Фотогалерея

presidentkg

kenesh

govkg
Главная Образование История образования
История образования Кыргызстана PDF Печать E-mail

С давних пор традиции народной педагогики кыргызов считались сформированными воспитательной системой. Способы воспитания детей, обучение мастерству были основаны издревле. В 7 —12 веках кыргызское государство на Енисее имело свою письменность. Этот кыргызский алфавит (в целом он входил в Орхоно-Енисейскую руническую письменность) состоял из 39 букв и они были высечены на различных предметах (камне, железе, коже, дереве, керамической посуде, монетах и др.). Но на территории современного Кыргызстана, начиная со средних веков применялись различные виды письменности. Среди них самой распространённой была согдийская письменность. Позже была использована уйгурская письменность; чагатайская литературная письменность, общая для казахской, кыргызской, узбекской, уйгурской письменности, а рабский алфавит и др. Использование разных письменностей кыргызским народом способствовало формированию культуры и её развитию . В тоже время в образовании и воспитании важную роль сыграла народная педагогика, имеющая дидактическое и философское содержание и являющаяся органической частью устного народного творчества, к-рое получило развитие у кыргызского народа. В середине 10 века каганат Караханидов принял исламскую веру. В то время на территории Кыргызстана использовался арабский алфавит и местное население, ознакомившись с передовой культурой Востока, устремилось к знанию. Положения исламской религии призывали людей к образованию. Они принесли с собой установившиеся научные понятия. Открывались спец. медресе, школы, росло число грамотных людей.

В конце 10 и начале 11 века Баласагун и Кашгар превратились в города с многогранной культурой и в научно-образовательные центры. Уроженец города Баласагун Жусуп Баласагуни создал на тюркском яз. дастан «Кутадгу билиг» — кут берчү билим». Он был признан знатоком географии, истории, философии, астрономии, математики, медицины. Как видно из содержания дастана, в ту эпоху, когда жил Жусуп, большое значение в обществе придавалось образованию людей.

В средние века в развитие науки и образования большой вклад внёс известный учёный Махмуд ибн Хусейин Кашгари (Барскани). Он родился около 1029—1038 в городе Барскан на юж. берегу Ысык-Кёля. Махмуд Кашгари получил образование в Багдаде, Бухаре. Из написанных двух произведений, в одном дошедшем до нас «Китаб диван лугат ат-турк» («Словарь тюркских наречий») приводятся сведения о яз. тюркских народностей, об их устном народном творчестве, составе племён, др. исторические, географические сведения характерные для эпохи каганата Караханидов. В 13 веке после монгольского нашествия кыргызы и оседлое тюркское население Кыргызстана потерпели невосполнимые потери. Они сопровождались общим уничтожением культуры и резким спадом науки и образования. В 14—18 веках междоусобицы, войны с колонизаторами, нестабильная политическая ситуация, раздробленность ухудшили общее положение, в т. ч. нанесли большой ущерб культуре. Несмотря на это, на территории Кыргызстана в этих тяжёлых условиях такими образованными людьми, как Сайф ад-Дин Аксыкенти продолжали создаваться произведения. В начале 16 века он написал на яз. фарси своё произведение «Мадж му ат-таварих» («Сборник по истории»), где есть данные о племенах кыргызов и кыпчаков, проживающих в Фергане и Тенир-Тоо. Включены и прозаические отрывки из эпоса «Манас».

Во второй половине 18 и первой половине 19 века Кыргызстан вступает на новую ступень развития. В 50-е годы 18 века было разгромлено Жунгарское ханство, кыргызы почти на целое столетие были освобождены от бесконечных нападений калмыков. В начале 19 века в Кыргызстане в области образования намечаются едва заметные положительные сдвиги. В крепостях Кокандского ханства, расположенных на территории Кыргызстана, представители исламской религии начали обучение детей-подростков местного населения в медресе и мечетях, тем самым внесли свой вклад в увеличение числа грамотных людей. В 70-е годы 19 века на территории Оша было около 150 мечетей, 6 медресе, наряду, с к-рыми существовал известный медресе алайского манапа Алымбека-датки.

Известные акыны 19 века были самыми образованными людьми своего времени. Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч, Нурмолдо, Молдо Нияз, Женижок, Токтогул, Тоголок Молдо и др. в своих назиданиях и поучительных стихах прославляли знание и призывали людей к учёбе. Поэтому есть полное основание называть их видными мыслителями и просветителями кыргызского народа. К тому же Нурмолдо, Молдо Кылыч, Молдо Нияз, Женижок, Тоголок Молдо, получив образование по-мусульмански, являлись поэтами-письменниками. После присоединения Кыргызстана к царской России (1855—1876) произошли важные общественные изменения, в т. ч. наметился существенный прогресс и в образовании. С приходом русского населения для обучения детей русских и украинских переселенцев стали создаваться начальные школы различных типов. Также на территории Кыргызстана стали открываться русско-местные школы для обучения детей местного населения в качестве переводчиков русского яз., секретарей и др. Первая русско-местная школа в Кыргызстане была открыта недалеко от Токмока в 1884 в дунганском селе Караконуз. Параллельно стали открываться школы в Оше, Караколе, Токмоке, Бишкеке, Бишкекском уезде, Таласе и др. местностях. Позже к некоторым школам пристраивались общежития, появились школы-интернаты. Затем были организованы русско-местные школы для девочек в Караколе, Токмоке. До Октябрьской революции в Кыргызстане функционировало 16 русско-местных школ. В них обучалось 750 учащихся, из к-рых 670 детей были представителями местного населения (среди них 614 мальчиков и 56 девочек).

В 80—90-е годы 19 века в Кыргызстане появились школы, обучающие с.-х. знаниям. Первая сельскохозяйственная школа была открыта в Караколе в 1888, в Бишкеке в 1890, к-рая просуществовала до 1894, называлась школой кыргызского садоводства. В 1893—1914 в этой школе прошли обучение 54 ученика. Некоторые кыргызские дети в учебных заведениях Каракола и Бишкека получили 4-х классное образование. В 1914 они были преобразованы в высшие начальные учебные заведения. Кыргызы, окончившие эти заведения, работали переводчиками, писарями и были др. мелкими служащими. В 1911 в Караколе открылась прогимназия для девочек. В 1916 частная школа для девочек в Бишкеке была преобразована в прогимназию для девочек. Из 190 учащихся — 11 были девочки-кыргызки. В начале 20 века единственным средним учебным заведением в Кыргызстане была Бишкекская мужская гимназия, а также существовали два неполных средних учебных заведения — прогимназия для девочек в Караколе и Бишкеке. Со второй половины 19 века в мусульманских школах выросло число учащихся с начальным образованием. В Кыргызстане по сравнению с др. школами преобладало кол-во конфессиональных школ. В 1909 в Бишкекском уезде существовало — 14, в Караколском уезде — 12, в Южном Кыргызстане — 169 школ, оказавшихся под сильным религиозным влиянием. До Октябрьской революции с каждым разом росло число школ. В основном, в Южном Кыргызстане было открыто много средних учебных заве дений — медресе. По данным 1892, на юге работали 7 медресе (из них 5 были в Оше). В 1914 в Ошском уезде их кол-во достигло 88 и в них обучалось около 1176 детей. В единственном медресе Каракола получили образование 45 детей. Окончившие медресе работали в должности муфтия, казы, мудариса (учителя). В школе дети обучались письму, чтению религиозных книг, изучению арабской грамматики, а также осваивали мусульманскую религию (шариат), гражданское право и др. В конце 19 и начале 20 века в Средней Азии среди буржуазных деятелей было возобновлено реформаторское течение. В первую очередь они стремились изменить способы обучения в мусульманских школах. В результате чего были созданы школы нового типа («Усули жадид»). В таких школах, наряду с предметами религиозного характера, проводились занятия общего профиля (арифметика, география и др.), в классах были размещены парты, доска, стол для учителя, использовались географические карты. В 1901—1902 первоначально в Кыргызстане школы нового типа открылись в Бишкеке, Токмоке и Караколе. Лучшие выпускники для дальнейшего обучения направлялись в Казанское и Уфинское медресе. Школы нового типа позже стали появляться в кыргызских сёлах. Например, в 1909 в Чон-Кемине открылась школа «Медресе Шабдана», в 1912 в Кочкорской долине, в Ак-Таала, в Курткеде, в Туура-Суу Тонской волости (здесь учительствовал Эшеналы Арабаев, получивший образование в Казани и Уфе). В 1911 в Жумгале вблизи села Куланак в Кара-Булаке открылась «Школа Курмана». В начале 20 века школы нового типа внесли большой вклад в развитие образования населения Кыргызстана. Большинство выпускников этих школ позже составили передовую часть интеллигенции.

Резкие изменения в образовании населения Кыргызстана произошли в связи с установлением Советской власти. В советский период развитие духовной культуры кыргызского народа, науки достигло весомых результатов. В первые годы Советской власти для ликвидации безграмотности населения было введено всеобщее начальное образование, затем 7—8 классное образование, была осуществлена идея среднего образования. Позже, к 1940, выросла сеть профессионально-технических, спец. средних и высших учебных заведений. В 1918 во всех уездах Кыргызстана сформировались отделы образования, к-рые приступили к основанию советских школ нового типа. Вместо бывших мусульманских школ, школ нового типа, русских школ, русско-местных школ были организованы школы с первичным и вторичным этапами обучения. В школе с первичным этапом обучения учились дети в возрасте 8—13 лет, со вторичным этапом обучения — подростки в возрасте 13—17 лет. В 1923 в Кыргызстане было более 20 тыс. учащихся и функционировали 327 школ (из них — 251 кыргызских школ). В это же время в целях обеспечения школ учителями были организованы краткосрочные курсы. На кыргызско-казахские пед. курсы, открытые в 1919 в Ташкенте, было направлено 137 чел. В том же году более 300 учителей кыргызских школ прошли в Верном на учительских курсах подготовку и переквалификацию. Немного спустя в Бишкеке, Токмоке, Караколе были открыты 6-ти и 2-х месячные курсы.

В первые годы Советской власти была продела огромная работа по ликвидации безграмотности. В 1919 в Кыргызстане открылись общеобразовательные первоначальные курсы для взрослых. Спец. декретом было введено обязательное обучение письму и чтению граждан от 18 до 40 лет. Были организованы вечерние курсы по ликвидации безграмотности в Бишкеке, Токмоке и др. городах и сёлах. В конце 1924 был создан Академический центр, на базе к-рого была образована Кара-Кыргызская научная комиссия. Эта комиссия на основе нац. яз., проделала соответствующую работу по разработке алфавита, развитию норм литературного яз. и составлению терминологии по отраслям наук. После нац.-гос. деления в Средней Азии школы Кыргызстана стали интенсивно развиваться. В целях дальнейшего улучшения образования был рассмотрен вопрос о введении латинского алфавита вместо арабской графики, к-рый в 1928— 29 стал широко применяться во всех кыргызских школах. В 1940 этот алфавит был заменён русской графикой. В 1930—50 в школах Кыргызстана окончили: 4 класса — 496123 учащихся (из них 233532 кыргыза); 7 классов — 170330 учащихся (из них 70142 кыргыза); 10 классов — 24341 учащихся (из них 8890 кыргызов). В последующие годы была успешно осуществлена программа всеобщего среднего образования. В 1975 восемь классов окончили 86,6% учащихся, к-рые продолжили среднее образование дальше. В 1979 эта цифра составила 98,6%. В 1981-82 учебном году в 1734 школах республики всех типов обучалось 909,6 тыс. учащихся. В годы Советской власти кол-во школ увеличилось в 15 раз, учащихся в 114 раз, а кол-во учителей в 230 раз, к-рые основали самый крупный слой интеллигенции республики. В советский период в республике сформировалось и получило развитие и профессиональное образование.

25 октября 1925 в Бишкеке открылось учебное заведение нового типа — Институт народного просвещения, преобразованный затем в Педагогический техникум. Это заведение окончили многие выдающиеся творческие личности, руководители и служащие советских органов. В 1928—29 был открыт пед. рабочий факультет (рабфак). В 1932 было организовано первое высшее учебное заведение — Кыргызский государственный педагогический институт. В 1933 -эй открыт Кыргызский зооветеринарный институт, к-рый позже был преобразован в Сельскохозяйственный институт имени К.И.Скрябина В сентябре 1939 был основан Кыргызский государственный медицинский институт. В 1935 в Бишкеке, в 1939 в Оше, в 1940 в Караколе были открыты пед. институты. С 1950 увеличилось кол-во высших и спец. средних учебных заведений.

В начале 1951—52 учебного года открытие Кыргызского государственного университета имело огромное общественное и культурное значение в жизни республики. Затем были открыты Ошский педагогический институт (1951), Кыргызский женский педагогический институт (1952), Педагогический институт в Караколе (1953), Фрунзенский политехнический институт (1954), Институт физкульутры и спорта (1955), Кыргызский государственный институт искусств (1967), Фрунзенский педагогический институт русского языка и литературы (1979). Были открыты спец. средние учебные заведения, например, Майлуу-Сайский электромеханический техникум, Ошский техникум строительства и торговли, Ошский, Караколский, Нарынский, Бишкекский муз.-пед. учебные заведения и др.

В начале 80-х годов в 10 высших учебных за ведениях Кыргызстана обучалось свыше 55 тыс. студентов и свыше 40 тыс. в спец. средних учебных заведениях.

В советский период в сфере образования на ряду с большими достижениями были допущены существенные ошибки. Не использовались лучшие достижения, передовой опыт и методы, накопленные в образовательной системе развитых стран. Образовательная система была урегулирована и применение различных способов обучения не допускалось. Такое положение умерило энтузиазм многих талантливых учителей и лучших деятелей системы образования, игнорировало их инициативу. Все предметы были подчинены партийному принципу и были под большим влиянием коммунистической идеологии. Не уделялось внимание нац. особенностям просвещения. В высших, спец. средних и профессионально-технических учебных заведениях все предметы велись только на русском яз. В столице Советского Кыргызстана — Фрунзе, в др. городах — Оше, Жалал-Абаде, Токмоке, Узгене, Кара-Балте и др. почти не было школ и детских садов с кыргызским яз. обучения. Таким образом сложилась негативная ситуация для кыргызов, проживающих во многих городах, посёлках, к-рые стали забывать родной яз. и нац. традиции.

В августе 1991, с обретением независимости Кыргызстана, в республике были проведены крупные реформы. Несмотря на переживаемые экономические трудности, многие преобразования в области образования и культуры, начали претворяться в жизнь. В настоящее время в системе образования на всех этапах проводится реформа. Основу этих преобразований составляют Закон Кыргызской Республики «Об образовании», Программа «Знание», Программа Президента Кыргызской Республики А.Акаева «Кадры 21 века», Программа «О доступности образования» («Жеткинчек»), а также др. официальные документы и концепции. Руководствуясь Законом «Об образовании», принятом в 1992 Жогорку Кенешем, в к-ром учтены все достижения практики системы образования развитых стран, в школах, профессионально-технических учебных заведениях, в спец. средних учебных заведениях начали готовить специалистов в соответствии с требованиями времени, применяя новейшие способы и методы обучения. С начала 1990 начали создаваться школы-гимназии с углубленным изучением отдельных предметов и профориентацией. На базе средних школы № 5 (с кыргызским яз. обучения) и школы № 6 (с русским яз. обучения) были созданы первые гимназии. В Кыргызстане начали функционировать многие лицеи, колледжи. В этом направлении большая помощь оказывается иностранными фирмами, предпринимателями и гос. учреждениями. В частности, большой вклад в развитие новой системы обучения внесли турецкие коллеги. Они организовали в Бишкеке, Оше, Жалал-Абаде, Нарыне разнопрофильные среднеобразовательные лицеи. Обучение ведётся на английском, кыргызском и русском яз. Во всех учебных заведениях различного типа ведётся изучение кыргызского яз. Этому способствовал Закон « О государственном языке», принятый в 1989.

В начале 2000—2001 учебного года кол-во общеобразовательных школ по республике составило — 1975, из них 1629 средних школ, 200 неполных средних школ, 125 начальных школ. В 365 школах ведётся углубленное изучение от дельных предметов, к ним относятся 104 гимназии, 57 лицеев. В общеобразовательных школах обучалось 1111,4 тыс. учащихся, из них 182 тыс. учащихся начали обучаться в школах, гимназиях и лицеях с углубленным изучением отдельных предметов. 99 тыс. учащихся обучались в старших классах (10—11 классы), 555,2 тыс. учащихся—в средних классах (5—9 классы), 457,2 тыс. учащихся — в начальных классах (1—4 классы). В 32 школах-интернатах и в общежитиях при школе обучаются и воспитываются 9,5 тыс. учащихся, а также 3,4 тыс.учащихся обучаются в спец. школах и школах-интернатах для детей-инвалидов с детства. 546 школ имеют подсобные хозяйства, а 959 школ — учебно-опытные участки. В среднем по республике классы сформированы из 25 учащихся, а в Бишкеке — из 30.

Большая работа проводится по компьютеризации школ, оснащению техническими средствами и мебелью, капитальному ремонту и реконструкции отопительной системы. В этом направлении существенный вклад внесли Азиатский банк развития (кредит),ЮНИСЕФ, Фонд «Сорос—Кыргызстан», «Благотворительный корпус» и др. организации. В школах функционируют компьютерные кабинеты, а в 866 школах — кабинеты по информатике и вычислительной технике. Десятки школ получили доступ в Интернет. В корне изменились программы образования и учебные планы. В школах были введены курсы: «Уроки нравственности», «Уроки Манаса», «Родиноведение». В начальных классах был введён иностранный яз. Дополнительно проводились курсы: «Природоведение», «Информатика и вычислительная техника», «Права человека». Широко применяется среди школьников практика тестирования, к-рая проводится среди студентов. Ежегодно проводятся региональные и республиканские олимпиады по предметам, где принимают участие около 100 тыс.у чащихся 8—11-х классов. Получены лицензии 27 частными школами. В системе среднего образования возникли лучшие школы, отличающиеся высоким уровнем обучения. К ним относятся: в Бишкеке — школа № 61, 13 школ-лицеев, школы-гимназии № 5, 6, 7, 70; в Кара-Балте школа-гимназия № 6; учебный центр «Ноокат» в Ноокатском р-не; в Жалал-Абаде — школа-гимназия № 14; в Караколе — лицей имени Т. Сатылганова и др.

В 1991—2000 вышло в свет множество новых оригинальных учебников. Учебники создаются вне зависимости от идеологии, как это было в советский период. В 1990—2000 было выпущено 338 наименований учебников и учебных пособий, тиражом 9921 тыс. экземпляров. Огромный вклад в обеспечении школ учебниками оказали кредиты Азиатского банка развития, иностранных организаций «Данида», Фонда «Сорос-Кыргызстан».

В сфере образования произошли заметные изменения. Например, в ремонте школ местные сельские власти начали обеспечивать нужды школ различными материальными и финансовыми средствами. Местные гос. органы власти стали выдавать отдельным учащимся и студентам спец. стипендии. Большой вклад в развитие и осуществление программ «Образование» внесли международные фонды. Ими проводится огромная работа по разработке необходимых учебников, рекомендаций, наглядных пособий, словарей и выявление любителей художественного искусства путём конкурса молодых талантов. Как всегда базу подготовки молодых талантов составляют творческие кружки, секции, организованные при общеобразовательных школах. Кроме этого, в целях обучения музыке, живописи и художественному искусству, укрепления физической культуры, развития спортивного уровня подростков в 140 учреждениях работают более 5 тыс. учителей и воспитываются свыше 58 тыс. учащихся. Значительно обновились центры, обслуживающие детей во внеурочное время. Например, в Бишкеке все существующие учреждения, занимающиеся с детьми во внеурочное время, объединились в единый центр. В этом направлении ведутся работы в областях и р-нах. Заметные успехи достигнуты в повышении уровня образования, в к-ром существенную роль играет аттестация учителей. В Кыргызском институте образования на курсах повышения квалификации учителей ежегодно получают углубленное обучение сотни специалистов. По результатам 2000 из 72,4 тыс. учителей более 50 тыс. имеют высшее образование, неполное высшее и спец. среднее образование — 19,5 тыс. В настоя щее время учителя могут посвоему желанию выбрать способы обучения. Хорошие результаты дают конкурсы для определения лучшего учителя года и семинары — для передовых учителей.

1 съезд учителей суверенного Кыргызстана (2000) и Закон Кыргызской Республики «О статусе учителя», принятый в начале 2001, стали обусловливающим фактором в творческих действиях работников образования и оценке места учителей в обществе.

Дошкольное образование. В 2000 в республике насчитывалось 460 детских садов (61225 мест), в городах — 268, в сёлах — 192, число воспитателей составило 3810 чел. Из общего кол-ва детских садов всего 338 являются бюджетными. Наряду с гос. и ведомственными учреждениями функционируют частные, семейные, детские учреждения. После принятия Закона Кыргызской Республике «О государственном языке» увеличилось кол-во детских учреждений на кыргызском яз. обучения. Была разработана программа по дошкольному воспитанию, в к-рой определены содержание и форма деятельности детских садов, методы и способы обучения и воспитания культуре кыргызов, а так же др. народностей, принявших гражданство Кыргызстана, дающие знания детям дошкольного возраста. Проводятся смотры-конкурсы между дошкольными учреждениями. В дошкольных учреждениях республики появились платные формы обучения и воспитания: иностранным яз., танцам, компьютерные классы, спортивные секции для укрепления здоровья детей, кукольные театры, поделка игрушек и принадлежностей, необходимых для продажи и т.д. Заключение соглашений с международными фондами «Мээ-рим» и «Сорос—Кыргызстан» по финансовой поддержке способствует обучению детей дошкольного возраста и улучшению условий их жизни, повышению уровня знаний. Проекты обучения осуществляются Азиатским банком развития, ЮНИСЕФ, организациями Великобритании «Защитим детей», «Школа матери», «Интеграция инвалидов».

Высшие и специальные средние учебные заведения . В 2000—2001 учебном году кол-во высших учебных заведений (вузов) в республике составляло — 40, студентов — 188,2 тыс. чел., что по сравнению с 1999—2000 учебным годом увеличилось на 29,5 тыс. чел. Увеличение кол-ва вузов и студентов связано с открытием новых высших учебных заведений. Например, Указом Президента Кыргызской Республики в 2000 были открыты гос. университеты в Баткене и Таласе, а также возникли филиалы, учебно-консультативные отделения. С 1991 был открыт ряд новых вузов, прежние институты были преобразованы в университеты. В 1992 на базе политехнического института начали действовать Кыргызский технический университет и Кыргызский архитектурно-строительный институт. В 1993 был создан Кыргызский горно-металлургический институт. В 1991 в Оше были открыты — Технологический колледж, в Бишкеке — Высшая милицейская школа, Кыргызский художественный колледж. Большое содействие вхождению Кыргызстана в сферу мирового сообщества по образованию оказало открытие совместных учебных заведений. В этих целях были открыты Кыргызско-Турецкий лицей, Кыргызско-Турецкий университет, Кыргызско-Узбекский высший технологический колледж, Кыргызско-Российский Славянский университет, Кыргызский Международный университет. При КГНУ открыты кыргызско-американский, кыргызской-европейский, вост. факультеты по изучению японского и вост. яз. На базе кыргызско-американского факультета в 1998 был открыт Кыргызско-Американский университет. Также впервые при КГНУ был открыт уйгурский факультет, к-рый готовит специалистов по изучению уйгурской филологии. От бывшего Кыргызского гос. института искусств отделилась Кыргызская государственная консерватория. Ысык-Кёлский государственный педагогический институт, Кыргызский женский педагогический институт, Бишкекский гуманитарный институт языка получили статус университетов. В 1992 Ошский педагогический институт был преобразован в университет; Ошский технологический колледж — в Ошский технологический университет (1997); Художественный колледж — в Художественную Академию (1995); Кыргызско-Узбекский высший технологический колледж — в Кыргызско-Узбекский университет (1997); Бишкекская высшая школа милиции — в Академию Министерства внутренних дел Кыргызской Республики (1999). В 1998 в Жалал-Абаде открылся университет. На базе Кыргызского сельскохозяйственного института и Научно-опытного сельскохозяйственного института была основана Сельскохозяйственная академия. Таким же образом была преобразована Медицинская академия. В Жалал-Абаде был открыт филиал Кыргызского государственного института физической культуры. В 1995—99 в Нарыне, Таласе, Балыкчы были открыты новые вузы.

В 2000—2001 учебном году кол-во частных высших учебных заведений достигло 14, насчитывается 7 филиалов учебных заведений СНГ. Для удобного обучения молодёжи и создания благоприятных условий вузы были расположены в областных центрах и городах республики. На пример, если в 1991 — 80% высших учебных за ведений республики были сосредоточены в Бишкеке, то в 2001 из них 70% были открыты в регионах, где обучалось 53% студентов республики. В 2000—2001 учебном году в гос. высших учебных заведениях обучалось 48040 студентов, из них, на бюджетные отделения было принято — 7119, на контрактные отделения — 21773, на заочные отделения — 18806, в частные учебные заведения — 3078 студентов. Обучение проводилось в гос. высших учебных заведениях по 138 специальностям, в частных учебных заведениях — по 13 специальностям. Девушки составляют 65% от общего кол-ва студентов. В 2001 в вузах Кыргызстана работали 47 иностранных преподавателей. В вузах республики образование получают 1970 студентов из 24 стран (на основании межгосударственных соглашений обучаются ещё больше). В рамках программ «Знание» и «Кадры 21 века» сотни юношей и девушек обучаются за рубежом. Например, в странах СНГ обучаются более 500 студентов и аспирантов (из них 244 студента и аспиранта обучаются в Российской Федерации; в Таджикистане — 50, в Узбекистане — 115, на Украине — 4, в Казахстане — 115 студентов). В 2000—2001 учебном году в республике в 52 спец. средних учебных заведениях обучалось 26 тыс. студентов.

Президентская образовательная программа «Кадры 21 века» направлена на макс, содействие подготовке, переподготовке и научным стажировкам граждан Кыргызской Республики в ведущих образовательных и научных центрах мира.

Участники программы обучаются в лучших университетах (в т. ч. в магистратуре и аспирантуре) Турции, Германии, Российской Федерации, Австрии, Австралии, США, Великобритании, Китая, Индии, Малайзии, Южной Кореи, Италии. Обучение ведётся по таким специальностям, как компьютерные науки, финансы, банковское дело, экономика и менеджмент, международная журналистика, международные отношения, управление бизнесом, право, политические науки, химическая инженерия, медици на и др. В рамках Программы активно осуществляются программы стажировок в этих вузах кандидатов или докторов наук. Многим абитуриентам из Кыргызской Республики, поступающим в зарубежные высшие учебные заведения, предосталяются президентские стипендии. В рамках Программы предоставляются следующие стипендии: «Умют» — для студентов и аспирантов вузов, показавших особые академические, научно-творческие и общественно-значимые достижения. Стипендиатами являются победители республиканских и международных студенческих олимпиад, обладатели особых дипломов и др. знаков отличия; «Жеткинчек» («Доступ к образованию») для старшеклассников-отличников, окончивших школу и являющихся сиротами. Стипендиатами являются более 300 школьников из всех регионов, многие из отдалённых сел; «Прелюдия» — вручается юным талантам, достигшим первых значимых успехов в творческой деятельности. Стипендиатами являются обладатели призов многих международных конкурсов одарённых учащихся; «Алтыншаты» присуждается для дальнейшей поддержки талантов (в т. ч. и стипендиатам «Прелюдии»), заметно повысивших своё исполнительское мастерство. Стипендиаты «Алтын шаты», обучающиеся за рубежом, являются лауреатами премий мировых конкурсов музыкантов (Э.Атагельдиев и К.Кошоева — лауреаты второй премии конкурса пианистов: Г.Токтошева, Ч.Торобеков, А.Токталиев, А.Сыдыков, Ж.Раимбекова, А.Текенова). Заслуженные деятели искусств Кыргызской Республики Т.Жакшылыков и Э.Асанкулова прошли обучение в Академии театра (Кагли, Италия).

Профессионально-технические заведения. В 1920 в Туркестане был сформирован комитет по профессиональному образованию, в 1921 организованы курсы по различным профилям. В Кыргызстане аналогичные курсы были открыты на угольных предприятиях Кызыл-Кыи и Сулюкты. Время обучения составляло от 4 недель до 8 месяцев. В 1923 на руднике Кызыл-Кыя в системе профессионально-технического образования была впервые открыта школа фабрично-заводской учёбы (ФЗУ). Так как в конце 1930 школы ФЗУ не удовлетворяли запросы подготовки профессиональных кадров для народного хозяйства, то в 1942 начала создаваться система образования по подготовке трудовых резервов (15 апреля 1942 считается днём основания профессионально-технической системы образования Кыргызстана).

В послевоенные 1946—52 учебные заведения по подготовке трудовых резервов для отраслей народного хозяйства подготовили 16,5 тыс. квалифицированных молодых рабочих. В 1948 в этой системе существовало 28 учебных заведений. В 1959 Управление трудовых резервов республики было преобразовано в Главное управление по профессионально-техническому образованию. В 1965 насчитывалось около 40 профессионально-технических учебных заведений, в к-рых обучались 13 тыс. учащихся по 58 профессиям. Спустя 10 лет кол-во профессионально-технических учебных заведений увеличилось до 30, численность студентов выросла в три раза.

В 1980—90 в сельских учебных заведениях значительно увеличилась подготовка механизаторов. В начале 1990 в 122 профессионально-технических учебных заведениях обучалось 60 тыс. учащихся по 230 профессиям.

К 2001 в профессионально-технической системе образования (с 1999 — начальное профессиональное образование) существовало 115 учебных заведений, в т. ч. 75 профессиональных лицеев, 18 профессионально-технических учебных заведений. Индустриально-педагогический техникум по подготовке мастеров производственного обучения и учебное заведение по подготовке предпринимателей объединились в единый Центр, имеющий статус высших учебных заведений республики. На бюджетной основе в 22 лицеях готовятся квалифицированные рабочие по 125 профессиям, около 4 тыс. обучаются на контрактной основе, а также во всех профессиональных учебных заведениях осуществляется переподготовка безработных (приблизительно около 8 тыс. в год). В основном в учебных заведениях города имеются мастерские, а в сёлах — учебные хозяйства. В них учащиеся приобретают практические навыки и выпускают полезную продукцию для общества. В 2000 в результате продажи их продукции и оказания различных услуг учебные заведения получили прибыль на сумму 25 млн. сомов. Однако в данном случае не преследуется цель получения прибыли. Помимо основных профессий, к-рым обучаются с давних пор, согласно условиям времени, появились новые профессии. Например, предприниматель, коммерсант, менеджер-референт, менеджер офиса, секретарь-референт, сотрудник гостиничного комплекса, гид по международным туристическим маршрутам, мастер-механик ЭВМ и оргтехники и др. В начальной профессиональной системе образования осуществляется программа трудотерапии. Слабослышащие и слабовидящие инвалиды начали обучаются в профессиональном лицее № 18 в Бишкеке а инвалиды 3-й группы — в профессиональном лицее № 25 в Канте.

Профессионально-технической системе образования большую помощь оказывают иностранные и международные финансовые организации. В Бишкеке открыт Кыргызско-турецкий лицей для девочек, где обучают турецкому и английскому языкам и др. Всемирный банк выделил 4,7 млн. долларов для поддержки профессионально-технических учебных заведений. Азиатский банк развития, Германское общество технического сотрудничества (ГГЦ) и др. иностранные организации ведут профессиональное сотрудничество.

За время формирования системы образования Кыргызстана, на развитие отечественного образования свой вклад  вносили следующие государственные деятели:
Касым Тыныстанов 1927-1930
Айтул Бабашалин 1930-1933, 1935-1936
Токчоро Джолдошев 1933-1935
Осмонкул Алиев 01.19.1937- 08.19.1937
К.Камбаров 19.08.1937-19.09.1937
Абдынасыр Елебасов 1939-1940
Муса Рыскулбеков 1043-1945
Болот Юнусалиев 1945-1951
Султан Токтогонов 1951-1955
Таштанбек Тургунов 1956-1962
Абдылда Каниметов 1962-1977
Аскар Турсунов 1978-1986
Жаныбек Шаршеналиев 1986-1988
Мукаш Базаркулов 1079-1991
Анарбек Бакаев 06.1991-11.1991
Чынара Жакыпова 1992-1993
Аскар Какеев 1993-1998
Советбек Токтомышев 1998-1999
Турсунбек Бекболотов 1999-2001
Камила Шаршекеева 2001-2002
Ишенгуль Болджурова 2002-2004, 2007-2009
Мустафа Кидибаев 2004-2005
Досбол Нур уулу 2005-2007
Каныбек Осмоналиев  2007-01.11.2007
Абдылда Мусаев 2009-2010
Канат Садыков 2010

Обновлено 17.04.2012 00:09