RSS
Новости дня
  
Яндекс.Метрика

job

hot

stopcorr

prov doc

История системы образования - Страница 1

В 80—90-е годы 19 века в Кыргызстане появились школы, обучающие с.-х. знаниям. Первая сельскохозяйственная школа была открыта в Караколе в 1888, в Бишкеке в 1890, к-рая просуществовала до 1894, называлась школой кыргызского садоводства. В 1893—1914 в этой школе прошли обучение 54 ученика. Некоторые кыргызские дети в учебных заведениях Каракола и Бишкека получили 4-х классное образование. В 1914 они были преобразованы в высшие начальные учебные заведения. Кыргызы, окончившие эти заведения, работали переводчиками, писарями и были др. мелкими служащими. В 1911 в Караколе открылась прогимназия для девочек. В 1916 частная школа для девочек в Бишкеке была преобразована в прогимназию для девочек. Из 190 учащихся — 11 были девочки-кыргызки. В начале 20 века единственным средним учебным заведением в Кыргызстане была Бишкекская мужская гимназия, а также существовали два неполных средних учебных заведения — прогимназия для девочек в Караколе и Бишкеке. Со второй половины 19 века в мусульманских школах выросло число учащихся с начальным образованием. В Кыргызстане по сравнению с др. школами преобладало кол-во конфессиональных школ. В 1909 в Бишкекском уезде существовало — 14, в Караколском уезде — 12, в Южном Кыргызстане — 169 школ, оказавшихся под сильным религиозным влиянием. До Октябрьской революции с каждым разом росло число школ. В основном, в Южном Кыргызстане было открыто много средних учебных заве дений — медресе. По данным 1892, на юге работали 7 медресе (из них 5 были в Оше). В 1914 в Ошском уезде их кол-во достигло 88 и в них обучалось около 1176 детей. В единственном медресе Каракола получили образование 45 детей. Окончившие медресе работали в должности муфтия, казы, мудариса (учителя). В школе дети обучались письму, чтению религиозных книг, изучению арабской грамматики, а также осваивали мусульманскую религию (шариат), гражданское право и др. В конце 19 и начале 20 века в Средней Азии среди буржуазных деятелей было возобновлено реформаторское течение. В первую очередь они стремились изменить способы обучения в мусульманских школах. В результате чего были созданы школы нового типа («Усули жадид»). В таких школах, наряду с предметами религиозного характера, проводились занятия общего профиля (арифметика, география и др.), в классах были размещены парты, доска, стол для учителя, использовались географические карты. В 1901—1902 первоначально в Кыргызстане школы нового типа открылись в Бишкеке, Токмоке и Караколе. Лучшие выпускники для дальнейшего обучения направлялись в Казанское и Уфинское медресе. Школы нового типа позже стали появляться в кыргызских сёлах. Например, в 1909 в Чон-Кемине открылась школа «Медресе Шабдана», в 1912 в Кочкорской долине, в Ак-Таала, в Курткеде, в Туура-Суу Тонской волости (здесь учительствовал Эшеналы Арабаев, получивший образование в Казани и Уфе). В 1911 в Жумгале вблизи села Куланак в Кара-Булаке открылась «Школа Курмана». В начале 20 века школы нового типа внесли большой вклад в развитие образования населения Кыргызстана. Большинство выпускников этих школ позже составили передовую часть интеллигенции.

Резкие изменения в образовании населения Кыргызстана произошли в связи с установлением Советской власти. В советский период развитие духовной культуры кыргызского народа, науки достигло весомых результатов. В первые годы Советской власти для ликвидации безграмотности населения было введено всеобщее начальное образование, затем 7—8 классное образование, была осуществлена идея среднего образования. Позже, к 1940, выросла сеть профессионально-технических, спец. средних и высших учебных заведений. В 1918 во всех уездах Кыргызстана сформировались отделы образования, к-рые приступили к основанию советских школ нового типа. Вместо бывших мусульманских школ, школ нового типа, русских школ, русско-местных школ были организованы школы с первичным и вторичным этапами обучения. В школе с первичным этапом обучения учились дети в возрасте 8—13 лет, со вторичным этапом обучения — подростки в возрасте 13—17 лет. В 1923 в Кыргызстане было более 20 тыс. учащихся и функционировали 327 школ (из них — 251 кыргызских школ). В это же время в целях обеспечения школ учителями были организованы краткосрочные курсы. На кыргызско-казахские пед. курсы, открытые в 1919 в Ташкенте, было направлено 137 чел. В том же году более 300 учителей кыргызских школ прошли в Верном на учительских курсах подготовку и переквалификацию. Немного спустя в Бишкеке, Токмоке, Караколе были открыты 6-ти и 2-х месячные курсы.

В первые годы Советской власти была продела огромная работа по ликвидации безграмотности. В 1919 в Кыргызстане открылись общеобразовательные первоначальные курсы для взрослых. Спец. декретом было введено обязательное обучение письму и чтению граждан от 18 до 40 лет. Были организованы вечерние курсы по ликвидации безграмотности в Бишкеке, Токмоке и др. городах и сёлах. В конце 1924 был создан Академический центр, на базе к-рого была образована Кара-Кыргызская научная комиссия. Эта комиссия на основе нац. яз., проделала соответствующую работу по разработке алфавита, развитию норм литературного яз. и составлению терминологии по отраслям наук. После нац.-гос. деления в Средней Азии школы Кыргызстана стали интенсивно развиваться. В целях дальнейшего улучшения образования был рассмотрен вопрос о введении латинского алфавита вместо арабской графики, к-рый в 1928— 29 стал широко применяться во всех кыргызских школах. В 1940 этот алфавит был заменён русской графикой. В 1930—50 в школах Кыргызстана окончили: 4 класса — 496123 учащихся (из них 233532 кыргыза); 7 классов — 170330 учащихся (из них 70142 кыргыза); 10 классов — 24341 учащихся (из них 8890 кыргызов). В последующие годы была успешно осуществлена программа всеобщего среднего образования. В 1975 восемь классов окончили 86,6% учащихся, к-рые продолжили среднее образование дальше. В 1979 эта цифра составила 98,6%. В 1981-82 учебном году в 1734 школах республики всех типов обучалось 909,6 тыс. учащихся. В годы Советской власти кол-во школ увеличилось в 15 раз, учащихся в 114 раз, а кол-во учителей в 230 раз, к-рые основали самый крупный слой интеллигенции республики. В советский период в республике сформировалось и получило развитие и профессиональное образование.

25 октября 1925 в Бишкеке открылось учебное заведение нового типа — Институт народного просвещения, преобразованный затем в Педагогический техникум. Это заведение окончили многие выдающиеся творческие личности, руководители и служащие советских органов. В 1928—29 был открыт пед. рабочий факультет (рабфак). В 1932 было организовано первое высшее учебное заведение — Кыргызский государственный педагогический институт. В 1933 -эй открыт Кыргызский зооветеринарный институт, к-рый позже был преобразован в Сельскохозяйственный институт имени К.И.Скрябина В сентябре 1939 был основан Кыргызский государственный медицинский институт. В 1935 в Бишкеке, в 1939 в Оше, в 1940 в Караколе были открыты пед. институты. С 1950 увеличилось кол-во высших и спец. средних учебных заведений.

FaLang translation system by Faboba

Анонс мероприятий

Образование в цифрах

Потребность в педагогических кадрах

Потребность в педагогических кадрах

Потребность в учителях