Для авторов, дизайнеров, иллюстраторов, художников и издателей

Форма заявки на участие в конкурсе по отбору авторов, дизайнеров и художников-оформителей

ХИМИЯ - программа для общеобразовательных организаций (8-9 классы)

ФИЗИКА - программа для общеобразовательных организаций (7-9 классы)

ГЕОГРАФИЯ - программа для общеобразовательных организаций (7-9 классы)

БИОЛОГИЯ - программа для общеобразовательных организаций (6-9 классы)

МАТЕМАТИКА - программа для общеобразовательных организаций (5-9 классы)

 

Оценочный инструментарий УМК - шкала и индикаторы

 

Соответствует требованиям

Частично соответствует требованиям. Требуется доработка

Не соответствует требованиям

 

1. Соответствие стандартам (Гос. стандарту и предметному стандарту) и учебному плану

4 балла

2 балла

0        баллов

1.1.Формирование ключевых компетентностей

(см. Гос. стандарт).

Задачи формирования ключевых компетентностей учтены, включая все аспекты и уровни сформированности на соответствующем предметном материале.

Вопросы, задания и упражнения компетентностно - ориентированы и связаны с практическим опытом.

Задачи формирования ключевых компетентностей частично учтены. Преимущественно предусмотрено формирование аспектов ключевых компетентностей на первом и втором уровнях.

Задачи формирования ключевых компетентностей не учтены.

1.2.Формирование предметных компетентностей на основе образовательных результатов

(см. Предметный стандарт).

Содержание и дидактический аппарат учебника обеспечивает достижение запланированных в стандарте образовательных результатов.

Содержание и дидактический аппарат учебника позволяют целенаправленно формировать большинство запланированных образовательных результатов.

Содержание учебника и дидактический аппарат учебника практически не связаны с формированием запланированных образовательных материалов, ориентированы на информационную модель образования.

1.3. Охват заявленных в стандарте содержательных линий.

В учебнике представлен материал по всем содержательным линиям, заявленным в предметном стандарте. Приведены отсылки к другим учебным и методическим материалам, обеспечивающим дополнительный материал для обеспечения запланированных содержательных линий.

В учебнике представлены материалы по основным содержательным линиям. Приведены отсылки к другим учебным и методическим материалам, обеспечивающим охват всех содержательных линий.

Отсутствуют отдельные линии или большие блоки материала.  Ссылки на дополнительные учебные и методические материалы отсутствуют.

1.4. Объем материала адекватен указанному количеству часов.

Объем обязательного материала покрывает необходимое количество часов каждой темы и не превышает возможностей объема учебного плана.

 

Объем материала покрывает необходимое количество часов большинства тем или

материала очень много и недостаточно времени для его усвоения.

 

Материала недостаточно или ОЧЕНЬ МНОГО для количества часов УЧЕБНОГО ПЛАНА большинства тем

ИТОГО:

16 баллов

Если учебник набрал 10 и менее баллов дальнейшая экспертиза прекращается. УМК отклонено от участия в конкурсе рукописей.

 

2. Структура и дизайн учебника

2 балла

1 балл

0 баллов

2.1. Структурированность и логика.

Материалы учебника структурированы, логических разрывов и повторов нет. Структура учебника учитывает логику познания: первичный опыт – новая информация – обновленный опыт.

В целом учебник структурирован и логичен, встречаются отдельные нарушения логики, недостаточная структурированность текста.

Материалы плохо структурированы, встречаются нарушения логических построений, повторы и др.

2.2. Баланс теоретического и практического материала.

 

Материал сбалансирован, практическая часть логически связана с теоретической частью и помогает в ее усвоении.  

 

Основная часть УМК носит сбалансированный характер, но сбалансированность не во всем учебнике.

Баланс не соблюдается, либо доминирует терминологически перегруженный, сложный материал, либо материал необоснованно упрощен.

2.3. Сбалансированность основного, дополнительного и пояснительного материалов.

Авторский текст составляет не более 30%.  

 

В учебниках гуманитарных дисциплин представлены тексты различных источников, различные точки зрения, мнения иллюстраций, методический аппарат.

Дополнительные и пояснительные материалы целесообразны, помогают в усвоении основного материала.

Авторский текст в отдельных разделах составляет 50%.

 

Дополнительные и пояснительные материалы в целом помогают в усвоении основного материала, не затрудняют его восприятие.

Авторский текст составляет более 70% учебника.

Дополнительные и пояснительные материалы присутствуют либо в избыточной, либо в недостаточной степени.

2.4. Стандарт иллюстраций. Обоснованность и целесообразность включения внетекстовых компонентов (графики, таблицы, иллюстрации и др.).

Использование внетекстовых компонентов целесообразно, помогает пониманию и усвоению материала.

Все иллюстрации понятны и точно отражают содержание текстового материала.

Все иллюстрации четко связаны с текстом, к которому они прилагаются и несут различную функциональную нагрузку (является частью дидактического аппарата).

Иллюстрации высокого качества и отражают культурные ценности страны.

 

Внетекстовые компоненты в целом уместны и целесообразны. Иногда используются несоответствующие формы внетекстовых компонентов. Качество иллюстраций приемлемо, они отражают культурные ценности страны Большинство иллюстраций понятны и точно отражают содержание текстового материала

Большинство иллюстраций четко связаны с текстом, к которому они прилагаются, и несет функциональную нагрузку.

Недостаточная связь между текстовыми и внетектовыми компонентами. Качество иллюстраций низкое, или/и они не отражают культурные ценности страны. Почти все иллюстрации непонятны и не отражают содержание текстового материала

Лишь небольшое количество иллюстраций связаны с текстом, к которому они прилагаются.

2.5. Наличие аппарата ориентировки и организации усвоения материала и работы с материалом

 

 

Хорошо продуман и структурирован, позволяет легко ориентироваться в структуре текстов, заданий, актуализирует все сигнальные системы учащегося, четко ориентирует учителя при работе как с методическим руководством, так и с учебником

Аппарат ориентировки 

развит в достаточной мере, но может быть представлен только в учебнике.

Аппарат ориентировки развит недостаточно, не помогает ориентироваться в материале

 

ИТОГО:

10 баллов

 

 

3. Отражение некоторых основных дидактических принципов и факторов

2 балла

1 балл

0 баллов

3.1. Научность.

 

Учебник соответствует формированию научных взглядов учащихся. Теоретических ошибок нет, формулировки текстов корректны.

Учебник соответствует формированию научных взглядов учащихся. В отдельных разделах/темах встречаются некорректные формулировки.

В учебник имеются грубые теоретические ошибки и некорректные формулировки. Представлена неточная информация.

3.2. Системность и последовательность.

Материалы в учебнике  даны системно и последовательно в соответствии с возрастными особенностями учеников.

Учебник способствует

систематизации полученных знаний, формированию логически связанных и обоснованных представлений о мире и методах научного познания окружающего мира.

В целом материалы базируются на системном подходе

В отдельных разделах/темах  нарушена системность и последовательность подачи материалов.

Материалы учебника разрознены, включают противоречивые элементы, не способствуют формированию логически связных представлений об окружающем мире.

 Учебник не учитывает возрастные особенности учащихся, материалы не последовательны, не соблюдена системность.

3.3. Актуальность.

 

Представлены последние, современные достижения или сведения, достоверность которых разделяют эксперты в данной области

Современные сведения, достоверность которых разделяют эксперты в данной области, представлены в части разделов/тем.

 

Представлены сведения или данные, которые в настоящее время не являются точными, достоверность которых эксперты уже не разделяют.

3.4. Стимулирование учебно-познавательной деятельности.

Вопросы и задания соответствуют познавательным и возрастным интересам, стимулируют

поисковую и самостоятельную деятельность учащихся.

В текстах, заданиях, иллюстрациях выражен мотивационный компонент.

 

Использованы тексты дискуссионного и проблемного характера для организации работы (для некоторых предметов).

В целом учтены задачи стимулирования учебно-познавательной деятельности.

В учебнике представлены однообразные тексты и задания, которые не стимулируют учащихся к самостоятельной работе. Тексты и задания либо слишком просты, либо необоснованно усложнены и не позволяют формировать «зону ближайшего развития».[S1] 

3.5. Отражение межпредметных связей.

Межпредметные связи отражены в материалах учебника, как в рамках предметной области, так и вне ее.

Межпредметные связи отражены в материалах учебника по отдельным темам.

Межпредметные связи не отражены.

ИТОГО:

10 баллов

 

 

4. Педагогические условия

2 балла

1 балл

0 баллов

4.1. Учет возможностей дифференциации обучения.

Материалы содержат разноуровневые тексты и задания и позволяют организовать различные траектории обучения учащихся.

Соответствующие тексты, вопросы, задания позволяют организовать различные траектории обучения учащихся в большинстве случаев.

Материалы УМК не предназначены для обучения учащихся с разными познавательными возможностями.

4.2. Формирование самостоятельности у учащихся и организация учебной деятельности.

Представлены различные виды заданий для учащихся (вопросы, упражнения, задачи; экспериментальные, творческие задания и др.).

Предусмотрена возможность использования учебника учеником для самостоятельной работы.

Имеются инструкции к практическим занятиям, указания и правила техники безопасности к проведению опытов – для некоторых учебников.

В УМК в достаточной степени развит соответствующий набор вопросов, заданий, инструкций.

Не учтено.

4.3. Формирование приемов умственной деятельности и развитие мышления у учащихся.

Наличие вопросов и заданий на развитие навыков мышления высокого порядка (продуктивного и творческого уровней).

В УМК в достаточной степени развит соответствующий набор вопросов и заданий.

Большинство вопросов носят репродуктивный характер и не способствуют развитию у учащихся навыков сравнения классификации, систематизации, анализа, синтеза.

4.4. Развитие у учащихся навыков самооценки.

В УМК предусмотрены задания на разработку и использование критериев оценки и взаимооценки; включены задания рефлексивного характера; вопросы и задания на оценку и рецензирование осуществленной деятельности.

В УМК в достаточной степени развит соответствующий набор вопросов и заданий на оценку и рефлексию.

Вопросы и задания на оценку и рефлексию в УМК не учтены.  

4.5. Ориентация на жизненные навыки.

Использование социально и личностно значимого учебного материала. Предусмотрены вопросы и задания для работы в парах и группах с целью развития социально-коммуникативных навыков.

В УМК в достаточной степени развиты вопросы и задания, предусмотренные с целью  развития социально-коммуникативных навыков.

Вопросы и задания для работы в парах и группах в УМК не учтены. 

4.6. Освещение роли изучаемой науки.

 

Предусмотрена система материалов по освещению роли изучаемой науки в промышленности, сельском хозяйстве, быту, решении экологических проблем и др. в соответствии с задачами образовательной области.

Соответствующие материалы в достаточной степени представлены, структурированы по единым принципам.

Практически отсутствуют.

ИТОГО:

12 баллов

 

 

5. Воспитательная и мировоззренческая функции

2 балла

1 балл

0 баллов

5.1. Формирование гражданина Кыргызстана

Нацеленность учебных материалов на общественно значимые явления, актуальные проблемы.

Включение в достаточном объеме обоснованной информации о Кыргызстане, включая информацию о национально-культурных особенностях и национальном мировидении на материале соответствующего предмета/образовательной области.

Наличие вопросов и заданий, направленных на формирование гражданской позиции.

Включение материалов, обеспечивающего личностную направленность обучения ребенка.

В целом задачи формирования гражданина Кыргызстана учтены.

Отсутствие или недостаточное представление соответствующих материалов.

5.2. Отражение вклада ученых Кыргызстана и других стран.

Вклад ученых Кыргызстана и других стран отражен на систематическом уровне, в соответствии с темами и дидактическими задачами.

В целом задачи формирования гражданина Кыргызстана учтены.

Не учтены.

5.3. Политкорректность.

Реализуется в   уважении прав меньшинств и большинства, недопущении высказываний и действий, способных оскорбить людей, государства, сообщества, нации

В целом подход учтен.

Наличие информации, высказываний и суждений, которые могут оскорбить отдельные личности, национальности, государства, сообщества, нации.

5.4. Светский характер интерпретации материалов.

Отсутствие религиозной проповеди и атеистической пропаганды.

Представление религиозных текстов как явлений культуры.

Отсутствие односторонности, тенденциозности.

Соблюдение сбалансированного представления религиозных перспектив.

В целом подход учтен.

В материале используются религиозные проповеди и атеистическая пропаганда.

5.5. Культурное многообразие общества.

Отражение культурного многообразия в тексте и визуальном материале.

Обращение к культуре разных групп (представителям разных возрастных и этнических категорий, жителям из разных географических сред: горожанам, сельчанам, северянам, южанам и т.д.).

Наличие вопросов и заданий на выработку собственных критериев поведения в многокультурном обществе

В целом подход учтен.

Наличие в тексте и иллюстрациях возрастных, этнических, региональных и др. стереотипов.

5.6. Гендерная чувствительность.

Позитивное отражение гендерного равенства в текстах и иллюстрациях на соответствующем материале.

Отсутствие стереотипов и дискриминации в представлении полов. Представление информации, вопросов и заданий, направленных на разрушение негативных стереотипов.

В целом подход учтен.

Наличие в текстах и иллюстрациях гендерных стереотипов, дискриминации в отношении полов.

5.7. Развитие природо- и ресурсосберегающего подхода.

В учебнике представлены материалы и задания, направленные на формирование умений эффективно и экономно использовать энергии и ресурсы  в школе и дома.

В целом подход учтен.

Не учтено.

5.8. Воспитание здорового образа жизни.

В учебнике представлены материалы и задания, формирующие культуру здоровья, направленные на сохранение и поддержание высокой работоспособности, совершенствования резервных возможностей организма для продуктивного выполнения социальных и профессиональных функций.

В целом подход учтен.

Не учтено.

ИТОГО:

16 баллов

 

 

6. Характеристика качества текста

2 балла

1 балл

0 баллов

6.1. Учет требований к сложности и объему предложений.

Объем и сложность текста соответствует возрастным особенностям.

Материал подан в доступной, интересной и увлекательной форме, стимулирует творческое мышление.

Количественные показатели:

-Средний объем предложений для среднего звена 11-12 слов.

-В каждом параграфе от 10 до 20 суждений.

Материал в целом понятен и доступен, отчасти интересен для учащихся.

Материал в недостаточной степени соответствует возрастной группе, перегружен академической лексикой и не вызывает интерес учащихся.

6.2. Пояснение терминов первоначального использования и терминов иностранного происхождения.

Все первоначально вводимые термины выделены в тексте. Пояснения даны либо непосредственно на странице ввода, либо приведена ссылка на глоссарий. Приведены устойчивые конструкции для использования нового термина.

Глоссарий содержит все встречающиеся термины с полным объяснением каждого из них

В глоссарии объясняются лишь основные термины.

Новые термины не выделены, пояснения приведены не ко всем вновь введенным терминам.

Глоссарий отсутствует.

 

 

6.3. Общий вид учебника.

Все страницы отличаются четкостью, яркостью, красочностью и удобством в использовании

Большинство страниц отличаются четкостью, яркостью, красочностью и удобством в использовании

 

Почти все страницы не отличаются четкостью, яркостью, красочностью и удобством в использовании

ИТОГО:

6 баллов

 

 

7. Пособие для учителя

2 балла

1 балл

0 баллов

7.1. Формирование ключевых компетентностей.

В методическом пособии для педагога представлены рекомендации по формированию всех аспектов ключевых компетентностей.

В методическом пособии для педагога достаточной степени представлены рекомендации по формированию отдельных аспектов ключевых компетентностей.

 

7.2. Формирование предметных компетентностей на основе образовательных результатов.

Методическое пособие для учителя базируется на компетентностном подходе и демонстрирует формы и методы работы по достижению заявленных в стандарте образовательных результатов.

Рекомендации и примеры материалов для оценивания демонстрируют учителю, как составлять оценочные задания для измерения результатов обучения.

В методическом пособии для учителя приведены отдельные рекомендации как формировать и измерять достижение запланированных образовательных результатов.

 

 

7.3. Рекомендации относительно планирования уроков.

Четкие рекомендации по всем типам уроков, включая целеполагание и методы работы с учениками разного уровня подготовки.

Четкие рекомендации для всех типов уроков. Методы работы с учениками разного уровня не представлены.

Рекомендации в целом не отличаются четкостью и полнотой, представлены не для всех типов уроков

7.4. Рекомендации по достижению предметных образовательных результатов.

 

Рекомендации четко сформулированы, носят практический характер, связаны со стандартом, стратегиями и инструментами оценивания.

Представленные практические рекомендации позволяют учителю понять, как формировать отдельные образовательные результаты. Инструменты оценивания не связаны в руководстве с достижением образовательных результатов.

Отсутствуют

7.5. Рекомендации по развитию ключевых компетентностей.

 

Рекомендации четко сформулированы, носят практический характер. Направлены на формирование всех аспектов и уровней ключевых компетентностей. Приведены стратегии и инструменты оценивания ключевых компетентностей в рамках реализации конкретного предмета/образовательной области.

Представленные практические рекомендации позволяют учителю понять, как формировать отдельные аспекты ключевых компетентностей разных уровней.

Отсутствуют.

7.6. Рекомендации по разработке лабораторных, практических работ, домашних заданий.

Рекомендации по разработке и проведению лабораторных, практических работ (включая список необходимых материалов), домашних заданий, тестов и оценочного инструментария хорошо структурированы и предлагаются во всех соответствующих случаях

Рекомендации по разработке и проведению лабораторных, практических работ (включая список необходимых материалов), домашних заданий, тестов и оценочного инструментария предлагаются в большинстве случаев.

Рекомендации по разработке и проведению лабораторных, практических работ (включая список необходимых материалов), домашних заданий, тестов и оценочного инструментария не представлены.

7.7. Виды и инструменты оценивания, рекомендации по их разработке.

Представленные инструменты позволяют оценивать процесс и результаты обучения (диагностическое формативное, суммативное, оценивание).

Указано время, необходимое для выполнения заданий.

Приведены рекомендации для учителя по разработке инструментов и критериев оценивания в рамках реализации конкретного предмета/образовательной области.

Представленные практические рекомендации позволяют учителю понять, как оценивать сформированность отдельных аспектов ключевых и предметных компетентностей разных уровней.

Рекомендации и примеры по разработке инструментов оценивания отсутствуют

ИТОГО:

14 баллов

 

 

 

 

 

                                                                                                         Оценочный лист

 

Код УМК: ______________________________________________  Дата: ________________________

 

ФИО эксперта(ов), проводящего оценку: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Пожалуйста, оцените представленный учебно - методический комплекс (УМК). Для этого по всем ниже приведенным шкалам в соответствующем столбце необходимо отметить галочкой качество учебно - методического комплекса (УМК).

 

 

Соответствует требованиям

Частично соответствует требованиям. Требуется доработка

Не соответствует требованиям

 

1. Соответствие стандартам (Гос. стандарту и предметному стандарту) и учебному плану

2 балла

1 балл

0        баллов

1.1.Формирование ключевых компетентностей (см. Гос стандарт).

 

 

 

1.2.Формирование предметных компетентностей на основе образовательных результатов (см. Предметный стандарт).

 

 

 

1.3. Охват заявленных в стандарте содержательных линий.

 

 

 

1.4. Объем материала адекватен указанному количеству часов (см. БУП).

 

 

 

Итого:

 

 

 

2. Структура и дизайн

2 балла

1 балла

0 баллов

2.1. Структурированность и логика.

 

 

 

2.2. Баланс теоретического и практического материала.

 

 

 

2.3. Сбалансированность основного, дополнительного и пояснительного материалов

 

 

 

2.4. Стандарт иллюстраций. Обоснованность и целесообразность включения внетекстовых компонентов (графики, таблицы, иллюстрации и др.).

 

 

 

2.5. Наличие аппарата ориентировки и организации усвоения материала и работы с материалом

 

 

 

Итого:

 

 

 

3. Отражение некоторых основных дидактических принципов и факторов

2 балла

1 балл

0 баллов

3.1. Научность

 

 

 

3.2.Системность и последовательность

 

 

 

3.3. Актуальность

 

 

 

3.4. Стимулирование учебно-познавательной деятельности

 

 

 

3.5. Отражение межпредметных связей

 

 

 

Итого:

 

 

 

4. Педагогические условия

2 балла

1 балл

0 баллов

4.1. Возможности дифференциации обучения.

 

 

 

4.2. Формирование самостоятельности у учащихся и организация учебной деятельности.

 

 

 

4.3. Формирование приемов умственной деятельности и развитие мышления у учащихся.

 

 

 

4.4. Развитие у учащихся навыков самооценки

 

 

 

4.5. Ориентация на жизненные навыки

 

 

 

4.6. Освещение роли изучаемой науки.

 

 

 

Итого:

 

 

 

5. Воспитательная и мировоззренческая функции

2 балла

1 балл

0 баллов

5.1. Формирование гражданина Кыргызстана.

 

 

 

5.2. Отражение вклада ученых Кыргызстана и других стран.

 

 

 

5.3. Политкорректность.

 

 

 

5.4. Светский характер интерпретации материалов.

 

 

 

5.5. Культурное многообразие общества.

 

 

 

5.6. Гендерная чувствительность.

 

 

 

5.7. Развитие природо- и ресурсосберегающего подхода.

 

 

 

5.8. Воспитание здорового образа жизни.

 

 

 

Итого:

 

 

 

6. Характеристика качества текста

2 балла

1 балл

0 баллов

6.1. Учет требований к сложности и объему предложений.

 

 

 

6.2. Пояснение терминов первоначального использования и терминов иностранного происхождения.

 

 

 

6.3. Общий вид учебника.

 

 

 

Итого:

 

 

 

7. Пособие для учителя

2 балла

1 балл

0 баллов

7.1. Формирование ключевых компетентностей.

 

 

 

7.2. Формирование предметных компетентностей на основе образовательных результатов.

 

 

 

7.3. Рекомендации относительно планирования уроков.

 

 

 

7.4. Рекомендации по развитию предметных компетентностей и достижению предметных образовательных результатов.

 

 

 

7.5. Рекомендации по развитию ключевых компетентностей.

 

 

 

7.6. Рекомендации по разработке лабораторных, практических работ, домашних заданий.

 

 

 

7.7. Виды оценивания и инструменты оценивания и рекомендации по их разработке.

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

Результаты и комментарии:

Шкалы/ Итоговая оценка

1 - комплект

2 - комплект

3 - комплект

4 - комплект

  •  

1. Соответствие стандарту и учебному плану.

 

 

 

 

 

2. Структура и дизайн.

 

 

 

 

 

3. Отражение дидактических принципов и факторов.

 

 

 

 

 

4.  Педагогические условия.

 

 

 

 

 

5. Воспитательная и мировоззренческая функции.

 

 

 

 

 

6. Характеристика качества текста.

 

 

 

 

 

7. Пособие для учителя.

 

 

 

 

 

Итого: