Инклюзивное образование

Признание Кыргызской Республикой Международных Концептуальных Докладов, Стандартных Правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1993 году, ратифицикация Кыргызской Республикой Конвенции о правах ребенка (1994 год) стала отправной точкой для формирования Национального законодательства по защите прав и интересов детей, в том числе детей с особыми потребностями.

Основным законом, определяющим государственную политику в отношении лиц с особыми потребностями, в том числе детей с особыми потребностями, устанавливающим им государственные гарантии и льготы, является Закон КР «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья». Данный закон направлен на создание необходимых условий для обеспечения наиболее полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество лиц с особыми потребностями.

После приобретения независимости, образование, также оставалось приоритетной отраслью, и на среднесрочную, и отдаленную перспективу. Это закреплено в принятой в мае 2000 г. Государственной Доктрине образования КР. Ключевым приоритетом в нем на будущее были заявлены проблемы доступности и качества. В данном документе инклюзия была закреплена, как одна из основополагающих принципов образования.

Инклюзивное образование – это успешный путь интегрировать детей со специальными нуждами в общество. Как показывает международная практика, инклюзивное образование, начиная с раннего детства, помогает людям со специальными нуждами интегрироваться в общество, и помогает обществу удовлетворять их нужды.

В 1992 году, в Кыргызстане еще функционировало 29 специальных школ-интернатов, для воспитания 4785 детей с недостатками в физическом или умственном развитии. В 1997г. число школ интернатов для детей с дефектами в умственном развитии сократилось с 20 до 15.

В настоящее время в системе образования функционируют 15 школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Охват детей составляет 2 490 учащихся, имеющих недостатки в умственном или физическом развитии, 4 специальные школы для детей с недостатками в умственном развитии (3 – в г. Бишкек, 1 – в г. Ош), охват детей составляет 520 детей в возрасте от 7 до 18 лет, 15 специальных дошкольных образовательных организаций, в которых находятся 1 596 детей дошкольного возраста.

Внедрение инклюзивного образования в систему образования страны, позволило обеспечить больший охват детей с ОВЗ дошкольным и школьным образованием. В настоящее время более 2000 детей дошкольного и более 3700 детей школьного возраста обучаются по программе инклюзивного образования. Органы местного самоуправления, школьное сообщество, включая учителей, директоров, родителей и детей с особыми потребностями, местное сообщество и органы власти все больше понимают роль инклюзивного образования, его идеологию и важность при обучении и воспитании ребенка с особыми нуждами в общеобразовательной системе, то есть включая их в массовые школы. Родители, учителя тем самым осознают первостепенную роль права ребенка на получение образование, и стараются сами включиться в развитие и обучение ребенка как на уровне детского сада, так и школы, и обучения на дому. Инклюзивное образование становится важным условием обеспечения достойной жизни детям, которые раньше не имели возможности ходить в школу, получать знания в соответствии с тем уровнем развития, которое на данный момент является актуальным и эффективным. С точки зрения включения ребенка в вопросы планирования, принятия решений на уровне класса и школы, активного участия в жизни всей школы становится отправной точкой для социализации ребенка в общество и поднятия его самооценки, чувства равенства с другими детьми, умения взаимодействовать со всеми в классе, как со взрослыми, так и с ровесниками.

В 2009 году, МОиН КР, при технической поддержке Азиатского банка развития в рамках реализации проекта ««Повышение доступа к качественному основному образованию для детей с особыми потребностями», определило 40 пилотных образовательных организаций в 7-ми регионах республики для включения детей с ОВЗ в образовательный процесс.

На сегодняшний день все пилотные школы проекта (35 общеобразовательных, 3 вспомогательные школы, 2 детских сада) имеют в наличии планы по инклюзивному развитию школ, учителя имеют индивидуальные планы обучения для детей с особыми нуждами. Наибольшие трудности у учителей вызвала разработка индивидуальных планов обучения для ребенка, который учится в классе массовой школы. С этой целью были проведены выездные консультационные заседания специалистов ПМПК и проведены пост-тренинговый контроль после обучения на семинарах по инклюзивному образованию (менторинг), где менторы помогали учителям в разработке индивидуальных планов. Менторинг был повторно проведен во всех пилотных школах.

В рамках данного проекта 435 детей получили возможность обучаться в школе, ребятам были подарены инвалидные коляски, ортопедическая обувь, слуховые аппараты, детям надомного обучения с выездом на место вручены компьютеры (19 шт), оснащены ресурсные центры пилотных школ (51 компьютер), подготовлены и запущены через телевещательные каналы 3 социальных ролика. А также:

  • Разработано и апробировано руководство для преподавателей ВУЗов и студентов «Инклюзивное образование в высшей школе» в ВУЗовского компонента. Данное руководство издано тиражом 1000 экземпляров, доступно на русском и кыргызском языках и распространенно в пилотные высшие учебные учреждения;
  • Было проведено обучение преподавателей ВУЗов по использованию данного руководства на 3 дневном практическом семинаре-презентации.
  • В каждом из пилотных ВУЗов внедрен курс инклюзивное образование в количестве 30 часов. А именно в КГУ им.Арабаева 3 кафедры внедряют ИО в количестве 60 часов: кафедра «Технологии дошкольного образования» — общее количество 20 часов: 10 лекционных и 10 практических часов. На кафедре «Специальной педагогики и психокоррекции» — 20 часов, кафедра «Педагогика» — 20 часов. Все эти часы включены в блок общеобразовательных дисциплин, в Вузовский компонент c 1 сентября 2010 года.
  • На базе Ошского Гуманитарного Педагогического Института (ОшГПИ) внедрен курс инклюзивного образования на кыргызско-российском факультете и музыкально-педагогическом в количестве 60 часов.
  • В Нарынском Государственном Университете (НГУ) внедрен курс ИО в учебные планы следующих специальностей «Педагогика и методика дошкольного образования» -32 часа, «Педагогика дошкольного образования» 32 часа.
  • В Жалал-Абадском Государственном Университете (ЖАГУ) на специальностях «Педагогика и методика начального образования» (ПМНО) педагогического факультета в объеме 30 часов с 20 октября 2010 года.
  • Разработаны и апробированы модули тренингов и пособие «Игровая деятельность и социальные навыки» для воспитателей детских садов по включению детей с ОП в массовые детские сады в рамках проекта АБР «Раннее развитие детей на уровне общин» и «Повышение доступа к качественному базовому образованию для детей с особыми потребностями».

Особое внимание уделяется работе психолого-медико-педагогических консультаций (далее ПМПК), деятельность которых направлена на оценивание трудностей осваивания детьми школьных навыков, направление их в соответствующие дошкольные общеобразовательные учреждения, консультирование родителей и выработка рекомендаций по дальнейшей работе с детьми.. Все консультации работают в тесном сотрудничестве с департаментами образования, учреждениями здравоохранения, органами социального обеспечения и соответствующими общественными организациями.

На 01.03. 2011 г. насчитывается 1 республиканская ПМПК, 6 областных, 9 районных и городских ПМПК. Из них только республиканская ПМПК и ПМПК г. Бишкек работают на постоянной оплачиваемой работе, остальные — на общественных началах 2 раза в год (в конце и в начале учебного года). За 2010-2011 годы только республиканской и городской ПМПК даны рекомендации 2 629 детям дошкольного и школьного возраста. Также республиканская ПМПК помимо общих функций, выполняет координирующую и надзорную роль, что включает в себя рассмотрение сложных и спорных случаев на основании документов, представленных областными, районными или городскими психолого-медико-педагогическими консультациями.

С 2004 года при Министерстве образования и науки открыт и успешно функционирует Ресурсный центр инклюзивного образования (на базе республиканской ПМПК). На базе данного центра проводятся семинары, тренинги и лекции национальных тренеров и специалистов по специальному и инклюзивному образованию, осуществляется методическая помощь учителям общеобразовательных организаций по вопросам инклюзивного образования.

В 2011 году, МОиНКР, при технической поддержке АБР, разработан куррикулум для учащихся 1-4 классов с особыми образовательными потребностями в рамках Национального куррикулума.

Следующие шаги МОиНКР по активному внедрению инклюзивного образования:

1. Внесение изменений и дополнений в НПБ (в частности Закон «Об образовании», Типовые положения, регулирующие деятельность специальных и общеобразовательных организаций).

2. Расширение сети ПМПК чрез привлечение органов местного самоуправления, международных и неправительственных организаций.

3. Увеличение образовательных учреждений инклюзивного образования.

4. Создание экспериментальных площадок для повышения квалификации учителей и разработок учебно-методической литературы.

5. Разработка методических рекомендаций по работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья.