RSS
Новости дня
  
Яндекс.Метрика

job

hot

stopcorr

prov doc

История системы образования

С давних пор традиции народной педагогики кыргызов считались сформированными воспитательной системой. Способы воспитания детей, обучение мастерству были основаны издревле. В 7 —12 веках кыргызское государство на Енисее имело свою письменность. Этот кыргызский алфавит (в целом он входил в Орхоно-Енисейскую руническую письменность) состоял из 39 букв и они были высечены на различных предметах (камне, железе, коже, дереве, керамической посуде, монетах и др.). Но на территории современного Кыргызстана, начиная со средних веков применялись различные виды письменности. Среди них самой распространённой была согдийская письменность. Позже была использована уйгурская письменность; чагатайская литературная письменность, общая для казахской, кыргызской, узбекской, уйгурской письменности, а рабский алфавит и др. Использование разных письменностей кыргызским народом способствовало формированию культуры и её развитию . В тоже время в образовании и воспитании важную роль сыграла народная педагогика, имеющая дидактическое и философское содержание и являющаяся органической частью устного народного творчества, к-рое получило развитие у кыргызского народа. В середине 10 века каганат Караханидов принял исламскую веру. В то время на территории Кыргызстана использовался арабский алфавит и местное население, ознакомившись с передовой культурой Востока, устремилось к знанию. Положения исламской религии призывали людей к образованию. Они принесли с собой установившиеся научные понятия. Открывались спец. медресе, школы, росло число грамотных людей.

В конце 10 и начале 11 века Баласагун и Кашгар превратились в города с многогранной культурой и в научно-образовательные центры. Уроженец города Баласагун Жусуп Баласагуни создал на тюркском яз. дастан «Кутадгу билиг» — кут берчү билим». Он был признан знатоком географии, истории, философии, астрономии, математики, медицины. Как видно из содержания дастана, в ту эпоху, когда жил Жусуп, большое значение в обществе придавалось образованию людей.

В средние века в развитие науки и образования большой вклад внёс известный учёный Махмуд ибн Хусейин Кашгари (Барскани). Он родился около 1029—1038 в городе Барскан на юж. берегу Ысык-Кёля. Махмуд Кашгари получил образование в Багдаде, Бухаре. Из написанных двух произведений, в одном дошедшем до нас «Китаб диван лугат ат-турк» («Словарь тюркских наречий») приводятся сведения о яз. тюркских народностей, об их устном народном творчестве, составе племён, др. исторические, географические сведения характерные для эпохи каганата Караханидов. В 13 веке после монгольского нашествия кыргызы и оседлое тюркское население Кыргызстана потерпели невосполнимые потери. Они сопровождались общим уничтожением культуры и резким спадом науки и образования. В 14—18 веках междоусобицы, войны с колонизаторами, нестабильная политическая ситуация, раздробленность ухудшили общее положение, в т. ч. нанесли большой ущерб культуре. Несмотря на это, на территории Кыргызстана в этих тяжёлых условиях такими образованными людьми, как Сайф ад-Дин Аксыкенти продолжали создаваться произведения. В начале 16 века он написал на яз. фарси своё произведение «Мадж му ат-таварих» («Сборник по истории»), где есть данные о племенах кыргызов и кыпчаков, проживающих в Фергане и Тенир-Тоо. Включены и прозаические отрывки из эпоса «Манас».

Во второй половине 18 и первой половине 19 века Кыргызстан вступает на новую ступень развития. В 50-е годы 18 века было разгромлено Жунгарское ханство, кыргызы почти на целое столетие были освобождены от бесконечных нападений калмыков. В начале 19 века в Кыргызстане в области образования намечаются едва заметные положительные сдвиги. В крепостях Кокандского ханства, расположенных на территории Кыргызстана, представители исламской религии начали обучение детей-подростков местного населения в медресе и мечетях, тем самым внесли свой вклад в увеличение числа грамотных людей. В 70-е годы 19 века на территории Оша было около 150 мечетей, 6 медресе, наряду, с к-рыми существовал известный медресе алайского манапа Алымбека-датки.

Известные акыны 19 века были самыми образованными людьми своего времени. Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч, Нурмолдо, Молдо Нияз, Женижок, Токтогул, Тоголок Молдо и др. в своих назиданиях и поучительных стихах прославляли знание и призывали людей к учёбе. Поэтому есть полное основание называть их видными мыслителями и просветителями кыргызского народа. К тому же Нурмолдо, Молдо Кылыч, Молдо Нияз, Женижок, Тоголок Молдо, получив образование по-мусульмански, являлись поэтами-письменниками. После присоединения Кыргызстана к царской России (1855—1876) произошли важные общественные изменения, в т. ч. наметился существенный прогресс и в образовании. С приходом русского населения для обучения детей русских и украинских переселенцев стали создаваться начальные школы различных типов. Также на территории Кыргызстана стали открываться русско-местные школы для обучения детей местного населения в качестве переводчиков русского яз., секретарей и др. Первая русско-местная школа в Кыргызстане была открыта недалеко от Токмока в 1884 в дунганском селе Караконуз. Параллельно стали открываться школы в Оше, Караколе, Токмоке, Бишкеке, Бишкекском уезде, Таласе и др. местностях. Позже к некоторым школам пристраивались общежития, появились школы-интернаты. Затем были организованы русско-местные школы для девочек в Караколе, Токмоке. До Октябрьской революции в Кыргызстане функционировало 16 русско-местных школ. В них обучалось 750 учащихся, из к-рых 670 детей были представителями местного населения (среди них 614 мальчиков и 56 девочек).

FaLang translation system by Faboba

Анонс мероприятий

Образование в цифрах

Потребность в педагогических кадрах

Потребность в педагогических кадрах

Потребность в учителях