Закон Кыргызской Республики "О науке и об основах государственной научно-технической политики"

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О науке и об основах государственной научно-технической политики

г.Бишкек, от 15 апреля 1994 года N 1485-XII

(В редакции Законов КР от 2 июня 1999 года N 44, 17 октября 2008 года N 231, 1 июня 2012 года N 77)

(Введен в действие постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 15 апреля 1994 года N 1486-XII)

Настоящий Закон закрепляет основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие функционирование науки и научно-технической деятельности (далее научно-технической политики) в республике.

Государство оказывает приоритетную поддержку развитию науки как определяющего источника экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создает необходимые условия для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научно-технической деятельности, обеспечивает использование достижений отечественной и мировой науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и иных проблем.

Закон определяет:

- роль государства в развитии науки и техники, использовании научно-технических результатов для преобразования общественного производства и удовлетворения потребностей людей;

- основные цели, направления и принципы государственной научно-технической политики;

- формы и методы государственного регулирования в научно-технической сфере;

- полномочия государственных органов в осуществлении научно-технической политики;

- экономические и правовые гарантии развития научно-технической деятельности;

- правовые основы деятельности научных работников и научных коллективов.

Раздел I
Общие положения

Статья 1. Законодательство Кыргызской Республики о науке и об основах государственной научно-технической политики

Законодательство Кыргызской Республики о науке и об основах государственной научно-технической политики состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других законодательных актов Кыргызской Республики.

Статья 2. Основные цели и направления Закона о науке и об основах государственной научно-технической политики

Закон о науке и об основах государственной научно-технической политики направлен на:

- существенное повышение эффективности отдачи и роли науки для решения экономических, социальных и культурных проблем жизни республики;

- оптимизацию и стабилизацию функционирования научных, научно-технических и проектно-технологических организаций, сохранение научного и научно-технического потенциала;

- создание благоприятных организационных и материально-технических условий для развития и функционирования научных учреждений;

- обеспечение социальных гарантий стабильности научных и научно-технических работников.

Государство, на основе гарантированного содействия, обеспечивает повышение роли науки и техники в жизни общества, развитие свободы научного творчества, активизацию научно-технической деятельности, охрану интеллектуальной собственности, являющейся результатом этой деятельности.

Статья 3. Порядок регулирования научно-технической деятельности

На основе настоящего Закона регулируются отношения, возникающие в процессе научно-технической деятельности, включая проведение исследований и разработок, опытных работ, освоение и распространение новой техники и технологии, а также связанные с использованием новой научно-технической продукции ее потребителями.

Отношения между участниками научно-технической деятельности регулируются настоящим Законом, другими законодательными актами Кыргызской Республики, а также заключаемыми договорами.

Порядок деятельности государственных научных и научно-технических организаций, подчиненных непосредственно административным ведомствам или другим государственным органам Кыргызской Республики, определяется на основе настоящего Закона Правительством Кыргызской Республики.

Порядок и масштабы деятельности, включая численность занятых исследованиями и разработками, в самостоятельных исследовательских и научно-технических организациях (фирмах, предприятиях) определяются ими в соответствии с настоящим Законом, законодательством Кыргызской Республики и целями деятельности организации. При этом научно-технические организации, основной деятельностью которых является проведение прикладных исследований и разработок с получением коммерческого эффекта, определяют порядок и масштабы своей деятельности исходя из конъюнктуры спроса на научно-техническую продукцию на основе рыночных отношений.

Деятельность самостоятельных научно-технических организаций (фирм, предприятий) регулируется путем предоставления им целевых кредитов и субсидий, правительственных заказов и контрактов (договоров) с помощью установленных законодательством налогов, льгот, кредитных ставок и других способов экономического регулирования.

Раздел II
Государственное регулирование научно-технической политики

Статья 4. Определение государственной научно-технической политики

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики Кыргызской Республики, определяющая основные цели, направления, принципы, формы и методы деятельности государства в научно-технической сфере.

Государство формирует и реализует научно-техническую политику, определяет меры, формы и средства своего участия в научно-технических работах межгосударственного и международного значения исходя из собственных интересов и возможностей, создает структуры, защищающие его права и интересы в научно-технической сфере.

Государство обеспечивает:

- социально-экономические, организационные, правовые условия для формирования и эффективного использования научно-технического потенциала, включая государственную поддержку всех субъектов научно-технической деятельности;

- создание современной инфраструктуры науки, подготовку научно-технических кадров, их правовую и социальную защиту, интеграцию образования науки и производств;

- государственное финансирование и приоритетное материально-техническое обеспечение фундаментальных исследований, государственных научно-технических программ, контроль за эффективным и рациональным использованием средств госбюджета;

- поддержку приоритетных направлений развития науки и техники и концентрацию ресурсов для их реализации;

- создание рынка научно-технической продукции и внедрение достижений науки и техники в производственную и социальную сферу;

- организацию статистики в научно-технической сфере;

- информационное обеспечение принятия решений в сфере науки и техники;

- проведение оценки научно-технического уровня исследований, новых технологий и техники, экспертизы важных научно-технических проектов;

- установление связей с другими государствами для использования достижений отечественной и мировой науки и техники в народном хозяйстве.

Статья 5. Основные принципы государственной научно-технической политики

Основными принципами государственной научно-технической политики Кыргызской Республики являются:

- органичное единство научно-технического прогресса с экономическим, социальным и духовным развитием общества;

- демократизация управления (различные формы общественного обсуждения, компетентная и объективная экспертиза, конкурсные начала);

- учет требований экологической безопасности;

- первоочередная государственная поддержка научно-исследовательских работ, обеспечивающих решение важнейших проблем развития Кыргызской Республики путем выбора научно-технических приоритетов и концентрации ресурсов на их реализации;

- поддержка научной и изобретательской деятельности, технического творчества, защита интеллектуальной собственности;

- поддержка конкуренции и предпринимательства в научно-технической сфере;

- равноправие всех форм организации научно-технической деятельности, сочетание коллективного и индивидуального научно-технического творчества;

- единство развития научного, образовательного и производственного потенциала;

- участие научно-технической общественности в формировании и реализации государственной научно-технической политики;

- максимальное использование возможностей мировой науки и международного научно-технического сотрудничества для обеспечения научно-технического прогресса;

- свобода распространения научно-технической информации и пропаганда научно-технических достижений.

Статья 6. Полномочия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в области государственной научно-технической политики

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики по представлению Правительства Кыргызской Республики утверждает отчет об исполнении бюджетного финансирования научных исследований и долю затрат на развитие науки и техники от общего объема национального дохода на очередной период.

Статья 7. Полномочия Правительства Кыргызской Республики и органов государственного управления в области государственной научно-технической политики

Правительство Кыргызской Республики:

- определяет основные цели, направления, принципы государственной научно-технической политики;

- обеспечивает проведение в жизнь государственной научно-технической политики;

- согласовывает и утверждает приоритетные направления развития науки и техники, перечень национальных и государственных научно-технических программ;

- создает или упраздняет государственные научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения, республиканские научно-производственные объединения и комплексы, научные центры, совместные научные учреждения с другими государствами и иностранными фирмами, если они финансируются из бюджета республики;

- осуществляет финансирование научных исследований из государственного бюджета, принимает меры по укреплению материально-технической базы научных учреждений;

- осуществляет контроль за эффективным расходованием госбюджетных средств, рациональным использованием материально-технической базы;

- поддерживает и стимулирует создание внебюджетных фондов для осуществления и поддержки научно-технической деятельности;

- координирует научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, финансируемые из госбюджета республики;

- создает на основе действующего законодательства, экономические, правовые и организационные механизмы, стимулирующие деятельность предприятий, объединений и организаций по ускорению научно-технического прогресса;

- заключает межправительственные соглашения, договоры о сотрудничестве в научно-технической сфере, координирует деятельность предприятий, учреждений и организаций Кыргызской Республики в сфере международного научно-технического сотрудничества.

Реализацию государственной научно-технической политики Правительство осуществляет через свой специально созданный орган (или органы), который действует в соответствии с Положением об этом органе, утвержденным Правительством.

Министерства, госкомитеты и административные ведомства, другие центральные органы государственного управления Кыргызской Республики, местные органы государственной власти участвуют в осуществлении государственной научно-технической политики в пределах своих полномочий, предусмотренных действующим законодательством.

Раздел III
Система науки и научные, научно-технические учреждения

Статья 8. Научные и научно-технические учреждения

К научным учреждениям относятся Национальная академия наук и академические институты, научные подразделения высших учебных заведений, отраслевые и межотраслевые научно-исследовательские институты, научные центры и технологические бюро, инженерные центры, научно-производственные объединения, опытные станции, научные базы, фирмы, научные станции.

Научные и научно-технические учреждения - это юридические лица, в задачу которых входит проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других научно-технических работ, а также вспомогательных работ, обеспечивающих научную деятельность.

В Кыргызской Республике могут действовать государственные, коллективные и частные научные учреждения. Допускается создание научных учреждений со смешанной собственностью в любых формах, не запрещенных законом.

Статья 9. Правовое положение научных и научно-технических учреждений

Научные учреждения осуществляют научно-исследовательскую деятельность, если она соответствует целям и задачам, предусмотренным уставом данного учреждения, и не противоречит законодательным актам Кыргызской Республики.

Научные и научно-технические учреждения имеют право:

- самостоятельно определять основные направления научной деятельности;

- участвовать в конкурсах на финансирование научных исследований;

- развивать прямые связи с другими научными учреждениями и предприятиями;

- вступать в объединения, создавать в установленном порядке филиалы, а также производственные и другие хозяйственные предприятия (с различной формой собственности для получения и реализации научно-технической, технологической и другой продукции), дочерние совместные научно-исследовательские подразделения, если это предусмотрено уставом научной организации;

- издавать научные труды, периодические и серийные издания, формировать научно-технические базы данных, проводить научные конференции и другие научные мероприятия;

- повышать квалификацию научных работников, осуществлять подготовку специалистов через аспирантуру и докторантуру;

- создавать в установленном порядке советы по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий;

- принимать участие в межгосударственных научно-технических программах, заключать контракты с зарубежными организациями;

- оказывать за дополнительную плату услуги гражданам и сторонним организациям, учреждениям, если это не противоречит действующему законодательству Кыргызской Республики.

Государство предоставляет государственным научным учреждениям на весь срок их деятельности в безвозмездное пользование основные и оборотные фонды, землю и прочее государственное имущество, используемые для деятельности, предусмотренной их уставами.

Государственным научным учреждениям могут передаваться на весь срок их деятельности в безвозмездное пользование участки земель для организации научных, испытательных полигонов (геоэкологические, физические, химические и т.п.).

Основные и оборотные фонды, земельные участки и прочее государственное имущество не подлежат изъятию.

Государственные научные учреждения Кыргызской Республики при необходимости могут создавать отраслевые и региональные отделения, научно-исследовательские институты, научные, учебно-научные инженерные центры, научно-учебные лечебные комплексы, инновационные центры, малые и совместные предприятия в установленном порядке.

(В редакции Закона КР от 17 октября 2008 года N 231)

Статья 10. Свобода конкуренции и предпринимательства в сфере научно-технической деятельности

Государство поддерживает развитие рыночных отношений в сфере науки и техники, поощряет конкуренцию, формирование и развитие различных научных школ, альтернативные идеи и проекты, поддерживает и стимулирует независимую научно-техническую инициативу, предпринимательскую деятельность по проведению научных исследований и реализации их результатов путем целенаправленной кредитно-финансовой, ценовой, налоговой и антимонопольной политики и создания разнообразных форм научно-технической деятельности.

Статья 11. Порядок создания и регистрации научного учреждения

Научные учреждения, финансируемые из госбюджета, создаются решением Правительства Кыргызской Республики.

Научные учреждения подлежат регистрации в соответствии с порядком, установленным для регистрации предприятий или учреждений.

Научное учреждение приобретает права юридического лица с момента регистрации устава.

Статья 12. Руководство научным учреждением

Руководитель государственного научного учреждения избирается тайным голосованием на общем собрании трудового коллектива на альтернативной основе сроком на 5 лет из числа специалистов с ученой степенью доктора наук соответствующих профиля и квалификации или имеющих опыт руководящей работы в соответствующей отрасли с ученой степенью доктора наук.

Одно и то же лицо не может быть избрано более двух сроков подряд.

Порядок освобождения от должности руководителей научных учреждений определяется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 1 июня 2012 года N 77)

Статья 13. Организации, учреждения и предприятия, участвующие в проведении научно-технической политики

К организациям, участвующим в проведении научно-технической политики относятся также организации научно-технической экспертизы, информации, аккредитационные службы, республиканские и местные фонды, деятельность которых направлена на поддержку и развитие научно-технической сферы. Эти службы являются независимыми в области экспертизы, лицензирования и аккредитации.

Статья 14. Общественные научные и научно-технические объединения

Частные, коллективные, общественные и другие научные организации, объединяющие на добровольных началах ученых и специалистов соответствующей области функционируют на принципах полной самостоятельности, самофинансирования, самообеспечения и действуют на основе законов Кыргызской Республики и своих уставов или положений.

Частные, коллективные, общественные и другие научные организации могут иметь свои фонды.

Частные, коллективные, общественные и другие научные организации регистрируются государственными органами.

Статья 15. Взаимоотношения государственных органов и общественных научных и научно-технических объединений в осуществлении научно-технической политики

Государственные органы осуществляют научно-техническую политику при участии государственных и общественных научных и научно-технических объединений.

Государство не препятствует созданию общественных научных и научно-технических объединений и может привлекать их для подготовки, принятия и реализации основных решений в научно-технической сфере, а также обеспечивает условия для их участия в формировании и проведении государственной научно-технической политики.

Статья 16. Государственная защита права на научно-техническую продукцию

Государство защищает право интеллектуальной собственности на научную и научно-техническую продукцию. Возникающие в этой сфере отношения регулируются законодательством Кыргызской Республики.

Государство обеспечивает субъектам научной и научно-технической деятельности равные условия защиты права собственности на научно-техническую продукцию в судебном порядке.

Раздел IV
Субъекты научной и научно-технической деятельности

Статья 17. Научные работники и их коллективы - основные субъекты научно-технической деятельности

Субъектами научной и научно-технической деятельности являются физические и юридические лица, непосредственно участвующие в процессе научных исследований, создания и внедрения научной и научно-технической продукции и технологий.

Основным субъектом научной и научно-технической деятельности является научный и научно-технический работник.

Научным и научно-техническим работником, является лицо с высшим образованием или соответствующий высшему образованию подготовкой, профессионально занимающееся самостоятельно или в существующих организационных формах научно-технической деятельностью (научно-исследовательской, проектно-конструкторской, опытно-технологической, проектной, изыскательской или иной работой) в области естественных, технических или общественных наук, теоретических или прикладных исследований.

Основным организационным звеном в научной и научно-технической сфере является научно-технический коллектив, объединяющий научных и научно-технических работников.

Постоянные объединения научно-технических коллективов создают научные организации.

Организационной структурой по внедрению научно-технических разработок в производство являются инновационные предприятия и организации.

Статья 18. Правовое положение научных работников

Научный работник имеет право на:

- свободное изъявление своих научных взглядов и защиту от посягательств на свободу его творчества, защиту интеллектуальной собственности, независимую экспертизу результатов научных исследований, реализацию различных, не противоречащих закону, форм результатов научно-исследовательской деятельности;

- повышение научной квалификации путем стажировки в ведущих научно-исследовательских учреждениях, учебу в аспирантуре и докторантуре, участие в научных конференциях;

- обмен научной информацией и совместные исследования с зарубежными коллегами, публикацию работ в других странах, стажировку и работу в научных организациях за рубежом;

- вступление или избрание в республиканские и зарубежные научные сообщества;

- совершение иных, не запрещенных законом действий по достижению целей научно-исследовательской работы.

Уставами научных организаций могут быть определены также и другие права для научных работников.

Обязанности научных работников регламентируются уставом научной организации или условиями контракта (трудового договора).

Никто не вправе требовать от научного работника выполнения работ, не предусмотренных трудовым или иным договором, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством.

Возникающие споры, связанные с нарушением прав научного работника или невыполнением им обязанностей, предусмотренных законом или договором, рассматриваются судом.

Статья 19. Независимость исследователя

Исследователь свободен в выборе направления, темы и методов исследования и руководствуется своим научным интересом и требованиями гуманизации науки, включая характер и назначение ее достижений.

Исследователю и научному сообществу гарантируется защита от идеологизации науки, влияния на научную среду любых партийных и классовых интересов, бюрократического давления, некомпетентного вмешательства в исследовательский процесс.

Каждый исследователь независимо от администрации, с которой он находится в трудовых отношениях, имеет право на финансирование заявленных им в порядке конкурса работ и проектов, предоставляемое ему государственными, общественными или иными фондами в виде субсидий (грантов).

Исследователь имеет право на признание его авторства на полученные научные или технические результаты, а также право на распоряжение ими в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Государство содействует свободной и своевременной публикации результатов исследований в республике и за рубежом, всемерно способствует открытым и свободным контактам исследователя с международным научным сообществом.

Исследователь имеет право выбирать место своей работы в любом государстве на срок, определяемый им самим, исходя из своих научных интересов.

Исследователи могут свободно и самостоятельно объединяться в коллективы, ассоциации, союзы и другие добровольные научные объединения, создавать независимые ориентированные на коммерческий эффект организации (фирмы, предприятия, акционерные компании, корпорации) в любой форме, не запрещенной законом.

Статья 20. Использование контрактов в научно-технической сфере

Должности научных работников замещаются в порядке конкурса или на контрактной основе.

Государство признает контракт (договор) как средство, обеспечивающее эффективное развитие общественных отношений в научно-технической сфере.

Исследования и разработки в сфере науки и техники, предусматривающие получение исследовательским коллективом или отдельным исследователем соответствующего результата в решении конкретной проблемы в течение определенного срока, организуются преимущественно по контрактам.

На контрактной основе могут также выполняться научные достижения и разработки для нужд государств. В этом случае контракт заключается между государственным органом и организацией или отдельным исполнителем.

Субъектами контрактов могут быть юридические и физические лица Кыргызской Республики и других государств согласно законодательству Кыргызской Республики и межгосударственным соглашениям и договорам.

Научно-технические организации могут приглашать на работу по контракту работников, включая иностранных специалистов, и самостоятельно определять условия организации и оплаты их труда.

Статья 21. Оплата труда научных работников

Оплата труда научных работников в научных организациях осуществляется согласно действующему законодательству Кыргызской Республики и максимальным размером не ограничивается.

Оплата труда членов временных исследовательских групп осуществляется на договорной основе.

Участие научного работника во временных творческих коллективах с дополнительной оплатой, а также работа по совместительству не ограничиваются дополнительными условиями при выполнении своих обязанностей по основному месту работы.

Статья 22. Государственное стимулирование достижения научными работниками высшей квалификации

Стимулирование достижения высшей квалификации научными работниками, работающими в государственных научных организациях, обеспечивается применением моральных стимулов, системой оплаты труда и системой льгот в социально-бытовой сфере.

Статья 23. Социальная защита научных работников

Государство создает условия и гарантирует достойный статус научных работников и его защиту путем:

- приравнения докторов (профессоров) и кандидатов наук к высшим должностным категориям государственных служащих;

- сохранения докторам (профессорам) и кандидатам наук, работающим в государственных учреждениях, льгот в соответствии с действующим законодательством;

 - предоставления докторам (профессорам) и кандидатам наук, работающим в государственных учреждениях, трудового отпуска соответственно в размере: 48 и 36 рабочих дней;

 - предоставления научному работнику государственной квартиры с правом ее бесплатной приватизации, если он проработал не менее 10 лет в научных учреждениях;

 - выделения дополнительной жилой площади (отдельной комнаты) докторам (профессорам) и кандидатам наук размером не менее 20 м и 15 м соответственно, сверх имеющейся на момент получения квартиры норм жилой площади;

 - выделения льготных кредитов докторам (профессорам) и кандидатам наук на строительство собственного дома, выкуп квартиры, обустройство дачно-садового участка и другие социально-бытовые нужды;

- предоставления прочих условий, регламентируемых законодательством Кыргызской Республики.

Статья 24. Ответственность научного работника

Научный работник несет ответственность перед другими научными работниками, обществом, государством, человечеством за направленность, методы и достоверность проводимых исследований, их результаты и использование этих результатов в практической деятельности в интересах развития научно-технического прогресса, гуманности, справедливости, экологической безопасности, сохранения жизни.

Научный работник, недобросовестно исполняющий свои трудовые (служебные) обязанности, несет ответственность в соответствии с законодательством.

Научный работник отвечает также:

- за нарушение норм профессиональной этики и нравственных правил;

- невыполнение других обязанностей, предусмотренных настоящим Законом.

Мера ответственности, применяемая к научному коллективу, является одновременно мерой ответственности, применяемой к его членам, если учредительными документами этого коллектива не определено иное.

Статья 25. Государственная политика в формировании и поощрении научно-технических кадров

Государственная политика в формировании научно-технических кадров является составляющей государственной научно-технической политики и направлена на воспроизводство интеллектуального потенциала общества, развитие и распространение научной и технической культуры, воспитание новаторства и способностей к творчеству у работников научно-технической сферы.

Государство обеспечивает повышение престижа научного труда, социальную, экономическую и правовую защищенность научно-технических работников и научно-педагогических кадров.

Государство обеспечивает подготовку и переподготовку научно-технических кадров в государственных научных учреждениях и учебных заведениях, выделяет необходимые для этого бюджетные ассигнования и материальные ресурсы, законодательно предоставляет соответствующие льготы. Государство создает равные правовые условия для функционирования, базирующихся на разнообразных формах собственности организационных структур, осуществляющих обучение и повышение квалификации кадров.

Государство обеспечивает создание системы поиска и отбора талантливой молодежи, формирование специализированных научно-исследовательских и учебно-производственных учреждений на базе вузов, научных организаций и предприятий, содействует стажировке молодежи, совместительству научных работников, преподавателей, специалистов на преподавательской и научно-исследовательской работах, другим формам интеграции науки и образования.

Государство содействует подготовке и переподготовке научно-технических и научно-педагогических кадров за пределами Кыргызской Республики.

Государство внедряет и поддерживает систему аттестации кадров, содействует признанию эквивалентности дипломов о высшем образовании и научных степеней на межгосударственном уровне.

Государство устанавливает обязательный, реализуемый через образовательные программы минимум научно-технических званий для каждого уровня образования.

Государство устанавливает государственные премии за наивысшие достижения в области науки и техники, премии имени выдающихся кыргызских ученых, почетные звания для лиц, внесших значительный вклад в развитие науки, технологии, их реализацию в производстве, отличившихся в подготовке научно-технических кадров.

Негосударственные и общественные научно-технические объединения могут устанавливать в соответствии со своими уставами специальные премии и звания, не используя для этого бюджетные средства.

Статья 26. Формы повышения научной квалификации

Национальная Академия наук, высшие учебные заведения и другие научные учреждения Кыргызской Республики, располагающие квалифицированными научными кадрами и материальной базой, вправе открывать в установленном порядке аспирантуру, докторантуру, специализированные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций, организовать стажировку научных работников и использовать другие формы повышения квалификации.

Статья 27. Национальная аттестационная комиссия

Национальная аттестационная комиссия Кыргызской Республики является государственным центральным научно-экспертным органом, осуществляющим единую государственную политику в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и присуждение ученых степеней, присвоение ученых званий.

Национальная аттестационная комиссия Кыргызской Республики осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями Конституции Кыргызской Республики, законов Кыргызской Республики, других нормативных правовых актов Кыргызской Республики и Положения о Национальной аттестационной комиссии, утверждаемого Президентом Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 2 июня 1999 года N 44)

Раздел V
Приоритетные направления науки и техники

Статья 28. Определение государственных приоритетов развития науки и техники

Основой для определения приоритетных направлений развития науки и техники является комплексный прогноз социально-экономического и научно-технического развития Кыргызской Республики с обязательным анализом различных его вариантов и использованием заключений государственной экспертизы, независимых экспертов и общественного обсуждения.

Правительство Кыргызской Республики по каждому приоритетному направлению развития науки и техники определяет государственные органы и научных организации, разрабатывающие концепцию соответствующего направления развития науки и техники с определением целей, ожидаемых экономических и социальных результатов, структурных изменений в производстве в результате его реализации и обосновывающие необходимые для этого расходы.

Концепция рассматривается Правительством Кыргызской Республики и после ее одобрения является основой для формирования государственных научно-технических программ по проведению научных исследований, созданию и освоению новых видов техники и технологии.

Статья 29. Национальные, государственные и межгосударственные научно-технические программы

Национальные научно-технические программы формируются исходя из долгосрочных интересов развития Кыргызской Республики и направлены на решение важнейших социально-экономических проблем.

Основным средством реализации национальных программ и приоритетных направлений развития науки и техники являются государственные и негосударственные, общественные научно-технические программы.

Государственные научно-технические программы формируются и реализуются на основе целевых проектов и разработок, отобранных на конкурсной основе.

По каждой из государственных научно-технических программ Правительство Кыргызской Республики определяет орган управления, ответственный за развитие и реализацию программы, назначает руководителей программы, предоставляет им необходимые полномочия, в том числе право распоряжаться ресурсами.

Права и обязанности органа управления научно-технической программой определяются Правительством Кыргызской Республики.

Кыргызская Республика участвует в разработке и осуществлении межгосударственных научно-технических программ на основе многосторонних или двусторонних договоров и соглашений, предусматривая выделение для этой цели бюджетных средств.

Статья 30. Государственный заказ в научно-технической сфере

Государственный заказ в научно-технической сфере обеспечивает экономически выгодные условия для участия субъектов научно-технической деятельности в развитии фундаментальных исследований, разработке и освоении принципиально новых технологий, научно-технической продукции, создаваемых, как правило, в соответствии с государственными научно-техническими программами и по конкурсным проектам государственных органов, а также государственными фондами, поддерживающими научно-техническую деятельность. Государство обеспечивает гласность при проведении конкурсов на получение государственного заказа.

Государственный заказ обеспечивается финансированием и поддерживается материально-техническими ресурсами и выдается исполнителям на конкурсной основе.

Статья 31. Независимая научно-техническая экспертиза

Независимая научно-техническая экспертиза является неотъемлемым элементом научно-технической деятельности и проводится в целях обеспечения научной обоснованности структуры и содержания приоритетных направлений развития науки и техники, соответствующих научно-технических программ и проектов, определения социально-экономических и экологических последствий осуществления научно-технической деятельности, анализа эффективности использования научно-технического потенциала, определения уровня исследований и их результатов.

Независимая научно-техническая экспертиза проводится при участии представителей государственных и общественных организаций, учреждений, заведений, а также отдельных специалистов, в том числе зарубежных.

Привлечение к проведению экспертизы научных работников и специалистов, а также научных организаций и учреждений осуществляется на основе контракта (договора), в котором обусловливаются действия, связанные с проведением экспертизы.

Средства на проведение экспертизы предусматриваются в объемах общих затрат на финансирование научно-технической деятельности.

Порядок организации и деятельности органов независимой научно-технической экспертизы и их структура определяются Правительством в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

Раздел VI
Материально-техническое и информационное обеспечение

Статья 32. Порядок материально-технического обеспечения научных исследований

При решении вопросов финансирования из государственного бюджета научных исследований, одновременно рассматривается вопрос о выделении средств на материально-техническое обеспечение и развитие.

Материально-техническое обеспечение осуществляется научными учреждениями на договорной основе.

Статья 33. Система научно-технической информации

Государство в целях создания системы научно-технической информации обеспечивает развитие центральных и территориальных сетей первичного сбора и обработки всех видов научно-технических данных, осуществляет меры по распространению и повышению качественного уровня информационной продукции.

Государство обеспечивает необходимую финансовую, в том числе валютную, поддержку поступления информации, литературы, периодики в государственные информационные центры, научные библиотеки, создает их сеть.

Государство содействует открытости, общедоступности и сохранению научно-технической информации. Ограничения по распространению и доступу к информации, являющейся государственной, служебной или коммерческой тайной, определяются законодательством Кыргызской Республики.

Функционирование системы информации регулируется законодательством Кыргызской Республики.

Статья 34. Патентно-лицензионная деятельность

Регулирование всего комплекса правовых и экономических отношений, связанных с созданием, защитой и использованием промышленной собственности и изобретений, осуществляется патентным законодательством Кыргызской Республики и межгосударственными многосторонними или двусторонними договорами и соглашениями с участием Кыргызской Республики.

Статья 35. Метрология, стандартизация и сертификация продукции в научно-технической сфере

Стандартизация, метрологическое обеспечение и сертификация продукции в научно-технической сфере осуществляются в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики и межгосударственными многосторонними или двусторонними договорами и соглашениями с участием Кыргызской Республики.

Раздел VII
Финансирование науки

Статья 36. Финансирование научно-технической деятельности

Источником финансирования научно-технической деятельности могут быть:

- республиканский бюджет;

- внебюджетные фонды;

- средства предприятий, организаций, общественных объединений и фондов, иностранных государств и граждан, частных лиц;

- кредиты государственных и коммерческих банков;

- собственные средства от научно-исследовательской, издательской, консультативной и другой деятельности, не запрещенной законами Кыргызской Республики;

- иностранные инвестиции.

Государство осуществляет финансирование научно-технической деятельности общегосударственного значения за счет бюджета и создаваемых для этого государственных внебюджетных фондов, а также стимулирует использование собственных и привлеченных средств для инновационной деятельности всех субъектов научно-технической сферы.

Финансовое обеспечение научно-технической деятельности может осуществляться также из прочих источников.

В целях сохранения научно-технического потенциала, содействия его дальнейшему развитию, обеспечения развития науки, техники и новых технологий государство гарантирует, с учетом колебаний рыночной конъюнктуры, стабильно растущие объемы финансирования научно-технической деятельности из бюджета, устанавливает их по решению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики на каждый период (1 год) до 3% к объему национального дохода.

Государство создает льготные условия финансирования научно-технической деятельности за счет средств физических и юридических лиц на благотворительных или договорных началах.

Государство определяет объем кредитных ресурсов для обеспечения научной инновационной деятельности на общих или льготных условиях и порядок предоставления льгот по кредитам.

Статья 37. Бюджетное финансирование научно-технической деятельности

За счет бюджетных средств преимущественно финансируются:

- фундаментальные исследования и разработки;

- работы, выполняемые в рамках приоритетных направлений развития науки и техники;

- прикладные научно-технические разработки, результаты которых имеют общегосударственное значение;

- работы, связанные с научно-техническим сотрудничеством, на основе межгосударственных соглашений.

Бюджетное финансирование научно-технических работ осуществляется путем:

- базового финансирования как средства поддержки фундаментальных исследований, проводимых в научных учреждениях и высших учебных заведениях;

- целевого финансирования научных исследований и разработок по приоритетным направлениям, научно-технических программ;

- контрактного финансирования отдельных исследований и разработок по системе грантов.

Общий порядок реализации базовой, целевой и контрактной форм бюджетного финансирования научной и научно-технической деятельности определяется Правительством Кыргызской Республики либо уполномоченным Правительством государственным органом на основе заключений независимых экспертных советов.

Распоряжение финансовыми средствами на НИР, полученными по грантам, осуществляет научный руководитель темы, программы, проекта.

Финансирование научных исследований и научно-технических программ, сформированных и реализуемых на основе межгосударственных и межотраслевых научно-технических соглашений, может осуществляться в порядке долевого участия на договорной основе заинтересованными сторонами.

Статья 38. Национальный фонд науки Кыргызской Республики

Для обеспечения развития приоритетных и новых направлений науки и техники, внедрения перспективных разработок в производство создается Национальный фонд науки при Правительстве Кыргызской Республики или при уполномоченном Правительством органе.

Средства Национального фонда науки Кыргызской Республики направляются на:

- финансирование фундаментальных, поисковых (рисковых) прикладных научных исследований и республиканских целевых научно-технических программ;

- оказание помощи региональным научным центрам республики в развитии научно-технического потенциала и отдельным ученым;

- реализацию программ подготовки научных кадров по перспективным и новым направлениям науки и техники, включая подготовку и переподготовку кадров в зарубежных странах.

Приоритет в получении средств из Национального фонда науки имеют фундаментальные научные исследования, на финансирование которых направляется подавляющая часть средств Фонда.

Научно-исследовательским институтам, высшим учебным заведениям и другим организациям независимо от форм собственности, а также отдельным исследователям в порядке конкурса, на основе независимой экспертизы обеспечивается равный доступ к средствам Национального фонда науки Кыргызской Республики.

Положение о Национальном фонде науки Кыргызской Республики утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 39. Централизованный внебюджетный фонд науки и техники

Для поддержания развития межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ уполномоченный Правительством орган создает Централизованный внебюджетный фонд науки и техники Кыргызской Республики.

Источником образования Централизованного внебюджетного фонда науки и техники являются отчисления предприятий и организаций соответствующих отраслевых министерств и административных ведомств, средства, полученные за счет информационных услуг, информационно-издательской деятельности, иные источники денежных средств.

Фонд финансирует работы, связанные с созданием высоких технологий, опытных производств.

Статья 40. Региональные и отраслевые фонды научных исследований

Местные государственные администрации при необходимости создают региональные фонды научных исследований.

Министерства, госкомитеты и административные ведомства при необходимости создают отраслевые фонды научных исследований.

Статья 41. Коллективные и благотворительные фонды

Государственные органы, предприятия, объединения, организации всех форм собственности, местные государственные администрации, частные лица могут на добровольной основе образовать коллективный и благотворительный фонды для развития науки и поддержки научных работников.

Статья 42. Финансово-кредитные рычаги осуществления государственной научно-технической политики

(Название статьи в редакции Закона КР от 17 октября 2008 года N 231)

Государство применяет финансово-кредитные рычаги в целях создания экономически благоприятных условий для эффективного осуществления научно-технической деятельности путем:

- создания инновационных фондов, содействия организации и деятельности коммерческих инновационных банков, основанных на разных формах собственности, систем страхования научно-технической деятельности;

- осуществления льготного кредитования, ускоренной амортизации основных фондов предприятий, объединений и организаций, ведущих работы по приоритетных направлениям научно-технического прогресса, а также направляющих средства в инновационные фонды;

- освобождения учебных заведений, научно-технических организаций и учреждений от отчислений из валютных поступлений от собственной научно-технической деятельности в Государственный валютный фонд Кыргызской Республики и валютные фонды местных государственных администраций.

(В редакции Закона КР от 17 октября 2008 года N 231)

Статья 43. Государственная поддержка развития прикладных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ и освоение их результатов в производстве

Прикладные исследования и разработки, направленные на создание, освоение и широкое распространение новой техники и технологий для реконструкции и технического перевооружения производства, проводятся преимущественно на договорной основе с конкретным заказчиком путем использования рыночных механизмов и государственного стимулирующего воздействия.

Государство оказывает финансовую поддержку прикладным исследованиям и разработкам, которые проводятся по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, решает вопросы экологической безопасности за счет бюджетных средств на паевой основе с заинтересованными предприятиями и организациями.

При полной хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций государство содействует использованию ими прибыли на финансирование научно-технических работ, их активной деятельности по повышению технического уровня производства и качества продукции в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынка, созданию и освоению принципиально новых видов техники и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий, использованию изобретений. В целях стимулирования этой деятельности предприятиям, объединениям и организациям независимо от форм собственности в установленном порядке предоставляются льготы.

Предприятия, объединения и организации, располагающие развитым научно-техническим потенциалом и высокой культурой производства, пользуются преимущественным правом на получение государственного заказа, связанных с реализацией приоритетных направлений научно-технического прогресса. Для выполнения этих контрактов (договоров) привлекаются малые инновационные организации и предприятия.

Государство, учитывая особую роль инженеров, технологов, высококвалифицированных рабочих в повышении технического уровня производства и создании новых поколений техники и технологий, содействует общественному признанию престижности этих профессий, совершенствованию систем морального и материального стимулирования согласно качеству труда и квалификации.

Статья 44. Государственная поддержка инновационной деятельности

Кыргызская Республика гарантирует государственную защиту и поддержку инновационной деятельности путем обеспечения равных условий всем предприятиям и организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере науки и техники, независимо от форм собственности, распределение части получаемого предприятиями государственного заказа среди малых инновационных предприятий, финансирование инновационной деятельности через республиканские, региональные и иные инновационные фонды.

Статья 45. Государственный инновационный фонд

Для финансирования и материально-технической поддержки мероприятий по обеспечению развития и использованию достижений науки и техники в Кыргызской Республике создается Государственный инновационный фонд.

Государственный инновационный фонд создается Правительством Кыргызской Республики за счет части бюджетных средств, выделяемых государством для поддержки научно-технической деятельности, взносов юридических и физических лиц.

Суммы взносов предприятий и организаций в Государственный инновационный фонд исчисляются в размерах согласно Положению об этом фонде, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики, и относятся на себестоимость продукции.

Для оперативного решения вопросов материального обеспечения развития и использования достижений науки и техники в Кыргызской Республике создается Государственный резерв материально-технических и сырьевых ресурсов, который является неотъемлемой составной частью Государственного инновационного фонда. Объем ресурсов указанного резерва должен составлять не менее 10% объемов материально-технических и сырьевых ресурсов, выделяемых государством на нужды развития науки и техники.

Распорядителями средств Государственного инновационного фонда и материально-технических ресурсов выступают центральные и местные органы государственного управления в научно-технической сфере в соответствии с Положением об этом фонде.

(В редакции Закона КР от 17 октября 2008 года N 231)

Статья 46. Инновационные банки

Для финансового обеспечения инновационной деятельности государственные органы, местные государственные администрации, организации и граждане могут создавать инновационные банки.

Раздел VIII
Международное сотрудничество

Статья 47. Государство и международное научно-техническое сотрудничество

Государство поддерживает международное научно-техническое сотрудничество, создает необходимые правовые и экономические условия и содействует осуществлению субъектами научно-технической деятельности свободных и равноправных отношений с международными научными обществами, если эти отношения не противоречат действующему законодательству Кыргызской Республики.

Международное научно-техническое сотрудничество осуществляется путем:

- проведения совместных научных исследований, технических и технологических разработок на основе кооперации, совместных научно-технических программ;

- проведения исследований и разработок по общим координационным соглашениям;

- выполнения работ, предусмотренных соглашением, одной из сторон которого является организация иностранного государства или международная организация;

- создания международных научных организаций, центров, временных коллективов. При этом иностранные инвестиции, привлекаемые к деятельности научных организаций освобождаются от таможенных пошлин;

- совместных исследований и разработок в международных коллективах специалистов, международных институтах и международных и совместных предприятиях и организациях, использования собственности на научно-техническую продукцию на основе договоров между субъектами научно-технической деятельности;

- осуществления взаимного обмена научно-технической информацией, использования объединенных межгосударственных информационных фондов, банков данных;

- проведения международных конференций, конгрессов, симпозиумов;

- взаимного обмена научно-техническими и преподавательскими кадрами, студентами и аспирантами, а также совместной подготовки специалистов.

Субъекты научно-технической деятельности могут участвовать в выполнении международных программ и заключать соглашения с иностранными организациями и фирмами, принимать участие в деятельности иностранных и международных научных обществ, ассоциаций и союзов на правах их членов, заключать контракты с зарубежными организациями и фирмами, выезжать за границу для участия в международных симпозиумах и других мероприятиях в соответствии с действующим законодательством.

Результаты международной научной деятельности, полученные на территории Кыргызстана, республика вправе использовать безвозмездно.

Ограничения в сфере международного научно-технического сотрудничества устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 17 октября 2008 года N 231)

Статья 48. Внешнеэкономическая деятельность

Научные организации имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность в установленном законодательством порядке.

Валютные поступления от внешнеэкономической деятельности изъятию в бюджет не подлежат и направляются на развитие системы науки и укрепление ее материально-технической базы.

Статья 49. Деятельность иностранных научных организаций на территории Кыргызской Республики

Деятельность иностранных научных организаций и ученых на территории Кыргызской Республики регулируется межгосударственными договорами, межправительственными соглашениями, международными договорами и соглашениями Национальной академии наук и органами государственного управления наукой и научно-технической деятельностью.

Президент Кыргызской Республики

   

Скачать: Закон Кыргызской Республики О науке и об основах государственной научно-технической политики

гис-технологии
ткани для вышивания