Министерство образования и науки КР информирует о проделанной работе по итогам учебного года в рамках Указа Президента КР о Годе развития регионов

31.05.2018

С нового учебного года в труднодоступых и отдаленных районах страны при поддержке Всемирного Банка открыты 120 краткосрочных детских садов. Они охватили около 10 тыс. детей. Всего количество детских садов по республике достигло 1524 учреждений. Программа предшкольной подготовки позволила к настоящему времени охватить 118 тыс. детей, не посещающих дошкольные организации, или практически 100% детей 5,5-7 лет. Таким образом, в совокупности, 39% детей дошкольного возраста охвачены различными программами по дошкольному образованию.

В целях предупреждения коррупционных рисков была внедрена электронная очередь в детские сады. В настоящее время в очередь внесены все 4 325 заявок, ранее поданных в отделы образования в письменном виде. Со времени запуска электронной очереди на сайт www.balabakcha.edu.gov.kg онлайн заявки подали на порядка 2000 детей. В среднем в день поступает от 70 до 100 заявок.

В целях развития регионов по республике созданы 60 “точек роста” (образовательные кластеры, в задачи которых будет входить аппродация новых образовательных стандартов, разработка новых методик и повышение квалификации педагогов). Данные инновационные школы оснащены современным оборудованием и электронными библиотеками, в образовательный процесс будут введены инновационные элементы обучения (шахматы, ментальная арифметика, улучшение здоровья детей), предложены для пилотирования несколько вариантов Базисного учебного плана.

МОН КР разработало долгосрочную программу по формированию цифрового образовательного пространства Кыргызской Республики «Акылдуу мектеп» / «Умная школа». Ее цели:

  1. Уменьшение диспропорций в доступности ИКТ для всех учащихся.
  2. Применение цифровых технологий и материалов для изучения школьных предметов, формирования навыков творчески и конструктивно использовать информационные источники, продукты и инструменты, развитие способностей создавать инновационные решения.
  3. Повышение эффективности системы электронного управления, мониторинга и измерения результатов образования через внедрение ИКТ в каждой школе.

Был разработан мультимедийный программно-методический комплекс для начальной школы по 7 предметам:

  • “Математика” 1-4 класс;
  • “Родиноведение” 1-4 класс;
  • “Кыргызский язык” 2-4 класс;
  • “Русский язык” 1-4 класс;
  • “Музыка” 1-4 класс;
  • “ИХТ” 1-4 класс;
  • “Английский язык” 3-4 класс.

С сентября 2018 года стартует дистанционное обучение учителей в целях повышения охвата учителей программами творческого развития. Эта программа позволит сэкономить время и расходы на повышение квалификации учителей, увеличить охват педагогов.

С нового учебного года школы страны будут обучаться по новому Базисному учебномву плану, который позволит перевести всех школьников на пятидневное обучение. Согласно нового Базисного учебного плана, учащиеся 5-6 классов будут обучаться по новым предметным стандартам. Также вводится ряд интегрированных предметов. 

При этом общее количество часов на изучение кыргызского языка с 1 по 11 классы в школах страны остается без изменений. В целях качественной подготовки выпускников школ к ОРТ один час государственного языка в школах с русским, узбекским и таджикским языками обучения и 1 час кыргызского языка в школах с кыргызским языком обучения переносится для изучения из 6-го класса в 11-й класс за счет интеграции предметов “Астрономия” и “Физика”. Изучение “Астрономии” предлагается усилить через интеграцию соответствующих тем в следующих предметах: “Родиноведение” в начальной школе, предметы естественно-научного цикла в основной и старшей школе.  

В рамках развития государственногоо языка с начала 2018 гола МОН выпустило 27 наименований учебников и учебных пособий на кыргызском языке для дошкольных организаций, школ и профессиональных образовательных учреждений.

С нового учебного года будет установлен Нижний пороговый объем недельной учебной нагрузки учителей общеобразовательных организаций. Поскольку порядок распределения учебных часов в общеобразовательных школах страны не был установлен, это привело к дроблению учебной нагрузки и негативно сказалось на качестве образования. Закрепленные в приказе требования к минимальной недельной учебной нагрузке позволят упорядочить и объективно распределить учебную нагрузку, что, в конечном счете, отразится на качестве образования.

Министерство образования и науки КР провело аккредитацию в 17 вузах, 13 спузах и 5 профессиональных лицеях страны по 149 учебным программам.

В целях создания равных условий при поступлении в высшие учебные заведения на грантовой основе  будет применяться система распределения грантовых мест для претендентов по категориям. Ежегодно приоритет получают выпускники сельских школ (от 57% до 70%). При приеме в региональные вузы приоритет будет отдаваться специальностям, в которых имеется потребность в регионе.

В сентябре 2018 года пройдет съезд учителей и работников образования СНГ. На пленарном заседании обсудят - “Национальные системы образования государств-участников СНГ в контексте Целей устойчивого развития». В настоящее время проводится подготовка к этому мероприятию.