RSS
Новости дня
  
Яндекс.Метрика

job

hot

stopcorr

prov doc

История системы образования - Страница 3

В сфере образования произошли заметные изменения. Например, в ремонте школ местные сельские власти начали обеспечивать нужды школ различными материальными и финансовыми средствами. Местные гос. органы власти стали выдавать отдельным учащимся и студентам спец. стипендии. Большой вклад в развитие и осуществление программ «Образование» внесли международные фонды. Ими проводится огромная работа по разработке необходимых учебников, рекомендаций, наглядных пособий, словарей и выявление любителей художественного искусства путём конкурса молодых талантов. Как всегда базу подготовки молодых талантов составляют творческие кружки, секции, организованные при общеобразовательных школах. Кроме этого, в целях обучения музыке, живописи и художественному искусству, укрепления физической культуры, развития спортивного уровня подростков в 140 учреждениях работают более 5 тыс. учителей и воспитываются свыше 58 тыс. учащихся. Значительно обновились центры, обслуживающие детей во внеурочное время. Например, в Бишкеке все существующие учреждения, занимающиеся с детьми во внеурочное время, объединились в единый центр. В этом направлении ведутся работы в областях и р-нах. Заметные успехи достигнуты в повышении уровня образования, в к-ром существенную роль играет аттестация учителей. В Кыргызском институте образования на курсах повышения квалификации учителей ежегодно получают углубленное обучение сотни специалистов. По результатам 2000 из 72,4 тыс. учителей более 50 тыс. имеют высшее образование, неполное высшее и спец. среднее образование — 19,5 тыс. В настоя щее время учителя могут посвоему желанию выбрать способы обучения. Хорошие результаты дают конкурсы для определения лучшего учителя года и семинары — для передовых учителей.

1 съезд учителей суверенного Кыргызстана (2000) и Закон Кыргызской Республики «О статусе учителя», принятый в начале 2001, стали обусловливающим фактором в творческих действиях работников образования и оценке места учителей в обществе.

Дошкольное образование. В 2000 в республике насчитывалось 460 детских садов (61225 мест), в городах — 268, в сёлах — 192, число воспитателей составило 3810 чел. Из общего кол-ва детских садов всего 338 являются бюджетными. Наряду с гос. и ведомственными учреждениями функционируют частные, семейные, детские учреждения. После принятия Закона Кыргызской Республике «О государственном языке» увеличилось кол-во детских учреждений на кыргызском яз. обучения. Была разработана программа по дошкольному воспитанию, в к-рой определены содержание и форма деятельности детских садов, методы и способы обучения и воспитания культуре кыргызов, а так же др. народностей, принявших гражданство Кыргызстана, дающие знания детям дошкольного возраста. Проводятся смотры-конкурсы между дошкольными учреждениями. В дошкольных учреждениях республики появились платные формы обучения и воспитания: иностранным яз., танцам, компьютерные классы, спортивные секции для укрепления здоровья детей, кукольные театры, поделка игрушек и принадлежностей, необходимых для продажи и т.д. Заключение соглашений с международными фондами «Мээ-рим» и «Сорос—Кыргызстан» по финансовой поддержке способствует обучению детей дошкольного возраста и улучшению условий их жизни, повышению уровня знаний. Проекты обучения осуществляются Азиатским банком развития, ЮНИСЕФ, организациями Великобритании «Защитим детей», «Школа матери», «Интеграция инвалидов».

Высшие и специальные средние учебные заведения . В 2000—2001 учебном году кол-во высших учебных заведений (вузов) в республике составляло — 40, студентов — 188,2 тыс. чел., что по сравнению с 1999—2000 учебным годом увеличилось на 29,5 тыс. чел. Увеличение кол-ва вузов и студентов связано с открытием новых высших учебных заведений. Например, Указом Президента Кыргызской Республики в 2000 были открыты гос. университеты в Баткене и Таласе, а также возникли филиалы, учебно-консультативные отделения. С 1991 был открыт ряд новых вузов, прежние институты были преобразованы в университеты. В 1992 на базе политехнического института начали действовать Кыргызский технический университет и Кыргызский архитектурно-строительный институт. В 1993 был создан Кыргызский горно-металлургический институт. В 1991 в Оше были открыты — Технологический колледж, в Бишкеке — Высшая милицейская школа, Кыргызский художественный колледж. Большое содействие вхождению Кыргызстана в сферу мирового сообщества по образованию оказало открытие совместных учебных заведений. В этих целях были открыты Кыргызско-Турецкий лицей, Кыргызско-Турецкий университет, Кыргызско-Узбекский высший технологический колледж, Кыргызско-Российский Славянский университет, Кыргызский Международный университет. При КГНУ открыты кыргызско-американский, кыргызской-европейский, вост. факультеты по изучению японского и вост. яз. На базе кыргызско-американского факультета в 1998 был открыт Кыргызско-Американский университет. Также впервые при КГНУ был открыт уйгурский факультет, к-рый готовит специалистов по изучению уйгурской филологии. От бывшего Кыргызского гос. института искусств отделилась Кыргызская государственная консерватория. Ысык-Кёлский государственный педагогический институт, Кыргызский женский педагогический институт, Бишкекский гуманитарный институт языка получили статус университетов. В 1992 Ошский педагогический институт был преобразован в университет; Ошский технологический колледж — в Ошский технологический университет (1997); Художественный колледж — в Художественную Академию (1995); Кыргызско-Узбекский высший технологический колледж — в Кыргызско-Узбекский университет (1997); Бишкекская высшая школа милиции — в Академию Министерства внутренних дел Кыргызской Республики (1999). В 1998 в Жалал-Абаде открылся университет. На базе Кыргызского сельскохозяйственного института и Научно-опытного сельскохозяйственного института была основана Сельскохозяйственная академия. Таким же образом была преобразована Медицинская академия. В Жалал-Абаде был открыт филиал Кыргызского государственного института физической культуры. В 1995—99 в Нарыне, Таласе, Балыкчы были открыты новые вузы.

В 2000—2001 учебном году кол-во частных высших учебных заведений достигло 14, насчитывается 7 филиалов учебных заведений СНГ. Для удобного обучения молодёжи и создания благоприятных условий вузы были расположены в областных центрах и городах республики. На пример, если в 1991 — 80% высших учебных за ведений республики были сосредоточены в Бишкеке, то в 2001 из них 70% были открыты в регионах, где обучалось 53% студентов республики. В 2000—2001 учебном году в гос. высших учебных заведениях обучалось 48040 студентов, из них, на бюджетные отделения было принято — 7119, на контрактные отделения — 21773, на заочные отделения — 18806, в частные учебные заведения — 3078 студентов. Обучение проводилось в гос. высших учебных заведениях по 138 специальностям, в частных учебных заведениях — по 13 специальностям. Девушки составляют 65% от общего кол-ва студентов. В 2001 в вузах Кыргызстана работали 47 иностранных преподавателей. В вузах республики образование получают 1970 студентов из 24 стран (на основании межгосударственных соглашений обучаются ещё больше). В рамках программ «Знание» и «Кадры 21 века» сотни юношей и девушек обучаются за рубежом. Например, в странах СНГ обучаются более 500 студентов и аспирантов (из них 244 студента и аспиранта обучаются в Российской Федерации; в Таджикистане — 50, в Узбекистане — 115, на Украине — 4, в Казахстане — 115 студентов). В 2000—2001 учебном году в республике в 52 спец. средних учебных заведениях обучалось 26 тыс. студентов.

Президентская образовательная программа «Кадры 21 века» направлена на макс, содействие подготовке, переподготовке и научным стажировкам граждан Кыргызской Республики в ведущих образовательных и научных центрах мира.

Участники программы обучаются в лучших университетах (в т. ч. в магистратуре и аспирантуре) Турции, Германии, Российской Федерации, Австрии, Австралии, США, Великобритании, Китая, Индии, Малайзии, Южной Кореи, Италии. Обучение ведётся по таким специальностям, как компьютерные науки, финансы, банковское дело, экономика и менеджмент, международная журналистика, международные отношения, управление бизнесом, право, политические науки, химическая инженерия, медици на и др. В рамках Программы активно осуществляются программы стажировок в этих вузах кандидатов или докторов наук. Многим абитуриентам из Кыргызской Республики, поступающим в зарубежные высшие учебные заведения, предосталяются президентские стипендии. В рамках Программы предоставляются следующие стипендии: «Умют» — для студентов и аспирантов вузов, показавших особые академические, научно-творческие и общественно-значимые достижения. Стипендиатами являются победители республиканских и международных студенческих олимпиад, обладатели особых дипломов и др. знаков отличия; «Жеткинчек» («Доступ к образованию») для старшеклассников-отличников, окончивших школу и являющихся сиротами. Стипендиатами являются более 300 школьников из всех регионов, многие из отдалённых сел; «Прелюдия» — вручается юным талантам, достигшим первых значимых успехов в творческой деятельности. Стипендиатами являются обладатели призов многих международных конкурсов одарённых учащихся; «Алтыншаты» присуждается для дальнейшей поддержки талантов (в т. ч. и стипендиатам «Прелюдии»), заметно повысивших своё исполнительское мастерство. Стипендиаты «Алтын шаты», обучающиеся за рубежом, являются лауреатами премий мировых конкурсов музыкантов (Э.Атагельдиев и К.Кошоева — лауреаты второй премии конкурса пианистов: Г.Токтошева, Ч.Торобеков, А.Токталиев, А.Сыдыков, Ж.Раимбекова, А.Текенова). Заслуженные деятели искусств Кыргызской Республики Т.Жакшылыков и Э.Асанкулова прошли обучение в Академии театра (Кагли, Италия).

Профессионально-технические заведения. В 1920 в Туркестане был сформирован комитет по профессиональному образованию, в 1921 организованы курсы по различным профилям. В Кыргызстане аналогичные курсы были открыты на угольных предприятиях Кызыл-Кыи и Сулюкты. Время обучения составляло от 4 недель до 8 месяцев. В 1923 на руднике Кызыл-Кыя в системе профессионально-технического образования была впервые открыта школа фабрично-заводской учёбы (ФЗУ). Так как в конце 1930 школы ФЗУ не удовлетворяли запросы подготовки профессиональных кадров для народного хозяйства, то в 1942 начала создаваться система образования по подготовке трудовых резервов (15 апреля 1942 считается днём основания профессионально-технической системы образования Кыргызстана).

Анонс мероприятий

Образование в цифрах

Потребность в педагогических кадрах

Потребность в педагогических кадрах

Потребность в учителях