Постановление Правительства КР о гос.образовательном стандарте

                                   Приложение

 

Утвержден

постановлением Правительства

Кыргызской Республики

от 23 октября 2012 года N 742

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Кыргызской Республики "Дошкольное образование

и уход за детьми"

 

Глава 1. Основные понятия Государственного образовательного стандарта Кыргызской Республики "Дошкольное образование и уход за детьми"

Глава 2. Государственный образовательный стандарт Кыргызской Республики "Дошкольное образование и уход за детьми"

Глава 3. Область применения Госстандарта

Глава 4. Цели и задачи по реализации Госстандарта

Глава 5. Возрастная периодизация и комплектование групп

Глава 6. Принципы образовательной деятельности ДОО

Глава 7. Допустимый минимум содержания дошкольных образовательных программ

Глава 8. Основной план образовательных и развивающих занятий

Глава 9. Развивающая среда

Глава 10. Материалы и оборудование

Глава 11. Здоровье детей

Глава 12. Безопасность детей

Глава 13. Санитарные и гигиенические условия

Глава 14. Здания и участки

Глава 15. Квалификационные требования к педагогическим работникам, осуществляющим дошкольное образование и услуги по уходу за детьми

Глава 16. Мониторинг и оценка выполнения Госстандарта

Глава 17. Финансирование

 

Глава 1

Основные понятия Государственного образовательного стандарта Кыргызской Республики "Дошкольное образование и уход за детьми"

 

В настоящем Государственном образовательном стандарте Кыргызской Республики "Дошкольное образование и уход за детьми" (далее - Госстандарт) используются следующие термины:

Государственный образовательный стандарт Кыргызской Республики "Дошкольное образование и уход за детьми" - нормативный документ, устанавливающий единые требования, предъявляемые к дошкольному образованию и уходу за детьми от 6 месяцев до 7 лет.

Гувернантка - (гувернер) - домашний воспитатель, наставник детей в семьях, лицо, нанимаемое для воспитания и начального обучения детей.

Дети со специальными нуждами - дети, имеющие особые потребности в физическом, психическом, социальном, когнитивном развитии (в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья) и нуждающиеся в социальной помощи, реабилитации, а также в особом внимании семьи, специалистов и общества.

Дошкольная образовательная организация (далее - ДОО) - организация, предназначенная для детей от 6 месяцев до 7 лет, которая создается с целью удовлетворения заказа государства, запросов и потребностей семьи и общества в уходе за ребенком, его обучении, воспитании, развитии и подготовки к школе.

Дошкольная группа - группа детей дошкольного возраста, образованная при образовательных организациях.

Дошкольная образовательная программа (основная) - нормативный документ, устанавливающий обязательный минимум содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей.

Здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений (определение Всемирной Организации Здоровья).

Инклюзивное образование - образование, обеспечивающее его доступность для уязвимых категорий детей, в том числе со специальными нуждами, с учетом создания условий для их обучения.

Классы предшкольной подготовки - группы организуются при школах и дошкольных образовательных организациях и осуществляют образовательные программы в течение установленного времени.

Когнитивное развитие - развитие познавательных способностей.

Лицензия - разрешение заниматься определенным видом деятельности или совершать определенные действия, выдается гражданину или юридическому лицу компетентным государственным органом.

Мониторинг и оценка в дошкольной образовательной организации отслеживание и оценка деятельности дошкольной образовательной организации (управление, финансирование), организация педагогического процесса дошкольного образования в соответствии с Госстандартом.

Няня - физическое лицо, которому поручен уход за ребенком.

Ответственное лицо - физическое или юридическое лицо (учредитель, соучредитель, директор, педагогический работник, медицинский работник, повар, лицо), оказывающее услуги по уходу за детьми (в том числе гувернантка, няня), занимающееся образованием и уходом за детьми, а также организацией данных видов деятельности на основании разрешения и несущее ответственность за жизнь, безопасность и здоровье детей.

Педагогическая нагрузка работников дошкольной образовательной организации - время, предназначенное для осуществления образовательно-воспитательного процесса.

Педагогический работник дошкольной образовательной организации руководитель (директор), методист, воспитатель, учитель всех специальностей, психолог, логопед, музыкальный руководитель.

План образовательных и развивающих занятий (годовой, календарно-тематический) - нормативный документ, устанавливающий структуру, содержание дошкольного образования, определяющий периодичность, нагрузку занятий, тематику, соответствующую возрастным особенностям детей и видам деятельности.

Портфолио - краткое описание, собрание работ (рисунков, фотографий, поделок и т.д.) физического лица, иллюстрирующее продвижение его знаний, умений и навыков в каком-либо виде деятельности.

Развивающая среда - организация и предоставление благоприятных условий, способствующих сохранению здоровья, безопасности, всестороннего развития детей в процессе игровой и самостоятельной деятельности.

Система дошкольного образования - совокупность взаимодействующих преемственных программ и Государственного стандарта дошкольного образования, основных и дополнительных государственных программ, а также дошкольной образовательной организации и лиц, реализующих Государственный стандарт и программы, а также органов управления образованием и подведомственными организациями и предприятиями.

Социализация - процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом (ребенком) социального опыта, включающий в себя социальное поведение, социальные навыки, социальную адаптацию.

Специальная (коррекционная) дошкольная образовательная организация - коррекционное воспитательное учреждение системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, которое несет ответственность перед обществом и государством за организацию процесса обучения, воспитания и развития, за охрану жизни, безопасность и здоровье детей.

Уход - проведение санитарно-гигиенических, оздоровительных процедур; организация питания и присмотра за детьми дошкольного возраста.

 

Глава 2

Государственный образовательный стандарт

Кыргызской Республики "Дошкольное

образование и уход за детьми"

 

Государственный образовательный стандарт Кыргызской Республики "Дошкольное образование и уход за детьми" (далее - Госстандарт) направлен на обеспечение доступного и качественного образования и ухода за детьми дошкольного возраста.

1) Госстандарт основывается на принципах, определенных Конституцией Кыргызской Республики, Кодексом о детях Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики "Об образовании", "О дошкольном образовании", Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными правовыми документами в области образования и здравоохранения.

Госстандарт - нормативный документ, устанавливающий единые минимальные требования, предъявляемые к дошкольному образованию и уходу за детьми от 6 месяцев до 7 лет.

Данный Госстандарт представляет совокупность требований к образовательным, медицинским, правовым, организационным услугам и мероприятиям, предоставляемым и осуществляемым государством и другими заинтересованными субъектами.

2) Госстандарт определяет:

требования для осуществления качественного образования и ухода за детьми;

педагогические, медицинские, материальные ресурсы для функционирования дошкольной образовательной системы;

функциональные, личностные качества ребенка для продолжения образования и в последующих циклах - непрерывное образование и обучение в течение жизни;

подготовку детей как граждан общества к условиям современной жизни.

Госстандарт содержит описание необходимых критериев, которые могут быть использованы в различных дошкольных образовательных программах в целях повышения качества воспитания, обучения и развития детей и подготовки к школе.

3) Предъявляемые критерии ориентированы на три категории услуг в сфере дошкольного образования и ухода за детьми:

- дошкольное образование и уход в течение всего дня в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях;

- краткосрочные группы и классы по подготовке детей к школе в дошкольные образовательные организации при начальной школе, с установленной обязательной нагрузкой в дошкольных образовательных организациях и школах;

- оказание услуг по дошкольному образованию и уходу за детьми в условиях дошкольной образовательной организации вариативного вида, независимо от формы собственности (центры развития ребенка, общинные детские сады, семейные детские дома, материнские школы, частные детские сады, детские сады с краткосрочным пребыванием, дошкольные группы при школах и др.).

Госстандарт определяет требования, обязательные для выполнения всеми лицами, имеющими лицензию на образовательные услуги и уход за детьми (в том числе нянями и гувернантками), и организациями, осуществляющими образовательные услуги и уход за детьми дошкольного возраста, включающие:

- программы по дошкольному образованию;

- план образовательных и развивающих занятий с детьми;

- объем допустимой нагрузки (занятий, игр);

- организацию специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей детей;

- возможности для реализации педагогических подходов в образовании и уходе за детьми.

Образовательно-программная документация определяет цели, задачи, содержание дошкольного образования, которые обеспечивают качество дошкольного образования в соответствии с Госстандартом.

План образовательно-развивающих занятий и дошкольные образовательные программы не должны превышать утвержденные нормы часов занятий, установленные Госстандартом.

Предусматривается информационное обеспечение, необходимое для организации качественной и эффективной деятельности дошкольной образовательной организации, а также лиц, осуществляющих услуги по образованию и уходу за детьми.

4) Применение вышеуказанных требований Госстандарта для осуществления контроля, мониторинга, оценки и разработки рекомендаций основано на:

- учете результатов развития детей;

- профессиональной оценке деятельности педагогов;

- индивидуальном подходе к данной дошкольной образовательной организации или другому поставщику услуг;

- соответствии результатов работы требованиям Госстандарта.

 

Глава 3

Область применения Госстандарта

 

1) Требования Госстандарта обязательны для выполнения:

- центральными, городскими, региональными органами управления образованием, дошкольными образовательными организациями, лицами, осуществляющими услуги по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста (в том числе нянями и гувернантками), общественными и международными организациями;

- при аттестации и лицензировании, аккредитации дошкольной образовательной организации и лиц, осуществляющих услуги по образованию и уходу за детьми;

- при аттестации педагогических работников системы дошкольного образования;

- при планировании деятельности дошкольной образовательной организации и лиц, осуществляющих услуги по образованию и уходу за детьми;

- при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров;

- при разработке учебных программ, составлении планов, учебников, учебно-методических пособий, специальных курсов и тренингов.

Госстандарт предназначен для педагогических работников дошкольного образования, учителей классов подготовки детей к школе, образовательных структур, родителей, заинтересованных лиц.

2) Госстандарт требует соблюдения следующих условий:

- равный доступ к качественному дошкольному образованию и уходу за детьми в ДОО, в классах подготовки детей к школе 6-7 лет и других видах образовательных организаций;

- равные стартовые возможности детей при поступлении в школу;

- выбор различных видов дошкольных образовательных организаций, дошкольных образовательных программ и лиц, осуществляющих услуги по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста;

- вовлечение семьи, заинтересованных лиц в деятельность образовательных организаций;

- демократизация образовательного процесса, основанного на соблюдении прав и законных интересов ребенка;

- повышение качества разнообразного программного и научно-методического обеспечения образовательного процесса;

- осуществление инклюзивного образования и современных методов работы с детьми со специальными нуждами (в том числе с ограниченными возможностями здоровья);

- определение допустимого объема нагрузки в соответствии с планом образовательных занятий и развивающих игр с детьми;

- построение доброжелательных взаимоотношений с ребенком;

- создание безопасной игровой и развивающей среды;

- повышение качества и эффективности программ работы с детьми;

- осуществление мониторинга и оценки соблюдения требований Госстандарта образовательными организациями и лицами, осуществляющими услуги по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста.

 

Глава 4

Цели и задачи по реализации Госстандарта

 

Внедрение Госстандарта обеспечивает достижение следующих целей:

1) Определение требований к:

- содержанию, уровню и качеству образовательной и воспитательной работы;

- объему образовательных и развивающих занятий с детьми;

- системе контроля за качеством работы организаций дошкольного образования и лицами, осуществляющими услуги по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста.

2) Доступность и создание условий для получения каждым ребенком качественного дошкольного образования по:

- осуществлению инклюзивного образования;

- совершенствованию процесса аттестации и лицензирования дошкольной образовательной организации и лиц, осуществляющих услуги по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста;

- повышению профессионального уровня специалистов дошкольного образования.

3) Ориентация содержания дошкольного образования и ухода за детьми направлено на:

- познавательное и интеллектуальное развитие ребенка;

- эмоциональное благополучие ребенка;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, народным обычаям и традициям;

- социальную адаптацию ребенка;

- проведение коррекционно-педагогической работы с детьми со специальными нуждами (ограниченными возможностями здоровья);

- подготовку детей к школе.

4) Для реализации Госстандарта необходимы:

- нормативно-правовая база;

- программно-методическое обеспечение (программы, методические пособия, наглядные пособия, методические разработки, руководства и т.д.);

- детская литература;

- квалифицированные кадры;

- создание благоприятных условий для развития ребенка;

- создание условий для обеспечения здоровья, безопасности, полноценного питания детей и выполнения санитарно-гигиенических требований.

5) Ожидаемые результаты при выполнении требований Госстандарта:

- обеспечение доступа к качественному дошкольному образованию в Кыргызской Республике;

- эффективная деятельность дошкольных образовательных организаций различных видов и физических лиц, осуществляющих услуги по образованию и уходу за детьми, включая детей со специальными нуждами;

- обеспечение всестороннего развития ребенка дошкольного возраста с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

- обеспечение здоровья детей и их безопасности.

 

Глава 5

Возрастная периодизация и комплектование групп

 

Уход за детьми и выполнение плана образовательно-развивающих занятий и игр обеспечивают необходимый уровень воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе, при соблюдении квоты на комплектование групп согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Государственному стандарту.

1) Комплектование групп в государственной и негосударственной дошкольной образовательной организации осуществляется в соответствии с предельной наполняемостью групп и санитарно-гигиеническими нормами:

- I группа раннего возраста (от 6 месяцев до 1,5 лет) - до 15 детей;

- II группа раннего возраста (от 1,5 лет до 2 лет) - до 20 детей;

- I младшая группа (от 2-х до 3 лет) - до 25 детей;

- II младшая группа (от 3-х до 4 лет) - до 30 детей;

- средняя группа (от 4-х до 5 лет) - до 30 детей;

- старшая группа (от 5-ти до 6 лет) - до 30 детей;

- подготовительная группа (от 6-ти до 7 лет) - до 30 детей;

- классы подготовки детей к школе (от 6-ти до 7 лет) - до 30 детей.

В качестве вариативной модели дошкольной образовательной организации предусматривается возможность формирования разновозрастной дошкольной группы. Наполняемость группы - 20-25 детей.

Психолого-медико-педагогической консультацией допускается пребывание детей со специальными нуждами (с ограниченными возможностями здоровья) в любой из вышеперечисленных возрастных групп ДОО, не более 1-3 детей с легкими нарушениями в развитии в каждой возрастной группе.

Комплектование групп детей со специальными нуждами (ограниченными возможностями здоровья) в специализированной дошкольной образовательной организации (далее - СДОО) осуществляется с учетом их особенностей.

2) Группы СДОО комплектуются с учетом возраста детей и особенностей их развития:

- младшая группа - дети в возрасте от 3-х до 4-х лет;

- средняя группа - дети в возрасте от 4-х до 5-ти лет;

- старшая группа - дети в возрасте от 5-ти до 6-ти лет;

- подготовительная группа - дети в возрасте от 6-ти до 7-ми лет.

3) Комплектование групп детей в СДОО.

С нарушением слуха:

- для глухих детей в возрасте (от 2-х до 7-ми лет) - не более 10 детей;

- для слабослышащих детей (от 2-х до 7-ми лет) - 12 детей.

Не допускается совместное воспитание в одной группе глухих и слабослышащих детей.

С нарушением речи:

- для детей с тяжелыми нарушениями речи (от 3-х - 7-ми лет) - 12 детей;

- для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи (от 4-х до 7-ми лет) - 15 детей;

- для детей с различными формами заикания (от 3-х - до 7-ми лет) 12 детей.

Дети дошкольного возраста, получившие коррекционную программу и овладевшие речью (не достигшие 7 летнего возраста), переводятся в дошкольные образовательные организации.

С нарушением зрения:

- для слепых детей (от 3-х до 7-ми лет) - до 10 детей;

- для слабовидящих детей, для детей с косоглазием (от 3-х - 7-ми лет) - до 12 детей.

С нарушением интеллекта:

- для детей с нарушением интеллекта (с легкой умственной отсталостью, в том числе на грани с умеренной умственной отсталостью - (от 3-х до 7-ми лет) - от 10 до 12 детей.

С нарушением психического развития:

- для детей НПР (от 3-х до 7-ми лет) - до 15 детей;

- для детей со сложными дефектами (два и более) (от 3-х до 7-ми лет) - до 10 детей.

С нарушением опорно-двигательного аппарата принимаются дети от 3-х до 7-ми лет с наполняемостью 10-12 детей.

В СДОО организуются группы с туберкулезной интоксикацией, в которые принимаются дети от 3-х до 7-ми лет с наполняемостью до 20 детей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает образовательные услуги (длительность занятий 20-30 минут) в рамках ухода на дому или в дошкольной образовательной организации во время непосещения по причине длительной болезни.

В качестве вариативной модели предусматривается возможность формирования разновозрастной детской дошкольной группы в дошкольной образовательной организации для обеспечения доступа к дошкольному образованию.

4) В государственной и негосударственной дошкольной образовательной организации устанавливается штат сотрудников:

- до 3-х лет: 2 воспитателя и 1 помощник воспитателя - на 10-15 детей (в течение дня);

- старше 3-х лет до 7 лет: 2 воспитателя и 1 помощник воспитателя - на 25-30 детей (в течение дня).

При вовлечении от 1-3 детей с легкими нарушениями в развитии в любой из вышеперечисленных возрастных групп не требуется дополнительных штатных единиц.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет право получать специализированную помощь в рамках ухода на дому или в дошкольной образовательной организации до 1-го часа в неделю (время может быть распределено на занятия по 20-30 минут).

5) Соотношение количества детей в рамках домашнего ухода (в течение целого дня) на одно ухаживающее лицо:

- от рождения до 3 лет: до 3 детей;

- от 3-х лет до 7 лет: не более 5-ти детей;

- в случае ухода за 1 или 2-мя детьми до 3-х лет: соотношение 1 (воспитатель): 3 (детей).

Государственные и негосударственные дошкольные образовательные организации и лица, осуществляющие услуги по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста, по согласованию с органами местного самоуправления, могут устанавливать наполняемость групп, не превышающую установленные нормы.

 

Глава 6

Принципы образовательной деятельности ДОО

 

Первые годы жизни ребенка имеют огромное значение и играют важнейшую роль в его всестороннем развитии.

Взаимодействие с ребенком основано на позитивном настрое, доброжелательном отношении, которое обеспечивает гармоничное развитие детей дошкольного возраста, включая физическое, когнитивное, социальное и эстетическое развитие. Осуществление услуг по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста предусматривает учет индивидуальных потребностей детей.

1) Виды образовательной деятельности и уход должны основываться на следующих принципах:

- учет индивидуальных способностей и особенностей детей, активно познающих мир, в котором они живут;

- доступность и предоставление качественных услуг;

- развитие и формирование социальных, культурных, языковых, индивидуальных, жизненных навыков детей;

- развитие поликультурного образования с учетом толерантности, культурных, языковых, индивидуальных, гендерных взаимоотношений в семье, с ровесниками и взрослыми;

- признание детской самооценки как жизненно важного компонента для развития здоровой и разносторонне развитой личности;

- обеспечение взаимосвязи различных видов деятельности в развитии ребенка;

- развитие экологического образования детей через активное познание и моделирование окружающего мира;

- умение придерживаться правил посредством ежедневных игр, занятий, упражнений, заданий, которые способствуют развитию детей;

- справедливость и обеспечение прав и законных интересов ребенка;

- предоставление равных возможностей для познавательного, физического и социального развития в надежной, дружественной и благоприятной образовательной среде.

2) Дошкольная образовательная организация и лица, осуществляющие услуги по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста, учитывают индивидуальные потребности и выполняют следующие обязательства:

- выбор ресурсов по проведению мероприятий, развивающих занятий и игр, обеспечивающих приобретение практического опыта, функциональной грамотности, позволяющих детям полноценно и всесторонне развиваться;

- создание положительного социально-психологического климата, развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса;

- проведение мониторинга достижений детей и использование результатов мониторинга для планирования последующих шагов в организации педагогического процесса: детских игр, развивающих занятий и других видов деятельности;

- создание условий для охраны жизнедеятельности и здоровья детей, всесторонней двигательной активности, оздоровления, организации питания.

 

Глава 7

Допустимый минимум содержания дошкольных

образовательных программ

 

Дошкольные образовательные программы должны быть гибкими и направлены на развитие детей дошкольного возраста с целью удовлетворения их потребностей и успешной социализации.

1) Дошкольные образовательные программы подразделяются на:

- основные (базисные), в соответствии с Госстандартом дошкольного образования, которые включают в себя дошкольное воспитание и обучение;

- дополнительные, включающие одно или несколько направлений развития ребенка, которые обеспечивают развитие ребенка сверх обязательных требований Госстандарта дошкольного образования.

2) Дошкольные образовательные программы обеспечивают:

- познавательное и интеллектуальное развитие ребенка;

- эмоциональное благополучие ребенка;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, народным обычаям и традициям;

- социальную адаптацию ребенка;

- проведение коррекционно-педагогической и медико-психологической работы с детьми со специальными нуждами;

- подготовку детей к школе.

3) Дошкольные образовательные программы предусматривают:

- занятия как специально организованную форму обучения;

- воспитание, развитие и уход за детьми;

- игровую и творческую деятельность;

- оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей;

- индивидуальные и возрастные особенности детей.

 

Глава 8

Основной план образовательных и развивающих занятий

 

Основной план образовательно-развивающих занятий (далее - План) включает:

- комплекс нормативов относительно структуры, целей, задач и содержания дошкольного воспитания, обучения и развития детей;

- продолжительность, недельную нагрузку и тематику занятий в соответствии с индивидуальными, возрастными и физиологическими особенностями развития детей;

- основу для разработки вариативных и дополнительных программ ДОО;

- составление расписания занятий, режима дня и календарных планов.

На основе Плана дошкольная образовательная организация и лица, осуществляющие услуги по образованию и уходу за детьми, разрабатывают календарный план и адаптируют его к детям со специальными нуждами.

Содержание и структура Основного плана образовательно-развивающих занятий:

 

1) Основной план образовательных и развивающих занятий:

┌──┬────────────────┬────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬────────┐

│N │  Наименование  │  2-ая  │ 1-ая  │ 2-ая  │Средняя│Старшая│Подгото-│

│  │     занятий    │ группа │младшая│младшая│группа │группа │ витель-│

│  │                │ раннего│группа │группа │(от 4-х│ (от 5 │   ная  │

│  │                │возраста│ (от 2 │(от 3-х│ до 5  │ до 6  │ группа │

│  │                │ (от 1,5│до 3-х │до 4-х │ лет)  │ лет)  │  (от 6 │

│  │                │  до 2  │ лет)  │ лет)  │       │       │  до 7  │

│  │                │  лет)  │       │       │       │       │  лет)  │

├──┼────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│1 │Ознакомление с  │    1   │   1   │   1   │   1   │   1   │    1   │

│  │окружающим миром│        │       │       │       │       │        │

│  │и развитие речи │        │       │       │       │       │        │

├──┼────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│2 │Развитие речи   │    1   │   1   │   1   │   1   │   1   │    1   │

├──┼────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│3 │Обучение грамоте│    -   │   -   │   -   │   -   │   1   │    2   │

├──┼────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│4 │Формирование    │    -   │   -   │   1   │   1   │   1   │    2   │

│  │элементарных    │        │       │       │       │       │        │

│  │математических  │        │       │       │       │       │        │

│  │представлений   │        │       │       │       │       │        │

│  │(ФЭМП)          │        │       │       │       │       │        │

├──┼────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│5 │Дидактические   │    3   │   3   │   -   │   -   │   -   │    -   │

│  │игры по         │        │       │       │       │       │        │

│  │сенсорному      │        │       │       │       │       │        │

│  │воспитанию      │        │       │       │       │       │        │

├──┼────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│6 │Конструирование │    -   │   -   │   1   │   1   │   1   │    1   │

├──┼────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│7 │Художественная  │    1   │   1   │   1   │   1   │   1   │    1   │

│  │литература      │        │       │       │       │       │        │

├──┼────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│8 │Музыкальные     │    2   │   2   │   2   │   2   │   2   │    2   │

│  │занятия         │        │       │       │       │       │        │

├──┼────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│9 │Физкультурные   │    2   │   2   │   3   │   3   │   3   │    3   │

│  │занятия         │        │       │       │       │       │        │

├──┼────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│10│Лепка           │    -   │   1(*)│   1(*)│   1(*)│   1(*)│    1(*)│

├──┼────────────────┼────────┤       │       │       │       │        │

│11│Аппликация      │    1(*)│       │       │       │       │        │

├──┼────────────────┤        ├───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│12│Рисование       │        │   1   │   1   │   1   │   1   │    1   │

├──┼────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│13│Кыргызский      │    -   │   -   │   -   │   1   │   2   │    2   │

│  │язык(**) (для   │        │       │       │       │       │        │

│  │русскоязычных   │        │       │       │       │       │        │

│  │групп) или      │        │       │       │       │       │        │

│  │русский язык(**)│        │       │       │       │       │        │

│  │(для            │        │       │       │       │       │        │

│  │кыргызскоязычных│        │       │       │       │       │        │

│  │групп)          │        │       │       │       │       │        │

├──┼────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│  │Всего           │   11   │  12   │  12   │  13   │  15   │   17   │

├──┼────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│  │Продолжитель-   │8-10    │10-12  │12-15  │15-20  │20-25  │25-35   │

│  │ность           │мин.    │мин.   │мин.   │мин.   │мин.   │мин.    │

└──┴────────────────┴────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴────────┘

2) Основной план образовательных и развивающих занятий для специальных речевых ДОО:

┌──┬───────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬──────────┐

│N │  Наименование занятий │ 1-ая  │ 2-ая  │Средняя│Старшая│Подготови-│

│  │                       │младшая│младшая│группа │группа │  тельная │

│  │                       │группа │группа │(от 4-х│ (от 5 │  группа  │

│  │                       │(от 2-х│(от 3-х│ до 5  │ до 6  │ (от 6 до │

│  │                       │до 3-х │до 4-х │ лет)  │ лет)  │  7 лет)  │

│  │                       │ лет)  │ лет)  │       │       │          │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│1 │Ознакомление с         │   1   │   1   │   1   │   1   │     1    │

│  │окружающим миром       │       │       │       │       │          │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│2 │Развитие речи          │       │   1   │   1   │   1   │     1    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│3 │Обучение грамоте       │   -   │   -   │   -   │   1   │     2    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│4 │Математика             │   -   │   1   │   1   │   1   │     2    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│5 │Конструирование        │   -   │   1   │   1   │   1   │     1    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│6 │Занятие с логопедом    │   -   │   5   │   5   │   5   │     5    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│7 │Музыка                 │   2   │   2   │   2   │   2   │     2    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│8 │Физическая культура    │   2   │   3   │   3   │   3   │     3    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│9 │Лепка, аппликация      │   1   │   1   │   1   │   1   │     1    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│10│Рисование              │   1   │   1   │   1   │   1   │     1    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│11│Дидактические игры     │   -   │5 раз в│   -   │   -   │     -    │

│  │                       │       │неделю │       │       │          │

│  │                       │       │индиви-│       │       │          │

│  │                       │       │дуаль- │       │       │          │

│  │                       │       │ная    │       │       │          │

│  │                       │       │работа │       │       │          │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│12│Кыргызский язык        │   -   │   -   │   -   │   1   │     1    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│13│Коррекционные занятия  │   -   │   5   │   5   │   5   │     5    │

│  │воспитателя по заданию │       │       │       │       │          │

│  │логопеда               │       │       │       │       │          │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│  │Всего                  │   8   │  26   │  21   │  23   │    25    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│  │Длительность занятия   │10-12  │15 мин.│20 мин.│25 мин.│30 мин.   │

│  │                       │мин.   │       │       │       │          │

└──┴───────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴──────────┘

3) Основной план образовательных и развивающих занятий для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:

┌──┬───────────────────────┬──────────┬─────────┬──────────┬──────────┐

│N │  Наименование занятий │   2-ая   │ Средняя │  Старшая │Подготови-│

│  │                       │  младшая │ группа  │  группа  │  тельная │

│  │                       │  группа  │ (от 4-х │ (от 5 до │  группа  │

│  │                       │(от 3-х до│до 5 лет)│  6 лет)  │ (от 6 до │

│  │                       │ 4-х лет) │         │          │  7 лет)  │

├──┼───────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

│1 │Ознакомление с         │     1    │     1   │     1    │      1   │

│  │окружающим миром       │          │         │          │          │

├──┼───────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

│2 │Развитие речи          │     2    │     2   │     2    │      2   │

├──┼───────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

│3 │Обучение грамоте       │     -    │     -   │     1    │      2   │

├──┼───────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

│4 │Математика             │     1    │     1   │     1    │      2   │

├──┼───────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

│5 │Лепка                  │     1    │     1   │     1    │      1   │

├──┼───────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

│6 │Аппликация             │     1    │     1   │     1    │      1   │

│  │(конструирование)      │          │         │          │          │

├──┼───────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

│7 │Рисование              │     1    │     1   │     1    │      1   │

├──┼───────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

│8 │Занятия с логопедом    │     5    │     5   │     5    │      5   │

├──┼───────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

│9 │ЛФК (массаж)           │     2    │     2   │     2    │      2   │

├──┼───────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

│10│Физическая культура    │     2    │     2   │     2    │      2   │

├──┼───────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

│11│Игра                   │     1    │     1   │     1    │      1   │

├──┼───────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

│12│Коррекционные занятия  │     5    │     5   │     5    │      5   │

│  │воспитателя (по        │          │         │          │          │

│  │подгруппам)            │          │         │          │          │

├──┼───────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

│13│Кыргызский язык        │     -    │     -   │     2    │      2   │

├──┼───────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

│14│Музыкальные занятия    │     -    │     -   │     2    │      -   │

├──┼───────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

│  │Всего:                 │    22    │    22   │    27    │     27   │

├──┼───────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤

│  │Длительность занятия   │15 мин.   │20 мин.  │25 мин.   │30 мин.   │

└──┴───────────────────────┴──────────┴─────────┴──────────┴──────────┘

4) Основной план образовательных и развивающих занятий для детей с нарушением интеллекта:

┌──┬──────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐

│N │   Наименование занятий   │             Возрастные группы         │

│  │                          ├────────┬─────────┬──────────┬─────────┤

│  │                          │I группа│II группа│III группа│IV группа│

├──┼──────────────────────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┤

│1 │Физическая культура       │    3   │     3   │     3    │     3   │

├──┼──────────────────────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┤

│2 │Игра                      │    6   │     6   │     6    │     6   │

├──┼──────────────────────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┤

│3 │Рисование                 │    3   │     3   │     4    │     4   │

├──┼──────────────────────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┤

│4 │Конструирование           │    1   │     1   │     1    │     1   │

├──┼──────────────────────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┤

│5 │Ознакомление с окружающим │    2   │     2   │     3    │     3   │

│  │миром                     │        │         │          │         │

├──┼──────────────────────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┤

│6 │Развитие речи             │    2   │     2   │     3    │     3   │

├──┼──────────────────────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┤

│7 │Формирование элементарных │    2   │     2   │     3    │     3   │

│  │математических            │        │         │          │         │

│  │представлений             │        │         │          │         │

├──┼──────────────────────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┤

│8 │Музыкальные занятия       │    3   │     3   │     3    │     3   │

├──┼──────────────────────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┤

│  │Длительность занятия      │12-15   │15 мин.  │20-25 мин.│25-30    │

│  │                          │мин.    │         │          │мин.     │

├──┼──────────────────────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┤

│  │Всего:                    │   23   │    23   │    26    │    26   │

└──┴──────────────────────────┴────────┴─────────┴──────────┴─────────┘

5) Основной план образовательных и развивающих занятий для глухих детей:

┌──┬───────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬──────────┐

│N │  Наименование занятий │ 1-ая  │ 2-ая  │Средняя│Старшая│Подготови-│

│  │                       │младшая│младшая│группа │группа │  тельная │

│  │                       │группа │группа │       │       │  группа  │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│1 │Развитие речи          │   2   │   2   │   2   │   4   │     4    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│2 │Развитие слухового     │   2   │   2   │   2   │   2   │     2    │

│  │восприятия             │       │       │       │       │          │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│3 │Математика             │   1   │   1   │   1   │   3   │     3    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│4 │Рисование              │   1   │   1   │   1   │   1   │     1    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│5 │Конструирование,       │   1   │   1   │   1   │   1   │     1    │

│  │аппликация             │       │       │       │       │          │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│5 │Физическая культура    │   3   │   3   │   3   │   3   │     3    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│6 │Лепка                  │   1   │   1   │   1   │   1   │     1    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│7 │Ознакомление с         │   1   │   1   │   1   │   1   │     1    │

│  │окружающим миром       │       │       │       │       │          │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│8 │Музыкальные занятия    │   2   │   2   │   2   │   2   │     2    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│9 │Игра                   │   1   │   1   │   1   │   1   │     1    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│  │Всего:                 │  14   │  14   │  14   │  19   │    19    │

├──┼───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤

│  │Длительность занятия   │10-12  │10-12  │12-15  │20-25  │25-30 мин.│

│  │                       │мин.   │мин.   │мин.   │мин.   │          │

└──┴───────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴──────────┘

6) Основной план образовательных и развивающих занятий для слабовидящих детей:

┌──┬────────────────────────────────┬───────┬───────┬───────┬─────────┐

│N │      Наименование занятий      │Младшая│Средняя│Старшая│Подгото- │

│  │                                │группа │группа │группа │вительная│

│  │                                │       │       │       │ группа  │

├──┼────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤

│1 │Развитие речи                   │   2   │   2   │   2   │     2   │

├──┼────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤

│2 │Развитие зрительного восприятия │   2   │   3   │   3   │     3   │

├──┼────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤

│3 │Математика                      │   1   │   2   │   2   │     2   │

├──┼────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤

│4 │Грамматика                      │   -   │   1   │   2   │     3   │

├──┼────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤

│5 │Рисование                       │   1   │   1   │   2   │     2   │

├──┼────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤

│6 │Физическая культура             │   2   │   2   │   2   │     2   │

├──┼────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤

│7 │Лепка, аппликация               │   1   │   1   │   1   │     2   │

├──┼────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤

│8 │Музыкальные занятия             │   2   │   2   │   2   │     2   │

├──┼────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤

│9 │Плео воспитание                 │   1   │   1   │   1   │     1   │

├──┼────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤

│10│Ориентир на микро-,             │   1   │   1   │   1   │     1   │

│  │макропредметы                   │       │       │       │         │

├──┼────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤

│  │Всего:                          │  12   │  13   │  17   │    19   │

├──┼────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤

│  │Длительность занятия            │10-12  │12-15  │20-25  │25-30    │

│  │                                │мин.   │мин.   │мин.   │мин.     │

└──┴────────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴─────────┘

Примечание:

(*) Занятия чередуются через неделю.

(**) При изучении кыргызского/русского языков предусматривается деление на 2 группы при наполняемости 25 и более детей.

При использовании современных методов обучения языку предусмотрено параллельное изучение другого языка (многоязычное образование) на занятиях в свободное время в условиях создания многоязычной среды.

Обучение государственному, официальному и другим языкам в рамках дошкольных образовательных программ ведется по методикам, соответствующим принципам дошкольного образования.

В рамках обучения предусматривается обучение государственному, официальному и другим языкам, знакомство с национальными и культурными традициями народов и национальных групп, проживающих на территории Кыргызской Республики.

 

Глава 9

Развивающая среда

 

Развивающая среда - организация и предоставление благоприятных условий, способствующих сохранению здоровья, безопасности и всестороннему развитию детей, в процессе игровой и самостоятельной деятельности.

Развивающая среда:

- способствует достижению поставленных задач, с учетом общих принципов дошкольного образования (от простого к сложному, от предметного к абстрактному, последовательность, систематичность), и необходимости стимулирования развития ребенка;

- предоставляет материалы для обучения и познания окружающего мира доступным для детей образом;

- обеспечивает условия для физической и эмоциональной защищенности ребенка;

- создает условия для активной деятельности детей, позволяющие свободно перемещаться, активно развиваться и делать самостоятельный выбор;

- включает использование многоцелевых материалов, обеспечивающих развитие детей в игре, на занятиях и в самостоятельной деятельности.

 

Глава 10

Материалы и оборудование

 

Обеспечение твердым и мягким инвентарем детей дошкольного возраста должно осуществляться в соответствии с ГОСТом и Санитарными правилами и нормативами:

- мебель должна соответствовать возрасту и числу детей в каждой возрастной группе согласно перечню типового оборудования по ГОСТу и Санитарными правилами и нормативами;

- дидактические материалы и игры должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям детей;

- материалы и оборудование, игрушки, спортивный инвентарь, мебель должны соответствовать требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

 

Глава 11

Здоровье детей

 

Здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений (определение Всемирной Организации Здоровья). От качества ухода и эффективности работы дошкольной образовательной организации, участия семьи, общественности зависят показатели, отражающие состояние здоровья детей.

1) Организация медицинских услуг в ДОО:

- медицинское обслуживание и систематическое медицинское наблюдение за состоянием здоровья детей с профилактической целью в дошкольной образовательной организации осуществляется медицинским персоналом. При отсутствии врачей-педиатров и медицинских работников в штате дошкольной образовательной организации данная деятельность осуществляется медицинским персоналом территориальных медицинских учреждений по месту нахождения дошкольной образовательной организации;

- привлечение медицинских работников для осуществления контроля за физическим и нервно-психическим развитием детей, соблюдением режима дня, проведением профилактических оздоровительных мероприятий и организацией питания;

- наличие штатного медицинского работника;

- наличие в медпункте аптечки неотложной помощи в соответствии с перечнем, утвержденным нормативными документами Министерства здравоохранения Кыргызской Республики;

- приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения осуществляют ответственные лица дошкольной образовательной организации по заявкам медицинских работников;

- наличие в каждой группе аптечки для оказания первой медицинской помощи;

- хранение лекарственных препаратов в специально отведенном, недоступном для детей месте;

- в случае возникновения у ребенка состояний, требующих оказания специализированной медицинской помощи, следует сообщить родителям или лицам, их заменяющих, и немедленно доставить ребенка в близлежащую лечебно-профилактическую организацию;

- при подозрении или возникновении инфекционного заболевания ребенок не допускается к посещению дошкольной образовательной организации до окончания установленного карантина;

- в период увеличения числа острых респираторных заболеваний необходимо организовать утренний осмотр каждого ребенка;

- заболевшие дети изолируются в целях предотвращения распространения заболевания и оказания первой врачебной или неотложной помощи;

- медицинские работники должны наблюдать за нормами физической нагрузки в соответствии с состоянием здоровья ребенка, при этом необходимо учитывать виды физических упражнений, длительность проведения занятий;

- закаливающие процедуры в дошкольной образовательной организации проводятся под наблюдением медицинского и педагогического персонала дошкольных образовательных организаций.

2) Персонал дошкольной образовательной организации и лица, осуществляющие услуги по образованию и уходу за детьми:

- проходят инструктаж у медицинского работника по профилактике заболеваний, особенно инфекционных, и оказанию первой медицинской помощи;

- обеспечивают соблюдение гигиенических условий, проведение занятий, организацию и осуществление режима дня в группе;

- проходят обязательный регулярный медицинский осмотр в соответствии с графиком, утвержденным Министерством здравоохранения Кыргызской Республики.

3) Обязанности родителей (законных представителей):

- при определении ребенка в ДОО - предоставить медицинскую справку, прививочную карту (формы 063/У и 26/У);

- родители (законные представители) должны быть проинформированы о здоровье ребенка и обо всех медицинских действиях, предпринятых медицинскими работниками.

Контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил противоэпидемического режима осуществляется медицинскими работниками территориальных центров государственного санитарного эпидемиологического надзора.

 

Глава 12

Безопасность детей

 

1) Руководители дошкольных образовательных организаций и лица, осуществляющие услуги по дошкольному образованию и уходу за детьми, обязаны:

- предпринимать все необходимые меры по обеспечению безопасности детей как внутри, так и снаружи помещения на территории образовательной организации и руководствоваться Санитарными правилами и нормативами;

- совместно со службами Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики проводить регулярные учения по эвакуации детей и персонала;

- назначать ответственное лицо по эвакуации при стихийных бедствиях, а также проводить занятия с родителями и оповещать их о месте нахождения детей в случае эвакуации;

- знать инструкцию по охране жизни и здоровья детей;

- проводить занятия с детьми по организации безопасности жизнедеятельности;

- обеспечивать помещения и прилегающую территорию необходимым оборудованием и материалами на случай стихийных бедствий;

- иметь план эвакуации при чрезвычайных ситуациях;

- иметь телефон и телефонные номера необходимых служб (пожарная часть, скорая медицинская помощь, милиция, местное отделение Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики и т.д.) в доступном и видном месте. Номера телефонов родителей и близких родственников должны иметься в каждой группе.

Ответственные лица дошкольной образовательной организации и лица, имеющие лицензию на образовательные услуги и уход за детьми, должны гарантировать родителям безопасность пребывания детей.

 

Глава 13

Санитарные и гигиенические условия

 

Дошкольная образовательная организация должна соответствовать следующим санитарно-гигиеническим требованиям:

- питание детей должно быть рациональным, безопасным и доброкачественным и соответствовать возрасту и физиологическим нормам потребления пищевых веществ;

- в зимне-весенний период года (с ноября по май) проводится, обязательная витаминизация готовых блюд (3-е блюдо) поливитаминными добавками или витамином "С";

- организация и ответственность за питание детей в дошкольных образовательных организациях возлагаются на руководителей и медицинских работников, уполномоченные государственные органы управления образованием и здравоохранением соответствующих уровней, органы местного самоуправления.

 

Глава 14

Здания и участки

 

Здания, помещения и участки должны отвечать требованиям:

- технической эксплуатации здания и противопожарной безопасности;

- санитарных правил и норм;

- по оснащению необходимыми приспособлениями для детей со специальными нуждами.

 

Глава 15

Квалификационные требования к педагогическим работникам, осуществляющим дошкольное образование и услуги по уходу за детьми

 

1) Государственный образовательный стандарт по дошкольному образованию и уходу за детьми выполняет следующие квалификационные требования к педагогическим работникам, осуществляющим дошкольное образование и услуги по уходу за детьми:

- наличие педагогического образования;

- прохождение курсов по повышению квалификации;

- прохождение подготовки и переподготовки в государственных или других организациях, имеющих право на обучение педагогов;

- отсутствие судимости или медицинских противопоказаний, о чем должны быть предоставлены соответствующие документы, перечень которых определяется законодательством Кыргызской Республики.

2) Педагогический состав или лица, осуществляющие услуги по образованию и уходу за детьми, должны:

- периодически (не реже 1 раза в 5 лет) повышать уровень квалификации и профессиональных навыков;

- при подготовке и переподготовке воспитателей и других специалистов дошкольного образования и развития детей дошкольного возраста должны учитывать требования данного Госстандарта.

 

Глава 16

Мониторинг и оценка выполнения Госстандарта

 

Мониторинг осуществляется для выявления результатов образовательной деятельности, проблемных сторон педагогического процесса и определения ожидаемых результатов, а также для улучшения достижения целей и задач дошкольного образования и ухода за детьми.

1) Объектами мониторинга и оценки являются:

- условия для обеспечения здоровья и безопасности детей;

- педагоги, оказывающие услуги по дошкольному образованию и уходу за детьми;

- образовательно-программная документация, методические пособия, игровой и дидактический материал;

- механизм взаимодействия с семьей и общественностью;

- уровень развития и здоровья детей;

- здания и участки, материалы и оборудование.

2) Мониторинг может быть как внешний, так и внутренний:

- внешний мониторинг деятельности дошкольной образовательной организации или лиц, предоставляющих услуги по образованию и уходу за детьми, осуществляется центральными, региональными, районными, городскими отделами образования по исполнению законов Кыргызской Республики "Об образовании" и "О дошкольном образовании", Госстандарта и других нормативных правовых актов;

- внутренний мониторинг осуществляется руководителями и педагогами дошкольной образовательной организации через отслеживание и контролирование процесса образования и развития детей, их достижений с целью улучшения работы и соответствия нормативам настоящего Госстандарта и программам.

3) Процедура мониторинга включает в себя следующие аспекты:

- для проведения эффективного и объективного мониторинга создается рабочая группа (не менее 3-х человек), состоящая из специалистов, имеющих профильное образование, опыт работы в области дошкольного образования, с участием родителей, представителей сообщества, неправительственных организаций;

- внешний мониторинг может проводиться не более 1 раза в год;

- в зависимости от поставленной цели и задач мониторинга могут использоваться различные приемы сбора информации (анкетирование, интервью и др.);

- результаты обязательно анализируются рабочей группой и могут использоваться в качестве руководства в дальнейшей работе;

- материалы мониторинга могут выявить проблемные стороны педагогического процесса, откорректировать образовательную деятельность и сформулировать ожидаемые результаты;

- мониторинг может быть направлен на анализ определенных проблем и поиск их решений.

Оценка детского развития и достижения поставленных задач должна осуществляться способами и методами, соответствующими возрастным особенностям детей дошкольного возраста, путем создания портфолио, которое демонстрирует объективную оценку развития и индивидуальных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности.

4) Инструментами измерения и мониторинга являются индикаторы.

Индикаторы - это доступные наблюдению и измерению характеристики изучаемого объекта.

Индикаторы, применяемые к педагогическим работникам и лицам, осуществляющим услуги по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста:

- знание особенностей детской психологии и развития;

- владение приемами и методами работы с детьми дошкольного возраста;

- применение современных достижений и знаний в области раннего развития детей;

- понимание роли индивидуума в свободном обществе, включая важность индивидуальной ответственности и уважение к индивидуальным правам и ценностям ребенка;

- понимание и уважение индивидуальных различий, включая особенности культуры, гендера, религии, этнической принадлежности;

- понимание значения и использование информационных технологий;

- владение управленческими навыками;

- готовность к улучшению и расширению своих профессиональных навыков.

 

Глава 17

Финансирование

 

Финансирование государственной, муниципальной дошкольной образовательной организации осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Порядок исчисления платы за содержание детей в дошкольной образовательной организации утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью дошкольной образовательной организации осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.