СПУЗы

Основной целью государственной политики в области профессионально- технического образования является обеспечение качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно – полезной деятельности, отвечающей требованиям рынка труда.

Система профессионально-технического образования (а с 1999 года система начального профессионального образования) республики за последние 20 лет претерпела ряд структурных преобразований: до 1988 года — Госкомитет Киргизской ССР по профтехобразованию; 1988-1991г.г. — Учебно-методическое управление профтехобразования в составе Министерства народного образования; с 1991 по 1994 г.г.- Госкомитет Республики Кыргызстан по подготовке рабочих кадров и предпринимателей; с 1994 года — Главное управление профтехобразования; с 2001 года — Управление по начальному профессиональному образованию Министерства труда и социальной защиты Кыргызской Республики; с 6 февраля 2007 года по октябрь 2009 года — Государственное Агентство профессионального - технического образования при Правительстве Кыргызской Республики. Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 ноября 2015 года N 768 «Об организационных мерах в связи с утверждением новой структуры Правительства Кыргызской Республики», согласно которому начальное профессиональное образование передано в ведение Министерства образования и науки КР.

В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по обеспечению реализации Закона Кыргызской Республики «О структуре Правительства Кыргызской Республики» от 26 октября 2009 года УП №425 преобразовано в Агентство по профессионально-техническому образованию при Министерстве труда, занятости и миграции Кыргызской Республики. С 2016 года Агентство профессионально-технического образования при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики.

По данным Национального статистического комитета в 2015-2016 учебном году система начального профессионального  образования включала в себя 101 учебное заведение, из них дневные профлицеи (училища) (ПЛУ) - 94, 6 училищ находятся в системе исправительных учреждений, 1 учебное заведение является специальным профлицеем (училищем). Контингент учащихся в 2015 году составлял 28515 человек, а в 2016 году – 28845 человек (из них, при ГСИН – 1098 чел.).

В центре внимания стоят вопросы обеспечения доступности профессионального образования для детей из социально уязвимых слоев населения. Распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 14 августа 2009 г. №499-р созданы 3 реабилитационные центры – ПЛ №19 Кеминский район, ПЛ №28 с. Беловодское, ПЛ №95 г. Бишкек.

В настоящее время на базе учебных заведений начального профессионального образования функционируют 20 реабилитационных центров для детей из числа сирот, инвалидов, детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. Всего в реабилитационных центрах обучаются 1021 детей.

Помимо реабилитационных центров, в учебных заведениях обучаются учащиеся из числа круглых сирот. Дети из числа инвалидов по слуху, а также с ослабленным здоровьем обучаются в профессиональных лицеях № 18, 27 г. Бишкек, № 25 г. Кант.

Создание дополнительных реабилитационных центров позволило смягчить миграцию выпускников из числа выпускников школ-интернатов, детских домов в г. Бишкек, организовав соответствующие условия обучения по востребованным профессиям в каждом регионе.

Основной проблемой обучения данной группы является то, что учащиеся не имеют базового образования (9-11 классов). Для организации учебного процесса были разработаны специальные учебные планы, за группой закреплены воспитатели и психологи.

Дети из числа сирот, инвалидов, учащиеся реабилитационных групп обеспечиваются в первоочередном порядке местами для прохождения производственного обучения и практики. С учащихся сирот, инвалидов и учащихся реабилитационных групп, какие-либо денежные взносы не взимаются.