Олимпиады

 

1.Общие положения

Настоящее Положение определяет цели и задачи Республиканской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам (далее-Олимпиада), порядок  проведения и финансирования, перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, а также участников Олимпиады, их права и обязанности, устанавливает правила утверждения результатов Олимпиады и определения победителей и призеров Олимпиады.

1.1. Основными целями Олимпиады являются:

- выявление одаренных школьников, стимулирование их к совершенствованию знаний, развитию творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

- выявление и стимулирование высококвалифицированных, творческих преподавателей, подготавливающих победителей Олимпиады.

- содействие воспитанию будущей интеллектуальной элиты страны.

1.2. Олимпиада проводится ежегодно Министерством образования и науки Кыргызской Республики (далее Министерство) с привлечением независимой организации, а также его территориальными органами и общеобразовательными организациями.  Порядок проведения Республиканской олимпиады определяется настоящим Положением.

1.3. Координацию организации и проведения Олимпиады осуществляет Республиканский организационный комитет Олимпиады под руководством председателя (далее Республиканский оргкомитет).

1.4. Общее методическое руководство и сопровождение Олимпиады по общеобразовательным предметам осуществляет Республиканская методическая комиссия.

1.5. Материально-техническое обеспечение и финансово-экономическую поддержку в проведении всех этапов Олимпиады осуществляются организаторами Олимпиады, определенными председателем Республиканского оргкомитета.

1.6. III и IV этап Олимпиады проводится по следующим общеобразовательным предметам: кыргызский язык и литература для школ (классов) с кыргызским языком обучения, кыргызский язык и литература для школ (классов) с русским языком обучения, русский язык и литература для школ (классов) кыргызским языком обучения, русский язык и литература для школ (классов) с русским языком обучения, английский язык, математика, информатика, физика, химия, биология, география, история.

    Перечень дополнительных общеобразовательных предметов для I, II этапов Олимпиады утверждается соответствующими организаторами Олимпиады.

1.7. Разработка олимпиадных заданий осуществляется на основе  Государственного образовательного стандарта школьного общего образования Кыргызской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 21 июля 2014 года № 403.

1.8. Основные принципы формирования заданий Олимпиады:

-задания должны быть направлены на выявление у высокомотивированных учащихся учебных навыков в определенной научной области, умении применять знания в новых условиях, анализировать, оценивать различные подходы к решению задач или проблем, нахождению нестандартных решений, умению аргументировать собственную точку зрения.

- задания могут допускать широкий диапазон ответов, формулировку нескольких гипотез, различную аргументацию и другие возможности проявления учащимися творческого подхода.

-   задания могут быть открытого и закрытого типа (задания с выбором ответа).

- открытые задания должны составлять не менее 30% заданий и иметь четкие критерии оценки (оценивается самостоятельность и логичность мышления, владение информацией для формулирования аргументов, навыки доказательства и аргументации, новизна решения);

- вопросы и задания закрытого типа должны быть сформулированы с учетом определенных процедур и правил (включать дистракторы, исключать явно неправильные ответы, быть однозначными);

- практические/лабораторные/устные (далее - практические) задания должны быть направлены на оценивание умений учащегося самостоятельно применять свои знания на практике, ставить задачи и решать их в новых условиях.

 

                     2.Организация и проведение Олимпиады

 

2.1.Олимпиада школьников  проводится в течение учебного года в четыре этапа:

- I этап - школьный (ноябрь).

- II этап - районный (декабрь). Данный этап проводится на уровне районов областей, районов города Бишкек и городах районного значения.

- III этап – областной (февраль). Данный этап проводится на уровне областей и городов Бишкека и Оша.

- IV этап - республиканский (март).

III и IV этапы Олимпиады проводятся в установленные Министерством   сроки одновременно по всей республике.

2.2. Организаторами этапов Олимпиады являются:

- I этап - общеобразовательные организации (школы, гимназии, лицеи и учебно-воспитательные комплексы);

- II этап - районные\городские отделы образования;

- III этап - Министерство образования и науки Кыргызской Республики, областные методические центры/ институты образования, управлений образованием городов Бишкек и Ош;

- IV этап - Министерство образования и науки Кыргызской Республики.

2.3. Ответственность за проведение I, II, III, IV этапов Олимпиады возлагается соответственно на администрации общеобразовательных организаций и руководство районных/городских отделов образования, областных методических центров/ институтов образования, управлений образованием городов Бишкек и Ош, Министерства образования и науки КР.

2.4.  Для подготовки, организации и проведения этапов Олимпиады формируются следующие органы:

- I этап - школьный оргкомитет и жюри общеобразовательной организации;

- II этап - оргкомитет, жюри и методические комиссии районных/городских отделов образования;

- III этап - оргкомитет, жюри и  областных методических центров/ институтов образования и управлений образованием городов Бишкек, Ош;

- IV этап - Республиканский оргкомитет, Республиканское жюри по общеобразовательным предметам, Республиканская методическая комиссия.

2.5.  На II, III, IV этапах Олимпиада проводится в два тура.

    Первый тур - теоретический. Он проводится в письменной форме по всем предметам, кроме информатики. Теоретический и практический туры  по ОИиВТ проводится на  компьютере.

    Второй тур - практический. Он проводится по физике, химии, биологии, географии, истории и оформляется письменно.

    Второй тур по кыргызскому языку и литературе, русскому языку и литературе, английскому языку проводится устно (ответы учащихся записываются на диктофон и другие средства записи).

       Второй тур по математике проводится письменно.

2.6. В общеобразовательных организациях, определенных для проведения II, III и IV этапов, выделяются  отдельные помещения (кабинеты, лаборатории)  для проведения теоретического и практического туров.

2.7. Дата, время и место проведения каждого этапа Олимпиады определяются приказом соответствующего органа управления образованием и доводятся до сведения общеобразовательных организаций не менее, чем за 30 календарных дней до начала Олимпиады.

2.8. На всех этапах Олимпиада проводится на государственном и официальном языках, за исключением предмета английский язык.

2.9. Олимпиады для учащихся школ (классов) с кыргызским (русским) языком обучения и для учащихся школ (классов), в которых кыргызский (русский) является вторым языком, проводятся отдельно.

2.10. Олимпиады по математике, физике, химии, биологии и английскому языку проводятся отдельно для учащихся школ с преподаванием предметов по базовому плану и школ с углубленным изучением отдельных предметов. Разделение команд учащихся на базовое и углубленное изучение отдельных предметов происходит согласно поданным заявкам школ, районных, городских и областных органов образования.

Углубленным считается изучение отдельного предмета сверх базового уровня  на 3 и более часа. Оргкомитетом Олимпиады отдельно формируются команды с базовым и углубленным  изучением учебного предмета.

По другим предметам, по которым в данной школе нет углубленного изучения, разделение не производится.

2.11. Учащиеся, посетившие страну-носителя языка и прожившие в ней менее 6 месяцев, при предоставлении подтверждающих документов, допускаются к участию в Олимпиаде по английскому языку по программе углубленного изучения предмета (независимо от статуса школы).

Учащиеся, прожившие в англоязычной стране 6 и более месяцев, к участию в Олимпиаде  по английскому языку не допускаются.

2.12. Олимпиада по общеобразовательным предметам проводится по  учебным  программам полной средней школы вне зависимости от класса обучения.

2.13. Индивидуальные результаты участников каждого этапа Олимпиады заносятся в рейтинговую таблицу результатов, представляющую собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов (далее - рейтинг). Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.

2.14. Взимание платы за участие в Олимпиаде не допускается.

2.15. При проведении  Олимпиады каждому участнику предоставляется отдельное оборудованное рабочее место по каждому предмету. Все рабочие места должны обеспечивать участникам равные условия, соответствовать действующим на момент проведения Олимпиады санитарным эпидемиологическим правилам и нормам.

2.16. На месте проведения I-II этапа  Олимпиады должны присутствовать представители оргкомитетов, жюри, а также независимые граждане.

На месте проведения III-IV этапов Олимпиады должны присутствовать представители оргкомитетов, жюри, а также независимые граждане, аккредитованные Министерством в качестве наблюдателей.

2.17. Родитель (законный представитель) учащегося, заявившего о своём участии в Олимпиаде, в срок, не менее, чем за 10 рабочих дней до начала III этапа Олимпиады, в письменной форме, подтверждает   ознакомление с настоящим Положением, представляет организаторам III-IV этапов Олимпиады согласие на сбор, хранение, использование и публикацию персональных данных своего несовершеннолетнего ребёнка, а также  его олимпиадную работу посредством личного заявления.

 

                                      3. Участники Олимпиады

 

3.1. В Олимпиаде принимают участие:

- I этап - все желающие учащиеся с соответствующей подготовкой;

(Учащиеся, (кроме 9,10, 11 классов), имеющие соответствующую подготовку, могут принять участие в Олимпиаде по рекомендации администрации школы и заявления родителей).

- II этап - учащиеся, занявшие по рейтингу 1, 2, 3 места на I этапе.

- III этап - учащиеся, занявшие по рейтингу 1, 2 места на II этапе.

- IV этап - учащиеся, занявшие по рейтингу 1, 2 места на III этапе.

3.2. Школьники общеобразовательных организаций республиканского подчинения, негосударственных и частно - государственных общеобразовательных организаций принимают участие во II этапе Олимпиады на основании поданной заявки в соответствующий орган управления образованием по месту своего расположения. В последующих этапах Олимпиады они принимают участие на общих основаниях.

3.3. Заявки на участие направляются в соответствующие оргкомитеты.

На всех этапах, кроме I, учащиеся допускаются к Олимпиаде на основании предоставления соответствующих документов.

3.4. После завершения II (III) этапа Олимпиады и подведения итогов в пятидневный срок руководители районных отделов образования, областных методических центров/ институтов образования предоставляют в Республиканский оргкомитет следующие документы:

  • заявка на участие на III (IV) этапе Олимпиады со списком победителей предыдущего этапа, с указанием языка обучения и информации по углубленному или базовому обучению предмета (английский язык, математика, информатика, физика, химия, биология);
  • справка с места учебы (с фотографией участника),заверенная администрацией общеобразовательной организации;
  • копия подтверждающих документов на учащихся, посетивших страну-носителя языка и проживших в ней менее 6 месяцев.
  • копия документов удостоверяющих личность участника.

    Учащиеся, достигшие 16 лет предоставляют паспорт или ID-карточку.

     Учащиеся, не достигшие 16 лет, предоставляют свидетельство о рождении.

(Без предоставления соответствующих документов, учащиеся к Олимпиаде не допускаются).

3.5. Команду школьников от района\города сопровождает руководитель, назначенный соответствующим органом управления образованием из расчета        1 сопровождающий на 8-10 учащихся. В обязанности руководителя входит обеспечение охраны жизни и здоровья участников в период их участия в Олимпиаде.

    В случае возникновения спорных ситуаций, руководители команд  обязаны предоставить в оргкомитет  копии протоколов с итогами предшествующего этапа Олимпиады и отчеты:

- директора общеобразовательной организации - за 10 дней до проведения районной\городской Олимпиады;

- оргкомитетами II этапа - за 10 дней до проведения областной олимпиады;

- оргкомитетами III этапа - за 15 дней до проведения республиканской олимпиады.

3.6. Учащиеся, заявленные в состав команды и не явившиеся на Олимпиаду, другими лицами не заменяются.

3.7. Во время проведения Олимпиады участники:

- соблюдают настоящее Положение и требования, утверждённые оргкомитетом  и методическими комиссиями   школьного, районного/городского, областного и республиканского этапов Олимпиады;

- не должны разговаривать, задавать вопросы (кроме  первых 30 минут);

 - обмениваться записями, предметами, вставать с места без разрешения, иметь при себе, даже если не используются, запрещенные настоящим Положением предметы: сотовый телефон, фотоаппарат, наушники, другие электронные предметы с выходом  и  без выхода в интернет, справочники, учебники,  любые пособия  и др..

3.8. Участники могут выходить во время тура из помещения только в сопровождении администратора (дежурного по этажу). При этом участник сдает свою работу администратору, о чем делается отметка в протоколе (образец №2) с указанием времени выхода из помещения и возвращения.

3.9. В случае выявления нарушения участником порядка проведения Олимпиады администратор сообщает о содержании нарушения в оргкомитет, о чем делает запись в протоколе. Участники, нарушившие порядок и правила проведения Олимпиады, дисквалифицируются.

3.10. Выполняя задание, участники могут делать записи решений в черновиках, а затем в основной работе. По окончании работы учащимися сдаются и черновые записи, подтверждающие самостоятельность работы. Однако оценивается только основная работа.

 3.11. Участники сдают выполненные задания с титульным листом или титульный лист (в случае невыполнения задания) администратору, который передает их кодировщику с соответствующим протоколом.

3.12. Кодирование работы (каждого листа) и указание количества листов в работе участника проводится кодировщиком и членом оргкомитета в специально отведенной комнате после завершения первого тура Олимпиады. На каждом туре работы участника кодируются отдельно и, соответственно, имеют разный код.

3.13. При обнаружении в работе участника неразрешенных записей, пометок и т.п. кодировщик передает ее председателю оргкомитета Олимпиады. Председатель вправе принять решение об оценивании такой работы вновь сформированной группой жюри или о дисквалификации участника, о чем делается запись в протоколе.

3.14. Участники, опоздавшие не более чем на 30 минут, независимо от причин могут быть допущены к туру Олимпиады и работать в пределах оставшегося на выполнение заданий времени. Опоздавшие больше чем на 30 минут, независимо от причин, к туру Олимпиады не допускаются. Дополнительное время опоздавшим участникам не выделяется.

3.15. Участники должны быть ознакомлены с требованиями к выполнению работы,  правилами поведения во время проведения Олимпиады в первый день до ее начала.

3.16. В случае нарушения участником настоящего Положения и/или утверждённых правил и требований к организации и проведению соответствующего этапа Олимпиады, оргкомитет Олимпиады дисквалифицирует данного участника, составив акт о его дисквалификации с указанием причин дисквалификации и ознакомив с ним дисквалифицированного участника.

3.17. Участник, который был удален, лишается права дальнейшего участия в Олимпиаде в текущем году.

 

                               4. Рабочие органы Олимпиады

 

4.1. На III и IV этапах рабочим органом проведения Олимпиады является Республиканский оргкомитет.

    Составы Республиканского оргкомитета, Республиканских методических комиссий утверждаются приказом министра образования и науки КР не позднее 10 ноября текущего учебного года.

    Составы Республиканского жюри по предметам и апелляционных комиссий утверждаются приказом министра образования ежегодно за 3 дня до начала Олимпиады.

4.2. Основными принципами деятельности оргкомитетов, методических комиссий и жюри всех этапов Олимпиады являются компетентность, объективность, гласность, прозрачность,  соблюдение норм профессиональной этики.

4.3. Представители оргкомитетов, члены методических комиссий и жюри несут персональную ответственность, вплоть до освобождения от занимаемой должности, за несоблюдение конфиденциальности заданий и  допущение других нарушений, противоречащих принципам проведения Олимпиады.

 

                                            5. Организационный комитет

 

5.1. Для организации I, II, III и IV этапов Олимпиады формируются оргкомитеты. В состав оргкомитетов Олимпиады могут входить представители Министерства образования и науки КР, органов местного самоуправления, региональных органов государственного управления образованием, общественных организаций, высших учебных заведений, КАО, независимых организаций.

 Структура оргкомитета: председатель, заместитель, секретарь и члены оргкомитета.

5.2. Состав оргкомитетов всех этапов Олимпиады формируется и утверждается соответствующим организатором Олимпиады.

5.3. Председатель оргкомитета избирается на общем собрании членами оргкомитета на период проведения Олимпиады. 

    Председатель оргкомитета считается избранным, если за него проголосовало более половины списочного состава членов оргкомитета.

    Председателю оргкомитета с момента его избрания переходят все полномочия по организации и проведению Олимпиады, он  представляет интересы организатора Олимпиады во всех государственных и местных  органах, негосударственных организациях и средствах массовой информации. 

5.4. Функции оргкомитетов I, II, III этапов Олимпиады:

- разрабатывают и утверждают план мероприятий по подготовке и проведению соответствующего этапа Олимпиады и обеспечивают их выполнение;

- осуществляют организационно-технологическую деятельность проведения этапа Олимпиады в соответствии с утверждёнными организатором этапа Олимпиады требованиями,  по каждому предмету в соответствии с настоящим Положением и санитарно-эпидемиологическими требованиями к  организации обучения в общеобразовательных организациях;

- формируют составы методических комиссий и жюри этапа Олимпиады в соответствии с настоящим Положением;

- заблаговременно информируют руководство органа местного самоуправления, общеобразовательных организаций, учащихся и их родителей (законных представителей) о сроках и местах проведения соответствующих этапов Олимпиады, а также о настоящем Положении и утверждённых требованиях к организации и проведению этапов Олимпиады;

- обеспечивают разработку,  конфиденциальность  учебных материалов в период подготовки и проведения этапа Олимпиады, прозрачности ее проведения;

- обеспечивают хранение олимпиадных заданий до их передачи оргкомитету Олимпиады нижестоящего уровня, несут ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики, за их конфиденциальность;

- осуществляют кодирование (обезличивание) олимпиадных работ участников;

- обеспечивают текстом заданий каждого участника;

- заслушивают отчеты жюри по предметам, подводят итоги Олимпиады, представляют отчет и списки победителей и призеров организатору соответствующего уровня Олимпиады в установленной форме;

- обеспечивают участников проживанием и питанием на время проведения этапа Олимпиады;

- несут ответственность за жизнь и здоровье участников во время проведения этапа Олимпиады.

5.5. Республиканский организационный комитет:

- вносит предложения в Министерство по составам Республиканских методических комиссий и Республиканского жюри по каждому предмету, срокам и местам проведения этапов Олимпиады, по совершенствованию и развитию Олимпиады;

- устанавливает квоты победителей и призёров республиканского этапа Олимпиады;

- заслушивает отчёты Республиканских методических комиссий о результатах их работы, на основании которых вносит предложения в Министерство о продлении или прекращении полномочий составов каждой из них;

- определяет общий порядок проведения всех этапов Олимпиады;

- осуществляет непосредственное руководство подготовкой и проведением III и IV этапов Олимпиады;

- подводит итоги Олимпиады, представляет аналитические справки и отчет и списки призеров на рассмотрение Министерства;

- собирает и сдает материалы Олимпиады в архив Министерства;

- готовит презентации и публикации об Олимпиаде в СМИ, Интернет-сайте и распространяет информацию среди научно-педагогической общественности.

 

                                          6. Методическая комиссия

 

6.1. Методические комиссии I-II этапов Олимпиады по каждому предмету формируются соответствующими оргкомитетами и утверждаются приказами соответствующих организаторов Олимпиады.

В состав методической комиссии включаются преподаватели высших учебных заведений, сотрудники научно-педагогических институтов, опытные учителя, представители органов управления образованием и другие специалисты в предметных областях.

6.2. Методические комиссии по предметам выполняют следующие функции:

- разрабатывают тексты теоретических и практических заданий на кыргызском и русском языках одинакового содержания (кроме олимпиад по кыргызскому, русскому и английскому языкам);

- составляют олимпиадные задания, на основе содержания образовательных программ, с учётом требований к олимпиадным заданиям, а также с учетом категорий участников Олимпиады (для школ и классов, работающих по базовому учебному плану или учебному плану, и школ с углубленным изучением предметов), формируют из них комплекты заданий, описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий, критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий для II этапа Олимпиады с учётом методических рекомендаций, подготовленных независимой организацией;

- обеспечивают секретность при составлении и хранении олимпиадных заданий по каждому предмету и в установленные сроки представляют их в оргкомитеты I и II этапов Олимпиады в запечатанных конвертах;

- обобщают опыт проведения Олимпиады по предметам;

- представляют в соответствующий оргкомитет отчет о проведении Олимпиады по предметам.

6.3. На III и IV этапе Олимпиады Республиканский оргкомитет может определить и привлечь к работе  независимую организацию, которой передают функцию Республиканской методической комиссии.

6.4. Независимая организация выполняет следующие функции:

- составляет олимпиадные задания для III и IV этапов на основе содержания образовательных программ с учётом требований к олимпиадным заданиям, а также с учетом категорий участников Олимпиады, формируют из них комплекты заданий для III и IV этапов Олимпиады. Задания запечатываются в конверты с пометками "1 тур, дата", "2 тур, дата" и хранятся с соблюдением секретности до начала Олимпиады;

- обеспечивает хранение олимпиадных заданий по общеобразовательным предметам для III и IV этапов Олимпиады до их начала;

- отвечает за тиражирование и доставку олимпиадных заданий к местам проведения III и IVэтапов Олимпиады;

-до начала Олимпиады проводит инструктаж по администрированию и принимает участие в администрировании Олимпиады на III и IV этапе;

- администрирует Олимпиаду на III и IV этапе;

- проводит консультирование членов жюри Олимпиады по оценочному инструментарию Олимпиады на III и IV этапе;

- принимает участие в работе жюри на III и IV этапе;

- принимает участие в апелляции на III и IV этапах;

-к назначенному республиканским оргкомитетом сроку, готовит и направляет оргкомитетам III (областного) этапа Олимпиады методические рекомендации  к организации и проведению I и II (школьного и районного) этапов Олимпиады по каждому предмету, определяющие принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий,  критерии и методы оценивания олимпиадных заданий, процедуру регистрации участников, показа олимпиадных работ, а также процедуру рассмотрения апелляций участников;

- до установленного Министерством срока, разрабатывает, утверждает и направляет оргкомитету IV (республиканского) этапа Олимпиады требования к организации и проведению III и IV этапов Олимпиады по каждому предмету, включающие описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий, а также критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий, процедуру регистрации участников,                а также рассмотрение апелляций участников;

- несет установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность за конфиденциальность олимпиадных заданий;

- ежегодно представляет Республиканскому оргкомитету аналитический отчёт о результатах Олимпиады;

- формирует и ежегодно пополняет банк заданий Олимпиады по предметам в течение учебного года.

 

                                                   7. Жюри

 

7.1. Составы жюри по каждому предмету для всех этапов Олимпиады утверждаются организаторами на период проведения очередного этапа Олимпиады.

В составы жюри I, II этапов включаются преподаватели высших учебных заведений, методисты, опытные учителя, представители органов управления образованием, научно-исследовательских институтов, представители предметных методических комиссий.

В состав жюри III, IV этапа включаются сотрудники  Независимой организации, преподаватели высших учебных заведений, опытные учителя, представители научной общественности.

Состав жюри: председатель, заместитель, секретарь и члены жюри (не менее трех человек по каждому предмету).

7.2. Не допускаются к работе в составе предметного жюри лица, работающие в общеобразовательных или других образовательных организациях, в которых обучаются школьники, участвующие в данной Олимпиаде по этому предмету.

7.3. Подготовленные задания, запечатанные каждый в индивидуальный конверт по числу участников Олимпиады, раздаются администратором участникам непосредственно перед началом работы. Ответы заданий, запечатанные в конверты, председатели жюри получают после завершения соответствующего тура на всех этапах Олимпиады.

7.4. Итоговый балл за работу участника определяется по сумме баллов, выставленных каждым членом жюри. В случае возникновения споров окончательное решение принимает председатель жюри.

7.5. Члены жюри указывают количество баллов за каждое задание и заверяют это своей подписью и фамилией в протоколе, где участники указаны под своими персональными кодами.

7.6. Итоговые баллы участников заносятся в протокол жюри, который подписывается председателем, членами и секретарем жюри.

7.7. Жюри всех этапов Олимпиады:

- принимает для оценивания закодированные (обезличенные) олимпиадные работы участников;

- определяет и согласовывает количество баллов, выставляемых за каждое задание;

- проверяет и оценивает письменные работы, результаты устных и практических туров участников в соответствии с утверждёнными критериями и методиками оценивания выполненных олимпиадных заданий;

- знакомит участников с результатами проверки работ;

- проводит разбор выполненных заданий с участниками;

- формирует апелляционную комиссию и проводит апелляцию, с использованием видеофиксации;

- определяет победителей и призёров Олимпиады на основании рейтинга по каждому предмету и в соответствии с квотой, установленной организатором этапа Олимпиады;

- представляет соответствующему оргкомитету итоги Олимпиады в письменном виде по установленной форме (приложение №2) для их утверждения;

- составляет и представляет организатору этапа Олимпиады аналитический отчёт о результатах выполнения олимпиадных заданий по каждому предмету;

- вносит, в случае выявления нарушений процедуры проведения Олимпиады                 на любом ее этапе, предложение в оргкомитет о дисквалификации участника или команды в целом, о выведении нарушителей из состава рабочих органов Олимпиады и представлении их к взысканию в соответствующий орган образования.

 

                                            8. Администраторы

 

8.1. На каждый тур Олимпиады, в каждую аудиторию, оргкомитетом этапа Олимпиады назначаются администраторы (не специалисты по данному или близким к нему предметам, например, студенты вузов). На практический тур также при необходимости назначаются технические специалисты, ответственные за оборудование.

8.2. Обязанности администраторов:

- подготовить аудитории к началу Олимпиады;

- проверить наличие у участников документов: справки из школы с фотографией, печатью и подписью руководителя образовательного учреждения, паспорта или свидетельства о рождении и регистрационного листа;

- рассадить участников в аудиториях на места, указанные в регистрационных листах;

- проинструктировать заполнение участниками титульного листа своей работы;

- выдать участникам необходимый материал;

- собрать у участников выполненные работы;

- строго соблюдать время выполнения участниками работы;

- обеспечить порядок и дисциплину в аудиториях и при необходимости создать условия для оказания первой медицинской  помощи.

 

                                              

9. Кодировщики

 

9.1. На каждый тур Олимпиады оргкомитетом данного этапа Олимпиады назначаются кодировщики (не специалисты по данному или близким к нему предметам).

9.2. В обязанности кодировщиков входит кодирование и дешифровка работ письменного тура и выдача участникам практического и устного туров бейджей с указанием на них кодового номера участника. Кодировщик несет ответственность за качество кодирования и конфиденциальность информации о кодировании.

 

                                                 10. Наблюдатели

 

10.1. На каждом этапе Олимпиады должны присутствовать наблюдатели из числа представителей педагогической общественности, общественных и независимых организаций, привлеченных оргкомитетом Олимпиады и СМИ, но не представители общеобразовательных организаций, в которых обучаются участники.

10.2. На всех этапах проведения Олимпиады наблюдатели следят за её ходом с целью обеспечения прозрачности ее организации и проведения. Наблюдатели не имеют право вмешиваться в ход проведения Олимпиады. В случае выявления фактов нарушения установленных требований, наблюдатели вправе обратиться с заявлением к председателю оргкомитета Олимпиады.

 

                                          11. Проведение этапов Олимпиады

 

11.1. Для I этапа Олимпиады задания, основанные на содержании образовательных программ с учётом требований, предъявляемым к олимпиадным заданиям, а также с учетом особенностей образовательного процесса школы (базовая, с углубленным преподаванием предметов) разрабатываются школьными методическими объединениями.

11.2.  Для II этапа Олимпиада проводится по разработанным методическими комиссиями заданиям, основанным на содержании образовательных программ за курс полной средней школы с учётом требований олимпиадных заданий соответствующей направленности (профиля).

11.3. Конкретные сроки и места проведения Олимпиады устанавливают:

- I этапа - соответствующий районный/городской отдел образования и школы;

- II этапа – соответствующий районный/городской отдел образования;

- III и IV этапов – Министерство образования и науки КР.

11.4. Сроки проведения этапов устанавливаются в течение учебного года Министерством:

- I этапа - не позднее 25 ноября текущего года;

- II этапа - не позднее 20 декабря текущего года;

- III этапа - не позднее 28 февраля последующего года;

- IV этапа - не позднее 30 марта последующего года.

11.4. Организаторы всех этапов Олимпиады:

- формируют и утверждают состав оргкомитета;

- утверждают составы жюри по каждому предмету;

- определяют квоты победителей и призёров Олимпиады по каждому предмету;

- публикуют на своём официальном сайте утверждённые соответствующими методическими комиссиями требования к проведению этапов Олимпиады по каждому предмету, олимпиадные работы победителей и призёров этапов Олимпиады;

- утверждают результаты этапа Олимпиады по каждому предмету (рейтинг победителей и рейтинг призёров) и публикуют их на своём официальном сайте;

- представляют отчеты и списки победителей и призеров этапов Олимпиады в вышестоящие оргкомитеты Олимпиады в установленной форме и сроки;

- награждают победителей и призёров I этапа поощрительными грамотами.

- обеспечивает сбор и хранение заявлений родителей (законных представителей) учащихся, заявивших о своём участии в Олимпиаде, об ознакомлении с настоящим Положением и о согласии на сбор, хранение и использование персональных данных учащихся, а также их олимпиадных работ, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети (для организатора I этапа);

- осуществляет, из средств местного бюджета или средств спонсоров, организационное и финансовое обеспечение победителей, занявшие 1, 2 на III этапе, на участие в IV этапе Олимпиады, а также сопровождающих их лиц (обеспечивает безопасность жизни и здоровья участников IV этапа Олимпиады, проезд участников и сопровождающих их лиц к месту проведения IV этапа Олимпиады и обратно) (для организаторов III этапа);

- награждает победителей и призёров Олимпиады дипломами I-II-III  степени и ценными подарками;

11.5. Доставка олимпиадных заданий III, IV этапа Олимпиады по каждому предмету осуществляется представителями Независимой организации в бумажном формате, распечатанные по количеству участников Олимпиады. Сроки расшифровки олимпиадных заданий устанавливаются требованиями к проведению III, IV этапа Олимпиады по каждому предмету.

 

                           12.Общие положения проведения этапов Олимпиады

 

12.1. Олимпиада по всем предметам состоит из 2-х туров, проводится в течение двух дней.

12.2. До начала Олимпиады участники знакомятся с требованиями настоящего Положения, с правилами и условиями проведения Олимпиады, требованиями к выполнению работы и критериями оценки заданий Олимпиады.

12.3. Участники допускаются в помещения для проведения Олимпиады в соответствии со списками, утвержденными оргкомитетами.

12.4. Перед началом  работы в аудиториях обученные администраторы проводят инструктаж участников по заполнению титульного листа.

12.5. Участник заполняет титульный лист в соответствии с требованиями (образец 1).

12.6. На других страницах работы любые сведения, указывающие на личность участника, не допускаются.

12.7. Практический тур по физике, химии, биологии и географии должен проводиться в аудиториях, оснащенных необходимым оборудованием. Олимпиада по информатике проводится с использованием персональных компьютеров. Устный тур по языкам проводится с официальной записью на диктофон, с указанием кода участника. Второй тур по остальным предметам проводится в письменной форме.

12.8. В день проведения практического тура каждому участнику перед входом в аудиторию администратор выдает персональный бейдж с кодом, заменяющим фамилию участника. Кодирование производится в день проведения второго тура Олимпиады.

12.9.  Администратор объявляет и затем записывает на доске время начала тура и его завершения.

12.10. На выполнение  заданий любого тура Олимпиады отводится не более 4 астрономических часа. За 30, 15 и 5 минут до окончания работы администратор сообщает участникам, сколько времени осталось до окончания выполнения заданий. По истечение установленного времени участники прекращают работу. Администратор собирает работы и черновики учащихся.

 

                            13. Подведение итогов Олимпиады и награждение

 

13.1. Письменные работы участников поступают к членам жюри в закодированном виде, проверяются (все записи в работе участника члены жюри выполняют пастой красного цвета) в присутствии наблюдателя. Письменные работы передаются членам жюри, которые хранятся в специально отведенном помещении, откуда могут быть взяты в случае подачи участником апелляционного заявления.

13.2. Оценка выполненных заданий проводится в баллах, в соответствии с установленными критериями. Председатель жюри утверждает окончательные результаты (баллы) проверенных работ совместно с членами жюри в присутствии наблюдателей, после чего кодировщиком проводится декодирование работ.

13.3. Результаты по каждому предмету вывешиваются на информационных стендах  для сведения участников в день проведения каждого тура олимпиады.

После завершения каждого тура Олимпиады, до выставления баллов, жюри знакомит ее участников с одним из возможных решений каждого из заданий и критериями их оценки.

13.4. Практический/письменный/устный туры оцениваются на основании критериев и регистрируются под кодом, указанным на персональном бейдже участника.

13.5. Итоги Олимпиады подводятся по сумме баллов, набранных участниками в двух турах, после завершения работы апелляционной комиссии. В сводные ведомости всех этапов Олимпиады вносятся следующие сведения: фамилия и имя участника, фамилия, имя и отчество педагога, класс, школа, предмет, язык написания работы, баллы и занятое место в Олимпиаде.

13.6. Определение места, занятого участником на Олимпиаде, производится на основании рейтинга баллов, полученных участником.

13.7. На всех этапах возможно определение командного первенства по Олимпиаде. Критерии определения командного первенства по Олимпиаде разрабатывает оргкомитет.

13.8. Победители (1 место) и призеры (2-3 места) на всех этапах награждаются дипломами организаторов соответствующего этапа Олимпиады.

13.9. Победители награждаются отдельно среди школ с преподаванием предметов по базовому плану и школ с углубленным изучением отдельных предметов. 

13.10. Поощрение победителей, призеров и участников призами и памятными подарками может проводиться на всех этапах Олимпиады органами местного самоуправления, спонсорами и т.д.

13.11. В высшие учебные заведения вне конкурса зачисляются:

- школьники - выпускники 11 класса, получившие в текущем году диплом I степени на IV этапе Олимпиады на специальности и направлениям естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического, медицинского, сельскохозяйственного и технического профилей, с которыми совпадает предмет Олимпиады, по выбору абитуриентов, при условии их участия в общереспубликанском тестировании;

- школьники - выпускники 11 класса, получившие в текущем году дипломы II или III степени на IV этапе Олимпиады, на педагогические специальности, по которым предмет Олимпиады является профилирующим, при условии их участия в общереспубликанском тестировании.

13.12. Органы управления образования представляют к ведомственной награде наиболее активных членов жюри и оргкомитетов, а также учителей (наставников), учащиеся которых занимают призовые места на III  и IV   этапах республиканской олимпиады.

 

                                 14. Процедура проведения апелляции

 

14.1. Каждый участник после объявления результатов в течение одного часа вправе обратиться в апелляционную комиссию с заявлением на имя председателя апелляционной комиссии, о несогласии с выставленными баллами за работу (образец №3). В заявлении участники указывают номера заданий (виды работы), по которым требуется пересмотр оценки. Участник вправе апеллировать в комиссию только в отношении собственной работы.

14.2. Перед подачей заявления об апелляции, участник вправе убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями и методикой оценивания выполненных олимпиадных заданий.

14.3. Рассмотрение апелляции проводится с участием самого участника и учителя соответствующего предмета. Если такового нет в составе команды, он может быть привлечен из числа независимых преподавателей - предметников, присутствующих на Олимпиаде.  По решению апелляционной комиссии, участнику может быть разрешено присутствие на апелляции, в качестве сопровождающего,  руководителя команды.

14.4. Сопровождающее лицо не имеет права вмешиваться в работу апелляционной комиссии.

14.5. Рассмотрение апелляции проводится только по результатам письменного тура Олимпиады. Апелляционное заявление рассматривается членами апелляционной комиссии с привлечением не менее двух членов и председателя жюри по предмету.

14.6. Председатель жюри по коллегиальному решению жюри вправе изменить итоговое количество баллов как в большую, так и в меньшую сторону. При этом составляется протокол рассмотрения апелляции, в котором указывается причина изменения количества баллов. Протокол подписывается членами апелляционной комиссии, руководителем команды и участником. Изменения вносятся в общий протокол результатов Олимпиады.

14.7. В случае некорректного поведения участника или его представителя (учителя-предметника, руководителя команды) участник может быть дисквалифицирован оргкомитетом.

 

                                  15. Финансирование Олимпиады

 

15.1.Финансирование школьной олимпиады на уровне образовательной организации, районном уровне, областном уровне осуществляется по смете образовательной организации, и соответствующих территориальных и подведомственных организаций Министерства образования и науки Кыргызской Республики на соответствующий год.

15.2. Расходы по проведению Республиканской и международной олимпиад производится в пределах сметы «Централизованных мероприятий Министерства образования и науки Кыргызской Республики».

 

Приказ

1 часть

2 часть