объеме свыше 1000 часов.

     Дополнительные образовательные программы могут реализовываться как

по  индивидуальным  учебным программам,  так и в форме самостоятельного

обучения.

     5.5. Организации высшего дополнительного профессионального образо-

вания ведут научно-исследовательскую и научно-методическую работу в по-

рядке,  предусмотренном для высших учебных заведений.  Тематика научных

исследований утверждается ученым (попечительским) советом образователь-

ной организации.

 

       VI. Финансово-хозяйственная и международная деятельность

       организации дополнительного профессионального образования

 

     6.1. Основной финансово-хозяйственной деятельностью  образователь-

ной  организации являются его договоры с юридическими и физическими ли-

цами и иными заказчиками (включая иностранных юридических и  физических

лиц).

     6.2. Источниками формирования имущества и финансирования образова-

тельной организации являются:

     - материальные и финансовые средства учредителя (учредителей);

     - средства, получаемые от выполнения уставной деятельности;

     - кредиты банков и иных кредиторов;

     - добровольные  пожертвования и целевые взносы юридических и физи-

ческих лиц, в том числе зарубежных, и другие законные источники.

     6.3. Образовательная  организация вправе вести предусмотренную его

уставом предпринимательскую деятельность в порядке, установленном зако-

нодательством Кыргызской Республики, если это осуществляется не в ущерб

его основной уставной деятельности.

     6.4. Организация   дополнительного  профессионального  образования

осуществляет международное сотрудничество в области повышения  квалифи-

кации и профессиональной переподготовки специалистов,  педагогической и

научной деятельности,  а также внешнеэкономическую деятельность в соот-

ветствии с законодательством Кыргызской Республики.

     6.5. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка спе-

циалистов  из числа граждан иностранных государств в организации допол-

нительного профессионального образования, а также педагогическая, науч-

но-исследовательская  работа  и  стажировка преподавателей и слушателей

этой организации за рубежом осуществляются на основе международных сог-

лашений и договоров.