RSS
Новости дня
  
Яндекс.Метрика

job

hot

stopcorr

prov doc

История системы образования - Страница 2

В начале 1951—52 учебного года открытие Кыргызского государственного университета имело огромное общественное и культурное значение в жизни республики. Затем были открыты Ошский педагогический институт (1951), Кыргызский женский педагогический институт (1952), Педагогический институт в Караколе (1953), Фрунзенский политехнический институт (1954), Институт физкульутры и спорта (1955), Кыргызский государственный институт искусств (1967), Фрунзенский педагогический институт русского языка и литературы (1979). Были открыты спец. средние учебные заведения, например, Майлуу-Сайский электромеханический техникум, Ошский техникум строительства и торговли, Ошский, Караколский, Нарынский, Бишкекский муз.-пед. учебные заведения и др.

В начале 80-х годов в 10 высших учебных за ведениях Кыргызстана обучалось свыше 55 тыс. студентов и свыше 40 тыс. в спец. средних учебных заведениях.

В советский период в сфере образования на ряду с большими достижениями были допущены существенные ошибки. Не использовались лучшие достижения, передовой опыт и методы, накопленные в образовательной системе развитых стран. Образовательная система была урегулирована и применение различных способов обучения не допускалось. Такое положение умерило энтузиазм многих талантливых учителей и лучших деятелей системы образования, игнорировало их инициативу. Все предметы были подчинены партийному принципу и были под большим влиянием коммунистической идеологии. Не уделялось внимание нац. особенностям просвещения. В высших, спец. средних и профессионально-технических учебных заведениях все предметы велись только на русском яз. В столице Советского Кыргызстана — Фрунзе, в др. городах — Оше, Жалал-Абаде, Токмоке, Узгене, Кара-Балте и др. почти не было школ и детских садов с кыргызским яз. обучения. Таким образом сложилась негативная ситуация для кыргызов, проживающих во многих городах, посёлках, к-рые стали забывать родной яз. и нац. традиции.

В августе 1991, с обретением независимости Кыргызстана, в республике были проведены крупные реформы. Несмотря на переживаемые экономические трудности, многие преобразования в области образования и культуры, начали претворяться в жизнь. В настоящее время в системе образования на всех этапах проводится реформа. Основу этих преобразований составляют Закон Кыргызской Республики «Об образовании», Программа «Знание», Программа Президента Кыргызской Республики А.Акаева «Кадры 21 века», Программа «О доступности образования» («Жеткинчек»), а также др. официальные документы и концепции. Руководствуясь Законом «Об образовании», принятом в 1992 Жогорку Кенешем, в к-ром учтены все достижения практики системы образования развитых стран, в школах, профессионально-технических учебных заведениях, в спец. средних учебных заведениях начали готовить специалистов в соответствии с требованиями времени, применяя новейшие способы и методы обучения. С начала 1990 начали создаваться школы-гимназии с углубленным изучением отдельных предметов и профориентацией. На базе средних школы № 5 (с кыргызским яз. обучения) и школы № 6 (с русским яз. обучения) были созданы первые гимназии. В Кыргызстане начали функционировать многие лицеи, колледжи. В этом направлении большая помощь оказывается иностранными фирмами, предпринимателями и гос. учреждениями. В частности, большой вклад в развитие новой системы обучения внесли турецкие коллеги. Они организовали в Бишкеке, Оше, Жалал-Абаде, Нарыне разнопрофильные среднеобразовательные лицеи. Обучение ведётся на английском, кыргызском и русском яз. Во всех учебных заведениях различного типа ведётся изучение кыргызского яз. Этому способствовал Закон « О государственном языке», принятый в 1989.

В начале 2000—2001 учебного года кол-во общеобразовательных школ по республике составило — 1975, из них 1629 средних школ, 200 неполных средних школ, 125 начальных школ. В 365 школах ведётся углубленное изучение от дельных предметов, к ним относятся 104 гимназии, 57 лицеев. В общеобразовательных школах обучалось 1111,4 тыс. учащихся, из них 182 тыс. учащихся начали обучаться в школах, гимназиях и лицеях с углубленным изучением отдельных предметов. 99 тыс. учащихся обучались в старших классах (10—11 классы), 555,2 тыс. учащихся—в средних классах (5—9 классы), 457,2 тыс. учащихся — в начальных классах (1—4 классы). В 32 школах-интернатах и в общежитиях при школе обучаются и воспитываются 9,5 тыс. учащихся, а также 3,4 тыс.учащихся обучаются в спец. школах и школах-интернатах для детей-инвалидов с детства. 546 школ имеют подсобные хозяйства, а 959 школ — учебно-опытные участки. В среднем по республике классы сформированы из 25 учащихся, а в Бишкеке — из 30.

Большая работа проводится по компьютеризации школ, оснащению техническими средствами и мебелью, капитальному ремонту и реконструкции отопительной системы. В этом направлении существенный вклад внесли Азиатский банк развития (кредит),ЮНИСЕФ, Фонд «Сорос—Кыргызстан», «Благотворительный корпус» и др. организации. В школах функционируют компьютерные кабинеты, а в 866 школах — кабинеты по информатике и вычислительной технике. Десятки школ получили доступ в Интернет. В корне изменились программы образования и учебные планы. В школах были введены курсы: «Уроки нравственности», «Уроки Манаса», «Родиноведение». В начальных классах был введён иностранный яз. Дополнительно проводились курсы: «Природоведение», «Информатика и вычислительная техника», «Права человека». Широко применяется среди школьников практика тестирования, к-рая проводится среди студентов. Ежегодно проводятся региональные и республиканские олимпиады по предметам, где принимают участие около 100 тыс.у чащихся 8—11-х классов. Получены лицензии 27 частными школами. В системе среднего образования возникли лучшие школы, отличающиеся высоким уровнем обучения. К ним относятся: в Бишкеке — школа № 61, 13 школ-лицеев, школы-гимназии № 5, 6, 7, 70; в Кара-Балте школа-гимназия № 6; учебный центр «Ноокат» в Ноокатском р-не; в Жалал-Абаде — школа-гимназия № 14; в Караколе — лицей имени Т. Сатылганова и др.

В 1991—2000 вышло в свет множество новых оригинальных учебников. Учебники создаются вне зависимости от идеологии, как это было в советский период. В 1990—2000 было выпущено 338 наименований учебников и учебных пособий, тиражом 9921 тыс. экземпляров. Огромный вклад в обеспечении школ учебниками оказали кредиты Азиатского банка развития, иностранных организаций «Данида», Фонда «Сорос-Кыргызстан».

Анонс мероприятий

Образование в цифрах

Потребность в педагогических кадрах

Потребность в педагогических кадрах

Потребность в учителях