Программа "Акылдуу мектеп/Умная школа"

АКЫЛДУУ МЕКТЕП / УМНАЯ ШКОЛА

Программа по формированию цифрового образовательного
пространства Кыргызской Республики

Основные положения, цели и приоритеты

В международных рейтингах конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума за 2015 год Кыргызстан занимает 102 место из 140 обследованных стран (самое низкое среди стран СНГ), тогда как Казахстан занимает 42 место, Грузия – 66, Таджикистан – 80. Из 12 компонентов, по которым вычисляется рейтинг, самое низкое (125) место КР занимает в использовании инноваций и распространении новых технологий.

В тоже время в XXI веке высокообразованное, технологически прогрессивное население рассматривается в качестве основы общественного развития и построения конкурентного преимущества страны. Технологии повышают эффективность людей и в профессиональной, и личной жизни. Преимущество современного мира и шанс Кыргызстана заключаются в такой доступности основной информации, какая никогда в истории человечества еще не существовала. Имея доступ к Интернету и умея грамотно пользоваться компьютером, современный человек может изучать математику, познавать историю, обучаться игре на фортепиано, иметь доступ к самым последним разработкам в различных областях бизнеса, науки и культуры. Доступность технологий и открытость информации позволяет жителям Кыргызстана динамично развиваться, однако недостаток информационных (цифровых) компетенций ограничивает эту возможность.

Именно поэтому важно обеспечить новое качество в образовательном процессе, когда использование современных информационных технологий сформирует среду для взращивания с детских садов и школ технологически грамотного, конкурентоспособного на высоком международном уровне поколения кыргызстанцев. Повсеместное внедрение цифровых технологий в качестве инструментальных средств на всех этапах учебного процесса, как для учителей, так и для учащихся, должно обеспечить выход за рамки базового начального уровня и обучать новым способам и средствам получения знаний, совместной деятельности или общения, коммуникации с помощью цифровых технологий. Реализация концептуальных основ формирования образовательного пространства «Умная школа» должна не только повысить эффективность обучения учащихся, но и способствовать повышению качества образования в целом, сокращению разрыва между образовательными достижениями учащимися регионов страны, сел и городов, школ с различными языками обучения[1].

Значимость распространения применения цифровых технологий и необходимых для этого знаний и компетенции подчеркнута в стратегических и программных документах страны – приоритетность данного направления обозначена в Национальной стратегии устойчивого развития, Программе и Плане по реализации Национальной стратегии устойчивого развития, законах Кыргызской Республики «Об образовании», «Об информатизации», что создает основу для реализации концептуальных основ формирования образовательного пространства «Умная школа».

Реализация программы формирования образовательного пространства «Умная школа» связана с преодолением четырех видов препятствий:

  1. Ограниченный доступ школ к высокоскоростному интернету и неразвитость ИКТ-инфраструктуры (персональные компьютеры, локальные сети, мультимедиа проекторы и др.) в школах, что затрудняет использование ИКТ-технологий в образовательном процессе. Сложившаяся ситуация также ограничивает возможность внедрения системы единой электронной информационной образовательной среды, включая системы электронного управления (э-управление) организациями образования, что влечет за собой снижение качества процессов мониторинга и оценки в рамках каждой школы.
  2. Отсутствие/недостаточное развитие у преподавательского состава и администрации образовательных организаций необходимых знаний и навыков по использованию цифровых технологий в процессе обучения, что снижает возможности учащихся использовать цифровые технологии для образования.
  3. Неразвитость открытых для свободного использования высококачественных учебных материалов в цифровых форматах, поддерживающих местные учебные программы, что снижает эффективность использования имеющегося компьютерного оборудования и средств, имеющихся у школы.
  4. Отсутствие долгосрочных программ по развитию ИКТ-навыков у детей, как на уровне пользователя готовых программ и систем, так и на уровне разработки креативных продуктов в сфере реализации высокотехнологичных решений.

Цели

  1. Уменьшение диспропорций в доступности ИКТ (цифровых) технологий для всех учащихся, повышение равенства шансов для развития для каждого учащегося.
  2. Применение цифровых технологий и материалов для изучения школьных предметов, формирования навыков творчески и конструктивно использовать информационные источники, продукты и инструменты, развития способностей создавать инновационные решения.
  3. Повышение эффективности системы э-управления, мониторинга и измерения результатов образования через внедрение ИКТ в каждой школе.

Для достижения целей «Умной школы» планируется реализация четырех приоритетных направлений.

Приоритет 1: е-Среда (инфраструктура) – обеспечение школ широкополосным доступом к интернету, а также, компьютерными, мультимедийными и др. средствами, сетевой инфраструктурой, необходимым для цифрового обучения и развития системы электронного управления.

Приоритет 2: е-Учитель (электронный учитель) – повышение уровня компетенции учителей в области цифровых информационных технологий в учебном процессе.

Приоритет 3: е-Учебник (содержание) – создание и использование современных цифровых дидактических средств обучения.

Приоритет 4: е-Ученик (электронный ученик) – гарантия учащимся постоянного доступа к компьютерному оборудованию и средствам, возможности наращивать потенциал в использовании информационных цифровых технологий.

ПРИОРИТЕТ 1: Е-СРЕДА

Единое информационное пространство школы – представляет собой совокупность используемого программного обеспечения, баз данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие педагогов, учащихся, родителей, общественности, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Создание единого информационного пространства (информационной инфраструктуры) является одним из важнейших способов реализации интеллектуального потенциала школы, неразрывно связано с процессом информатизации школы и складывается из двух составляющих:

-        техническое обеспечение процесса;

-        организационно-процедурное обеспечение процесса.

Важной составляющей информационной инфраструктуры является информационная система по учету данных для принятия управленческих решений (число обучающихся, количество учителей, материальная база школы, качество образования и др.) в режиме реального времени. Отсутствие таких возможностей значительно снижает качество принимаемых управленческих решений, усложняет процессы мониторинга, оценки, прогнозирования, влияя тем самым на эффективность распределения и так ограниченных финансовых средств в системе образования.

Использование информационных систем позволит не только упорядочить процессы отчетности школ перед вышестоящими органами управления (по фондам учебников, загруженности и др.), повлиять на разрушение некоторых коррупционных схем, но и реализовать целый ряд дополнительных электронных услуг в сфере образования. Это касается расширения возможностей дистанционного повышения квалификации учителей, отслеживания электронной очереди, предоставление услуг для родителей по мониторингу успешности их детей: электронные дневники и расписание, тестирование для самопроверки и др.

Цели:

-        создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры школы;

-        внедрение информационных технологий во все стороны жизни школы для повышения эффективности обучения и воспитания школьников и педагогов;

-        формирование единой информационной системы для решения управленческих задач.

Реализация приоритетов данной программы базируется на том, что школы должны быть обеспечены необходимой техникой для современного, цифрового образования. Техническая реализация программы включает обеспечение доступа к высокоскоростному Интернету, наличие компьютерных классов для занятий учащихся средних и старших классов (5-11), локальных сетей в школах.

Для определения технической оснащенности школ предлагается трехуровневая система технической стандартизации (от минимального к продвинутому стандарту).

1 уровень (минимальный стандарт): В школе имеется один компьютерный/мультимедийный класс (минимальное количество компьютеров на 1 класс – 12 штук), компьютеры для работы администрации, ограниченный доступ к интернету.

2 уровень: Школа располагает  двумя стандартными компьютерными/ мультимедийными классами, в администрации и учительской имеются компьютеры для работы, обеспечен доступ к интернету для административных и образовательных потребностей, в библиотеке имеется сканер для оцифровки учебных материалов.

3 уровень: Школа располагает тремя стандартными компьютерными/ мультимедийными классами. Каждый ученик или группа учеников имеет доступ к компьютеру вне зависимости от графика занятий, т.е. один из трех компьютерных классов предназначен для самообразования учеников, в администрации и учительской имеются компьютеры для работы, обеспечен доступ к Интернету для административных и образовательных потребностей, созданы зоны беспроводного доступа к интернету для свободной работы учащихся. Каждая школа имеет источник автономного бесперебойного питания (различные виды генераторов).

Стандартный компьютерный/мультимедийный класс должен включать следующее оборудование:

  • интерактивный видеопроектор;
  • экран для проектора или телевизор;
  • компьютер для учителя;
  • компьютеры для учащихся (не менее  12 компьютеров в классе);
  • периферийные устройства: принтер, сканер и др.;
  • сетевое оборудование (шлюзы, роутеры);
  • стабилизатор напряжения для каждого компьютера (UPS).

Компьютеры для администрации и педагогов:

  • директор – 1 компьютер и принтер;
  • завуч – 1 компьютер;
  • учительская – 1 компьютер, не менее 2 компьютеров для работы учителей,;
  • библиотека – 1 компьютер для работы библиотекаря, не менее 2 компьютеров для работы посетителей библиотеки, сканер для оцифровки материалов.

Компоненты информационной системы:

§  управление содержанием образования: централизованное распространение стандартов, учебных, рабочих планов, е-учебников и др.;

§  управление человеческими ресурсами: портфолио каждого учителя, информация о повышении квалификации, аттестации, уровне загруженности, размере оплаты, включенности в проектную деятельность, текучесть кадров и др.;

§  управление финансами: планирование и бюджетирование на основе реальных данных, управление инвестициями, донорскими средствами, тендерная документация, финансовая аналитика;

§  управление обучением и тестированием: электронные дневники, журналы, материалы для оценивания учащихся, результаты определения качества образования учащихся;

§  управление учащимися: «портфолио» учащихся (переходы из школы в школу, успеваемость), информация о количестве учащихся, об очередях на зачисление, прогнозирование потребности для строительства новых школ и выравнивания нагрузки на школы, поддержание в актуальном состоянии реестра школ и др.

Ожидаемые результаты  реализации Программы:

1.      Все государственные и муниципальные школы имеют равнозначное техническое оснащение, постепенно наращивая его с 1 до 3 уровня.

2.       Функционирует  п полноценная информационная система.

3.      Родители, педагоги и учащиеся могут получать необходимую информацию о расписании, посещаемости, успеваемости, домашнем задании и др. вопросам в онлайн режиме, проводить мониторинг расходования, поступивших от родителей средств и др.

4.      Обмен данными и информацией между школами и органами управления образованием автоматизирован и обеспечивает своевременное поступление достоверной информации; мониторинг и оценка школ, принятие управленческих решений и управление школ проводится на основе ИКТ.

5.      В бюджетах школ предусмотрены средства для покрытия школьных расходов на интернет, покупку и ремонт оборудования, на зарплату системного администратора для обеспечения работы компьютерных сетей и оборудования.

ПРИОРИТЕТ 2: Е-УЧИТЕЛЬ

В информационном обществе ИКТ компетентность учителей становится одним из ключевых элементов в их профессиональном развитии и совершенствовании образовательной системы в целом. Информатизация образования ведет к изменению роли учителя в классе, развитию его мотивирующей, консультирующей и координирующей функций; стимулирует появление новых методов и организационных форм подготовки и повышения квалификации педагогов. Успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит не только персональных навыков использовать технологии, но и от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить интересные занятия, поощрять учебную кооперацию школьников.

Цель: наращивание потенциала ИКТ компетентности преподавателей учебных предметов с акцентом на эффективное применение цифровых информационных технологий в учебном процессе, повышение его результативности.

Развитие ИКТ компетентности учителей должно рассматриваться как значимая составная часть генерального плана информатизации образования. Современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников. Учитель должен быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения и в итоге стать полноценным гражданином современного информационного общества[2].

Соответственно профессиональное развитие педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде, должно включать следующие уровни:

  • применение ИКТ – способность учителей помогать учащимся использовать ИКТ для повышения эффективности учебной работы;
  • освоение знаний – способность учителей помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире;
  • производство знаний – способность учителей помогать учащимся производить с использованием средств ИКТ новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества.

Детализация рамочной структуры компетентности приведена в таблице 1 и должна быть адаптирована с учетом ситуации и потребностей страны.[3]

Таблица 1: Рамочная структура ИКТ компетентности учителей

Модули

Применение ИКТ

Освоение знаний

Производство знаний

Понимание роли ИКТ в образовании

Знакомство с образовательной политикой

Понимание образовательной политики

Инициация инноваций

Учебная программа и оценивание

Базовые знания

Применение знаний

Наличие умений потребителя общества знаний

Педагогические практики

Использование ИКТ

Решение комплексных задач

Способность к самообразованию

Технические и программные средства ИКТ

Базовые инструменты

Сложные инструменты

Распространяющиеся технологии

Организация и управление образовательным процессом

Традиционные формы учебной работы

Группы сотрудничества

Обучающаяся организация

Профессиональное развитие

Компьютерная грамотность

Помощь и наставничество

Учитель как мастер учения

Ожидаемые результаты  реализации Программы:

  1. Все педагоги (работники общеобразовательных организаций) с регулярной периодичностью обучаются на курсах, предоставляемых институтами повышения квалификации, общественными и международными организациями, бизнес-структурами, на основе ИКТ компетентности педагога.
  2. Обученные учителя используют ИКТ-технологии для разработки открытых образовательных ресурсов и их применения в учебном процессе, включая, разработку учебных пособий, занятий, материалов для оценивания, обогащение методики и содержания занятий, персонализации учебного процесса и др.
  3. Создана и поддерживается на регулярной основе онлайн платформа для профессионального развития учителей, обеспечивая возможности использования модерируемых и др. курсов, самообразования, сотрудничества с другими учителями в онлайн-сетях на уровне района, области, страны.
  4. В стандарты подготовки педагогов всех специальностей включены ИКТ компетентности в соответствии с рамочной структурой, которые формируются с применением передовых технологий и привлечением высококлассных специалистов в области ИКТ.

ПРИОРИТЕТ 3: Е-УЧЕБНИК (электронные образовательные ресурсы)

Качество школьного образования, эффективность образовательного процесса напрямую зависят от доступа учащихся к качественному образовательному контенту. В последнее десятилетие в стране наблюдается «кризис школьных учебников», выражающийся в нехватке учебников в школах, невозможности распространения учебников в электронном виде, низком качестве учебной литературы, отставании содержания учебников от современных научных достижений стандартов нового поколения.

В то же время, все более широкое использование учащимися для чтения электронных технических средств (лэптопы, планшеты, смартфоны, ридеры) создает возможность использования в образовательном процессе электронных учебников и учебно-методических комплексов (УМК), которые имеют целый ряд преимуществ перед печатными версиями (снижение расходов на тиражирование, возможность быстрого обновления и пр.).

Появление свободных лицензионных договоров, условия которых содержат разрешение пользователю от правообладателя на использование, распространение, публикацию, внесение изменений в его произведения обеспечило правовую основу для развития открытого образования. Новый подход способствует стремительному развитию открытых образовательных ресурсов (ООР) и кардинально изменяет возможность получения качественного образования.

ООР предоставляют существенные преимущества по сравнению с другими образовательными ресурсами:

  • позволяют широко использовать ресурсы легально и бесплатно;
  • расширяют доступ к образованию и снижают его стоимость;
  • обеспечивают более высокое качество учебных материалов, используемых учащимися;
  • содействуют инновациям, творчеству и устойчивому использованию;
  • делают возможной быструю разработку курсов и программ;
  • сокращают затраты на предоставление онлайн и смешанного обучения;
  • открывают доступ к высококачественным материалам в любой момент времени через Интернет.

В Кыргызстане предприняты первые шаги по внедрению принципов открытого образования и размещения электронных версий учебников в открытом доступе. Однако возможности используются недостаточно, особенно это касается разработки и размещения в сети открытых ресурсов на кыргызском языке. Такая ситуация требует значительных инвестиций в развитие программного обеспечения с открытым кодом и цифрового контента.

Цель: создание на основе открытых лицензий бесплатных, в свободном доступе, высококачественных учебных материалов в цифровых форматах (электронные и интерактивные учебники, УМК, тестовые материалы, видео-уроки, он-лайн синхронные и асинхронные курсы), поддерживающих учебные программы.

Ожидаемые результаты  реализации Программы:

  1. Созданы условия для институционализации разработки и внедрения э-учебников
  2. Издаваемые по заказу государства учебники и/или УМК публикуются под открытой лицензией, их электронная или интерактивная версия размещается на Единой платформе для бесплатного использования учащимися и учителями в учебном процессе наряду с печатной версией.
  3. Созданы стимулы для поддержки инвестиций в разработку, приобретение и адаптацию ООР высокого качества, в первую очередь, на  языках обучения (кыргызский/русский/узбекский/таджикский) (в том числе нацеленных на самообразование, таких как Khan Academy, Code Academy, Постнаука и других открытых образовательных ресурсов), в том числе на основе социального заказа и частно-государственного партнерства.

ПРИОРИТЕТ 4: Е-УЧЕНИК

Умение работать с информационными/цифровыми ресурсами является одной из трех ключевых компетентностей, которая должна формироваться у учащихся на протяжении всех этапов школьного образования.[4] Предусмотренные в Государственном образовательном стандарте среднего общего образования Кыргызской Республики (далее ГОС) уровни сформированности данной компетентности – репродуктивный, продуктивный и творческий предопределяют кардинальные преобразования во всех предметных стандартах, информационной школьной среде и повседневной практике использования цифровых технологий, как в урочное, так и во внеурочное время.

Как показывают результаты исследования PISA, использование персональных или личных компьютеров в свободное от учебы время напрямую коррелирует с уровнем цифровой грамотности учащихся. В КР оснащенность учащихся индивидуальными техническими средствами, обеспечивающими доступ к интернету, составляет 27% и скорость распространения электронных устройств (мобильных телефонов, планшетов, смартфонов, ноутбуков и др.) в подростковой среде очень высока. В связи с этим, школа, обеспечивая учащихся интернетом через беспроводные точки доступа, может содействовать развитию цифровой грамотности.

Влияние ИКТ на среднее образование не ограничивается лишь модернизацией дидактических методов. Оно должно приводить к внутреннему развитию образовательных  организаций и их трансформации в образовательные сообщества. Главным результатом этого станет обучение в сетевых сообществах – в рамках традиционного образования и вне этих рамок. Именно такой подход может обеспечить формирование не только базовой цифровой грамотности выпускников школ – опытных пользователей цифровых технологий, – но и создателей новых программ и технологических решений. Для этого каждая школа должна сформировать стратегию и план развития информационной/цифровой среды и эффективного использования цифровых технологий учащимися, учителями, родителями.

Цели:

  1. Формирование всех аспектов информационной компетентности учащихся в соответствии с требованиями ГОС.
  2. Расширение доступа к качественным информационным ресурсам и повышение личной эффективности учащихся за счет создания развитой школьной информационной/цифровой среды.
  3. Создание условий для достижения  результатов школьников из Кыргызстана на международных олимпиадах по программированию, робототехнике и др.

Ожидаемые результаты  реализации Программы:

  1. Образовательные стандарты и программы по информатике и другим предметам включают компетентности, направленные на развитие способностей к взаимодействию и коммуникациям, формирование критического мышления, улучшение навыков поиска, оценки и творческого использования информационных источников, продуктов и технологий уже имеющихся в открытом доступе.
  2. Каждый ученик владеет, как минимум, навыками опытного пользователя информационных/цифровых технологий и первичными навыками программирования на современных языках. Информационная/цифровая компетентность учащихся позволяет им успешно принимать участие в национальных и международных исследования качества образования, проводимых в компьютерном формате.
  3. Каждый ученик имеет беспрепятственный доступ к интернету для работы с современным образовательным контентом (KhanAcademy, CodeAcademy и др.) в рамках школы не менее чем 1,5 часа в неделю (на третьем уровне технической оснащенности посредством зоны беспроводного доступа к интернету для свободной работы учащихся).
  4. Каждая школа, на основе анализа школьной инфраструктуры, уровня ИКТ компетентности педагогов и администрации школы, разработает компонент по развитию информационной/цифровой среды в стратегии развития школы, включая план повышения ИКТ компетентности педагогов, использования ИКТ в образовательной и внеурочной практике, представит измеримые индикаторы развития школьной цифровой среды.
  5. Команда школьников из Кыргызстана является постоянным участником международных олимпиад по программированию, робототехнике и др.

[1] Проблемы, обозначенные в выводах международного исследования PISA в 2009 году.

[2] Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. – ЮНЕСКО, 2011. – 115 с.

[3] Руководство по адаптации рамочных рекомендаций ЮНЕСКО по структуре ИКТ компетентности учителей (методологический подход к локализации UNESCO ICT-CFT). – М.: ИИЦ «Статистика России»– 2013. – 72 с.

[4] В Государственном образовательном стандарте среднего общего образования Кыргызской Республики (Постановление Правительства Кыргызской Республики от 21.07.2014 г. № 403) информационная компетентность определена как «готовность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, формирования аргументированных выводов. Предполагает умение работать с информацией: целенаправленно искать недостающую информацию, сопоставлять отдельные фрагменты, владеть навыками целостного анализа и постановки гипотез. Позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации».

763 10:20 04-06-2017

               

Ключевые проекты

|< 1 >|

Полезные ссылки