Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года

Приложение 1

 

Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года

 

Содержание

Ι. Введение

 

  •  Понятия и определения, используемые в Концепции

 

ΙΙ. Вызовы и проблемы для образования Кыргызстана в XXI веке

 

 ΙΙΙ. Видение системы образования в Кыргызской Республике к 2020 году

 

ΙV. Принципы функционирования, организации системы образования и ступени образования

 

  • 1. Принципы функционирования

 

  • 2. Принципы организации системы образования

 

  • 3. Ступени образования

 

1) Дошкольное образование

 

2) Школьное образование

 

3) Начальное и среднее профессиональное образование

 

4) Высшее и послевузовское профессиональное образование

 

5) Дополнительное образование и образование для взрослых

 

V. Реформы системы управления образованием  

 

1)    Финансирование

 

2)    Структура управления

 

3)   Развитие государственно-общественных форм управления образованием

 

4)    Кадровая политика

 

 VΙ. Реализация Концепции развития образования

 

VΙΙ. Список сокращений

 

Ι. Введение

Образование сегодня становится одним из важнейших показателей и приоритетных направлений общественного развития в мире. Формирование человеческого капитала и реализация человеческого потенциала на пользу личности и общества подразумевают особую ответственность государства в построении системы образования, ориентированной на достижение результатов и удовлетворение запросов общества XXI века.

Кыргызская Республика строит гибкую, открытую, соответствующую современным  требованиям, национальную систему образования, опираясь на лучшие традиции отечественного образования и международный опыт.

Государственная доктрина образования Кыргызской Республики, принятая Указом Президента Кыргызской Республики «О государственной доктрине образования Кыргызской Республики» от 27 августа 2000 года  № 244, и настоящая Концепция являются основой для  развития системы образования, закрепляют ценности и приоритеты, а также создают базу для конкретных шагов развития системы образования с учетом международных обязательств Кыргызской Республики.

Концепция основывается на Конституции Кыргызской Республики, законах Кыргызской Республики  «Об образовании», «О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах» и других документах. Настоящая Концепция продолжает линию реформирования образования,  заложенную в Концепции развития образования до                   2010 года, одобренной постановлением Правительства Кыргызской Республики «О Концепции развития образования в Кыргызской Республике до 2010 года» от 29 апреля 2002 года № 259.

Концепция задает опережающий характер развития образования по сравнению с другими сферами жизни, поскольку именно образование связано с развитием человеческого потенциала страны и готовит лидеров и кадры для обеспечения реформ в других сферах.

Необходимость опережающего развития системы образования является основой концепции обучающегося сообщества, которая принята ведущими странами мира и позволяет поддерживать высокий уровень развития. Для Кыргызстана развитие человеческого потенциала, включая привлечение иностранных студентов в сферы среднего и высшего профессионального образования (экспорт образования), может стать основой для регионального лидерства и обеспечить конкурентоспособность страны на региональном и глобальном уровне.

В условиях глобальной конкуренции и расширения трансграничного характера многих видов деятельности, для защиты национальных интересов и обеспечения престижа страны, система образования должна обеспечивать согласование двух базовых процессов:

  • сохранение и развитие культурной самобытности, подержание национального своеобразия и многообразия культур;
  • включение Кыргызстана в региональное и глобальное образовательное пространство.

Реализация их должна сформировать контуры системы образования  для обеспечения инновационного развития государства и общества.

Концепция включает в себя ряд теоретических, методологических и организационных положений, призванных мобилизовать ресурс системы образования на достижение целей развития страны.

 

Понятия и определения, используемые в Концепции.

Образование - процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает сознательной зрелости и индивидуального роста.

Видение - образ системы в будущем, которое включает в себя способ достижения этого результата.

Вызов – проблема, ставящая под угрозу существование человека, государства, общества.

Доктрина образования – документ, закрепляющий ценности, рамки, идеалы образования, а также ориентацию на те или иные базовые мировые стандарты.

Концепция образованиядокумент, в котором дается теоретическое обоснование нового содержания,  структуры и организации образования,  описываются элементы, связи и отношения в системе,  базовые процессы и функции.

Стратегия развития образованиядокумент, в котором прописаны основные направления развития образования, выявленные на основе анализа различных стратегических выборов и их последствий, а также план мероприятий по реализации указанных направлений.

Миссия образования – представление о назначении образования как общественного института.

 

ΙΙ. Вызовы и проблемы для образования Кыргызстана в XXI веке

  1. Быстро меняющийся (глобальный) мир, который требует ускоренной адаптации и навыков решения проблем. Глобальный мир – это мир, в котором происходят универсализация и ускорение экономических, социальных и культурных процессов, что приводит, например, к тому, что рынок труда стал более динамичным по сравнению с рынком образовательных услуг, и, по оценкам специалистов, этот разрыв будет нарастать. Поэтому сознание людей, уровень их профессиональных знаний и навыков, а также степень развития общей культуры общества, начинают все больше отставать от темпов развития научно-технического прогресса и уже не соответствуют новым условиям существования человечества в изменяющемся мире. Следствием этого стал общий кризис системы образования, суть которого – в неадекватности содержания образования, а также масштабов и уровня развития образовательных систем современному миру. Разрешение этого кризиса может лежать в русле создания «гибкой, открытой и развивающейся системы непрерывного образования», что позволит каждому человеку быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые компетентности[1], применяя их на практике для решения разнообразных проблем, для обеспечения личной и социальной успешности.
  2. Смена экономической и политической систем общества привела к смене парадигмы общественного развития Кыргызстана, что для системы образования создало противоречия, вызванные, с одной стороны, разрушением советского образования (что, однако, слабо осознается в обществе), а с другой – отсутствию, несмотря на десятилетие непрерывных реформ, модели нового образования, которая была бы принята как профессиональным педагогическим сообществом, так и населением Кыргызстана. Такая ситуация вызывает постоянное отставание системы образования страны не только от мировых потребностей, но и потребностей самого кыргызстанского общества. Поэтому необходимый ответ на данный вызов может лежать только в плоскости реформирования системы образования:

−  развития системы дошкольного образования для обеспечения «равного жизненного старта» каждого ребенка;

− повышения качества обязательного школьного образования (развивающегося в рамках Концепции «Образование Для Всех» (ОДВ), Целей развития тысячелетия (ЦРТ) и др.), задачей которого является овладение учащимися компетентностями, достаточными для личностного и гражданского развития и начала профессиональной деятельности;

− построения дальнейших уровней образования технологично, с тем, чтобы уделять большее внимание формированию общих и специальных профессиональных компетентностей;

− сочетания формального образования, дающего документ установленного образца, позволяющий продолжить обучение на следующей ступени образования, и неформального образования, повышающего квалификацию или предоставляющего возможность удовлетворить личностные запросы, с предоставлением сертификата о получении такого образования;

−   изменения в финансировании, управлении, кадровой политики на уровне всей системы.

3. Отсутствие взаимосвязи между экономической и образовательной политикой в стране. Рассогласование деятельности системы с запросами рынка труда и современными требованиями к будущим специалистам приводит к необходимости постановки новых целей перед системой, а также выстраивания такой системы, которая способна обновлять и корректировать цели и способы их достижения.

4. Культурное многообразие страны, региона, мира. В современном обществе культурное и этническое разнообразие рассматривается как ресурс развития. Однако события 2010 года показали, что для Кыргызстана они могут стать также и причиной конфликта. Конфликт выявил, что налицо недостаточная готовность выпускников школ жить в поликультурном обществе, неумение разрешать конфликты ненасильственными методами, и, в конечном итоге, низкий уровень социальной компетентности. Международная комиссия ЮНЕСКО по образованию для XXI века определила четыре ключевых компетентности для образования будущего, одна из которых – «учиться жить вместе». Поэтому необходимо перестраивать систему таким образом, чтобы образование стало средством интеграции в полиэтнических и поликультурных обществах, обеспечивало сохранение и развитие этнического, культурного и религиозного разнообразия. Важным ответом на данный вызов может стать развитие поликультурного и многоязычного образования на всех ступенях образования Кыргызской Республики.

 

 ΙΙΙ. Видение системы образования в Кыргызской Республике к 2020 году

Главным критерием продуктивности системы образования будет являться  выпускник, способный адекватно реагировать на вызовы, которые стоят перед ним, и обладающий компетентностями, соответствующими экономическим, социокультурным и политическим потребностям страны.

В ходе обучения каждый учащийся и студент смогут овладеть рядом ключевых/базовых и предметных/специальных компетентностей, которые позволят осуществлять успешные коммуникативные, профессиональные и другие действия на определенных этапах собственного развития.

На ступени дошкольного образования ребенок овладевает компетентностями, позволяющими действовать в социуме и начать обучение в школе.

Выпускники общеобразовательной школы обязаны овладеть ключевыми (информационной, социально-коммуникативной компетентностями и компетентностью разрешения проблем), а также предметными компетентностями, на уровне, достаточном для продолжения обучения, либо выхода на рынок труда и принятия ответственности на себя, как гражданина демократического государства.

Ступень профессионального образования должна обеспечивать подготовку специалиста высокой квалификации, отвечающего требованиям внутреннего, регионального и мирового рынков труда и готового систематически, в разных формах повышать свою квалификацию.

В этом случае, к 2020 году система образования будет:

−  обеспечивать конкурентоспособность и экономическое процветание страны;

−   способствовать повышению стоимости и качества человеческого капитала.

Система образования позволит:

−   обеспечивать гарантированный доступ к качественному основному общему  образованию и равный доступ к другим уровням образования в зависимости от способностей и потребностей каждого человека;

− поддерживать талантливую молодежь на всех уровнях системы образования, как важнейший ресурс инновационного развития страны;

−  обеспечивать воспитание гражданина Кыргызстана в равноправном и тесном сотрудничестве с семьей и сообществом;

− включать инклюзивные подходы к обучению на всех ступенях образования, с акцентом на образование детей с особыми нуждами и детей с ограниченными возможностями здоровья;

− обеспечивать эффективное распределение финансовых средств на основе минимальных стандартов бюджетного финансирования на всех уровнях и ступенях образования, с учетом дифференцированного подхода к условиям обучения;

− иметь высококвалифицированные педагогические кадры, регулярно совершенствующие профессиональное мастерство и имеющие высокий статус в обществе;

− иметь оптимизированную сеть образовательных организаций, обладающих широкой академической и хозяйственной самостоятельностью и несущих ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг;

− иметь систему мониторинга и оценки деятельности образовательных организаций для укрепления механизмов гарантии  качества на всех уровнях системы образования;

− поддерживать академическую мобильность обучающихся в национальном и международном образовательном пространстве.

 

ΙV. Принципы функционирования, организации системы образования и ступени образования

1. Принципы функционирования

Образование в настоящее время должно готовить человека к жизни в состоянии высокой степени неопределенности. Это положение является методологической основой концепции непрерывного образования и обучающегося сообщества, призванных обеспечить условия многократного возвращения человека в образовательную систему на формальном и неформальном уровне, по мере того, как он сталкивается с новыми проблемами и вызовами.

В связи с этим, структура образования, содержание и методы обучения  во всем мире направлены на то, чтобы:

  • учить учиться;
  • учить работать и зарабатывать;
  • учить жить вместе.

На каждой ступени образования данные принципы преломляются через специфику организации и осуществления образовательного процесса.

2. Принципы организации системы образования

Важными принципами организации системы образования являются:

  • открытость каждой ступени – возможность продолжения образования в разных типах образовательных организаций после получения основного общего образования и организации обучения в разных формах (очная, очно-заочная, заочная, экстернат, дистанционная). Каждая ступень обучения завершается итоговой  государственной  аттестацией, подтверждающей  уровень освоения программы обучения;
  • преемственность, которая обеспечивается:

общей методологией, на которой построено обучение – от дошкольного образования до образования взрослых система образования ориентирована на результат, выраженный в наборе компетентностей обучающегося/выпускника;

общими целями и задачами образования – развитием потенциала обучающихся на основании собственной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение);

организационными условиями – наличием стандартов/ куррикулумов на всех уровнях образования и других нормативных документов, определяющих требования к результатам обучения;

промежуточной и итоговой аттестацией (4-9-11 классы) – как гарантом обладания определенным уровнем подготовки учащегося, позволяющим обучаться на следующей ступени;

наличием подготовленных педагогических  кадров в соответствии с новыми требованиями к результатам обучения;

наличием инфраструктуры образовательных организаций.

3. Ступени образования

  1. Дошкольное образование. Раннее детское развитие и дошкольное образование являются одним из важнейших приоритетов образовательной политики страны. Это обусловлено критической важностью данного этапа, на котором закладываются основы для развития интеллекта и социальной адаптации ребенка, обеспечения равных возможностей качественного обучения в школе для всех детей.

С целью достижения к 2020 году 20 % [2] охвата детей 3-5 лет дошкольным уровнем образования, необходимо обеспечить следующие меры:

  1. поддержание многообразия видов дошкольных образовательных организаций по формам собственности, с преимущественным вниманием к созданию альтернативных дошкольных организаций. К 2020 году должно быть открыто не менее 500 альтернативных дошкольных организаций для детей от 3 до 5 лет;
  2. нормативное закрепление и организационная поддержка новых принципов организации обучения и воспитания, направленных на социализацию детей и подготовку их к школе;
  3. разработка и утверждение стандартов образовательных достижений детей от 3 до 6 лет;
  4. поддержка обязательного предшкольного образования для детей 6-7 лет, не посещавших дошкольные образовательные организации;
  5. поддержка строительства / перепрофилирования зданий для дошкольных организаций (в том числе освободившихся при оптимизации сети школ при переходе к подушевому финансированию);
  6. создание обучающей среды, обеспеченной игровыми материалами, книгами и учебно-методическими комплексами (УМК) для учителей/воспитателей.

Эффективность вложений в раннее детское развитие превосходит все последующие ступени обучения. В связи с этим Концепция закрепляет необходимость увеличения доли финансирования дошкольного образования и программ раннего детского развития до 1 процента от ВВП к 2020 году.

2. Школьное образование базируется на личностно-ориентированном подходе и нацелено на формирование у каждого из учащихся определенного набора ключевых и предметных компетентностей. Основное школьное образование создает базу для получения среднего образования, начального или среднего профессионального образования, либо выхода на рынок труда. Среднее школьное образование усиливает дифференциацию обучения за счет введения профильного образования, обеспечивающего личностную и социальную адаптацию выпускников, и дает возможность продолжения обучения в средних или высших профессиональных учебных заведениях или выхода на рынок труда.

Содержание школьного образования

В период до 2020 года школа, как наиболее массовый уровень обучения, должна перейти к образованию, ориентированному на результат, для чего необходимо:

принятие ряда нормативных документов (Рамочного Национального стандарта (куррикулума), предметных стандартов / куррикулумов, школьных куррикулумов и др.) в качестве основы новой организации обучения, согласованной с социальным заказом общества;

структурная перестройка Базисного учебного плана, который должен обеспечивать возможность за счет наличия государственного и регионального/школьного компонентов гибкого построения процесса обучения в школах с учетом потребностей самих детей, школы и региона;

изменение содержания образования и внедрение инновационных технологий преподавания, в том числе – с использованием электронных средств обучения, направленных на формирование у каждого выпускника индивидуального набора компетентностей на уровне, достаточном для выполнения личностных, социальных и профессиональных обязательств;

переход на старшей ступени школьного образования к 2020 году не менее 25 % школ на организацию профильного образования для обеспечения возможности выбора учащимися сферы будущей деятельности и подготовки к дальнейшему обучению на уровне спуза, вуза или выхода на рынок труда. Расширение профориентационной работы для ориентации учащихся на профессии, востребованные в стране и регионе, и минимизации в дальнейшем диспропорции рынка труда в Кыргызстане;

отработка новых форм организации издания учебной и учебно-методической литературы для обеспечения школ учебно-методическими комплексами нового поколения, стимулирования книгоиздательской деятельности;

совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров;

внедрение новой системы оценивания достижений учащихся (суммативная, формативная), позволяющей оценивать образовательный результат не только как уровень освоения знаний о том или ином предмете, но еще и индивидуальный для каждого учащегося уровень овладения ключевыми и предметными компетентностями, обеспечивающий реализацию личностных, гражданских и профессиональных потребностей выпускников учебных заведений.

         Образовательная среда

Образовательная среда общеобразовательных организаций к 2020 году будет характеризоваться следующими параметрами:

  • институциональные условия организации обучения включают в себя сеть образовательных организаций, дающих возможность получить основное общее образование всем детям, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, и получить среднее образование учащимся, изъявившими желание обучаться в 10-11 классах. Частью институциональной среды является обеспеченность школ учебниками, наличием интерактивных / электронных средств обучения, подключение школ к сети Интернет, а также функционированием в пилотных школах комплексов «Интерактивная школа» (начиная с 2012 года – ежегодное оснащение 100 школ, с финансированием в размере 192 млн. сомов);
  • качественные характеристики обеспечивают современные стандарты функциональной грамотности, а также возможности опережающего обучения на приоритетных направлениях и поддержку талантливых учащихся.

Образовательная среда имеет светский характер, в соответствии с нормами Конституции Кыргызской Республики и Закона Кыргызской Республики «Об образовании», при этом в школе могут проводиться занятия, имеющие религиоведческий характер. Занятия проводятся исключительно лицами с педагогическим образованием (учителями), прошедшими соответствующие курсы повышения квалификации на базе вузов или центров повышения квалификации.

Образовательная среда имеет поликультурную наполненность, что обеспечивает комфортное обучение в одной образовательной организации детей различной этнической принадлежности, подразумевает организацию многоязычного образования, включение в куррикулум поликультурных компетентностей, воспитание толерантности в соответствии с принципом «учиться жить вместе».

Создана электронная образовательная среда, что обеспечивается за счет внедрения информационных технологий в процесс обучения. Реализуется программа «Интерактивная школа», программа по обеспечению учащихся нетбуками и/или иными электронными средствами обучения.

Образовательная среда является воспитывающей, что предполагает формирование и свободное развитие личности на основе ценностей, являющихся базовыми для современного кыргызстанского общества (патриотизм, принятие демократических и гражданских прав и свобод, многообразия; толерантность, готовность к активной трудовой деятельности и др.)

3. Начальное и среднее профессиональное образование ориентированы на  результат, позволяющий заполнить разрыв между компетентностями выпускников  и требованиями рынка труда, установить баланс между спросом и предложением на квалифицированные кадры, поднять уровень доверия предпринимателей и общества в целом к  выпускникам. Обеспечивает возможность начала активной профессиональной деятельности или продолжения образования для выстраивания профессиональной карьеры.

Государство создает условия для вовлечения высших учебных заведений и бизнес-структур в развитие системы начального и среднего профессионального образования, поощряет создание центров начального профессионального образования на межгосударственной основе (например, кыргызско-российских, кыргызско-казахских и др.) для повышения конкурентоспособности трудовых мигрантов на рынке труда и обеспечения их социальной защиты.

Для этого необходимо:

Развитие различных форм краткосрочного обучения по гибким программам, ориентированным на запросы граждан, в том числе на молодежь; безработных и частично занятых взрослых; работающих граждан, которые хотят повысить имеющиеся или приобрести новые навыки; лиц, желающих получить навыки для удовлетворения собственных потребностей и интересов. Основное внимание уделять уязвимым слоям населения и людям с ограниченными возможностями здоровья.

Создание институциональных механизмов вовлечения социальных партнеров в вопросы формирования политики и принятия решений по развитию начального и среднего профессионального образования. Обеспечение их участия в формировании квалификационных требований и запросов на подготовку кадров в соответствии с   потребностями рынка труда.

Внедрение национальной квалификационной структуры (рамки) профессионального образования для обеспечения качества и признания уровней квалификации, как на внутреннем рынке труда, так и на внешнем.

Формирование независимой аккредитации программ начального и среднего профессионального образования с участием  работодателей и гражданского сообщества в мониторинге результатов обучения, оценке и сертификации выпускников учебных заведений.

Кардинальное обновление учебных программ и стандартов с учетом внедрения компетентностного подхода и модульного обучения. Создание системы постоянного обновления учебных программ и материалов на основе анализа потребностей работодателей и выпускников учебных заведений.

Системное обучение руководителей основам менеджмента в новых условиях (включая маркетинг, бизнес-планирование,  стратегическое планирование и управление, работа с персоналом, социальное партнерство и диалог с партнерами, программное бюджетирование и др.). 

Воссоздание системы повышения квалификации педагогических работников системы профессионально-технического образования с внедрением инновационных форм и методов обучения, развитием навыков непосредственно на практике. 

Модернизация инфраструктуры начальных и средних профессиональных учебных заведений на основе современных производственных технологий, информационно-коммуникационных технологий.

Оптимизация материально-технических и человеческих ресурсов учебных заведений  для гибкого реагирования на изменения потребностей рынка труда и спроса граждан в профессиональном обучении.

Развитие административной и финансовой автономии учебных заведений для повышения ответственности и эффективности использования финансовых, материальных и человеческих ресурсов.

         

4. Высшее и послевузовское профессиональное образование обеспечивает развитие человеческих ресурсов, готовых и способных работать в реалиях рынка труда, и удовлетворяет образовательные запросы личности. Интеграция науки и образования создает инновационный потенциал опережающего развития системы профессионального образования для  экономики, основанной на знаниях и современных технологиях. 

В связи с этим основной приоритет в развитии данного уровня образования  должен быть сосредоточен на  проблеме повышения  качества обучения и профессиональной подготовки кадров в вузах  с учетом современных требований экономики.

Для этого необходимо:

а) изменить условия предоставления высшего образования:

оптимизировать сеть вузов в соответствии с потребностями в кадрах Кыргызской Республики;

обеспечить условия для работы высших учебных заведений различных форм собственности;

перевести большую часть вузов на самофинансирование, обеспечив их автономию и интеграцию в экономическую среду;

обеспечить возможность свободного выбора управленческой модели для высших учебных заведений;

установить тесную связь между вузами и работодателями, постепенно переходить на подготовку кадров по заказам работодателей;

сохранить грантовую организацию обучения по специальностям, имеющим ключевое значение для безопасности государства и стабильности общества.

б) изменить структуру и содержание высшего образования:

обеспечить организацию образования по многоуровневой системе (бакалавр, магистр, докторская степень - PhD);

разработать и внедрить государственные  образовательные стандарты нового поколения, основанные на компетентностной модели, позволяющей выпускнику быть конкурентоспособным в современном мире, привлекать работодателей к разработке квалификационных требований к выпускникам;

в) перестроить организацию учебного процесса и изменить образовательную среду:

обеспечить построение гибких и вариативных индивидуальных образовательных траекторий студентов, расширить академическую мобильность путем внедрения Европейской системы перевода и накопления кредитов;

широко внедрять инновационные методы обучения, в том числе с использованием  информационных технологий;

совершенствовать материально-техническую базу профессиональных учебных заведений, в том числе создание и развитие комплексных систем информационно-коммуникационной поддержки образовательного процесса, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

г) совершенствование механизмов внутреннего и внешнего контроля качества:

внедрение и закрепление механизмов внутреннего контроля качества и современных методов мониторинга учебного процесса и контроля результатов обучения;

соблюдение и выполнение лицензионных норм и требований и установленного предельного контингента;

совершенствование системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и  менеджмента учебного заведения;

содействие развитию независимых (общественно-профессиональных) центров оценки качества и формирование на их основе независимого агентства общественно-профессиональной аккредитации вузов;

совершенствование процедур лицензирования и государственной аттестации/аккредитации вузов;

д) изменение роли науки

Интеграция высшего образования и науки будет осуществляться путем концентрации на приоритетных научных направлениях, создании учебно-научных лабораторий в вузах, филиалов кафедр в научных центрах, технопарках, на производстве.

5. Дополнительное образование и образование для взрослых направлено на удовлетворение индивидуальных нужд и потребностей человека на разных этапах его жизнедеятельности; позволяет развивать и расширять навыки и повышать квалификацию, а также предоставляет возможность получения  образования на протяжении всей жизни.

 

V. Реформы системы управления образованием  

Системные реформы охватывают все уровни образования. Они имеют специфику содержания и реализации на каждом уровне.

Системные реформы охватывают сферы финансирования, управления образованием и кадровой политики.

1. Финансирование

Для обеспечения функционирования системы образования как основы для инновационного развития общества, необходимо:

1) формировать Минимальный стандарт бюджетного финансирования, исходя из нужд функционирования и развития общеобразовательных организаций и пересматривать его размер в сторону увеличения в соответствии с потребностями школ в развитии;

2)  подушевое финансирование школ должно покрывать 100 процентов Минимального стандарта бюджетного финансирования с увеличением доли на развитие из основных и реинвестированных средств в среднем не ниже 10 процентов;

3) обеспечить систематическое повышение заработной платы педагогических работников при одновременном повышении требований к качеству обучения;

4) внедрить новые формы организации издания учебной и учебно-методической литературы для обеспечения школ учебно-методическими комплексами нового поколения, стимулирования книгоиздательской деятельности;

5) перейти к подушевому финансированию на всех уровнях системы образования к 2020 году, что усилит автономию учебных заведений в распределении средств, включая возможность их реинвестирования, переноса на следующий год и др.;

6) постепенно перейти к системе, при которой бюджетные гранты на получение высшего образования выделяются государством только на те специальности, которые обеспечивают устойчивость функционирования и развития общества;

7) государственный грант выдается на основании двух-трехстороннего договора (государство, студент, работодатель), и в случае его неисполнения получателем, становится долговым обязательством получателя гранта и должен быть выплачен государству в сроки, оговоренные договором;

8) перейти к широкосекторальному подходу  (SWAp-Sector Wide Approach), означающему, что донорские средства являются прямой поддержкой бюджета, и финансы становятся инструментом формирования и реализации образовательной политики и инструментом  развития;

9) провести оптимизацию потоков финансирования в секторе образования  с целью  повышения  эффективности расходов школ, концентрации финансовых ресурсов как инструментов реализации образовательной политики;    

10)  стимулирование инвестиций в образование, в том числе за счет налоговых преференций для бизнес-сектора;

11) развитие системы ссуд и грантов для системы профессионального образования и переход  на выделение грантов не вузу, а абитуриенту.

2. Структура управления

Для обеспечения развития системы образования необходимо создать гибкую, эффективную систему управления образованием, гарантирующую высокое качество образования, его вариативность и направленность на удовлетворение потребностей страны и запросов личности.

На современном этапе основными принципами реформирования системы управления образованием являются:

1) четкое определение компетенций, полномочий и ответственности органов управления образованием всех уровней, обеспечение их взаимодействия в целях проведения единой государственной образовательной политики;

2)  разделение ответственности за организацию образовательного процесса: государство отвечает за достижение стандартов; образование, предоставляемое за пределами стандартов, является сферой ответственности родителей, бизнес-структур и иных заинтересованных лиц и организаций;

3) создание условий для функционирования образовательных организаций, различных по типам собственности, формам, методологиям образования;

4) переход от распорядительного к регулирующему управлению системой образования, для чего:

создана система мониторинга, сбора и обновления данных, для принятия информированных решений;

создана информационная система управления образованием, которая, в свою очередь, позволяет функционировать системе комплексного прогнозирования (от реагирования на стихийные бедствия до прогнозирования строительства образовательных объектов с учетом демографических и других факторов);

разработан и применяется новый инструментарий для оценки качества предоставления услуг образовательными организациями всех уровней;

действуют аккредитационные агентства/центры, обеспечивающие аккредитацию программ профессиональных учебных заведений;

внедрены новые подходы к стратегическому  и оперативному управлению образовательными организациями, механизмы ротации управленческих кадров. Руководители образовательных организаций являются нанятыми менеджерами по предоставлению государственных образовательных услуг, с правом занимать должности в данной организации не более двух сроков, определенных соответствующими положениями;

создана и действует эффективная система назначения и аттестации руководителей образовательных организаций всех уровней.

3. Развитие государственно-общественных форм управления образованием

Для повышения роли общественности в определении приоритетов для системы образования предполагается развитие государственно-общественных форм управления образованием, которые повышают прозрачность и эффективность работы образовательных организаций и управленческих структур в системе образования – от министерства до районных, городских отделов и управлений образования.

На уровне образовательных организаций задачей общественных органов (попечительские советы, органы ученического и студенческого  самоуправления или другие формы) является участие в определении образовательных запросов, отвечающих потребностям детей, родителей и региона, мониторинг, контроль и отчетность использования финансовых средств и ресурсов общественных органов.

На уровне управленческих структур в системе образования (в формате общественных наблюдательных советов) согласование  взаимодействия государственного органа и гражданского общества по повышению прозрачности процедур принятия и реализации стратегических управленческих решений.

В состав органов общественного участия вовлекаются представители бизнес-структур, общественных организаций и других заинтересованных сторон.

4. Кадровая политика

Основой кадровой политики должна стать стратегия привлечения квалифицированных кадров и повышения статуса педагогических работников, а также порядок назначения руководителей государственных образовательных учреждений, организаций по согласованию с Министерством образования и науки Кыргызской Республики.

Для обеспечения дошкольных образовательных организаций и школ квалифицированными кадрами необходимо обеспечить разделенную ответственность за привлечение учителей между рядом субъектов:

  • профессиональные учебные заведения и система переподготовки и повышения квалификации – за уровень подготовки педагогов;
  • органы местного самоуправления и органы управления образованием - за обеспечение мониторинга потребности в учителях и определение заказа и софинансирования целевой подготовки педагогических кадров;
  • государство – за обеспечение учителям гарантированного уровня заработной платы, предоставление социальных гарантий и поддержку системы стимулирования профессионального развития.

 

Для обеспечения профлицеев, спузов и вузов профессорско-преподавательским составом, ответственность закрепляется за:

  • государственными органами управления образованием – определение и выстраивание системы подготовки педагогических кадров (мастер производства, бакалавр-магистр; аспирантура/докторантура или докторская степень-PhD);
  • учебными заведениями – организация повышения квалификации педагогических кадров, в том числе – за счет усиления академической мобильности и проведения совместных научных и прикладных исследований с бизнес-структурами или зарубежными научными/образовательными центрами;
  • бизнес-структурами и другими субъектами государства и гражданского общества – за организацию практики (производственной, педагогической и др.), направленной на формирование специальных компетентностей будущего специалиста.

Изменение содержания школьного образования, технологий обучения, требует изменения подготовки педагогических кадров, для чего необходимо:

разработать новую модель педагога и заложить ее характеристики в стандарты педагогического образования, что обеспечит связь вузовского педагогического образования с требованием работодателей;

в целях реализации нового содержания образования разработать стандарты нового поколения педагогического образования, где предметом стандартизации являются образовательные результаты, а также процедуры их согласования с потребностями государства, профессионального и академического сообщества;

изменить структуру педагогического образования – открыть педагогический университет и/или сеть педагогических факультетов в национальных и региональных университетах, создать педагогические магистратуры, которые могут также выполнять роль центров переобучения и совместно с институтами/центрами повышения квалификации обеспечивать повышение квалификации учителей;

создать педагогические кафедры и центры совместно с ведущими педагогическими вузами России, Казахстана и других стран, деятельность которых предполагала бы участие визит-профессоров в подготовке как студентов, так и сотрудников кафедр. Важной составляющей повышения эффективности педагогического образования таких кафедр/центров станет обеспечение реальной академической мобильности, позволяющей часть времени обучаться в партнерских вузах и получить два диплома;

использовать потенциал сетевых университетов и других современных форм организации высшего образования для подготовки педагогических и научно-педагогических кадров;

восстановить в вузах кафедры методики преподавания предметов и уделять методической работе профессорско-педагогического состава повышенное внимание;

обеспечить тесную связь студентов педагогических факультетов со школой, в том числе за счет ежегодной, начиная со второго курса, педагогической практики  в объеме не менее 2 кредит-часов;

обеспечить диверсификацию системы переподготовки и повышения квалификации педагогов, за счет введения ваучерного механизма, что обеспечит также появление независимых агентств, имеющих сертифицированные программы повышения квалификации.

В результате реформирования системы образования будет:

сформирован механизм концентрации и оптимального распределения ресурсов (финансовых, материальных, кадровых) в целях повышения эффективности деятельности образовательных организаций;

сеть образовательных организаций всех уровней оптимизирована на основе картирования и анализа целесообразности функционирования каждой образовательной организации;

осуществлен переход от жесткой централизации управления к контролируемой самостоятельности учебных заведений в вопросах финансирования и определения содержания образования, основанной на принципах ответственности перед обществом и контроля с его стороны;

достигнута прозрачность процесса управления, включая управление финансами, на уровне каждой образовательной организации, управлений образованием всех уровней;

в целях повышения управляемости системой образования реализуются следующие меры в сфере управления  образованием:

  • руководители дошкольных и общеобразовательных организаций, профлицеев  и спузов назначаются на основе отбора, процедуры которого определены в специальном положении в соответствии с квалификационными требованиями;
  • положением об избрании ректоров регулируется назначение на должности ректоров государственных вузов.

Определен срок нахождения в управленческой должности (не более 2-х сроков в данной образовательной организации) и возрастной ценз для руководителя образовательной организации, внедрены механизмы ротации кадров;

создана система повышения квалификации управленцев разных уровней.

 

 VΙ. Реализация Концепции развития образования

Меры по развитию образования, предложенные в настоящей Концепции, детализируются в Стратегии развития образования до 2020 года и реализуются планами действий  на основе программного бюджетирования в три этапа:

1 этап – 2012-2014 годы;

2 этап – 2015-2017 годы;

3 этап - 2018-2020 годы.

 

VΙΙ. Список сокращений

  1. ВВП

    Валовой  внутренний продукт

    МОН

    Министерство образования и науки Кыргызской Республики

    МСУ

    Местное самоуправление

    ОМСУ

    Органы местного самоуправления

    Минфин (МФ)

    Министерство финансов Кыргызской Республики

    ММТЗ

    Министерство молодежи, труда и занятости Кыргызской Республики

     

    МСБФ

    минимальный стандарт бюджетного финансирования

    ОДВ

    Образование для всех

    УМК

    Учебно-методические комплексы

    PhD (Philosophiæ Doctor)

    Докторская ученая степень, следующая за степенью магистра

    SWAP

    Широкосекторальный подход

    UNICEF (ЮНИСЕФ)

    Детский фонд Организации Объединенных Наций

    UNESCO  (ЮНЕСКО)

    Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры

    USAID  (ЮСАИД)

    Американское Агентство по Международному Развитию

 

 

[1] «Компетентность – интегрированная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний, умений и способы деятельности в определенной ситуации (учебной, личностной, профессиональной» // Рамочный Национальный куррикулум среднего общего образования Кыргызской Республики. – Б.: 2010. – С. 5. Утвержден  приказом МОН № 1114/1 от 21.12.2009 года «О принятия Рамочного Национального куррикулума среднего общего образования Кыргызской Республики».

[2] По данным  МОН, в настоящее время охват детей дошкольным образованием составляет 14,8 %, в том числе в городах – 25 %, в сельской местности – 5 %.

 

 

 

 

Скачать: Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года