Кыргызча | RSS
Новости дня
  
Яндекс.Метрика

job

hot

stopcorr

prov doc

Международные научные связи

Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Кыргызской Республики и компанией Clarivate Analytics

Отчёт о ходе реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года

 

Стипендиальные программы по линии JSPS (Японское общество по продвижению науки)

ОПЫТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Экспертной группой Департамента науки Министерства образования и науки Кыргызской Республики был проанализирован опыт стран ближнего и дальнего зарубежья, а именно: Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Азербайджан, Франции, Германии, Швеции, Великобритании.

Общая информация. Анализ показал, что в данных странах общей целью государственной политики является «переход к инновационному пути развития на основе выбранных приоритетов», в число которых входят: информационно-телекоммуникационные технологии и электроника; космические и авиационные технологии; новые материалы и химические технологии; новые транспортные технологии; перспективные вооружения, военная и специальная техника; производственные технологии; технологии живых систем; экология и рациональное природопользование; энергосберегающие технологии.

Приоритетные направления развития науки и техники - это те направления науки и техники, которые имеют первостепенное значение для достижения текущих и перспективных целей социально-экономического и научно-технического развития. Лидерами современного экономического развития являются страны, развивающие экономику знаний. В США, Японии, Германии основные инвестиции направляются в наукоемкие отрасли, высокотехнологичные производства, в информатику, образование, биотехнологии, здравоохранение, космос и т.д.

Приоритетные направления формируются под воздействием национальных, социально-экономических, политических, экологических и иных факторов. Они необходимы, чтобы не разрушался потенциал технологического уклада, не замораживались многие научно-технические разработки, являющиеся базой нового этапа научно-технического развития. Приоритетные направления отличаются интенсивными темпами развития, высокой концентрацией трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Различают международные приоритетные направления: глобальные - общемировые, международные (система стран) и национальные (отдельные страны). Международные приоритетные направления развития науки и техники отражены в ряде программ. Чтобы повысить степень объективности при определении приоритетов, за рубежом в оборот введены понятия критических технологий, т.е. таких, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследования, дают главный вклад в решение ключевых проблем реализации первоочередных направлений развития науки и техники и без которых реализация приоритетного направления невозможна.

Выбор приоритетов и их поддержка на основе конкретных направлений исследований и разработок, отдельных научных организаций является основным элементом государственной научно-технической политики. 

Приоритетные направления реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, которые могут кардинально изменить технологический базис экономики, проектов по развитию фундаментальных исследований, проектов по обеспечению социальных программ, проектов по международному сотрудничеству. Из приоритетных направлений развития науки и техники формируются государственные целевые научно-технические программы.

Целями таких программ является получение новых знаний в области фундаментальных и прикладных наук, решение научно-технических проблем, создание конкретных объектов конкурентоспособной техники, технологии материалов, обеспечивающих общий подъем уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциалов России.

Государственная инновационная политика должна быть направлена на увеличение ВВП страны за счет освоения принципиально новых видов продукции и технологий, расширения рынков сбыта производимых в вышеуказанных странах товаров, работ, услуг. Она предполагает вытеснение устаревших технологий, повышение конкурентоспособности продукции. Широкое развитие должно получить развитие коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Присуждение ученых степеней. В соответствии с Федеральным Законом о науке и государственной научно-технической политике в Российской Федерации ученые степени кандидата наук, доктора наук присуждаются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. 

Экспертный совет Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации создается для осуществления экспертизы соответствия диссертаций установленным критериям, а также для подготовки рекомендаций по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий профессора по специальности и доцента по специальности. Единый реестр не предусматривает ученого звания с.н.с.


По Положению о присуждении ученых степеней соискатель ученой степени доктора наук представляет диссертацию в виде специально подготовленной рукописи, научного доклада или опубликованной монографии. Соискатель ученой степени кандидата наук представляет диссертацию в виде специально подготовленной рукописи или опубликованной монографии. Экспертиза диссертаций проходит, как в Кыргызстане: экспертиза по месту выполнения диссертации, предварительная экспертиза диссертационном советом, и рассмотрение экспертной комиссией ВАК РФ. 


Решение о выдаче диплома доктора наук или кандидата наук принимает Министерство образования и науки Российской Федерации на основании решения диссертационного совета о присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук. Диплом доктора наук выдается Министерством образования и науки Российской Федерации на основании указанного решения и подписывается министром образования и науки Российской Федерации или по его поручению заместителем министра образования и науки Российской Федерации. Диплом кандидата наук выдается организацией, где проходила защита диссертации, по результатам которой диссертационным советом, созданным на базе этой организации, присуждена ученая степень кандидата наук, на основании решения Министерства образования и науки Российской Федерации и подписывается руководителем этой организации.


В случае если диссертация на соискание ученой степени кандидата наук, представленная к защите в диссертационный совет, имеющий право рассматривать диссертации на соискание ученой степени доктора наук, по отзывам 2 оппонентов, а также комиссии диссертационного совета отвечает требованиям, предъявляемым к диссертации на соискание ученой степени доктора наук, после защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на этом же заседании диссертационный совет выносит раздельным тайным голосованием 2 решения - о присуждении соискателю ученой степени кандидата наук и о возбуждении перед Министерством образования и науки Российской Федерации ходатайства о разрешении представить ту же диссертацию к соисканию ученой степени доктора наук. При поступлении в Министерство образования и науки Российской Федерации ходатайства диссертационного совета, министерство передает аттестационное дело и текст диссертации в экспертный совет для подготовки заключения по ходатайству. Экспертный совет дает заключение на аттестационное дело и диссертацию соискателя ученой степени. В этом случае на заседание экспертного совета приглашается соискатель ученой степени. При наличии положительного заключения экспертного совета и по рекомендации Комиссии Министерство образования и науки Российской Федерации разрешает диссертационному совету провести заседание по вопросу присуждения соискателю ученой степени доктора наук и информирует диссертационный совет об указанном решении в течение 7 дней с дня его принятия. При этом повторная защита диссертации не проводится. Порядок проведения заседания диссертационного совета в этом случае устанавливается положением о диссертационном совете.

В соответствии с Законом о научной и научно-технической деятельностью Республики Армении в республике устанавливаются ученые степени доктора наук, кандидата наук, ученые звания профессора и доцента. По Положению о присуждении ученых степеней проводится предварительная экспертиза организацией, в которой утверждена тема диссертации, предварительная рассмотрение советом.  В случае положительного решения по защите совет направляет в ВАК аттестационное дело. ВАК рассматривает аттестационное дело  и в случае выявления несоответствия требованиям отправляет диссертацию на экспертизу. ВАК, в случае соответствия аттестационного дела требованиям Положения, основываясь на решении специализированного совета и на результатах рассмотрения аттестационного дела, утверждает решение совета о присуждении ученой степени и выдает диплом об ученой степени установленного образца. 

Согласно Положению о подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь подготовка научных работников высшей квалификации по специальностям и отраслям науки в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников Республики Беларусь может осуществляться учреждениями послевузовского образования. Учреждения послевузовского образования оформляют и выдают диплом исследователя, удостоверения о сдаче кандидатского экзамена по специальной дисциплине, а для соискателей – также удостоверений о сдаче кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов) и кандидатских экзаменов по общеобразовательным дисциплинам. Для контроля освоения аспирантами (адъюнктами, докторантами, соискателями) содержания образовательных программ послевузовского образования не реже двух раз в год они проходят текущую аттестацию. При завершении освоения содержания образовательных программ послевузовского образования аспиранты (адъюнкты, докторанты, соискатели) проходят итоговую аттестацию.

Государственная аттестационная комиссия по итогам собеседования с аспирантом (адъюнктом, докторантом, соискателем), выступления научного руководителя (научного консультанта) обучающегося (при его наличии) и обсуждения проекта заключения, представленного экспертом, принимает решение об утверждении или неутверждении отчета о выполнении индивидуального плана работы. На основании данного решения государственная аттестационная комиссия выдает заключение о результатах освоения образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), докторантуры по форме. При этом лицам, успешно завершившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре), аттестационной комиссией присваивается научная квалификация «Исследователь», а учреждением послевузовского образования выдается диплом исследователя. Иностранным гражданам по их заявлению выдается диплом исследователя на русском, белорусском, английском, французском или испанском языке по их выбору.


По Положению о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в республике Беларусь диссертация проходит следующие этапы экспертизы:
– предварительная экспертиза в учреждении образования, реализующем образовательные программы послевузовского образования, либо в организации, реализующей такие образовательные программы, по месту выполнения диссертационного исследования или по направлению ВАК в другом учреждении послевузовского образования;
– экспертиза в совете по защите диссертаций, включающая первичную и (при необходимости) дополнительную экспертизу, экспертизу официальными оппонентами и оппонирующей организацией, публичную защиту в совете по защите диссертаций;
– заключительная экспертиза в экспертном совете ВАК и Президиуме ВАК.
Лицам, которым присуждены ученые степени, выдаются национальные дипломы кандидата наук или доктора наук, а лицам, которым присвоены ученые звания, - национальные аттестаты доцента или профессора.
Иностранным гражданам, которым присуждены ученые степени, выдается эквивалентный национальному диплому кандидата наук национальный диплом доктора философии (Ph.D). Национальный диплом доктора философии (Ph.D) может быть выдан и имеющим национальный диплом кандидата наук гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, гражданам иностранных государств и лицам без гражданства, если этого требует их профессиональная деятельность. 


Если результаты научных исследований соискателя, не имеющего ученой степени кандидата наук, получены при реализации проектов в рамках государственных научно-технических программ, являются принципиально новыми, признаны мировым научным сообществом и обеспечивают приоритет Республики Беларусь в соответствующей отрасли науки, реальный экономический и (или) социальный эффект, что подтверждается опубликованными рецензиями и ссылками на опубликованные работы в научных изданиях Республики Беларусь и других государств, ихвысокой оценкой государством (государственные награды, стипендия Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым, премия Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» или специальная премия Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства), то в порядке исключения по согласованию с ВАК такой соискатель может защищать диссертацию на соискание ученой степени доктора наук, при условии, что им сданы кандидатские экзамены и зачеты, а подготовленная диссертация удовлетворяет требованиям, предъявляемым законодательством к докторским диссертациям.
Если при рассмотрении в ВАК диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, поступившей из совета по защите диссертаций, установлено, что она соответствует требованиям, предъявляемым Положением к докторской диссертации, Президиум ВАК вправе провести ее дополнительную экспертизу, по результатам которой присудить ученую степень доктора наук.
Согласно Правилам присуждения ученых степеней утвержденный министерством образования и науки Республики Казахстан ученая степень доктора философии (PhD), доктора по профилю присуждается Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики гражданам Казахстана, иностранным гражданам и лицам без гражданства, завершившим обучение в докторантуре, на основании ходатайств диссертационных советов, с учетом заключений соответствующего Экспертного совета, который является консультативно-совещательным органом Комитета.
Оценку на соответствие Правилам диссертаций, представленных докторантами на соискание ученых степеней, осуществляет Комитет. Диссертация выполняется под руководством отечественного и зарубежного научных консультантов, имеющих ученые степени и являющихся специалистами в области научных исследований докторанта.


Основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD), доктора по профилю публикуются не менее чем в 7 публикациях по теме диссертации, в том числе не менее 3 в научных изданиях, рекомендуемых Комитетом, 1  в международном научном издании, имеющем по данным информационной базы компании Томсон Рейтер (ISI Webof Knowledge, Thomson Reuters) ненулевой импакт-фактор или входящем в базу данных компании Scopus, 3 в материалах международных конференций, в том числе 1  в материалах зарубежных конференций.


Аттестационное дело докторанта представляется в Комитет в течение 30 календарных дней после защиты докторской диссертации на диссертационном совете. Соответствие диссертаций требованиям Правил устанавливается в Комитете на основании заключения Экспертного совета по соответствующим группам специальностей.  Для проведения дополнительной экспертизы на предмет соответствия диссертации требованиям Правил Комитет приглашает внешнего эксперта. Комитет на основании заключения Экспертного совета принимает решение о присуждении/отказе докторанту ученой степени и издает соответствующий приказ.

В Республике Казахстан признаются дипломы ученых степеней, выданные Комитетом. Признание эквивалентности ученых степеней, полученных за рубежом гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства, осуществляется путем присуждения ученой степени доктора философии (PhD), доктора по профилю по личному заявлению и/или ходатайству организации, где они работают.
На основании положительного заключения Экспертного совета по присуждению ученой степени доктора философии (PhD), доктора по профилю гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства, получившим ученую степень за рубежом, Комитетом выдается диплом доктора философии (PhD), доктора по профилю государственного образца.

В Республике Азербайджан процедура присуждения ученый степеней и экспертиза научных трудов проходят по аналогии с процедурами прохождения научных работ в Кыргызской Республике, (требования к диссертационным работам иные), а в Республике Узбекистан – по аналогии с процедурами в Республике Казахстан.

Страны дальнего зарубежья. Подобно другим ведущим европейским странам, с 2006 г. Франция имеет единую, последовательную и прозрачную систему оценки научных исследований. На протяжении многих лет Франция следует по пути глубинной трансформации системы науки и инноваций. Политика, проводимая в этой области, характеризуется постепенным наращиванием усилий и финансирования для развития науки и инноваций и поддержания ведущих позиций Франции в различных сферах научных исследований. В 2014-2015 гг. Франция занимала 6 место в мире по количеству научных публикаций, 4 место в мире по количеству зарегистрированных авторских свидетельств. На нужды системы исследований выделено в 2015 году 2,23% национального бюджета. По данным Министерства национального образования, высшего образования и исследований в 2011 году в системе исследований Франции было занято 542 700 человек.  


Национальный комитет по научным исследованиям (НКНИ) – это подразделение Национального центра научных исследований (НЦНИ), имеющее автономный статус – проводит внутреннюю оценку деятельности ученых и эффективности работы институтов, участвует в выработке научной политики. В комитет входят около 1000 французских и иностранных экспертов. В его структуру входит 41 секция и 5 междисциплинарных комиссий, а также научный совет НЦНИ и ученые советы институтов. Национальное агентство по оценке исследований и высшего образования (AERES) осуществляет внешнюю экспертизу работы НЦНТ. Агентство по оценке научных исследований и высшего образования (Agence d’Еvaluation de la Recherche et de l’Еnseignement Supérieur – AERES),  созданное в соответствии с принятым в 2006 г. законом путем объединения двух ранее существовавших ведомств, является независимым административным органом. Его оценочная деятельность касается как высшего образования, так и науки. Критерии оценки, методика, отчеты о проделанной работе всегда доступны широкой общественности. В состав Совета входят 25 французских и зарубежных членов, назначаемых постановлением на основании предложений деятелей науки и высшего образования. Внешняя экспертиза позволяет исключить конфликт интересов и субъективизм в оценках и таким образом повысить объективность экспертизы. 


После 4 лет работы деятельность научно-исследовательского учреждения оценивается по определенной схеме (готовится отчет, в котором отражаются различные показатели: количество статей, список докладов на конференциях, количество аспирантов, патентов и прочее). Главными документами экспертной оценке эффективности работы ученого являются регулярные отчеты об исследованиях и списки публикаций в научных изданиях. Также принимаются во внимание мобильность, преподавательская и просветительская деятельность. В НЦНИ разработаны списки критериев оценки эффективности исследователей для различных нужд: прием на работу, продвижение по карьерной лестнице, регулярная аттестация на соответствие занимаемой должности. Все научные направления разбиты на 40 групп, для каждой из которых применяются свои критерии, при этом их детализация и количество могут сильно различаться. Для работающих сотрудников и для кандидатов на новые позиции наиболее важными аттестационными критериями являются публикационная активность, ее международное и национальное признание, оригинальность, научная самостоятельность. Также оценивается уровень конференций, которые посещал ученый и журналов, в которых он публикуется, регулярность публикаций и выступлений, количество сделанных докладов. Также при оценке во внимание принимается, насколько продолжительным опытом совмещения научной и административной деятельности обладает соискатель.


Формируются международные рейтинги университетов. Для Франции характерна стратегия развития вертикальной репутационной дифференциации. Она использует ранжирование вузов в качестве свободного рыночного механизма, что способствует упрочнению небольшого числа университетов и установлению академической иерархии. Развитие такой стратегии характеризуется целенаправленным государственным финансированием передовых университетов и способствует конкуренции между ними. Одной из форм бойкотирования международных рейтингов университетов является создание собственных рейтингов университетов. Например, появившийся в 2007 году французский рейтинг Professional ranking of World Universities. Таким образом, появляется множество противоречивых университетских рейтингов.

В Великобритании наука в основном размещена в университетах. Правительство обычно поддерживает менее прибыльные проекты, финансирует обучение специалистов, предоставляет необходимое оборудование и старается привлечь иностранных специалистов для работы на британской научной базе. Чтобы получить средства на научные исследования, надо подать запрос на грант. На какие именно научные направления направить расходы, решают ученые. 


В основном финансирование идет через Британский государственный Совет по науке и технологиям. Государственная программа оценки исследовательского потенциала (REF-2014) основана на экспертных комиссиях специальных подкомиссий, которые оценивают научные результаты, включая целый ряд критериев: публикации, в том числе монографии, доклады, статьи, а также программное обеспечение, программные коды и алгоритмы, нормативную документацию, отчеты и другие представленные материалы, пригодные для оценки экспертами. Подкомиссии формируются по всем направлениям науки, но группируются в 4 центральные комиссии, объединяющие медико-биологические, естественные, общественные и гуманитарные науки. Каждая подкомиссия сама определяет способ анализа отчетных материалов, что обеспечивает учет специфики каждой научной области. Индекс цитирования используют как один из критериев оценки, но могут и вовсе его не рассматривать. Причем, в случае отсутствия данных о цитируемости это не считается отсутствием научной значимости полученных результатов. 

В 2016 году в Швеции предусматривается существенно больший акцент на конкурсное распределение научного бюджета на основе критериев качества, таких как индекс цитирования, импакт-фактор публикаций, а также более широкого привлечения иностранных экспертов (international peer review) для оценки заявок на гранты и отчетов по их исполнению. В рамках программы планируется по конкурсу распределять до 45,8 млн. долларов в год среди лучших исследователей страны, чтобы предоставить им больше возможностей для долговременных и более рискованных проектов. Также планируется выделять до 38 млн. долларов на привлечение в Швецию наиболее квалифицированных специалистов. План предусматривает также увеличение на 137 млн. долларов в год университетских бюджетов, без каких-либо предварительных ограничений на то, как эти дополнительные ресурсы должны быть потрачены.

Научная система Германии построена следующим образом: на базе университетов и колледжей существуют отделения, которые занимаются научными исследованиями. В их составе общества Макса Планка, Фраунгофера, Лейбница и Геймгольца. Университеты каждый год подвергаются оценке своей деятельности научным советом. В соответствии с результатами этой оценки ежегодно издается рейтинговый лист или рейтинговый список университетов. Для Германии характерна стратегия развития вертикальной репутационной дифференциации. Она использует ранжирование вузов в качестве свободного рыночного механизма, что способствует упрочнению небольшого числа университетов и установлению академической иерархии. Развитие такой стратегии характеризуется целенаправленным государственным финансированием передовых университетов. Так, Германия осуществила дополнительные вложения в размере 2,3 млд. долларов только в 10 своих университетах.


В обществах Макса Планка, Фраунгофера и Геймгольца экспертная оценка институтов, входящих в их состав осуществляется только по обращению правительства. Если такая экспертиза проводится, то в группу экспертов, включаются не только немецкие, но и иностранные специалисты. Институты, состоящие в обществе Лейбница (84 ед.) проходят экспертную оценку эффективности раз  в 7-8 лет. 


В Германии оценка НИИ проводится следующим образом. Прежде всего, оценивается научно-исследовательская программа в плане ее актуальности и инновационной направленности. При этом учитывается количество публикаций, участие научно-исследовательского учреждения в конференциях, а также патенты, которые получает это учреждение. Затем значимым является привлечение партнеров или финансовых средств третьих партнеров, как с внутренней, так и с внешней стороны. Кроме того, подвергается оценки кооперация с другими институтами, привлечение иностранных специалистов и репутация этого учреждения на внутреннем и международном уровнях. Существуют также критерии оценки предоставления консалтинговых и прочих услуг, которыми занимаются научно-исследовательские учреждения. 


Таким образом, методы, которые используются в оценке деятельности НИИ – это качественная оценка экспертной группой и библиометрический метод. Недостатком процесса экспертной оценки являются большие затраты времени (до 6 месяцев интенсивной работы) и привлечение большого количества сотрудников. В результате экспертная группа выносит решение, относительно эффективности деятельности института и дает целый ряд рекомендаций. После этого у НИИ есть 3 года, чтобы как-то реорганизовать свою деятельность. Есть 3 принципа, которые соблюдаются в Германии для эффективной оценки деятельности НИУ. Первый – прозрачность. Каждый имеет возможность получить информацию о том, как и кем проводится экспертная оценка  того или иного НИУ. Второй - участие. Это значит, что весь институт участвует в работе экспертной группы. До прибытия экспертной группы в институт все сотрудники института знают состав комиссии и имеют право отклонить ту или иную кандидатуру. Третий принцип – институт должен безоговорочно принять рекомендации, выносимые экспертной группой. 
Гамбургский университет решил бойкотировать как национальные, так и международные рейтинги университетов. Президент этого университета Дитер Ленцен раскритиковал эти рейтинги за необъективность, дополнительную бумажную работу и помеху занятиям наукой.

Информация о Международной научно-практической конференции молодых ученых стран СНГ 

12 декабря 2014 года был создан Совет молодых ученых и специалистов государств–участников Содружества Независимых Государств. От Кыргызстана в координационный совет вошел Председатель Совета молодых ученых факультета международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, кандидат философских наук, доцент Брусиловский Денис Александрович. Вторая кандидатура для вхождения в этот совет - Кошойбек Айбек – декан судебно-прокурорского факультета КГЮА. 

В третьей декаде сентября 2015 года планируется проведение Международной научно-практической конференции молодых ученых стран СНГ «Молодежь в науке» при поддержке МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРАХ  (МС НТИ).

Международная научно-практическая конференция молодых ученых стран СНГ призвана: 

- содействовать сближению и сотрудничеству молодых ученых стран Содружества;

- способствовать появлению у них новых идей и проектов, расширению информационного пространства, системному и долгосрочному сотрудничеству; 

- укрепить взаимодействие и установить взаимовыгодное сотрудничество между молодыми учеными научно -исследовательских учреждений и вузов стран СНГ.

Конференция направлена на поддержку молодых ученых в сфере науки и образования, увеличение числа молодежных инновационных проектов, формирование эффективной системы использования научных разработок и их широкого внедрения в производство. А также запланированы круглый стол, тренинги и выставка достижений молодых ученых, дискуссионных площадок.

В работе Конференции примут участие ведущие ученые, исследователи, молодые ученые, преподаватели, докторанты, аспиранты, магистранты и бакалавры высших учебных заведений КР, а также молодые ученые стран СНГ. На конференцию приедут молодые ученые из России, Белоруссии, Армении, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Таджикистана и Туркменистана.

В ходе Конференции участники обсудят наиболее актуальные направления современных научных исследований и пути их дальнейшего развития. Особое внимание в работе Конференции будет уделено повышению уровня взаимодействия и укреплению делового партнерства между молодыми учеными стран СНГ.

Ниже приведены регламент, список координационного комитета и положение Совета молодых ученых и специалистов государств–участников Содружества Независимых Государств. Также указана предварительная программа Международной научно-практической конференции молодых ученых стран СНГ «Молодежь в науке». Проведение данной конференции инициировано МС НТИ с согласованием Министерства образования и науки КР от 27-28 мая 2015 г., подтвержденное протоколом заседания № 15 в г. Астане.

Анонс мероприятий

Инфографика

Частые вопросы

Вопрос о введении ед

Комментарий Министерства образования и науки Кыргызской Республики по поводу обращения родителей столичной школы № 13 в газету «Вечерний Бишкек»:

Министерством образования и науки не издан приказ о введении единой школьной формы. Специалисты проводят разъяснительную работу в регионах с целью, чтобы учащиеся придерживались принципа «черный низ, белый верх» .

По Уставу лицеев, гимназий администрация школ имеет право ввести правила ношения единой формы. Свои претензии родители могут проявить руководству школы.

Ответ на жалобу на Г

Здравствуйте, хотелось бы пожаловаться на ГК70, а именно на учителя истории Уметалиеву Гульмиру Майрамбековну. Этот учитель позволяет себе слишком много: постоянно оскорбляет и унижает своих учеников, администрации на это уже поступали жалобы неоднократно и никаких мер не было принято, ее только покрывают. Также мы просим разобраться, почему в 318 кабинете в подсобке учителя устроили курилку, во время уроков как в первой, так и во второй смене собираются учителя покурить, в кабинете часто стоит запах табака, так же и от учителей. почему администрация позволяет такое учителям,ведь это школа, учителя должны быть примером для детей, а не ходить прокуренными по школе. Подписываться не хотелось бы, т.к. потом боимся последствий от Уметалиевой и администрации. Но молчать по поводу этого учителя больше невозможно. Разберитесь, пожалуйста, заранее спасибо.

По существу заданного вопроса, Министерство образования и науки Кыргызской Республики сообщает следующее:

Уметалиева Г.М. работает учителем истории в ГК №70 три года. За это время она проявила себя знающим, методически грамотным специалистом, но проблемы в общении с учениками у Уметалиевой Г.М. наблюдались. При проведении ежегодного рейтинга учителей дети отмечали как ее профессионализм, так и вспыльчивость. В связи с этим, администрация и психологическая служба гимназии сразу взяли учителя на контроль с целью коррекции ее поведенческих особенностей, мешающих созданию оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся.

С Уметалиевой Г.М. проводились беседы, психологические тренинги, отслеживалась ее работа с детьми на уроках и вне урочной деятельности.

Результаты рейтинга Уметалиевой Г.М. показали положительную динамику в развитии ее отношений с учащимися, хотя проблемы при личных контактах с участниками учебно-воспитательного процесса у учителя есть и сейчас. Работу, направленную на решение проблем, администрация и психологическая группа продолжают.

В случае повторного нарушения трудовой дисциплины педагогических обязанностей, Уметалиева Г.М. будет уволена на основании трудового законодательства.

Что касается нарушений, допущенных при работе в кабинет №318, то учителю, ответственному за кабинет, вынесено дисциплинарное взыскание, утвержден новый график занятости помещения и усилен контроль за его функционированием со стороны администрации.

А также, проведена беседа о вреде курения с пед.коллективом

Ответ на сообщение р

На сайт министерства образования и науки поступило сообщение от родительницы №20-школы города Бишкек Марии Боркиной. На ее вопрос: "Мой сын был не допущен к занятиям, так как пришел в джинцах не того цвета. Правомерно ли поступает администрация школы"отвечает начальник УДШВО Дамира Кудайбергенова:

Уважаемая Мария Боркина!

По существующим принципам политики в образовании общедоступность и обязательность получения образования касается всех граждан. Поэтому недопуск к занятиям противоречит Закону КР "Об образовании". Администрация школы, дежурный учитель, классный руководитель может требовать соблюдение внутреннего распорядка образовательной организации. В часности по Уставу школы "Учащийся должен иметь опрятный вид, соблюдать формат школьной формы "белый верх, темный низ".

Разъяснения о ситуац

Для выяснения обстоятельств и причин по факту изложенные в письме для газеты «ВБ» разбиралась главный специалист министерства Пак Зоя Алексеевна.

В адрес министерства образования поступило письмо с подписями от коллектива учителей и профсоюзного комитета Нижне-Чуйской сш №1 по поводу жалобы родительницы Гриценко Т.В.

Они пишут: факты, изложенные в письме для газеты «ВБ», ложные, не имеют под собой достоверных оснований и доказательств.

По факту инцидента с ученицей 9б класса Веселовой Марины поясняют, что Веселова Марина во время ремонта школы демонстрировала свой телефон. Директор школы Кротов забрал телефон и выкинул. Никаких рукоприкладств с его стороны не было.(он неоднократно предупреждал учеников школы, чтобы они не приносили телефоны в школу). Тех.работник школы Людмила Леншмит и многие учащиеся являлись свидетелями случившегося.

По поводу ухода из школы учащихся Викора Гриценко и Дмитрия Плясунова –эти ученики не сдали переводной экзамен по физике за 10 класс. Родители не согласные с решением экзаменационной комиссии перевели своих детей сш№2 они закончили 11 класс.

Что касается учениц Онищенко Н. и Бакаевой О. перешедших в сш.№2 , то администрация школы не имеет никаких данных о причине их перевода. Родители этих учениц не имели претензий ни к администрации, ни к учителям.

Родители имеют право выбора учебного заведения для образования своих детей. Мы уважаем желание и решение родителей. На протяжении нескольких лет учащиеся сш№2 изъявляли желание учиться и учились в нашей школе.

Директор школы Кротов Л.Ф. в школе ведет физику. Ученики 10-11 классов неоднократно занимали призовые места на районных и областных олимпиадах . Директор уделяет много времени внеклассной работе с учениками. Занимается дополнительно по предмету, безвозмездно. Благодоря этому, Виталий Веселов (сын Веселовой С.)набрал достаточное количество баллов по физике и поступил на бюджет в политехнический институт, это не единичный пример.

Сш №1 Нижне-Чуйска в период с 2007 по 2011 гг. поваром работала Веселова С. Вопреки тому, что директор не составлял с ней договор, ей выдавались деньги на питание школьников бухгалтером а/окмоту Гуреевой Е.К. за что неоднократно указывала ведущий специалист РОО Абыканова З.Т.

Веселова не поддерживала порядок и чистоту в столовой, ею не выполнялись элементарные санитарно-гигиенические нормы, кроме этого она вместо того , чтобы заниматься объязанностями повора продовала в школьной столовой канц.товары, кондитерские изделия китайского производства, напитки и мороженое, данный товар приобретался на рынках без патента.

Требования директора и профсоюза Н-Ч сш №1, ведущего специалиста РОО Абыкановой З.Т. о соблюдении санитарно- гигиенических норм и прекращении продажи канц.товаров, товаров китайского производства, также гамбургеров, изготовленных из запрещенных продуктов в школе(вареной колбасы) Веселова игнорировала.

Замечания по работе столовой ей делались неоднократно как со стороны администрации так и РОО.

В 2009 году при проверке столовой заведующая РОО Абдуллаева Д.К. в присутствии вед.спец.РОО Абыкановой З.Т. главы аильгого округа Басарова Р.Б. предложила ей освободить занимаемую должность повара. Веселова С. Попросила дать ей испытательный срок, пообещав навести порядок в школьной столовой, прекратить продавать товары сомнительного производства, а также продукты запрещенные для продажи в школьных столовых.

В 2010 году Веселова С. Устроилась работать зав.клубом в а/окмоту. В результате у Веселовой С. Совсем не оставалось время для работы в школьной столовой. Зачастую она закрывала столовую, оставивь немытой посуду, не сделав влажную уборку.

Предложения директора школы Кротова Л. принять еще одного человека она принимала в штыки, считая себя полноправной хозяйкой школьной столовой.

Ремонт в 2011 году она к приемке школ не произвела, заявив, что «сделает его когда ей будет угодно». В помощь ей для ремонта столовой директором школы были направлены ученики 8б класса. Веселова С. Вместо того чтобы работать сними в столовой повела их убирать мусор возле клуба, которым заведует. Директору школы и председателю ПК Лоскутовой Е.А. на все замечания отвечала грубостью и неподчинением, мотивируя тем, что договор у нее составлен не с администрацией школы, а с аильным округом.

Опираясь на данные факты ей предложено было освободить место работы повара.

В данное время в столовой школы работают два повара, которые имеют соответствующее образование. В столовой чисто, качество пищи удовлетворительно. На все продукты имеется сертификат качества.

К письму прилагаются акт на изъятие договора на аренду столовой, объяснительная директора сш№1 Кротова заведующему Сокулукского РОО по поводу письма Гриценко Т.В.протокол собрания пед.коллектива с участием самой заявительницы –Гриценко Т.В.и Веселова С.,где вед.спец. Абыканова З.Т. принесла извинения в том, что во время проверок в столовой не было принято строгих мер взыскания. Письмо возмутило своей ложью «Необходимо было уволить Светлану за грязь 5 лет назад»- сказала она. Выступали ряд педагогов в защиту директора Кротова. В результате Веселова С. и Гриценко Т.В. удалились с собрания , угрожая расправой.

Whatsapp 0 700 744748

Министерство образования и науки открыло прямой WhatsApp канал, воспользоваться которым может любой гражданин, отправив сообщение на номер 0700 744 748

Присылайте свои сообщения

Образование в цифрах

Потребность в педагогических кадрах

Потребность в педагогических кадрах

Потребность в учителях