RSS
Новости дня
  
Яндекс.Метрика

job

hot

stopcorr

prov doc

Образование для взрослых и неформальное образование

Идея «ОДВ» или «Образование Для Всех» захватила мир, начиная с 1990 года, с момента проведения Джомтьенской конференции в Таиланде.

Кыргызстан присоединился к глобальному движению Образование Для Всех в рамках Дакарского соглашения, принятого по итогам соответствующего Форума по образованию в Дакаре в апреле 2000 года.

На основании Дакарских Рамок действий в Кыргызстане был создан и утвержден постановлением Правительства КР от 30 июля 2002 года № 504 Национальный План действий Кыргызской Республики по ОДВ.

Все шесть целей ОДВ оказались для Кыргызстана очень значимыми. Их достижение было обозначено среди приоритетов развития системы образования Кыргызской Республики:

1. Расширение мер по уходу за детьми младшего возраста и их воспитанию.

2. Обеспечение бесплатного и обязательного школьного образования.

3. Обеспечение образовательных потребностей и приобретение жизненных навыков молодыми людьми и взрослыми.

4. Повышение уровня грамотности взрослых.

5. Ликвидация к 2005 году разрыва между мальчиками и девочками в начальном и среднем образовании и достижение к 2015 году равенства мужчин и женщин в области образования.

6. Повышение качества образования.

Обязательной частью Глобального движения «Образование Для Всех» является развитие системы Образования для взрослых.

Актуальностью сферы образования взрослых для Кыргызстана обусловлена: трудностью адаптации взрослого населения к новым социально-экономическим условиям; снижением занятости взрослого населения; ростом безработицы; снижением уровня доходов на душу населения; потерей квалификации взрослого населения и отсутствием требуемых навыков; опасностью снижения уровня доступности образования для детей, чьи родители социально и экономически не адаптированы в обществе, наличием определенного количества детей, которые вынуждены бросать школу по самым разным причинам, как правило, социально-экономического порядка.

Понимая актуальность сферы образования взрослых, Кыргызстан является участником реализации следующих важнейших международных документов:

  • Гамбургской Декларации об обучении взрослых, принятой на V Международной конференции по образованию взрослых (Гамбург, июль 1997).
  • Резолюции Софийской конференции по образованию взрослых (София, Болгария, ноябрь 2002 г.) указавшей, что органы власти всех уровней должны сделать образование взрослых заметным и неотъемлемым элементом их политики и практики в сфере непрерывного образования.
  • Соглашения «О сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых» стран-участниц СНГ.
  • Решения «О развитии системы образования взрослых и просветительской деятельности в государствах – участниках СНГ», принятого на VIII Конференции министров образования государств – участников СНГ (12-13 мая 2003 г., Россия, Москва)
  • Концепции развития образования взрослых в государствах – участниках СНГ, утвержденной Советом глав правительств СНГ 25 мая 2006 года
  • Плана мероприятий по реализации Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ от 22 мая 2009 года.

В Законе КР «Об образовании» еще в 2003 году было введено понятие и соответствующая статья № 24 по дополнительному образованию взрослых.

Был изучен мировой опыт по развитию и функционированию системы Образования взрослых, а также законодательная база по Образованию взрослых, совместно с Представительством Института по международному сотрудничеству Народных университетов Германии (IIZ/DVV) и Латвийским Союзом по образованию взрослых. Осуществлен перевод Европейской базы Законов об образовании взрослых. Разработан проект Закона «Об образовании взрослых» Кыргызской Республики. В 2010 году данный проект был интегрирован в проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон КР Об образовании» в части норм образовании взрослых.

В настоящее время образование взрослых можно разделить в Кыргызстане на 2 вида: формальное и неформальное.

Система формального образование предоставляет документ государственного образца и открывает доступ к следующей ступени образования в рамках законодательства. Охватывает – образовательные программы общеобразовательных школ, вечерних школ /вечерних классов/школ рабочей молодежи, профессиональные программы: — начального профессионального образования (профессиональный лицей, профессиональное училище); — среднего профессионального образования (СПУЗ – техникум); — высшего профессионального образования (ВУЗЫ – институт, академия, университет, консерватория и др.); — послевузовского профессионального образования (аспирантура, докторантура); — дополнительного профессионального образования.

Официальные данные по охвату образованием:

Дошкольное образование – 12-13% детей соответствующей возрастной группы,

Школьное образование – 96% детей соответствующего возраста,

Начальное профессиональное образование – 19% молодежи соответствующего возраста,

Среднее профессиональное образование – 15,2% молодежи соответствующего возраста,

Высшее профессиональное образование – 75,3% молодежи соответствующего возраста.

Данная система дает взрослым больше возможностей для трудоустройства: в общей численности занятого населения доля женщин с профессиональным образованием (начальным, средним и высшим) – 42%, мужчин- 40%. Кроме того, система профессионального образования реализует важнейшую социальную функцию удержания молодежи от криминального мира – по уровню образования лиц, совершающих особо тяжкие преступления в Кыргызстане – только 1.9% лица с высшим образованием и 98.1% — лица с полным и неполным средним образованием.

Система неформального образования — не дает права на получение документа гособразца, обеспечивающего изменение профессионального статуса. Чаще играет компенсирующую или адаптивную роль для людей, по тем или иным причинам не сумевших или не желавших получить формальное образование. Охватывает – профессионально направленные и общекультурные курсы подготовки, переподготовки, повышения квалификации в училищах, техникумах и вузах, центрах непрерывного образования, центрах образования взрослых, на различных курсах интенсивного обучения.

На сегодняшний день свыше 1 000 центров по стране владеют государственной лицензией на предоставление неформальных образовательных программ для взрослых. Многие из них нацелены на обучение безработного населения, помогая им приобретать знание и навыки, которые повысили бы их конкурентоспособность на рынке труда.

Действуют 12 Центров обучения взрослых во всех областных центрах Кыргызстана, которые предлагают широкие возможности, начиная от общения и развития личности, профессионального образования и дополнительных тренингов, учебных курсов для завершения базового образования и других курсов, по окончании которых выдается сертификат, и заканчивая полноценным участием в жизни общества и интеграцией через образования взрослых. В Центрах также ведется обучение для специальных целевых групп: матери-одиночки, пенсионеры, безработные женщины.

В 2007 году было создано Объединение юридических лиц «Кыргызская Ассоциация Образования Взрослых» / КАОВ (www.kaea.kg).

В целом, наибольшее количество провайдеров обучения для взрослых действуют в сферах языковой подготовки взрослого населения, подготовки на базе многофункциональных центров, предлагающих комплексные услуги, например, иностранный язык + компьютерные навыки + делопроизводство + менеджмент организации. Также большое количество провайдеров предлагает свои услуги по подготовке специалистов по рабочим специальностям в сфере информационно-коммуникационных технологий, обучают вождению, готовят бухгалтеров и экономистов, а также обучают швейному делу. Курсы гражданского обучения, культуры мира, творчества, а также навыков управления хоть и представлены меньшим количеством провайдеров, но охватывают значительно большее количество взрослого населения, чем, скажем, курсы приобретения навыков и умений для сферы туризма или охранной деятельности.

Тем не менее, имеется много образовательных учреждений, которые не охвачены регистрацией, поэтому трудно полноценно оценить масштабы неформального образования.

К целевым группам в неформальном обучении относятся широкие слои взрослого населения:

-молодёжь

-женщины

-безработные

-мигранты

-пенсионеры

-группы риска

-местная администрация

-профсоюзные организации

-преподаватели школ, детских садов

Стоимость обучения обычно различна в разных регионах в зависимости от платежеспособности населения и уровня жизни. Понятие «годовая стоимость обучения», как правило, не приемлема. Курсы в системе неформального обучения краткосрочные и расчёт стоимости курса включает тот период времени, который охватывает курс. Например, курсы в Центрах Обучения Взрослых различны по своей продолжительности (от 30 до 400 часов).

Обучение может быть бесплатным, если это специальная программа в рамках проекта, финансируемого донорской организацией. Традиционный источник финансирования курсов — это оплата самих учащихся за обучение; софинансирование Служб занятости, гранты, добровольные взносы от бизнес-структур и финансирование в рамках Госпрограмм.

Согласно терминологии, принятой сейчас в сфере образовательной политики – Образование взрослых – это общее понятие для всех видов образовательной деятельности, в которую вовлечен человек старше 15 лет.

Задача образования для взрослых — помочь сократить несоответствие знаний. Оно должно быть открыто для каждого, кто хотел бы поменять род занятий, научиться чему-то новому, усовершенствовать свои профессиональные знания.

В связи с чем, образование взрослых имеет следующие цели:

  • предоставлять каждому взрослому человеку широкий выбор возможностей дополнить, повысить свой образовательный уровень
  • с помощью образования преодолеть пропасть между различными слоями населения;
  • способствовать росту у взрослых людей возможности с помощью повышения уровня своего образования научиться понимать, критически воспринимать реальность и принимать участие в социально-экономической и культурной жизни, а также вносить свой вклад в развитие общества;
  • обучать взрослых выполнению разнообразных обязанностей, возникающих на протяжении их трудовой жизни, и способствовать полной занятости, продвигаясь, тем самым, по пути развития.

Потенциальные потребители системы образования взрослых

Данные статистики говорят о том, что в настоящее время в Кыргызстане численность постоянного населения составляет – 5,3 млн. человек, из которых 33,9% — это городское население, и 66,1% — сельское население. Средний возраст населения в Кыргызстане составляет 27 лет у женщин и 25 лет у мужчин.

По прогнозам Министерства экономического регулирования, Министерства труда, занятости и миграции КР, в 2011 году показатель безработицы в Кыргызстане составил 12%, в 2010 году он составлял 8,4%. Согласно экспресс данным Национального статистического комитета КР в 2010 году общая численность безработных в процентах по сравнению с прошлым годом росла быстрее, чем в Казахстане, Азербайджане, России, Белоруссии и в Украине.

При этом, необходимо учитывать, что уровень бедности среди городского населения составляет 22,6 процента. Уровень бедности среди сельского населения значительно выше и составляет 36,8 процента.

В связи с тем, что республика относится к аграрной стране, занятость в основном достигается за счет развития сельского и фермерского хозяйства, где работают более 36% всех занятых граждан. Несбалансированное развитие регионов республики противодействует повышению занятости, созданию эффективной системы социально-экономического развития.

Эксперты Министерства труда, занятости и миграции отмечают, что одной из самых характерных особенностей рынка является его трудоизбыточность, что объясняется высокими темпами роста населения в трудоспособном возрасте, которое продолжится и в ближайшие годы в результате высоких показателей рождаемости. Молодежь является дополнительным источником пополнения рабочей силы. И, что самое главное — молодежь в своем большинстве пополняет низкооплачиваемый рынок труда республики. Будучи, слабо информированными, менее опытными не имея достаточных навыков, они в большей мере сталкиваются с последствиями недостатка рабочих мест на рынке труда и низким уровнем качества имеющихся рабочих мест.

По данным органов занятости — среднегодовая численность экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше составила 2,3 млн. чел., а экономически неактивное население – 1,2 млн. человек.

В отдельных регионах численность претендентов на одну вакансию значительно превышает среднереспубликанский показатель: в Жалал-Абадской- 281 человек, Баткенской- 417 человек, Исыккульской- 156 человек, Нарынской- 249 человек, Чуйской-36 человек и Таласской области- 20 человек, в городе Ош — 43 человека. В Ошской области на одну вакансию претендовали 867 человек. И занять рабочее место сможет только тот, у кого есть образование и необходимые навыки. Возможности трудоустройства зависят непосредственно от уровня образования.

По итогам переписи, проведенной Национальным статистическим комитетом КР в 2009 году видно, что грамотность населения в возрасте 15 лет и старше составляет 98,3%. Между тем в 1999 году она составляла 99%.

16,0 процентов населения имеют высшее и неполное высшее образование, 7,1 процента — среднее профессиональное, 58,0 процента — законченное среднее общее образование и 11,9 процента — основное общее образование (девятилетнее). 5,4 процента населения имеют начальное образование, и 1,7 процента — не имеют начального общего образования.

Вместе с тем, из числа зарегистрированных безработных в органах занятости 11,2 процента — не имеют полного среднего образования.

В настоящее время в сфере образования взрослых Кыргызской Республики актуальной является проблема охвата образованием всех граждан, которые никогда не посещали школу или прекратили обучение по различным причинам. Тяжелые социально-бытовые условия, материальные трудности, существующие в большинстве семей, вынуждают подростков фактически бросать школу, и выполнять низко оплачиваемую работу, торговать на базаре, мыть машины и т.д. Категория вынужденно работающих подростков зачастую финансово обеспечивает свои семьи, и, соответственно, в дневную школу их вернуть достаточно сложно. Детский труд — одна из сложнейших проблем, которая усилилась с момента самостоятельности Кыргызстана. Философия необеспеченных родителей проста: отдаю в школу – теряю деньги, отправляю на рынок торговать — приобретаю деньги.

В результате растет количество неграмотного населения и увеличивается потенциальный контингент неквалифицированной рабочей силы с низким образовательным уровнем. Наибольшее распространение детский труд получил в следующих сферах: сезонная работа в сельском хозяйстве, услуги по обслуживанию транспортных средств, торговля, сбор утиля, и т.д. По состоянию на 01.01.2010 года по республике пособия по малообеспеченности получают более 360,0 тыс. детей. Но размер ГМД- Гарантированного минимального дохода составляет 282 сома и не решает проблему экономической незащищенности детей.

Различные исследования международных организаций и анализ данных Национального статистического комитета КР говорят о том, что от 6 до 11 % детей школьного возраста не посещают школу. Из общего количества детей, не посещающих школу по тем или иным причинам, 75% составляют сельские дети. Выбывание мальчиков из системы школьного обучения происходит в среднем более чем в 2 раза чаще по сравнению с девочками. Не имея должной образовательной подготовки, они пополняют ряды безработных. Среди них больше беспризорников и правонарушителей. По данным МВД в 2010 году из числа лиц, совершивших преступления — 7,6 % являются несовершеннолетними. Из числа выявленных лиц, совершивших преступления 77,8% нигде не учились и нигде не работали.

Анализ контингента учащихся вечерних, заочных школ показывают, что обучающиеся, это, как правило, дети с сохранным интеллектом, но зачастую педагогически запущенные, с низким уровнем обученности, отсутствием навыков самообразования, с низкой работоспособностью и усидчивостью, низким уровнем учебной мотивации. Такой контингент нуждается в создании образовательных условий для компенсирующего обучения.

Согласно оперативным статистическим данным Министерства образования и науки КР, в начале 80-х гг. в Кыргызстане действовало 136 вечерних (сменных) и заочных школ, многие из них располагались на территории предприятий. Ежегодно эти школы заканчивало более 12 тыс. человек, что составляло примерно 0.4-0.6% от числа трудоспособного населения.

В 2000 году — сеть вечерних и сменных школ значительно сократилась. Осталось всего четыре плюс классы для работающей молодежи при 25 дневных общеобразовательных школах, в которых обучалось 1851 человек. К 2006 году возросла численность вечерних (сменных) и заочных школ — 32 заочных класса при дневных общеобразовательных школах и 11 вечерних общеобразовательных школ с общим охватом 2400 человек. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики (Статистический сборник «Образование и наука в Кыргызской Республике — 2008») число самостоятельных вечерних школ в 2008 году составляло – 15, с охватом – 3352 учащихся.

По сравнению с показателями 2008 года в 2009/2010 учебном году численность обучающихся в школах и классах вечернего/заочного и сменного обучения изменилась в сторону увеличения: с 3352 учащихся до 5482. Цифры по выбыванию детей из школы, уровень бедности и безработицы говорят нам о том, что в перспективе до 2020 года в Кыргызстане должно функционировать около 80 вечерних школ, для того, чтобы предотвратить процесс снижения грамотности.

Именно образование играет важнейшую роль в развитии личности и общества. Исторический опыт показывает, что только образование является самой гармоничной формой развития человечества, которая позволяет бороться с нищетой, отчуждением, неграмотностью, угнетением и конфликтами.

Возможность получить необходимое школьное образование в школах и классах вечернего/заочного/сменного типа открывает детям, молодежи и взрослым двери в большой мир обучения на последующих образовательных уровнях, последующее после обучения трудоустройство. А в дальнейшем – это и рост заработной платы, продвижение в карьере, овладение новыми трудовыми и жизненными навыками, и как результат — удовлетворение работой и жизнью. Именно поэтому так важно обеспечивать доступ к образованию.

Помимо стандартного понимания грамотности, как умения читать, писать и считать, в Кыргызстане необходимо развивать у молодежи и взрослых «функциональную грамотность» — то есть грамотность для повышения профессиональной квалификации и трудоустройства; грамотность в вопросах информационно-коммуникационных технологий; информационную грамотность, включающую навыки использования средств массовой информации; правовую грамотность; научно-практическую грамотность.

Поскольку необходимость поддержания высокого уровня грамотности у взрослого населения является составляющей социально-экономического развития страны и одной из основных Целей ОДВ — в проекте Стратегии развития образования в Кыргызской Республики 2012-2020 отдельным Разделом заложено реформирование системы Образования для взрослых.

Ориентировочно приоритетами в сфере развития Образования взрослых определены: удовлетворение индивидуальных нужд и потребностей человека на разных этапах его жизнедеятельности; развитие и расширение навыков и повышение квалификации, а также предоставление возможности получения образования на протяжении всей жизни.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ НА ПЕРИОД 2012-2020 ГОДЫ:

1) Повышение охвата основным образованием людей, не имеющих образования или выбывших из системы школьного образования ранее нормативно установленных сроков.

2) Обеспечение законодательных основ для обучения взрослых на протяжении всей жизни

3) Создание условий для адаптации экономически активного населения к быстро меняющимся требованиям рынка труда

4) Создание системы гарантии качества образования для взрослых (дополнительного профессионального, неформального и др.).

5) Формирование системы признания профессионального опыта и квалификации.

ЗАДАЧИ НА ПЕРИОД 2012-2014 ГОДЫ:

Задача 1. Повышение охвата основным образованием людей, не имеющих образования или выбывших из системы школьного образования ранее нормативно установленных сроков.

Меры:

  • Обновить нормативную правовую базу деятельности вечерних/заочных/сменных школ и классов при школах. Подготовить пакет изменений и дополнений в нормативную правовую базу в целях финансирования обучения в вечерних/сменных/заочных школах и классах за счет государственного бюджета,
  • Обновить учебные планы и программы обучения молодежи и взрослых в вечерних/заочных/смен-ных школах и классах при школах,

Задача 2. Содействие адаптации экономически активного населения к быстро меняющимся требованиям рынка труда.

Меры:

  • Обеспечить законодательную и нормативную правовую основу для обучения взрослых на протяжении всей жизни,
  • Изучить потребность населения конкретных регионов в программах дополнительного профессионального образования на базе спузов,
  • Изучить потребность населения в программах дополнительного профессионального образования посредством профориентационной работы центров карьеры вузов, в том числе по переподготовке учителей общеобразовательных школ, в связи с внедрением Рамочного куррикулума,
  • Создание условий профессиональными учебными заведениями для получения взрослым населением дополнительного профессионального образования через повышение квалификации, переподготовку, краткосрочные курсы и т.п., на условиях финансирования обучения населения на местах местными органами власти.
FaLang translation system by Faboba

Анонс мероприятий

Образование в цифрах

Потребность в педагогических кадрах

Потребность в педагогических кадрах

Потребность в учителях