50 самых часто задаваемых вопросов об аттестации учителей

Аттестация учителей общеобразовательных организаций КР

Дорогие учителя, во время длительных обсуждений проектов решений, правил и процедур проведения аттестации учителей в течении всего этого года, а также после принятия соответствующих решений Правительством Кыргызской Республики, Министерство образования и науки КР получило множество вопросов от учительского сообщества по тому, каким образом будет проводиться предстоящая аттестация.

Ответы на все вопросы можно найти в соответствующих нормативно-правовых актах (законах, регулирующих деятельность в сфере образования, и «Положении о порядке проведения аттестации учителей общеобразовательных организаций КР», утвержденном Постановлением Правительства КР № 439 от 11 августа 2016 г.). Ниже представлены обобщенные ответы на самые часто-задаваемые вопросы учителей, которые могут быть полезными перед прохождением аттестации.

 

50 самых часто-задаваемых вопросов об аттестации учителей

ВОПРОС

ОТВЕТ

  1.  

Что такое аттестация учителей?

Аттестация – это процедура комплексной оценки уровня профессиональной компетентности учителей аттестационной комиссией

2.

Цель аттестации?

Аттестация учителей, прежде всего, направлена на стимулирование профессионального роста учителей, повышения качества образования в общеобразовательных организациях. Кроме дополнительной мотивации и поддержки учителей, результатом аттестационного процесса будет выявление общего профессионального уровня учителей, что станет основой для последующих мер в части целенаправленного повышения уровня их педагогического мастерства, профессионального и личностного роста. Получение же учителями квалификационной категории, в результате успешного прохождения аттестации, является мотивационным подспорьем для развития качественных кадров в школе.

3.

Из каких компонентов состоит аттестация? Что является основанием для присвоения квалификационной категории по итогам аттестации?

Основанием для присвоения (или неприсвоения) квалификационной категории по результатам аттестации являются: результаты тестирования, результаты экспертизы портфолио, результаты наблюдения за уроком и результаты интервью-беседы.

Результаты тестирования, экспертизы портфолио,    наблюдения за уроком и интервью-беседа, позволяют выявить уровень сформированности  компетенций, которые представлены  в  Требованиях к квалификационным категориям учителя общеобразовательной организации.

Компетенции – это совокупность взаимосвязанных качеств (знаний, умений, навыков, способностей), динамическая  комбинация  характеристик, способностей и позиций учителя.

Следовательно, инструменты оценивания компетенций:

  • Тестирование, позволяющее определить знания учителя в области: законодательства в сфере образования, знания основ психологии, педагогики и методики преподавания, знания в области преподаваемого в школе предмета.
  • Портфолио, демонстрирующее достижения учителя в профессиональной деятельности и подтверждающее сформированность  некоторых умений, навыков и способностей.
  • Наблюдение за уроком, позволяющее определить сформированность знаний, умений, навыков и способностей учителя в области педагогики, психологии, методики преподавания, предметных знаний.
  • Интервью-беседа позволяет выявить способность учителя к самоанализу и самооценке, а также другие виды его способностей (коммуникативные, творческие, социокультурные и др.).

 

4.

Какие бывают виды аттестации?

Аттестация подразделяется на два вида:

- очередную, которая проводится не реже одного раза в пять лет;

- внеочередную, которая проводится в целях добровольного досрочного прохождения аттестации.

5.

Что подразумевает собой «очередная» аттестация?

Очередная аттестация – это процедура комплексной оценки уровня профессиональной компетентности учителей аттестационной комиссией, которая проводится не реже одного раза в пять лет.

6.

Что подразумевает собой «внеочередная» аттестация?

Внеочередная аттестация предоставляет возможность учителю перейти на следующий уровень квалификационной категории, в случае положительной динамики в достижении им характеристик следующего уровня, указанных в Требованиях к квалификационным категориям, способствующей при этом его профессиональному или карьерному росту.

Прохождение внеочередной аттестации на основании личного заявления возможно не ранее чем через два года после предыдущей аттестации.

7.

Каков алгоритм шагов учителя, определяющий порядок прохождения им аттестации?

Алгоритм шагов учителя:

            1 шаг – заполнение учителем Листа самооценки;

2 шаг – написание личного заявления и последующая подготовка и сдача в аттестационную комиссию пакета документов, согласно перечня, указанного в п. 36 Положения о порядке проведения аттестации учителей

            3 шаг – прохождение тестирования;

4 шаг – прохождение дальнейших процедур аттестации, в случае получения баллов выше пороговых значений (посещение аттестационной комиссией урока учителя, беседа-интервью с учителем).

 

8.

Аттестация учителей – добровольная или обязательная? Может ли учитель отказаться проходить аттестацию в этом году?

В соответствии с п.55 Типового Положения об общеобразовательной организации, утверждённого постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 сентября 2011 года № 541 (В редакции постановлений Правительства КР от 2 октября 2013 г. № 544, 17 сентября 2014 г. № 535): «Учителя имеют право на:… - добровольную аттестацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; …».

В этом году, учителя могут не все проходить аттестацию, с учётом права учителя на добровольное её прохождение. Однако, если учитель планирует пройти аттестацию на добровольной основе, он может осуществить данный процесс в течение ближайших пяти лет.

9.

В какой период будет проводиться аттестация, успеют ли все желающие получить желаемую категорию?

Решением Правительства КР оговорены сроки аттестации с 20 октября по 20 апреля, которые, в целом, соответствуют прежним (традиционным) срокам аттестации.

10.

Где можно подробнее прочитать о том, как пройти аттестацию и получить категорию? Имеются ли инструктивно-методические рекомендации учителю в помощь при подготовке к процедурам прохождения аттестации?

Кроме соответствующих нормативно-правовых актов, в целях обеспечения прозрачности и объективности проведения аттестации, а также оказания инструктивной и методической помощи учителям Министерством образования и науки КР разработано специальное «Руководство по прохождению аттестации для педагогических работников общеобразовательных организаций Кыргызской Республики».

11.

Как можно узнать когда в нашей школе будет проводиться аттестация и кто из учителей подает на аттестацию?

Согласно Положения директор школы утверждает приказом график работы аттестационной комиссии, а также список тех учителей, которые планируют (согласно личных заявлений) проходить аттестацию.

12.

Как будет создаваться аттестационная комиссия в нашей школе и кто в нее может войти?

Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается приказом руководителя общеобразовательной организации сроком на пять лет. Количественный состав аттестационной комиссии зависит от численности педагогического состава общеобразовательной организации и устанавливается нечетным числом не менее семи человек.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

В состав аттестационной комиссии входят:

- заместитель (и) директора по учебно-воспитательной работе;

- председатели (представители) от каждого методического объединения общеобразовательной организации;

- председатель (представитель) профсоюзного комитета общеобразовательной организации (при наличии);

- представитель отдела (управления, центра) образования района или города.

В состав аттестационной комиссии вправе входить представители профессиональных педагогических объединений и ассоциаций, Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при уполномоченном государственном органе в сфере образования и его территориальных подразделений (далее – РИПКППР).

В качестве наблюдателей на аттестации вправе присутствовать представители попечительского совета общеобразовательной организации.

13.

Кто в качестве представителей методического объединения может быть членом аттестационной комиссии?

Методические объединения школы (ШМО) создаются из числа наиболее опытных и компетентных учителей по предметным направлениям. Следовательно, и председатель ШМО, и члены ШМО имеют право на членство в комиссии.

14.

Могут ли одни и те же лица РИПКППР/РайОО присутствовать в нескольких комиссиях?

Да, могут, действующее Положение этого не запрещает. Тем более, что количество специалистов РайОО однозначно меньше, чем количество аттестационных комиссий в школах, следовательно, один специалист может участвовать в работе 3-4 аттестационных комиссий.

15.

Имеются ли инструктивно-методические рекомендации для аттестационной комиссии?

Да, имеются. Для аттестационной комиссии Министерством образования и науки КР разработано отдельное Руководство, позволяющее оценивать компетенции учителя и на основе полученных итоговых баллов определять соответствие учителя той или иной квалификационной категории.

16.

Обязательно ли заполнение Листа самооценки?

Да, заполнение Листа самооценки – обязательная процедура (п. 36 Положения о порядке проведения аттестации учителей), которая позволяет учителю:

  1. Единолично и самостоятельно провести адекватную самооценку.
  2. Прогнозировать квалификационную категорию, на которую он может претендовать и указать в личном заявлении.
  3. Предварительно понять предъявляемые требования к аттестации и целенаправленно проявить готовность продемонстрировать и подтвердить обладание заявленными компетенциями.
  4. Предоставляет возможность определить свой уровень сформированности компетенций в конкретной области профессиональной деятельности и определить ориентиры для дальнейшего профессионального роста.

17.

Вопросы в листе самооценки будут меняться или нет?

В этом году вопросы в Листе самооценки меняться не будут. В случае внесения изменений в порядок аттестации посредством изменения соответствующих нормативно-правовых актов, педагогические работники будут проинформированы.

18.

Кто будет проводить квалификационное тестирование и какие вопросы вошли в тесты?

Тестирование проводится администраторами Национального центра тестирования Министерства образования и науки КР. Национальным центром тестирования для администрирования тестирования и в качестве операторов ПК могут быть привлечены другие специалисты.

Тестовые вопросы состоят из трех блоков:

  1. Блок «Знание законодательства об образовании КР» проверяет учителей школ на знание Конституции КР, законов КР «Об образовании», «О правах ребенка», Трудовой кодекс КР.
  2. Блок «Основы методики, педагогики и психологии» включает задания по теории и методике воспитания, дидактике, управлению и организации учебного процесса, общую и педагогическую психологию.
  3.  Блок «Основы предметных знаний» охватывает весь объем учебной программы по преподаваемому предмету.

 

19.

Можно ли ознакомиться с примерными вопросами, вошедшими в тесты?

После апробирования инструмента, т.е после 20 ноября на сайте НЦТ и  МОН КР будут размещены источники, по которым были разработаны тестовые задания (по 1 и 2 блокам). По основам предметных знаний тестовые задания разработаны по всем разделам и темам преподаваемого предмета согласно государственному образовательному стандарту общего среднего образования КР.

20.

Каким образом будет проходить тестирование: на компьютере, устно или письменно?

Квалификационное тестирование (далее - тестирование) является составной частью процедуры аттестации учителей. Тестирование проводится в форме компьютерного тестирования на предмет оценки уровня профессиональной подготовки, знаний законодательства.

 

21.

Сколько баллов нужно набрать на квалификационном тестировании, чтобы пройти этот этап аттестации?

Если аттестуемый набрал 50% правильных ответов от общего количества тестовых вопросов, результат тестирования считается положительным (п.43. Положения)

22.

Что можно сделать если учитель не смог подойти на тестирование (в указанное время согласно установленного графика)? Можно ли сдать в другой день или в другом пункте?

Лица, не явившиеся на тестирование по уважительным причинам (подтвержденная временная нетрудоспособность или несвоевременное оповещение участника тестирования), проходят тестирование в следующий срок проведения тестирования.

23.

Если учитель не согласен с результатами тестирования, какие меры можно предпринять?

Если учитель не получил положительный результат по итогам квалификационного тестирования, он(она) может пройти повторное тестирование в следующий установленный день проведения тестирования (п.44.Положения)

24.

Что должно войти в портфолио учителя?

В портфолио учителя должны войти документы, демонстрирующие профессиональный уровень педагога и подтверждающие соответствие уровня профессионального мастерства педагога той или иной категории. Содержание портфолио структурированно в соответствии с компетенциями и индикаторами профессиональной деятельности педагога. В качестве подтверждений могут быть: планы-конспекты уроков, методические разработки, сертификаты, программы, отчёты, видео-уроки и т.п. Разработаны требования к портфолио и критерии его оценки (см. Приложения IV - Примерный список документов, прилагаемых в портфолио педагога, Приложение V – Требования к содержанию портфолио педагога в «Руководстве  по прохождению аттестации для педагогических работников общеобразовательных организаций КР»).

25.

За какой период необходимо включать материалы в портфолио?

За предшествующие аттестации 5 лет.

26.

Кто будет проводить наблюдение за уроком. Можно ли заранее узнать дату проведения этого урока и подготовить учащихся и класс?

Наблюдение за уроком будут проводить члены аттестационной комиссии согласно специально разработанной форме (см. Приложение VI – Форма наблюдения урока в «Руководстве  по прохождению аттестации для педагогических работников общеобразовательных организаций КР»). Уроки будут посещаться комиссией согласно установленному графику проведения аттестации, важно соблюдать принцип академической/педагогической честности, согласно которому учитель проводит реальный, а не заранее отрепетированный с учащимися урок.

27.

Если урок не успешен (для аттестации), можно его провести во второй раз?

Нет. Подавая заявление в аттестационную комиссию, учитель должен заблаговременно ознакомиться с правилами проведения аттестации и сопутствующими ей условиями прохождения. Следовательно, учитель должен быть готов в указанный по графику период к прохождению всех процедур аттестации, в том числе и проведению урока.

Также, процедура аттестации носит комплексный характер и включает в себя не только оценку урока, но и квалификационное тестирование, экспертизу портфолио учителя, интервью-беседу. На основании этих критериев аттестационной комиссией заполняется экспертное заключение и лишь затем выносится решение об аттестации.

28.

Какие вопросы будут задаваться на интервью-беседе?

На интервью-беседе аттестационная комиссия будет задавать вопросы, которые разработаны на основе «Требований к квалификационным категориям учителя общеобразовательной организации», утверждённые Министерством труда и социального развития КР от 30.08.16 г. № 143, Министерством образования и науки КР от 30.08.16 г. № 1235/1. Перечень данных вопросов представлен в «Руководстве по прохождению аттестации для педагогических работников общеобразовательных организаций КР» в Разделе «Инструменты оценивания» (см. Таблица 2).

29.

Каким образом сводится общий балл (оценка) за все этапы аттестации?

Итоговый общий балл для определения квалификационной категории учителя подсчитывается путём суммирования каждым членом  аттестационной комиссии баллов по наблюдению за уроком, портфолио, интервью-беседе. За тем,   итоговая сумма  всех экспертных оценок делится на количество экспертных оценок, таким образом определяется  среднеарифметическое значение, балл которого и определяет квалификационную категорию (см. Таблица 5 – Подсчёт баллов для определения квалификационной категории педагога   в «Руководстве по прохождению аттестации для педагогических работников общеобразовательных организаций КР».

30.

Может ли аттестационная комиссия принять решение о том, чтобы отложить решение по учителю на следующий год или месяц?

В п.53 Положения четко оговорено, что аттестационная комиссия может принять только одно из двух решений: присвоить соответствующую квалификационную категорию или отказать в присвоении категории

31.

Что может сделать учитель если она (она) не согласен(на) с решением аттестационной комиссии?

Согласно п. 48 Положения «в случае несогласия с решением аттестационной комиссии о присвоении квалификационной категории учитель имеет право обжаловать данное решение в отделах (управлениях, центрах) образования районов или городов».

 

32.

Может ли директор школы уволить учителя за непрохождение аттестации и неполучение соответствующей категории?

Нет, не может. Положение о порядке проведения аттестации не предусматривает увольнение учителя за непрохождение аттестации.

33.

Будут ли учитываться заслуги учителей по результатам конкурсов, результатам олимпиад и т.п.?

Одними из основных принципов аттестации являются: комплексность, прозрачность, объективность (п.5. Положения о порядке проведения аттестации учителей). Инструменты оценивания позволяют оценить как качественные, так и количественные показатели в баллах, набранных учителями (п. 50, п. 52, Положения о порядке проведения аттестации учителей). Профессиональные заслуги учителей характеризуют качественные показатели, которые учитываются аттестационной комиссией и отражаются в характеристике-представлении на учителя.

34.

Влияет ли на прохождение аттестации то, что учитель - нарушитель трудовой дисциплины или имеет дисциплинарные взыскания? Где и как это учитывается при присвоении категории?

Наличие или отсутствие дисциплинарных взысканий не учитывается при проведении процедуры аттестации. Однако согласно нормам Трудового кодекса работодатель вправе принимать меры в отношении дисциплинарных взысканий, что будет отражено в характеристике учителя, заверенной работодателем, завучами школы.

35.

На какие категории может претендовать учитель по результатам прохождения аттестации?

В случае успешного прохождения аттестации учитель может получить одну из указанных категории (в соответствии с поданным заявлением):

- учитель второй категории

- учитель первой категории

- учитель высшей категории

36.

Какие льготы (преимущества) дает получение соответствующей категории?

При наличии кавлификационной категории учителям будет установлена ежемесячная надбавка к заработной плате в следующих размерах:

  • 2 000 сомов - при наличии высшей категории;
  • 1 500 сомов - при наличии первой категории;
  • 1 000 сомов - при наличии второй категории.

Надбавка за квалификационную категорию устанавливается за 20 часов урочной (преподавательской) работы в неделю.

Если учитель (преподаватель) имеет урочную (преподавательскую) недельную нагрузку более или менее 20 часов, то надбавка за квалификационную категорию увеличивается или уменьшается пропорционально.

37.

С какого момента начнется начисление надбавки к заработной плате за получение категории?

Выплата надбавки за квалификационную категорию учителям производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была присвоена квалификационная категория.

38.

Правда ли то, что нельзя сразу получить высшую категорию, не имея второй и первой категории (по новым правилам)?

Нет, учитель может подать на ту категорию, которую считает необходимой. Согласно п.9 Положения «присвоение учителям квалификационной категории по результатам аттестации производится без обязательного поэтапного присвоения ему предыдущих квалификационных категорий»

39.

Если учитель имел («старую») высшую категорию (которая была отменена в предыдущие годы) имеет ли он (она) право претендовать снова на высшую категорию, не имея второй и первой категории по новым правилам?

Предшествующее Положение «Об аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций Кыргызской Республики» от 11 февраля 2008 г., прекратило действие в соответствии со статьёй 36 Закона КР от 20.07.09 №241 «О НПА КР». Следовательно, действующая на тот период (до отмены) квалификационная категория в рамках ныне действующего  нового Положения – также утратило силу.

Выбор и прогнозирование квалификационной категории учителя осуществляется после заполнения  учителем  единолично и самостоятельно Листа самооценки (п.36 Положения о порядке проведения аттестации) и подсчёта им набранных баллов, которые согласно Шкале расчётных значений интегрального показателя эффективности  указывают на конкретную категорию: Высшую/Первую/Вторую (см. Таблицу 7 «Руководство по прохождению аттестации для педагогических работников общеобразовательных организаций КР»). И если учитель набрал баллы, соответствующие высшей категории, он имеет право претендовать на высшую категорию, не имея второй и первой, но при этом, он должен подтвердить её в процессе аттестации (п. 49-50, Раздел IV Положения о порядке проведения аттестации), а также учитывать «Требования к квалификационным категориям учителя общеобразовательной организации», утверждённые Министерством труда и социального развития КР от 30.08.16 г. № 143, Министерством образования и науки КР от 30.08.16 г. № 1235/1.

40.

Если по результатам аттестации учитель не получил запрашиваемую (к примеру, высшую, квалификационную категорию) может он получить категорию пониже, не проходя заново аттестацию?

Нет. Аттестационная комиссия не вправе принимать решение об установлении и присвоении категории, на которую учитель не претендовал (т.е. не указал в заявлении и Листе самооценки). Соответственно, учитель должен заблаговременно оценить свои знания и навыки и подавать на ту квалификационную категорию (вторая, первая, высшая), которой, по мнению учителя, он (она) соответствует.  

 

41.

Имеет ли право аттестационная комиссия принять решение о присвоении высшей квалификационной категории учителю, если в заявлении указана первая (или вторая) категория?

Нет. Каждая квалификационная категория (вторая, первая, высшая) имеет свои отличительные характеристики в динамике профессионального роста и предъявляемых к ним требований. Согласно п. 14 Положения о порядке проведения аттестации учителей аттестация проводится на основании заявления учителей, в котором они указывают квалификационную категорию.

42.

Каков срок действия (годности) полученной категории? Нужно ли ее подтверждать снова в следующем году?

Квалификационная категория учителя сохраняется в течении пяти лет (с момента присвоения), то есть если учитель получит категорию в этом году, она будет действовать еще пять лет и теперь можно подавать на следующие категории (если только учитель сразу не получил высшую категорию).

43.

Если учитель не прошел аттестацию и не получил категорию в этот раз (2016-2017 г.), может он в рамках этого же периода снова подать на аттестацию?

Если учитель не прошёл аттестацию и не получил категорию в 2016-2017 учебном году по причине отказа в присвоении квалификационной категории по результатам аттестации, то согласно п. 54 Положения о порядке проведения аттестации учителей, комиссия выносит рекомендацию о его направлении на переподготовку или повышение квалификации.

Если учитель не прошёл аттестацию и не получил категорию по причине не участия в аттестации в 2016-2017 учебном году, он, согласно п.6 Положения о порядке проведения аттестации учителей, может участвовать в очередной аттестации следующего учебного года, руководствуясь действующим Положением.

44.

Учителю года можно ли автоматически присвоить категорию?

Положением такая процедура не предусмотрена

45.

Обязаны ли молодые специалисты, только поступившие на работу в школу после окончания вуза(спуза) проходить аттестацию в этом году?

Нет. В Положении четко указано, что молодые специалисты, работающие в школе менее 1 года, также как и беременные женщины (если они сами не выразили желание), находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, не подлежат аттестации. Молодые специалисты проходят аттестацию спустя два года после окончания проф.учебных заведений, если они сами не выразили иного желания.

46.

Если учитель (пока студент-заочник 2-3 года), обучающийся на уровне высшего профессионального образования, проходит ли он аттестацию?

п. 11 абзац 3 Положения о порядке проведения аттестации  гласит, что  «Аттестации также не подлежат молодые специалисты после окончания профессиональных учебных заведений в течение двух лет (если они сами не выразили такого желания)». Следовательно, студенты вузов, не подлежат аттестации, до получения ими диплома о высшем профессиональном образовании.

Если же учитель, имеет среднее профессиональное педагогическое образование и учится заочно в университете на 2-3 курсах, с целью получения высшего образования, он вправе проходить аттестацию.

 

47.

Если учитель фактически вышел на пенсию, обязан ли он(она) проходить аттестацию?

Учителя пенсионного возраста, работающие по трудовому договору, проходят аттестацию на общих основаниях (п.11.Положения).

48.

Если сотрудник организации образования, наряду с основной работой, работает в школе, может он(она) проходить в этой школе аттестацию на категорию?

Лицо, осуществляющее педагогическую деятельность в общеобразовательной организации по совместительству, проходит аттестацию по преподаваемому предмету на общих основаниях, в соответствии с настоящим Положением, по месту основной работы. В случае, если основным местом его работы не является общеобразовательная организация, то аттестация проводится в общеобразовательной организации, в которой он работает по совместительству (Положение п. 10)

49.

Кто отвечает за качество проведения (самого процесса) аттестации в школе?

Согласно п.39 Положения «ответственность за проведение процедуры аттестации несет председатель аттестационной комиссии».

50.

В каком порядке директора школ будут проходить аттестацию?

Настоящее Положение регулирует вопросы, связанные только с аттестацией учителей. Руководители школ (директора) согласно п.62 абз. 3 «Типового положения об общеобразовательной организации  КР» работают на контрактной основе. С директором общеобразовательной организации заключается трудовой договор на срок до 5 лет, но не более двух сроков подряд. Следовательно, аттестацию они не проходят. Руководители школ (директора и зам. директоров) имеющие педагогическую нагрузку проходят аттестацию на общих основаниях (Типовое положение об общеобразовательной организации, утвержденное постановлением ПКР от 12 сентября 2011 года N 541).