RSS
Новости дня
  
Яндекс.Метрика

job

hot

stopcorr

prov doc

НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1. Общие положения

Национальная рамка квалификаций Кыргызской Республики (далее НРК КР) разработана в соответствии с Законом Кыргызской  Республики   об образовании, Законом Кыргызской  Республики  о начальном профессиональном образовании и Трудовым кодексом Кыргызской Республики.

НРК КР предназначена для использования органами исполнительной власти и организациями, которые реализуют государственную политику в сфере образования, занятости и социально-трудовых отношений, учебными заведениями, работодателями, другими юридическими и физическими лицами с целью идентификации, признания и сопоставимости квалификаций, получаемых гражданами Кыргызской  Республики внутри страны и на международном уровне.

НРК КР входит в структуру Национальной системы квалификаций Кыргызской Республики (НСК КР). Кроме НРК КР, НСК КР также включает:

  • профессиональные стандарты;
  • отраслевые рамки квалификаций;
  • систему сертификации для признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

НРК КР имеет следующие основные цели:

  • прозрачность квалификаций для всех стейкхолдеров;
  • содействие мобильности граждан между странами;
  • упорядочение процесса получения образования на протяжении всей жизни.

НРК КР является основой для разработки отраслевых квалификационных рамок, обеспечивая тем самым межотраслевую сопоставимость квалификаций. При этом специфика отраслевых квалификационных требований может быть отражена путем введения дополнительных подуровней и результатов обучения.

НРК КР призвана облегчить понимание и сопоставление квалификаций, существующие в стране с квалификационными компетентностями европейских и других стран. НРК КР устанавливает национальные квалификационные характеристики, с помощью которых сопоставляются различные национальные системы сертификации.

НРК КР основана на следующих принципах:

- обучение на протяжении всей жизни охватывает все квалификации от базового (школьного) до послевузовского уровня. Обучение по дополнительным образовательным программам в системе повышения квалификации и переподготовки кадров осуществляется для повышения уровня квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне. Квалификации повышаются также по мере накопления практического опыта работы, самообразования и обучения;

- открытость и гибкость системы квалификаций является ее важной характеристикой, основанной на прозрачности, что относится как к формальному образованию, так и к профессиональной подготовке;

- возможность построения индивидуальной образовательной траектории, где учитываются практический опыт и курсы повышения квалификации. Работнику предоставляется возможность изменить свою траекторию, как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации.

НРК КР учитывают следующие общепринятые рамочные классификации:

  • европейские рамки квалификаций (EQF) для обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning - LLL);
  • квалификационные рамки Европейского пространства высшего образования (QF-EHEA);
  • международную стандартную классификацию образования (МСКО), принятую ЮНЕСКО в 2011 г.

НРК КР способствует достижению таких целей, как осуществление процесса обучения и подготовки на протяжении всей жизни, а также улучшения возможностей трудоустройства, мобильности выпускников учебных заведений.

НРК КР должна внести вклад в модернизацию системы образования и профессиональной подготовки Республики Кыргызстан, в гармонизацию взаимосвязи между профессиональной подготовкой и рынком труда.

НРК КР позволяет разрабатывать на единой методологической основе профессиональные и образовательные  стандарты.

2. Уровни и содержание НРК КР

НРК КР согласно приложению включает в себя описание десяти уровней, состоящие из следующих элементов:

  • описание вида образования (формального, неформального и информального) и квалификации, получаемые на данном уровне;
  • требования к образованию для получения определенной квалификации и при переходе с одного уровня на другой;
  • трудоемкость каждого уровня в кредитах или продолжительности обучения. При этом количество кредитов уровней среднего и высшего образования соответствуют Государственным образовательным стандартам;
  • наименование документа об образовании, который будет присужден после приобретения соответствующих результатов обучения;
  • результаты обучения, заданные через описание знаний и понимания, практических умений и навыков, степени самостоятельности и ответственности, соответствующие данному уровню квалификации. 

      В НРК КР каждый уровень квалификации достижим с помощью различных образовательных и карьерных траекторий.

3. Совместимость НРК КР с европейскими рамками квалификаций

Сопоставимость НРК КР с рамками квалификаций Европейского пространства EQF, и Болонской рамкой квалификаций QF-EHEA может быть описана следующей таблицей:

НРК КР

EQF

QF-EHEA

9

8

Третий цикл

8

8

Третий цикл

7

Второй цикл

7

Второй цикл

6

6

Первый цикл

5

5

Короткий цикл

4

4

 

3

3

 

2

2

 

1

1

 

Приложение 1

СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

уровней

Описание уровней образования и квалификации

Пререкви­зиты (требования к уровню образования)

Трудоемкость  (продол-жительность обучения или кредиты для получения ква-лификации)

Документы об образовании

Результаты обучения

Знания и понимание

Умения и

навыки

Личностные компетенции (самостоятельность, ответственность)

1

Наличие квалифика­ции, умений, навы­ков, полученных на краткосрочных кур­сах или при обучении на рабочем месте (инструктаж) и/или практический опыт

Не ниже начального общего образования

Курсы до 1-го месяца

Сертификат или иной документ негосударст-венного образца

Базовые общие знания и понимание предмета труда и трудового процесса

Базовые умения, требующиеся для выполнения простых заданий

Способность работать и/или учиться под прямым руководством в стабильной среде

2

Наличие квалифи­кации, навыков, умений, полученных при профессиональ­ной подготовке на краткосрочных курсах и/или практический опыт

Не ниже основного общего образования

Курсы до 12 месяцев

Свидетельство об основном общем образовании,

сертификат

Базовые знания и понимание пред­мета труда, средств и способов дости­жения результата при выполнении простых типовых задач

Базовые практи­ческие умения и навыки при выполнении практических однотипных задач с использованием простых средств

Способность работать и/или учиться под наблюдением с некоторым уровнем автономии

3

Наличие квалифи­кации, навыков, умений, полученных при профессиональ­ной подготовке на краткосрочных курсах.

Практический опыт

Не ниже среднего общего образования

Курсы до 12 месяцев

Аттестат о среднем общем образовании, сертификат

Базовые знания и понимание общих концепций, принципов и процессов в области трудовой деятельности 

Базовые практические умения и навыки, необходимые для выполнения заданий и решения задач путем отбора и применения базовых методов, инструментов, материалов и информации

Способность нести ответственность за выполнение заданий в трудовой деятельности. При решении задач адаптировать свое поведение к существующим обстоятельствам.

4

Наличие квалификации, навыков, умений, полученных по программам начального профессионального образования (НПО). Практический опыт.

Не ниже основного общего или среднего общего образования.

От 12 до 36 месяцев

Диплом о начальном профессио-нальном образовании

Знание основных концепций и технологий в области профессиональной деятельности.

Общие понятия о планировании и организации труда

Общие и  специаль­ные умения и на­вы­ки, необходи­мые для решения  стандартных про­фессиональных проблем,  и осоз­нание границ этих умений

Способность взять на себя ответствен­ность за выполнение профессиональных задач; адаптиро­­вать свое поведение к существующим обстоятельствам

5

Наличие квалификации, навыков, умений,  полученных по программам среднего профессионального образования  (СПО). Практический опыт

Основное или общее среднее образование.

не менее 120 кредитов

Диплом о сред­нем профессио­нальном образовании.

Владение глубоки­ми профессиональ­ными знаниями, включающими понимание границ возможного и путей дальнейшего саморазвития

Наличие умений и навыков анализа своей профессио­наль­ной деятель­ности, системного подхода, творчес­кого решения абстрактных задач; устойчивость познавательных интересов.

Самостоятельная профессиональная деятельность, пред­полагающая поста­новку целей и задач собственной работы. Управление в усло­виях непред­ск­азу­е­мых измене­ний, на­вы­ки оценки ситуа­ции и само­оценки.

6

Наличие квалификации, навыков, умений,  полученных по программам высшего профессионального образования (ВПО) с присвоением академической степени бакалавра. Практический опыт

Общее среднее   или СПО.

240 кредитов

диплом бакалавра

Знание и понима­ние теоретических основ и фундамен­тальных принци­пов в области профессиональной деятельности, достаточные  для выполнения трудо­вых функций и для достижения следу­ющих уровней квалификации

Умения и навыки инновационной деятельности, решения сложных задач в условиях неопределенности. Профессиональ­ный подход к своей работе или роду занятий

Умение взять ответственность за постановку целей и принятие решений на уровне подразделения или организации. Способность к самообучению и обучению подчиненных.

Наличие квалифи­ка­ции, навыков, уме­ний,  полученных по программам выс­шего профессио­наль­ного образования (ВПО)  с присвоением квали­фи­кации специалиста. Практический опыт.

Общее среднее   или  СПО.

300 кредитов

диплом специалиста

Глубокие знания в области профессиональной деятельности, критическое понимание теорий и принципов

Умения практи­чес­кого применения теоретических знаний, самостоя­тельного анализа имеющихся задач, выбора методов их решения, анализа  полученных результатов

Способность управ­ления проектом или сложными произ­вод­ственными про­цессами. Ответ­ст-ве­нность за при­нятие решений на уровне подразделе­ния или  организации.

Наличие квалификации, навыков, умений,  полученных по программам высшего профессионального образования (ВПО) с присвоением академической степени магистра. Практический опыт.

ВПО (бакалавриат),

ВПО (специалитет)

120 кредитов

диплом магистра

Знание и понима­ние теоретических основ, принципов и методов решения практических и научных задач в области професси­о­нальной подго­то­в­ки. Способ­ность к нестандартному ре­­шению сложных задач и проблем, вы­движе­нию новых идей в ходе прак­ти­ческой деятель­нос­ти или исследования

Умение решать сложные исследо­вательские и инно­вационные  в ши­роком междисци­плинарном кон­тексте, а также генерировать новые знания.

Ответственность на уровне отдела или организации за определение общей  стратегии, управление процессами в условиях неопределенности, ответственность за  профессиональной рост коллектива.

8

Наличие квалификации, навыков, умений,  полученных по программам PhD и аспирантуры. Практический опыт.

ВПО (специалитет) или

ВПО (магистратура).

                       

180 кредитов

диплом  PhD,

диплом кандидата наук

Новейшие систем­ные знания в обла­с­ти  обучения/ ис­следований;   по­ни­­мание фунда­ме­н­тальных прин­ци­пов и методов  на­у­чной и творче­с­кой деятельности;

Владение междис­ци­плинарным под­ходом.

Умение оценить актуальность проб-лемы, соста­вить и реализовать план исследова­ния в соответствии с принятыми акаде­мическими крите­риями. Владение

самыми современ­ными навыками и технологиями  ре­шения критически важных проблем науки и инноваций. Способность гене­рировать новые и переосмысливать существующие  знания.

Ответственность в масштабе предприя-тия или отрасли. 

Высокий уровень автономии, профессиональная порядочность, высокий уровень мотивации к генерации новых идей. Руководство профессиональным развитием людей и групп

9

Наличие квалификации, навыков, умений,  полученных в докторантуре. Практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом, меж-отраслевом и международном уровнях.

PhD или аспирантура

36 месяцев

диплом доктора наук

Системные знания межотраслевого и междисциплинарного характера, не­обходимые для ру­ководства науч­но-исследовательской и инновационной деятельности, соз­дания и синтеза новых фундамен­таль­ных знаний.

Умение решать про­б­лемы методо­логического, про­ектного и иссле­довательского ха­рактера, связан­ных, в частности, с повышением эф­фек­тивности про­изводственных или исследовательских процессов. Навыки руко­водства науч­ными коллектива­ми, подготовки научных кадров.

Полная автоном­ность в научной деятельности.

Способность стратегического руководства большими научными или производственными коллективами.

Ответственность за результат деятельности на уровне предприятия или отрасли, на международном уровне

 

Национальная рамка квалификаций Кыргызской Республики: Методология и структура

Базовые предпосылки и методика построения отраслевой рамки квалификаций в Кыргызстане

FaLang translation system by Faboba

Анонс мероприятий

Образование в цифрах

Потребность в педагогических кадрах

Потребность в педагогических кадрах

Потребность в учителях