Кыргызча | RSS
Новости дня
  

Наш опрос

Вы удовлетворены качеством полученных вами в ВУЗе знаний?

Партнеры проекта

banner1

banner2

banner3

banner4

banner5

 




Яндекс.Метрика

job

hot

stopcorr

prov doc

Система образования

Согласно МСКО (Международной стандартной классификации образования, 2011), система образования Кыргызской Республики включает в себя следующие уровни:

Дошкольное образование, согласно закону «Об образовании» и закону «О дошкольном образовании» является первой ступенью непрерывного образования и направлено на то, чтобы заложить «основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности».

Для обеспечения равных стартовых возможностей детей, не охваченных дошкольным образованием, при общеобразовательных организациях и организациях, имеющих лицензию на соответствующую образовательную деятельность, реализуются программы по предшкольной подготовке детей 5-7 лет. С 2015-16 учебного года в Кыргызской Республике реализуется 480-часовая (годовая) предшкольная подготовка.

Школьное образование является основным звеном системы образования и включает 3 ступени:

  • начальное общее - 1-4 классы;
  • основное общее - 5-9 классы;
  • среднее общее - 10-11 классы.

Продолжительность обучения для получения полного среднего образования - 11 лет.

В Кыргызской Республике функционируют государственные, муниципальные и частные общеобразовательные организации. По своему статусу, они могут являться общеобразовательными школами, гимназиями и лицеями.

Обучение ведется на четырех языках: кыргызском, русском, узбекском и таджикском.

Вне зависимости от формы собственности, языка обучения и др. они обязаны реализовывать Государственный образовательный стандарт, предметные стандарты и программы обучения.

В начальную школу принимают детей шести- и семилетнего возраста. Обязательным является основное общее (девятилетнее) образование.

Обучение на завершающем этапе общего среднего образования (10-11 классы) предполагает возможность углубленного изучения отдельных предметов (профильное обучение).

Учащиеся, успешно завершившие обучение в 9 классе, получают документ государственного образца – свидетельство об основном общем образовании, а выпускники 11 класса – документ государственного образца о получении полного среднего общего образовании — Аттестат о среднем общем образовании.

Для реализации личных интересов и развития способностей детей в Кыргызской Республике работают внешкольные организации.

В настоящее время общее количество внешкольных образовательных организаций разного типа – 1066, в том числе:

  • Экологической направленности – 180
  • Технической направленности – 98
  • Образовательной – 237

После 9 класса выпускники могут продолжить обучение в 10 классе, выйти на рынок труда или продолжить обучение в организациях начального и среднего профессионального образования. Выпускники таких программ наряду с освоением профессии получают и полное среднее общее образование.

В Кыргызстане работает 110 организаций начального профессионального образования и 131 организация среднего профессионального образования, в которых обучение ведется по 100 специальностям.

Наличие Аттестата о среднем общем образовании  является необходимым условием для поступления в высшие учебные заведения. Прием на все направления и специальности высшего образования бюджетной и контрактной форм обучения осуществляется только по результатам Общереспубликанского тестирования (ОРТ).

ОРТ состоит из двух частей – основного теста проективного характера, определяющего возможности обучения абитуриента в вузе, и предметных тестов, построенных на материале школьной программы и определяющих уровень знаний абитуриентов. В настоящее время выпускники могут выбирать из 6 предметных тестов - химия, биология, иностранный язык, математика, история и физика.

ОРТ проводится один раз в год (май, дополнительное тестирование для болевших, находившихся на соревнованиях и др. выпускников - июнь). Для получения права обучаться в вузе необходимо было в 2015 году набрать 110 баллов по основному тесту и 60 баллов – по предметному тесту.

Сертификаты ОРТ выдаются одновременно с получением Аттестата о среднем общем образовании.

К высшим учебным заведениям Кыргызстана относятся университеты, в том числе – созданные в рамках межгосударственных соглашений — Кыргызо-Российский (Славянский) Университет и Кыргызо-Турецкий университет, академии и институты. Учредителями ряда университетов являются иностранные граждане: Американский университет Центральной Азии, университет Ата-Тюрк, и др. В республике также функционируют 7 филиалов российских вузов.

За годы независимости количество высших учебных заведений выросло – от 12 в 1991 году до 50 в 2015 году. Численность студентов с 1991 года возросла также в 4 раза и составила в 2014/5 учебном году 223,2 тысячи человек. 

Из действующих в настоящее время вузов – 31 вуз – государственный и 19 – негосударственный.

С 2012 года Кыргызская Республика перешла на двухуровневую систему высшего образования, которая дает возможность получения степени бакалавра (240 кредитов), магистра (120 кредитов) и специалиста (5 лет обучения, ряд медицинских, инженерных специальностей и специальностей, связанных с творчеством).

Деятельность профессиональных образовательных организаций всех уровней требует наличия лицензии на все реализуемые программы обучения. Право выдавать диплом государственного образца имеют профессиональные образовательные организации, прошедшие аттестацию, а с 2016 года - аккредитацию.

Программы послевузовского обучения включают в себя аспирантуру и докторантуру. Защита диссертации позволяет получить степень кандидата (доктора) наук. С 2013 года в 6 вузах внедряется также программа PhD (доктор философии).

В Кыргызской Республике реализуются также программы, направленные на подготовку, переподготовку и повышение квалификации взрослых. Их предоставляет более 1000 организаций. Обучение по данным программам может иметь целью как повышение/приобретение профессиональных компетентностей человека для более успешной деятельности на рынке труда, так и реализации личных  (творческих) интересов и способностей.

Анонс мероприятий

Инфографика

Частые вопросы

Вопрос о введении ед

Комментарий Министерства образования и науки Кыргызской Республики по поводу обращения родителей столичной школы № 13 в газету «Вечерний Бишкек»:

Министерством образования и науки не издан приказ о введении единой школьной формы. Специалисты проводят разъяснительную работу в регионах с целью, чтобы учащиеся придерживались принципа «черный низ, белый верх» .

По Уставу лицеев, гимназий администрация школ имеет право ввести правила ношения единой формы. Свои претензии родители могут проявить руководству школы.

Ответ на жалобу на Г

Здравствуйте, хотелось бы пожаловаться на ГК70, а именно на учителя истории Уметалиеву Гульмиру Майрамбековну. Этот учитель позволяет себе слишком много: постоянно оскорбляет и унижает своих учеников, администрации на это уже поступали жалобы неоднократно и никаких мер не было принято, ее только покрывают. Также мы просим разобраться, почему в 318 кабинете в подсобке учителя устроили курилку, во время уроков как в первой, так и во второй смене собираются учителя покурить, в кабинете часто стоит запах табака, так же и от учителей. почему администрация позволяет такое учителям,ведь это школа, учителя должны быть примером для детей, а не ходить прокуренными по школе. Подписываться не хотелось бы, т.к. потом боимся последствий от Уметалиевой и администрации. Но молчать по поводу этого учителя больше невозможно. Разберитесь, пожалуйста, заранее спасибо.

По существу заданного вопроса, Министерство образования и науки Кыргызской Республики сообщает следующее:

Уметалиева Г.М. работает учителем истории в ГК №70 три года. За это время она проявила себя знающим, методически грамотным специалистом, но проблемы в общении с учениками у Уметалиевой Г.М. наблюдались. При проведении ежегодного рейтинга учителей дети отмечали как ее профессионализм, так и вспыльчивость. В связи с этим, администрация и психологическая служба гимназии сразу взяли учителя на контроль с целью коррекции ее поведенческих особенностей, мешающих созданию оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся.

С Уметалиевой Г.М. проводились беседы, психологические тренинги, отслеживалась ее работа с детьми на уроках и вне урочной деятельности.

Результаты рейтинга Уметалиевой Г.М. показали положительную динамику в развитии ее отношений с учащимися, хотя проблемы при личных контактах с участниками учебно-воспитательного процесса у учителя есть и сейчас. Работу, направленную на решение проблем, администрация и психологическая группа продолжают.

В случае повторного нарушения трудовой дисциплины педагогических обязанностей, Уметалиева Г.М. будет уволена на основании трудового законодательства.

Что касается нарушений, допущенных при работе в кабинет №318, то учителю, ответственному за кабинет, вынесено дисциплинарное взыскание, утвержден новый график занятости помещения и усилен контроль за его функционированием со стороны администрации.

А также, проведена беседа о вреде курения с пед.коллективом

Ответ на сообщение р

На сайт министерства образования и науки поступило сообщение от родительницы №20-школы города Бишкек Марии Боркиной. На ее вопрос: "Мой сын был не допущен к занятиям, так как пришел в джинцах не того цвета. Правомерно ли поступает администрация школы"отвечает начальник УДШВО Дамира Кудайбергенова:

Уважаемая Мария Боркина!

По существующим принципам политики в образовании общедоступность и обязательность получения образования касается всех граждан. Поэтому недопуск к занятиям противоречит Закону КР "Об образовании". Администрация школы, дежурный учитель, классный руководитель может требовать соблюдение внутреннего распорядка образовательной организации. В часности по Уставу школы "Учащийся должен иметь опрятный вид, соблюдать формат школьной формы "белый верх, темный низ".

Разъяснения о ситуац

Для выяснения обстоятельств и причин по факту изложенные в письме для газеты «ВБ» разбиралась главный специалист министерства Пак Зоя Алексеевна.

В адрес министерства образования поступило письмо с подписями от коллектива учителей и профсоюзного комитета Нижне-Чуйской сш №1 по поводу жалобы родительницы Гриценко Т.В.

Они пишут: факты, изложенные в письме для газеты «ВБ», ложные, не имеют под собой достоверных оснований и доказательств.

По факту инцидента с ученицей 9б класса Веселовой Марины поясняют, что Веселова Марина во время ремонта школы демонстрировала свой телефон. Директор школы Кротов забрал телефон и выкинул. Никаких рукоприкладств с его стороны не было.(он неоднократно предупреждал учеников школы, чтобы они не приносили телефоны в школу). Тех.работник школы Людмила Леншмит и многие учащиеся являлись свидетелями случившегося.

По поводу ухода из школы учащихся Викора Гриценко и Дмитрия Плясунова –эти ученики не сдали переводной экзамен по физике за 10 класс. Родители не согласные с решением экзаменационной комиссии перевели своих детей сш№2 они закончили 11 класс.

Что касается учениц Онищенко Н. и Бакаевой О. перешедших в сш.№2 , то администрация школы не имеет никаких данных о причине их перевода. Родители этих учениц не имели претензий ни к администрации, ни к учителям.

Родители имеют право выбора учебного заведения для образования своих детей. Мы уважаем желание и решение родителей. На протяжении нескольких лет учащиеся сш№2 изъявляли желание учиться и учились в нашей школе.

Директор школы Кротов Л.Ф. в школе ведет физику. Ученики 10-11 классов неоднократно занимали призовые места на районных и областных олимпиадах . Директор уделяет много времени внеклассной работе с учениками. Занимается дополнительно по предмету, безвозмездно. Благодоря этому, Виталий Веселов (сын Веселовой С.)набрал достаточное количество баллов по физике и поступил на бюджет в политехнический институт, это не единичный пример.

Сш №1 Нижне-Чуйска в период с 2007 по 2011 гг. поваром работала Веселова С. Вопреки тому, что директор не составлял с ней договор, ей выдавались деньги на питание школьников бухгалтером а/окмоту Гуреевой Е.К. за что неоднократно указывала ведущий специалист РОО Абыканова З.Т.

Веселова не поддерживала порядок и чистоту в столовой, ею не выполнялись элементарные санитарно-гигиенические нормы, кроме этого она вместо того , чтобы заниматься объязанностями повора продовала в школьной столовой канц.товары, кондитерские изделия китайского производства, напитки и мороженое, данный товар приобретался на рынках без патента.

Требования директора и профсоюза Н-Ч сш №1, ведущего специалиста РОО Абыкановой З.Т. о соблюдении санитарно- гигиенических норм и прекращении продажи канц.товаров, товаров китайского производства, также гамбургеров, изготовленных из запрещенных продуктов в школе(вареной колбасы) Веселова игнорировала.

Замечания по работе столовой ей делались неоднократно как со стороны администрации так и РОО.

В 2009 году при проверке столовой заведующая РОО Абдуллаева Д.К. в присутствии вед.спец.РОО Абыкановой З.Т. главы аильгого округа Басарова Р.Б. предложила ей освободить занимаемую должность повара. Веселова С. Попросила дать ей испытательный срок, пообещав навести порядок в школьной столовой, прекратить продавать товары сомнительного производства, а также продукты запрещенные для продажи в школьных столовых.

В 2010 году Веселова С. Устроилась работать зав.клубом в а/окмоту. В результате у Веселовой С. Совсем не оставалось время для работы в школьной столовой. Зачастую она закрывала столовую, оставивь немытой посуду, не сделав влажную уборку.

Предложения директора школы Кротова Л. принять еще одного человека она принимала в штыки, считая себя полноправной хозяйкой школьной столовой.

Ремонт в 2011 году она к приемке школ не произвела, заявив, что «сделает его когда ей будет угодно». В помощь ей для ремонта столовой директором школы были направлены ученики 8б класса. Веселова С. Вместо того чтобы работать сними в столовой повела их убирать мусор возле клуба, которым заведует. Директору школы и председателю ПК Лоскутовой Е.А. на все замечания отвечала грубостью и неподчинением, мотивируя тем, что договор у нее составлен не с администрацией школы, а с аильным округом.

Опираясь на данные факты ей предложено было освободить место работы повара.

В данное время в столовой школы работают два повара, которые имеют соответствующее образование. В столовой чисто, качество пищи удовлетворительно. На все продукты имеется сертификат качества.

К письму прилагаются акт на изъятие договора на аренду столовой, объяснительная директора сш№1 Кротова заведующему Сокулукского РОО по поводу письма Гриценко Т.В.протокол собрания пед.коллектива с участием самой заявительницы –Гриценко Т.В.и Веселова С.,где вед.спец. Абыканова З.Т. принесла извинения в том, что во время проверок в столовой не было принято строгих мер взыскания. Письмо возмутило своей ложью «Необходимо было уволить Светлану за грязь 5 лет назад»- сказала она. Выступали ряд педагогов в защиту директора Кротова. В результате Веселова С. и Гриценко Т.В. удалились с собрания , угрожая расправой.

Whatsapp 0 700 744748

Министерство образования и науки открыло прямой WhatsApp канал, воспользоваться которым может любой гражданин, отправив сообщение на номер 0700 744 748

Присылайте свои сообщения

Образование в цифрах

Потребность в педагогических кадрах

Потребность в педагогических кадрах

Потребность в учителях